|
Урок по Лермонтову. Урок. Тема Роман Герой нашего времени
Раздел
| М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (5+1 ч)
|
|
| Тема
| Роман «Герой нашего времени». Портрет поколения 30-х годов XIX в. в романе Виновен ли Печорин в гибели Бэлы? Аналитическое чтение повести «Бэла» Почему Печорину нет дела «до радостей и бедствий человеческих»? Проблемный анализ повестей «Максим Максимыч» и «Тамань» Есть ли место милосердию в столкновении сильной личности с посредственностью? Анализ повести «Княжна Мэри» Ответствен ли Печорин за свою трагическую судьбу? Комментированное чтение повести «Фаталист» Контрольное сочинение-рассуждение по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
|
|
| Цели и задачи
| Дать понятие об особенностях русского реалистического психологического романа, о его жанровом и композиционном своеобразии, проблематике и системе образов Рассмотреть место и значение повестей в романе, проследить, как на фоне жизни простых людей резко выступает противоречивость Печорина; углубить представления учащихся о приемах и средствах изображения героев в художественном произведении Обобщить представления об основном конфликте повести, выявить причины его возникновения Помочь учащимся понять, почему роман завершается этой новеллой; выявить авторское отношение к своему герою и понять причины трагедии Печорина Проверить умение строить письменное продуктивное высказывание, уместно использовать цитаты, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, организовать текст композиционно
|
|
| Термины и понятия
| Социально-психологический роман. Композиция как одно из средств выражения художественной идеи. Психологический пейзаж. Социально-психологический роман. Философский роман. Роман-исповедь.Роман-путешествие
|
|
| Планируемый результат
| Личностные умения
| Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи
|
|
| Межпредметные умения
| Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата.
|
|
| Предметные умения
| Знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст. Читать выразительно
|
|
| Организация образовательного пространства
| Межпредметные связи
| Русская культура, история
|
|
| Ресурсы (оборудование)
| Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты
Демонстрационные: иллюстрации
Интегративные: презентация PowerPoint, аудио-, видеозапись
|
|
| Формы и методы работы
| Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон»
|
|
| Урок 1. Роман «Герой нашего времени». Портрет поколения 30-х годов XIX в. в романе
|
|
| Технология изучения темы. 1 этап: Организационный
|
|
| Задачи
| Учебное задание
| Обеспечить организационное начало урока, психологически подготовить и эмоционально настроить учащихся на работу
|
| 2 этап: Целеполагание и мотивация
|
|
| Мотивировать к изучению темы, стимулировать желание изучать тему
| И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
М. Ю. Лермонтов. «Дума»
|
|
| 3 этап: Проверка домашнего задания. Актуализация
|
|
| Выявить пробелы в знаниях уч-ся
Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы
Актуализировать знания учащихся о романе как жанре литературы
| Дайте определение роману как жанру литературы.
|
|
| 4 этап: Первичное усвоение материала
|
|
| Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение уч-ся изучаемого материала. Рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени» и об откликах на выход произведения
| «Герой нашего времени» — первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской литературе) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека — его душевная и умственная жизнь, рассмотренная изнутри как процесс. Этот художественный «психологизм», характерный для русской и французской литературы 30-х гг., был результатом глубоких общественно-исторических потрясений.
В 1829 г., когда Лермонтову было 15 лет, а Пушкину — 30, надежды на конституцию, республику, освобождение народа рухнули. Николай I запомнил уроки 1825 г. и не только отправил декабристов на виселицу, но и принял меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Деятельность для людей этой эпохи сводилась к повиновению. Атмосфера мысли, споров, надежд сменилась атмосферой страха, безнадежности.
Этот дух скептицизма нашел свое отражение и в образе главного героя романа «Герой нашего времени».
В предисловии к роману Лермонтова очень важны слова о том, что публика «не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения» и что его роман испытал на себе «несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов». Это явный намек на то, что в романе есть какой-то второй, не высказанный прямо или недоговоренный смысл. Надо полагать, что этот второй смысл, Ощущаемый на всем протяжении романа, начиная с его заглавия, заключается в его общественно-исторической теме — в трагедии русской дворянской интеллигенции последекабристского периода. Лермонтов мог только намекать на это; вполне понять эти намеки могли немногие современники, говорить же о них вслух не мог никто. Характерно, однако, что реакционная критика напала на «Героя нашего времени» именно как на общественно-политический роман, будто бы содержащий клевету на русского человека. К сожалению, слишком многое (и иногда самое важное) Лермонтову пришлось обойти молчанием, приглушить или так зашифровать, что критики другого лагеря не все заметили, услышали или отгадали. Ю.Ф. Самарин, например, хотя и был дружен с Лермонтовым, позволил себе записать в своем дневнике от 31 июля 1841 г. (узнав о его гибели) следующие странные, но, видимо, распространенные тогда суждения: «Он умер в ту минуту, как друзья нетерпеливо от него ожидали нового произведения, которым он расплатился бы с Россиею... На нем лежит великий долг, его роман — «Герой нашего времени». Его надлежало выкупить, и Лермонтов, ступивши вперед, оторвавшись от рефлексии, оправдал бы его и успокоил многих». На оценках и истолковании романа сказалась острота позиции, которую занимал Лермонтов, и тем более — острота поднятых им проблем. Роман был прочитан с пристрастием — нестолько как художественное произведение, сколько как своего рода памфлет.
Итак, объектом художественного осмысления в романе стал характер, который стремится философски самоопределиться в действительности.
Печорин — личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х гг.: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.
Перед нами философский роман, в центре которого стоят проблемы: человека и мира, смысла человеческого существования, воли и рока (судьбы), незаурядного дарования и обыкновенной судьбы, бездействия человека, чести, достоинства, любви.
|
|
| 5 этап: Осознание и осмысление учебного материала. Практическое применение знаний и умений
|
|
| Выяснить первоначальные читательские впечатления о романе Лермонтова; остановиться на важнейших особенностях композиции (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).; развивать навыки анализа текста. Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания, установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний.
Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала
| Первоначально Лермонтов озаглавил свой роман «Один из героев начала века». В этом варианте можно усмотреть и полемику с нашумевшим романом французского писателя Мюссе «Исповедь сына века». Предмет художественного изучения Лермонтова не типичное «дитя века», зараженное его болезнью, а личность, наделенная чертами героики и вступающая в борьбу со своим веком. Другое дело, что эта борьба носит трагический характер. В этой редакции слово «герой» звучит без иронии, и, может быть, прямо намекает на декабристов.
В окончательной формулировке («Герой нашего времени») есть иронический оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего», то есть не на личность, а на эпоху
Наличие скрытой полемики с Мюссе есть и в предисловии Лермонтова к роману Мюссе начинает свой роман с заявления, что «многие… страдают тем же недугом», каким страдает он сам. Далее писатель говорит, что он не только изучает болезнь и ее происхождение, но и надеется помочь ее излечению. Лермонтов же как будто с усмешкой отвечает Мюссе: «Но не думайте, однако... чтоб... автор... имел гордую мечту сделаться исправителем людских пороков...» Лермонтов отрицает и то, что он нарисовал в Печорине свой портрет. Наконец, герой романа Мюссе погружается в воспоминания о своих любовных делах, Печорин же мечется в поисках настоящей жизни, настоящей цели — и то и дело оказывается на краю гибели.
Герой в непрерывном движении, и в каждом новом месте его ждет смертельная опасность. В «Тамани» он чуть не погиб от руки «ундины». Проходит месяц — и Печорин оказывается под дулом Грушницкого. Судьба его сберегает, но письмо Веры заставляет героя вскочить на коня и гнать его во весь дух в Пятигорск. После этого он едет в Кисловодск, расстается с Мери — и через час курьерская тройка мчит его из Кисловодска. Действие «Бэлы» происходит во время службы в крепости, куда Печорин сослан за дуэль с Грушницким, а во время службы Печорин на две недели приезжает в казачью станицу — и чуть не гибнет от руки пьяного казака. Потом — Петербург, а потом «Персия и дальше», потом — смерть по дороге из Персии («Предисловие» к «Журналу Печорина»).
Такова хронология событий, но последовательность расположения глав иная: «Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие» к «Журналу Печорина», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». «Обратная» композиция помогает постепенному раскрытию характера главного героя. А наличие двух рассказчиков дает возможность писателю постепенно приближать героя к читателю, постепенно раскрывать его загадку, пока он сам не раскроется в своем дневнике.
Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался первоначально как цельное произведение. В «Отечественных записках» за 1839 г. были опубликованы «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже «Фаталист» с примечанием, что «М. Ю. Лермонтов в непродолжительном времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и ненапечатанных». В 1840 г. там же печатается «Тамань» и следом выходит двумя частями-томиками «Герой нашего времени». Проблемное афористичное название предложил опытный журналист А. А. Краевский взамен первоначального авторского «Один из героев нашего века». «Собрание повестей», объединенных образом главного героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и философским романом, в жанровом отношении освоившим также многочисленные элементы драматического действия, особенно в самой большой и значительной повести — «Княжна Мери».
«Герой нашего времени» — это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия целого исторического периода. Печорин — единственный главный герой (хотя «Евгений Онегин» назван именем одного героя, в нем чрезвычайно важен образ Татьяны, а также и Автора). Его одиночество в романе принципиально значимо. Освещены лишь отдельные эпизоды биографии Печорина; в предисловии к его журналу офицер-путешественник сообщает о толстой тетради, «где он рассказывает всю свою жизнь», но, в сущности, читатель и так получает представление о жизненном пути героя от детских лет до смерти. Это история тщетных попыток незаурядного человека реализовать себя, найти хоть какое-то удовлетворение своим потребностям, попыток, неизменно оборачивающихся страданиями и потерями для него и окружающих, история утраты им могучих жизненных сил и нелепой, неожиданной, но подготовленной всем рассказанным смерти от нечего делать, от его ненужности кому бы то ни было и себе самому.
Большинство читателей и критиков только что вышедшего романа восприняли Печорина как героя вполне отрицательного. Этот уровень понимания проявил и император Николай I. Знакомясь с первой частью произведения, он решил, что «героем наших дней» будет непритязательный, честный (и недалекий) служака Максим Максимыч. Содержание второй части и отнесение заглавной формулы к Печорину вызвали у императора (в письме к жене) раздраженные сентенции: «Такими романами портят нравы и ожесточают характер». «Какой же это может дать результат? Презрение или ненависть к человечеству!» Сам Лермонтов несколько поддался общему настроению и в предисловии ко второму изданию «Героя нашего времени» (1841) заявил, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Но в предисловии к журналу Печорина он был назван именно героем времени. Другое дело, что каково время, таков и герой. Ответ на предполагаемую реакцию читателей — «Да это злая ирония!» — лишь многозначительное «Не знаю». Как и в «Думе», Лермонтов не отделяет себя от своего поколения со всеми свойственными ему пороками. Другие акценты сделал В. Г. Белинский, обратившийся к публике еще суровее, чем автор в общем предисловии. Он сказал о Печорине: «Вы предаете его анафеме не за пороки, — в вас они больше и в вас они чернее и позорнее, — но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которою он говорит о них». Смелая свобода во времена отсутствия свобод и смелости — это ли не признак истинного героя?
Перед ответами учащихся рассмотреть композицию романа и отметить ее особенности.
Сюжетный порядок
| Хронологический (фабульный) порядок
| «Предисловие по всему роману» (1841)
«Бэла»
– Путешествие по военно-грузинской дороге офицера-повествователя с Максимом Максимычем.
– Первая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.
– Переезд через крестовый перевал.
– Вторая часть рассказа Максима Максимыча о Бэле.
– Концовка «Бэлы». заключение от имени офицера-повествователя
| 7
5
8
6
9
| «Максим Максимыч»
– Встреча Максима Максимыча с Печориным.
– Включение сообщения о том, что Печорин умер
| 10
11
| «Предисловие к "Журналу Печорина"»
– Предыстория того, как Печорин попал на Минеральные Воды на Кавказе
| 1
| «Тамань»
– Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью
| 2
| «Княжна Мери»
– Окончание повести – запись, сделанная Печориным по памяти в крепости
| 3
| «Фаталист»
– История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы
| 4
| Фабулой называется совокупность событий в их естественном хронологическом порядке. Фабуле противостоит сюжет: те же события, но в том порядке, в котором о них сообщает автор.
После беседы с учащимися о том, как они представляют себе причины такого расположения частей, на что они, как правило, затрудняются ответить, учитель дает аргументированное пояснение.
Такое построение дает автору возможность:
— максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
— проследить историю его внутренней жизни;
— образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане внутрен-него самораскрытия;
— при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору легче показать свою позицию.
Хронологический порядок расположения повестей:
1. «Тамань».
2. «Княжна Мэри».
3. «Бэла».
4. «Фаталист».
5. «Максим Максимыч».
Лермонтов нарушает порядок повестей. В романе они следуют так:
1. «Бэла».
2. «Максим Максимыч».
3. «Тамань».
4. «Княжна Мэри».
5. «Фаталист».
Последние три повести – это дневник главного героя, история жизни, написанная им самим.
- Почему именно так строит свой роман Лермонтов?
- О чем заставляет задуматься такая композиция?
- В какой форме написаны первые две повести? три последние?
Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его»*.
«Бэла» — романтическая новелла о любви европейца к дикарке. (Ср. с поэмой Пушкина «Цыганы».)
«Максим Максимыч» — реалистическое повествование странствующего офицера о герое, о котором он раньше узнал из рассказов Максима Максимыча.
«Тамань» — романтическая повесть о мимолетном увлечении героя девушкой, которая готовит ему гибель.
«Княжна Мери» — светская повесть с «любовным треугольником», которая заканчивается поединком соперников.
«Фаталист» — фантастическая проза, которой присуща загадочность и вмешательство высших сил.
Поиск авторского «ключа» к роману.
- Чтение и обсуждение «Предисловия» к «Герою нашего времени». Ваше впечатление от лермонтовского «Предисловия»? Почему оно столь иронично? Как создает автор ироничность, даже язвительность «предисловия»? Кто его адресат? Что таит в лермонтовском контексте слово «публика»?
Но в дальнейшем Лермонтов озадачит нас еще больше: вторую часть романа — «Журнал Печорина» — он вновь откроет «Предисловием». Вслушайтесь еще раз в разговор автора с читателем.
- Чтение и обсуждение «Предисловия к «Журналу Печорина». Вас не удивил такой поворот в романе: он ведь «закончен», поскольку «Печорин... умер», но, оказывается, роман-то, по сути, только начинается, к тому же с нового предисловия. Как вы это объясните? И нужно ли еще одно предисловие?
— Сравните два «Предисловия». Почему они столь различны по интонации и смыслу? В какой авторской формуле заключен лермонтовский замысел? Как вы отнеслись к этим «вызывающим» словам автора?
Тезисы:
1. Основной период творчества Лермонтова связан с эпохой 1830-х годов, временем реакции и общественного застоя после поражения декабристского восстания. Эмоциональная характеристика этой эпохи дается в стихотворении «Дума». Черты современников, запечатленные в «Думе», являются характерными и для Печорина. Поэтому «герой нашего времени» — это человек 1830-х годов.
2. Специфична и сложна композиция романа, в котором сочетаются черты романтизма и реализма: это несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков, особая роль пейзажа и предметных деталей.
3. Противостояние Печорина и общества выявляется не в сюжете романа, а в виде «проекции» на внутренний мир героя, изображения состояний его души, хотя события основаны на реально-историческом контексте. Поэтому «Герой нашего времени» считается первым русским социально-психологическим романом.
4. Противоречивость — главная черта характера Печорина, в образе которого соединились незаурядность личности, стоящей выше окружающего его общества, сила и одаренность его мыслящей и энергичной натуры, реализующейся в активном самоанализе. Смелость и честность его характера сочетаются с безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. Герой неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. Но стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение.
5. Основные черты образа Печорина помогает раскрыть система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя.
|
|
| 6 этап: Проверка уровня усвоения знаний и умений
|
|
| Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы
| Роман «Герой нашего времени» — уникальное явление в русской литературе. Главное внимание автор уделяет не событиям и приключениям героя, который обладает незаурядным умом и отличается от окружающих тем, что всех людей подвергает нравственной проверке, а истории его души, причинам и мотивам его поведения. Самоанализ героев подвергается в романе тщательному анализу автора или рассказчика, что говорит о том, что это психологический роман. Автор показывает и социальные отношения русских и горцев рисуя разные типы офицеров русской армии, сражавшихся на Кавказе. В романе отразились и кавказские впечатления самого Лермонтова.
Сюжет и композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (План)
| |
|
|