Главная страница

Теоретические модели соотношения личности и государства и их кри. Теоретические модели соотношения личности и государства и их критика


Скачать 18.37 Kb.
НазваниеТеоретические модели соотношения личности и государства и их критика
Дата09.03.2021
Размер18.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТеоретические модели соотношения личности и государства и их кри.docx
ТипДокументы
#182993

Теоретические модели соотношения личности и государства и их критика


В зависимости от типов политических систем различают несколько теоретических моделей соотношения интересов государства и личности. К числу таких моделей следует отнести: тоталитарную, либеральную и прагматическую (рационально-правовую) модели.

Тоталитарная модель характеризуется государственным диктатом во всех социальных сферах. Человек для тоталитарного государства – это «винтик» в государственном механизме. Его социальная ценность определяется государственной полезностью. Государство не ограничено в своей возможности вмешиваться в сферу частных интересов.

Либеральная модель закрепляет преимущественный характер субъективных прав по отношению к публичным интересам. Либеральное государство выполняет функцию «ночного сторожа», задачи которого сводятся к охране от нарушений естественных прав членов сообщества и разрешению спорных конфликтных ситуаций, возникающих между ними. При этом вмешательство государства в сферу частных интересов возможно только по инициативе заинтересованных сторон либо в случае совершения лицом правонарушения.

Прагматическая (рационально-правовая) модель подразумевает отказ от монистического подхода к проблеме приоритета социальных интересов (личности или государства). В рамках данной модели центральное место занимает принцип взаимного уважения интересов личности и государства, что должно способствовать формированию сбалансированной системы взаимных прав и обязательств государства и личности. При этом, с одной стороны, индивиды обязуются выполнять требования исходящих от государства властных предписаний, а с другой – государство принимает на себя ответственность за обеспечение достойного образа жизни всем членам сообщества, а также гарантирует определенную свободу поведения субъектов при условии, что свобода одних не нарушает прав и законных интересов других.

Проблемы соотношения государства и личности интересовали мыслителей с древнейших времен. Еще со времен античности множество философов поддерживали идею о единении силы и права, а также о том, что закон обязателен для всех. К примеру, Аристотель определял закон, как сочетание силы и права, рассматривал различные стили управления государством и изучал роль права в типологии государственных форм.

О равенстве людей по естественному праву говорили некоторые софисты, о праве как мериле справедливости и общем для всех правопорядке рассуждал Цицерон. Позже, древнеримские юристы говорили о свободном индивиде как о юридическом лице и субъекте права Малько А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. - М.: КНОРУС, 2009. - 79с..

В дальнейшем, при переходе общественных отношений от феодального строя к капитализму, на первый план выходят проблемы политической власти и её формально равной для всех правовой организации. Для этого необходимо было разделить систему государственной власти таким образом, чтобы она соответствовала соотношению различных социально-классовых и политических сил в обществе. Капиталистическое мировоззрение требовало утверждения новых представлений о свободе человека при помощи господства права как в частных, так и в публично-политических отношениях. В этот период в обществе были чрезвычайно популярны идеи правовой государственности с позиции историзма, высказанные Н. Макиавелли и Ж. Боденом.

В частности, Макиавелли пробовал объяснить основные принципы политики, осмыслить развитие политической и общественной жизни для того, чтобы выяснить характеристики идеального для его времени государства. Главную цель государства мыслитель видел в возможности каждого человека свободно пользоваться имуществом и безопасности для каждого. С точки зрения наиболее предпочтительных государственных форм, предпочтение отдавалось республике, как наиболее отвечающий лозунгам равенства и свободы Малько А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. - М.: КНОРУС, 2009. - 81с..

В свою очередь, Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства при этом состояла том, чтобы обеспечить права и свободы некоторым слоям населения.

В дальнейшем в разработку концепции правового государства и особом месте в нем личности внесли значительный вклад Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие.

К примеру, Гроций был выдающимся теоретиком школы естественного права. Правовые особенности феодального общества этот мыслитель считал противоестественными, сформулировав постулаты "нового права", отвечающего законам разума. При этом целью государства мыслитель считал охрану частной собственности. Источником любой формы государства по учению Гроция, является общественный договор, народ может избрать любую форму правления, но затем будет обязан повиноваться избранной им власти.

Дэни Дидро так же полагал, что власть - это продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Кроме того, государственная власть основана на воле народа, который является ее сувереном. Главная цель государства, по Дидро, заключалась в обеспечение основных прав граждан и их счастья.

Одним из первых, кто сформулировал теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. По его теории, основная функция государства состоит в обеспечении действительных прав и свобод человека. Спиноза утверждал, что государство сохраняется только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его прав и интересов, предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага своих подданных.

Т. Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в жизни общества, которые затем были развиты другими буржуазными мыслителями. При этом Гоббс определял свободу человека, как отсутствие внешних препятствий, которые могут лишить человека возможности делать то, что он хотел бы Общая теория права и государства: Учебник под ред. В.В. Лазарева / В.В. Лазарев. - М.: Юристъ. 1999. - 28с.. То есть свобода - это право делать все то, что не запрещено законом, что согласуется с принципом правового регулирования общественных отношений. При этом в государстве воплощается идея господства права, осуществлено разделение властей, главенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы личности. Государство, обладающими всеми этими характеристиками, мыслитель противопоставлял деспотизму.

С течением времени новые представления о разделении властей получили отражение в воззрениях Монтескье. Данный мыслитель выделял в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную, судебную.

Также он отмечал, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно уравновешивать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, основным условием обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству. В дальнейшем идеи, высказанные Монтескье оказали заметное влияние не только на теоретические представления о правовой государственности, но и на буржуазное конституционное законодательство и государственную практику. К примеру, Конституция США 1787 года воплощает в себе идею правового государства на американском континенте и во многом основывается на идеях Монтескье.

С философским обоснованием теории правового государства выступил и Иммануил Кант. Причем основное место в ней занимает именно личность человека. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка с помощью принятия конституции, выражающей его волю. При этом верховенство народа определяет свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое Кант определял как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам" Общая теория права и государства: Учебник под ред. В.В. Лазарева / В.В. Лазарев. - М.: Юристъ. 1999. - 34с.. Кроме того, мыслитель считал, что в правовом государстве не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. Любой гражданин в нем должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает человек, облеченный властью.

Правовую организацию Кант, так же как и Локк, связывал с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - исполняемую правительством, а также судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

В дальнейшем философская концепция Канта оказала значительное влияние на развитие политико-правовой мысли цивилизованного общества.

Еще одним ученым-теоретиком, внесшим большой вклад в рассмотрение проблемы соотношения личности и государство, являлся Гегель. Государство, согласно этому мыслителю, это конкретное право, так как оно включает в себя признание "всех остальных прав личности, семьи и общества" Общая теория государства и права: в двух томах, том 2: Теория права. отв. ред. М.Н, Марченко/ М.Н. Марченко - М.: Зерцало. 1998. - 148 с.. Возводя государство в абсолют, стоящий над отдельной личностью и обществом, Гегель доказывал, что подобная практика предшествуют развитию гражданского общества. В этом утверждении К. Маркс, который интересовался исследованиями этого мыслителя, видел главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальности общество возникает раньше государства, поэтому государство является результатом развития общества. В целом вся концепция правового государства, предложенная Гегелем, направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.

Впоследствии К. Маркс и Ф. Энгельс развили дальше идею Гегеля о разграничении общества и государства, только уже на материалистической основе. Эти ученые установили, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а гражданское общество есть главная движущая сила исторического прогресса.

При этом К. Маркс рассматривал государство и право, исходя из классовой теории общественного развития. Согласно данной теории, государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в результате которой классы исчезнут вообще. Личность при этом мыслитель считал подчиненной обществу.

В дальнейшем прогрессивные мыслители Западной Европы в лице Исринга, Паунда, Спекира и других, считали, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и любая другая личность. В свою очередь, в концепции Г. Еллинека государство определялось, как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества Еллинек Георг. Общее учение о государстве / Г. Еллинек. - С. - Петербург, 1908. - 119 с..

Таким образом, о роли личности в государстве ученые задумывались уже очень давно. В исторической перспективе взгляды мыслителей на соотношение личности и государства менялись соответственно развитию общества, однако основной идеей многих из них являлось то, что права и свободы личности неприкосновенны.


написать администратору сайта