Теория риторики. Тематический план история риторики. Становление риторики. Платон об искусстве красноречия. Теория ораторского искусства Аристотеля.
Скачать 0.6 Mb.
|
Строя теорию монолога, античные авторы опирались на фольклорную речевую культуру. Отсюда возникли две системы понятий риторик. Система понятий Аристотеля и система понятий Квинтилиана. Одна из них – аналитическая, ее создал Аристотель, другая – синтетическая, ее окончательно оформил Квинтилиан. Аристотелева система отражает правила для слушающего, а Квинтилианова – для говорящего. В систему Квинтилиана положены четыре основные понятия: изобретение, расположение, словесное наполнение (элокуция) и исполнение речи. Так, поскольку изобретение речи зависит от творческих способностей человека, следовало развивать их. Необходимо было разделить врожденную способность - талант и благоприобретенную способность – образование. Ритор, чтобы не зарыть свой талант в землю, должен овладеть специальной профессией, требующей особых знаний и навыков. Это профессия управленца и юриста. Риторическому изобретению в методике Квинтилиана отводилось место завершения образования управленца. Методика обучения ораторской мысли по Квинтилиану состоит в следующем: 1. Изучение теории риторики. 2. Изучение классических образцов ораторского искусства. 3. Подражание. Всякий оратор рождается от оратора. 4. Собственная ораторская практика. Основываясь на хорошей практике, Квинтилиан дает советы как приготовить речь: 1. Выбрать тему, назвать ее и рассмотреть логически и прагматически. 2. Собрать материал к речи как можно более полно и проанализировать его. 3. Создать саму речь, т.е. расположить аргументы в соответствии с замыслом речи. Написать и выучить речь. 4. Произнести речь. Важным вкладом в теорию риторики у Квинтилиана является учение о расположении частей речи: 1. Обращение. Его цель – привлечь внимание аудитории и расположить аудиторию к оратору. 2. Название темы - то, о чем оратор будет говорить, т.е. настроить слушателей на предмет и приготовить их к слушанию речи. 3. Повествование, которое состоит из описания истории предмета по существу, т.е. как возник вопрос, который подлежит разрешению и как сложилось само дело. 4. Описание – рассказ о том, каково дело в настоящее время. 5. Доказательство, которое состоит из аргументов логического характера, обосновывающих решение. 6. Опровержение, состоящее из аргументации от противного. 7. Воззвание – обращение к чувствам слушателя. Служит для того, чтобы сформулировать эмоциональное отношение к делу. Эта часть речи занимает предпоследнее место потому, что люди судят всегда скорее под влиянием эмоций, чем под влиянием логики. 8. Заключение – краткое изложение всего предшествующего и выводы по обсуждаемому делу. Восемь частей речи, рожденные из устной риторики, были перенесены впоследствии в письменную и стали терминами, разделяющими на части любую речь. К монологическим формам речи можно отнести такие жанры, как доклад, лекция, речь, слово, проповедь и др. Доклад – это развернутое изложение на определенную научную, политическую, эстетическую или иную тему. Обычно перед докладчиком стоит задача изложить материал как можно более полно, подробно и всесторонне. Как правило, для докладов характерна высокая степень подготовленности, предварительное обдумывание, обоснованная аргументация. В докладах не бывает самоперебивов и отступлений, личность говорящего как бы отступает на второй план: это нужно, чтобы придать изложению объективный характер. В научной сфере широкое распространение имеет лекция (вузовская, научно-популярная, цикловая/единичная и т.д.). При изложении материала говорящий стремится избежать коммуникативной неудачи (не поймут!). Это заставляет лектора тесно сотрудничать с аудиторией: задавать вопросы, чтобы установить и поддерживать контакт; апеллировать к собравшимся; более дробно, чем в письменной речи, членить информацию на сегменты (слова-опоры – итак, следовательно, мы видим и т.д.); постоянно напоминать об основной идее сообщения, возвращаясь к ней и повторяя главный тезис. В общественной сфере широко распространены различного рода речи (приветственные, торжественные, дипломатические и др.). Огромное значение в трудные дни испытаний, во время защиты Родины от внешних врагов имеют военные речи. Так, благородный и суровый воин, пренебрегавший личным комфортом ради дела, князь Святослав всегда предупреждал своих врагов: “Хочу на вы идти”. В годы Великой Отечественной войны стали крылатыми слова политрука Клочкова: “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!”. Особо выделяется и такой жанр, как слово (вступительное, заключительное, прощальное и др.). В древние времена словами называли также литературные произведения и тексты в виде проповедей и посланий (“Слово о полку Игореве”). Один из древнейших жанров монологической речи, выделявшийся еще в классической риторике, – надгробное слово. Часто такая речь получала общественную значимость и продолжала существовать уже как памятник ораторского искусства. Широко известным стало, например, “Слово на погребение Петра” Феофана Прокоповича; оно цитировалось во всех риториках XVIII в. Еще один вид монологического публичного слова, роль которого сегодня возрастает, – проповедь. В древности этот жанр служил главным орудием религии, а дар проповедничества нередко получал значение пророческого. Проповеди могут быть различными – от уравновешенных, рассудительных до филигранно отделанных и патетичных. В них всегда присутствуют специальные ораторские приемы: риторические вопросы, восклицания, повторы, сложные периоды, ритмические перебои и т.п. В связи с бурным развитием электронных СМИ возрастает значение радио- и телевизионной речи; уже сейчас она имеет десятки специфических жанров. Сложность и особенности речевого процесса здесь связаны с тем, что в радио- и телевизионной речи могут взаимодействовать разные семиотические (знаковые) системы: слуховой ряд (музыка, звуковое оформление), зрительный ряд (видеозапись, кино- и фотосъемка), собственно речь. Принципы оценки речи. Первое, о чем должен думать оратор, - это об оценке его речи другими людьми. Аудитория оценивает публичное выступление с точки зрения влиятельности и эффективности одновременно. Каждый усложнит оценку в зависимости от своего пола, возраста, знаний, темперамента, настроения, своих задач и т.п. с точки зрения эффективности, но не с точки зрения влиятельности. Достаточно объективно речь может быть оценена только при анализе ее текста. Для анализа текста речи полезно применить основные категории риторики слушающего, впервые намеченные еще Аристотелем: образ оратора, виды речи, образ данной речи, речевая эмоция, логическое содержание речи, композиция и стиль. На схеме показана последовательность правильного осмысления речи аудиторией. Видно, что содержание речи построено как бы слоями. Каждый верхний слой охватывает нижние слои. Так, образ автора охватывает все остальные пять слоев. При анализе содержания речи правильное истолкование ее возможно только тогда, когда переходят последовательно от верхних слоев к нижним. Если же начать анализировать речь с композиции, то получится неправильное представление о ее замысле и содержании. Оратор_______________________________________________________ Образ автора Образ автора______________________________________________ Вид речи Вид речи_____________________________________________ Образ речи Образ речи_______________________________________ Речевая эмоция Речевая эмоция_______________________________ Аргументация Аргументация_____________________________ Композиция и стиль Композиция и стиль______________________ В целом движение по правилам для слушающего может быть изображено как своеобразная программа (где полученное высказывание проходит серию проверок): внимательно принять все полученные сообщения; предположить возможность непригодных и вредных предложений, предположений, мнений, содержащихся в принятых сообщениях; в целях анализа пригодности следует отделить содержание сообщения от интересов говорящего; распознать намерения и интересы говорящего в зависимости от его характера, занятий и истории личности; установить позитивный смысл полученного высказывания; в случае нужды оказать сопротивление высказываниям, имеющим целью вынудить слушающего совершить неверный поступок. Говорящий прежде всего должен помнить об ущербе, который может причинить слово слушающему (все беды человека от его языка), а также самому себе от неправильного высказывания, от неверного или не так понятого слова. Правила ведения речи для говорящего так же, как и правила речевого поведения для слушающего, должны быть построены как программа действий, имеющих определенную последовательность: 1. Необходимо продумать работу над словом (так как сказанное есть однократный акт, не допускающий переделок). 2. Произнести внутреннюю речь и во внутренней речи отобрать годную к высказыванию, которая и произносится. 3. Такой отбор производится путем сравнения содержания высказывания с содержанием соответствующих по смыслу пословиц; отбраковываются противоречия, тривиальность содержания, длинноты в выражении, повтор сказанного в той же ситуации, намеренное несоответствие речи и действительности, возможное обесценение содержания высказывания слушателем. 4. Далее рекомендуется отделка речи в стилистическом отношении. Обе программы для слушающего и говорящего в целом построены так, что программа слушающего определяет программу говорящего и включена в нее. Образ автора и вид речи. Риторика предполагает, что каждому роду, виду или разновидности словесности должен отвечать свой общепринятый образ автора. Кроме того, необходимо учитывать изменения стиля жизни и стиля речи, обусловленные большими различиями между языками и народами. При изучении риторики какого-либо языка следует учитывать следующее: 1. Вид речи (вид словесности) – черты образа автора, задаваемые этим видом словесности. 2. Развитие видов словесности – дифференциация образа автора по видам словесности. 3. Развитие стиля жизни и стиля речи в видах словесности – характерные черты в образах автора, вызванные изменением стиля речи и жизни. Кроме того, каждый отдельный речедеятель (отдельный человек или коллектив) имеет свои уникальные индивидуальные черты создателя речи. Изучение этого стиля – предмет стилистики. Образ автора в семейно-бытовой речи. Семейная, бытовая речь как особый вид речи строится на основе разделения семьи по полу, возрасту и типу принадлежности к семье – прямые и непрямые родственники, домочадцы – люди, не являющиеся членами семьи, а взятые в дом по соображениям дружбы, воспитания и др. Эта речь неотделима от этапов ее развития с точки зрения исторических традиций. Этапы развития русского семейного этикета: 1. Крестьянский семейный этикет. Основан на том, что дети являются лицами, находящимися “в воле” родителей, т.е. не имеют своего имущества, и их труд находится в распоряжении родителей. Родители обязаны воспитать детей в знании этикета и передать им трудовые навыки. Затем происходит “выделение” сына – его женитьба и выделение собственного надела земли. Дочь также по воле родителей выдается замуж, снабженная приданым. Отношения супругов объясняются разделением труда, каждый ведет свою часть работ, а работы делятся на мужскую и женскую, соответственно обучение детей строится по половому признаку. Поэтому каждый ритор в крестьянской семье имеет три образа: образ равноправного партнера в отношениях мужа и жены, образ воспитателя в отношениях родителей и детей и образ гостя и хозяина в отношениях с соседними домами и близкими и дальними родственниками. 2. Религиозные образы семейного ораторства строятся на выделении религиозных обязанностей главы семьи. Глава семьи – в полной семье это муж – принимает на себя обязанности религиозного наставничества. В соответствии с этим он правит молитву за трапезой, ведает посещением церкви и чтением религиозных книг. Поэтому дополнительно к образу партнера-супруга, воспитателя-отца, образу гостя и хозяина глава семьи должен принять образ гомилетического оратора-проповедника. 3. В XVIII в., веке просвещения, происходит новое развитие образа гостя-хозяина, который становится просвещенным светским человеком. Образ светского человека отличается тем, что он сочетает в себе знание иностранных языков, чтение светской литературы, поддержание отношений в просвещенном кругу людей. Образ светского человека не утрачивает образа религиозного и семейного ораторства, восходящего к крестьянской семье. Но эти образы остаются внутри семей, а связи семей, возникающие на основе образованности, создают светскость ораторства, воспитываемого в семье и школе – посредством профессионального учительства. На этой основе создается светское общество, где служение государству есть добровольный патриотический акт и карьера, а не обязанность. Это основа светскости как этикетной нормы общения. Образ светского человека противопоставляется образу вульгарного человека независимо от его сословной принадлежности. Дальнейшее развитие образа светского человека в семейном ораторстве – образ интеллигентного человека, т.е. человека, получившего в университете, институте или в военных училищах образование. Он входит в образованные круги семейного общения в противоположность лицам, не имеющим достаточного светского образования. Образ интеллигента всесословен. В обязанности интеллигента входило воспитание детей-интеллигентов. 4. Революция 1917 г. разрушила материально-юридические основы семьи, идущие от имущественных отношений супругов и детей. Материальная основа родительского авторитета заменилась демократическими формами общения в семье как в коллективе, где каждый имеет равные права, но неравные возможности. В семейном общении стала преобладать эристика. Авторитет родителей стал основываться на формах эристики – эристических условиях. Это же стало практиковаться детьми в отношении родителей. Фамильярные обращения стали применяться и в формах общения родителей между собой. В кругу общения гость-хозяин стали преобладать не светски-интеллигентные, а деловые отношения, управляемые общественным мнением за пределами семьи. Образ автора в судебной речи. Картина развития образа оратора выглядит следующим образом: Судебная риторика, появившаяся в результате судебной реформы Александра II (суды присяжных), добавила новый тип красноречия – судебное ораторство. Судебное ораторство в суде присяжных было окрашено литературно-художественными ассоциациями в связи с тем, что художественная литература в конце XIX в. стала самым влиятельным видом речи. Судебное ораторство при формировании образа оратора становилось более стилистически дифференцированным. Индивидуально авторские стили наслаивались на общий образ “добродетельного мужа, искусного в речах”, характерный для судебного ораторства античности. На митингах во время февральской, октябрьской революций и гражданской войны сложился еще один тип ораторства – оратор-агитатор. Агитатор выступает перед самой неопределенной по составу аудиторией – толпой. Толпа требует от оратора смены настроения и призывов к действию. Поэтому ораторская речь кратка и апеллирует к прямым интересам толпы. Энергия толпы направлена главным образом на разрушение. Поэтому оратор-агитатор или призывает толпу разрушить что-либо и кого-либо, или подстрекает ее чувства инсинуациями. Оратор должен говорить и выглядеть как один из толпы, которая отличается многообразием типов. Позиция оратора состоит в том, чтобы слиться с толпой или с ее частью и быть как бы выразителем идей целой толпы или ее части. В области собраний (партийных, профсоюзных, производственных и др.) благодаря организованности аудитории возобладал еще один тип оратора: скрещенный образ агитатора и “мужа смысленного”. С одной стороны, он говорит от лица участников собрания, воплощая их интересы, как на митинге, с другой – советует как “обернуть дело” во благо аудитории. Образ автора в гомилетике. Гомилетика на русской почве – один из ведущих видов речи. Русская гомилетика – это прежде всего церковная проповедь, которая связана в одно целое с учебной речью. Русский законоучитель – это не только проповедник, но и учитель грамоты. Светский учитель появляется лишь в XVIII в. Главные черты русского проповедника – церковный, иноческий костюм, аскетизм (умеренность в пище, отсутствие соли, сокращение сна, ношение вериг и др.). Но существует особая форма русской аскезы – культуросозидательная. Она состоит в том, что аскет находил необитаемое место, которое могло бы стать обитаемым и быть продуктивным культурообразующим центром. Он начинал обживать этот центр. Обживание местности состояло в ее расчистке, устройстве жилья и церкви, развитии ремесла, приводивших к образованию поселений, а иногда и городов, т.е. особенностью русской проповеди можно считать обживание места для других. Примером может служить житие Нила Столбенского или Сергия Радонежского. Еще одной особенностью русского проповедника была его неподсудность и неподчиненность светским властям. Русский монах и священник подлежал только церковной юрисдикции. Образ русского проповедника сочетался с представлением об истории цивилизованных земель – всей известной тогда ойкумены, вмещавшей разные народы, что отразилось в житийной литературе и богослужении. Это создало историчность сознания русской цивилизации и ее принципиально не ксенофобный характер, включая и уважение к иным религиям, и понятие широты пространства, охваченного цивилизациями, понимание того, что русская земля, есть часть цивилизации. Образ автора в учебной речи. Начиная с XVIII в. русское учительство делится по профессиональным направлениям учебных заведений: 1. Духовные семинарии. 2. Военные, морские и профессиональные учебные заведения (лицеи, институты, училища, корпуса, академии). 3. Университеты и гимназии – центры общего образования. 4. Частные образовательные учебные заведения (пансионы) и домашнее учительство. Эти четыре направления дают каждый свой тип педагога, свой образ представителя учебной гомилектики. Такой тип образования можно назвать ранней профессиональной ориентацией. Ранняя профессиональная ориентация не столько в обучении, сколько в воспитании, когда педагог сам является представителем данной профессии. |