Навигация по странице:Урок 5. Ответствен ли Печорин за свою трагическую судьбу Комментированное чтение повести «Фаталист»Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени»Тест по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Ответы: 1 в; 2 б; 3 б, в; 4 а; 5 в; 6 в; 7 а; 8 в; 9 в; 10 а, в., 11а, 12а, 13в, 14а, 15б, 16 гежабвд, 17в, 18бУрок 6. Контрольное сочинение-рассуждение по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
|
Урок по Лермонтову. Урок. Тема Роман Герой нашего времени
Вывод
Печорин полон интереса и к людям, и к природе, и к себе самому. Он ищет новых впечатлений и приключений, следуя зову свободной воли, испытывая свой ум, проницательность и находчивость. Познавая себя, он ищет смысла жизни. Но, дитя испорченного века, он заражен индивидуализмом и, пытаясь отделить себя от «водяного общества», все же остается его порождением, убеждаясь в бессмысленности бытия (все его поступки лишь разрушают, а не созидают) и невозможности найти жизненную цель.
Своеобразие жанра повести. Мастерство "дневниковых" страниц романа: художественная выразительность описаний, безыскусность диалогов и "исповедей" героя, глубокий психологизм, богатство интонаций.
|
| 7 этап: Домашнее задание
|
|
| Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
| Читать повесть «Фаталист»
|
|
| 8 этап: Рефлексия. Итог урока
|
|
| Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.
Оценить работу учащихся
| Индивидуальная
«Рисунок по шаблону»
1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов
2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….
|
|
| Урок 5. Ответствен ли Печорин за свою трагическую судьбу? Комментированное чтение повести «Фаталист»
|
|
| Технология изучения темы. 1 этап: Организационный
|
|
| Задачи
| Учебное задание
| Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу
|
| 2 этап: Целеполагание и мотивация
|
|
| Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему
|
|
|
| 3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация
|
|
| Выявить пробелы в знаниях уч-ся
Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы
Актуализировать знания учащихся о повести «Фаталист»
| Печорин и "Фаталист" — сюжетно-психологическая кульминация романа.
— Какое впечатление произвела повесть?
— Чем она не похожа на другие повести романа?
— К кому из героев повести относится определение, вынесенное автором в заглавие повести?
— Как поняли спор Печорина с Вуличем и каков ее исход?
— Как понимаете слова Печорина: "Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера — напротив: что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерть неминуема!"?
|
|
| 4 этап: Первичное усвоение материала
|
|
| Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Продолжить знакомство с личностью М. Горького и его творчеством.
| Проблема судьбы поднимается в романе постоянно. Она имеет основное значение. Слово «судьба» упоминается в романе до «Фаталиста» — 10 раз, 9 раз — в «Журнале» Печорина.
Повесть «Фаталист», по точному определению И. Виноградова, «своего рода «замковый камень», который держит весь свод и придает единство и полноту целому...»
Она демонстрирует новый угол зрения главного героя: переход к философскому обобщению кардинальных проблем бытия, занимающих ум и сердце Печорина. Здесь философская тема исследуется в психологическом разрезе.
Фатализм - это вера в предопределенную, неотвратимую судьбу. Фатализм отвергает личную волю, человеческие чувства и разум.
Проблема судьбы, предопределения, волновала современников Лермонтова, да и людей предыдущего поколения. Об этом упоминалось в «Евгении Онегине»:
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду —
Все подвергалось их суду.
Печорина тоже волновала эта проблема. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека? (Чтение фрагмента со слов: «Я возвращался домой пустыми переулками...»)
|
|
| 5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений
|
|
| Показать мастерство Горького в создании образов рассказа; выявить особенности композиции произведения; развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.
Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
| Беседа по вопросам:
- В чем суть спора Вулича и Печорина? Что при всех расхождениях взглядов сближает героев? (У Вулича «только одна страсть... страсть к игре». Очевидно, она была средством заглушить голос страстей более сильных. Это сближает Вулича с Печориным, который тоже играет собственной и чужой судьбой и жизнью. Всю жизнь Вулич стремился вырвать у судьбы свой выигрыш, оказаться сильнее ее, он не сомневается, в отличие от Печорина, в существовании предопределения и предлагает «испробовать на себе, может ли человек свободно располагать своею жизнью, или каждому.., заранее назначена роковая минута».)
- Какое впечатление произвел выстрел Вулича на Печорина? (Чтение со слов: «Происшествие того вечера произвело на меня довольно глубокое впечатление...» до слов: «Такая предосторожность была очень кстати...»)
- Поверил ли после этого случая Печорин в судьбу? (Анализ центрального эпизода повести.) (У Печорина нет готовых ответов на вопросы, связанные с существованием или отсутствием заранее предначертанной человеческой судьбы, предопределения, но он понимает, что характер имеет немалое значение в судьбе человека.)
- Как ведет себя Печорин? Какие выводы делает из анализа ситуации? (Анализируя свое поведение, Печорин говорит, что он «вздумал испытать судьбу». Но при этом он действует не наобум, вопреки рассудку, хотя и не из одних рассудочных соображений.) (Чтение со слов: «Велев есаулу завести с ним разговор...» до слов: «Офицеры меня поздравляли — и точно, было с чем!»)
- С чем же поздравляли офицеры Печорина? (Печорин совершает, несомненно, героический поступок, хотя это и не подвиг где-нибудь на баррикадах; он впервые жертвует собой ради других. Свободная воля человека соединилась с «всеобщим», человеческим интересом. Эгоистическая воля, ранее творившая зло, теперь становится доброй, лишенной корысти. Она наполняется общественным смыслом. Таким образом, поступок Печорина в финале романа открывает возможное направление его духовного развития.)
- Как сам Печорин оценивает свой поступок? Хочет ли он покорно следовать судьбе? (Печорин не стал фаталистом, он сам отвечает за себя, он видит свою ущербность, трагедию, осознает ее. Он не хочет, чтобы за него кто-то решал его судьбу. Именно поэтому он личность, герой. Если и можно говорить о фатализме Печорина, то только как об особом, «действенном фатализме». Не отрицая наличия сил, определяющих жизнь и поведение человека, Печорин не склонен на этом основании лишать человека свободы воли.)
- Верит ли в судьбу Максим Максимыч? В чем смысл его ответа на вопрос о предопределении? (В ответе Максима Максимыча и позиции Печорина появляется сходство: оба они привыкли надеяться на себя и доверяться «здравому смыслу», «непосредственному сознанию». В такой общности героев нет ничего удивительного: оба они бесприютны, одиноки, несчастны. В обоих сохранились живые, непосредственные чувства. Так в финале романа сближаются интеллектуальная натура Печорина и народная душа Максима Максимыча. Оба обращаются к одной и той же действительности, начиная доверяться своим нравственным инстинктам.)
- Так кто же фаталист? Вулич, Печорин, Максим Максимыч? Или Лермонтов? (Вероятно, каждый по-своему. Но фатализм Печорина (и Лермонтова) не тот, который укладывается в формулу: «своей судьбы не минуешь». У этого фатализма формула иная: «Не покорюсь!» Он не делает человека рабом судьбы, а прибавляет ему решимости.)
- Как меняется отношение Печорина к любви? (Печорин уже не ищет наслаждения в любви. После случая с Вуличем он встречает «хорошенькую дочку» старого урядника, Настю. Но вид женщины не трогает его чувств — «но мне было не до нее».)
- Почему эта повесть оказывается в романе последней, несмотря на то, что хронологически ее место иное? (Повесть подводит итог философскому осмыслению жизненного опыта, выпавшего на долю Печорина.)
Таким образом, тема судьбы выступает в романе в двух аспектах.
1. Судьба понимается как сила, предопределяющая всю жизнь человека. В этом смысле она непосредственно с человеческой жизнью не связана: сама человеческая жизнь своим существованием лишь подтверждает начертанный где-то на небесах закон и послушно исполняет его. Жизнь человека нужна только затем, чтобы оправдать смысл и цель, уготованные ей заранее и от личности независимые. Личная воля поглощается высшей волей, теряет свою самостоятельность, становится воплощением воли провидения. Человеку только кажется, что он действует, исходя из личных потребностей своей натуры. На самом деле у него личной воли нет. При таком понимании судьбы личность может либо «угадать», либо не «угадать» свое назначение. Личность вправе снять с себя ответственность за жизненное поведение, так как изменить судьбу она не может.
2. Судьба понимается как сила социально обусловленная. Поведение человека хоть и определяется личной волей, но сама эта воля требует объяснения, почему она именно такая, почему личность поступает именно так, а не иначе. Личная воля не уничтожается, она не выполняет заданную программу. Таким образом, личность освобождается от предначертанной на небесах нормативности, стесняющей ее волевые усилия. Ее активность получает основание во внутренних свойствах личности.
В «Фаталисте» все офицеры находятся в равных условиях, однако только Печорин бросился на убийцу Вулича. Следовательно, обусловленность обстоятельствами носит не прямой, а опосредованный характер.
Повесть «Фаталист» сводит воедино духовные искания Печорина, в ней синтезированы его размышления о личной воле и о значении объективных, независимых от человека обстоятельств. Здесь ему предоставлен случай «испытать судьбу» еще раз. И он направляет свои лучшие духовные и физические силы, выступая в ореоле естественных, природных человеческих достоинств. Герой испытывает в первый и последний раз доверие к судьбе, и судьба на этот раз не только щадит его, но и возвышает. А это значит, что действительность не только порождает трагизм, но также красоту и счастье.
Фатальная предопределенность человеческой судьбы рушится, но остается трагическая социальная предопределенность (невозможность найти свое место в жизни).
|
|
| 6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений
|
|
| Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы
| - Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"? "Наше время" - это чьё?
(Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова.)
- "Герой нашего времени" - первый в русской прозе "личный" (по терминологии, принятой во французской литературе) или "аналитический" роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека - его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.
Печорин - личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.
- Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал "Героя нашего времени"? (Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в "Предисловии" к "Журналу Печорина": "История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…")
- Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она? (Все элементы композиции лермонтовского романа строго подчинены основной идейно-художественной задаче, которую поставил перед собой автор: написать "историю души человеческой", написать социально-психологический роман. В центре композиции находится главный герой романа Печорин, которого автор и называет - не без горькой иронии - "героем нашего времени". Все другие персонажи, представляя и сами по себе художественную и историко-познавательную ценность, объясняют вместе с тем так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)
- Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации? (Белинский писал: "Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью". А далее он пояснил: "Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать".)
- С чем связана смена рассказчиков? (В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин. Ю.М. Лотман пишет: "Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя".)
- Как испытывает автор своего героя? (Автор испытывает своего героя, проводя его через испытания, связанные с опасностью и любовью.)
Рассмотрение образа рассказчика с точки зрения Максима Максимыча. Автор подвергает героя испытанию любовью.
- Рассмотрим точку зрения первого рассказчика - Максима Максимыча. Что его удивляет в характере героя? ("Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен…")
- Как вы объясните значение слова "странный"? (Этим скупым определением "странен" в устах ближайшего товарища Печорина Лермонтов показывает, насколько характер героя был сложен для понимания, поэтому писатель отказывается от его прямой характеристики. В герое чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за свою любовь - и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты. Он слишком часто скучает. Когда Бэла умирает, Печорин вне себя, а похоронив её, неожиданно смеётся. А потом долго болеет.)
- Читая исповедь Печорина в повести "Бэла", какие черты характера этого героя вы можете выделить? (Решительность, глубокий ум, неукротимая энергия, поиск применения своих сил, смелость - отличительные черты Печорина.)
- Почему, полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия? ("Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и просторечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…" В этой любви Лермонтов впервые открывает двойственность своего героя, выразив её в одной реплике: "Я отдам за неё (Бэлу) жизнь - только мне с нею скучно". Детское неприятие скуки и зрелая готовность расстаться с жизнью ставит читателя в тупик.
Белинский писал: "Сильная потребность любви часто принимается за самую любовь, если представится предмет, на который она может устремиться; препятствия превращают её в страсть, а удовлетворение уничтожает. Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил зараз, не оставив в нём ни капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его…".)
- В чём он видит причину своей внутренней опустошённости? ("…во мне душа испорчена светом…")
Рассмотрение характера героя в повести "Княжна Мери".
- Мы знаем, что испытания любовью на этом не заканчиваются. Давайте нарушим последовательность изложения, обратимся к повести "Княжна Мери". Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится? (Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. " А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы". Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм, даже жестокость. Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Ведь если все начнут нарушать нравственные законы, будет возможна любая жестокость. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)
- Но так ли его душа черства? Разве он не способен оценить красоту природы? ("Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синё - чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?.."
Человек, видящий гармонию природы, не может быть бездушным. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек.)
- Как вы думаете, способен ли Печорин любить? ("Давно забытый трепет пробежал по моим жилам…" "Сердце его сжалось…" Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. Но и для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Различие мы видим в том, что в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца в любви, не только берёт, но и отдаёт часть самого себя. В особенности это качество Печорина проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. "Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать её уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! - одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразить моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!" Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям, что, как показал Л. Толстой в своей автобиографической трилогии, дано от природы каждому ребёнку в детстве.)
- Как это его характеризует? (Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. "Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". "У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку".)
- Автор вводит в произведение ряд женских образов, чтобы мы увидели отношение Печорина к ним. Почему же он так несчастлив в любви?
- Обратите внимание на благородство героя, несмотря на его потребительское отношение к женщине, даже эгоизм, он вступается за её честь, не позволяет себе ни одного низкого слова в их адрес.
Психологический портрет Печорина. Герой в оценке второго рассказчика - странствующего офицера.
- Кто нам представляет Печорина в главе "Максим Максимыч"? (Продолжает повествование условный автор, "публикатор" дневника Печорина.)
- Что увидел странствующий офицер в облике Печорина? (Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека.
"…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…"
"…он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера…"
"…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…"
"…его кожа имела какую-то женскую нежность…"
"…усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…"
"…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти".
"… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…".)
- Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе. Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование. Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя.
- Какова роль портрета Печорина? (Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погружённости в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина - ключ к пониманию его отчуждённости при встрече с Максимом Максимычем.)
- Можем ли мы говорить о жестоком отношении Печорина к Максиму Максимычу? ("…он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку". Но может быть, он просто не хотел, чтобы кто-то вторгался в его внутренний мир? " А помните наше житьё-бытьё в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять…А Бэла?.. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…" Не от Максима Максимыча бежит Печорин, - он бежит от своих невесёлых мыслей. Диалог показывает, что изменилось в герое после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, он стал более замкнут.)
- Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь - и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)
Характер Печорина в оценке самого героя. Испытание героя опасностью.
- Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя? (Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь отмечал: "Я пишу не повесть, а путевые записки"), то следующие повести - это дневник Печорина.
Дневник - это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет "этот журнал…для себя", поэтому столь открыт в их описании.)
- Из каких частей состоит " Журнал Печорина"? (Три главы романа - "Тамань", "Княжна Мери" и "Фаталист" - части "Дневника Печорина".)
- Кто нам представляет героя? (Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)
- Какие особенности характера героя раскрываются в повести "Тамань"? (Интерес к новому кругу людей, надежда на романтическое приключение, авантюризм.)
- Почему его постигает горечь разочарования? ("Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!..")
- В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина? (Повести " Княжна Мери".)
- Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов? (Среда, окружающая героя, - это люди, равные ему по социальному происхождению.)
- Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным? (Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально.)
- Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека? (Печорину неприятна манера Грушницкого произносить "готовые пышные фразы… производить эффект…". "Я его также не люблю, я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать".)
- Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?(Умение понять внутреннюю суть человека.)
- Почему столкновение между Печориным и Грушницким неизбежно? (Грушницкий своего рода " двойник" Печорина. Надев на себя маску разочарованности, тоски, он играет роль необычного человека.
"Он говорит скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…"
"Производить эффект - их наслаждение".
"…спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает".
"Его цель - сделаться героем романа".
Поведение Грушницкого не только безобидное и смешное. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краёв наполненная самодовольством.)
- Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли? (Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения. Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: "…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи".)
- Испытывает ли герой торжество победителя? (Печорину тяжело: "У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…")
- С какой целью автор вводит образ Грушницкого? (Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя.)
Жизненная философия героя.
- Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия. Что же он считает для себя едва ли не единственным удовольствием в жизни? ("…первое моё удовольствие - подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и величайшее торжество власти…")
- Какую оценку он даёт себе в дневнике? (Печорин не щадит себя, прежде всего это честность перед собой, самокритичность, но при этом он не стремится что-то изменить.)
- Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?(" А что такое счастье? Насыщенная гордость?")
- К чему ведёт гордость, взлелеянная в человеке? (Рядом не окажется настоящих друзей, понимающих людей.)
- Что же такое дружба в понимании Печорина? ("… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный…" Настоящих друзей у Печорина нет.)
- К чему может привести гордость, отсутствие друзей?(Конечно же, к одиночеству. Печорин представляется нам не просто героем своего времени, а трагическим героем".)
- За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?("… зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни". Благородные стремления, по мнению героя, - самое значительное в жизни человека.)
- Почему Печорин не может найти смысла в жизни? ("Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою", - отмечает В. Г. Белинский. Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)
- Как таких людей называют в литературе? (Печорина можно назвать "лишним" человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь. Печорин - герой последекабрьской, трагической эпохи. Действительность не предлагала ему настоящего дела, люди, подобные Печорину, "кипели в действии пустом".)
- Это герой того времени, что бы мы взяли в наше время? Какие черты характера необходимы герою нашего времени?
Черты романтизма и реализма в романе «Герой нашего времени»
Черты романтизма
| Черты реализма
| 1. Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью — главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» — говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)
| 1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей
| 2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов
| 2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, размышлениям о нравственных и философских проблемах, анализу своих переживаний, мотивам поведения, что характерно для психологического романа
| 3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина, бесполезность его исканий
| 3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнения о нем других лиц
| 4. Печорин — личность исключительная, но он жертва века, зараженная индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина
| 4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется
| Вывод: В современном лермонтоведении доказано, что роман «Герой нашего времени» сочетает в себе черты и романтического, и реалистического произведения
Тест по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1. Как вы определите тему романа?
а) тема «лишнего человека», б) тема взаимодействия незаурядной личности с «водяным обществом»,в) тема взаимодействия личности и судьбы.
2. Как бы вы определили основной конфликт романа?
а) конфликт героя со светским обществом, б) конфликт героя с самим собой, в) конфликт Печорина с Грушницким.
3. Зачем понадобилось Лермонтову нарушать хронологическую последовательность повестей?
а) чтобы показать развитие героя, его эволюцию, б) чтобы выявить в Печорине сердцевину его характера, не зависящую от времени, в) чтобы показать, что Печорин всю жизнь мучается одними и теми же проблемами.
4. Почему роман имеет такую композицию?
а) такая система повествования соответствует общему принципу композиции романа — от загадки к разгадке, б) такая композиция позволяет разнообразить повествование.
5. Почему последней повестью романа является «Фаталист»?
а) потому что он хронологически завершает сюжет, б) потому что перенесение действия в кавказский аул создает кольцевую композицию, в) потому что именно в «Фаталисте» ставятся и решаются главные для Печорина проблемы: о свободной воле, судьбе, предопределении.
6. Можно ли назвать Печорина фаталистом?
а) с некоторыми оговорками, б) нельзя, в) Печорин сам не знает, фаталист он или нет.
7. Можно ли назвать Печорина «лишним человеком»?
а) он лишний для общества, в котором живет, но не лишний для своей эпохи — эпохи анализа и поисков, б) Печорин — «лишний человек» прежде всего для самого себя, в) Печорин во всех отношениях «лишний».
8. Положительный или отрицательный герой Печорин?
а) положительный, б) отрицательный, в) нельзя сказать однозначно.
9. Чего больше в характерах Онегина и Печорина — сходства или различия?
а) больше сходства, б) есть сходство, но много и различий, в) это совершенно разные характеры в разных обстоятельствах.
10. Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?
а) жизнь ему надоела, б) по малодушию, в) он понял, что не нашел и не найдет своего высокого предназначения в жизни.
11. Михаил Юрьевич Лермонтов жил:
а. В 1814—1841 гг. б. В 1824—1849 гг.в. В 1812—1837 гг.
12. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»:
а. Романтизм. б. Критический реализм. в. Сентиментализм. г. Просветительский реализм. д. Классицизм.
13. Тема художественного произведения — это:
а. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.
б. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения.
в. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нем писателем.
14. Определите идею романа «Герой нашего времени»:
а. Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии. б. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.
15. В чем трагедия Печорина:
а. В конфликте его с окружающими. б. В неудовлетворенности окружающей действительностью и в свойственном ему индивидуализме и скептицизме. В ясном понимании им своей противоречивости, пропасти между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский). в. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям. г. В эгоистичности.
16. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий в «Герое нашего времени».
а. «Бэла». б. «Максим Максимыч».в. Предисловие к журналу Печорина. г. «Тамань». д. Окончание журнала Печорина.
е. «Княжна Мери». ж. «Фаталист».
17. По характерным признакам определите, к какому жанру относится произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:
а. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение, рассказывающее о каком-либо событии. б. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой. в. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.
18. Печорина звали:
а. Максим Максимыч. б. Григорий Александрович.в. Сергей Александрович. г. Александр Григорьевич.
19. Г. М. Фридлендер пишет: «Печорин одновременно актер и режиссер своей жизненной драмы; попадая в новые обстоятельства, он каждый раз ставит новую пьесу, в которой сам же герой играет главную роль. Каждая новелла является очередной такой «пьесой», поставленной и разыгранной самим героем». Какая из поставленных и сыгранных Печориным «пьес» ему больше всего удалась? В какой из ролей он показывает свое истинное лицо?
Ответы: 1 в; 2 б; 3 б, в; 4 а; 5 в; 6 в; 7 а; 8 в; 9 в; 10 а, в., 11а, 12а, 13в, 14а, 15б, 16 гежабвд, 17в, 18б
|
|
| 7 этап: Домашнее задание
|
|
| Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
| Подготовиться к сочинению
|
|
| 8 этап: Рефлексия. Итог урока
|
|
| Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока. Научить соотносить собственный результат с поставленной целью.
Оценить работу учащихся
| Индивидуальная
«Рисунок по шаблону»
1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов
2-й вариант: Я ….. своей работой на уроке. Мне удалось….. у меня не получилось…. Я хочу….
|
|
| Урок 6. Контрольное сочинение-рассуждение по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
|
|
| Технология изучения темы. 1 этап: Организационный
|
|
| Задачи
| Учебное задание
| Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу
|
| 2 этап: Целеполагание и мотивация
|
|
| Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему
|
|
|
| 4 этап: Первичное усвоение материала
|
|
| Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Ознакомить учащихся с планом сочинения
| Онегин и Печорин
I. Вступление
Сравнительная характеристика образов. Между героями романов Пушкина и Лермонтова много общего, но есть и существенные различия.
II. Главная часть
1. Общее:
а) происхождение и социальное положение. Оба героя — дворяне, люди достаточно обеспеченные, избавленные от необходимости трудиться.
б) и Онегин и Печорин — незаурядные личности; по сравнению со «средним» уровнем светского общества они гораздо умнее, гораздо тоньше чувствуют, наделены восприимчивой душой и одновременно трезвым рассудком, благодаря чем) хорошо знают людей.
в) незаурядность героев Пушкина и Лермонтова проявляется в их разочаровании в светском обществе и его идеалах. (Характеристика Онегина в конце первой главы и сопоставление его с обобщенным образом заурядного человека: «Блажен, кто смолоду был молод…» (VIII гл. 10 стр.). Монолог Печорина в повести «Бэла», его воспоминания о прошедшей молодости в повестях «Княжна Мери» и «Фаталист»). Как личности в высшей степени незаурядные, Онегин и Печорин разочарованы не только в светском обществе, но и в жизни вообще: в людях, в дружбе, в любви, в возможности счастья и т.п.
г) оба героя не могут найти ни смысла, ни своего места в жизни, ни хотя бы дела по душе (попытки Онегина читать, писать, «порядок новый учредить»; размышления Печорина о том, что он «не угадал» своего предназначения в «Княжне Мери»). Это дало основание Белинскому объединить Онегина и Печорина в один тип «страдающих эгоистов» и «лишних людей».
2. Однако между Онегиным и Печориным есть и существенные различия:
а) Онегин давно перестал искать в жизни цель и смысл: он уверен, что их нет и быть не может. Поэтому он не предпринимает никаких попыток деятельности, ему все — все равно. Он почти одинаково равнодушен и к трогательному объяснению Татьяны, и к нелепой дуэли с Ленским. Правда, он «томится в бездействии досуга», но и променять его на что- нибудь другое не хочет.
Печорин же активно ищет смысл жизни и свое предназначение в ней. Он деятелен, а не ленив, как Онегин. Душа Онегина «холодная и ленивая», душа Печорина непрестанно в кипении и действии. Онегин — скептик, Печорин — энтузиаст и романтик.
б) Пушкин и Лермонтов приводят своих героев к совершенно разным жизненным итогам. Пушкин в конце романа совершенно неожиданно дает своему герою возможность возрождения в страстной и нерассуждающей любви к Татьяне.
Финал пушкинского романа принципиально открыт: как сложится жизнь героя после рокового объяснения, мы не знаем, да это уже и не так важно. Лермонтов же приводит Печорина к отчаянию («Максим Максимыч») и сообщает нам о его смерти. По-видимому, Печорин так и умер, не найдя в жизни ничего, что могло бы стать для него смыслом и целью.
III. Заключение
Как сходства, так и различия между Онегиным и Печориным чрезвычайно важны для понимания авторской позиции в романах Пушкина и Лермонтова. Пафос пушкинского романа — доверие к жизни и сдержанный оптимизм, пафос романа Лермонтова — это прежде всего трагизм.
|
|
| 5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений
|
|
| Самостоятельная работа над созданием сочинения
|
|
|
| 7 этап: Домашнее задание
|
|
| Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
| Сообщение о Гоголе
|
|
| 8 этап: Рефлексия. Итог урока
|
|
| Обеспечить самоанализ учащимися их деятельности на уроке и полученных новых знаний по теме урока.
| Индивидуальная. «Рисунок по шаблону»
1-й вариант: Выбор смайлика из предложенных вариантов
|
|
| Предисловие
В кратком предисловии к роману Лермонтов стремится объяснить читателю, что в книге написан портрет всего поколения, а не одного человека. Общество впитало в себя множество пороков. Свою задачу писатель видит в том, чтобы вскрыть их. Однако рецептов лечения общества у Лермонтова нет.
|
|
|