Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. В каком виде словесности должен быть произнесен монолог

  • Что такое учебная речь Каким критериям педагогического мастерства должна соответствовать речевая деятельность преподавателя

  • Теория риторики. Тематический план история риторики. Становление риторики. Платон об искусстве красноречия. Теория ораторского искусства Аристотеля.


    Скачать 0.6 Mb.
    НазваниеТематический план история риторики. Становление риторики. Платон об искусстве красноречия. Теория ораторского искусства Аристотеля.
    Дата30.11.2018
    Размер0.6 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТеория риторики.doc
    ТипТематический план
    #58311
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    1. Кто такой оратор, какова его роль в данной аудитории?
    2. Какова аудитория в своем количестве и качестве?

    3. Каков предмет речи относительно оратора и аудитории?
    4. Как выражен предмет данной речи с точки зрения известных аудитории знаний?

    5. В каком виде словесности должен быть произнесен монолог?
    Еще одно качество изобретения – смысловая и стилистическая правильность. Смысловая правильность – знание общих мест и умение применить естественные для себя выражения, принятые в данном виде словесности и в данное время.
    Общими местами в риторике называются определенные области содержания, которые признаются всеми в данной аудитории как правильные и проверенные общественным опытом. Необходимо различать общие места и предрассудки. Общие места – категории содержания речи, проверяемые всем историческим опытом людей, и поэтому правильные. Предрассудки – заблуждения, временно разделяемые большинством людей. Дети рождаются благодаря союзу мужчины и женщины – общее место, в этот союз могут вмешаться нечистые силы – предрассудок.
    Стилистическая правильность изобретения имеет следующие составные части: следование обычаю, принятому в данном виде словесности; учет стиля времени, в которое создается речь; создание текста в личном стиле.
    Под термином расположение в риторике понимается процесс воплощения замысла речи в словесный ряд, создание высказывания на уровне композиции. Всего существует восемь композиционных форм речи. Эти формы греческие риторики называли частями речи.
    Части речи – это самые крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания. Вот они в классической последовательности: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение.
    В процессе исполнения речи происходит создание стиля речи. К стилевым средствам языка относятся выбор слов, фигур, троп и ритмов речи.
    Популярная публичная лекция имеет свои особенности в выборе слов. Различают слова общего литературного языка, сниженного и высокого стиля..
    Основой выразительности речи является ритм. Ритм возникает из чередования звучания и пауз. В процессе восприятия звучания слушатель распознает речь, т.е. узнает звуки и слова, в момент молчания – осмысливает сказанное.
    Существует три вида пауз, организующих звучащую речь с точки зрения смысла. Самые большие паузы делят речь на периоды (на письме – абзацы). Период обычно содержит одну мысль.
    Внутри периода происходит деление звучания на предложения. После каждого предложения следует пауза, отделяющая одно предложение от другого. Предложения выражают частные мысли в составе целого рассуждения.
    Каждое предложение делится на части – синтагмы. Они выражают отдельные понятия в составе сложных. Пауза после синтагмы при обычном темпе речи, как правило, в 2-3 раза меньше, чем после предложения.
    Совокупность пауз и их расположение называется фразировкой речи. Фразировка речи – самое сложное искусство, так как от нее зависит внимание аудитории.

    Разговорно-бытовая речь.
    Разговорно-бытовая речь, ее этикет и правила ведения должны включать семейный и деловой диалоги, описание речи на улице, в магазине, транспорте, разных сферах обслуживания (где есть свои законы организации деятельности с помощью речи). Близок к разговорной речи медицинский диалог, включающий профессиональные рекомендации к построению опроса, выводам (диагнозу) и т.д.
    Из различных видов диалогов семейный диалог наиболее сложен и наименее исследован. Возможно, этому можно найти объяснение: сфера любовно-семейных отношений не подлежит публичному обсуждению. Считается бестактным выведывать или обсуждать чужие “интимные” или семейные “тайны”, “влезать в душу” – в то же время обычен интерес именно к этим запретным для публичного обсуждения вопросам.
    Правилам семейного диалога люди обучаются в семье, и потому каждый несет зримый отпечаток своей семьи или речевого облика наиболее влиятельных ее членов – прежде всего родителей. До семейного диалога должен быть любовный диалог двух молодых людей, желающих создать семью.
    Исторический опыт показывает, что “риторики любовного диалога” создавались всегда. Классическим примером является книга римского оратора и публициста I в. н.э. Публия Назона Овидия “Искусство любить”, советы которого вначале мужчинам (как завоевать, как сохранить любовь), затем женщинам о том же касаются в основном риторических (речевых) действий.
    Как же современный человек обучается и овладевает “любовным”, а впоследствии “семейным диалогом”? Во-первых, очевидно, что учит “сама жизнь” – и в таком случае можно было бы сказать, что “наука” для многих состоит в набивании “шишек” методом “проб и ошибок”. “Теории” и “точки зрения” складываются на основе личного опыта (преимущественно “горького”), советов друзей и подруг, родителей (при доверительных отношениях) и т.д. Этот практический опыт, зафиксированный в поступках, разговорах, размышлениях, создал определенный стиль любовных и семейных отношений, который лишь отчасти может быть отражен в художественной литературе, газетной и журнальной публицистике, средствами кино и театра.
    Художественная литература описывает прецеденты любовного и семейного диалога и, знакомясь с любовными коллизиями в литературе, читатель проецирует “литературную жизнь” на собственные семейные ситуации. Польза художественного сопереживания очевидна, поскольку познание разнообразных ситуаций, столкновение чувств, приобщение к словесной эстетике готовит человека к собственным поступкам. Содержанием художественных произведений обычно бывают любовно-семейные отношения, и практическое знание входит в сознание читателя вместе со стилем литературного описания.

    Поздравительная речь.
    Обучение красноречию традиционно начиналось с написания и произнесения хвалебных, торжественных праздничных речей. Это наиболее простой, но чрезвычайно важный для жизни любого общества вид речи. Праздники, семейные и государственные, различные торжества, связанные с началом или окончанием какого-то большого дела, знаменательной датой, требуют не только внешнего обряда и организации, но обязательного сопровождения речью в виде докладов, выступлений, тостов, а также написания писем, поздравительных открыток, телеграмм, адресов и т.д.
    Поздравительная речь ставит целью восхваление какого-то лица, события и произносится в торжественных случаях. Эти случаи предоставляются нам во время государственных, производственных праздников. Понятно, что к государственным относятся все календарные праздники (как бы они не менялись), которые отмечаются и на работе, и дома; но есть и события на производстве, когда надо поздравить хорошего работника, подвести итоги сделанному, похвалить кого-то при вручении награды; наконец, нашу жизнь невозможно представить без праздников семейных (дней рождения, свадеб), приглашения гостей, похорон, поминок. Успех проведения всех этих “собраний” больше чем наполовину зависит от того, как люди будут контактировать друг с другом, какие слова найдут друг для друга.
    Праздники сопровождаются и письменной поздравительной речью. Стандартный этикет используется, если поздравление официальное и неуместно выходить за традиционные рамки. Но если вы хотите развить ваши пожелания, то здесь мы сталкиваемся с правилами изобретения речи в мыслях и словах. А изобретение содержания и распространение его в словах и оборотах речи – первая часть риторики.
    Развитие мысли может происходить, например, таким традиционным способом: дайте определение каждому из трех стандартных понятий, о которых вы говорите: “здоровье, успехи в работе и личном счастье”. Опишите или расскажите, что вы называете здоровьем: “долгие годы жизни? здоровье физическое или здоровье духовное? а, может быть, конкретные проявления здоровья – бодрый дух, хорошее самочувствие, настроение, занятия спортом, движение, разумный отдых” и другие “вторичные” идеи, связанные с “первичной” идеей – здоровьем.
    Известные вопросы “кто? что? где? когда? почему? сколько? каким образом?” произошли из риторики. Они были и остаются частью ее общих мест – так назывались способы нахождения материала или доказательств в речи.
    Ученики тренировались в составлении речей и сочинений по общим местам. Например, если тема “здоровье”, то ответьте, “что это такое?”. Допустим, что здоровье – это главное благо человека: ответьте на вопрос “Почему?”. Допустим, потому, что “здоровье и хорошее самочувствие дают максимальную возможность заниматься любимым делом”; какого здоровья вы желаете другим? И мы пишем, нередко стандартно: “крепкого, большого, сибирского”.
    В современной обыденной речи мы сейчас ругаем “общие места”, называя так общеизвестные, банальные истины. И все-таки, рассуждая с позиций и требований риторики как науки о речи, мы продолжаем пользоваться общими местами как системой ценностных и логических категорий. Но мастерство ритора, владеющего искусством речи, требует представить эти ценности так, чтобы речь была небанальной, определения свежи, развитие мысли – интересно, а слова – выразительны.
    То, что мы сказали о здоровье, распространите на пожелания успехов в работе. Каких конкретно успехов вы желаете? – Завершения большого труда, любви и уважения со стороны коллег, защиты проекта, а, может, справедливо желая кому-либо продвижения по службе, пожелать и повышения зарплаты. Ведь идея “зарплаты” связана с идеей “успехов в работе”. Но здесь нам в самый раз вспомнить Цицерона, который уже более двух тысяч лет назад сказал: “самое трудное в речи, как и в жизни, – это понять, что в каком случае уместно… Всегда и во всякой части речи, как и в жизни, следует соблюдать уместность по отношению и к предмету, о котором идет речь, и к лицам как говорящего, так и слушающего”.
    И что еще важно: ничто не ценится так, как стиль. Стиль – это манера, характер речи, то, как каждый человек может представить себя в жизни. А представление о себе мы создаем прежде всего речью.
    Стиль письма должен быть ясным, кратким, понятным, ориентированным на характер адресата. Создается стиль прежде всего выбором слов, нахождением таких обращений и выражений, которые уместны в данном случае.
    “Поздравляю тебя со днем твоего ангела, мой ангел, целую тебя заочно в очи…” И на следующий день: “Вчера были твои именины, сегодня твое рождение. Поздравляю тебя и себя, мой ангел…”. Это – Пушкин, поздравляющий свою жену Наталию Николаевну.
    В качестве примера поздравительной речи, написанной в письменной стихотворной форме приведено “Послание 75-летнему К.И. Чуковскому от 70-летнего С. Маршака” (начало речи: указание адресата, жанра, обращение к юбиляру),
    Чуковскому Корнею
    Послание к юбилею.
    Я очень сожалею,
    Что все еще болею
    И нынче не сумею
    Прибыть на ассамблею,
    На улицу Воровского,
    Где чествуют Чуковского.
    Далее, как и полагается в поздравительной речи, Маршак проходит мысленным взором все прошлое юбиляра:
    Пять лет, шесть месяцев, три дня
    Ты прожил в мире без меня,
    А целых семь десятилетий
    Мы вместе прожили на свете.
    Затем Маршак мастерски нанизывает характеристики Чуковского – то, о чем надо говорить в похвале человеку:
    Лукавый, ласковый и злой
    Одних колол ты похвалой,
    Другим готовил хлесткой бранью
    Дорогу к новому изданью.
    Ты строго Чарскую судил.
    Но вот родился “Крокодил”,
    Задорный, шумный, энергичный, -
    Не фрукт изнеженный, тепличный.
    И этот лютый крокодил
    Всех ангелочков проглотил
    В библиотеке детской нашей,
    Где часто пахло манной кашей.
    Как бы по законам риторики, доказаны положительные качества юбиляра, опровергнуты его противники. Послание близится к концу:
    Привет мой дружеский прими!
    Со всеми нашими детьми
    Я кланяюсь тому, чья лира
    Воспела звучно Мойдодыра.
    С тобой справляют юбилей
    И Айболит, и Бармалей,
    И очень бойкая старуха
    Под кличкой “Муха-Цокотуха”.
    Наконец, пожелание – взгляд в будущее:
    Пусть пригласительный билет
    Тебе начислил много лет,
    Но поздравляя с годовщиной
    Тебе я дал бы, друг старинный,
    Могу я дать тебе – прости –
    От двух примерно до пяти…
    Итак, будь счастлив и расти.

    Учебная речь.

    Что такое учебная речь? Каким критериям педагогического мастерства должна соответствовать речевая деятельность преподавателя?
    Цель учебной речи – передать знания, выработать навыки и умения. Деловая речь решает производственные вопросы, разговорно-бытовая речь организует нашу повседневную жизнь, научная речь дает принципиально новые сведения для узкого круга специалистов, совещательная ораторская речь склоняет к определенному решению – передача знания не является здесь основным фактором.
    В учебной речи происходит не только передача, но и проверка знаний. Таким образом, учебный материал продумывается и проговаривается в повторении много раз.
    Содержание учебной речи основывается на программах и учебных текстах – текстах учебников и пособий. Учебные тексты – содержательная основа педагогического общения.
    Оптимальное ведение учебной речи предполагает решение многих вопросов, в частности: 1) каким быть преподавателю или учителю, 2) каким быть студенту или ученику, 3) какова подготовка к занятиям, 4) каково содержание обучения, 5) какова эмоциональная сторона занятий, 6) ведение и построение речи преподавателя.
    В учебном процессе участвуют две стороны: преподаватели и студенты (учитель и ученики). Преподаватель заботится о том, чтобы найти и воплотить наиболее целесообразный и уместный образ оратора (говорящего), т.е., основываясь на определенных внешних и внутренних качествах своей личности, представить себя, как писали древние, “человеком определенного склада”. Иными словами каждый преподаватель должен найти свой стиль личности, присущий только ему. Стремление сформировать свой стиль (естественно, оставаясь в рамках установленной программы и содержания обучения) – это необходимый компонент педагогического мастерства любого опытного преподавателя. Именно стиль преподавания позволяет вызвать у учащихся неравнодушное отношение к преподавателю как партнеру педагогического общения и через преподавателя соотносится с собственно учебным предметом, который ярче закрепляется в сознании учащихся.
    Образ оратора формируется из совокупности внешних и внутренних данных личности преподавателя. Хотя разнообразие преподавателей очевидно, но при всей уникальности каждого образа можно говорить и о некоторых типологических свойствах личности учителя, качествах характера и требованиях к работе учителя.
    При том, что имеется множество интереснейших описаний портретов учителя (они могут быть найдены как в исторической литературе, так и в современной публицистике, педагогических описаниях различного жанра), едва ли возможно нарисовать законченный портрет учителя с предложением некоторого набора требований, которые можно было бы представить как “кодекс”. Реальный практический успех в работе конкретного преподавателя должно принести: 1) постоянное обращение к многочисленным практическим описаниям работы классиков педагогики и лучших достижений сегодняшнего дня, 2) постоянное размышление над “проклятыми” вопросами своей работы, когда он соотносит с рекомендациями многочисленных описаний свой собственный облик.
    Пример дискуссионного описания требований к личности преподавателя, который может быть практически обсужден на занятиях со слушателями курсов:
    1. Ход занятий управляется волей преподавателя. Преподаватель должен не только владеть собой, но и направлять внимание студентов, давать целесообразные задания, держать аудиторию в нужном эмоциональном напряжении.
    2. Преподаватель должен быть строг и требователен к выполнению своих заданий, так как он выступает не от собственного лица, а от лица знания. Именно это обстоятельство требует от него известной скромности.
    3. Внутреннее движение занятию сообщают ясность и определенность в понимании целей занятия, методически оправданный материал, в целесообразности которого уверен преподаватель. Тогда внутреннее движение и уверенность передаются ученикам.
    4. Цели занятия реализуются в конкретной аудитории. Поэтому от преподавателя требуется гибкость, способность импровизировать и известная смелость, позволяющая делать отступления и переключаться на разные необходимые виды работ.
    5. Гибкость занятия рождается от мгновенной точной оценки знаний аудитории, умения ориентироваться в учебной обстановке. Правильная оценка создается натренированным вниманием к реакциям аудитории на действия преподавателя, поэтому преподаватель должен и суметь задать нужный вопрос, и мгновенно “прочитать по лицам” реакцию учеников.
    6. Преподаватель должен чувствовать, какой и сколько материала он может ввести на занятии – это зависит от подготовленности аудитории. Кроме того, его речь должна укладываться в рамки ограниченного учебного времени.
    Учитывая характер аудитории в целом и индивидуальные особенности личностей учащихся, собравшихся в одном учебном коллективе, преподаватель формирует образ аудитории – определенный коллектив, которым он руководит и стремится направить в нужную сторону. Коллектив объединен общей задачей, но это всегда собрание разных личностей – преподаватель к каждому учащемуся должен найти свой подход.
    Преподаватель должен вырабатывать у себя умение слушать (это – основа тактики ведения любого диалога), руководить учебной беседой и речевыми отношениями с учащимися, отбирать содержание речи и ориентировать логическую аргументацию на знания учащихся, наконец, владеть стилем речи, уместным в данной аудитории и внутренне принимаемым учащимися.
    Подготовка учебной речи. Подготовка преподавателем будущего занятия обычно состоит в том, что им продумываются, прорабатываются, внутренне проигрываются содержание и форма предстоящей учебной речи. Внутренний диалог с аудиторией – основа подготовки устной речи. Поскольку учебная речь является риторическим видом словесности, она может иметь письменный прототип (как и другие ораторские виды речи) – в отличие от разговорно-бытовой дописьменной речи, не требующей по правилам ведения речи предварительной письменной фиксации. Форма подготовки занятия (запишет ли он подробно каждую часть урока или только приготовит конспект, или только план) зависит от опыта и индивидуальных наклонностей самого преподавателя. Методика в данном случае может представить только общую рекомендацию: готовиться и размышлять над будущим занятием как можно больше, причем, если молодому преподавателю рекомендуют писать подробный конспект, то едва ли целесообразно требовать такого же конспекта от опытного педагога, который, зная материал, импровизирует, исходя из возможностей данной аудитории.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта