Главная страница

Поведение Сократа на суде. Документ. Темой своего эссе я выбрал следующий вопрос, касающийся казни Сократа, его ухода из жизни по приговору суда


Скачать 17.16 Kb.
НазваниеТемой своего эссе я выбрал следующий вопрос, касающийся казни Сократа, его ухода из жизни по приговору суда
АнкорПоведение Сократа на суде
Дата09.12.2022
Размер17.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент.docx
ТипДокументы
#836374


Темой своего эссе я выбрал следующий вопрос, касающийся казни Сократа, его ухода из жизни по приговору суда. Случай является казуистическим, так как утверждается историей, что у Сократа была возможность уйти, совершить побег, это полагается, можно было сделать достаточно легко, так как это хотели его многочисленные ученики и были для этого возможности. Но Сократ сделал выбор, правда, в ограниченных условиях приговора суда, в пользу принятия его решения, вынесенного ему смертного приговора – самоотравления ядом цикуты. Отсюда, вопрос – выбор им смерти – это подвиг или «грех гордыни»? 

 

Сократ (469 – 399 г. до н.э.) – это одна из самых значительных фигур древнегреческой философии. Его философия тесно переплетается с его образом жизни, что представляет особый интерес для исследования. Это был признанный философ еще при жизни. Посвятил всю свою жизнь отысканию истины. Он ввел понимание морального измерения человека, который живет не только по обычаям и приспосабливается к мнению большинства, которое зачастую оказывается изменчиво. Древнегреческий философ, считается родоначальником этики. Добро у него имеет статус независимой ни от чего добродетели. Знание приравнивается к добру, в этом значение ценности этической позиции Сократа. Сократ как философ отличается тем, что является философом речи, устной традиции. Его идеи не излагались им в письменном виде. Для Сократа искусная беседа становится формой жизни, формой, вне которой она теряет свой смысл. Даже смерть понимается Сократом как возможность вести диалог с бессмертными философами, поэтами, героями. 

 

Сократ понимает беседу, диалог не только как особую разговорную практику, но и как особый метод постижения истины и условие нравственного совершенства, ибо знание добродетели и бытия идентичны. Такое понимание цели рассуждения определило как характер, так и технику ведения бесед, в отличие соответствующим образом от софистической агонистики, целью, которой являлось утверждение своего мнения, подкрепленного аргументами, к примеру, мнения большинства, наличие большей силы и материальных интересов, а не знания как истины. Так, к примеру, основой этики полисного коллектива является справедливость, которая всегда пригодна другому, а не тому, кто ее творит (Платон – ученик Сократа), в отличие данного тезиса от положения софиста Фрасимаха, относительный ее характер, пригодность справедливости сильнейшему. И поэтому выгодность простым людям, что несправедливо. Таким образом, Фрасимах оправдывает несправедливое. 

 

Имеются различные свидетельства и мнения кем был Сократ; по решению суда его приговорили к смертной казни. Тем не менее, вопрос этот неоднозначный в плане того, что ему якобы и предлагали побег, и не сразу приговорили, тем не менее, факт остается фактом. Про последнюю ночь Сократа перед смертной казнью повествуют два диалога Платона «Федон» и «Критон», а также в «Апологии Сократа» приводится его защитная речь. Нужно также отметить и возраст Сократа, его возраст для его исторического времени и места проживания был довольно велик – 70 лет. В этом можно усмотреть некий фактор исполненности его жизни, который мог повлиять косвенно на его согласие с принуждением к уходу от жизни. 

 

Разрушая самомнение собеседника, Сократ созидал для него истинные ценности, указывал путь к постижению истины. Но кому же понравится, когда с него срывают маску. Многих жителей Афин раздражал Сократ и в итоге его осудили на смерть, обвинив в поклонении новым божествам и «развращении молодёжи». Сократ и перед судьями не отступил от своих принципов. Развращенность: возможно, был гомосексуалистом, но был семьянином и имел детей, речь не идет о сексуальной распущенности, вопрос стоял не в этой плоскости, гомосексуализм был в порядке вещей в то время в Афинах. Он задавал неудобные вопросы: всегда ли право большинство? Можно ли быть честным человеком, работая политиком? – Нельзя. За это и приговорили к смертной казни. 251 человек - за, против - 220, почти, что паритетное отношение. Ученики Сократа собрали выкуп 40 кг серебра, предлагали официально, но суд утвердил смертный приговор. Но и тогда, охранников тюрьмы подкупили и в последнюю ночь, можно было совершить побег, просто уйти. Ученики уговаривали бежать, но Сократ отказывается, аргументируя тем, что всю жизнь учил, что полис важнее, чем личность. Если приговорили к смерти, в соответствии с теми или иными этическими устоями, то, как гражданин приму приговор. Выпив чашу с ядом, таким образом, своей жизнью Сократ подтвердил свои убеждения, а, именно, что справедливость как благо, пригодное другому, а не сильнейшему, члену полиса. 

 

Сократ – это гражданин полиса, гражданин полиса Афины. Афины - это самый крупный полис Древней Греции. Полис – это коллектив граждан равных друг другу, гражданский коллектив. Исторически – это социальные общности с небольшой плотностью населения в среднем около 10 000 человек. Таких населенных пунктов в Древней Греции было больше 200 единиц. Особенностью социального взаимодействия являлось то, что каждый полис признавал другой, в этом проявляется характерная черта человека как гражданина, идентичность которого возникала по праву «почвы и крови». Гражданин полиса - это человек, который родился в нем от людей, проживавших в данном месте и обладавших земельной собственностью, в таком случае вновь родившийся человек, признавался гражданином полиса. При встрече друг с другом граждане различных полисов представлялись следующим образом: «Я – афинянин», к примеру, а «Я – лакедемонянин» и т.д. Таким образом, они получали свою идентичность. 

 

Сократ предпочёл подчиниться приговору и выпить чашу с цикутой. Смысл его жизни был оставаться истинным гражданином, что для Древней Греции, значит, и человеком. Сократ считал, что мудрость заключена не в глубоких познаниях, а в следовании даймониону — внутреннему голосу, голосу души, совести. Он не навязывал истину, а помогал ученикам найти ее самим в собственной душе. Тем не менее, он как гражданин полиса считается с его устройством, системой организации социального управления, институтом власти – судом. Сократ – был не индивидом, обособленной абстрактной личностью, а частью целого, общественного организма, полиса. Нужно учесть тот факт, что в случае побега он переставал быть гражданином Афин, можно сказать бы находился в положении худшем, чем подвергнуться остракизму. Остракизм означал в ряде древнегреческих полисов, в частности в Афинах изгнание гражданина из государства посредством голосования. В широком смысле остракизм - это презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества. На мой взгляд, Сократ бы оказался неизвестно кем бы, в случае принятия возможности побега, он бы перестал быть членом своего полиса, мудрецом, тем, кто всю жизнь учил и оставался верен своим убеждениям. Личность Сократа была бы неминуема разрушена. 

 

Мне кажется, что речь не может быть в данном случае о «грехе гордыни», о подвиге тоже нельзя сказать уверенно, но если выбирать между двумя альтернативами, обозначенными темой, то подвиг. Нам известно о личном участии Сократа минимум в трех больших сражениях. Он воевал как афинянин и умер как афинянин.


написать администратору сайта