Главная страница
Навигация по странице:

  • .Тема 6. Технология проектного обучения

  • Основные принципы организации игры

  • Тема 10. Здоровье сберегающие технологии в педагогическом процессе школы

  • Основная литература

  • Дополнительная литература

  • Современные образовательные технологии лекции. Конспект лекций. Тема Теоретические характеристики современных образовательных технологий


    Скачать 135.49 Kb.
    НазваниеТема Теоретические характеристики современных образовательных технологий
    АнкорСовременные образовательные технологии лекции
    Дата17.10.2020
    Размер135.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект лекций.docx
    ТипДокументы
    #143650
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Методы постановки учебной проблемы

    Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

    Таблица 2.

    Приемы создания проблемной ситуации

    Побуждение к осознанию противоречия


    Побуждение

    к формулированию

    проблемы


    1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты,

    теории, мнения

    . -Что вас удивило?

    -Что интересного заметили?

    - Какие факты налицо?


    Выбрать подходящее:

    Какой возникает вопрос?

    Какая будет тема урока?


    2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал

    . -Вопрос был один? А сколько мнений?

    Или Задание было одно? А как его выполнили?

    -Почему так получилось? Чего мы не знаем?


    3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими

    . -Вы смогли выполнить задание? В чем

    затруднение? Чем это задание не похоже

    на предыдущие?


    Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

    Суть метода «сообщение темы с мотивирующим приемом» заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
    Методы поиска решения учебной проблемы

    Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения(призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается

    Структура диалога

    Побуждение к выдвижению гипотез

    Побуждение

    к проверке гипотез

    устной

    практической


    Общее

    побуждение


    -Какие есть

    гипотезы? -

    Согласны с этой гипотезой? Почему?

    -Как можно проверить эту гипотезу?

    Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

    Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и технические средства обучения. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.

    Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.

    .Тема 6. Технология проектного обучения

    Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В основе этой системы лежат идеи Дж. Дьюи.

    Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX в. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.

    Под проектным методом имеется в виду система действий педагога и учащихся по разработке проекта. Н.Г. Чернилова рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

    Исходные теоретические позиции проектного обучения:

    1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

    2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

    3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

    4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

    5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

    Классификация учебных проектов (по Э.У. Коллингсу):

    1. Проекты игр – различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель – участие детей в групповой деятельности.

    2. Экскурсионные проекты – целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

    3. Повествовательные проекты – целью которых, являлось получить удовольствие от рассказов в самой разнообразной форме – устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле) и т.п.

    4. Конструктивные проекты – создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, строительство сцены для школьного театра и др.

    Основные требования к учебному проекту:

    - проблема проект должна быть социально-значимой - исследовательской, информационной, практической.

    - планирование проекта – определение вида продукта и форм презентации.

    - поиск информации – исследовательская работа учащихся как обязательное условие проекта.

    - продукт является конкретным результатом проекта.

    - презентация продукта и защита самого проекта.

    - портфолио проекта – папка, в которой собраны все рабочие материалы (черновики, отчеты, планы, результаты исследований и анализа, материалы к презентации и т.п.).

    Современные классификации учебных проектов

    1) На основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

    - практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций);

    - исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы;

    - информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории;

    - творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы(продукт – видеофильмы, театрализации, произведения и др.);

    - ролевой проект – литературные, исторические и др., деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

    2) По комплексности проекты могут быть предметными и межпредметными.

    3) По уровню проекты выделяют – внутриклассные, внутришкольные, региональные и международные.

    4) По продолжительности проекты могут быть:

    - минипроектами – укладываться в один урок или даже его часть;

    - краткосрочными – на 4-6 уроков;

    - недельными (среднесрочными);

    - годичными (долгосрочными).

    5) По составу участников проект может быть индивидуальным, парным, групповым, коллективным.

    Ограничения в использовании технологии:

    - низкая мотивация учителей к использованию данной технологии;

    - низкая мотивация учащихся к участию в проекте;

    - недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

    - нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

    Этапы работы над проектом

    (Как правило, работа над проектом проходит в шесть стадий)

    1. Подготовка. Определение темы и целей проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Ученики обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

    2. Планирование.

    1. Определение источников информации;

    2. Определение способов сбора и анализа информации;

    3. Определение способа представления результатов (формы отчета);

    4. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

    5. Распределение задач (обязанностей) между членами команды.

    Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, а учащиеся разрабатывают план действий, формулируют задачи, выдвигают гипотезы, которые будут подтверждены или опровергнуты на следующем этапе работы.

    3. Исследование.

    Это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Учитель наблюдает за деятельностью школьников, советует, косвенно руководит ими.

    4. Результаты и выводы.

    Учащиеся анализируют собранную информацию, оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.

    5. Представление результатов.

    Формы представления результатов могут быть разными: устный отчет, письменный отчет, представление модели, презентация и т.п. Учитель, как и другие участники обсуждения, задает вопросы.

    6. Оценка результата и процесса.

    Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников, качество информационных источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, а также активность учащихся во время дискуссии.

    То есть проект – это «пять П »: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчѐты.

    Разновидностью метода проектов является метод телекоммуникационных проектов. Под учебным телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельность.

    Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

    • предусматриваются, множественные систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы; предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений;

    • предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

    • предлагается совместное творческое создание, какая-то разработка, практическая

    (выведение нового сорта растения в разных климатических зонах) или творческая работа(создание журнала, газеты, пьесы и т.п.);

    • предполагается провести увлекательные приключенческие совместные игры, состязания.

    В настоящее время в отечественной методике разработано немало типов телекоммуникационных проектов. При этом главными типологическими признаками являются следующие:

    1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный, пр.

    2. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

    3. Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

    4. Количество участников проекта.

    5. Продолжительность проекта.

    Любой телекоммуникационный проект проводится в несколько этапов, которые тщательно планируются и продумываются. В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом:

    1.Организационный;

    2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;

    3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;

    4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;

    5. Работа над проектом;

    6. Подведение итогов, оформление результатов;

    7. Презентация проекта.

    В ходе работы над телекоммуникационными проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод, как «мозговой штурм».

    При планировании телекоммуникационных проектов необходимо также продумать формы организации работы учащихся. Эти формы могут быть различны:

    • индивидуальные проекты (внутри большого другого проекта),

    • парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре,

    • групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже группы из нескольких регионов

    Проекты могут проводиться с использованием электронной почты, в виде телеконференций или Web-квестов. Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются, исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы

    Тема 7. Технология развития критического мышления

    В любом своем виде деятельности человек сталкивается с критикой. Согласно стереотипу, сложившемуся за многие годы под критикой понимают отношение к предметам или объектам окружающего мира, причем чаще всего негативное. Однако это мнение не совсем верно. Существует ещѐ и такое понятие как критическое мышление. Однако оно не несет в себе цели найти негативные стороны в предметах и объектах. Прежде всего – это вид интеллектуальной деятельности человека, характеризуемый высоким уровнем понимания, восприятия и объективности отношения к окружающему миру.

    Развитие критического мышления – это, прежде всего, соотнесение своих знаний с опытом и их сравнение с другими источниками. Каждый человек вправе не доверять услышанной информации, проверять еѐ достоверность и логику доказательств, а также рассматривать возможности решения тех проблем, с которыми он сталкивается ежедневно. Критическое мышление обладает несколькими параметрами:

    • полученная информация является начальным пунктом критического мышления, но не конечным;

    • начало критического мышления характеризуется постановкой вопросов и выяснения проблем, которые необходимо решить;

    • критическое мышление всегда стремится к созданию убедительных аргументов;

    • критическое мышление является социальным видом мышления.

    Человек с идеальным критическим мышлением обладает хорошей осведомленностью, справедливостью в оценке окружающего мира, желанием пересмотреть и прояснить проблемы и сложные вопросы. Он тщательно ищет нужную информацию и разумно выбирает ее критерии. Чтобы обладать этими качествами, критическое мышление необходимо развивать. Эта технология разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Использовать методику в России начали в 1997 году, и на сегодняшний день она является относительно новой, но достаточно эффективной. Прежде всего, эта технология формирует базовые мыслительные навыки человека в открытом информационном пространстве и учит применять эти навыки на практике. Чтение и письмо являются главными процессами, с помощью которых мы получаем и передаем информацию. Все методы развития критического мышления основаны на вдумчивом продуктивном чтении, в ходе которого человека учится подвергать анализу и ранжированию всю полученную информацию. При этом в понятие «текст» входят не только письменные записи, но и речь преподавателя, а также видеоматериалы.

    Технология развития критического мышления состоит из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии, и стадии рефлексии.

    1. Стадия «Вызов». Активизирует полученные ранее знания, помогает в обнаружении недостатка в этих знаниях и определяет цели к получению новой информации.

    2. Стадия «Осмысление». На этой стадии происходит осмысленная работа с текстом, в ходе которой человек делает маркировку, составляет таблицы и ведет дневник, которые позволяют отслеживать собственное понимание информации. Напомним что под «текстом» также подразумеваются речь и видеоматериал.

    3. Стадия «Рефлексия» (размышление). Позволяет вывести знания на уровень их понимания и применения на практике. На этой стадии происходит формирование личного отношения человека к тексту, которое он записывает своими словами либо обсуждает во время дискуссии. Метод обсуждения имеет более важное значение, поскольку в ходе обмена мнениями отрабатываются коммуникативные навыки. В технологию развития критического мышления входят различные методические приемы:

    - методы активного письма (маркировочная таблица, кластер, «двойной дневник», таблица«З-Х-У»);

    -методы активного чтения и слушания (Инсерт, чтение с остановками);

    - методы организации групповой работы (чтение и суммирование в парах, зигзаг).

    Рассмотрим основные методы, применяемые на практике:

    1. Метод «З-Х-У» (знаем - хотим узнать - узнали). При работе с текстом в тетради

    рисуется таблица, в которой человек вписывает свои мысли в соответствующие поля и затем анализирует написанное. З - знаем Х – хотим узнать У - узнали

    2. Инсерт. Это метод чтения с маркировкой. При чтении текста человек ставит на

    полях заметки соответствующие его отношению к информации. В процессе работы

    используется 4 маркера:

    • «V» – написанное соответствует тому, что человек уже знал ранее или думал что знает;

    • «-» – написанное противоречит тому, что человек уже знает или думал что знает;

    • «+» – написанное является для человека новым;

    • «?» – написанная информация не понятна, либо человек хотел бы получить более

    подробные сведения по читаемой тематике.

    Этот метод позволяет классифицировать информацию в зависимости от опыта и знаний. Вся записанная информация заносится в маркировочную таблицу «Инсерт».

    Использование технологии развития критического мышления позволяет человеку решить множество интеллектуальных проблем. Прежде всего, таких, как умение установить проблему в тексте информации, определение значимости информации для решения проблемы, а также оценка и поиск альтернативных решений. Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы, который включает в себя осознание многозначности различных точек зрения и альтернативности принимаемых решений. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен, креативен и самостоятелен. Он с добротой относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.
    Тема 8. Игровые технологии

    В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз). Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом. Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:

    • осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;

    • рассматриваются возможности самих групп, коллективов - аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;

    • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

    • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

    Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

    В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    • как элемент более общей технологии;

    • в качестве урока или его части (введение, контроль);

    • как технология внеклассной работы.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

    Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

    • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

    • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

    • учебный материал используется в. качестве ее средства;

    • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

    • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это - учитель - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр.

    Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

    1) Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.

    2) Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.

    3) Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры.

    Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели.

    Процесс игры - это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.

    4) Коммуникативная направленность. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

    5) Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое «поле самовыражения».

    6) Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

    7) Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют. Коррекиионные игры способны оказать помощь учащимся с отклоняющимся поведением, помочь им справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.

    8) Развлекательная функция игры. Развлечение - это влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх - поиск

    Игра обладает магией, способной давать пишу фантазии выводящей на развлекательность. Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

    Состязательность - неотъемлемая часть игры - притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет. В игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.

    В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач. Управление многими играми необходимо для активации процесса самовоспитания ребенка. К педагогическим подходам организации игр для школьников необходимо отнести ряд следующих моментов.

    1). Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что

    ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и др. Выбор игры зависит от времени ее проведения, природно- климатических условий, протяженности времени, светового дня и месяца ее проведения, от наличия игровых аксессуаров, от конкретной ситуации, сложившейся в детском коллективе.

    Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты, игрушки, конструкторы, куклы и др.), «продуктов» художественного творчества, новых знаний. В игре подмена мотивов естественна: дети действуют в играх из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

    Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

    Цель второго уровня - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

    Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п.

    2). Предложение игры обучающимся. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. Игровые приемы предложения могут быть устного и письменного характера. Интерес вызывают игрушки или предметы для игры, возбуждающие желание поиграть, игровые афиши, игровые ради объявления и т. п. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение игры является моментом очень ответственным. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснение основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих, объяснение значения игровых аксессуаров.

    3). Оборудование и оснащение игровой площади, ее архитектура. Место игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию, подходить по размеру для числа играющих; быть безопасным, гигиенически нормативным, удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом для посторонних, местом иных занятий взрослых и детей). Любой микромир игры во дворе - в школе требует своего архитектурного и смыслового решения. Под архитектурной игровой площадью мы понимаем такую ее разработку, которая соответствует конструктивным основам детских игр, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованию возраста детей, их стремлению к яркому, необъятному, героическому, романтическому, сказочному.

    4). Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровым обычно называют коллектив детей, созданный для проведения игр. Как известно, существуют игры, не требующие разделения на группы, и игры командные. Разбивка на коллектив требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических игротехнических примеров разделения на микроколлективы играющих, в частности, жеребьевку, считалки.

    Один из ответственных моментов в детских играх - распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение детей на роли в игре - дело трудное и щепетильное. Распределение не должно зависеть от пола ребенка, возраста, физических особенностей. Многие игры построены на равноправии ролей. Для некоторых игр требуются капитаны, водящие, т. е. командные роли по сюжету игры.

    Основные принципы организации игры:

    • отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

    • принцип развития игровой динамики;

    • принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);

    • принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

    • принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным. Безусловно одно - воспитательная, образовательная ценность интеллектуальных игр зависит от участия в них педагогов.

    Перед учителем стоят задачи:

    • опираться на достижения предыдущего возраста;

    • стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;

    • подготовить «почву» для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

    Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность. Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока. Обязательная констатация результата игры. Компетентное жюри. Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.

    Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
    Тема 9. Технология модульного обучения

    В педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не срабатывает. Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества усвоения.

    Модульное обучение - это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения.

    Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь является тест. Учебные модули и тесты могут быть легко перенесены в компьютерную среду обучения. Эта технология делает возможным охватить процессом обучения большое количество учащихся, поставить обучение на поток. Учебный курс, как правило, включает не менее трех модулей. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты.

    При разработке модуля учитывается то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения. После изучения каждого модуля учащиеся получают рекомендации преподавателя по их дальнейшей работе. По количеству баллов, набранных учащимися из возможных, учащийся сам может судить о своей успеваемости.

    При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большой степенью доверительности характеризовать качество его подготовки по данной специальности. Однако не каждая рейтинговая система позволяет сделать это. Выбранная произвольно, без доказательств ее эффективности и целесообразности, она может привести к формализму в организации учебного процесса. Проблема заключается в том, что разработать критерии знаний и умений, а также их оценки - дело очень трудоемкое.

    Как рейтинговая система осуществляется на практике?

    Модульные программы обучения формируются как совокупность модулей. При определении общей оценки по курсу результаты рейтинга входят в нее с соответствующими весовыми коэффициентами, устанавливаемыми авторами-преподавателями курса.

    В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливаются его рейтинг и сроки выполнения (своевременное выполнение задания тоже оценивается соответствующим количеством баллов) т.е. основной принцип рейтингового контроля - это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы студентов. После окончания обучения на основе модульных оценок определяется общая оценка, которая учитывается при определении результатов итогового контроля по предмету. При проведении итогового контроля вопросы экзамена должны носить обобщающий характер, отражать основные понятия курса, а не повторять вопросы модульного контроля, причем учащиеся должны заранее знать эти экзаменационные вопросы.
    Тема 10. Здоровье сберегающие технологии в педагогическом процессе школы

    Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, нужно применять некоторые образовательные технологии по их здоровье сберегающей направленности.

    Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, педагог старается обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяют гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

    Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

    Из числа здоровьесберегающих технологий хотелось бы выделить технологию «Раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В.Ф. Базарным.

    Характерными чертами, которой является внедрение в образовательный процесс движения наглядного учебного материала.

    Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, «бегущие огоньки» (можно использовать лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

    Важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого можно использовать подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.

    В процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз - рука».

    Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. С этой целью дети посещают хоровой кружок при школе.

    Одной из требований технологии - условие, отличающее все здоровье- сберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.

    При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников. Это позволяет рассматривать технологию В.Ф. Базарного как здоровьесберегающую.

    Этапы выполнения условий реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе:

    1 этап - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:

    - Соблюдение теплового режима;

    - Поддержание в помещениях школы чистоты;

    - Соблюдение нормативов освещенности в классах;

    - Соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;

    - Организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;

    - Осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся;

    2 этап - условия для здоровья на уроках:

    Санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека:

    - Формирование правильной осанки;

    - Правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья, смену места и т.д.;

    - Физкультминутки ;

    - Использование мебели, соответствующей росту обучающихся;

    Морально-психологические:

    - Деловая, деятельная атмосфера;

    - Уверенность в успехе;

    - Доброжелательность;

    - Раскованность (отсутствие всяческих психологических «зажимов»).

    3 этап - формирование социально-психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям:

    - Перспективность, оптимистичность;

    - Жизнерадостность;

    - Уверенность в успехе, результативности, как в личной, так и в коллективной деятельности;

    - Защищенность обучающихся;

    - Дух сотрудничества;

    - Построение оптимальных целесообразных отношений учитель - ученик.

    4 этап - изменение подходов к урокам физической культуры и их совершенствование в следующих направлениях:

    - Увеличение объема физической нагрузки на уроке за счет повышения плотности, моторности, динамичности уроков;

    - Нацеленность на конкретные результаты физического развития каждого отдельного школьника, скоростных, силовых качеств, выносливости;

    - Активное включение и использование идеи состязательности свойственной детям школьного возраста;

    - Мотивация обучающихся на повышение своей физической культуры,

    - Увеличение доли времени на улучшение осанки.
    5 этап - во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости, всеохватности обучающихся в спортивных секциях.

    Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:

    - Проведение два раза в год «Дня здоровья» - спортивного праздника как комплекса эстафет, соревнований и туризма;

    - Организация различных внутриклассных соревнований, веселых стартов, спортивных встреч родителей и первоклассников;

    - Культивировать в классе массовость, активность в школьных вечерах, танцах, рассматривая танцы как важное дополнительное средство расширения двигательной активности, притом эмоционально окрашенной;

    - Использование перемен для расширения двигательной активности (через подвижные и спортивные игры);

    - Формирование спортивных традиций, открытие спортивных сезонов, выявление лучших спортсменов, самых сильных, лучших прыгунов и т.д.

    6 этап - программа здоровья учителя, которая включает в себя:

    - Творческую активность;

    - Поддержание благоприятного морально-психологического климата;

    - Организацию здорового досуга;

    - Занятия физической культуры и спортом;

    - Апробирование приемов и средств оздоровления организма.

    7 этап - пропаганда здорового образа жизни:

    - Формирование физиологии здоровья;

    - Обучение способам оздоровления организма;

    - Раскрытие значения взаимодействия человека с окружающей средой.

    8 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:

    - Проведение медосмотров врачами комплектующего центра;

    - Профилактика инфекционных заболеваний;

    - Организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками;

    - Обучение участников образовательного процесса оказанию первой медицинской помощи.

    9 этап - работа с родителями:
    - проведение родительских собраний, индивидуальной работы с родителями по созданию установки на совместную деятельность с целью решения психолого-педагогических проблем развития ребенка;

    - вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний (семинары, консультации), оказание помощи в создании благоприятной экологической и психологической среды в семье;

    - включение родителей в воспитательный процесс;

    - привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочинения, классные часы, конкурсы и т.д.).

    Таким образом, проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, мы выделили необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.

    Итак, проведя теоретический литературный обзор, касающийся основ реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе, мы можем сделать следующие выводы:

    1) воспитание у детей младшего школьного возраста культуры здоровогого образа жизни помогает расширить их представления о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем, помочь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических навыков, расширить знания школьников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.

    2) Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.

    Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

    Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.

    Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

    3) Условиями эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе являются:

    - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровье сбережения;

    - обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;

    - установление межпредметных связей;

    - логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;

    - эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр;

    - формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;

    - тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

    Вопросы для самоконтроля по курсу


    1. Современные подходы к определению понятия «образовательная (педагогическая) технология» в отечественной и зарубежной литературе. Сущность педагогических технологий.

    2. Признаки образовательных технологий, уровни, аспекты, методологические требования.

    3. Классификация современных образовательных технологий.

    4. Значимость образовательных технологий в свете реализации новых образовательных стандартов. Реализация системно-деятельностного подхода.

    5. Традиционная технология обучения

    6. Технологии личностно-ориентированного обучения.

    7. Игровые технологии.

    8. Технология проблемного обучения.

    9. Технология модульного обучения.

    10. Технология развития критического мышления.

    11. Технология проектного обучения.

    12. Технологии развивающего обучения

    13. Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе школы

    Основная литература:

    1.Современные образовательные технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 165 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438985

    2.Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 258 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437117

    3.Коротаева, Е. ВОбразовательные технологии в педагогическом взаимодействии : учебное пособие для вузов / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10298-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429700 
    Дополнительная литература

    1.Узунов Ф.В. Современные образовательные технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Узунов Ф.В., Узунов В.В., Узунова Н.С.— Электрон. текстовые данные.— Симферополь: Университет экономики и управления, 2016.— 113 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54717.html.— ЭБС «IPRbooks»

    2.Современные образовательные технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Л.Л. Рыбцова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2014.— 92 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/68391.html.— ЭБС «IPRbooks»

    3.Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС [Электронный ресурс]/ О.Б. Даутова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2015.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/61033.html.— ЭБС «IPRbooks»

    4.Шарипов Ф.В. Педагогические технологии дистанционного обучения [Электронный ресурс]/ Шарипов Ф.В., Ушаков В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Университетская книга, 2016.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66326.html.— ЭБС «IPRbooks»

    5. Гангнус Н.А. Педагогические технологии развития личности в учебной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гангнус Н.А.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015.— 136 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70646.html.— ЭБС «IPRbooks»


    1


    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта