Курсовая работа самосознание личности. Теоретические аспекты самосознания личности 7 1 Понятие самосознания 7
Скачать 59.03 Kb.
|
1.3 Этапы развития самосознанияСуществует несколько этапов развития самосознания и принятие собственного «Я». Формирование самосознания совпадает с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно. Первый этап связан с формированием у младенца схемы тела – субъективного образа взаимного положения, состояния, движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве, и о состоянии движения органов. Схема тела простирается за пределы физического тела и может включать в себя предметы, долго находящиеся с ним в прикосновении. Ощущения, возникающие у ребенка на основе проприоцептивной и кинестетической информации, создают у него эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, то есть то, что можно назвать самочувствием организма. Таким образом, схема тела – изначально первый компонент в структуре самосознания. Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений к «ТЫ». Следующий этап в развитии самосознания связан с формирующейся у ребенка полоролевой идентичностью, то есть отнесение себя к полу и осознание содержания половой роли. Ведущим механизмом усвоения половой роли является идентификация, то есть уподобление себя в форме переживаний и действий другому лицу. Важный этап в становлении самосознании – овладение ребенком речью. Возникновение речи изменяет характер отношений между ребенком и взрослым. Овладевая речью, ребенок получает возможность направлять действия других людей по своему желанию, то есть из состояния объекта воздействий окружающих он переходит в состояние субъекта своих воздействий на них.(3) ГЛАВА 2. ТЕОРИИ САМОСОЗНАНИЯ 2.1 Уровни развития самосознания Самосознание — динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, то есть некоторый вид самосознания. Для того, чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел - как природных, так и социальных - и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. (6) Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе. Самый высокий уровень развития этого процесса — возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой асᴨект, как сознательность. Сознательность характеризуется, прежде всего, тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками. Сознательность — неотъемлемое свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Суть сознательности - нравственно- психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей. (9) Однако самосознание — это не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «Я», вынесение некоторой самооценки – как следствие - возникновение чувства удовлетворения или же неудовлетворения собой. «Зеркало», в котором человек видит самого себя и, с помощью которого он начинает относиться к себе как к человеку, то есть вырабатывает формы самосознания, - общество других людей. Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений. 2.2 Теория самоотношения и самооценка личности Самооценка — эмоционально окрашенное отношение к себе в разных конкретных ситуациях и разных видах деятельности. Под самоотношением понимается целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя. Самооценка может измениться после только что достигнутого успеха или постигшей неудачи, то есть она может меняться от ситуации к ситуации, в то время как самоотношение остается относительно постоянным и синтезирует много прошлых и настоящих самооценочных моментов. Постулат У. Джемса гласит о том, что наша самооценка зависит от того, кем бы мы хотели бы стать, какое положение хотели бы занять в этом мире; это служит точкой отчета в оценке нами собственных успехов и неудач. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. С.Р. Пантелеев пытается проанализировать категорию самоотношения, как она описывается отечественными и зарубежными психологами. Анализ литературы привел его к такому определению: «самоотношение может пониматься как обобщенное одномерное образование, отражающее более или менее устойчивую степень положительности или отрицательности отношения индивида к самому себе». Тем не менее, анализируемое понимание самоотношения как некоторого универсального и устойчивого чувства самоуважения, которое зафиксировано в определениях глобальной самооценки, оказывается далеко не однозначным. Л. Уэлс и Дж. Марвел, проанализировавшие различные концепции обобщенной самооценки, пришли к выводу, что «грубое обозначение самооценки как ценностного аспекта представления о себе, не дает нам адекватного знания о том, что же это такое». По литературным данным, они выделяют три основные понимания терминов самоотношения или самочувствия, каждое из которых имеет свое коннотативное значение: любовь к себе, самопринятие, чувство компетентности. Одним из различий между любовью к себе и самопринятием является глубинность. Самопринятие — это более феноменальный процесс, в котором подчеркивается сознательность или, по крайней мере, предсознательность выражающих самоотношение суждений. Любовь к себе рассматривается как более глубинный и, возможно, даже более «мистический» процесс. В понимании самоотношения в терминах компетентности акцент делается на оценивании, то есть сравнении объекта или события с некоторыми эталонами, имущественной характеристикой. Основой такого оценивания является переживание успеха или неудачи. При этом основой переживания является чувство уверенности в себе или своих силах. В подходах к самоотношению с точки зрения самопринятия определяется как возникавшее чувство на основе самооценки субъекта по отношению к некоторому идеалу. К. Роджерс разделяет общее отношение к себе на самооценку и самопринятие. Механизм формирования этих сторон, отношения к себе совершенно различен. Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе онтогенеза, а также путем сознательных усилий. Таким образом, если в обзоре Уэлса и Марвела представлено различное понимание содержания глобальной самооценки, которая при этом рассматривается как единое и целостное образование, то Роджерс рассматривает самопринятие и самооценку как два аспекта самоотношения, которое обладает более сложным строением, включающим по крайней мере две подсистемы: самооценочную и эмоциональную. В русле концепции о личностном смысле «Я» В.В. Столин предложил оригинальную модель строения самоотношения. По его мнению «самоотношение может быть понято как лежащее на поверхности сознания, непосредственно-феноменологическое выражение личностного смысла «Я» для самого субъекта. При этом специфика переживания смысла «Я» производна от реального бытия субъекта, его объективной позиции в социуме». Согласно его модели макроструктурой самоотношения являются эмоциональные компоненты или измерения, образующие эмоциональное пространство, в котором разворачиваются соответствующие действия- установки: самоуважение, аутосимпатия, близость к себе или самоинтерес. Наконец, наиболее общим образованием структуры является недифференцированное общее чувство «за» или «против» своего «Я», являющееся суммой позитивных и негативных компонентов по трем эмоциональным осям. «Симпатия-антипатия» связана с непосредственным переживанием приязни или неприязни, безоценочной положительной или отрицательной эмоции расположенности или нерасположенности. Измерение «уважение – неуважение» также относится к эмоциональной сфере отношения, но фиксирует более оценочный компонент отношения, предполагающий сравнение или внутреннее обоснование. Ось «близость-отдаленность» отражает переживание внутренней межличностной дистанции, субъективную близость к объекту отношения. Пантелеев С.Р. анализирует далее категории самооценка и самоотношение в рамках концепции А.Н. Леонтьева и его ученика В.В. Столина. Его рассуждения строятся в следующей последовательности. Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, «социальных ситуаций его развития» и деятельностей, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности. Каждая конкретная социальная ситуация развития задает иерархию ведущих деятельностей и соответствующих им основных мотивов и ценностей, по отношению к которым индивид осмысливает собственное «Я», наделяют его личностным смыслом. В этой связи различают некоторые мотивы, выведенные А.Н. Леонтьевым: мотивы, побуждающие деятельность, и вместе с тем придающие ей личностный смысл, так называемые смыслообразующие мотивы. Другие, сосуществующие с ними, которые выполняют роль побудительных факторов, положительных или отрицательных, порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции, называющиеся мотивами-стимулами. Самооценки в первую очередь связаны с эмоциями, сигнализирующими о том, способствуют ли те или иные особенности субъекта успешности или возможности успешной реализации деятельностей, побуждаемых мотивами-стимулами. Эмоционально-ценностное отношение к себе в своей основе определяется смыслообразующими мотивами. Таким образом, самоотношение как выражение смысла «Я» включает в себя две подсистемы: подсистему самооценок и подсистему эмоционально-ценностных отношений. Подсистема самооценок, за которой стоят мотивы-стимулы, более подвержена защитным психическим процессам. Так, например, на основе такого подхода можно объяснить, почему человек, обладающий устойчивой низкой самооценке, может хорошо к себе относиться, вопреки этой самооценке, и наоборот. |