Главная страница

каганаты. семинар4. Тема Тюркская цивилизация и Великая Степь


Скачать 74.75 Kb.
НазваниеТема Тюркская цивилизация и Великая Степь
Анкоркаганаты
Дата30.09.2022
Размер74.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласеминар4.docx
ТипДокументы
#706990
страница3 из 5
1   2   3   4   5
В 1102 г. правитель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил напал на Мавераннахр и захватил все земли до Амударьи. Пытался отвоевать у сельджуков Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен.
При правлении могущественного султана Санжара (1118-1157) сельджуки добились наибольшего влияния в Мавераннахре. К этому времени уже намечается политический упадок Караханидов.

В первой половине XII в. многочисленный народ — каракитаи (кидани) завоевали Семиречье, а затем все остальные владения восточных Караханидов и начали угрожать Западному ханству.
После разгрома караханидо-сельджукского войска в 1141 г. власть над обоими ханствами государства Караханидов перешла к каракитаям.
Окончательно история могущественного государства Караханидов завершилась в начале XIII в. в борьбе с найманами и хорезмийцами. Переселение каракитаев в Жетысу.
Согласно китайским источникам, каракитaи были потомками киданей – монголоязычных племен, живших в Центральной Азии, Северном Китае, Маньчжурии и Уссурийском крае. Они упоминаются в письменных источниках с IV в. до н. э. Каракитаями их называют мусульманские авторы. Перемещение каракитаев на запад началось в IV веке н. э. В 924 году племена киданей создали государство Ляо, простиравшееся от Алтая до Тихого океана. Правящая династия киданей находилась в Северном Китае. Государство Ляо просуществовало до 1125 года. Переселение киданей в Жетысу произошло по двум причинам: 1) коренные земли киданей были захвачены племенами чжурчженей; 2) упадок государства караханидов, господствовавших в Семиречье.
После падения государства Ляо предводитель киданией Елюй Даши вторгся в Жетыcy. В 1125 году (по другим сведениям в 1128 году) каракитаи захватили столицу восточных Караханидов Балаcагун. В 40-х годах XII века каракитаи стали захватывать земли караханидов в Центральной Азии. Каракитаи не стали вмешиваться в систему управления государства караханидов, сохранив наследственность хаканской власти.
Общественно-политический строй.
Правитель каракитаев носил титул гурхан. Ставка гурхана Елюй Даши Гуз Орда располагалась недалеко от Балacагуна. В дальнейшем Баласагун стал столицей государства каракитаев. Для усиления своей власти Елюй Даши передал командование войсками в местное управление. Правом наследования у каракитаев обладали не только мужчины, но и женщины. В 1143 году после смерти Елюй Даши престол заняла его жена Табуян. При гурхане Иле (сыне Елюй Даши) в государстве каракитаев была проведена перепись населения. После смерти гурхана Иле в 1155 году страной стала править его дочь Бусуган (Пусувань). Захватив власть, каракитаи не разрушали города и оседлые поселения. Согласно арабским источникам, каракитaи жили в основном в Туркестане и Мавераннахре, беспощадно угнетая население. Каждый город имел своего правителя, собиравшего и доставившего им дань. По свидетельству письменных источников, с каждого дома собиралось по 1 динару. Земледельцы Семиречья отдавали в пользу гурхана десятую часть урожая. Правители крупных городов платили ему земельный налог – харадж. Со второй половины ХII века налоговая политика каракитаев ужесточилась, что привело к частым восстаниям. В 840 году появилась кимакская федерация из семи племен (по сведениям персидского историка XI века Гардези), по другим источникам, она была «трехсоставным объединением кимеков, кыпчаков и куманов». В состав семи племен входили: эймур, имак, кыпчак, татар, байандур, ланиказ, аджлар.
Первые упоминания о государстве кимаков встречаются в арабо-язычных сочинениях IX века (ал-Идриси). Созданный в конце IX – начале Х вв. Кимакский каганат занимал территорию от среднего Иртыша и на запад до Южного Урала и бассейна Сырдарьи. Ставка кимакского хакана – Кимакия (Имакия) располагалась на Иртыше. Вторая столица, отмеченная на карте ал-Идриси, город Карактия находилась на берегу Алаколя.
В кимакском обществе все более возрастала роль военных. Правителями уделов (их в стране было 11) были военные вожди. Зарождение удельно-племенной системы говорит об элементах административного деления в кимакском союзе. Владельцы уделов находились в подчинении у хакана. Но вожди, стоявшие во главе крупных племенных объединений, носившие титул «имак-байгу» («кимак-джабгу») стремились укрепить свои кочевые хозяйства и упрочить политическое господство. Некоторые из них превращались в полузависимых ханов, которые стремились к захвату верховной власти в государстве. Вождь одного племени носил титул «шад-тутук».
Многие кочевники из-за своей бедности вынуждены были переходить к оседлости и заниматься ремеслом, рыболовством, земледелием. Их по сведениям Махмуда Кашгари, называли ятуками (жатаки). Население занималось кочевым скотоводством, полуоседлое и оседлое население занималось земледелием (рис, пшеница, ячмень). Была известна охота на тигров, барсов, соболей. Кимаки торговали пушниной с другими странами.
Кимаки вели активную внешнюю политику - захватили часть земель тогузогузов, совершали набеги на их города в Восточном Туркестане, совершили поход против енисейских кыргызов. Источники полны сведений о взаимоотношениях кимакских правителей с соседними племенами. Военная экспансия кимаков на юге и севере Х в. сменилась мирным общением с соседями.
РЕКЛАМА



16+

Simple Fight - на Яндекс Играх

16 уникальных боевых единиц для битв. Планируйте движение войск и побеждайте!

Казуальные

Головоломки

Карточные

Обучающие
Яндекс Ойындар

Узнать больше
РЕКЛАМА

Бонус +100% на Экспресс от OLIMPBET

Olimpbet дает бонус +100% к выигрышу на экспресс из более десяти событий!
olimpbet.kz

Узнать больше

Кимаки знали письменность о чём свидетельствуют найдены бронзовые зеркала с надписями на основе древне-тюркской письменности, а также упоминание арабского путешественника Х века Абу Дулафа: «У них (кимаков) растёт тростник, которым они пишут».
С Х века в среде представителей кимакской знати начинается проникновение ислама.
Кимакская держава была могущественным государством. Однако уже в IX-X вв. стали появляться признаки ее упадка. Правители уделов, владевшие огромными территориями и имевшие на своей службе наемные войска или отряды степняков, стремились к самостоятельности, что вело к ослаблению центральной власти, распаду государства. К концу Х в. Кимакский каганат перестал существовать, власть на его территории перешла кыпчакскому объединению.
В странах Востока обитателей Великой Степи долгое время собирательно называли кипчаками (кыпчаками). Для Центральной Европы они были кунами или команами. А в древнерусских летописях их именовали половцами
В 1035 году кипчаки, продвигаясь на запад, достигли границы Древней Руси. К тому времени за ними закрепилось еще одно имя – шары (со значением: «желтый», «половый», совпадающим с одним из нескольких толкований смысла этнонимов «кимак» и «кипчак»). На Руси сделали свой перевод. Шары-кипчаки стали половцами, а Страна кипчаков – Полем половецким.
Дешт-и Кыпчак – Степь (Страна) кипчаков. Считается, что в письменных свидетельствах, известных науке, она впервые была представлена персидским поэтом, путешественником и проповедником Насири Хосровом, родившимся в 1004 году.
В Х в. на территории Казахстана появляется новое мощное государство кочевых тюркоязычных племен - Кыпчакское, которое стало прямым преемником Кимакского (нач. XI в. – 1219).
В начале XI в. кыпчаки вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI в. кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Жетысу. Восточная граница их остается на Иртыше, западные пределы достигают Волги, на юге - района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. Т.о. территория их государства простиралась от Алтая и Иртыша но востоке до Итиля (Волги) и Южного Урала на западе, от озера Балхаш на юге до лесостепной полосы юго-западной Сибири на севере. В XI веке появляется такое определение степей Казахстана - Дешт-и-Кыпчак – степь кыпчаков.
Кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане в VIII в. Кочевавшие здесь племена кангаров, карлуков, кимаков и кыргызов в середине VIII в. были объединены под властью сиров-кыпчаков, пришедших с Алтая. Они дали свое имя возникшему объединению племен, которое стало называться кыпчакским. В первый период политической истории кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племен в борьбе за новые пастбища.
Кыпчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода ельборели, власть которого передавалась по наследству. Легенды называют основателем этого государства Абар хана (XI в.). Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баскаки.
Кыпчакское ханство делилось на два крыла: правое и западное. Правое крыло, занимавшее тургайские степи, бассейны рек Урал, Волга, а также полуостров Мангыстау, возглавлялось ханами ельбори. Ставка правого крыла находилась на р. Урал. Левое крыло занимали земли Центрального и Восточного Казахстана, от Сырдарьи до Иртыша. Столицей был город Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени кайы-уран.
Строго соблюдалась система господствующей аристократической верхушки – ханы, тарханы, баскаки, беки, баи. Роды и племена также разделялись по социальной значимости.
Ханская ставка называлась орда. Общество было социально и сословно неравным, основным мерилом богатства считалось количество скота. Многие кыпчаки владели несколькими тысячами прекрасных лошадей, а некоторые из них – даже 10-тысчными табунами. Рядовые общинники были свободными, но, отдавая себя и свое имущество под защиту сильного покровителя, попадали в зависимость от знати. Потеряв скот, а следовательно, возможность кочевать, свободный общинник переходил в категорию оседлых жителей (жатаков). Но как только у бедного жатака появлялось достаточное количество скота, он тотчас становился кочевником.
Самую бесправную группу в кыпчакском обществе составляли рабы, которые пополнялись за счет военнопленных. Рабы, в основном продавались, и лишь часть их использовалась в хозяйстве в качестве слуг.
Население ханства платило большое количество налогов: зякет (налог со скота), ушур (налог с земледелия), существовала военная повинность.
Основой имущественного неравенства у кыпчаков была частная собственность на скот. Посягание на собственность строго каралось. Вернув, например, украденного коня, преступник должен был дать хозяину еще 9 таких же коней. А если он оказывался не в состоянии сделать это то у него отбирали детей. Скот метили родоплеменными тамгами. Владея огромными стадами скота, аристократия кыпчаков являлась собственником пастбищ, на которых содержался этот скот.
Места основных пастбищ и маршруты кочевий складывались на протяжении многовекового опыта. Право распоряжаться пастбищами и регулирования перекочевками принадлежало кыпчакским ханам и племенной знати. Распределение кочевых путей и пастбищ было основным условием пастбищно-кочевой системы, которая обеспечивала нормальную жизнеобеспечения общества.
В конце XII в. кыпчаки переживают период кризиса. Сыгнакское владение, воевавшее на два фронта - против каракиданей в Семиречья и Хорезма - на Сырдарье, вынуждено было пойти на союз с последним и постепенно попадает под его зависимость. В 1182 г. хан Алп-Кара Уран направил хорезмшаху посольство во главе со своим сыном Кадыр-Бугу ханом, который заключил союз с Хорезмом против кара-киданей. Поход, состоявшийся летом того же года, закончился победой и кыпчаки освободили от киданей город Тараз с окрестностями. Однако вскоре союзники стали враждовать между собой ив 1195 г. хорезмшах Текеш выступил в поход против Кадыр-Бугу хана. В начале кыпчаки отступили, но воины-урани, составлявшие основную часть гвардии хорезмшаха, известили хана кыпчаков о своем намерении перейти на его сторону. Ободренный хан победил хорезмшаха, которому с трудом удалось спастись. Однако вражда между Кадыр Бугу ханом и племянником Алп-Дерек иналом ослабила кыпчаков и в 1200 г. Алп-Дерек, ставший новым ханом, признает себя вассалом Хорезма. После победы хорезмшаха над кара-киданями Алп-Дерек получил в управление все земли по среднему и нижнему течению Сырдарьи. В 1210 г. он перенес столицу в Отрар и стал править от имени хорезмшаха, приняв титул Гайыр хана.
Западные кыпчаки в этот период терпят ряд поражений от русских князей. В истории древнерусской народности и кипчаков немало страниц, запечатлевших военные столкновения. Так, с 1015 по 1109 гг. в 14 случаях в «Повести временных лет» упоминается противостояние двух народов. В XI веке перевес сил был на стороне кыпчаков. Крупную победу над Русью они одержали в 1093 году. В начале XII века кыпчаки и русские заключил мир и обменялись заложниками, но договор был недолговечным. В начале XII века русские стали теснить кыпчаков. Есть и много сведений о вступлении русских и кыпчаков в кровнородственные отношения, заключение союзов и мира, который часто нарушался обеими сторонами.
В конце 80-х гг. XII вв. участились столкновения между кыпчаками и русскими.
В 1183 г. объединенные русские силы разгромили хана Кобяка, правителя узеуских кыпчаков, на реке Орели. В 1185 г. хан тенских кыпчаков Кунашык двинулся на Русь, но дважды потерпел поражение и был вынужден отступить. Новгород-северский князь Игорь решил добить ослабленных кыпчаков и поживиться за счет военной добычи, но его поход в 1185 г. закончился полным разгромом русских войск на р. Коялы, что было описано в «Слове о полку Игореве». В этой битве принимали участие и западно-казахстанские кыпчаки во главе с Казак ханом. В начале XIII в. часть кыпчаков во главе с ханами принимают христианство. Узеуский хан при крещении получил имя Данилы Кобяковича, а сын Кунашыка - Юрия Кончаковича. После смерти последнего власть над тенскими кыпчаками переходит хану Котану.
Кыпчаки занимались скотоводством (овцы, лошади, верблюды, крупный рогатый скот). Основная пища – баранина. Из шерсти изготавливали овчины и войлок. Лошадей использовали для верховой езды и как вьючное животное. Лошади кыпчаков умели тебеневать – добывать корм зимой из под снега для себя и других видов животных. В долинах рек и в горных районах хозяйство носило оседло-земледельческий характер. Та получило развитие орошаемое земледелие (просо, пшеница, ячмень). Кыпчаки охотились на сайгаков, архаров, оленей, лосей, куланов. Известно рыболовство. Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд крупных городов: Сыгнак, Джент, Барчынлыкент - на Сырдарье, Канглы-кент - на Иргизе, Саксин - в низовьях реки Едиль, Таматархан (Тмутаракань русских летописей) - на Таманском полуострове и Шарухан - недалеко от современного Харькова. Кроме того, кыпчаки составляли значительный процент населения Ясы, Отрара, Ургенча и крымских городов. В городах получили развитие разные виды ремесел.

8)

Кыпчакское ханство (нач. XI в. —1219 г.)

Этноним «кыпчак» впервые упоминается в древнетюркском руническом памятнике, датируемом 760 г. В мусульманских источ¬никах кыпчаки впервые отмечаются арабским географом Ибн Хордадбехом (IX в.) в списке тюркских племен, хронологически относящихся также к VIII в.

После падения Западнотюркского каганата в 656 г. значительные группы кыпчаков на севере от Алтайских гор и в Прииртышье под эгидой кимеков составили ядро племенного союза. Однако стремление основных кыпчакских племен к самоопределению привело их в конце VIII в. К отделению от кимекской федерации и передвижению на запад от кимеков. Но окончательной независи¬мости кыпчаки не достигли. В IX—X вв. история кыпчаков тесно переплелась с историей кимеков. Кыпчаки находились в полити¬ческой зависимости от кимекского кагана, входили в конфедера¬цию, а затем в Кимекский каганат.

После падения Кимекского каганата в начале XI в. военно-политическая гегемония на территории прежнего расселения кимекских, кыпчакских и куманских племен перешли в руки кыпчакских ханов. Пришедшая к власти династийная знать кыпча¬ков стала предпринимать активные действия в южном и западном направлениях, что привело к непосредственным контактам с государствами Средней Азии и юго-восточной Европы.

Во второй четверти XI в. племенная знать кыпчаков вытеснила огузских джабгу из нижнего и среднего течения Сырдарьи, При-аральских и Прикаспийских степей.

С изменением этнополитической ситуации в регионе связано появление в начале второй четверти XI в. названия Дешт-и Кыпчак (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письмен¬ных источниках «Степь огузов» (Мафазат аль-гуз). Завладев Ман¬гышлаком и прилегающими к нему областями, кыпчаки вплотную подошли к северным рубежам Хорезма.

В середине XI в. началось движение кыпчакских племен в западном направлении от Итиля (Волги). По мере движения на запад племенной массив куман первым вступил в непосредствен¬ные контакты с народами Восточной Европы, в частности Руси, Византии, Венгрии.

Историко-географическую область Дешт-и Кыпчака, обнимав¬шую всю аридную зону от Иртыша до Днестра, условно можно разграничить по Волге на два крупных этнотерриториальных объединения: Западнокыпчакское во главе с династийным родом токсоба и Восточнокыпчакское с правящим ханским родом ель-борили.

Формирование кыпчакской этнической общности на террито¬рии Казахстана было сложным и длительным процессом, в разви¬тии которого прослеживаются три этапа.

Первый этап связан с образованием ядра кимекского племен¬ного союза, в котором кыпчаки со второй половины VII в. и до конца VIII в. играли значительную роль. В это время происходили тесные этнокультурные взаимодействия кыпчаков с телескими племенами.

Второй этап — с конца VIII в. до начала XI в. В эти хронологические рамки кыпчаки постепенно расселились на об¬ширной территории от Алтая и Иртыша на востоке до Южноу¬ральских гор и Волги на западе. Совместно с кыпчаками в Западном Казахстане с центром в Мугоджарах обитали куманы. Взаимодействие и интеграция трех основных этнополитическихобъединений: кимеков, кыпчаков и куманов проходили под консо¬лидирующей ролью кимекских племен. Кыпчаки, равно как и кимеки, и куманы, находились в тесных этнокультурных взаимосвя¬зях и взаимодействиях с конфедерациями древнебашкирских, печенежских, карлукских и в особенности огузских племен. Вместе с тем линия внутреннего этнического развития кыпчакского этноса была направлена на ассимиляцию древних насельников, местных телеских, угро-финских, сармато-аланских этнокомпонентов. Кыпчакский этнос складывался на базе множества родов и племен, объединенных не на основе кровнородственных связей, а по принципу территориально-хозяйственных отношений.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта