Главная страница

каганаты. семинар4. Тема Тюркская цивилизация и Великая Степь


Скачать 74.75 Kb.
НазваниеТема Тюркская цивилизация и Великая Степь
Анкоркаганаты
Дата30.09.2022
Размер74.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласеминар4.docx
ТипДокументы
#706990
страница2 из 5
1   2   3   4   5
В VIII—X вв. карлукские племена расселились на обширной территории Казахстана — от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи, обитали между озерами Балхаш и Иссык-Куль, в долинах р. Или, Чу, Талас, в отрогах Тянь-Шаня, в Исфиджабс-кой области вплоть до средневекового города Отрара. По данным арабского географа Ибн Хаукаля (X в.), «требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли карлуков с запада на восток».
Соперничество на востоке в конце VIII — начале IX в. карлуков с уйгурами закончилось поражением карлуков и признанием верховной власти уйгурского кагана в Монголии. На западе карлу-ки повели борьбу с арабскими завоевателями Мавераннахра; активно поддерживали различные антиарабские выступления в начале IX в. В 810 г. арабы предприняли наступление на карлуков и дошли до г. Кулана (ныне ст. Луговая). В 812 г. они организовали поход на Отрар, где разбили войска карлуков, вынудив их джабгу бежать в страну кимеков. С 20 гг. IX в. в Мавераннахре стала править местная династия Саманидов, находившаяся в номиналь­ной зависимости от арабского халифа в Багдаде.
В 840 г. в центральноазиатских степях произошло важное событие: енисейские киргизы положили конец Уйгурскому кагана­ту, вынудив уйгуров переселиться в Турфанский оазис и в район Ганьчжоу. Создавшейся ситуацией воспользовался карлукский джабгу Бильге Кюль Кадыр-хан, правитель Исфиджаба, который открыто заявил о своих правах на верховную власть, приняв новый титул кагана. В том же году карлукскому кагану пришлось вести войну против Саманидов. Наместник Самарканда, объявив свя­щенную войну неверным тюркам, захватил Исфиджаб. В 893 г. саманид Исмаил ион Ахмед предпринял поход на Тараз. Карлукский каган Огулчак Кадыр-хан выдержал длительную осаду, однако город пал, а население приняло ислам. Огулчак перенес свою ставку из Тараза в Кашгар и продолжал военные действия против Саманидов. Вместе с тем тюрки Семиречья не только сдерживали натиск Саманидов, но и сами предпринимали походы на их государство. В 904 г. Мавераннахр подвергся вторжению большого тюркского войска, но вскоре оно было вытеснено.
Арабское господство коснулось лишь части территории Южно­го Казахстана, входившей в пределы Карлукского каганата. Города Фараб, Исфиджаб, Тараз, несмотря на все перипетии политической борьбы, оставались, как отмечают раннесредневековые арабские источники, наиболее неспокойными для арабов владениями. Араб­ское завоевание наложило печать на социально-экономическую,политическую и культурную жизнь подвластных халифату террито­рий, на этнические и языковые процессы в ней.
Государственное устройство карлуков характеризовалось,нали­чием развитых форм удельно-племенной системы, что не способ­ствовало централизованной форме правления. Власть карлукских джабгу была номинальной. Удельные правители, стоявшие во главе крупных племен, стремились упрочить свои полусамостоя­тельные и фактически независимые владения. Племенная знать была наделена привилегиями, которые имели наследственный характер. Военно-административная система управления в карлук-ском государстве отражала специфику их кочевого и полукочевого быта.
Карлукское общество пронизывало социальное и сословное неравенство. Наряду с богатыми были бедные, самую бесправную группу составляли рабы. Однако основную массу населения состав­ляли рядовые общинники, которые нередко подпадали во внеэко­номическую зависимость от имущих скотоводов-покровителей. Рельефно выражалась не только строгая иерархическая система господствующей аристократической верхушки, но и разделялись по своей социальной значимости роды и племена карлукской конфедерации.
Правящая знать кочевых племен владела не только пастбища­ми, угодьями, но и городскими центрами. Согласно «Худуд аль-алам», в стране карлуков насчитывалось 25 городов и поселений, среди них: Тараз, Кулан, Мерки, Атлалиг, Тузун, Балиг, Барсхан, Сикуль, Талгар, Тонг, Пенчуль и др. Столица карлуков и многие их города находились на Великом шелковом пути, который имел большое значение для жителей юга Казахстана и Жетысу, не только как дипломатический и торговый тракт, но и как путь культурных и духовных связей.

Карлукский каганат однако не обладал прочными экономичес­кими связями. Его раздирали усобицы, борьба за власть, за пастбища. В этих условиях реальная угроза Карлукскому каганату пришла со стороны Кашгара. В 940 г. ими был взят Баласагун, и государство карлуков пало.

С продвижением тюрок на запад карлуки вместе с ними расселились до Средней Азии. Сведения о единстве родственных корней карлуков с тюрками встречаются и в арабо-персидских исторических источниках. В них карлуков называют древними тюрками. По утверждению тюркского историка аль-Марвази (XII в.), в племенной состав карлуков входили 9 племен, в числе которых были такие племена, как три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокеркин и тухси. Кроме того, названы также два рода – лазана и фаракия.
Также аль-Марвази в одном из своих трудов отмечал, что карлуки «прежде жили на горе Тулис (Алтай) и были рабами тогуз-огузов. Затем они восстали против своих господ, завоевали страну тюргешей, а оттуда двинулись в мусульманские страны».
Основными местами расселения карлукских племен были предгорья Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Поскольку эти земли находились во владении Тюргешского каганата, карлуки вначале были под властью тюргешей. Известно, что в борьбе против арабов в Тохаристане карлуки вместе с тюргешами находились под единым командованием тюргешского кагана Сулу.
В письменах Кюльтегина есть слова «уничтожил и покорил карлуков», что свидетельствует о вхождении карлуков в состав Восточно-Тюркского каганата. В 746 году группа племен карлуков переселилась в Жетысу. Одной из причин такого переселения явилось поражение от Уйгурского каганата.
Вожди карлуков воспользовались упадком в Тюргешском каганате и в 756 году создали свое государство. Столицей каганата являлся город Суяб.
Сразу после захвата власти над карлуками нависла угроза вторжения со стороны Китая. Чтобы отвести ее, карлуки в 755–775 гг. завоевали Кашгарию, расширив свои границы на восток.
Однако в начале IX века карлуки потерпели поражение от Уйгурского каганата. Борьба против этого государства длилась 20 лет. Наконец, карлуки в союзе с кыргызами в 840 году нанесли поражение Уйгурскому каганату. После этой победы Бильге Кул Кадыр-хан, правитель города Испиджаб, объявил себя каганом.
В это время с целью дальнейшего распространения ислама династия Саманидов объявила «священную войну» карлукам и захватила Испиджаб. Саманиды подчинили себе и город Тараз, где была построена мечеть. Карлукский каган Огулшак, являвшийся в это время правителем города, был вынужден временно перебраться в Кашгар. Большинство представителей знати Карлукского каганата жили во второй столице – городе Баласагун.
Несмотря на религиозное господство Саманидов в Испиджабе и Таразе, власть здесь фактически находилась в руках карлуков. Поэтому борьба против Саманидов никогда не прекращалась. Руководили этой борьбой сыновья кагана Бильге Кул Кадыр-хана – Базар Арслан и Огулшак.
В общей сложности сопротивление карлуков арабам продолжалось около двух веков. Этот период можно разделить на два этапа: первый (с 712–713 гг.) – борьба велась в союзе с жителями Согдианы, Шаша и Ферганы. Она длилась до 766 года, когда карлуки захватили власть в свои руки. Следующий этап охватывает период времени со второй половины VIII века до конца IX века. Карлуки в это время часто терпели поражения от арабов. Это можно объяснить тем, что арабы умело использовали исламскую религию как идейное оружие. Ослабляли Карлукский каганат и внутренние междоусобицы. Воспользовавшись тяжелым положением в Карлукском каганате, тюркские правители Кашгарии в 940 году захватили город Баласагун и каганат был разгромлен. Через 2 года город захватил сын Арслан-хана Сатук Богра-хан. В период правления этого хана и его сына произошло массовое принятие карлуками ислама. Сатук Богра-хан является основателем государства Караханидов. Таким образом, существовавший около двухсот лет Карлукский каганат распался.

5) С появлением ислама начинается новая эпоха, которая называется эпохой хиджры (622 г. – бегство Мухаммеда из Мекки в Медину, от которого мусульманство ведет свое летоисчисление).
Ислам в Центральной Азии проповедовали тюркам люди, убежденные в превосходстве этой религии и не сомневающиеся в том, что она будет горячо принята. Начиная с царствования омейадского халифа Хишама (722–743 гг.), если верить историку Якуту, миссионеры добирались до тюркских правителей и предлагали им обратиться в ислам. Такие миссии посылались неоднократно и позже; к этому массовому движении примыкали также торговцы и дервиши, бродившие по степям.
Арабские коммерсанты, очень активные в первые столетия хиджры, в основном занимались пропагандой ислама, предлагая следовать их примеру «на всех путях и во всех царствах». Они пользовались покровительством первой экономической державы мира и являлись представителями самой высокой цивилизации. Мистики, суфии составляли довольно разнородную группу, состоявшую из бедняков и просвещенных бродяг, в которой встречались и настоящие умы, вдохновленные верой и любовью к Аллаху.
Теоретически, конечно, можно говорить о том, что ислам, предлагаемый кочевникам, в корне отличался от учения теологов в городах. Естественно, что к безграмотным массам обращались малограмотные, но искренне верящее проповедники, что их часто путали со старыми шаманами. Но существовала тюркская элита, состоявшая из уйгурской верхушки, которой не были чужды миссионерские порывы. Гардизи упоминает о мусульманском кладбище в буддийском Хотане, а один из самых выдающихся философов ислама, аль-Фараби, который жил в Дамаске и Алеппо и умер в преклонном возрасте в 950 г., вышел из тюркской семьи, жившей в Центральной Азии. Саманиды вновь ввели в обиход старую политику Ирана, которая заключалась в превентивных нападениях на скопления степных кочевников, но цель была не только в оккупации их земель или в покорении жителей, в ходе этих экспедиций присутствовал фактор веропринуждения, как это было в 893 г. во время Таласской кампании, когда одну церковь превратили в мечеть, однако их масштабы были несравнимы с деятельностью проповедников и мистиков.
Касательно того, что священная мусульманская война, джихад, должна была более эффективно воздействовать на воинственных тюрков в смысле их исламизации, – это ожидание не оправдалось. Тюрки-мусульмане могли участвовать в священных войнах, имея в виду, прежде всего, собственные интересы, однако для того, чтобы воевать, им совсем необязателен был джихада. И священная война не делала их мусульманами. Таким образом, начальные плоды исламизации были скудными. Арабы основали несколько городов на Сырдарье как плацдарм для походов на Иртыш и в страну тюрков Западной Сибири. Первых успехов в тюркской среде ислам добился далеко от мусульманских земель – у волжских и камских булгар, на самом пороге «страны тьмы». Здесь впервые ислам одержал победу в чуждом для себя климате.
Исламизация незначительно изменила образ и уровень жизни булгар, зато дала толчок прогрессу. Они научились писать, хотя редко делали это, и обустроили городскую жизнь. Раскопки показали, что в Булгаре было две мечети, восточные бани, и город насчитывал около 50 тыс. жителей. Там чеканили серебряные монеты, по крайней мере, в X в., затем снова с 1180 до 1225 г. от имени багдадского халифа. У булгар зародилась промышленность, особенно выделка кож (позже этим занялись и на Руси) и сапожное ремесло, сделавшее булгарские сапоги знаменитыми на многих рынках. Сельское хозяйство развилось в достаточной степени, чтобы продавать пшеницу русичам, когда у тех случалась засуха.
Также Хорезм, крупный торговый центр, расположенный на перекрестке путей на запад и северо-запад, имел мусульманские колонии, и исторические тексты свидетельствуют о том, как торговцы, направляющиеся в район Волги, предпочитали дорогу через Хорезм более прямому пути через Кавказ.
Тюрки-кочевники постепенно переходили к оседлому образу жизни, становясь горожанами или земледельцами. Если в степи, среди своих соплеменников, тэнгрианство удовлетворяло тюрка, то в городской жизни, где племенные и родовые традиции ослаблялись, для сохранения единства народа нужно было что-то новое, что соответствовало бы веяниям времени. Это чувствовали и ханы. Не утруждаясь возведением тэнгрианства на более высокий уровень, некоторые тюркские ханы увидели в исламе выход из кризиса, с которым столкнулся тюркский мир.
Сначала ислам приняли купцы, торговавшие с арабами и персами, тюркские воины – рабы и наемники, служившие халифу, горожане, и самыми последними, в течение нескольких веков, кочевники. Так постепенно тюркский мир, как бы нехотя, отрекался от религии своих предков, принимая арабскую (исламскую) религию, что продолжалось несколько веков.
Принятие ислама тюрками на первых порах как будто положительно сказалось на идеологии их государств. Тюрков, живших в городах и аилах, ислам внешне устраивал. Но в дальнейшем проявились и отрицательные стороны принятия новой для них религии, так как вместе с забвением религии своих предков стали исчезать и тюркские национальные традиции и обычаи. Национальные чувства притуплялись. Национальная идеология подменялась религиозной. Народ читал молитвы на чужом языке, не понимая сути и смысла. Принятие ислама повлекло не только смену одной религии на другую, это имело и другие, более значительные последствия. Тюркские традиции, обычаи, мировоззрение, законы стали подменяться арабскими. С принятием ислама тюркоязычные племена перешли на арабский алфавит, отказавшись от тюркского. Код или ключ познания мира через тюркскую письменность (современники называют ее руни), которую даровал своим любимым Сынам Великий Дух Неба Тэнгри, присущий только им, был подменен арабским. Новые поколения стали терять свои исторические и национальные корни древней культуры, традиции предков, их связь с прошлым была нарушена. Им теперь были недоступны древнетюркские книги и надписи, выбитые на камнях.
Таким образом, смена религий и переход на арабский алфавит повлекли смену жизненных ценностей, изменение мировоззрения всего тюркского мира. По сути, тюрки были лишены источника животворной силы, которая определяла самосознание, национальный дух. Воинственный дух слабел. Тюрки-мусульмане стали все чаще терпеть поражения от тюрков-тэнгрианцев. Духовенство стало вмешиваться в управление государством. С принятием ислама тюрки стали защитниками арабского мира.

6) На берегах Сырдарьи огузы жили на северо-западе по соседству с печенегами и кыпчаками (половцами, куманами), а на востоке - с кар- луками (тюркский род племени Докуз огузы). На севере их соседями были кимаки (тюркское племя). Здесь огузы имели свое федеративное государство, которое называлось Ябгу (Байгу, Джабгу, Джабуйя). Ябгу означает верховный правитель государства. По статусу Ябгу приравнивались кагану. Огузы являются прямыми предками либо участвовали в этногенезе современных тюркоязычных народов: туркмен, сирийских туркмен, иракских туркмен, хорезмийских узбеков, азербайджанцев, анатолийских турок, турок-месхетинцев, турок-киприотов, гагаузов и саларов. Проникновение огузов (сельджуков) в Восточное Закавказье и Северо-Западный Иран с ХI—XIII веков привело к тюркизации значительной части местного населения, что положило начало появлению азербайджанской народности.

7) Образование

В образовании государства Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, населявшее в X-XII вв. Восточный Туркестан — чигили и ягма. Родоначальником династии Караханидов был — Сатук Богра-хан (915-955), который в 942 г. сверг правителя карлуков в Баласагуне и объявил себя верховным каганом.
В состав Караханидского ханства присоединились:
в 990 г. — Тараз, Испиджаб;

в 992 г. — Хотан, Бухара;

в 999 г. — государство Саманидов. Территория (XI-XII вв.) — Семиречье, Мавераннахр, Кашгар.

Столица — Баласагун.
В конце 30-х гг. XI в. государство распалось на 2 части:
Западное ханство — Мавераннахр вплоть до Ходжкента. Столица — Бухара, позднее Самарканд.Верховный правитель -Ибрахим Тамгаш Богра хан ;

Восточное ханство — Семиречье, Кашгар. Города — Тараз, Испиджаб, Шаша, Фергана. Столица — Баласагун Верховный правитель — Арслан Сулейман хан.

В XI в. граница между двумя ханствами проходила по р. Сырдарье.
Общественное устройство

Хан — титул правителя.

Илак, тегын — правители уделов.

Отличие от других государств — военное управление было отделено от административного. Военно-административная структура строилась по иерархическому принципу.

Икта — право сбора налогов, а его обладателя называли — иктадар. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным право на получение с населения района или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства.

В 960 г. при Муса хане, сыне Сатука Бограхана караханиды впервые объявили ислам — государственной религией. Мусульманская религия вытеснила древнетюркскую руническую письменность и способствовало сложению новой тюркской письменности на основе арабской графики.
«В отличие от других государств в Караханидском ханстве бурный рост духовной культуры. Появилась мусульманская литература на тюркском языке, представителями которых были — Юсуф Баласагуни, Махмуд Кашгари.

В X-XII вв получило развитие архитектура — мавзолеи Бабаджи-хатуна, Айила-биби, Карахана, Аяккамыра, Сырлытам. Каменный мост на р. Талас, баня в г. Таразе.
Караханидская эпоха представляла собой качественно новый этап во всех сферах общества.
Политическая история Караханидского Ханства

Политическая история ханства уже первые десятилетия его существования насыщена междоусобной борьбой в основном между представителями двух влиятельных, сильных семей — потомков Али Арслан хана (сына Мусы хана) и Хасана (Харун) Богра хана (сына Сулейман хана, брата Мусы хана).
Этими междоусобицами воспользовались кочевые племена кидани, владевшие Центральной Азией. В 1017 г. кидани вторглись в Семиречье и дошли до Баласагуна. Но правитель карханидов Туган хан разбил войско киданей и заставил их отступать на восток.

В 1089 г. Караханиды попали в вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху, потеряв Бухару и Самарканд.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта