Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Западно-тюркский каганат (народ «десяти стрел»): образование, территория, этнический состав. Социально-экономическое развитие. Политическая история. Взаимоотношения с Танской империей.

  • 3. Образование и усиление государства тюргешей. Арабо-китайское противостояние в Жетысу и Южном Казахстане. Битва на р. Талас (751г.).

  • 5. Начало проникновения ислама и установления международных связей тюрков с мусульманским миром. Появление этносословных групп ходжей («қожа») среди тюрков.

  • 9. Сведения источников о найманах, кереитах, меркитах, джалаирах. Проблема этнической истории и языковой принадлежности (концепции монгольского и тюркского происхождения).

  • 10. Взаимодействие двух хозяйственно-культурных типов: оседлого и кочевого (система «город-степь»). Архитектурные памятники средневекового Казахстана тюркского периода.

  • каганаты. семинар4. Тема Тюркская цивилизация и Великая Степь


    Скачать 74.75 Kb.
    НазваниеТема Тюркская цивилизация и Великая Степь
    Анкоркаганаты
    Дата30.09.2022
    Размер74.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласеминар4.docx
    ТипДокументы
    #706990
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Тема 4. Тюркская цивилизация и Великая Степь

    1 Образование, структура и политическая история Тюркского каганата. Взаимоотношения с соседними государствами: Византией, Сасанидским Ираном, государством Эфталитов.

    2. Западно-тюркский каганат (народ «десяти стрел»): образование, территория, этнический состав. Социально-экономическое развитие. Политическая история. Взаимоотношения с Танской империей.

    3. Образование и усиление государства тюргешей. Арабо-китайское противостояние в Жетысу и Южном Казахстане. Битва на р. Талас (751г.).

    4. Политическая история государства карлуков: образование, взаимоотношения с соседними племенами и государствами. Территория расселения и племенной состав карлукских племен. Роль городов в экономической и культурной жизни государства.

    5. Начало проникновения ислама и установления международных связей тюрков с мусульманским миром. Появление этносословных групп ходжей («қожа») среди тюрков.

    6. Государство сырдарьинских ябгу. Проблемы этнической истории огузов и их роль в этногенезе казахского народа. Преемственность древнетюркских социально-политических традиций в государственной структуре кимаков.

    7. Караханидская государственность как новый этап эволюции тюркской государственности. Вторжение каракитаев и установление их власти в Семиречье и Мавераннахре. Триада этнополитических объединений: кимаки, кипчаки, куманы.

    8. Формирование Кыпчакского ханства как завершающий этап развития тюркских кочевых государственных и социально-культурных традиций. Взаимоотношения кыпчаков с кимаками, киданями, огузами, хорезмшахами, русскими княжествами.

    9. Сведения источников о найманах, кереитах, меркитах, джалаирах. Проблема этнической истории и языковой принадлежности (концепции монгольского и тюркского происхождения).

    10. Взаимодействие двух хозяйственно-культурных типов: оседлого и кочевого (система «город-степь»). Архитектурные памятники средневекового Казахстана тюркского периода.

    11. Расцвет городской культуры Южного Казахстана и Семиречья. Казахстанские трассы Великого Шелкового пути. Денежное обращение. Значение Великого Шелкового пути в эпоху поздней древности и средневековья.

    1)Тюркский каганат включается в систему политических и экономических отношений крупнейших государств того времени: Византии, Сасанидского Ирана, Китая и ведет борьбу за контроль на торговом пути, связывающем Дальний Восток со странами Средиземноморья. Уже к 555 г. тюркские племена, двигавшиеся на Запад, овладели Семиречьем и всей степной зоной Казахстана, вплоть до СырДарьи и Приаралья. Возможно, тогда же суверенитет тюркского каганата распространился на Хорезм. Следует отметить, что движение тюрков на Запад было не просто завоеванием, а крупной миграцией Центрально-азиатских тюркоязычных племен и заселением ими обширных горностепных районов на Севере и Востоке Средней Азии, прежде всего в казахстанские степи. Местные кочевые племена, по языку родственные тюркам, были либо включены в военно-административную систему, созданную тюрками, либо бежали в степи Юго-Восточной Европы. Таким образом, уже через три года после создания Первого Тюркского каганата на его западных, среднеазиатских территориях сложилась военно-административная система, подобная той, которая существовала на Востоке, но не объединенная с ней. Тем самым были созданы политические условия для последующего распада каганата. После завоевания Средней Азии, тюрки стали хозяевами значительной части торгового пути из Китая в страны Средиземноморья - Великого Шелкового пути. Главными посредниками в торговле были согдийцы и персы, контролировавшие путь от Пайкенда - близ Бухары, до Сирии. Основным покупателем тканей была Византия. Это приносило тюркам большие доходы. В Иране и Византийской империи, особенно в Сирии и Египте, существовало развитое шелкоткацкое производство. Но сырьем для него был шелк-сырец, ввозимый из Восточного Туркестана и Средней Азии. Однако в VI в. в Иране и Византии появляется свой шелк-сырец, что снизило уровень доходов тюрков. Это послужило причиной похода тюрков против Ирана, первый раз в союзе с Византией в 569 году завершившегося захватом в Гургане (Иран) нескольких богатых городов. Второй поход тюрков относится к 588-589 гг. Войско, возглавленное «царем тюрков» Шаба, вторглось в Хорасан. Возле Герата его встретили иранские войска, которыми командовал прославленный полководец БахрамГобин. Он разгромил тюркское войско и застрелил из лука «царя тюрков». Попытка реванша оказалась безуспешной, и стороны заключили мир. В момент своей наибольшей территориальной экспансии (576 г.) Тюркский каганат простирался от Маньчжурии до Босфора и Керченского пролива, от верховья Енисея до верховая Аму Дарьи. Таким образом, тюркские каганаты стали создателями первой евразийской империи. Ее политическое и культурное наследие оказало в дальнейшем существенное влияние на историю Средней Азии и Юго-Восточной Европы.

    Западно-тюркский каганат (603—704 гг.). После распада в 603 году Первого Тюркского каганата возник Западно-тюркский каганат, куда вошли территории нынешнего Казахстана, Средней Азии, Северного Кавказа, Крыма, Урала и Поволжья. Этнополитическим ядром каганата стали «десять племен» («он ок будун»), занимавшие древние усунские земли от гор Каратау до Джунгарии.

    Этнический состав Западно-Тюркского Каганата

    Этническим ядром Западно-тюркского каганата стали «10 племен», к востоку от Чу выделились 5 племен — дулу, а к западу от нее — 5 племен — нушиби. В исторических источниках Западно-тюркский каганат по другому называют «Он ок будун» (Страна десяти стрел).
    Наиболее крупные племена каганата:

    уйсуны, канглы — Семиречье, район Сырдарьи;

    тюргеши — районы Балхаша, Заилийского Алатау;

    карлуки — Восточный Казахстан

    чигили — побережье Ыссык-куля;

    ягма — Восточный Туркестан.

    Политическая история Западно-Тюркского Каганата

    Западно-тюркский каганат достигает своего могущества во время правления Джегуй-кагана (610-618) и Тон-жабгу-кагана (618-630). Они предприняли победоносные походы в Тохаристан и Афганистан и раздвинули границы государства до северо-западной Индии.

    Одной из целей набегов тюрков на соседние племена и народы был — захват рабов. На завоеванных землях тюрки сохраняли социальное, экономическое и государственное устройство, в основном господство ограничилось сбором податей.

    При Датсу-кагане (632-640) тюрки совершили успешные походы на побережья Черного моря и на Восточный Туркестан.

    Непрерывные междоусобицы, частые смены правителей, сопровождавшиеся неизбежным усилением центробежных сил привели к 16-летней межплеменной войне (640-657) и вторжению в Семиречье войск Танской империи. Танские губернаторы управляли западно-тюркскими племенами, опираясь на своих ставленников из Каганского рода. Борьба тюрков против танской экспансии, привела к возвышению тюргешей и падению Западно-тюркского каганата в начале VIII в.

    3) Великий шелковый путь стимулировал развитие крупных городов, создание раннефеодальных монархий на казахстанских землях. Одно из таких государственных образований — Тюргешский каганат. Возник он в начале VIII века на территориях Западно-тюркского каганата, который пал под натиском Танской империи и в результате был разделен на две части. Основа земель Западно-тюркского каганата — Джунгария. В ее западной части и на территории Жетысу проживали тюргеши . В конце VII столетия (699 г.) вождь тюргешей Уч-Элик (в некоторых источниках — Ушлик) объединил две ветви народа и возглавил восстание против губернатора, поставленного китайской императорской династией Тан управлять районами Жетысу. В результате в 705 году китайцы утратили контроль над этой территорией. Она перешла во власть тюргешей. Так возник Тюргешский каганат. Его правителем стал Уч-Элик. Он поделил территорию на две орды — Малую и Большую и на два десятка уделов, в каждом из которых было до 7000 воинов. Ставкой Большой орды стал город Суяб. Этот административный центр Тюргешского каганата был расположен в Чуйской долине. Через него проходил Великий шелковый путь. Со временем эта ставка была перенесена в город Тараз. Вторую ставку — Малой орды — Уч-Элик создал на реке Или. Ею стал город Кунгут. Основу населения Тюргешского каганата составляли тюркские племена, которые в основном занимались кочевым и полукочевым скотоводством. Однако обширные пастбища, луга принадлежали кагану и знати, поэтому те, кто не имел возможности выпасать стада, покидали территорию каганата. Относительно небольшая часть тюргешей торговала и занималась ремеслами. Расцвету этих сфер деятельности способствовало то, что через территорию кагана проходил Великий шелковый путь. На его землях процветали большие купеческие города — Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. Судьба Тюргешского каганата — показательный пример ожесточенной борьбы за территорию и власть в середине державы. Тюргеши постоянно пребывали в состоянии войны. Земли каганата привлекали арабов. В начале VIII столетия войска халифата переходят от набегов к организованным полномасштабным военным действиям, стремясь установить власть на землях к востоку Амударьи. В 706 году тюргеши создали военный союз с согдийцами и разбили арабов вблизи Бухары, но через три года из-за интриг арабского военачальника Кутейбу согдийцы отказались от помощи союзников, а город перешел под контроль халифата. С запада Тюргешскому каганату угрожали арабы, на юге опасность представляли войска династии Тан, а на востоке были агрессивные центральноазиатские тюркские племена. К этим угрозам добавлялись еще и междоусобицы. После смерти Уч-Элика борьба за власть в середине каганата усилилась. Дестабилизационный период продлился 9 лет до момента прихода к власти Сулук-кагана. Период правления этого хана ученые считают расцветом Тюргешского каганата. Военная и административная власть сосредоточилась в руках черных тюргешей. Хан Сулу Великий вел мудрую политику: заключал военные перемирия; инициировал династические браки с правителями соседних государств (сам женился на дочери тибетского монарха, а сына — на дочери восточнотюркского кагана Бильге); объединил народы Средней Азии против арабов. Кроме того, он был великолепным полководцем. Арабы называли его ‘рогатым’ и боялись вступать с ним в открытое противостояние. Он лично принимал участие во всех сражениях, был отличным воином и стратегом. В конце 30-х гг. VIII века хан Сулу при поддержке карлуков разбил арабские войска в Тохаристане. Но эта победа не была долгосрочной. Военные отряды тюргешей разделились на мелкие отряды. Этим воспользовались воины халифата, которые взяли реванш и вернули назад отвоеванные Сулу земли. Несмотря на кратковременность побед тюргешеского кагана, ему удалось приостановить экспансию арабов в Средней Азии. Таласская битва 751г. Китайцы против арабов и тюрок

    1 марта 2020

    3,5K прочитали

    Эта битва, произошедшая между войсками арабского халифата Аббасидов и китайской империей Тан, интересна прежде всего в двух отношениях.
    В историческом плане она любопытна тем, что была совершенно проигнорирована современниками, посчитавшими ее вполне рядовым событием в бесконечном ряду военных столкновений той эпохи. Со временем же за ней стало признаваться все более и более значительное влияние не только на судьбы Китая и Средней Азии, но и на развитие всего остального мира. В Китае в 618 году, с приходом к власти династии Тан, начался один из самых блистательных периодов в истории государства. К владениям Китая были присоединены так называемые Западные регионы. Кроме того, были расширены границы на северо-востоке страны: захвачена Корея, восстановлена власть Китая над Аннамом. Таким образом, территория страны по своим размерам вновь стала почти равной территории Китая периода расцвета Ханьской династии. Танская эпоха была свидетельницей расцвета китайского искусства и литературы. Императоры активно покровительствовали поэзии, театральному искусству и музыкальному творчеству, а многие из них сами проявляли незаурядные творческие способности.
    Согдийцы не раз просили помощи у Китая от арабской угрозы. Эта надпись из Афрасиаба касается приема послов царём Вархуманом из рода Унаш. Китайские хроники знают только одного царя с таким именем: в 655 году он направил в империю Тан послов с просьбой о помощи против арабской угрозы. Среди дипломатических посланцев, пожалуй, наиболее видной фигурой был Пероз, сын царя Ездигерда III, последний отпрыск династии Сасанидов, оказавшийся в VII в. на положении жалкого просителя при дворе китайского властелина. Битва состоялась юго-восточнее небольшого городка Тараз в Таласской долине, которая протянулась на 250 км вдоль левого берега текущей у подножия гор реки Талас между Киргизским хребтом на севере и Таласским Алатау на юге, на территории современной Киргизии недалеко от границы с Казахстаном.
    В Китае сохранились очень скудные сведения об этом событии. С арабской стороны об этой битве впервые упоминает историк Ибн аль-Асир (1160–1232).
    арабские воины

    Китай старался контролировать свою западную границу, и когда угроза стала явной, была выслана армия под командованием Гао Сяньчжи ,около 12.500 пехоты и должны были подойти карлуки, обязанные ему помочь, около 20000 конницы.
    Зияд ибн-Салих пришел к Таразу с 20-тысячным корпусом и не рискнул напасть на хорошо организованное профессиональное китайское войско, послав к Абу Муслиму за подкреплением. Последний набрал из согдийцев и союзных им других тюркских племен еще около 20 тысяч ополченцев.

    воин империи Тан

    Таким образом, со стороны арабов войско было 60000т. и китайцев около 12000-10000 тыс.
    Китайский главнокомандующий полагал, что конница карлуков последует ему на выручку, поскольку он только что помог карлукам в борьбе с их противниками в Ташкенте . Гао был опытным полководцем и прекрасно знал нравы степняков, поэтому наверняка очень внимательно наблюдал за тем, как именно приближается конница карлуков. Онуспел перестроить войско, и арбалетчики открыли огонь. прикрываясь копейщиками. Едва только карлуки вступили в бой, Зияд ибн Салих также бросил в атаку свою конницу. Однако здесь первая волна арабской атаки захлебнулась, скорее всего, понеся значительные потери от огня арбалетчиков . Эта конструкция наносила адские потери неприятелю.
    арабский всадник

    Тем временем вдвое превосходящая танский корпус конница карлуков, наткнувшаяся на отчаянное сопротивление, стала растекаться по долине, грозя охватить противника с флангов. Гао вынужден был дать сигнал к отходу. Однако отход флангов вызвал панику несущего бессмысленные потери фронта. Ситуация стала безвыходной.
    Китайский генерал Ли Ши, бывший заместителем Гао Сяньчжи, оценив обстановку и поняв, что поражение неизбежно, предложил оставить поле боя. Дуан Сиуши, услышав это, сказал: «Бежать от страха перед врагом – не доблесть, спасать себя, бросая на погибель других – не доброта». После этих слов Ли Ши принялся вместе с Дуаном собирать рассеянные войска и сам возглавил арьергард. Когда остатки китайского войска прошли узкую горловину ущелья, Ли Ши, орудуя своим боевым посохом, лично положил огромное количество арабских воинов, в результате чего преследование захлебнулось. Арабы не рискнули сунуться вслед за ушедшими китайцами в ущелье – вероятно, еще и потому, что уже надвигалась ночь, и никто не хотел подставляться полд ужасающий вал арбалетных стрел.
    Выиграть Гао Сяньчжи мог, только если бы сам пошел в атаку,повторив тактику применения каре пехоты против конницы, но явное предательство карлуков спутало ему карты.
    В Китай вернулось около двух тысяч солдат. А в Китае согдиец Ань Лушань поднял восстание,очевидно, в гневе за то, что Китай бросил Согд. Разразилась гражданская война,продолжавшаяся до 960 года,отбросившая Китай далеко назад.
    4) Первые сведения о карлуках известных под именем булак относятся к V в. Название «уч карлук» (три племени карлуков) древнетюркские рунические памятники распространяли на силь­ный союз кочевых племен, занимавших территорию между Алтаем и Восточным побережьем озера Балхаш. В середине VII в. в состав карлукского объединения входили три крупных племени — булак, чигиль (себек) и ташлык. Вожди карлукских племен носили титул эльтебер.
    В 742 г. политическая гегемония в степях Монголии перешла к союзу трех племен — карлуков, уйгуров и басмылов, сокрушивших власть восточных тюрков. На короткое время возвысились басмылы — их вождь стал каганом. Глава карлуков и предводитель уйгуров получили звание ябгу. Однако в 744 г. басмылы были разгромлены объединенными силами уйгуров и карлуков. В Цент­ральной Азии возникло новое государство — уйгурский каганат (744—840). Глава уйгурских племен стал верховным каганом, а вождь карлуков получил титул правого (западного) ябгу. Стремле­ние к самостоятельности привело карлуков к тому, что они откололись от Уйгурского каганата.
    В середине VIII в.развернулась борьба за тюргешское наследст­во между карлуками и огузами, чьи значительные группировки расселялись в области Иссык-Куля и Таласа. В результате этого противоборства основная часть огузов покинула пределы Жетысу и ушла к Сырдарье.
    В 766 г. в руки карлукского джабгу перешло все Жетысу с двумя ставками тюргешских каганов — Таразом и Суябом. Под эгидой карлуков образовалось раннефеодальное государство. Карлуки про­должали расширять границы. В 766—775 гт. одна ветвь карлуков захватила Кашгарию, а в конце VIIIв. другая их группировка распространила свое влияние на Фергану.
    На территории Жетысу сформировалось политическое объеди­нение карлукских племен. Согласно арабским и персидским источ­никам, карлукское объединение в IX—X вв. состояло из многочисленных родоплеменных групп. Так, арабский географ ал-Марвази (XII в.) отмечает в составе карлуков девять племен. В карлукскую конфедерацию вошли кочевые и полукочевые тюркоязычные племена Жетысу и Южного Казахстана: тухси, чигили, азкиши, тюркеши, халаджи, чаруки, барсханы. Население, подвластное карлукам, не было этнически однородным, оно включало ираноя­зычных согдийцев, мигрантов из стран Ближнего Востока и Центральной Азии.
    В VIII—X вв. в карлукском государстве шел интенсивный процесс тюркизации оседло-земледельческих жителей.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта