Индивидуальное и коллективное литературное творчество обучающихся при изучении русского языкалитературы. Проект. Теоретическая база опыта с34
Скачать 45.25 Kb.
|
ГАУДПО МО «ИРО Индивидуальное и коллективное литературное творчество обучающихся при изучении русского языка/литературы Содержание Глава 1. Теоретическая база опыта.с3-4Глава 2. Методы и приемы формирования творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы. с 5Глава 3. Проектно-исследовательская деятельность. с 6-7Интегрированные уроки. с 8Игровые технологии. с 9-10Театральная деятельность. с 11-12Вывод. с 13Заключение. с 14-15Список литературы. с 16Приложение№1; №2; №3Глава 1. Теоретическая база опыта.Психологи изучают творчество и как процесс создания нового, и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Оно присуще человеку от рождения, но, тем не менее, требует от человека работы и развития творческих способностей. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. В настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Приведу некоторые из них. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождении единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид. Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности: Способность видеть проблему там, где её не видят другие. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия. Способность памяти выдавать нужную информацию вовремя. Гибкость мышления. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний. Лёгкость генерирования идей. Творческое воображение. Уровень развития творческих способностей зависит от выбранных учителем образовательных технологий и методов обучения. Систематически и целенаправленно развивая у детей подвижность, гибкость, образность мышления, я учу их думать, рассуждать, самим делать выводы, находить новые нестандартные подходы в решении проблем. Чтобы добиться эффективности в этом процессе, использую разнообразные методы, приёмы и типы уроков. Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С. Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательнаядеятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель. Народная мудрость гласит: «Нет ни одной пары двух одинаковых листочков дерева. И нет двух одинаковых путей их падения». Глава 2. Методы и приемы формирования творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы.Как построить урок, чтобы учение всем приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся. Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения. Если взять за основу лишь общеклассную организацию обучения, то учитель не сможет учесть подготовленности отдельных групп — как сильных, так и слабых, не сможет осуществить индивидуальный подход в обучении, выявить характер восприятия ученика, его мышления, желания учиться. Чтобы дать возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, избавить от чувства страха и вселить в них веру в свои силы, нужно учесть два основных требования: Любой труд интересен, если он разнообразен. Учение должно быть трудным, но посильным для каждого ученика. Все используемые методы и приемы я классифицировала следующим образом: Проектно-исследовательская деятельность. Игровые технологии. Интегрированные уроки. Театральная деятельность. Данные формы обучения направлены на развитие творческих и коммуникативных качеств, гибкости ума. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны. Они научились правильно выполнять проектные работы, достаточно грамотно создавать презентации по изученным темам. Все учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, улучшили качество знаний по предмету. Их достижения способствуют повышению самооценки и собственной значимости. Глава 3. Проектно-исследовательская деятельность. Урок-исследование – это такой урок, на котором учебная задача подвергается рассмотрению (изучению) в устной форме. Учитель организует многоэтапную творческую деятельность школьников через поиск путем постановки серий проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций. Подготовительный этап: за две недели учащимся предлагается план по избранной теме с указанием вопросов для обсуждения, список рекомендуемой литературы. Преподаватель определяет возможные формы работы на уроке (общую, групповую, индивидуальную), вид самостоятельной работы учащихся (план, тезисы, конспект, реферат). Главное в уроке – это совместный поиск истины и собственные открытия в художественном тексте. В самостоятельной работе по предложенной теме учащиеся используют памятку «Как готовиться к уроку-исследованию» (Памятка, список литературы к уроку- исследованию, творческие исследовательские работы учащихся в приложении 1). Сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении способствует приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности, так как в ее основе лежит развитие познавательных навыков и творчества, умений самостоятельно добывать знания. Основа работы на уроке − учебник. Если хорошо организовать работу по учебнику, сделать ее доступной каждому ребенку, т. е. дифференцированной, то учащиеся получат прочные знания. Прежде всего, работу с учебником русского языка я начинаю с обучения рациональным приемам чтения. Главная задача такой работы в том, чтобы учащиеся осознанно выбирали определенный вид чтения в зависимости от цели, которая перед ними стоит: ознакомительное, просмотровое, поисковое, изучающее или выборочное. Работа ведётся следующим образом: учащимся предлагается самостоятельно провести исследование учебного материала по заданной теме и составить вопросы для зачёта. Иначе говоря, учебный материал разбивается на порции, доступные для усвоения каждым учеником. Эти порции оформляются в виде вопросов для устных ответов. Учащиеся ведут тетрадь для зачётных вопросов. Приведу примеры нескольких вопросов в 5 классе по теме «Прилагательное». Читаем в учебнике «Русский язык» для учащихся 5 класса линии УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова на стр.228: 1.Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей? 2.Имена прилагательные изменяются по числам, родам, падежам. Имена прилагательные согласуются с именами существительными, то есть ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся. 3.В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми. Далее учащиеся «разбивают» тему на «порции», вопросы-ответы в зачётных тетрадях Учащимися проводится самостоятельный анализ языкового материала, делаются самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Для учащихся созданные ими тетради для зачётных вопросов-ответов определяют «костяк, остов образования и умственного труда – те элементарные знания, которые надо обязательно хранить в памяти, хранить прочно, уметь в необходимое время пользоваться памятью – кладовой знаний. По каждому предмету определились правила, понятия, формулы, законы и другие обобщения, которые надо навсегда запомнить … и всегда хранить в памяти прежде всего потому, что эти обобщения постоянно применяются в умственном труде, они, образно говоря, универсальный подручный инструмент – без них закрыт доступ в мастерскую знаний.» (В.А. Сухомлинский. Разговор с молодым директором школы. М; Просвещение. 1982, стр. 158). Если некоторые учащиеся ответили на вопросы неполно или вообще не смогли ответить, то пишут ответы вместе с учителем. А часто случается, что учащиеся составляют вопросы по ещё не изученному параграфу, то есть у учащихся появляется навык и желание работать с опережением и самостоятельно. Такие же мини-исследования можно предлагать способным ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Заниматься же серьёзной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. Поэтому учащиеся, работающие на опережение, получают более сложные или творческие задания. Например: задания, требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты); задания, требующие творчества в содержании работы (сочинения, эссе, нестандартные вопросы); творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации; творческие совместные задания со специальным распределением учебно- организационных ролей, функций, позиций в группе; задания на самоопределение, когда от ученика требуется выбор нравственной, научной, эстетической, гражданской позиции. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся не только учиться работать творчески, самостоятельно, но и решает проблему взаимодействия с родителями (родители могут проверить и оценить знания своего ребёнка по зачётной тетради). Надо заметить, что успешность каждого учащегося в обучении зависит от соблюдения следующих условий: Важно систематически проводить анализ и оценку индивидуальных способов познавательной деятельности, побуждающих школьника к осознанию как результатов учения, так и процесса своей работы; Необходимо создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в личном успехе, а также в успехах товарищей; Должны быть использованы разнообразные формы и технологии обучения, их органическое сочетание и варьирование, способствующих самоактуализации, самореализации, самооценке ученика. При организации обучения с применением исследовательского метода наряду с традиционными формами я применяю такие виды уроков, как урок-семинар, урок- практикум (филологический анализ текста, анализ отдельных эпизодов, картин природы), урок-исследование, урок-поиск. В ходе работы по данной проблеме я пришла к выводу, что исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Понятно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая- либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время (предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы школьников, выполненные им как самостоятельные исследования. Результативность. Переходя от этапа к этапу, школьник учится работать с первоисточниками; наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; формулировать гипотезу; обобщать материал и представлять его в виде текста. Игровые технологии. Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Выделяют следующие виды дидактических игр. 1.Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 2.Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез. 3.Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий: 1)соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; 2)доступность для учащихся данного возраста; 3)умеренность в использовании игр на уроках. Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий: 1)ролевые игры на уроке; 2)игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3)игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4)использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5)различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.). Результативность. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 2)игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3)игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; 4)в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. (Примеры использования игровых технологий на уроке в приложении 2) Интегрированные уроки. Интегрированные уроки - реальная потребность времени, необходимая всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности. Для каждого учителя проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства, так как требует от него владения методикой новых технологий учебно–воспитательного процесса. С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала. Интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения. Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала. Некоторые виды работ традиционно использую в практике: работа с полотнами мастеров живописи, работа с иллюстрациями, использование музыкальных фрагментов для пробуждения эмоционального восприятия. Например, изучение поэзии С. Есенина невозможно представить без прослушивания романсов на его стихи. Музыка, звучащая на уроке, украшает урок, воспитывает эстетическое чувство, расширяет кругозор. От учителя, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобной интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, необходимо знать произведение, прослушиваемое в классе, творчество композитора, иметь фонотеку, технические средства обучения. В современной педагогике в достаточно полном объеме представлены методические подходы к проведению интегрированных уроков предметов гуманитарного цикла разработаны основные дидактические и специальные требования к интегрированному уроку, прописаны условия эффективного проведения интегрированных уроков, обозначены преимущества интегрированных уроков перед традиционными, названы разнообразные формы интегрированных уроков (Структура интегрированного урока, список литературы и творческие работы учащихся в приложении 3). Результативность интегрированных уроков: -повышение мотивации и уровня знаний, умений и навыков. проявление самостоятельности и творческого подхода учащихся к выполнению задания; - большая информативная ёмкость материала и его систематизация; - способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого); - способствуют повышению, роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению. - активизируется познавательная деятельность учащихся, так как большинство интегрированных уроков включает в себя элементы проблемного обучения. Проблемное обучение является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам. Театральная деятельность. Главная цель литературного образования – постижение сущности художественной литературы как вида искусства и одновременно формирование культуры читательского восприятия, поэтому важно создать условия для творческого самоопределения учеников, а также развить умение сопереживать литературному герою и отождествлять себя с ним (Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина, Г.Н. Кудина, С.П. Лавлинский, А.А. Мелик-Пашаев). Возникает вопрос о средствах, учитывающих психологические особенности школьника и способствующих развитию его эмоциональной сферы, коммуникативных и литературно-творческих способностей. Одним из таких средств, к которому издавна обращались педагоги, является театральная деятельность в урочной и во внеурочной деятельности (Ш.А. Амонашвили, В.М. Букатов, М.В.Ганькина, А.П. Ершова, О.И. Никифорова, Л.Н. Никольский, Г.Г. Пеня, М.А. Разбаш). Для реализации задач по развитию креативности обучающихся на уроках словесности использую разные формы нетрадиционных уроков. Дети очень любят такие уроки, как урок-диалог, урок-концерт, урок-спектакль, урок-инсценировка, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-игра. Эти уроки связаны с реализацией творческих потребностей обучающихся. Мы играем в театр, «примеряем» на себя роли, в которых соединяются литературный образ и особенности внутреннего мира ребенка. Постигая язык театрального и литературного видов искусства, дети учатся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии. Театральная игра способствует снятию напряжения, помогает освободиться от утомляемости за счет переключения обучающихся на разнообразные виды деятельности в ходе урока или занятия, делает его живым и увлекательным, наполняет интересным содержанием. Применение театральной игры на уроках словесности открывает нетрадиционный путь приобщения детей к сценическому искусству. Через знакомство с театрально- творческой деятельностью происходит накопление эмоционально-чувственного опыта ребенка. Воспитанник становится эмоционально отзывчивее, он тоньше чувствует и глубже познает мир писателя, литературного произведения и его героев. Результативность. В течение пяти лет я веду драматический кружок «Ровесник». Каждый ребёнок находит здесь дело по душе. Девизом кружка являются слова Дугласа Мэллоха: «Найди свое дело и старайся стать самым лучшим! Проявляй лучшее, что в тебе есть». С огромным удовольствием ребята самого разного возраста откликаются на предложение инсценировать литературное произведение: младшие - сказку, басни, а старшие – эпизод из драматического произведения, диалог героев романа. Использование игровой ситуации на занятиях кружка способствует более глубокому пониманию содержания книги о безграничных возможностях, о созидательной деятельности и стойкости человека в исключительных обстоятельствах. Важно и то, что ребята проявляют свои творческие способности, изображая героев произведения. Каждый из членов кружка находит себе дело по душе. Дело, которое всех объединяет. Режиссёры-сценаристы работают над подбором материала для спектаклей. Есть у нас, и свои писатели и поэты. Есть у нас художники-костюмеры (они с удовольствием оформляют сцену, придумывают свои версии образов героев). А главное, у нас есть свои зрители, это: родители членов кружка, воспитанники детских садов и младшие школьники. Подводя итоги, хочется сказать, что творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей. Ребята с увлечением подбирают костюмы и декорации, репетируют, преломляя через себя и свое творчество русскую классику. Такая работа помогает сделать литературное произведение «своим», способствует не только развитию творческих способностей, но и художественно – эстетического вкуса, учит культуре сценического поведения. Вывод. На основе анализа и обобщения моего опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников можно сделать выводы: 1. Продолжить работу над системой по воспитанию активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников. 2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер. 3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода, как ученика, так и учителя. Используя подобные методы, я стараюсь, чтобы мои дети достигли определённых результатов: 1. Могли свободно и грамотно пользоваться словом при написании сочинений и изложений. 2. Достигли положительной динамики в показателе грамотности и качестве знаний. 3. Могли найти креативные подходы к решению проблем. Заключение. В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей, обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользоваться русским языком как средством общения, средством познания мира и себя в нём, приобщения к культуре, развить в них умение грамотно, активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности на уроках русского языка можно. Мои уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников. В работе я обобщила комплекс форм, методов и приёмов, которые при системном подходе позволят обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе. Образовательное пространство обучающихся с целью самовыражения можно и нужно увеличивать, если приобщать их к занятиям во внеурочное время. При оценке результатов деятельности учащихся нельзя не согласиться с мнением психологов, что активизация внутреннего потенциала личности во многом обуславливается применением индивидуальных эталонов оценки. Результат, полученный учеником, сравнивается с его прошлым результатом и тем самым выявляется динамика его интеллектуального развития. Использование в работе элементов развивающего обучения, личностно- ориентированного обучения с целью формирования познавательной деятельности, с целью повышения грамотности учащихся дало свои положительные результаты. Результатом использования предложенной системы работы является, прежде всего, хороший уровень речевой мотивированности детей. Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей учеников всегда останется первостепенной задачей учителя русского языка и литературы. Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обученности по русскому языку и литературе, а также по другим предметам. Трудоемкость заключается в переосмыслении своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей учащихся. Ценность этой работы состоит в возможности ее использования учителями- словесниками при разработке отдельных уроков русского языка и литературы, а также для создания системы работы и методики преподавания. Кроме того, внедрение в педагогическую практику описанных средств позволит осуществить метапредметный подход к образованию школьников. Доступность опыта проявляется в том, что он может быть использован учителями русского языка общеобразовательных школ, которые обладают необходимым педагогическим потенциалом и желанием работать. Список литературы: Амбушева Т.М. и др. «Русский язык. Исследовательские работы. Волгоград, издательство «Учитель», 2018 г. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. «Просвещение».2000. С. 3 Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М. 2018г. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал, 2019 с. 5-6 Смирнова, Е. С. Интеллектуальный театр в школе 2020.с 7-8 Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2019.с 10 Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 2018. – С. 7-10. Приложение 1 Памятка «Как готовиться к уроку-исследованию»: Перечитайте (просмотрите) еще раз художественные произведения, отберите в них главы, эпизоды, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы; сделайте отметки в тексте или выпишите цитаты на карточки. Прочитайте рекомендованную преподавателям критическую литературу, осмыслите позицию автора, сделайте необходимые выписки. Сопоставьте противоречивые суждения, отметьте те, которые совпадают с вашими, продумайте аргументы, подтверждающие ваше мнение. Составьте план (тезисы) выступления, включая пересказ ключевых эпизодов, необходимые цитаты, сделайте выводы. Проговорите вслух, проверьте, сколько времени займет выступление. Ход урока: Определение преподавателем целей урока. Вступительное слово (лекция) преподавателя (постановка проблемы, направление поиска исследования и т.д.). Выступление учащихся (развернутый ответ, доклад, реферат). Вопросы к выступающему (учитель, ученики). Ответы на вопросы, выступление оппонентов. Дискуссионное обсуждение проблемного вопроса. Заключительное слово учителя. Приложение 2 Фрагменты уроков с использованием игровых технологий Урок русского языка в 5 классе Тема: Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож. Вид урока: урок освоения новых знаний. В качестве разминки использую грамматическую зарядку в середине урока. Грамматическая зарядка Задание Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем. Прил…гать усилия. Сл…жить вещи. Отл…жить празднование. Возл…гать надежды. Предл…жить блины. Безотл…гательное дело. Радостное предпол…жение Распол…житься у костра. «В гостях у лингвистической сказки». Учитель. Придумайте продолжение сказки о похождениях двух братьев Лаг и Лож. 1) Лингвистическая сказка о корнях ЛАГ-ЛОЖ За тридевять земель, в Царстве русского языка, жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- и -лож-. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала Царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: «Кто научит меня различать моих верных слуг — братьев -лаг- и -лож-, того награжу по-царски». Дети с удовольствием придумывают продолжение сказки, помня об особенностях сказки, композиции, чудесных помощниках, сказочном числе «три» и т.д. Лингвистический футбол От каждой команды приглашается по одному ученику к доске – он «встаёт на ворота». Команда-противник имеет в своём арсенале 5 слов на нужную орфограмму, они «забивают» вратарю пять мячей-слов. Сколько «голов» отбил вратарь, такую оценку и получил (слова или словосочетания каждая команда может придумать сама). Расположение лагеря 1. Прилагать усилия Слагать песни 2. Отложить празднование Предложить кофе 3. Возлагать надежды Сложить вещи 4. Предложить блины Излагать мысли вслух 5. Расположиться у костра. Загадки по теме «о-а в корнях лаг-лож». Задание: выписать слова на данную орфограмму, выделить корень. Подчеркнуть буквы о-а. Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз, лед на реке) В избе-губа, на губе - труба, я лучинку зажег, положил на порог, зашумело в избе, загудело в трубе. (печь) Длинной шеей поверчу, груз тяжелый захвачу, где прикажут положу - человеку я служу. (подъемный кран) Вложу, сложу, за море пущу, и там заговорит. (письмо) Весёлое стихотворение: На опушке в избушке Расположились старушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке расположилась кошка. Кошки в лукошках Шьют старушкам сапожки. Приложение 3 Методика интегрированного урока Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно. Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы и т.п.). Анализ педагогической практики показывает, что в настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено тем, что учебный материал, как правило, изучается индуктивным методом, т.е. линейно-поступательно, шаг за шагом от частного к общему. Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году. В процессе планирования необходимо определить основные интеграции, т.е. ответить на вопрос: на основе каких знаний будут осуществляться интеграции? Например, при интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов интегратором (ядром интеграции) может стать история, так как логика изучения этого курса рассматривает развитие общества разносторонне (интегрировано): развитие исторических событий (собственно история), развитие политических систем (политология), развитие культуры (культурология). Темы по культуре интегрируют знания по истории науки, техники, изобразительного искусства, литературы, музыки, архитектуры и театра. Следующая задача состоит в том, чтобы определить близкие темы по литературе, изобразительному искусству и музыке для их интеграции с историей. Для этого необходимо проанализировать программы этих предметов. Организация творческой группы. Формирование команды учителей – это одно из ответственейших моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Общеизвестно, что психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Только в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности может родиться хороший урок. Конструирование содержания урока. На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части. Следующий этап работы над содержанием урока – этап самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал. Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. На данном этапе, рассмотрев и обсудив весь собранный материал, творческая группа производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрируемыми частями. Репетиционный этап. В ходе репетиции творческой группы учителей отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке: кто отвечает за технические средства, кто читает стихи и т.д. Необходимо придумать мизансцены: кто, где стоит, как двигается (чтобы не загородить проецируемый слайд или другого учителя), что делает и т.д. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей. Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. Начало урока, по нашему мнению, должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие. Желательно, чтобы интегрированный урок имел проблемный характер. Если это вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать вопросы, которые ученики будут рассматривать самостоятельно во внеурочное время. Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. |