Главная страница

каганаты. семинар4. Тема Тюркская цивилизация и Великая Степь


Скачать 74.75 Kb.
НазваниеТема Тюркская цивилизация и Великая Степь
Анкоркаганаты
Дата30.09.2022
Размер74.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласеминар4.docx
ТипДокументы
#706990
страница4 из 5
1   2   3   4   5

С начала XIдо начала XIII вв. формирование этнической общности кыпчаков вступает в третий этап развития, связанный прежде всего с ростом могущества кыпчакских ханов, власть которых легитимизировалась ханским династийным родом ель-борили. Степень развития и углубления этнических связей в Кыпчакском ханстве, а также уровень формирования кыпчакского этноса в известной степени определялись по племенному составу кыпчаков восточного улуса.

Структура племенного состава конфедерации кыпчаков в XI—XII вв. была сложной и неоднородной. Кыпчакская общность вобрала в себя, помимо собственно кыпчакских, тюркоязычные кимекские, куманские, древнебашкирские, огузские племена, а также тюркизированные элементы ираноязычного этнического пласта.

В силу специфики развития исторического процесса в кочевых обществах в таких «вторичных» племенных образованиях сохраня¬лось значение кровнородственных связей, родословных генеалоги-ческих древ, подтверждавших общность происхождения, не утрачи¬вались племенные самоназвания.

В формировании кыпчаков приняли участие многочисленные племена канглы, компактные группы которых во второй половине XIIв. образовали этнотерриториальное объединение в пределах Приаральских степей, а также тюркоязычные племена уран, при¬шедшие в X в. на территорию Казахстана из Восточного Туркеста¬на, баят, азкиши и тюргеши. Появление двух последних племен в XII в. в Причерноморье, скорее всего, было связано с передвиже¬нием туда кыпчакских племен, а вместе с ними азкишей и гюргешей. Одним из этнических компонентов кыпчаков также эыли карлуки, чигили, каи.

Формирование кыпчакской народности на территории Казах¬стана стимулировалось процессом нивелировки этнокультурных признаков, чему содействовали однотипность форм хозяйствова¬ния, система общественных отношений и общность языка. Тесное взаимодействие кыпчаков с различными этническими группами сказывалось на их этнической общности. Со все растущим полити¬ческим весом кыпчаков, племена и этнические группы, сознавая воюпринадлежность к единому этносу, принимали этноним кыпчак. Однако завершающий этап формирования кыпчакской народности был прерван монгольским нашествием.

9)

Найманы. По письменным источникам VIII века, союз из вось¬ми племен населял земли между рекой Орхон и Алтайскими гора-, ми. Монголы называли их найманами. Слово «найман» по-монголь¬ски означает «восемь». А по другим сведениям, в Монголии имеет¬ся река Секиз (по-тюркски - восемь), поэтому племена, населяв¬шие берега этой реки, монголы называли найманами.

Государство найманов становится известным во второй полови¬не XII века. Столицей был город Балыкты на берегу реки Орхон. Этот город не раз переходил из рук в руки: то к уйгурам, то к кыргызам, то к каракитаям.

Государство достигло своего расцвета при найманском хане Наркеше Даяне (1160—1203 гг.). В период его правления найманы стали заниматься земледелием, у них начала развиваться оседлая городская жизнь. Младший брат хана Инанч-бильге благодаря сво¬им большим организаторским способностям много сделал для ук¬репления государства. Он стремился приобщить найманов к ис-кусству, ремеслам и мирной жизни. Поэтому в народе его прозва¬ли Бильге ханом (Знающим ханом). При правлении этого хана найманы окончательно избавились от вторжений каракитаев. Объеди¬нив все восемь племен, хан создал единое Государство найманов. Ему удалось расширить торговые отношения с другими странами.

Но возрождение найманов было недолгим. Между сыновьями Бильге хана - Буйрык ханом и Даян ханом началась междоусоб¬ная борьба за власть. Ханство раскололось на две части. Даян хан стал править степным краем, а Буйрык хан остался властвовать в местности Орунгу на реке Черный Иртыш на Алтае.

Решив воспользоваться междоусобицей среди найманов, монгольский хан Чингисхан и хан кереев Ван, напав на них, одер¬жали победу над войсками Буйрык хана. Хан найманов бежал к енисейским кыргызам.

Опасаясь усиления Чингисхана, кыргызы, меркиты, найманы. и другие племена в 1201 году созвали курултай. Одним из его орга¬низаторов являлся Буйрык хан. В местности Согак произошла их битва с войсками Чингисхана и Ван хана. Найманы и другие пле¬мена потерпели поражение в этом сражении. Буйрык хан переко¬чевал на юг Алтая. Войска Чингисхана взяли хана в плен и он был казнен. Даян хан направил свои войска под командованием Коксу Саурыка против Ван хана. Захваченный в плен Ван хан был также убит. Узнав об этом, Чингисхан в 1204 году организовал поход про¬тив Даян хана и окончательно победил его. Сын Даян хана Кучлук переселился в Жетысу.

Кереи (кереиты). Название «кереи» происходит от названия реки Керлин (Керулен), так как племена, жившие на берегах этой реки, именовались кери (кериленцы). Судя по письменным источ¬никам, племена кереев населяли берега рек Орхон, Керулен, Се¬ленга и Аргун.

Кереи на западе соседствовали с найманами и с уйгурами. Они пользовались древнетюркской письменностью. Когда образо- иалось Монгольское государство, писарями в нем в основном яв¬лялись кереи.

По свидетельству из исторического памятника «Тайная исто¬рия монголов» (XIII в.), в конце XI и начале XII веков между Керейским и Монгольским ханствами существовали добрососедские отношения. Находясь в союзе, оба ханства не раз давали совмест¬ный отпор меркитам, кайманам и другим племенам.

Ставкой Керейского государства была местность Битобе на вос¬токе от горы Хан-Тенгри, где ныне расположена столица Монголии Улан-Батор. По монгольским письменным историческим источникам, эта местность являлась жайляу керейского хана Торы (Тогурыла).

Историки, исследовавшие время появления города Улан-Ба¬тора, утверждают, что именно этот город ранее являлся столицей Керейского ханства.

В XI веке в состав Керейского ханства входило восемь аймаков - районов, населенных племенами кереев, жиркиы, конкаев, сакаев, ту- тау, албатов, тунхаев, кыркунов.

Летовки Торы хана находились в Талане, Дабане и Науыре, а зимовки - на берегах реки Откел, в местностях Орман курке, Толе, Камысты, Куланды, Кулыне и в других местах. Названия этих зе¬мель схожи с казахскими.

Керейское государство достигло своего наивысшего расцвета в Х-ХП веках во времена правления Маркус хана и его сына Курша- куз хана. В начале своего правления Куршакуз хан потерпел пора¬жение от татар (по-монгольски - mama), а его сын Торы и мать Илма-ханум попали в плен. В этот период власть взял в свои руки другой вождь кереев, зять Куршакуз хана, Сарык. При помощи дру¬гого керейского хана - Хажар хана, жившего в приграничном рай¬оне ханства, он одержал победу над татарами и освободил из плена сына Куршакуз хана.

К этому времени столица Керейского ханства переместилась на берег реки Орхон. В письменных памятниках очень мало сведений о Сарык хане. Неизвестно даже, когда он стал ханом. Но в период его правления другие соседние племена подчинились власти кереев.

После прихода к власти Куршакуз хан разделил ханство на правую, левую и среднюю части и отдал их в управление своим детям, сказав: «Если вы будете жить близко друг к другу, то буде¬те лягаться, как лошади, а если вдалеке, то будете ржать, ища друг, друга». После смерти Куршакуза ханом стал Торы. Пользуясь его несовершеннолетием, отчим Елжыйдой стал стремиться взять власть в свои руки. Осознавая свое затруднительное положение, Торы обратился за помощью к своим старшим братьям, которые помогли ему отстоять ханский титул.

В конце XII века Керейское государство, занимавшее террито¬рию от реки Долы в районе Завжана до горы Казак (Хасагт-хайр- хон) вновь распалось на две независимые друг от друга части. Не¬довольный расколом Керейского государства младший сын хана Маркуса Гурхан, ставший к тому времени ханом киданей, напра¬вил против Торы хана свои войска. Торы хан сумел избежать по¬ражения только благодаря помощи Чингисхана.

По свидетельствам монгольских летописей, предки кереев и монголов находились в дружественных отношениях.

Однако мирные отношения между керейским ханом Торы и Чин¬гисханом длились недолго. В столкновении с Чингисханом Торы хан потерпел поражение. Во время отступления он был убит найманским полководцем. Часть раздробленных племен кереев при¬соединилась к другим племенам, а другая часть переселилась на восток Казахстана.

Персидский историк Рашид ад-Дин писал о кереях: «Жившие в IX-XIII веках на территории Монголии кереи - сильно развитый на¬род. Они ослабли под воздействием Чингисхана. У них была очень вы¬сокая культура, они пользовались древнетюркской письменностью».

Жалаиры. О существовании этого племени как самостоятель¬ного государственного образования нет никаких сведений ни в араб¬ских, ни в персидских письменных источниках. Лишь в монголь¬ских летописях скупо упоминается о нем. В них говорится, что племя жалаиров населяло берега рек Селенга и Хилок, а также верховья реки Орхон и хребты Каракорумских гор.

В этих летописях упоминалось, что из племени жалаиров самым близким Чингисхану человеком был знаменитый акын, оратор и ба¬тыр Мукали (Мукылай). За безупречную и верную службу великий хан присвоил ему титул «куй ун чинсан тайжи», «го ван» - «великий князь». И доверил ему командование левым крылом своего тумена (10-тысячного войска).

В монгольских летописях другой жалаир Жамука фигуриру¬ет то как ближайший друг Чингисхана, то как лазутчик, то как его непримиримый враг.

Письменные источники свидетельствуют, что Жамука в 1201 году, объединив многие роды и племена, на берегу реки Аргун (Ар- гын) созвал курултай и объявил себя гурханом. Узнав об этом, Чин-гисхан заключил союз с ханом кереев Торы и осенью того же года нанес поражение Жамуке, принудив его подчиниться своей власти.

В «Тюркской летописи» историка хана Абулгази о жалаирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. Они влились в состав монгольских племен и преданно служили Чингисхану. Под-тверждением этому является тот факт, что в монгольской «Золо¬той летописи» жалаир Мукылай упоминается как крупный воена¬чальник монголов.

Один из первых казахских историков Кадыргали Косымулы Жалаири (XVI в.) писал, что во времена Чингисхана жил воена¬чальник Сартак Ноян. Его сыном являлся жалаир Саба, от него произошел жалаир Тебре бек. А потомком Тебре бека был Айтоле бек, этот знатный человек командовал войсками Урус хана. Далее ученый свидетельствует, что жалаиры - одна из больших ветвей племени алаша. Их называли «тарак танбалы жалаирами». Это было в период вхождения жалаиров в состав казахского народа.

Жалаиры входили и в состав всех тюркоязычных народов на тер¬ритории Средней Азии. Основным местом расселения жалаиров являлось Жетысу.

Политический строй. Системой правления племен являлась ханская власть. Она состояла из объединений племен и была про¬образом формировавшегося феодального государства. Власть осу-ществлялась по улусной системе. Улусная система управления не была похожа на родовую или племенную системы. Она была бли¬же к народной системе управления.

Улус имел свою определенную территорию. К нему относились объединенный союз нескольких племен или народности, имеющие самое многочисленное население и самую обширную территорию расселения.

В монгольских письменных источниках говорится, что племя жалаиров было самым крупным и известным среди других пле¬мен, состояло оно из десяти родов. К тому же в те времена ханство состояло из нескольких улусов. В каждом из них избирали пра¬вителей ханской орды, военачальников и нукеров (воинов хана). Ханская ставка считалась высшим органом власти.

Еще в XII веке система управления войсками подразделялась на десятки, сотни, тысячи и ту мены (десятитысячные отряды). Хан сам назначал командующих тысячами и туменами. Повседневными внутренними делами в улусах управляли люди, носящие титул шербж. Хан единолично присваивал этот титул и назначал на такие должности.

Хозяйство. Найманы, кереи и жалаиры в основном занима¬лись скотоводством, а кереи преимущественно коневодством. Ско¬товодство носило сезонно-полукочевой характер. Кочевья и их направления находились в прямой зависимости от мест летовок различных племен, от количества пастбищ, водных источников и богатого травостоя.

У кереев, жалаиров, найманов было два вида кочевания. С од¬ной стороны, кочевали большими группами, а, с другой, отдельные семьи кочевали самостоятельно или небольшими объединениями, выращивали преимущественно лошадей и овец. Лошадь являлась средством передвижения, кочевники питались ее мясом и молоком. Овец держали ради мяса, шкур и шерсти. Эти племена содержали и крупный рогатый скот. В кибитки на колесах запрягали быков. Основным жилищем были юрты.

Связи с соседними народами. В «Тайной летописи монголов» содержится много сведений, что найманы соседствовали с мерки- пгами, тангутами и монголами. Говорится, что они находились между собой то в мирных отношениях, то в состоянии войны, по¬этому не могли создать сильное централизованное государство.

10)
1. Экономические и культурные связи кочевого и оседлого населения. В период зарождения и становления кочевой цивилизации в эпохи энеолита, бронзы и раннего железа у древних племен Казахстана еще не существовало четкой хозяйственной специализации. Скотоводство, земледелие и ремесла – все они составляли комплексное хозяйство кочевых и полукочевых племен.

Продукция кочевого и полукочевого хозяйства не всегда могла удовлетворить потребности степняков, поэтому возникла необходимость в товарно-хозяйственных связях с соседними оседло-земледельческими регионами, в том числе и с городским населением. Параллельно происходил обмен культурными и мировоззренческими ценностями.

Поэтому на территории Казахстана и сопредельных с ним стран с древности сложились предпосылки для формирования двух хозяйственно-культурных типов. Первый тип – кочевой скотоводческий – был распространен на большей части территории Казахстана и производил преимущественно животноводческую продукцию. Второй тип – оседло-земледельческий – был распространен в южных регионах. Для него характерны города, городские поселения, земледелие, в котором использовались ирригационные системы, и наличие ремесел.

2. Хозяйственное и культурное положение населения в государствах Южного Казахстана и Жетысу. В эпоху раннего железа Жетысу населяли усуни, а побережья рек Арыс, Талас и Сырдарья – кангюи. И те, и другие имели города и городские поселения, занимались скотоводством, земледелием и ремеслом. Город и Степь были соединены органически как в торгово-хозяйственном, так и в военно-политическом отношении. Города в Казахстане хотя и были подчинены верховной власти кочевых государств тюрков: тюргешей, карлуков, огузов, кыпчаков, но при этом имели органы внутреннего самоуправления. Вот как об этом писал Сюань Цзянь: «…в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все подчиняются тюркам».

Правители Степи объективно оценивали значимость подвластных им городов как центров международной торговли и пунктов обмена продукцией между кочевниками и оседлыми жителями. Поэтому за установление господства над городами шла постоянная борьба между разными государствами. В 1219–1220 годах города Присырдарьинского региона находились в подчинении у тюрко-монголов и являлись частью империи Чингисхана. В XIV–XV веках Ак Орда и империя Тимуридов оспаривали эти города друг у друга. Со второй половины XV века Казахское ханство начинает борьбу за эти города с Шайбанидами, могульскими правителями и др.
3.Торгово-хозяйственный обмен между кочевыми и оседлыми жителями. Плавка металлов. Город и Степь на территории Казахстана находились в состоянии постоянного натурального (т.е. безденежного) торгово-хозяйственного обмена. Так, кочевники нуждались в продукции оседлых жителей. Вот что писал по этому поводу арабский историк аль-Омари: «Посевов у них (кыпчаков) мало, и меньше всего пшеницы и ячменя. Чаще всего у них встречается просо, им они питаются…». Оседлые жители также были заинтересованы в получении продукции степняков. Кроме того, города Жетысу и Присырдарьинского региона были торговыми центрами, связывавшими кочевую Степь со странами Центральной Азии, Персией, Китаем.

Кочевники могли предложить для торгового обмена тягловый и верховой скот, продукцию животноводства (мясо, шерсть, кожу), кошмы, арканы, а также деревянную и кожаную посуду, металлические изделия (серебряные и золотые украшения), оружие, предметы конской сбруи, меха и рога животных, ловчих птиц, охотничьих собак. Эти товары были востребованы не только жителями местных городов, но и соседних стран и регионов.

Например, стоимость кыпчакской лошади в восточных странах доходила до сотен динаров. По свидетельству аль-Макдиси, из Шаша (Ташкента) в другие страны вывозили высокосортные шагреневые седла, колчаны для стрел и др.

Оседлые жители для обмена могли предложить продукцию земледелия: пшеницу, ячмень, бобовые, овощи, фрукты, сухофрукты, специи, хлеб; продукцию ремесел: гончарные и жестяные изделия, ковры, ткани, украшения, оружие, предметы роскоши. Торговля была выгодна и кочевникам, и жителям городов, о чем свидетельствует один сельджукский документ: «Товары и предметы их (кочевников – авт.), дающие прибыль, являются причиной увеличения благоденствия, довольства и пользы оседлых людей».

Торговый обмен между кочевниками и оседлыми жителями осуществлялся на ярмарках близ городов Сауран, Алмалык, Янгикент, Испиджаб, куда кочевники пригоняли скот, привозили мясо и шерсть, а также другую продукцию, и обменивали у горожан на посуду, ткани, хлеб и сладости.

Широкое распространение в Степи получила плавка металлов, искусством которой кочевники владели почти в совершенстве. Изделия из металла пользовались большим спросом. Племена Андроновской и Бегазы-Дандыбаевской культур имели развитую технологию плавки и формовки металлов. Известно также, что тюрками добывалось серебро, которое высоко ценилось в городах Казахстана и соседних государствах.

4. Культурное и хозяйственное взаимодействие и взаимовлияние кочевников и оседлых жителей. Город и Степь, помимо торгово-хозяйственного обмена, находились в состоянии постоянных культурных онтактов и взаимовлияний. Степняки перенимали знания и навыки у оседлых жителей, и наоборот. Заимствованиям подвергались также язык, обычаи, повседневный быт, искусство, религии, ремесла и даже хозяйственные занятия.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта