Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 1 Предмет, структура и задачи курса. Основные концепции современной философии науки Философия науки как дисциплина и учебный предмет.

  • Становление и развитие философии науки: неопозитивизм и постпозитивизм (К. Поппер, И. Лакатос, Т.Кун, М. Полани).

  • Стадии развития позитивизма

  • Существенные характеристики позитивизма

  • Внутренние и внешние детерминанты развития науки.

  • Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность и социальный институт, как особая сфера культуры. Наука

  • Семинарское занятие 1 Философия науки. Раздел 3 Тематика семинарских занятий (1). Тематика семинарских занятий по курсу История и философия науки


    Скачать 19.96 Kb.
    НазваниеТематика семинарских занятий по курсу История и философия науки
    АнкорСеминарское занятие 1 Философия науки
    Дата15.06.2022
    Размер19.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРаздел 3 Тематика семинарских занятий (1).docx
    ТипТематика семинарских занятий
    #592736

    Добычиной Е.О.
    Раздел 3 Тематика семинарских занятий

    по курсу «История и философия науки»

    Тема 1 Предмет, структура и задачи курса. Основные концепции современной философии науки


    1. Философия науки как дисциплина и учебный предмет.


    Философия науки – рефлексивная деятельность, направленная на раскрытие мира.

    Философия как дисциплина - речь идет о фундаментальном развитии данной дисциплины, крупными учеными и научными сообществами (кафедрами и институтами).

    Учебный предмет - цели и задачи оказываются на порядок скромнее и не выходят за рамки учебного процесса.


    1. Становление и развитие философии науки: неопозитивизм и постпозитивизм (К. Поппер, И. Лакатос, Т.Кун, М. Полани).

    Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки ((К. Поппер, И. Лакатос, Т.Кун, П. Фейерабенд, М. Полани)
    Стадии развития позитивизма:

    1. Классический (1830-конец 19 века).

    2. Эмпириокритицизм (махизм) (к 19 – н 20 вв).

    3. Неопозитивизм (1920-1950/60) включает 2 стадии: логический позитивизм и лингвистическая философия.
    Существенные характеристики позитивизма:

    1. Полная элиминация традиционных философских проблем.

    2. Поиск универсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки.

    3. Гносеологический феноменализм – сведение научных знаний к совокупности чувственных данных и полное устранение «ненаблюдаемого из науки».

    4. Принцип верификации -критерий научной осмысленности и критерий истинности/ложности. Каждое теоретическое высказывание должно сводиться к совокупности протокольных предложений и быть проверяемым опытом. Верификация – это способ демаркации научного и ненаучного. Язык делится на совершенный (научный) и несовершенный (философский). Пример: «вселенная бесконечна» - для исследователя бессмысленное выражение, т.к. нет возможности проверить истинность.

    5. Дескриптивизм – сведение функций науки к описанию, но не объяснению.

    6. Идеологическая и нравственная нейтральность научного знания.
    Цель позитивизма – программа верификации, т.е. разработать программу, которая бы подтверждала высказывание фактами. Является недостижимым идеалом.

    Все лебеди белые (найдены черные лебеди в результате экспедиций)– опровергнуто – пример того, что опровергается раз и навсегда.
    Поппер: надо искать то, что дает нам новое знание. Опровержимость – критерий научности.

    1. Не можем подтвердить теорию окончательно.

    2. Логика, факты, выводы. Апеллирование к факту необходимо. Факты сравниваем с выводами:

    - соответствуют – на данный момент гипотеза правдоподобна (она еще работает и с каждым подтверждением повышается истинность гипотезу).

    - не соответствуют – либо совершенствование теории, либо

    Потенциальные фальсификаты – моделирование ситуации, когда теория может оказаться ложной. Это критерий научности.

    Все теории могут быть опровергнуты. Но есть рост теории: объем знаний постоянно растет.

    =>Основные принципы философии науки Поппера:

    Проблема демаркации – как отделить научное от научного – принцип фальсификации.

    Принцип фаллибилизма – вероятностный характер истинности знания. Никакого истинного высказывания о мире мы сформулировать не можем.
    Кун пытался объяснить, как ведет себя реальный ученый при взаимодействии с другими реальными учеными в научной деятельности.

    Теория научных революций:

    Развитие науки происходит через фазы накопления знаний и радикального революционного пересмотра этих знаний.

    Парадигма – это научная картина мира:

    Стадия нормальной науки – ученые имеют одну систему координат, но при некоторых условиях рушится. И тогда каждый говорит на своем языке, и пытаются навязать свой в качестве основного. Побеждает и появляется новая система координат.

    Что происходит, когда факт не укладывается в теорию? Нерационально отказываться от теории, которая объясняет всё, кроме одного факта. То есть аномалии могут возникать из-за несовершенства метода. Теория остается до тех пор, пока не придет новая теория.

    Проблема соизмеримости парадигма: они не соизмеримы, т.к. язык одной парадигмы не переводим на другой.
    Полани. Концепция личностного знания. Предлагает обратить внимание на факты, которые не поддаются теоретизации. «Мы знаем больше, чем мы можем сказать». Т.е. впитывая содержание книг, конференций, ученый понимает еще и как должен выглядеть «настоящий ученый» (часть неявного знания (личностное знание)).
    Лакатос. Попытка сочетать лучшее из теорий Поппера (строгость) и Куна (эмпирическая подкрепленная реальность).

    Методология исследовательских программ.

    Цель - смягчить жесткость принципа фальсификации. Ученым можно расходиться в деталях, но при этом позволяется быть в одном сообществе и говорить на одном языке.

    Теория уходит тогда, когда появляется более сильная теория.
    Фейерабенд. Эпистемологический анархизм – не имеет отношения к политическому отношению, т.е. познавательный анархизм.

    1. Принцип методологической вседозволенности – главное результат.

    2. Принцип пролиферации - существующие теории не должны мешать возникновению новых теорий.


    1. Внутренние и внешние детерминанты развития науки.


    Наука собирает факты, строит теории.

    Кун впервые предложил внести в объект исследования методологии науки поведение ученого, то, как они придерживаются парадигмы и какие причины побуждают их эту парадигму покидать.

    Интернализм (Поппер, Лакатос) – наука развивается по своим внутренним закономерностям (принцип фальсифицируемости). Примает 2 основные формы: теоретизм /(наука состоит из множества научных теорий, включает наше представление о мире) и эмпиризм (подчеркивает роль фактов, развитие науки происходит через накопление фактов)

    Экстернализм (Кун, Мертон) – науку ведут внешние действия (искусство, общественно сознание, религия – общее пространство). Является более строго позицией в сравнение с интернализмом (ориентирован на ценности истинности), т.е. дает более сложную картину научного знания.
    Научный этос (Мертон) набор внутренних ценностей научного сообщества и этикой.

    Научная деятельность в основе имеет 4 ценностных императива:

    1. универсализм

    2. бескорыстность

    3. коллективизм

    4. организованный скептицизм


    1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность и социальный институт, как особая сфера культуры.


    Наука:

    - как познавательная деятельность – направлена на получение знаний, стремление к познанию мира.

    Деятельность предполагает субъект активности. Специфика деятельности учёного – занимается когнитивной работой.

    - социальный институт – наука не делается в одиночку, требуется сотрудничество. Формы жизни науки в качестве социального института: научно-исследовательский институт, научный журнал, научная школа.

    - как сфера культурынаука является такой же частью культуры, как и искусство, религия. Наука может поменять «нас» и «мир», т.е. ускоряет развитие человечества. Происходит трансформация культуры.


    написать администратору сайта