Главная страница

Теория риторики. Тематический план история риторики. Становление риторики. Платон об искусстве красноречия. Теория ораторского искусства Аристотеля.


Скачать 0.6 Mb.
НазваниеТематический план история риторики. Становление риторики. Платон об искусстве красноречия. Теория ораторского искусства Аристотеля.
Дата30.11.2018
Размер0.6 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТеория риторики.doc
ТипТематический план
#58312
страница8 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Втягивание неграмотных в класс грамотных и приобщение их к печатной книге и газете возрождает интерес к гражданской устной речи. Гражданская устная речь выгодна обывателю, так как позволяет ему поставить под контроль управленцев, работающих главным образом с документами. Обыватель начинает участвовать в управлении, но письменная речь по-прежнему охватывает большие массивы людей. Впоследствии это приводит к выборной власти.

Массовая информация.
Создание массовых коммуникаций XX в. проходит в два этапа. На первом этапе образуются средства массовой информации, на втором – органы информатики. Оба эти этапа есть становление смешанной устно-письменной речи.
Массовая информация по своей структуре представляет собой совокупное по смыслу и по форме сообщение о событиях. Органы массовой информации получают сведения о событиях не столько от своих корреспондентов, сколько от информационных агентств. Задача информационных агентств состоит в том, чтобы суммировать сообщения о текущих событиях и продавать эти сообщения органам массовой информации. Информационные агентства работают так, что отслеживают события по всему свету.
Выбор сообщений, комментирование и комплектование их добавочными жанрами лежит на тех, кто управляет органами массой информации.
Повременной характер выпуска массовой информации делает ее содержание оперативным. Отдельные органы состязаются в том, который из них скорее передаст получателям текста информацию о событии, правдивом (т.е. сообщаемые факты должны точно соответствовать действительности) и истинном, т.е. подбор сообщений о событиях и их сопровождение должны отвечать программе органа массовой информации, установленной его руководством.
Благодаря тому, что информационные агентства распространяют свои материалы по всему миру как товар, который покупают, массовая информация имеет всемирный, глобальный характер.
Социальные свойства массовой информации показывают следующие закономерности:
1. Массовая информация является глобальным текстом, объединяющим разные языковые сообщения с их социальными речевыми структурами. Несмотря на различие языковых систем, массовая информация обладает принципиальным единством смысла и направленности содержания. Массовая информация связывает людей любых языковых общностей в одно целое и формирует их общие интересы. Это свойство называется интернационализмом.
2. Получатель массовой информации воспринимает текст о текущих событиях с целью ориентироваться в мире и соответственно строить свою деятельность. Массовая информация распространяет стиль как всемирное явление и является основным средством формирования моды, формирует носителей моды как неосознанных, но уверенных подражателей стиля. Таков тип влияния массовой информации, который можно назвать неисторичностью сознания.
3. Заказчик массовой информации исходит из своих торгово-экономических, финансовых, управленчески-административных интересов. Соответственно эти интересы у разных групп различны, что отражается в текстах массовой информации. Поэтому ее характеризует плюрализм мнений при единстве интернациональной информации о событиях. Плюрализм мнений направляет разные категории получателей массовой информации и формирует разнообразие вкусовых предпочтений.

Информатика.
Введение в практику компьютеров началось с построения информационно-поисковых систем. Со временем оказалось, что, помимо информационного поиска, ЭВМ могут записывать и хранить в памяти слова и тексты. ЭВМ, таким образом, стали орудиями и материалами речи одновременно. Развитие ЭВМ как орудий и материалов речи потребовало согласования текстов (языковых) на ЭВМ с устной и письменной речью.
Устная речь на ЭВМ воплотилась в системах двух классов: систем синтеза речи (в автоматическом режиме) и систем анализа речи (в автоматизированном режиме), т.е. с участием человека. Оба класса систем продолжают развиваться и совершенствоваться.
Система письменной речи, помимо записи и воспроизведения речи с помощью ЭВМ и периферийных устройств (автоматического чтения текстов – сканеров и автоматической печати - принтеров), обогатилась программами, позволяющими располагать текст на площади листа, подготавливать печатные матрицы, делать все операции по каллиграфическому исполнению текстов различными шрифтами и любыми видами письма. Этим была создана материальная база для исполнения документов и книг в автоматизированном режиме, что позволило экономить рабочее время в процессах документооборота и книжной печати, а также издавать тексты малыми тиражами на устройствах, воспроизводящих любые изображения.
ЭВМ сочленяются в автоматическом режиме с новыми видами связи (спутниковая связь, волоконная и др.), создавая то, что называется мультимедиа. Так образуется возможность не только сочетать преодоление расстояний, но и преодоление времени.
В риторическом смысле ЭВМ образуют три главные возможности:
1. Суммирование культуры, данную в речи: ИПС (информационно-поисковые системы), автоматизированные словари, автоматическое реферирование
2. Создание управления в автоматическом и автоматизированном режимах и, следовательно, выполнение риторической функции управления вместе с системами автоматического построения текстов.
3. Преодоление языковых барьеров через систему машинного перевода.
Эти функции потребовали программ для работы ЭВМ. Но писать программы на естественном языке стало делом трудным. Поэтому на основе частей слов естественного языка и логической символики были созданы языки программирования, не имеющие прямой связи со звуковым или звукобуквенным языком. Языки программирования созданы в большом количестве и продолжают создаваться. Образуется новый мир языков, между которыми необязателен перевод, так как они имеют разное назначение.

Стили языка и речи.
Стиль можно определить как разновидность языка, закрепленную в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающуюся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам - лексикой, грамматикой, фонетикой. В современных развитых национальных языках существуют три наиболее крупных стиля языка в этом значении: нейтральный, более “высокий”, книжный; более “низкий”, разговорный (или фамильярно-разговорный, или разговорно-просторечный).
Стиль – это также общепринятая манера, обычный способ исполнения какого-либо конкретного типа речевых актов: ораторская речь, передовая статься в газете, научная (не узкоспециальная) лекция, судебная речь, бытовой диалог, дружеское письмо и т.д. Стиль в этом смысле характеризуется не только набором языковых средств, но и композицией акта.
Стилем называется и индивидуальная манера, способ, которым исполнены данный речевой акт или произведение.
Стиль это также языковая парадигма эпохи, состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху.
Несмотря на различия пяти пониманий стиля, в каждом из них присутствует основной общий инвариантный признак: стиль всегда характеризуется принципом отбора и комбинаций наличных языковых средств, их трансформацией. Различия стилей определяются различиями этих принципов. Каждый стиль характеризуется некоторыми дифференциальными признаками, отличиями от другого, сопоставимого с ним, т.е. отклонениями. Этот признак достигает максимума в индивидуальном стиле, который есть мера отклонения от нейтральной нормы. Кроме того, “изнутри” стиль характеризуется некоторыми постоянными компонентами, интегральными признаками, которые тоже достигают максимума в индивидуальном стиле, приводя к его определению как высшей меры соразмерности и сообразности. В целом, стиль – система целесообразно отобранных и организованных языковых средств, которые используются для выражения определенных смыслов.

Теория речевых коммуникаций.
Отношения между классами речедеятелей называется этосом речевых коммуникаций. Вне успешного регулирования этосом общество приходит в состояние смуты. Как показывает история, далеко не всегда удается наладить успешное регулирование отношений между речедеятелями. От регулирования этоса речевых коммуникаций зависит прогресс, стагнация или деградация общества. Отношения между классами речедеятелей зависит от структуры родов и видов словесности, которые, в свою очередь, определяются фактурой речи.
Одни виды речи имеют возвратный характер, когда слушающий или пишущий становятся говорящими - это фольклор, диалог и эпистолы. В них существует обмен речами, и получатель может задать условия речи (этос) создателю, поскольку создатель становится получателем, то эти же условия значимы и для него самого. Это симметричные виды речи. Другие виды речи отличаются тем, что говорящим и слушающим является хор. В нем нельзя выделить управляющего с помощью речи и управляемого. Следовательно, хор должен воспроизводить один и тот же текст. Это нейтральный, или симметрично-асимметричный вид речи.
Получатель речи в условиях литературной речи – групповой. Это значит, что он ослаблен в смысле возможности ответить создателю речи, так как в устной речи осмысленно ответить говорящему можно только поодиночке. Это значит, что оратор не только в силу своего авторитета, полученного благодаря образованию, но и в силу массовости аудитории обладает преимуществом в продвижении своих идей.
В ораторике и в сценической речи влияние на массы одинаково, но в сценической речи оно выше, потому что автор предшествует актеру и, следовательно, текст речи более обработан, больше покоряет аудиторию.
В гомилетике между аудиторией и оратором не существует обратной связи такой, как в устном диалоге, так как аудитория избирает оратора и оратор избирает аудиторию. Но поскольку массовая аудитория говорить хором не может, то оратор, обратившись к аудитории со своим словом (впоследствии разговаривая с каждым членом аудитории порознь), может повторить свою речь и определить, насколько его речь дошла до каждого члена аудитории и тем более последовательно и определенно довести свои идеи и проверить, как они усвоены.
Документы, как и эпистолы и устный диалог, стремятся к соглашению, т.е. получатель речи в этом случае имеет равные права с создателем речи.
Рукописные сочинения по характеру отношений между создателем и получателем речи подобны ораторике и сценической речи. Но в данном случае создатель речи как бы лишен авторитета образованности, так как читатель также образованный человек, и авторитета совместности творчества, как в сценической речи, так как автор остается один на один с читателем.
Печатные произведения наследуют принцип рукописных сочинений, но создатель текста устроен сложно. Это группа юридических лиц, которые разделяют труд по созданию текста - создание графической формы (авторы), тиража (издатели) и распространение тиража (книготорговцы). В этом случае коллегиальный создатель текста полностью доминируют над получателем. Получатель текста не может ответить создателю в печатной словесности. Печатная литература становится средством массового воздействия.
Еще более сильным средством массового воздействия является массовая информация, так как получатель вследствие того, что он массовая аудитория и не снабжен техникой СМИ, не в силах ответить на тексты массовой информации.
Таким образом, речь каждой новой фактуры увеличивает господство создателя речи над получателем.
Речь каждой новой фактуры содержит один вид словесности, в котором отношения между создателем и получателем речи обратимы.
Структура речевых актов показывает следующие закономерности речевых коммуникаций, связанных с усовершенствованием фактуры речи:
1. Эпистолы, документы, информатика, научная литература делают возможным диалог между участниками речевой коммуникации, когда каждый получатель речи в данной фактуре может стать создателем и наоборот.
2. Гомилетика, сценическая речь, рукописные и печатные сочинения, массовая информация предполагают такую монологическую речь, в которой получатель речи не становится создателем речи.
3. Фольклор, сценическая речь, документы, журнальная литература, реклама предполагают как обмен текстами, так и его отсутствие.
Назовем первую группу видов речи симметричной, вторую – асимметричной, а третью группу – нейтральными, симметрично-асимметричными видами речи.
При изучении логоса в речевых коммуникациях по видам словесности каждый вид словесности рассматривается как неопределенно большое количество диалогов в данном виде словесности и между их видами. Это значит, что логос в этом случае есть система общих мест, которые восстанавливаются по содержанию текстов, представляющих данный вид словесности и в координации с нормами этоса, характерными для данного вида словесности.
Общие места различаются в истории становления вида словесности как непререкаемые суждения, общепризнанные постулаты, которые кажутся естественными и потому истинными.
Создание общих мест происходит в диалоге. Каждый, кому случалось аргументировать публично, знает, что всякая аудитория руководствуется чем-то общепризнанным и одновременно имеет свои, только присущие данной аудитории взгляды и интересы. Например, нищелюбие для любой современной аудитории является общим местом (надо помогать нищим). Но в конкретной аудитории это общее положение может трактоваться по-разному. В одной аудитории понятен и принят тезис о том, что помогать нищим надо из милосердия как внутреннего чувства каждого гуманного человека. В другой аудитории будет понятен и принят аргумент о том, что нищим надо помогать для того, чтобы не доводить их до отчаяния, чтобы создать общее согласие и благолепие, т. е. с целью своеобразной самозащиты.
Таким образом, вокруг центрального единого общего места – нищелюбие есть благо – развиваются другие общие места: нищелюбие полезно для своей души и нищелюбие – средство самозащиты.
Общие места есть тексты, смысл которых служит объединению вокруг этого смысла других текстов с разной композицией.
В теории коммуникаций пафос понимается как допустимое для каждого вида речи намерение произвести речью определенный эффект. Эффекты, которые можно произвести речью, различны:
1) привлечение внимания (к оратору и предмету);
2) формирование доверия (к оратору и его доводам);
3) создание и распространение знания (в разных его видах - этиологического, системного, логического);
4) формирование намерения действовать;
5) переход к действиям;
6) напоминание, укрепление в памяти. Сравнение двух типов описания пафоса отдельной речи показывает, что оба описания имеют общие и необщие части.
К необщим частям относятся:
1) переход к действиям,
2) напоминание, укрепление в памяти,
3) услаждение аудитории,
4) объединение аудитории,
5) убеждение аудитории.
К общим частям относятся:
1) привлечение внимания,
2) создание намерения,
3) формирование и распространение знания,
4) формирование доверия,
5) возбуждение и успокоение страстей.
Таким образом, пафос в этом случае может изучаться как предел возможностей формирования конкретного смысла монологов и диалогов.

Неориторика.
Человек, произносящий какое-нибудь высказывание, поступает так, желая получить некий результат. Это значит, что, говоря “мы действуем”, совершаем поступок. Еще в древнерусском сборнике “Пчела”, содержащем переводы античных и византийских изречений и анекдотов читаем афоризм, приписываемый Солону: “... слово – вид дела”. Эта идея оказалась весьма важной и плодотворной для лингвопрагматики и неориторики. С помощью слов можно управлять поведением людей. Отношение знака языка к человеку и изучает неориторика. Главным постулатом неориторики, возникшим благодаря научной деятельности Дж. Остина, Дж. Сирла, Х. Грайса и других лингвистов в 60-70 годы нашего века, можно считать следующее утверждение Остина: “Слово есть дело”. Теперь ясно, насколько тесно связаны классическая риторика и современная лингвопрагматика (неориторика). Обратитесь снова к афоризму Солона и сравните его с основным положением неориторики, приведенным выше. Итак, произнося высказывание, мы совершаем определенное действие, направленное на адресата. Это действие, определяемое целью, намерением говорящего, и называется в неориторике и прагматике “речевым актом”, “речевым поступком”, “речевым действием” (приведенные термины являются синонимами).
В нашем словаре есть такие слова и выражения, которые, будучи произнесенными в реальной речевой ситуации, сами по себе являются поступками. Этот класс языковых знаков называется словами – перформативами, что в переводе с английского обозначает осуществлять, действовать. Таковы, например, глаголы просить, обещать, благодарить, поздравлять и подобные. Когда мы говорим “благодарю вас”, мы самой этой фразой производим действие, совершаем поступок, выражаем благодарность. “Обещаю тебе принести книгу” - речевой акт “обещание”. “Поздравляю” произносим мы и совершаем таким образом ритуал поздравления – тоже поступок, речевой акт. Но речевые поступки вовсе не всегда требуют определенных, специальных, словарных средств. Возьмем слова-предложения “да” и “нет”. Представим церемонию бракосочетания. Люди, произнесшие в этом речевом событии “да”, тоже совершают, таким образом, конкретное действие, поступок, который надолго определит их судьбу, - вступают в брак. Такова сила слова, в этой ситуации – величайшая. Однако в громадном большинстве жизненных коллизий – в повседневном общении, в профессиональной деятельности – речь, не будучи столь очевидно действенной, все же всегда может быть понята как поступок. Именно так и учит понимать речь риторика, древняя и новая. Сила словесного воздействия может быть незаметна, но всегда велика.Оглавление

Теория риторики

Введение

Становление риторики

Речевая практика греко-римской античности

Платон об искусстве красноречия

Теория ораторского искусства Аристотеля

Цицерон о риторическом знании

Риторика в Древней Руси

Структура речевых отношений

Типы речевой деятельности

Речевая педагогика Квинтилиана

Основы гомилетики

Становление рациональной риторики

Риторика Ломоносова

Общая и частная риторика

Русская риторика: Кошанский, Зеленецкий, Миртов

Поэтика Потебни

Становление научной риторики

Требования, предъявляемые к оратору

Этос, пафос, логос

Последовательность речевых действий

Эристика, диалектика, софистика

Место риторики: поэзия и проза, грамматика и стилистика

Законы речи и правила риторики

Техника аргументации

Общие места (топика)

Понятие и формы монолога

Принципы оценки речи

Образ автора и вид речи

Образ автора в семейно-бытовой речи

Образ автора в судебной речи

Образ автора в гомилетике

Образ автора в учебной речи

Образ автора в письмах и документах

Образ автора в научных сочинениях, художественной литературе и публицистике

Образ автора в массовой коммуникации

Развитие риторического изобретения

Логическое содержание речи

Композиция и стиль

Языковые средства риторики

Речевая эмоция

Теория диалога, его структура, роль в обществе

Классификация диалога

Этос диалога

Пафос диалога

Логос в диалоге

Изобретение в диалоге

Эффективность ведения диалога

Грамотность ведения диалога

Сочетание жанровых систем в диалоге

Искусство управления и связи с общественностью

Принципы составления речи. Знание предмета и учет своего опыта

Изобретение, расположение и исполнение речи

Разговорно-бытовая речь

Поздравительная речь

Учебная речь

Агитационная речь

Система речи: влиятельность и эффективность

Проблема самовоспитания оратора

Классификация типов речи

Устная, письменная и печатная речь

Массовая информация

Информатика

Стили языка и речи

Теория речевых коммуникаций

Неориторика

Все страницы
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта