Развитие творческих способностей. развитие творческих способностей младших школьников в процессе о. Теоретические исследования условий формирования творческих способностей младшего школьника
Скачать 107.88 Kb.
|
2.2. Опытная работа по развитию творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, нами была разработана программа формирующего эксперимента, которая включала в себя создание и реализацию педагогических условий, выдвинутых нами первоначально в гипотезе. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по УМК начальной школы 21 века Н.Ф.Виноградовой будет осуществляться эффективнее при реализации следующих педагогических условий: 1).При реализации содержания текстов заданий учебников по окружающему миру для развития творческих способностей; 2). При систематическом использовании познавательных игр на разных этапах урока; 3). При включении школьников в процесс наблюдения за изменениями в природе и организации деятельности по описанию, рисованию собственных эмоциональных состояний, вызванных воздействиями природы. Для реализации 1 условия гипотезы нами были использованы задания учебника и рабочей тетрадидля развития творческих способностей учащихся. В этапах уроковмы старались включить задания и упражнения на развитие фантазии и креативности. Детям были предложены такие задания, как написать сочинение, ответив на вопрос «Что было бы, если из нашей жизни исчезли бы все растения?». Предшествующим этапом к написанию сочинения было изучение тем: «Растения – живые существа», «Человек и лес», «Лесная аптека». Для начала мы с детьми выяснили, для чего же нам нужны растения, какую пользу они приносят. Была организована работа с текстом учебника, выполнены все задания: -проведена беседа о пользе леса по стихотворению С.Маршака «Праздник леса»; - работа с рубрикой «Картинная галерея». Задание было следующее: рассмотрите пейзаж великого художника И.И.Шишкина. Почему он назвал свою картину «Корабельная роща» (с.100); - речевая разминка. Инсценирование диалога цветов (с.102). Учащиеся читали текст по ролям, а концовку должны были придумать; Результаты проверенных сочинений показали, что многие дети не имеют навыков написания сочинения. Большинство сочинений написано не творчески, здесь мы видим перечисление ответов на вопрос. Но имеется несколько работ, где прослеживается логически связный текст, с использованием распространенных предложений и прилагательных. В этих сочинениях мы можем выделить следующие предположения детей по данному вопросу: «Если из нашей жизни исчезнут все растения, то нам нечем будет дышать. Повсюду будет пыль и жара….», «…Земля превратится в свалку останков всех живых организмов…», «…Вся Земля превратится в пустыню...». Мы видим, что дети глубоко представили себе картину жизни без растений, детально описали ее. В теме «Первое знакомство со звездами», мы дали детям необходимые представления о планетах, населяющих солнечную систему. Детям было очень интересно узнавать новое, было услышано много предположений на данную тему. Дети активно принимали участие в обсуждении (делились своими знаниями об открытии жизни на Марсе, о кольцах планеты Сатурн и т.п.). Затем нами был зачитан отрывок из текста, в котором подробно описывался полет Ю.Гагарина в космос, его впечатления об увиденном. Далее была проведена работа с глобусом. Мы рассмотрели, как изображены мелкие объекты Земли: горы, водоемы и т.п. После этого детям предлагалось закрыть глаза и представить свой полет в космос «Вы видите Землю сверху. Какая она?» Увиденные представления дети передали в своих рисунках. В рисунках Земли дети удачно изобразили цветовое соответствие. После изучения многих тем, детям предлагалось подготовит сообщение. Например, после изучения темы «Лекарственные растения». Это задание учащиеся наиболее удачно выполняли. Большинство ребят подходили к выполнению данного задания творчески. Работы отличаются наличием красочных рисунков, использованием гербария, красиво оформлены. Следующим заданием было сочинение загадок о животных, растениях . Здесь дети испыталитрудности. Это задание требовало большой фантазии и творческого подхода. Но некоторые дети отлично справились с заданием. Этому способствовало наше подробное объяснение и подготовка. Для начала мы взяли загадку и разобрали ее. О чем в ней говорится, какие признаки данного предмета описывает. Затем, загадали любой предмет, например, зонтик, и предложили ответить на вопрос: на что предмет похож? Последовали следующие ответы: на гриб, на волчок, на колокольчик и т.д. Чем отличается от похожего предмета? (не растет в лесу, не крутится, укрывает от дождя). Затем мы предложили детям собрать из этих слов загадку. Вот что у нас получилось: На гриб похож, но не растет в лесу. Как волчок, но не крутится, Как колокольчик, но от дождя укроет. Что это? Одним из заданий, предложенных в учебнике, было - подготовить рассказ: что необходимо растению для жизни. Дети активно участвовали в обсуждении. Многие рассказывалисвязный текст. Использовались задания на воссоздающее воображение: - нарисовать рисунок-схему «Дерево» и обозначить надземные и подземные части; -описать кустарники или травянистые растения по иллюстрациям в учебнике и др. Дети активно принимали участие при выполнении таких заданий. С большим удовольствием работали в тетради «Учимся думать и фантазировать». Но у некоторых детей возникали трудности при выполнении письменных заданий (например: сочинение). Из этого, можем сделать вывод, что детям легче выразить свои мысли устно. Второе условие гипотезы содержит в себе использование познавательных игр. Этот вид деятельности нравится детям больше всего, поэтому все дети с большим желанием принимали участие в них, проявляя свои творческие возможности. Изучая тему «Первое знакомство со звёздами», на этапе - первичное закрепление изученного, детям выдавались карточки с изображением и названием профессии. Учащиеся должны были рассказать о солнце с учетом особенностей своей профессии. Например,Кате досталась карточка с названием профессии: поэт. Она говорит: «Я в своих стихотворениях говорю о красоте солнца», композитор: «Я передаю людям красоту и тепло солнышка в своей музыке», Кирилл выбрал карточку, на которой был изображен астроном: «Я наблюдаю за солнце и его изменениями в телескоп» и т.п. Использовались ролевые игры. В содержание урока включались исценирование различных ситуаций. Например: разыграть диалоги: зайца и ежа, лисы и ужа, медведя и волка и так далее. Например, рассказывает Катя: «Я рыжая, пушистая. А ты какой? Хвост у меня большой и пушистый, а у тебя? Я быстро бегаю и ищу мышей, а ты чем питаешься? И т.п. остальные учащиеся должны угадать, каких же животных представляют их одноклассники. Так же детям ставились проблемные вопросы. Например: представьте, вы гуляете по лесу, любуетесь красотой природы, вдыхаете аромат цветов и вдруг…змея. Что вы будете делать? Чего вы не должны делать? Детьми были предложены следующие варианты: «Нужно убежать. Надо что-нибудь кинуть в нее. Надо аккуратно, не испугав ее, уйти». В классе появились различные мнения, как нужно делать, а как нельзя. Но в итоге пришли к правильным решениям. Были предложены следующие экологические ситуации для решения их детьми: например, «Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести ее в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на приусадебном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. Кто прав, как вы думаете?» Все ответы и предложения детей нами поощрялись. По третьему условию гипотезы мы постоянно включали детей в процесс наблюдения за природой. Учащиеся учились словесно описывать состояние природы, выражать свое эмоциональное состояние в зависимости от погоды. В начале каждого урока окружающего мира, мы отводили 5 минут на обсуждение таких вопросов: «Давайте посмотрим за окно. Что вы видите? Какая сегодня погода? Как выглядят растения? Нравится вам сегодняшняя погода? Почему? и т.д.» Дети высказывали свои впечатления, говорили о том, что погода влияет на душевное и физическое состояние человека. Описывали свое эмоциональное состояние. Например, что говорили дети: «Сегодня я проснулся с плохим настроением. Но сейчас за окном светит солнышко, и мне хочется улыбаться», «Когда хорошая погода, тепло и светит солнце, у меня веселое настроение», «А мне нравится летний дождь. А когда дождик заканчивается, можно увидеть радугу. Такая погода мне нравится больше всего!» и т.п. Данное упражнение способствовало развитию таких психических процессов, как речь, фантазия. Так же ребятам предлагалось нарисовать рисунок, изобразив погоду и отразив в нем эмоциональное состояние, соответствующее данной погоде. После этого детям предлагалось показать свой рисунок и как можно красочнее выразить, какое же эмоциональное состояние выражено в его рисунке. На последнем этапе преддипломной практики нами проводился контрольный эксперимент. Для этого мы использовали методику «Несуществующее животное». Замысел методики состоял в следующем: детям предлагалось нарисовать несуществующее животное и придумать ему несуществующее название. Оценивался уровень оригинальности рисунка. Среди всех работ детей, можно выделить всего 6 рисунков с изображением простых существ или сказочных персонажей. В некоторых работах несуществующие животные выполнены приемом агглютинации, т.е., соединение отдельных частей различных животных в своем рисунке. Хвост от рыбы, голова зайца и т.п. Здесь мы можем выделить: свинья осьминог, драконодинозаролошадь, летающая корова, клешнкраб. Мы видим, что названия животных не оригинальны, отражают названия реальных животных. Но есть работы, где представлены совершенно фантастические животные с такими названиями: мутаро, завазуз, билбуб, крылатка, радушка и др. Результаты сведем в таблицу. Для этого выделим следующие критерии: 1. изображение животного: 5 баллов – изображены фантастические животные; 3 баллов – изображение животных выполнено приемом агглютинации; 0 баллов – простые существа, существующие животные или сказочные и мультипликационные персонажи. 2. название животного: 5 баллов – фантастическое, несуществующее название; 3 балла – немного измененные названия; 0 баллов – неоригинальные названия или их отсутствие. В итоге: ВУ-8-10 баллов; СУ- 5-6 баллов; НУ-0-5 баллов. Таблица 6.
Следовательно, мы можем увидеть, что у 8% детей остался низкий уровень развития творческих способностей, 56% имеют средний уровень и 36% учащихся – высокий уровень. Таким образом, можно увидеть, что уровень творческих способностей у детей повысился. Если по результатам диагностик средний уровень составлял 80 %, то по результатам контрольного эксперимента – 56%. Отсюда и высокий уровень увеличился с 12% до 36%. Низкий уровень остался неизменным – 8%, у Алины Б.. Таким образом, проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой нами гипотезы. Добиться более заметных изменений в развитии творческих способностей детей не позволило ограниченное время практики. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время нужны люди, умеющие творчески мыслить, изобретающие и создающие что-либо новое. Но, к сожалению, современная школа сохранила еще нетворческий подход к усвоению знаний, обучение строится на репродуктивном познании. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф. Виноградовой - актуальная проблема современной начальной школы. Проект «Начальная школа ХХ1 века» успешно реализуется во многих регионах страны, в том числе, и в Новосибирской области. Образовательный, воспитательный, развивающий потенциал содержания программ, учебников по данному проекту недостаточно исследован. Этим и был обусловлен наш выбор проблемы исследования. Изучение и анализ литературы по данной теме позволил выяснить разработанность этой проблемы в науке. Проблемой творчества занималось очень много психологов: Лук А.Н., Дружинин В.И., Пономарев Я.А., Теплов Б.М., Коган Н., А. Маслоу, Г. Айзенк, Э. Торренс, Юркевич В.С. Ими была раскрыта сущность творческих способностей, их структура, механизмы развития, обоснованы генетические, психологические, педагогические аспекты творчества, создано много методик на выявление творческих способностей. Автором методического пособия по окружающему миру по проекту Н.Ф.Виноградовой является О.А.Исакова. она разработала содержание уроков, ввела методы обучения, способствующие развитию познавательных интересов и активности младших школьников. Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме показал, что главными условиями формирования и развития творческих способностей школьников ученые выдвигают следующие: 1). Ранее начало, предоставление свободы выбора, среда, окружающая ребенка, поощрение творчества. 2).Активные методы обучения: диалогические, организация дискуссий, решение проблемных ситуаций, проблемный диалог, дидактические игры, ТРИЗовские задачи и др. 3). Творческий потенциал самого учителя, его тактичность. В ходе констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития творческих способностей второклассников. Он определялся с помощью педагогического наблюдения, тестирования, анкетирования и стандартных тестовых методик. Результаты эксперимента таковы: 80% учеников данного класса имеют средний уровень развития творческих способностей, 8% детей – низкий уровень и 12% учащихся имеют высокий уровень. Развитие творческих способностей учащихся на уроках окружающего мира по проекту Н.Ф.Виноградовой обеспечивалось в ходе формирующего эксперимента системой действий, направленных на создание и реализацию условий гипотезы: при реализации содержания текстов заданий учебников «Окружающий мир» для развития творческих способностей; при систематическом использовании познавательных игр на разных этапах урока; при включении школьников в процесс наблюдений за изменениями в природе и организации деятельности по описанию, рисованию собственных эмоциональных состояний, вызванных воздействиями природы. На этапе контрольного эксперимента мы использовали методику «Несуществующее животное». Учащиеся проявили свою фантазию в изображении животного, его названии. Контрольный эксперимент показал, что результаты улучшились. Если по результатам диагностик средний уровень составлял 80 %, то по результатам контрольного эксперимента – 40%. Отсюда и высокий уровень увеличился с 12% до 52%. Низкий уровень остался неизменным – 8%, у Алины Б. Таким образом, можно сделать выводы: 1) опытная работа подтвердила правильность выдвинутой нами гипотезы; 2) реализация программы «Окружающий мир» по проекту Н.Ф.Виноградовой является одним из педагогических условий для развития творческих способностей младших школьников. 3) при изучении окружающего мира по данной программе с учетом реализации нашей гипотезы у школьников повышается мотивация учения и интерес к изучению данного предмета. Результаты исследования имеют практическую значимость для учителей начальных классов и студентов педагогических колледжей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002. 2. Виноградова Н.Ф. Программа четырехлетней начальной школы по окружающему миру: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2012. 3.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2011. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: -/Л.С. Выготский.-М.: Просвещение, 1991.-93с. 5. Волков Н. П. Много ли в школе талантов? М., 1989. № 5. Серия. Педагогика и психология. 6. Глотова Г. А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования. Екатеринбург, 1992. 7. Давыдов В.В. Российская Педагогическая Энциклопедия : /В.В. Давыдов, Э.Р. Днепров -М.:БРЭ, 1999.-780с. 8. 3емлянская В. В. Развитие творческих способностей на уроках чтения /В.В. Землянская//Начальная школа.-2002.-№12.-С.40-41. 9. Козина Е. Ф. Практикум по методике преподавания интегративного курса «Окружающий мир» [Текст]:учеб. пособие для студентов вузов по спец. 031200 (050708) - Педагогика и методика нач. образования/Е. Ф. Козина.-М.:Академия,2007.-224 с. 10. Лазарева О. Н. Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» [Текст]:программ- метод. материалы: учеб. пособие для спец. 050708 — Педагогика и методика нач. образования/О. Н. Лазарева; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т педагогики и психологии детства.-Екатеринбург:[б. и.],2008.-86 с. 11. Лободина С. Как развивать способности ребёнка: учеб.пособие.-/С. Лободина. -Питер, 1997.-256с. 12. Лук А.Н. Учить мыслить: учеб. пособие.-/А.Н. Лук. -М.: Знание, 1975.-96с. 13. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры: учеб. пособие. -/Б.П. Никитин.-М. : Просвещение, 1989.-160с. 14. Педагогическая психология: учеб. пособ. для студ. Высш. Учеб. заведений. Под ред. Н.В. Клюевой.-М.: Владос-Пресс, 2003.-400с. 15. Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика: учеб. пособие.-/Я.А. Пономарёв.-М.: Педагогика, 1976.-280е. 16.Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина.-М.: Просвещение, 1991.-160с. 17. Способности и склонности: учеб. пособие, под ред. Е.Н. Голубевой. -М.: Просвещение, 1998.-165с. 18. Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей: учеб. пособие.- /Л.Ю. Субботина. -Ярославль.: Академия развития, 1996.-240с. 19. Учебник по психологии: учеб. пособие. под ред. А.П. Кривченко.- М.: ТК Велби, 2ОО5.- 432с. 20. Юркевич B.C. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: учеб.пособие.-/В.С. Юркевич. -М.: Просвещение, 1996.-136с. 21. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности: учеб.пособие.-/Е.Л. Яковлева.-М: Флинта, 1997.-224с. |