Теоретические основы проблемы развития образной памяти у детей младшего дошкольного возраста
Скачать 113.81 Kb.
|
2.2. комплекс дидактических игр по развитию образной памяти детей Для развития слуховой и зрительной памяти у детей дошкольного возраста провожу дидактические игры: «Запомни картинку» ЦЕЛЬ: Развить зрительную память. Вариант 1: Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось? «Запомни слова» ЦЕЛЬ: Развивать слуховую память. Вариант 1: Предложить ребёнку внимательно прослушать несколько слов (овал, треугольник, круг, ромб, прямоугольник, квадрат, пятиугольник) постараться их запомнить. Вариант 2: На какие две группы можно разделить эти слова. «Какой игрушки не хватает? » ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память. Ход игры: Поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза. Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает? Игру можно усложнить: Увеличив количество игрушек. Ничего не убирать, только менять игрушки местами. «Рисуем на память узоры» ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память. На листе бумаги нарисован узор. Предложить детям в течение 1 минуты посмотреть на этот узор и запомнить его. После этого узор убрать. Предложить детям воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, а также мелкая моторика рук. «Бусы» ЦЕЛЬ: Развивать зрительную память. Задание: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги. «Внимание» ЦЕЛЬ: развивать зрительную память. Задание: Нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 10 сек. вам показывал взрослый. «Где спрятана игрушка» Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. В один из ящиков на глазах ребёнка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку: «Запомни куда я положила». Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребёнка просят достать спрятанную игрушку. Игру можно усложнить: Убрать ящики на более длительное время. Спрятать 2, а потом три игрушки. Заменит игрушки. «Запоминаем вместе» Один ребёнок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет его и добавляет своё слово. Третий ребёнок повторяет первые два слова и добавляет своё третье слово и т. д. Например: 1-й ребёнок говорит: «круг» 2-й – «круг, ромб» 3-й – «круг, ромб, квадрат» Эту игру целесообразно повторять неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т. е. будет увеличиваться объём памяти. 1. « Кому что нужно для работы» Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них. Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам. Игровые действия: Поиск, складывание картинок или предметов по темам. Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям. Количество профессий и орудий труда может быть разным. ( 8 – 10). 2. « Создай образ» Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур и изображении этих фигур с помощью жестов и поз. Игровое правило: Изображать геометрические фигуры с помощью только жестов и поз. Игровые действия: Запоминать геометрические фигуры, изображать их с помощью жестов и поз. Игровой материал: В актовом зале развешены картины или расставлены игрушки изображающие диких животных. Ход игры: Предложить детям отправится в заповедник, понаблюдать за дикими животными. Громко разговаривать там нельзя, животные могут испугаться. Для передачи информации детям предлагается запомнить условные слова, зашифрованные в геометрические фигуры. В процессе запоминания дети должны изображать позой, жестом каждый из предметов (геометрические фигуры расположены в ряд, от 8 до 10фигур). Как « стирающий» фактор можно использовать прослушивание аудиозаписи с голосами леса. Гуляя по заповеднику, дети делятся впечатлениями с помощью зашифрованных слов – фигур, изображая их позами и жестами. 2 вариант: в горах, когда находишься в зоне видимости, но не слышишь товарища; то же отделочники на высотном здании. Дидактические игры второго этапа: « Не забудь картинку» Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур, расположенных, на каждой картинке по разному; находить по памяти парную картинку или собирать узор по памяти. Игровые правила: Находить в окружающей обстановке «номер» (набор геометрических фигур) гаража, такой же, как у машины, уметь доказать их сходство. Игровое действие: Поиск знакомых «номеров». Ход игры: Заранее подготавливают несколько парных карточек (номеров) для машин и гаражей. Воспитатель объясняет детям, что они будут играть в подвижную игру « Автомобили». Но сегодня каждый автомобиль получит свой номер ( карточка на веревочке, одевается нашею). Нужно его хорошо запомнить, для того чтобы после игры поставить машину в свой гараж, с таким же номером. -- Сегодня дождливая погода, дороги очень грязные. Грязь так и летит из под колес на номер. Во время игры номера переворачиваются (забрызгиваются грязью). Детям предлагается найти свой гараж, с тем же номером как у машины. -- Номер невидно его « спрятала» грязь. Постарайтесь вспомнить свой номер машины и вы найдете свой гараж. 2 вариант : Сильный ветер перепутал цифры (геометрические фигуры) на номере гаража, нужно его восстановить. 2. « Нарисуй правильно схему» Дидактическая задача: Упражнять в умении удерживать в памяти рисунки и их образы, воспроизводить их по необходимости в ходе игры. Игровые правила: Запоминать необходимые схемы, правильно их воспроизводить. Игровые действия: Запоминание, воспроизведение, преодоление препятствий. Игровой материал: КарточкаN1 с изображением картинок и схем, карточкаN2 с изображением только картинок, кубы – модули или любое физоборудование, для полосы препятствий, наушники. Ход игры: Детям предлагают поиграть в разведчиков. Разбившись на группы по два человека – распределяют роли (радист, связной). Все группы, перед выполнением задания, знакомят с шифровальной таблицей(карточка с изображением картинок и схем). Радисты уходят ждать связных в условленное место (конец полосы препятствий). Связные получают «информацию» (карточкаN1 на которой обведены 7 – 10 изображений). С собой «информацию» нести нельзя, нужно запомнить. Преодолев полосу препятствий связной зарисовывает запомненные схемы. Радисту необходимо расшифровать схемы (найти на карточкеN2 соответствующие рисунки) и передать информацию в «Центр». Играющие дети меняются ролями. 2 вариант: Внести соревновательный элемент – кто из пар быстрее и точнее передаст информацию. 3. « Поможем маме» Дидактическая задача: Упражнять детей в составлении целого из отдельных частей. Игровое правило: Правильно собирать из частей целое. Игровые действия: Поиск, складывание частей целого. Игровой материал: Рамки – вкладыши Монтессори, из них собираются вазы. Ход игры: Роль мамы может исполнять воспитатель или любой желающий ребенок. Детям объясняют, что их маме нравятся красивые вазы. Их у нее много. Вазы рассматриваются. (вазы расставляются там, где есть опора напр. мольберт, полка). Затем детей отвлекает « стирающее» событие: приходит гость или начинается мультфильм. В это время кот – шалун роняет вазы. Мама огорчается. Детям предлагается порадовать маму, собрать и «склеить» вазы. Как усложняющий момент можно предложить то, что при падении кусочки ваз перемешались. 4. « Кодовый замок» Дидактическая задача: Упражнять в запоминании узора, в воспроизведении его по памяти. Игровое правило: Входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка. Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти. Ход игры: Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь. Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком. Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов. Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка. Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков. 1. «Заколдованный мешочек» Дидактическая задача: Упражнять детей в различении предметов на ощупь по форме, материалу. Игровое правило: Не подглядывая в мешочек найти необходимый предмет. Игровые действия: Поиск в мешочке определенного предмета. Игровой материал: Мешочек с разнообразными мелкими игрушками и пластмассовыми фруктами (по возможности настоящие). Ход игры: «Дед Мороз оставил (прислал) для малышей мешочек с игрушками. Эти игрушки нужно отдать в ясельную группу, когда туда придут новые детишки. Но это будет еще не скоро. Баба Яга решила снова повредничать и подложила в мешок свежие фрукты (овощи). Фрукты от долгого хранения портятся, испортятся и игрушки. Мешочек она еще и заколдовала, если его открыть, то все исчезнет». Детям предлагается осторожно, не заглядывая в мешочек, на ощупь достать все фрукты (овощи). После того, как все фрукты будут извлечены и мешок расколдован, расспросить детей, какие, по их мнению, в мешочке лежат игрушки. После ответов сравнить их с содержимым мешочка. 2. « Гуляем по поселку» Дидактическая задача: Закреплять знания о родном поселке, о расположении его основныхстроений. Игровое правило: За определенное время правильно зарисовать или построить основную улицу поселка. Игровые действия: Строительство основной улицы поселка. Ход игры: Перед проведением игры с детьми проводится целевая прогулка по поселку. После прогулки дети совместно с воспитателем составляют план – схему улицы поселка, отмечают основные строения. Схема вешается в групповой комнате. Несколько дней спустя схему, для проведения игры, дают в среднюю группу. В группу приходят гости ( новые игрушки). Им все интересно посмотреть и садик, и все, что есть рядом с садиком. На улице уже темно и ничего не видно. Схемы тоже нет. Детям предлагается построить улицу из строительного материала. После окончания строительства дети вместе с игрушками «гуляют» по поселку и знакомят гостей с теми строениями, которые есть на главной улице. 2 вариант: схема детского сада, схема участка детского сада. 3. « Магазин» Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию. Игровое правило: Мама покупает игрушку, если о ней хорошо рассказал ребенок, и она её узнает. Игровые действия: Считалкой выбирают того, кому будут покупать игрушку; описание игрушки. Ход игры: В магазинпривезли новыеигрушки. Детям мама сможет купить игрушку в том случае если ребенок хорошо, подробно его опишет (сам предмет не называется) и она сможет узнать ее в магазине. Пуговицы Играют двое. Перед каждым игроком лежит набор пуговиц, причем наборы абсолютно одинаковые. Внутри одного набора ни одна пуговица не повторяется. Количество пуговиц из набора, используемых в игре, зависит от уровня сложности последней: чем сложнее игра, тем больше используется пуговиц. Для начала можно взять всего три пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого выбираются эти пуговицы. У каждого игрока есть игровое поле, представляющее собой квадрат, разделенный на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток в квадрате. Для начала можно взять игровое поле из четырех или шести клеток. Итак, игра начинается с тремя пуговицами на игровом поле из 4-6 клеток. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы из имеющегося у него набора. Второй участник игры должен посмотреть на расположение пуговиц, запомнить, где какая лежит, после чего первый накрывает свое поле листком, а второй должен выбрать из своего набора и расставить на своем поле соответствующие пуговицы. Затем выполняется правильность выполнения задания. Игра усложняется появлением большего числа клеток на игровом поле и большего количества пуговиц. Как правило, дети сначала не могут справиться с игрой. Им предлагается брать каждую пуговицу в руки, рассматривать, ощупывать, описывать внешний вид вслух, также вслух объяснять себе, где эта пуговица лежит. При соблюдении такого способа запоминания результат, как правило, неплохой. 1. Игра "Фотоаппараты" - на развитие памяти и внимания. 1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его. 2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось 3-ий вариант: на столе раскладываются любые предметы, игрушки и т.п. (в количестве не больше 7 штук для ребенка 5-6 лет, если ребенок младше, то число предметов должно быть меньше). Ребенку дается 30 секунд, чтобы запомнить, что и где лежит. Затем он отворачивается. Взрослый переставляет предметы, либо что-то убирает совсем или замещает на другой предмет. Ребенок должен определить, что изменилось. 4-ый вариант: игра проводится с группой детей. Выбирается один человек, внешний вид которого дети должны запомнить. Затем он выходит из комнаты и что-то изменяет в своей внешности (взрослый может помогать ребенку). После чего он возвращается и дети должны найти отличие. 5-ый вариант: может проводиться как с группой детей, так и индивидуально. Инструкция для воспитателя: "Усаживайтесь за столы. Сегодня вы будете фотоаппаратами. Посмотрим, какой фотоаппарат будет самым лучшим. Перед вами лежат перевернутые обратной стороной карточки (их 3) и картинки в стопочке. Сначала по сигналу возьмем первую карточку, взглянем на нее, стараясь запомнить все, что на ней нарисовано. По сигналу вновь переверните ее обратной стороной и положите на угол стола. Затем по сигналу отберите картинки, которые были нарисованы на большой карте. Приготовились(гонг). Переворачиваем карту. Смотрим на нее 30 секунд (гонг). Переворачиваем карту. Кладем на угол стола - начинаем отбирать картинки (гонг). 15 секунд (гонг). Закончили. Возьмите снова первую карту. Положите ее перед собой изображением вверх. Проверьте, правильно ли вы запомнили картинки. Уберите лишние. Сколько картинок вам удалось запомнить? Запомните это число. А теперь повторим это упражнение с другой картой. Приготовились (гонг). 30 секунд. Закончили (гонг). Убрали карту. Отбираем картинки (гонг). 15 секунд (гонг). Закончите. Проверяем себя. Сколько картинок вам удалось запомнить? Это больше, чем в первый раз, или меньше? Потренируемся в третий раз. Сколько картинок вы запомнили теперь? Молодцы! Вы хорошо потрудились! Пора отдыхать". Реквизит: 3 карточки с 8 изображениями разных предметов. Предметы одни и те же, но расположение разное. Заключение Дошкольный период жизни является наиболее эффективным для интенсивного развития ребёнка. В период дошкольного детства происходит закладка фундамента здоровья ребёнка: физического, психического и нравственного, а будущее его во многом зависит от того, как и в каких условиях будет протекать дошкольное детство, какие формы, методы и приёмы для развития памяти будут использованы в работе с детьми. Накопленные знания по этому вопросу в области науки, позволяют достаточно эффективно развивать память детей ещё в дошкольном возрасте, выбирая наиболее подходящие и действенные методы и формы. Так как игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности и наиболее интересной организацией жизни детей, то использование дидактических игр на занятиях и в режимных моментах является отличным методом обучения и развития памяти дошкольников. Именно этот аспект и выступил в качестве предмета настоящего исследования. Учитывая цель нашей работы, было организовано и проведено эмпирическое исследование, в котором принимало участие 20 детей ЛА. Методики для проведения констатирующего эксперимента: 1. Диагностический метод по изучению запоминания и воспроизведения детьми предметов, изображенных на картинке. Название методики: «Запомни рисунки». 2. Диагностический метод по выявлению уровня запоминания детьми слов, названных вслух. Название методики: «Заучивание 10 слов» Автор: А.Р. Лурия. Мы видоизменили данную методику, подстроив ее под возраст обследуемых детей (3-4 года) и предложили детям для запоминания 5 слов. 56 3. Диагностический метод по выявлению уровня развития непроизвольной и зрительной памяти у детей 3-4 лет. Название методики: «Что пропало?». Авторы методики: Н. Гатанова и Е. Тунина. По итогам констатирующего эксперимента можно выяснилось, что 10 детей – половина экспериментальной группы (50%) – обладали средним уровнем развития памяти, 4 детей экспериментальной группы (20%) обладали допустимым (то есть низким) уровнем развития памяти, и лишь у 6 детей группы (30%) обнаружился высокий уровень развития памяти. Данные результаты свидетельствовали о том, что 14 детей (70 %) экспериментальной группы однозначно нуждались в мероприятиях по развитию памяти. Таким образом, наша гипотеза о том, что работа по развитию памяти младших дошкольников будет эффективнее при систематическом использовании дидактической игры в работе с детьми, подтвердилась. Цель, поставленную в работе, мы достигли, все задачи решены в полном объеме. |