Главная страница

Теория риторики. Тематический план история риторики. Становление риторики. Платон об искусстве красноречия. Теория ораторского искусства Аристотеля.


Скачать 0.6 Mb.
НазваниеТематический план история риторики. Становление риторики. Платон об искусстве красноречия. Теория ораторского искусства Аристотеля.
Дата30.11.2018
Размер0.6 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТеория риторики.doc
ТипТематический план
#58311
страница5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
В духовных семинариях преподают главным образом люди духовного звания. Институты, лицеи, корпуса, школы ориентированы составом руководства преподавателей на профессию: административную (лицеи), корпуса и школы – на военную и морскую, горную, транспортную, медицинскую, коммерческую. Университеты – на общее гуманитарное, философское и медицинское образование. Частные пансионы заняты воспитанием светских людей.
Образ преподавателя в России – это специалист, государственный служащий и педагог в одном лице.
В пореформенное время начинается развитие массовой начальной школы. Появляется тип сельского и городского учителя начальной светской школы (в отличие от батюшки – учителя грамоты и законоучителя). Возникает движение за создание моноязыковой русской школы. Этот тип учебной гомилектики дает педагога-народника. Человека либо антирелигиозного, либо сомневающегося и демократически настроенного, склонного, как показывает содержание учебников, к “сомнению в основах” общественной жизни.

Образ автора в письмах и документах.
Развитие образа автора в русском документе может быть охарактеризовано следующей схемой:


История русского документа разделяется на доприказный период, период приказной канцелярии, период канцелярии 12 коллегий, министерская канцелярия и советская канцелярия. Одна канцелярия отличается от другой хорошо выраженным образом автора.
Доприказный период канцелярии на русском языке представлен документами домонгольского и монгольского времени, преимущественно межфеодальными договорами. Образ автора такого документа трудно уловим, так как это документы двустороннего образования и в них, обычно клятвенно, зафиксированы обязанности сторон.
Приказная канцелярия сложилась в конце XV в. Русские документы приказной канцелярии написаны, как правило, специалистами и отличаются краткостью, полнотой и точностью фиксации дела. Делопроизводство велось в столбцах (свитках бумаги, которые состояли из подклеенных друг к другу документов).
Образ автора ассоциируется с местом образования документа: 1)Духовная патриаршая канцелярия; 2) Царская приказная канцелярия; 3) Нотариат (любые документы не церковной и не государственной канцелярии).
Три места образования дают три образа оратора. В документах патриаршей канцелярии образ создателя документа, если он исходит из высшей инстанции и обращен к низшей, отличается учительностью и назидательностью стиля. Государева канцелярия имеет следующие черты стиля. Старшая инстанция так же, как и равная и низшая, не использует в обращении повелительного наклонения, кроме описания действий. Обращение инстанций к друг другу “на ты”. Подписи нецарственной особы троякие: “холопы твои” - подписи дворян, “богомольцы твои” – подписи духовных лиц, “сироты твои” – подписи всех иных состояний. В случае нотариального образования документа имена лиц, вступающих в нотариальные отношения, могут быть уничижительными или полными, а суть отношения ясно обозначена. Текст опечатан властной печатью, даны имена и подписи свидетелей, дата и место составления.
Образ автора в документах XVIII в. изменяется. Документ пишется на листах, из листов формируются дела. Формуляр документа становится графически расположенным, выделяются в отдельный формуляр названия документов. Значительная часть названий заимствуется из латинского и немецкого языков. Документ государственной канцелярии приобретает личный характер. В текст документа вводятся, помимо описания событий и фактов, рассуждения по принципу: “если…, то…”. В целом образ автора коллегиальный – государственный деятель.
В министерской канцелярии, созданной реформой М.М. Сперанского, любое дело рассматривается по закону, ставшему регулятором деятельности всего гражданского общества. Исходный делообразующий документ – доклад, с одной стороны, и жалоба гражданина – с другой.
Стиль личного общения вместе со справкой из закона в тексте документа создает образ автора, живущего и действующего в гражданском равенстве, гражданина, а не государственного деятеля. Документ несет в себе черты письменного делопроизводства - снабжается реквизитами регистрации документа в канцелярии. Регистрационные реквизиты включают документ в “течение деловых бумаг”. Отсюда образ автора документа как бы двойной: гражданский как физическое лицо и документно-бумажный – образ дела, в которое включен документ. Соотношение этих двух сторон делает образ автора предметом описания в самом документе.
Советская канцелярия прошла сложный путь развития, так как необычайно разнообразна стала тематика документа и часто менялись структуры управления. В целом документ приобрел удостоверительную роль. Эта роль фиксируется подписями, штампами (чего раньше не было) и печатями, гербовыми и негербовыми.
Благодаря удостоверительной роли письменного документа он может выступать средством арбитража, который разрешает споры сторон, является удостоверением правоотношения.
В 70-х годах была предпринята попытка создать ЕГСД – единую государственную систему документа. Эта идея имела в виду компьютеризацию государственного управления в единой системе. Но разнообразие тем и правоотношений не позволило это сделать. В целом образ автора современного документа может быть описан как юридическое лицо, зарегистрировавшее свои правоотношения.

Образ автора в научных сочинениях, художественной литературе и публицистике.
Научная литература развивается с XVII в. Она содержит ученые письма и сочинения. Само авторство, его известность в ученых кругах, удостоверяет добросовестность и квалифицированность наблюдений и выводов.
В XVIII в. стиль автора низкий и средний, адресованный гражданской риторике, в XIXв. в стиль научных сочинений вносятся элементы художественной развлекательности, в ХХ в., особенно во второй половине, – элементы стиля массовой информации, популяризации и информатики (“лаборантский стиль”).
Образ автора в научной литературе – убедительный. Его цель убедить читателя отнестись с доверием к тому, что сказано. Это выражается в обилии модальных слов и оборотов, фиксации примеров и выявленности логики рассуждения.
В отличие от научной литературы образ автора художественной литературы индивидуален, автор составом словаря, ритмом, оборотами выставляет себя перед читателем человеком определенного рода. У читателя должно складываться представление о новом житейском типе человека вместе с каждым новым образом. Основа художественной литературы – развитие индивидуального стиля речи.
Образ автора журнальной литературы связан с той группой читателей, которые являются подписчиками журнала как часть общества, на которую должно распространиться влияние журнала. Поэтому риторическая обусловленность образа автора образом совокупного читателя в журнальной литературе специально выделяется методом отождествления образа автора с образом читателя.

Образ автора в массовой коммуникации.
Образ автора в массовой коммуникации, как и в журналистике, прямо отождествляет себя с получателем массовой коммуникации (“мы работаем для вас”). Автор формирует свой образ так, как будто он служит всему обществу и каждому его члену в отдельности. Поэтому отождествление с получателем ассоциируется с сервильностью (“Мы даем вам информацию, которая вам нужна и вас интересует”) так, что вам удобно ее получать.
Этот отождествительный и сервильный образ относится к массовой информации, рекламе и информатике, в которых сознательно моделируется тип получателя и его действия по потреблению информации и эти механизмы и действия не скрываются.
Конкретные образы различаются, с одной стороны, по видам массовой коммуникации - реклама, массовая информация, информатика - и по стилю организаций создателей текстов, с другой.
Образ автора в рекламе, как правило, скрыт. Поэтому получатель рекламы различает ее виды (устная, печатная, через газету, ТВ и т.д.), но не различает стилистики рекламных агентств.
Образ автора в массовой информации, напротив, дан наиболее ярко художественной формой подачи программы, графическим оформлением, рубрикацией, составом материалов. Каждый орган массовой информации имеет “свое лицо”, являющееся проявлением его совокупного стиля. “Лицо” органа массовой информации всегда имеет две стороны – традиционную, т.е. воспроизводящую черты стиля в каждом выпуске, и избирательную, ориентированную на группу потребителей.
Образ автора в информатике складывается из игры-диалога с потребителем текстов информации – информационных программ. Каждая программа для оперирования ею требует обучения. Обучение ведется по печатному тексту и на опыте. Поэтому образ автора в информатике это как бы заманивание в пользование программой ради приобретения программы (см. схему).


Образ данной речи со стороны говорящего – это замысел речи, выраженный определенным стилем. Образ речи со стороны слушающего – это совокупность содержания, которое он улавливает. Оно вмещает в себя оценку личности говорящего, оценку содержания речи, оценку связи личности с содержанием.
Так, замысел речи для лектора должен уложиться в одно предложение – название, которое очертит общий объем содержания. Например, “теория города” рождает у слушающего какую-то картину исследования города как сложного образования: почва, растения, животные, строения, транспорт, связь, оборудование и т.д.
Для аудитории образ речи представляет смысловое единство, которое начинается от стиля речи и через средства композиции обращается к эмоциям и знаниям.
Раскрытие названия в тексте речи обязательно содержит индивидуальное отношение к предмету, субъективное, авторское. Чаще всего опытный оратор не делает прямого вывода, а заставляет это сделать слушателей, подведя их к выводу о результате выступления. Он представляет слушателям возможность самим закончить мысль, не называя ее прямо.
Образ речи развертывается, таким образом, в трех основных категориях: название, намек, содержащийся во всем тексте речи, выводы. Если эти три категории не представлены вместе, речь оценивается как примитивная и плоская, хотя и полезная. Исчезает проблемность, т.е. то качество содержания, которое заставляет слушателя мыслить, а не только запоминать.

Развитие риторического изобретения.
Риторическое изобретение было обосновано Квинтилианом через понятия фигуры мысли.
Фигуры мысли по Квинтилиану:
1. Уничтожение позиции противника.
2. Уничтожение смысла предмета речи.
3. Уничтожение отношения к предмету речи.
4. Поддержание контакта с аудиторией.
Из перечня фигур ясно, что они есть ответы на сказанную или вероятную речь противника. Если ответ на предложенную мысль в речевой форме требует от оратора поддержки позиции предшествующего оратора, на это не нужно тратить умственных усилий, достаточно согласиться. Но возражение на предыдущую речь, напротив, требует изобретения.
Можно не согласиться с выводом, сделанным предшественником, признав его исходные положения. В этом случае надо проследить цепь его доказательств, указать на ошибку и исправить смысл того, что сказано.
Можно доказывать неактуальность для аудитории самого предмета речи, иначе – его фактическое отсутствие.
Можно согласиться с предметом речи, но не согласиться с его актуальностью.
Таким образом, логические ошибки, неактуальность предмета и ошибки по отношению к предмету есть принципы, на которых строится изобретение как ответное риторское действие в диалоге. Но в любом случае для аргументации необходимо доверие аудитории к оратору – это решающий момент изобретения.
Опыт и интуиция оратора, отраженная в его предмете речи и основанная на его культуре и опыте, есть фактически главная фигура мысли.

Логическое содержание речи.
Во многих случаях целью высказывания является не логическое доказывание, а формирование мнения. Оратору бывает достаточно просто склонить аудиторию к принятию своей точки зрения.
В логическом убеждении присутствуют две стороны - это то, в чем мы убеждаем, и то, с помощью чего мы убеждаем, т.е. аргументация.
Наиболее часто применяемое в риторике доказательство – пример. Первый самый простой тип примеров – это указание на конкретный факт. Например, слово “портрет” относится к существительным; маршал Жуков командовал берлинской операцией. Этот тип примеров можно назвать простейшими примерами, они употребляются в повествовании, когда необходимо изложить историю какого-либо события, приведшего к определенному положению вещей.
Другой тип примеров, которые можно назвать абстрактными, – это обобщение типовых фактов. Например, я знаю людей, которые утверждают, что официальная медицина приносит один вред; узбеки утверждают, что игра на домре требует высокой пальцевой техники. Такие обобщенные примеры целесообразно назвать контекстно-определенными. Обычно они используются в опровержении как контрпример – точка зрения воображаемого противника.
Третий тип примеров может быть назван литературным. Они заимствуются из литературных текстов: Татьяна Ларина написала письмо к Онегину; Обломов, по мнению многих, был добрым человеком. Используется для укрепления этического суждения или в описаниях как форма речи.
Четвертый тип примеров – мыслительный эксперимент. В “Капитале” Маркса постоянно фигурируют штуки сукна, зерно, сапоги и другие товары, которые обмениваются друг на друга. Эти примеры являются мысленными экспериментами. Всегда применяются для того, чтобы обозначить условия, в которых будет вестись дальнейшее рассуждение, способ его рассмотрения.
Еще один тип примера – ссылка на научное доказательство, используемое в речи как пример общезначимого результата мыслительной деятельности. Это такие высказывания, как “пытка природы по Бэкону”, “бритва Оккама” и т.п. Применяются для сокращения рассуждения и представляют собой принятие признанной концепции.
Наконец, вещественный пример - сиюминутная фиксация реального факта. Это может быть сообщение массовой информации, научное описание проведенного эксперимента и т.п. Обычно не обсуждается. Он сам по себе содержит скрытое рассуждение. Может служить образным описанием операции.
Помимо примеров в убеждающей речи существуют скрытые формы силлогизмов, называемые энтимемами. Обычно энтимемы составляют сам текст речи. Следовательно, энтимема в речи как бы рождается слушателем, но вместе с тем она может быть специально акцентирована говорящим: если война – причина бедствий, то мир – причина благоденствия; быть умеренным хорошо, так как невоздержание вредно. В первой энтимеме пропущена посылка о том, что война и мир – два состояния общества; во второй, – что умеренность и невоздержанность противоположные качества.
Речь, насыщенная энтимемами, считается семантически богатой, потому что в ней подразумевается большое количество скрытых суждений.
Самый сложный вид логического доказательства – силлогизм. Силлогизм – наиболее определенное и наименее экономичное средство установления логической истины.

Композиция и стиль.
В риторике композиция обычно понимается как расположение аргументов.
К стилю относятся, во-первых, выборы аргументов, во-вторых, расположение главных аргументов, которые обладают для аудитории максимальной силой убеждения, и второстепенных аргументов, которые им сопутствуют.
Обычно опытный оратор располагает сильные аргументы в конце речи, а остальные рассматривает как вспомогательные, обеспечивающие восприятие и закрепление в памяти центрального аргумента.
В-третьих, важнейшим средством стиля является выбор слов. Оратор, использующий много нелитературных слов и выражений, расценивается аудиторией как неавторитетный человек, в особенности если видно, что говорящий не владеет литературной лексикой.
В-четвертых, очень плохое впечатление производит неправильное произношение слов, нелитературное ударение и другие подобные ошибки. Аудитория может совершенно не заметить хорошее содержание речи, если ей не нравится произношение. Поэтому нужно следить за чистотой, ясностью, изобразительностью, благозвучностью языка.
Ясность языка зависит от правильного выбора синонимов. В целом, необходимо подбирать слова, понятные аудитории.
Чрезвычайно важным качеством речи является благозвучие языка. Чтобы речь стала более благозвучной, необходимо избегать стечения гласных и согласных, повтора одних слогов и т.д., отчего речь становится монотонной и неинтересной.

Языковые средства риторики.
Схема показывает, что разделение анализируемых риторикой явлений речи находится в прямой зависимости от передачи информации. Оценивается речь с точки зрения ее способности нести и передавать информацию. Этот тип изучения совершенно не представлен в лингвистике и теории связи, которым нет дела до индивидуальности акта общения. Этот тип изучения отличен от стилистики, которая не исследует воспринимаемость, понятность и оцениваемость. И лингвистическая, и стилистическая интерпретация акта общения зависит от риторики потому, что риторика дает итоги своего анализа этим дисциплинам.


Общая схема показывает, что разбор средств выражения конкретной речи обеспечивает ее воспринимаемость, понятность и оцениваемость на фоне лингвистических и стилистических знаний.

Речевая эмоция.
Оценка эмоционального содержания речи с точки зрения аудитории оказывается очень сложной, так как аудитория никогда не может однородно судить об эмоциональных впечатлениях, которые она получила от выступления. Они могут быть сиюминутными, быстро забываемыми, но могут и долго сохраняться. При этом длительность сохранения эмоционального впечатления не обязательно зависит от первоначальной силы эмоции.
Обычное заблуждение начинающего оратора – непонимание природы эмоциональности речи. Нередко оратор, разгоряченный собственной речью, говорит: “Как хорошо я прочитал лекцию, она была яркой и эмоциональной!” На самом деле горячился оратор, аудитория осталась холодной.
Эмоциональное состояние говорящего в принципе не может стать эмоциональным переживанием слушающего. Эмоционально насыщенной лекция бывает тогда, когда лектор сам, оставаясь внутренне спокойным, не только сумел, используя речевые средства, пробудить эмоции в аудитории, но и заставил чувствовать то, что было желательно по ходу речи, и поступать в соответствии с этими эмоциями.
Психологи обычно рассуждают о речевой эмоции как об одной из форм познавательной деятельности и как об одном из видов субъективного душевного переживания. Опыт эмоциональных переживаний формирует эмоциональную структуру личности.
Оратор должен приспособиться к тому или иному эмоциональному состоянию аудитории, учесть его и вызвать необходимые эмоции с помощью речи.
Давно замечено, что всякий вид духовной культуры обладает способностью вызывать не только мысли, но и эмоции. Например, живопись всегда вызывает у нас эмоции любопытства, музыка – эмоции красоты и единства людей, дизайн – эмоцию обладания и т.д.
Аристотель в “Поэтике” замечает, что главными базовыми эмоциями речи являются сострадание и страх. Страх – это та эмоция, которую мы получаем практически при любом высказывании, а сострадание – это эмоция, сопутствующая страху, так как несчастье, о котором говорится, обращено на другого человека.
Таким образом, базовые речевые эмоции относятся к разряду неприятных и трудных (отрицательных) эмоций. Именно поэтому люди, профессионально занятые речевой деятельностью, всегда подвержены риску, так как они постоянно испытывают отрицательные эмоции, присущие речи изначально.
В силу того, что присущая речи базовая эмоция отрицательна, мы нуждаемся в красноречии. Лучше всего нейтрализует отрицательные эмоции художественная речь, так как цель прозы, особенно деловой, состоит в том, чтобы заставить кого-то сделать что-то, а цель поэзии – услаждать и развлекать. В поэзии отрицательная эмоция сокращается и нейтрализуется. В прозе – всегда выходит на первый план.
Первой небазовой эмоцией является эмоция любви-ненависти Она вызывается самим фактом речевого контакта в виде членораздельной речи. Эмоция любви-ненависти называется фактической функцией речи. Чтобы добиться расположения человека, необходимо с ним говорить. Поскольку сами звуки членораздельной речи являются средством вызывать у слушающего чувства привязанности и любви, то усилить эту эмоцию можно красотой произношения, т.е. правильностью и чистотой речи, верной интонацией, привлекательностью тембра.
С помощью определенного выбора слов можно вызвать эмоции физиологического характера. Такие, например, как аппетит и отвращение к пище, жажду и удовлетворение жажды, боль и отсутствие боли и т.п.
Сложнее вызвать этическую эмоцию, состоящую в переживании чувства должного и чувства удовлетворения от исполненного замысла. Этическая эмоция возникает тогда, когда поступок, задуманный в речи, реализуется на деле. Именно тогда человек испытывает удовлетворение.
Пассивная словесная деятельность – слушание и чтение. В слушании и чтении происходит усвоение некоторого содержания. Сознательное или подневольное исполнение этого труда – восприятие речи – также рождает определенную этическую эмоцию, например чувство исполненного долга от хорошо усвоенной и понятной речи или неудовлетворения от невнимательно прослушанной и непонятной речи.
Аудитория всегда испытывает неудовлетворенность, когда высказанная мысль трудна для понимания, у нее возникает чувство неполноценности и недовольство оратором. Чтобы слушатели испытывали удовлетворение, их усилия по восприятию речи должны быть вознаграждены пониманием. При этом, если понимание дается слишком легко, аудитория недовольна, так как она приготовилась совершать большую работу. Если же усилия по восприятию речи соответствует тому, как это себе представляла аудитория, она испытывает удовлетворение от самого факта усвоенной речи.
Не менее важна эстетическая эмоция, вызываемая оценкой тех или иных явлений. Всякий отрезок речи, всякое предложение содержит не только высказывание, но и оценку мысли и предмета речи. Это происходит даже в том случае, когда речь специально делается так, чтобы избежать оценки. Например, когда составляется информационный реферат. Но и тогда сам выбор источников содержит скрытую оценку.
Еще один вид эмоций, вызываемых речью, – рациональная эмоция. Это самый сложный вид эмоции. Она воспитывается в людях с большим трудом. Рациональная эмоция возникает вследствие умения осуществлять логическую операцию в речи. Она вызывается оригинальным и полезным ходом мысли, простотой и эффективностью предложенных решений. Рациональная эмоция возникает в связи со знанием предмета речи. Так, неграмотный, но мудрый старик испытывает глубокое удовлетворение от ловкого использования пословиц, математик – от экономно доказанной теоремы, коммерсант – от хорошо задуманной и осуществленной торговой операции и т.п.
Фактическая (любовь-ненависть), физиологическая, этическая, эстетическая, рациональная эмоции различаются в речи потому, что каждый из этих видов эмоциональных переживаний вызывается своими речевыми средствами.


Пять видов эмоций (со 2 по 6) сочетаются с базовыми эмоциями страха и сострадания (1). Искусство красноречия состоит прежде всего в том, чтобы оратор вызвал у аудитории разного рода эмоции, сочетая их, заставил тем самым слушателей переживать различные эмоциональные состояния.

Теория диалога, его структура, роль в обществе.
Диалог – это речь нескольких лиц, образующая единое высказывание. Общие правила диалога выглядят следующим образом: вопрос требует ответа, повеление требует ответа действием или словом, повествование требует ответа повествованием или внимательным молчанием. Под внимательным молчанием понимается отсутствие речи, когда выражением лица, жестом, междометием, повтором слова слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята.


Таблица обнаруживает основные закономерности речевого процесса. Вопрос – монолог, который может завершиться действием, а действие прекращает речь. Повеление тоже может завершаться действием и, следовательно, тоже прекращением речи. Это значит, что действие есть прекращение речи. Диалог как единица речи имеет границу в виде действия, прерывается действием. Поэтому жизнь человека во времени распределена между диалогом, действием и отдыхом:


Таблица показывает распределение занятости людей. Человек может быть занят либо речью (включается в диалог), либо работой (действиями), либо отдыхом (бездействием). Отсюда возможен учет соотношений времени, которые люди уделяют своим занятиям. Если они слишком много заняты речью, то меньше времени остается для работы и отдыха. Если люди слишком много отдыхают, то они и мало работают, и мало участвуют в речевом общении и, следовательно, в общественной мысли.

Классификация диалога.
Для диалога характерны ситуативность, краткость, умолчание, подхват реплики (темы), выражающийся в чередовании тем, ритмов и мелодики речи. Участие людей в речевых действиях бывает трех родов: активное, пассивное и активно-пассивное.
Речевые действия, разделяющие людей на активные и пассивные классы, следующие:
1. Показательная речь.
2. Эпиграфика.
3. Нумизматика.
4. Сфрагистика.
5. Массовая информация.
6. Реклама.
В этих видах речи создатель речи ждет от получателя речи только внимательного молчания, а получатель речи может выбирать, воспринимать ему речь или нет.
Речевые действия могут быть такими, в которые обе стороны - создатель и получатель – включены в активную и пассивную деятельность, а именно:
1. Устный диалог.
2. Письма.
3. Документы.
4. Информатика.
Эти виды речи требуют реплик с обеих сторон. Их характерная черта – переход к действиям. Поэтому обе стороны должны включиться в речевые действия, каждая со своей стороны.
В соответствии с правилами речевого этоса принуждение к обмену репликами бывает разной силы. Устный диалог и обмен документами обязательно требуют ответа монологом на монолог, так как речь идет об установлении единства в действиях предметного характера или отказ от единства.
Письма и информатика также требуют обмена монологами, но это требование ослаблено, так как не указано, когда требуется ответная реплика и ответ не является вынуждаемым.
Остальные виды речи (молва, фольклор, судебная речь, совещательная речь, проповедь, учебная речь, пропаганда, сочинение (рукописное), литература художественная, литература научная, журналистика) строят диалог по-разному.
Так, молва, полученная человеком, может быть послана далее по цепочке. Но человек, получивший сообщение-молву, может не придать ей значения или внимательно промолчать, или не воспроизвести ее другому лицу.
Человек, получивший фольклорное сообщение, ведет себя точно так же. Другое дело, что фольклорные тексты всегда уважаются, но не придать им внимания все равно возможно.
Судебная и совещательная речь имеют два рода получателей одновременно - активно-пассивных получателей и пассивных получателей. Этот вид диалога – диалог, разделяющий аудиторию по правилу.
Проповедь, учебная речь и пропаганда – особый вид речи, в котором аудитория, как правило внимательно молчит.
Все виды литературы (сочинения рукописные, научная литература, художественная литература, журналистика) делят аудиторию на активную и пассивную части. Активная часть – это авторы, которые вступают между собой в диалог: в ответ на одно сочинение появляется другое, другого автора. Остальная часть аудитории, читатель, как правило, анонимен, массов и неизвестен. Литературный диалог – диалог, разделяющий аудиторию в пространстве и времени.

Этос диалога.
Виды речи различаются благодаря правилам этоса. Существуют следующие наиболее общие правила приема сообщения:
а) получателю рекомендуется выслушивать обращенное к нему высказывание;
б) получателю рекомендуется отвечать на сообщение, в котором к нему обращен вопрос;
в) получателю рекомендуется отвечать действием, которое предписано ему побуждением.
Из этого перечня видно, что рекомендуемыми способами действия получателя являются:
1) умолчание, если нет вопроса;
2) ответ словом, если нет побуждения;
3) пересказ другому лицу, если нет специального побуждения и запрещения;
4) действие, если нет специального побуждения к бездействию.
Основные правила речевого этикета:


Знаком “-“ обозначен тип ответа, не рекомендуемый речевым этикетом, знаком “+” обозначен тип ответа, предписанный речевым этикетом, знаком “0” обозначен ответ, который допускает свободу выбора.
Как видно, при продлении общения все виды речи стремятся перейти в повествовательные высказывания.
Правила этоса приводят к бесконечной продолженности диалога.
Правила для организации диалога делятся на три разряда. Первый разряд определяет отношения людей в диалоге:
1. Оценка человека по знанию форм речевого этикета: “лошадь узнают в езде, человека в общении”.
2. Запрещения невежливой речи и рекомендация вежливости: “одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани”.
3. Запрет оскорбления словом: “от дурака слышу”.
Второй разряд определяет порядок ведения беседы и содержит следующие правила:
1. Слово идет впереди несловесного действия, предшествует несловесному действию: “умный языком, глупый руками”.
2. Слушание предшествует говорению: “прожуй, прежде чем проглотить; прослушай, прежде чем говорить”.
3. Значимое умолчание части диалога, выражающее восприятие и понимание сказанного: “молчание тоже ответ”.
Третий разряд определяет типичные ошибки в организации диалога:
1. Ошибка в порядке ведения диалога: “вы слушайте, а мы будем молчать”.
2. Ошибка в нарушении предмета диалога: “дед говорит про курицу, а бабка про утку”.
3. Ошибка в избрании участника диалога: “глухой слушает, как немой речь говорит”.
В беседе нужно вести себя в соответствии с правилами вежливости, то есть отдать предпочтение беседе перед неречевым занятием, предпочтение выслушивать собеседника перед своей речью и, наконец, “уметь промолчать”, не нарушив этикета беседы.
Этос и пафос результируют в речевой логос в правилах для говорящего. Эти правила разделены на четыре разряда: 1) осторожность, 2) замысел, 3) подготовка речи, 4) типичные ошибки.
Правила осторожности выглядят так: “слово не воробей: выпустишь – не поймаешь”, “невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя”.
Замысел речи: “прежде чем говорить, подумай о смысле слов”, “лучше хорошо молчать, чем плохо говорить”.
Создание речи: “смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано”.
Типичные ошибки: противоречие содержания речи ситуации общения (неуместность): “лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя”. Тривиальность содержания речи для слушающего (отсутствие новизны): “учит рыбу плавать”. Многословие (избыточность): “веревка хороша, когда длинна, а речь – когда коротка”.
Правилам для говорящего противостоят правила для слушающего:
1. Искать различие в речи, получаемых от разных лиц: “сто человек – сто мнений”.
2. Делить полученные высказывания на истинные и ложные.
3. Отделять интересы говорящего от содержания его высказывания: “не принимай решения, выслушав только одну сторону”.
4. Распознавать и разделять намерения и интересы говорящего, характер ситуации и содержание речи: “лиса знает сто сказок и все про курицу”.
5. Определять искренность говорящего: нет ли за его словами того, что может нанести ущерб: “зайцу говорит “беги”, борзой говорит “лови”.
6. Сохранять свои дела и помыслы, которые нельзя знать другим, в секрете: “кто передает тебе о других, тот передает другим о тебе”.
7. Оценивать ошибки в содержании речи вне отношения к говорящему: “немного слов, много оговорок” (неопределенность суждения).
8. Уяснять ошибки в содержании речи в связи с ее модальностью, т.е. оценить отношение говорящего к своей речи: “танцевать не умеет, а говорит: пол кривой (самооправдание)”, “гнев шагает впереди, ум сзади” (искажение истины в гневе).
Диалог предполагает защиту слушающего от говорящего, слушающий определяет, не нанесет ли ему говорящий скрытого и явного ущерба. Этот закон можно назвать законом устранения вреда от речи.

Пафос диалога.
Пафос, т.е. содержательное намерение любого диалога, определяемое целью, с которой данный диалог ведется. Всякий диалог ценится по его результативности, т.е. по тому, в какой мере содержательное намерение диалога реализовано. Диалог считается успешным, если его пафос получил удовлетворительное выражение в обмене репликами.
Содержательное намерение диалога может быть удовлетворено в зависимости от интересов участников диалогов.
С точки зрения отдельного участника диалога, содержательное намерение, как правило, не совпадает с результатом диалога. Ориентируясь на свою цель, участник диалога может сказать, добился он своей цели или нет.
С точки зрения диалога пафос состоит не в том, чтобы один из участников добился цели, а в том, чтобы диалог был эффективен как общее словесное действие всех участников. В результате диалога выигрывает (или проигрывает) либо общество в целом, либо его часть.
Например, собрание может быть увлечено оратором и принять решение, выгодное оратору, но невыгодное всем. Собрание может не принять решения и этим обеспечить общую выгоду, хотя отсутствие решения может не входить в цели отдельных ораторов. Это значит, что пафос диалога не то же самое, что пафос монолога.
Качество диалога состоит в его интенсивности, т.е. наименьшем количестве реплик, необходимых для завершения диалога, в целенаправленности диалога с точки зрения условий, предоставляемых ему этосом, и с точки зрения принципиальной направленности на тот или иной тип общественного интереса.
Так, лицо, управляющее дебатами, стремится, во-первых, обсудить и исчерпать вопрос как можно меньшим количеством выступлений и их краткостью, во-вторых, не позволяет участникам отойти от темы и, в-третьих, старается добиться глубокого решения вопроса, т.е. учесть все интересы и суждения и соединить их конструктивной мыслью или решением.
Эти три аспекта пафоса делают дебатирование искусством. В любом диалоге скрыто искусство организации дебатирования. Пафос диалога организует через искусство дебатирования пафос конкретного монолога.

Логос в диалоге.
Логос в диалоге – это тот смысловой и словесный “остаток”, который оседает в виде опыта, решений и действий участников диалога. Собственно говоря, диалог ведется ради логоса. Речевой логос в диалоге состоит из осведомленности и связанности речами всех участников диалога.
Признаки речевого логоса в диалоге следующие:


Речевой логос структурен, если:
отсутствует личная осведомленность и (или) готовность к поступку (тогда речевой логос диалога теряет субъективную силу);
отсутствует однородность понимания и (или) связанность речами (тогда нет речевого логоса, диалог не состоялся);
отсутствует обусловленность понимания и (или) совместных действий (то диалог остался беспредметным). Утрата субъективной силы, т.е. уверенности в правоте, утрата результатов диалога, т.е. общности смысла, и беспредметность, т.е. отсутствие единства содержания, разрушают речевой логос в диалоге.
В результате устного диалога откладываются следующие сведения: 1) новизна содержания и формы речи; 2) различия и сходство интересов обеих сторон; 3) различие и сходство намерений обеих сторон; 4) проверка на ошибки; 5) соотношение нового содержания высказывания к уже известным. 6) накопление опыта общения с разными лицами.
Таким образом, логос диалога сначала делится на:
а) создание и накопление опыта диалогического общения;
б) понимание отношений нового и старого в содержании и форме речи;
в) установление единства и различия интересов;
г) установление единства и различия намерений;
д) контроль за правильностью речи-мысли;
е) единство понимания высказываний;
ж) единство решения интеллектуальной задачи;
з) единство действия, т.е. действия в условиях разделения обязанностей.
Это значит, что логос в диалоге - подвижная категория, когда мысль участников проходит определенные ступени развертывания. Эти ступени развертывания представляют собой коллективный процесс, когда каждый из участников диалога стремится добиться единства понимания, решения и действия.
Пункты а-д и е-з есть формы логоса диалога. Эти формы вмещают в себя различное предметное содержание, по сути потенциально любое.

Изобретение в диалоге.
Закон граничных условий изобретения гласит: риторическое изобретение (РИ) невозможно без учета внешней и внутренней среды управления.
Другим граничным законом являются культурные условия изобретения, т.е. совокупность данных о личной культуре работников внутренней и внешней среды управления, данные об инфраструктуре, в которой происходит реализация проекта, и духовные запросы внутренней и внешней среды управления, объясняемые характером морали и нравственности, этическими и эстетическими запросами, уровнем образования. Таким образом, закон культурных условий РИ гласит: риторическое изобретение невозможно без учета культурных условий существования проекта.
Третьим фактором РИ является персональность изобретающего, которая в принципе непредсказуема.
Замысел проектов, их оформление и реализация в действиях составляют риторическую культуру общества. Отбор наилучших проектов и решений есть отбор наилучших риторов.
С точки зрения видов словесности, не все ее виды устроены так, что в них можно вести диалог разным создателям речи между собой: когда реплика в одном виде словесности, сформированная одним создателем, заменяется репликой другого создателя речи в том же виде словесности.
Диалог в одном виде словесности имеет разный характер:
1. Первая и вторая реплики диалога различны по форме и смыслу – это диалог-различие.
2. Первая и вторая реплика диалога образуют формальное (с точки зрения лингвистики, но не стилистики) семантическое и формальное тождество – это диалог-унисон.
3. Первая и вторая реплика различны, но ряд участников не произносит реплик, а только воспринимает их и иногда в заключение выражает общее мнение, например голосование, – это диалог-театр.
Диалог-различие – устный дописьменный, эпистолярная речь, документы – может привести к совершению действия. Диалог-унисон – молва, фольклор, диалог в информатике – всегда приводит к подтверждению информации и является носителем удостоверительных сведений, часть которых подтверждает нормы культуры. Диалог-театр – судебная, совещательная речь, все виды гомилектики, сочинения, все виды литературы – формирует намерения и подводит к принятию решения как о внешних действиях, так и о внутренних состояниях человека.
Это значит, что по своим результатам диалоги бывают: ведущими к действию, удостоверительными и подводящими к намерениям. Разные виды
Таким образом, диалог-различие может как бы все, но диалог-унисон развивает область сведений, а диалог-театр, опираясь на новые сведения, формирует новые знания и ограничивается созданием намерения.
Диалоги без смены реплик – речь на неписчих материалах (нумизматика утверждает достоинство монеты, сфрагистика верифицирует создателя текста, палеография верифицирует название вещи, изготовителя, владельца и ее использование), показательная речь, массовая информация и реклама – характеризуют результат действия – словесного и вещественного и дают об этом сведения.
Показательная речь подводит к намерениям, но не формирует конкретного намерения.
Реклама дает сведения и формирует намерение, а массовая информация дает ориентацию в ситуации. В целом диалог без смены реплик поэтому и относится к диалогу, что как бы оформляет связь между действием и диалогами со сменой реплик.

Эффективность ведения диалога.
Сокращение времени возможно двумя путями. Если решение и последующее действие по решению не сложно, то можно сократить число видов словесности, участвующих в диалоге, т.е. упростить процедуру выработки решения.
Закон эффективности формируется следующим образом: эффективность диалога по конкретному делу обеспечивается вовлеченностью в диалог только необходимых видов словесности и формализацией составления текстов и процедур их соположения в диалоге.
Если закон не соблюдается, тогда возникает явление “волочения дел”. Дела могут волочиться либо путем нерационального повторения одних и тех же видов диалога без нарушения и наращивания его содержания, либо путем вовлечения в диалог новых видов словесности, которые не нужны для компетентного решения по данному делу, либо путем нерационального действия с текстами и излишеств в процедуре их составления.
Бюрократизмом, с точки зрения теории диалога, можно назвать нерациональную медлительность в принятии решений, вызванную неэффективностью ведения диалога в деловой сфере.

Грамотность ведения диалога.
Ведение диалога в каком-либо виде словесности благодаря сходству в этосе его организации может повлечь за собой изменение в этосе диалога. Например, речь в суде и речь не собрании относятся к диалогу-театру.
В диалоге-театре нередки следующие ошибки: анализ художественного произведения совершается как анализ прозаического текста (например, обнаружение классовой сущности автора художественного произведения). В этом случае авторский вымысел оценивается как публицистическое произведение. Гомилетическое произведение, например проповедь, толкуется как Священное писание, что дает, как известно, ересь и, следовательно, может привести к расколу церкви.
Диалог-унисон – молва и фольклор – часто смешивается неопытными фольклористами, когда частное высказывание, записанное как фольклорное произведение, вводится в фольклор. Эту ошибку делал даже такой великий филолог, как В.И. Даль.
Особенно большие ошибки в диалоге могут совершаться тогда, когда диалог гомилетический обращается в диалог судебный. Оба диалога относятся к диалогу-театру. Эта ошибка, по данным Лозинского, исследовавшего инквизицию, привела, как известно, к серьезным последствиям для развития общества, особенно в Испании и Португалии.
В диалоге участвуют конкретные физические лица. Они могут совершать ошибки и по невежеству, как на пионерских и комсомольских собраниях обсуждение могло превратиться в суд (оба диалога-театр), или по злому умыслу, когда судебный диалог обращается недобросовестным судьей в следственный, когда смешивается устный диалог-различие (следствие) и устный судебный диалог (диалог-театр).
Грамотность ведения диалога, т.е. точное следование правилам словесности, – лучшая гражданская защита человека. К сожалению, в правах человека не оговорены его право и обязанность знать правила словесности и требовать их соблюдения, что является, по сути дела, единственной и основной формой защиты гражданских и имущественных прав.

Сочетание жанровых систем в диалоге.
Одним из способов классификации диалогов является описание жанровых систем. Жанровые системы - это совокупности жанров монолога, которые обеспечивают завершение дела. Например, в деловой риторике предполагается существование как минимум следующих жанров организационно-распорядительной документации: устав, приказ, инструкция, отчет, сводка, справка, выписка, решение (постановление). Организационно-распорядительная документация (ОРД) входит составной частью в любой вид письменного диалога.
ОРД есть система жанров, обеспечивающая завершение дела. Эта система состоит из:


Решение – документ, идущий от органа власти, утверждающий устав организации и тем самым разрешающий функционирование организации. Устав – документ, описывающий род деятельности организации, ее структуру, начало и прекращение деятельности организации. Приказ – документ, определяющий начало, прекращение и способ действия организации или ее части; инструкция – документ, описывающий способ деятельности части организации применительно к конкретному действию. Отчет – документ, фиксирующий результаты деятельности организации; сводка – документ, обобщающий деятельность организации; справка – документ, рассматривающий какую-либо сторону деятельности организации; выписка – цитата из любого документа организации, предназначенная для внешнего по отношению к организации использованию.
Система документов в совокупности обеспечивает деятельность и конкретные действия организации. Таким образом, документная система есть совокупность документных жанров, обеспечивающая результативные действия.
Классификация жанров производится как совокупность текстов в одном виде словесности и как совокупность текстов в разных видах словесности. Первый вид классификации жанров может быть назван одноуровневым, второй многоуровневым.
Примером одноуровневой классификации является тематическая организация документов разных жанров по группам.


ОРД – организационно-распорядительные документы.
НТД – научно-технические документы.
КД – кадровые документы.
ФБД – финансово-бюджетные документы.
Групповая классификация документов фиксирует каждую из сторон деятельности и все они связаны одной темой реализации конкретного действия или деятельности, но имеют разные места хранения архивов и документообразования: канцелярию ОРД, бухгалтерию ФБД, отдел кадров КД, разработчиков проекта НТД.
Одноуровневая жанровая классификация предполагает исторический анализ. Рассматривая предыдущие события, историк или управленец исследует прецеденты деятельности.
Многоуровневая классификация жанров предполагает объединение вокруг одного проекта речевых действий по обеспечению данного проекта.
Например, связи с общественностью по проекту представлены следующими жанрами:
1. “Открытые двери” – непосредственное знакомство на месте.
2. Презентация – собрание аудитории с рассказом и ответами на вопросы.
3. Публикации в прессе.
4. Пресс-конференции.
5. Устные беседы.
6. Информационные письма.
7. Профессиональные публикации, особенно в журналах.
8. Рецензии на проекты.
9. Публикация документов.
10. Публикация отчетов и обзоров.
В каждом жанре требуются свои приемы речевых действий. В отличие от одноуровневых многоуровневая классификация обращена в будущее.

Искусство управления и связи с общественностью.
Чем эффективнее замысел и интенсивнее по времени идет последовательность диалогов, тем лучше идет процесс перехода к действию. Искусство ведения такого рода диалога относится к искусству управления (public administration).
В диалоге, помимо устно-речевых форм, участвуют письменные графические формы, дающие сжатую и наглядную информацию.
Для облегчения диалога при искусстве управления разрабатываются документные формы, позволяющие увеличить скорочтение и сопоставление документов и писем:
1. Анкетная – когда новые сведения вносятся по строчкам анкеты, а если форма стандартная – ставится несловесная пометка (галочка, крестик и т.д.).
2. Табличная.
3. Формулярная текстовая, когда в печатном формуляре заполняются только пропуски слов и выражений.
4. Графическая документация: графики, диаграммы, структурные схемы, гистограммы, с помощью которых описывается состояние дел и их динамика.
5. Картографическая: карты (географические и топографические), планы, карты-схемы.
6. Фотографическая.
7. Чертежная, включая технические рисунки.
8. Обычная текстовая документная со строгой формулярной частью, форматом, точным самоназванием и официальными верительными реквизитами.
Письменные документные тексты в искусстве управления являются показателем культуры управления.
Управляющее лицо должно овладеть искусством дебатирования, под которым понимается умение дать слово тем лицам, речь которых в сочетании с другими речами наиболее полно может осветить предмет и представить интересы каждого говорящего; умением извлечь из разных речей различный и общий смысл, соединить в своей речи разнообразие мнений и суммировать предложения.
Важными элементами искусства управления являются избрание участников совещания, назначение темы и сроков совещания. Ошибка в отношении выбора и сроков участников не даст возможности развивать дело.
Управляющий диалог ведется внутри организации, но всякая организация находится в определенной среде подобных организаций и частных лиц, которые всегда могут бросить вызов разрабатываемому проекту. Поиск информации о подобных вызовах осуществляется следующим путем:
1) обращением к информационным системам, особенно к системам информационного поиска;
2) обращением к рекламе и ее анализу;
3) обращением к массовой информации, особенно печатной;
4) обращением к специальной литературе;
5) сбором документов, предлагаемых организациями для публики (например, балансовых отчетов);
6) участием в презентациях и пресс-конференциях;
7) анализом информационных писем;
8) личными беседами и поддержанием личных связей.
Всякий новый проект обязательно встречает сопротивление людей, т.е. это закон сопротивления новому. Всякое новое высказывание или действие встречает речевое сопротивление, несмотря на то, что это высказывание или действие не угрожает благополучию отдельных людей, организаций или состоянию общества в целом. В соответствии с этим законом организация предпринимает риторические действия, называемые “связи с общественностью” (public relations). Смысл этого термина состоит в том, что ни одно действие не может получиться, если не добиться для него внешних благоприятных условий с помощью речи. “Связь с общественностью” есть пропаганда той новации, которая предлагается кем-либо: правительством, фирмой, общественной организацией, частным или юридическим лицом.
Содержание этой пропаганды состоит в том, чтобы преодолеть сопротивление новому и представить его как известное и полезное. Пропаганда направляется на жителей территории, другие фирмы, общественные организации, власти. Для каждого адресата общий замысел должен быть соответствующим образом словесно и изобразительно выражен. Это выражение должно быть приспособлено к характеру интересов, уровню понимания и степени интеллектуальной развитости в пределах общей концепции риторического изобретения и иметь для каждой аудитории свою систему доводов.
Создание системы связей с общественностью не только гарантирует реализацию проекта, но благодаря общественности предотвращает незаконные действия недобросовестных лиц, которые при условиях всеобщей осведомленности не имеют возможностей пренебрегать законом и порядочностью.

Принципы составления речи. Знание предмета и учет своего опыта.
Культура мышления оратора – это интеллектуальная база, уровень которой определяет качество ораторской деятельности в целом и с точки зрения содержания – в частности.
При подготовке каждого конкретного публичного выступления это проявляется в умении оратора разработать концепцию своей речи. Термин “концепция” (от лат. сonceptio - восприятие) широко известен в разных сферах научной речи и в общелитературном языке. С ним связано несколько значений:
1) основная мысль, идея произведения, учения и пр.;
2) система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление;
3) способ рассмотрения или понимания чего-либо;
4) общий замысел (художника, поэта, ученого и т.д.);
5) программа действия.
В риторике значение этого термина складывается с учетом всех отмеченных лексико-семантических вариантов слова, но вместе с тем конкретизируется, приобретая вполне определенное содержание.
Концепция – сумма знаний о предмете речи, выраженная в краткой, четкой, последовательно развертываемой форме. Разработка концепции – не единовременный акт, требуется система последовательных интеллектуальных действий. При этом логика овладения темой, проблемой предполагает поэтапность – строгую последовательность шагов в создании концепции.
Даже небольшое выступление, чтобы оно было по-настоящему качественным, эффективным, требует разработки концепции. Эта деятельность связана с такими мыслительными операциями, как осознание и формулирование целей, задач, вычленение разных аспектов в развитии темы, выделение главного и второстепенного, установление системных связей между понятиями и другими составляющими предмета речи. Однако начинать нужно, разумеется, с определения предмета речи, темы, основной проблемы. Для этого полезно глубже уяснить содержание этих категорий.
Предметом речи может быть человек, книга, событие, какой-либо процесс, природное явление, группа лиц, свойства кого- или чего-либо, идея, афоризм и т.д. Предмет речи – это некая целостная часть окружающего мира, которой посвящено речевое произведение. Предмет речи, как видно из перечисления различных возможных “частей окружающего мира”, может быть материальным или идеальным.
Тема – это предмет, отраженный в определенном ракурсе, ставший содержанием речи; развитие темы дает видение предмета под определенным углом зрения – в соответствии с целями и задачами, которые ставит себе выступающий. Тема – это главное, о чем говорится, это материал, отобранный и организованный с учетом коммуникативной установки и условий ораторской деятельности.
Проблема – та мыслительная задача, которую определяет себе и которую так или иначе решает автор речи. Проблема бывает часто настолько тесно связана с темой, что трудно разделить их, и тогда лучше говорить о проблемной теме – темой становится сама проблема.
Ясное и доступное изложение темы, проблемы, корректное их освещение в ораторской речи прямо связаны с грамотной разработкой концепции: она есть, как уже было отмечено, основа мысли-речи оратора.
Последовательность шагов, поэтапность в разработке концепции может быть представлена следующим образом:
1. Поиски своего видения предмета речи и темы.
2. Анализ темы, т.е. выбор проблемы для изучения темы.
3. Исследование проблемы через призму имеющегося чужого опыта, ее изучение, “присвоение” накопленных в литературе знаний, связанных с данной проблемой.
4. Критическое осмысление чужого опыта, пропускание его через призму своего понимания и наоборот; анализ и синтез “чужого” и “своего” – формирование позиции.
Схематически это можно изобразить так, чтобы последовательность этапов была показана как восхождение к главной цели концептуального развертывания речи – к формированию собственной позиции оратора:


Поиск своего видения темы необходим потому, что человеку следует говорить лишь о том, в чем он достаточно компетентен. “Свой” взгляд на предмет речи, само наличие такого взгляда – одно из важнейших подтверждений компетентности оратора. Определяя свое понимание темы, нужно представить ее во всей широте, увидеть все ее аспекты, все составляющие. Нужно задавать себе вопросы, касающиеся данной проблемы, например, о главных ее трудностях, о конкретных фактах, событиях, именах, с ней связанных. “При подготовке некоторых тем, - советует Д. Карнеги, известный американский специалист в области ораторского искусства, - весьма рекомендуется кое-что прочитать, выяснить, что думали и говорили другие по тому же вопросу. Но не начинайте читать, прежде чем вы не исчерпали собственных мыслей. Это важно, очень важно”.
Необходимость второго этапа определяется тем, что в речи, даже положительной, нельзя да и невозможно рассмотреть слишком большой круг вопросов. Следует ограничить рамки выступления, наметив определенную проблему (реже – несколько проблем) для обсуждения. На этой стадии уже вырисовываются концептуальные ориентиры. В соответствии с ними систематизируются в первом приближении имеющиеся по теме знания и материал: факты, доводы, статистические данные. В результате этих умственных операций формулируются отдельные пункты, тезисы и рассуждения будущей речи.
Изучение литературы вопроса – “присвоение” чужого опыта – это третий этап разработки концепции, актуальный тогда, когда позади анализ темы, выбрана проблема исследования. Только в этом случае дальнейшие поиски идей, аргументов и фактов идут в одном строго определенном направлении. Оно разумно ограничивает “нахождение материала”, тот круг источников и специальной литературы, через которые оратор овладевает темой. Так экономится время, отсекается лишнее, второстепенное, то, что мало связано с избранной проблемой (темой). Так обеспечивается более рациональная организация умственного труда.
Последний этап предполагает не просто пополнение знаний, относящихся к теме, но их расширение и углубление путем осмысления всего прочитанного. Это, в свою очередь, требует коррекции, внесения новых деталей, устранения каких-то компонентов в первоначальной концептуальной наметке. Идет процесс обобщения и критического разбора собственного первичного и изученного чужого опыта, ведущий к формированию позиции. Естественно, что начальный замысел не всегда реализуется: он может сильно измениться или приобрести другие акценты в содержании, в системных отношениях между его элементами. На этом этапе четко оформляется главная идея, объединяющая все составляющие речи в композиционное целое – текст.
Рассмотренное выше развитие концепции находится в соответствии с поэтапностью формирования знаний, умений и навыков, которая объективно существует и выявлена в методико-педагогических теориях. Называются четыре последовательных стадии: ознакомительная, стандартизирующая, варьирующая, творческая. Все они представлены в разобранной нами схеме построения концепции.
Таким образом, концептуальный закон риторики учит систематизировать знания, материалы, всесторонне анализировать тему, ставить и решать определенную проблему, формировать собственную позицию – грамотно строить концепцию всей речи. Такое умение – и залог, и фундамент ораторской деятельности, коммуникативного успеха.
Для четкого и сжатого формулирования концепции целесообразна тезисная форма. Тезисы – речевой жанр, в рамках которого тексты строятся как система кратко сформулированных основных положений. Для этого жанра характерны: проблемно-информативное содержание, его компрессия (сгущенность), системность, краткость. Вместе с тем, форма тезисов не нормативная, а предикативная: мысли обозначаются не отдельными словами или словосочетаниями, но должны быть выражены полными, структурно оформленными предложениями. В тезисном речевом произведении выделяются, как правило, следующие композиционные части: 1) предельно сжатая преамбула (введение), 2) основное изложение, 3) заключительный тезис.
Мысленное формулирование тезисов ( а еще лучше - их запись) свидетельствует о том, что концепция разработана, творческая позиция сложилась. Следующий этап ораторской деятельности в ее докоммуникативной фазе (до встречи со слушателями) – это развитие, обогащение тезисов, обоснование концептуальных установок, подбор и организация материалов речи.
Разработка концепции и дальнейшая работа над содержанием, а также формой и строением речи обязательно должны быть сопряжены со стратегией и тактикой речи: без этого концепция “не работает”. Создавая концепцию, оратор должен постоянно иметь в виду основное направление своей речи, ее “сверхзадачу” (стратегический закон риторики).
Например, в лекции о вреде курения такой “сверхзадачей” будет, по-видимому, стремление говорящего внушить слушателям мысль: “Необходимо бросить курить!”, а также стремление подвигнуть курильщиков на решительные, волевые действия по преодолению пагубной привычки.
Не менее важно правильно построить тактику выступления: она предусматривает наиболее эффективные в данных условиях приемы и способы аргументации, помогающие решить “сверхзадачу” (тактический закон риторики). Развивая мысль о пагубной привычке к табаку, оратор, конечно, использует разные приемы воздействия: приведет статистику раковых заболеваний у курильщиков, данные о том, что одна сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Однако общих, рассчитанных на любого человека сведений еще недостаточно, – нужны такие, которые помогут добиться цели именно в этой, данной аудитории. Если она, к примеру, женская, то можно в красках и образах показать, как пагубно курение для внешнего облика, как быстро уносит оно красоту, свежесть (желтые зубы, желтая кожа, морщины, неприятный запах изо рта и др.), как оно сказывается на здоровье детей; можно привести и другие, рассчитанные в первую очередь на женское восприятие, доводы.
Культура мышления, умение разработать концепцию речи с учетом ее стратегии и тактики помогают оратору овладеть темой выступления, ставить и решать актуальные для слушателей проблемы. Все это способствует рациональной доаудиторной подготовке оратора, предусматривает планируемое воздействие на аудиторию.

Изобретение, расположение и исполнение речи.
Изобретение речи начинается с нахождения темы. Затем по найденной теме подбирается материал, а потом наступает собственно творческая часть ораторской деятельности, когда изобретаются слова и мысли.
Творческий процесс в речи отличается от других видов эстетического, научного и технического творчества тем, что аудитория всегда предъявляет к говорящему требование новизны содержания. Речевое творчество неповторимо.
Аудитория предъявляет ко всякому произведению речи требование смысловой новации. Поэтому изобретение – неотъемлемое качество создания речи любым человеком в любом месте, представляющее собой создание высказывания на уровне замысла.
Смысловая новация в риторике определяется по отношению к слушателям, поэтому она ситуативна и опирается на знания, которыми располагает данная аудитория. Отсюда смысловая новизна соединяется с уместностью речи – коммуникативными критериями изобретения и с общими местами – семантическими критериями изобретения.
Уместность составляет комплексную характеристику изобретения речи. Она связана с ответами на следующие вопросы:

1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта