Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. Приёмы, методы развития творческих способностей на уроках окружающего мира

  • 1.3. Анализ развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения на уроках окружающего мира по учебникам Н.Ф.Виноградовой, А.А. Плешакова


  • Развитие творческих способностей. развитие творческих способностей младших школьников в процессе о. Теоретические исследования условий формирования творческих способностей младшего школьника


    Скачать 107.88 Kb.
    НазваниеТеоретические исследования условий формирования творческих способностей младшего школьника
    АнкорРазвитие творческих способностей
    Дата16.03.2022
    Размер107.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларазвитие творческих способностей младших школьников в процессе о.docx
    ТипУрок
    #399727
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Глава 1. Теоретические исследования условий формирования творческих способностей младшего школьника


    1.1.Понятие творческих способностей в психолого-педагогической литературе

    Проблема творчества и творческих способностей рассматривалась в работах многих отечественных психологов и педагогов: Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, В. И. Дружинина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Д. Б. Богоявленского, Я. А. Пономарева, Н. Ф. Вишняковой, А. А. Мелик-Пашаева, В. А. Кан-Калика, К. В. Гавриловен В. В. Познякова и др. Зарубежные психологи, занимавшиеся исследованиями по данной проблеме: Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, Г. Айзенак, А. Танненбаум, А. Олах и др.

    Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие «творчество» как «один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, прогрессивностью» [6].

    Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

    Творческий процесс– это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

    Способности– это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

    В психологическом же плане творчество является совокупностью тех компонентов деятельности субъекта, которые для этого субъекта являются носителями качественно новых идей.

    Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:

    -подготовка (зарождение идеи);

    -созревание (концентрация, стягивание знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);

    -озарение (интуитивное схватывание искомого результата);

    -проверка.

    Определены показатели развития творческих способностей:

    -владение большим объёмом информации;

    -самостоятельный перенос усвоенного материала на новый материал;

    -установление причинно-следственных связей;

    -обнаружение скрытых зависимостей и связей;

    -умение делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию;

    -по собственной инициативе выбирать для решения сложные задачи;

    -способность обобщать и организовывать имеющуюся информацию и др.

    Известно, что под способностями Б. М. Теплов понимал определенные индивидуально-психологические способности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их обретения.

    Рассматривая структуру способностей, С. Л. Рубинштейн выделяет два основных компонента: «операциональный» - отлаженная система тех способов действия, посредством которых осуществляется деятельность и «ядро» - психические процессы, которыми регулируются операции: качество процессов анализа и синтеза. Современной реализацией намеченной С. Л. Рубинштейном структуры способностей является теория В. Д. Шадрикова. Способность определяется им как «свойство функциональных систем, реализующих отдельные психологические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности. В качестве «ядра» выступают функциональные механизмы, зависящие от задатков, а «периферия представлена системой операциональных компонентов, развивающихся в ходе деятельности» [1].

    К методологическим основаниям теории способностей В. Д. Шадрикова можно отнести также системный подход, разработанный в психологии Б. Ф. Ломовым, теорию функциональных систем П. С. Анохина и представления Б. Г. Ананьева об онтогенезе психических функций, взаимоотношений функциональных и операциональных механизмов психики.

    В современных психолого-педагогических исследованиях отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности». Многие психологи судят о творческих способностях по отношению детей к творчеству, по наличию у них художественных способностей, по уровню проявления творческих действий и продуктивности деятельности. Так, А. А. Мелик-Пашаев рассматривает детское творчество как результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира. Условно он выделяет три уровня художественной одаренности: эстетическая позиция личности; творческое воображение; совокупность специальных знаний, умений и навыков.

    Волков И.П., соединяя понятия «творчество» и «способности», говорит о «способности к неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности» [5].
    1.2. Приёмы, методы развития творческих способностей на уроках окружающего мира

    Программа «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

    Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    - формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта общения с людьми и природой;

    -духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

    Специфика курса «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. 

    Именно такое понимание роли учебного предмета заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения.
    Эти знания содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве. И поэтому, каждого из нас волнует вопрос, как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, чтобы он смог почувствовать себя в ситуации успеха. В связи с этим возникает необходимость применения в преподавание окружающего мира новых  методов и приёмов обучения.  Одним  из них  является    такой  подход  к образованию, который  позволяет  расширить  возможности  проблемного и развивающего обучения, так как  ориентирует   учителя и ученика  на достижение  неизвестного  им заранее  результата. Самостоятельное  открытие учеником каких-либо истин повышает его вовлечённость в учебный  процесс, способствует успешному  усвоению  знаний, стимулирует  интеллектуальные  усилия, уверенность в себе. Немаловажную роль на уроке играют вопросы, побуждающие учащихся к размышлениям и к поиску разнообразных ответов на них.  Очень часто ребята сами  ставят их и отвечают на заданные вопросы. Развитие  творческих способностей  учащихся можно стимулировать через введение их в необычную ситуацию или через постановку  вопросов типа: «А что было бы, если?» Таким образом,  учащиеся постепенно приобретают навык обсуждения, рецензирования. Они учатся  задавать вопросы об изучаемом объекте и выдвигают собственную версию ответа. Характер  задаваемых вопросов предполагает в большинстве случаев вариативность ответов. Самым распространённым  типом заданий  являются задания на самостоятельное осмысление  понятий с опорой на жизненный опыт детей, рисунки, карту, схему. Например, на основе осмысления своего жизненного опыта, а также самостоятельного  анализа рисунков и наблюдений, проведённых  непосредственно в природе, школьники приходят к выводу об основных изменениях, происходящих в природе   (смене дня и ночи, времён  года,  об изменениях  погоды).

    Во всех программах курса «Окружающий  мир» для начальной  школы   авторами даётся  общая целевая  установка не только    на формирование  знаний о природе  и обществе, но и на развитие ценностного отношения к миру.  Для детей  младшего  школьного возраста  принять объект как ценность означает:

    - обнаружить его присутствие  в окружающем мире и ощутить свою причастность к нему;

    - признать право на его существование, уважать его «интересы»;

    - проявлять  осторожность  в обращении с «другим», помочь ему по мере  своих сил. На уроках окружающего мира  учу  младших школьников оценивать и ценить  объекты и явления с нравственных,  эстетических, экологических позиций. Выражение  ценности природных и культурных объектов можно осуществлять с помощью различных приёмов: формулировки  устных оценочных суждений в соответствии с эталоном, составления  синонимических рядов слов с оценочным значением, интерпретации оценочных суждений разных  авторов и моделирования собственных оценок. Младшие школьники учатся  оценивать  реальное бытие природы с позиций  поэта, художника, исследователя, выражают собственное субъективное  отношение к миру природы, ищут в нём ценностный  смысл. Например, изучая тему» Солнечная  система», дети отвечают на вопросы: »Что расскажут о солнце  люди разных профессий: астроном, земледелец, художник?», «Возможна ли жизнь на земле без солнечного света и тепла?». На основе ответов  учащиеся  формулируют  ценностные  суждения. Очень часто использую логические операции: сравнение, анализ, обобщение. Идентифицируя себя с каким – либо природным объектом, младшие  школьники учатся ощущать себя его частью и осознавать экологические связи и закономерности.  В процессе познания окружающей  действительности   на уроке  предлагаю  разыгрывание  диалога с животными, растениями. Диалоги осуществляю в различных вариантах: устные – в форме инсценировок; письменные – в виде сочинений – миниатюр.  Оптимальным  условием для работы  учеников в полную силу является   реализация   дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Для этого на уроках формирую небольшие группы учащихся, равные по силам, которые  выполняют  разные задания. Сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы (пары, по вариантам и др.) с учётом уровня подготовки и развития учащихся, а также  сочетание коллективной и самостоятельной  работы в этих группах.

    В своей работе   с младшими  школьниками  использую метод проектов. Он  позволяет  повысить познавательный  интерес к предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала. Проектная деятельность  ставит каждого ученика в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию  коммуникативных навыков. При этом создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит вклад в общее дело и берёт на себя ответственность за производимое  действие. Опыт работы показывает, что учащимся  нравятся проекты, которые носят  комплексный характер, так как есть возможность выбрать деятельность по своим личным интересам. При изучении  курса особую роль играют проекты,  созданные с использованием ИКТ. Например,  в 1 классе можно организовать проект «Что я умею?», «Моё  дерево», «Как мы изучаем  природу?»

    Практика  работы   показывает, что дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Использование  данного  метода  в учебном процессе современной школы находит всё большее применение. В процессе  урока предлагаю детям задания, включающие их в самостоятельный творческий, исследовательский  поиск. Данная деятельность способствует развитию познавательной  активности  школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования. В процессе этой работы  дети учатся  наблюдать, сравнивать, выделять главное и второстепенное, делать схемы, задавать вопросы, отбирать нужный  материал, работать с дополнительной  литературой, видеть проблему и  решать её,  выявляя причину и следствие. Необходимо помочь учащимся увидеть смысл их исследовательской  деятельности, увидеть возможность реализации собственных талантов и возможностей. Пропедевтическая  работа  на уроке проводится  следующими средствами:

    - проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;

    - уроком-исследованием (в начале урока постановка проблемы, а поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее идёт поиск решений самостоятельно);

    - кратковременными исследованиями – наблюдениями с описаниями.

    Большой  интерес в процессе обучения   для детей  представляют игры. Это   и  игры-исследования, ролевые игры, игры – путешествия в новые страны, которые  способствуют  развитию воображения учащихся, творческого мышления. При введении нового  на уроке  использую игровые  моменты, предлагая  сказочного героя, который поможет задать вопрос, изучить что-то, рассмотреть, исследовать и описать.

    С целью  активизации познавательной  деятельности   младших школьников на  уроках   провожу  работу с загадками, ребусами, шарадами, кроссвордами, логическими заданиями.   Важное место  занимают логические  задачи на разных этапах урока. Это  упражнения  на сообразительность, на проверку  использовать  имеющиеся знания в нестандартной  ситуации. При решении логической  задачи учащиеся  сравнивают, обобщают, делают выводы и анализируют.

    Самый простой вид логической задачи – это загадки. Отгадать ребята смогут только тогда её, когда определят связи и закономерности в окружающем  мире. На неё  нужно посмотреть с новой стороны, прочувствовать   радость  открытия. Такие  открытия  позволяют каждому увидеть  что-то  необычное в обычном и наоборот. Например: Определите, о каком  растении идёт речь. У него зелёные  листья. Что  это? ( Ответом может быть любое  растение, так как указывается  общий  признак). Или: У него зелёные листья и корень. О чём идёт речь? – У него зелёные листья, корень и большой ствол, покрытый корой. Что это такое? ( Появляется  существенный  признак, отличающий  дерево от других растений). Проводимая  мною работа на уроке  с такими   приёмами,    как   сравнение, метафора, противопоставление   помогает  учащимся в сочинении  своих загадок на определённую тему. Для этого выбираем предмет и выделяем самые важные приметы. Затем  ребята анализируют сочинённые  тексты и  доказывают, что это загадка. 

    Целенаправленная  работа  на уроках  окружающего мира с использованием  данных   методов и приёмов развивает  у младших  школьников творческое  воображение, сообразительность, предоставляет возможность  развитию творческому самовыражению в различных областях с учётом их индивидуальных способностей. У учащихся вырабатывается личностный  подход к получению  знаний, который  ведёт к   созданию  в классе  атмосферы  доброжелательности, побуждающей к откровенным размышлениям.

    1.3. Анализ развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения на уроках окружающего мира по учебникам Н.Ф.Виноградовой, А.А. Плешакова

    Сегодня действующие программы и УМК уже во многом подготовлены к реализации требований  стандарта. Так, идея уважения к миру, экологической целостности заложена в программе УМК «Окружающий мир» образовательной системы «Школа России». Здесь же  предполагается и реализация деятельностного подхода, являющегося методологической основой нового стандарта. При этом особое внимание обращается на деятельность по распознаванию объектов окружающего мира, моделированию, эколого-эстетическую деятельность школьников. 
    Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. 

    В программе Н.Ф. Виноградовой рекомендуются следующие Творческие задания на уроках окружающего мира:

    1). Творческое рассказывание.

    Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности.

    Отличие творческого рассказывания от простого воспроизведения текста учебника:

    а).Творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира;

    б). Содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности;

    в). Тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.

    Из этого можем сделать вывод, что данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся. Так как одним из условий развития творческих способностей является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы.

    По программе Н.Ф. Виноградовой в теме «Музыка 19в», детям предлагается составить коллективное панно «Щелкунчик» (дети работают в группах, рисуют главных героев из сказки и помещают их на одну основу). В теме «Здоровье» следующее задание: создание плакатов «Если хочешь быть здоров». Так же коллективно (или по группам) составить рисунок - схему и так далее. В теме «От обряда - к театру» предлагается каждой группе представить обрядовую игру.

    Очень часто встречаются такие задания, как продолжить историю, составить рассказ, объяснить высказывания [10, с.48].

    2). Рассказ - этюд - одна из разновидностей творческого рассказа о каком-либо предмете или явлении окружающего мира. Это своеобразная словесная зарисовка, образная характеристика предмета. Главная отличительная характеристика этого вида рассказывания - краткость, образность, выделение наиболее яркого признака описываемого явления [9, с.89].

    3).Творческие задания с использованием музыки и живописи.

    Своеобразие и ценность таких заданий состоит в том, что они строятся на сочетании двух наиболее эмоциональных видах деятельности: слушании музыки и рассматривании репродукций картин. Поэтому результатом этой деятельности является сформированность умения эстетически воспринимать явления природы и общественной жизни, отражённые в произведениях искусства.

    4). Учебные ролевые игры - ещё одна разновидность творческих заданий.

    Для развития воображения, которое так необходимо для эффективного обучения, особенно важна игровая деятельность. Одним из главных элементов такой игровой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала.

    Мы уже говорили о проблемном обучении, как об одном из условий развития творческих способностей. В данной программе также раскрывается его сущность.

    Основной методический элемент проблемного обучения - создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствия и не может простым путём (например, только с помощью памяти) преодолеть его [9, с.98].

    Основной метод создания проблемной ситуации – высказывание предположения (гипотезы). Для этого в учебнике 3-4 класса введена специальная рубрика, которая так и называется «Выскажи предположение».

    Мы приведём примеры некоторых заданий, встретившихся в данной рубрике учебника.

    Например: Тема «Что такое воздух», предлагается задание: объяснить, что означает выражение «подышать свежим воздухом?» .

    3. Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть, возможность порассуждать, поспорить, какое-то мнение отвергнуть, а какое-то признать истинным.

    Конечно, что бы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системы специальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания [9, с.98].

    Мы выявили, что содержание также имеет возможности для развития творческих способностей . Здесь имеются такие задания:

    В рубрике «Это задание ты выполнишь дома»:

    Например, Тема «Вода»: составить рассказ о том, почему нужно охранять водоёмы, беречь воду.

    Рабочие тетради, прилагаемые к учебнику «Окружающий мир» также содержат творческие задания.

    Например, домашнее задание: написать сочинение на тему «Почему люди воюют?» и другие.

    Таким образом, проанализировав программу Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» и учебные пособия, прилагающиеся к работе на данном уроке, убедились, что:

    - содержание данных учебных пособий несут в себе хорошие возможности для организации творческой деятельности на уроке;

    - задания соответствуют методам реализации творческой деятельности младших школьников (использованы методы: диалогического общения, постановке вопросов, проблемной ситуации, игры и другие).

    В программе А.А. Плешакова «Окружающий мир» используются следующие методы

    Наблюдения– этот термин встречается довольно часто: «наблюдать объекты и явления природы, наблюдать погоду самостоятельно и в группах…» Наблюдениям при изучении окружающего мира по-прежнему уделяется большое внимание. Сейчас, основная идея заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность:
    -постановка цели

    -выдвижение гипотез

    -умение составить программу наблюдения

    -умение пользоваться измерительными инструментами

    -умение фиксировать результаты

    -анализ результатов наблюдений.

    Остановимся на том, какие еще творческие задания предлагаются детям на уроках окружающего мира:

    Урок окружающего мира является эффективным средством развития речи детей, её логики, последовательности, образности, выразительности.
    Можно выделить следующие отличия творческого рассказывания от простого воспроизведения текста учебника:

    а). Творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира;

    б). Содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретённые им в самостоятельной деятельности;

    в). Тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.

    Данное упражнение даёт возможность для развития творческих способностей учащихся. Так как одним из условий развития  является умение ученика самостоятельно думать, размышлять, сочинять и делать выводы.
    Так, например, в 4 классе, изучая тему «Мир глазами астронома», детям предлагается составить рассказ о мире с точки зрения астронома. Изучая тему «Мир глазами географа», предлагается рассказать о мире с точки зрения географа.

    Уроки окружающего мира предоставляют большие возможности для выполнения самых разнообразных заданий. Они могут быть связаны с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование, моделирование).

    Моделирование включено в требования к метапредметным результатам: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач– и, следовательно, должно активно присутствовать на уроках окружающего мира.

    Рассмотрим примеры таких творческих заданий в учебниках. В 4 классе, при изучении темы «Планеты Солнечной системы» дается задание: вылепить из пластилина модели планет. Изучая тему «Водоемы нашего края» - придумать и изготовить модель, показывающую значение водоемов в природе и жизни людей.В 3 классе, при изучении темы «Кто что ест?», дается задание изготовить модель цепи питания.

    Можно представить такую последовательность обучения школьников моделированию:
    1 этап: ознакомление школьников с символами, знаками.

    2 этап: использование в учебном процессе схем, чертежей, постепенное привлечение школьников к их построению. (Это уже моделирование, но пока еще  для школьников неосознанное).

    3 этап: ознакомление с понятием модель.

    4 этап: расширение круга изучаемых объектов, явлений с привлечением моделирования.

    На протяжении всего курса обучения учащимся предлагаются создавать различные памятки. Например: при изучении темы «Жизнь луга» в 4 классе, нужно составить памятку «Как вести себя на лугу», а к правилам поведения еще нарисовать условные знаки. При изучении темы «Прошлое и настоящее глазами эколога» в 4 классе, детям дается задание придумать и нарисовать плакат «Планета заболела». 

    Кроме этого, учащиеся создают свои книжки-малышки «Береги животных!», когда изучают в 3 классе тему «Охрана животных»: в них ребята рассказывают об охраняемых животных.

    При изучении большого раздела «Природа России» в 4 классе, после изучения каждой природной зоны, детям дается задание: нарисовать, как ты себе представляешь Арктику или тайгу, степь или пустыню.
     В учебниках активно представлены задания по созданию различных выставок, например «Где мы были», это фотографии тех мест, где побывали ребята класса. Целесообразно после оформления такой выставки написать сочинение на тему: «Какой я представляю себе Россию, глядя на карту».
    Учебные ролевые игры  - ещё одна разновидность творческих заданий.
     Для развития воображения особенно важна игровая деятельность. Одним из главных элементов такой деятельности является наличие креативности, то есть творческого начала.

    Мы уже говорили о проблемном обучении, как об одном из условий развития творческих способностей. В данной программе также раскрывается его сущность.
    Основной методический элемент проблемного обучения-создание проблемной ситуации, при которой ученик встречает препятствия и не может простым путём (например, только с помощью памяти) преодолеть его.
    Основной метод создания проблемной ситуации – высказывание предположения.

    Учебная ситуация должна содержать «конфликт», то есть, возможность порассуждать, поспорить, какое-то мнение отвергнуть, а какое-то признать истинным.
    Конечно, что бы подвести учащихся к проблемному обучению, необходимо с помощью системы специальных вопросов активизировать у учащихся имеющиеся знания. Содержание учебников имеет возможности для развития творческих способностей. Перед изучением отдельной темы ставится проблемный вопрос: Докажи, что природа разнообразна. Или – Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? На протяжении всего курса в учебниках для 3 класса встречается рубрика «Для самых любознательных», в которой учащиеся знакомятся с дополнительным интересным материалом по данной теме.

    Рабочие тетради, прилагаемые к учебнику «Окружающий мир» также содержат творческие задания.

    Таким образом, проанализировав программу  А.А. Плешакова «Окружающий мир» и учебные пособия, прилагающиеся к работе на данном уроке,  можно сделать вывод, что:

    - содержание данных учебных пособий несут в себе хорошие возможности для организации творческой деятельности на уроке;

    -задания соответствуют методам реализации творческой деятельности младших школьников (использованы методы: диалогического общения, постановке вопросов, проблемной ситуации, игры и другие).

    Данные системы дают возможность педагогу развивать творческие способности школьников на уроке через содержание учебников.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта