Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей использования народных игр в воспитании культуры досуга детей старшего дошкольного возраста………………………….……………………………..28

  • Заключение…………………………..………………………………………..50 Список литературы…………..……………………………...……. Приложения………………………………………………………………..Введение

  • Теоретическая значимость исследования

  • База исследования

  • Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста. 1.1. Теоретические подходы к воспитанию культуры досуга детей дошкольного возраста.

  • 1.2. Место народных игр в структуре досуговой деятельности детей.

  • 1.3. Общая характеристика народных игр.

  • Народные игры. Теоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста


    Скачать 89.24 Kb.
    НазваниеТеоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста
    Дата09.01.2023
    Размер89.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНародные игры.docx
    ТипИсследование
    #878672
    страница1 из 3
      1   2   3


    Содержание
    Введение……………………………………………………………………… 3

    Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста…………………………………………………………..6

    Теоретические подходы к воспитанию культуры досуга детей дошкольного возраста……………………………………………………...6

    1.2. Общая характеристика народных игр……………………………….13

    1.3. Место народных игр в структуре досуговой деятельности детей…20

    Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей использования народных игр в воспитании культуры досуга детей старшего дошкольного возраста………………………….……………………………..28

    2.1. Описание целей, задач и методик эмпирического исследования…...28

    2.2. Исследование использования народных игр в воспитании культуры досуга детей старшего дошкольного возраста…………………….………….35

    2.3. Рекомендации для воспитателей и родителей по использованию народных игр в воспитании культуры досуга детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………41

    Заключение…………………………..………………………………………..50

    Список литературы…………..……………………………...…….

    Приложения………………………………………………………………..

    Введение

    Дошкольный возраст - это особый период в жизни каждого ребенка, на протяжении которого происходит основное формирование личности. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

    Ведущей деятельностью дошкольников является игра, в ходе которой осуществляется как физическое, так и психическое развитие ребенка. В игре дети дошкольного возраста, воспроизводя деяния и дела взрослых людей, вступая в разные отношения между собой, овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы поведения, обучаются уважать и соблюдать их.

    Особое место в развитии дошкольника занимают народные игры.

    Народная игра формирует более благоприятные условия для формирования личности и психического развития малыша дошкольного возраста. Игра способствует развитию символической функции: изображение одних явлений и предметов при поддержке остальных имеет особенное значение для развития мышления и воображения ребенка.

    Игра является очень полезным занятием: обеспечивает здоровье, долголетие, помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки, учит отдыхать и веселиться.

    Описание и методика использования народных подвижных игр при работе с детьми в теории физического воспитания была предложена П.Ф. Лесгафтом. В истории русской педагогики народные игры исследовались К.Д. Ушинским, Е.Н Водовозовой, Л. И. Чулицкой, Е. И. Тихеевой и др. Теория игр в отечественном психологии и педагогике разрабатывалась такими выдающимися учеными, как Блонский П.П., Плеханов Г.В., Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Крупская Н.К., Леонтьев А.Н, Макаренко А.С., Славина Л.С., Фрадкина Ф.И., Эльконин Д.Б. и многие другие.

    Актуальность данной работы выражена, прежде всего, снижением интереса к народным играм, они почти не используются в досуговой деятельности дошкольников вследствие привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для подвижных игр, где может формироваться детское сообщество. Родители и педагоги все больше обеспокоены тем, как, где и когда предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. Данная ситуация побудила обратиться к проблеме использования народных игр как средства воспитания культуры досуга у детей старшего дошкольного возраста.

    Объект исследования: досуговая деятельность детей дошкольного возраста

    Предмет исследования: педагогические условия использования народных игр как средство организации досуговой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

    В ходе исследования использовались методы, такие как: анкетирование педагогов ДОУ, опрос детей, педагогический эксперимент

    Цель исследования: выявить и практически апробировать педагогические условия проведения народных игр как средство организации досуговой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

    Гипотеза исследования: мы предполагаем, что народные игры являясь эффективным средством воспитания культуры досуга детей старшего дошкольного возраста, имеют следующие особенности:

    - педагогический потенциал народных игр остается невостребованным, следовательно, утрачиваются основные функции народной игры: развлекательная, коммуникативная, само регуляции, терапевтическая, межнациональной коммуникации, социализации и другие.

    - народные игры остаются невостребованными в культуре досуга в современной семье, тем самым разрушаются народные традиции .

    Проблема сохранения национальных традиций остро стоит в последние годы, народная культура проходит в упадок. Процесс урбанизации производит подмену обычаев на электронные устройства и гаджеты, которые уменьшают активность детей дошкольного возраста. Многие родители не используют элементы народной игры в процессе обучения детей, считают их устаревшими, безвозвратно утратившими свое значение. Эта позиция уничтожает преемственность поколений, что в скором времени может привести к полной утрате народных игр, как элемента культуры русского народа. Такой подход, а значит, и ценности, признаваемые и поддерживаемые обществом, социальной системой, могут не признаваться, отвергаться отдельными индивидами, социальными группами, которые ориентируются на иные ценности. Возможен и такой вариант, что индивид или социальная группа декларативно признает ценности социальной системы, но в своем реальном поведении ориентируется на иные ценности. Это значит, что ценности социальной системы входят в набор декларативных ценностей данного индивида (данной группы), но исключены из набора разделяемых им (ею) реальных ценностей [11].

    Задачи исследования:

    1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

    2. Дать общую характеристику народных игр.

    3. Определить место народных игр в структуре досуговой деятельности детей дошкольного возраста.

    4. Эмпирическим путем выявить особенности использования народных игр в досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    5.Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по использованию народных игр в воспитании культуре досуга детей старшего дошкольного возраста.

    Методы исследования: представлены тремя группами:

    1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

    2. Эмпирические: беседа с детьми, анкетирование родителей, анкетирование воспитателей

    3. Интерн ротационные: количественный и качественный анализ полученных результатов.

    Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что обобщены подходы к проблеме организации культуры досуга детей дошкольного возраста; раскрыто содержание воспитания культуры досуга у детей старшего дошкольного возраста; описаны педагогические условия, способствующие воспитанию культуры досуга детей старшего дошкольного возраста при проведении народных игр.

    Практическая значимость исследования: полученные эмпирические данные позволили разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по организации культуры досуга детей старшего дошкольного с включением народных игр. Результаты исследования могут быть использованы в практике образовательных учреждений в системе воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

    База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа на Юго-Востоке имени Маршала В.И.Чуйкова.

    Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы , приложений.

    Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры досуга детей дошкольного возраста.

    1.1. Теоретические подходы к воспитанию культуры досуга детей дошкольного возраста.

    На всех этапах развития государства игры являлись неотъемлемой частью досуговой деятельности детей. В игровой форме проходит развитие и становление личности ребенка, формирование ценностных ориентиров. Голландский культуролог Йохан Хёйзинг в своем труде «Человек играющий» высказывает мнение, что человек стал человеком, не тогда, когда стал трудиться, а когда стал играть.

    Если обратиться к словарю Д.Н. Ушакова, то одним из значений понятия «досуг» является развлечение, личные занятия в свободное от работы время [40]. «Поскольку дети дошкольного возраста не имеют трудовой занятости, игровая деятельность занимает большую часть их жизни. Система досуга в этом возрасте позволяет развить определенные навыки и умения. В связи с этим культура досуга – важный элемент в работе с детьми дошкольного возраста.»

    «При разработке системы досуговой деятельности необходимо одновременно решать большое количество педагогических задач, в том числе формирование социального поведения. Оно является результатом социализации - целостного процесса становления человеческого индивида через формирование у него конкретных социально-исторических качеств в результате освоения им социального опыта, форм культуры, самообразования и самосовершенствования» [17].

    Целый комплекс важных задач разрабатываемой системы досуговой деятельности связан с формированием культуры дошкольника. Понятие «культура» (от лат. cultura – обработка, возделывание) является объемным и многогранным. Одно из первых определений дал английский этнограф Э.Тейлор в 1871г. «Культура – это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества» [1]. Ожегов С.И. считает культурой «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» [39]. Словарь Ефремовой Т.Ф. определяет «культуру» как уровень развития интеллектуальной, общественной и производственной областей жизни [24].

    Французский социолог и этнолог Клод Леви- Стросс высказал мнение, что пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта. В зависимости от характера субъекта (личность, социальная группа, общество в целом) имеет место культура личности, группы или общества в целом. Важным регулятором поведения людей являются ценности, которые выступают в качестве идеалов и ориентиров. Культура может включать в себя огромное количество составных частей, таких как формы деятельности, средства, механизмы, результаты.

    Под культурой досуга понимается, прежде всего, внутренняя культура человека, которая предполагает наличие определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Понятие «досуговой культуры» все шире используется в научной литературе:

    - такое отношение человека к досугу, которое включает в себя как минимум следующий комплекс знаний, умений, интересов, потребностей;

    - интерес, потребность в систематических занятиях, регулярном участии в соревнованиях, стремление показывать более высокие результаты;

    - знания в области подготовки и организации соревнований;

    - умение использовать эти знания для эффективной организации подготовки, успешного выступления [12].

    Игровая деятельность универсальна, поскольку подходит для работы с людьми любого возраста. В них раскрывается образ жизни людей, трудовая и бытовая деятельность, совокупность ценностей и ориентиров. Главным условием является правильный подбор игр, подходящий данной возрастной категории. Досуг в игровой форме воспитывает детей передает традиции поведения в обществе, и взаимоотношениях со сверстниками. Предлагая ребенку различные варианты игровой активности, можно выявить его предрасположенность к видам творческой и спортивной деятельности. Здесь прорабатываются основные принципы нахождения в обществе, представления о первостепенных качествах человека. Понятия чести, доблести, смелости, мужестве, силе, ловкости также закладываются еще с раннего возраста в процессе игры. Такими принципами являются:

    приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, в котором они проживают;

    формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды игр;

    создание благоприятной социальной ситуации развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей [7].

    Организация досуга старших дошкольников происходит под воздействием воспитательных мер родителей и педагогов. Соответственно, именно общество, которое окружает ребенка в этот период жизни, формирует его мировоззрение и самосознание. В ходе этой деятельности образуется совокупность знаний и умений, полученных от каждого субъекта образовании.

    Для целостного и гармоничного формирования личности дошкольников необходимо развитие двигательной активности через совершенствование физических качеств. Одним из методов решения этой задачи являются народные игры, которые обладают комплексом силовых, скоростных упражнений, а также развивают выносливость, гибкость, координацию.

    В рамках проводимого исследования ставится задача определить пути формирования у дошкольников элементов досуговой культуры [12]. Для формирования и развития досуговой культуры организуется целенаправленная педагогическая деятельность – досуговое образование.

    В рамках проводимого исследования также ставится задача определить пути включения досугового образования в систему работы с детьми дошкольного возраста. Все социальные явления становятся элементами культуры лишь том случае, если для социального субъекта они выступают как ценности (признаются как значимые, важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняются, передаются из поколения в поколение. Те социальные явления, которые социальный субъект оценивает негативно, образуют для него сферу контркультуры.

    Данная система ориентирована на формирование у дошкольников не только досуговой культуры, но и других элементов культуры, т.е. культуры в единстве всех ее составляющих. Особое внимание при этом уделяется формированию основ нравственной, эстетической и физической культуры дошкольника.

    Сущность детского досуга проявляется в творческом поведении детей при взаимодействии с окружающей средой с наличием свободного выбора рода занятий и степени активности посредством внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся потребности, мотивы, установки, выбор формы и способа поведения в определенной ситуации. Внешние факторы отталкиваются о поведения других субъектов и, в большинстве случаев, предопределяет поведение на уровне привычек.

    В содержательном плане структура досуга в рамках дошкольного образовательного учреждения включает в себя деятельность активного и пассивного характера. Это может быть общение, прогулки, чтение книг, занятия в кружках и секциях, посещение выставок, кинотеатров и, конечно, игры.

    Досуг детей – это сложносоставной процесс, в котором следует выделить большое количество классификаций.

    По степени вовлеченности: пассивный (зрительное и слуховое восприятие) и функциональный (деятельность различного рода);

    2) По степени организованности: организованный (педагогически целесообразно применяемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс применения свободного времени);

    3) По степени контроля и ответственности лица за детьми: контролируемый и неконтролируемый;

    4) По количеству участников: коллективный и индивидуальный;

    5) По степени новизны: подражательный и творческий;

    6) По степени перспективности: опережающий (перспективная изыскательная активность) и нормативный (обычно сложившиеся модели досуга).

    Врач и педагог Лесгафт П.Ф. рассматривал подвижные народные игры как основу учения о единстве физического и духовного развития личности. Петр Францевич предполагал, что физические нагрузки способствуют развитию интеллектуальных, нравственных и эстетических качеств в человеке. Также, по его мнению, необходим баланс между активной и образовательной деятельностью. Только используя одновременно оба вида нагрузки, возможно, формирование полноценной личности. Народные игры отлично подходят для параллельно развития этих качеств, поскольку в основе принципов правил лежит их простота, низкий уровень сложности, возможность выполнения ребенком с любым уровнем физической подготовленности, вариативность в зависимости от возрастной группы детей. Игры дают возможность показать свои лидерские качества, проявить волю, воображение и многие другие навыки. Уделяя большое внимание физическим упражнениям, П.Ф. Лесгафт выделил четыре основные группы:

    - простые упражнения с использованием движений головой, туловищем, конечностями и сложные упражнения с разновидностями движений и метаний;

    - упражнения с увеличивающимися напряжениями при двигательных действиях с палками и гирями, при метании деревянных и железных шаров, прыжках, борьбе, удержании равновесия;

    - упражнения, связанные с изучением пространственных и временных отношений при беге в заданном темпе, прыжках на определенное расстояние и метании в цель;

    - систематические упражнения в процессе простых и сложных игр, плавания, бега на коньках и на лыжах, в походах, на экскурсиях и в единоборствах [26].

    Досуговая деятельность в критериях работы дошкольного образовательного учреждения различается безусловной добровольностью: детей необходимо заинтересовать и мотивировать на игру. Наиболее используемые методы работы по организации досуга детей можно подразделить на три группы: словесные, практические и наглядные.

    К словесным методам относятся беседы, рассказы, чтение книг, ответы на вопросы дошкольников и объяснение правил и норм, действующих в обществе.

    Практические методы характеризуются активностью. Это могут быть игры различной направленности, эстафеты, спортивные соревнования.

    В число наглядных методов ходят кинопоказы, посещение выставок, экскурсий, театрализованных и цирковых представлений.

    Таким образом, для целостного и гармоничного формирования личности дошкольников необходимо развитие двигательной активности через досуговую деятельность и совершенствование физических качеств. Одним из методов решения этой задачи являются народные игры, которые обладают комплексом силовых, скоростных упражнений, а также развивают выносливость, гибкость, координацию.

    1.2. Место народных игр в структуре досуговой деятельности детей.

    В каждой национальной, этнической группе существуют свои народные игры, которые являются культурной и образовательной ценностью. Детские игры – это составная часть традиций каждого народа, часть формирования духовного потенциала народа. Исходя из исторических, географических, культурных особенностей территорий, формируются методики игровой деятельности.

    Игра является изображением человеческой деятельности, в ней отображается свобода физической и нравственной мысли.

    Игровая деятельность является формой досуга дошкольников. Она предшествует учебной, трудовой и досуговой, соединяя их в дошкольном возрасте. Весь процесс воспитания опирается на игровые методы, поскольку игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, именно игра позволяет приспособиться в внешним ударам окружающего мира, подготовиться к более важному и длительному периоду жизни – обучению в образовательных учреждениях.

    Народные игры являются одним из главных элементов праздничной культуры, помогают сохранить культурную самобытность любого народа, развивают духовную связь между поколениями. Отличительным признаком народных игр является их распространение в конкретный исторический период с отображением особенности этого сообщества. В народных играх отражается культура и менталитет нации, которая претерпевает существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических и прочих процессов.

    Для участия в игровой деятельности не требуется мотивация, здесь играет роль исключительно добровольный характер. Также не имеет значения уровень сложности правил игры. Вне зависимости от него досуговая деятельность имеет не только развлекательный характер, но и осуществляет психологическую подготовку возможным жизненным ситуациям, закаляет характер и повышает стрессоустойчивость.

    Русский богослов, философ и переводчик, иеромонах Русской православной церкви Епифаний Славинецкий, который является основоположником теории физического воспитания в России, отводил особое место играм и игровой деятельности. По его мнению, в ходе данной деятельности одновременно происходит процесс умственной и физической нагрузки ребенка. Организм закаляется, развивается ловкость, сила, выносливость, сообразительность и многие другие качества, которые так необходимы в современном обществе. В его научном труде «Гражданство обычаев детских» досуговой деятельности отводится отдельный блок – глава «О играни», в которой даны наставления о поведении во время игры, приведена классификация вредных и полезных игр. К полезным автор относит игры с предметами, прыжки, бег, «тренировку тела в прудах». Помимо этого, автор рекомендует использование некоторых игрушек. Например, кубарь (деревянный волчок, который вращается при помощи маленькой веревки или кнутика), мячик, кики (заостренные палки, копья) и галка (шарик или обкатанный камушек).

    Народные игры пробуждают интерес дошкольников к русской народной культуре, к русским народным традициям, истории русского народа, развивают познавательные способности ребенка, используя все виды фольклора: за клички, игры хороводные и подвижные, потешки, сказки, считалки, а также побуждают дошкольников к любым проявлениям эстетических чувств, через восприятие образов. Русские народные игры несут в себе лучшие национальные традиции. В народных традициях есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт.

    Народные игры для дошкольников в естественной форме ненавязчиво учат ребенка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным.

    Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста.

    Славянская культура является ярким примером развитой народной культурно-досуговой деятельности. В русских народных играх заложено богатство народа, позволяющее пройти скорейшую адаптацию в социуме и изучить окружающую среду. На этом этапе происходит формирование личности понятным и, главное, доступным для восприятия путем. Игровые ситуации помогают лучше разобраться дошкольникам в поведении персонажей сказок и мультфильмов.

    Процесс становления этих игр уже невозможно выявить де-факто. Исторические корни большей части активностей уходят в глубокую древность. Поэтому выявить, кто же является основоположником той или иной игры – невозможно. Снежки появились вскоре после заселения народов на территорию северных земель, кататься с горок начали в горных местностях и переняли жители равнинных местностей. Все эти игры известны нам с раннего детства и передавались от отца к сыну в течение нескольких веков. Несмотря на неизвестность автора, многие активные игры связаны, прежде всего, с деятельностью родителей, как образца для подражания. Например, казаки-разбойники стали детской реализацией походов отцов и защиты земель от неприятелей. Возвращаясь с поля боя, родители рассказывали детям о приемах борьбы и обращении с оружием, чтобы приучить ребенка к необходимости защиты своей собственности.

    В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных обычаев, формирования национального самосознания человека. Детский сад в процессе решения задачи по разностороннему развитию детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение народным играм. Такие игры является собранием лучших национальных традиций. В них ясно отображается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх немало юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр инициирует мыслительную работу малыша, содействует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх имеется все: и фольклорный текст, и музыка, и активность действий, и задор. В то же время они имеют строго определенные критерии, и любой играющий приучается к совокупным и согласованным деяниям, к уважению всеми принятых критерий игры. В таковых играх разрешено отличиться, если это не преступает установленного порядка – в этом и содержится педагогическая ценность народных игр.

    Народная педагогика в течение многих веков формировала методы воспитания детей дошкольного возраста. Одним из лучших способов воспитания, по мнению ведущих ученых, является использование самобытных активностей народов и народностей. В них проявляется наиболее эффективное физическое воспитание людей различного возраста, в том числе молодежи и дошкольников. Национальные средства физического воспитания участвуют в оптимизации процесса оздоровления детского организма путем умственных и физических нагрузок, формирования двигательной культуры.

    Эффективность использования национальных игр проявляется в способности соответствовать основным задачам, поставленным для физкультурно-спортивных занятий, поддержке биодинамических характеристик. Также важным аспектом является то, что игры проводятся на свежем воздухе в любое время года, как следствие присутствует элемент закаливания организма. Несмотря на всю универсальность игр, не все игры народов, проживающих в России, способны использоваться в неизменном виде. Современный образовательный стандарт определяет более жесткие требования к методам воспитания, чем пару веков назад. В связи с этим, для более широкого использования народных игр необходимо использование единого согласованного комплекса игровых мероприятий, который соответствуют всем существующим нормам.

    Каждая игра, сочетая в себе определенный комплекс упражнений, прежде всего, направлена на развитие одного-двух физических качеств и общей координации движений. Так, преимущественным видом движений может быть бег, прыжки, метания, комбинированные движения. Основным двигательным качеством могут выступать сила, быстрота, ловкость, выносливость, а также комплекс этих качеств в различных комбинациях. Одни требуют физической выносливости, в других – опора на быстроту реакции и проявление логики. Для развития этих навыков используется многоуровневая система подготовки занятий, состоящая из подводящего, подготовительного и основного занятия. При значительных физических нагрузках в период игровой деятельности также необходимо проводить разминку во избежание травм.

    Для получения обратного эффекта, выявления педагогической ценности занятия и качества использования народных игр в образовательном процессе необходимо определить соответствие исходным требованиям:

    - образовательная направленность;

    - сочетание с материалом государственных программ;

    - учет региональных особенностей;

    - развитие двигательных качеств ребенка;

    - формирование двигательных умений и навыков;

    - формирование двигательной культуры.

    Игра является сложным социально-психологическим и педагогическим явлением, отражением реальности окружающей среды. Огромное количество факторов влияют на этот процесс, как время года, территориальное расположение, развитие народа в данный период времени, наличие или отсутствие военных действий на приграничных территориях.

    Специфика изучения народных и национальных игр обусловлена необходимостью определения их роли, места и эффективности в образовательном процессе. Сочетая в себе разнонаправленные физические упражнения и простые правила поведения, народные игры являются одним из важнейших методов формирования двигательных навыков и умений.

    Таким образом, народная игра формирует более благоприятные условия для формирования личности и психического развития малыша дошкольного возраста. В игре дети дошкольного возраста, воспроизводя деяния и дела взрослых людей, вступая в разные отношения между собой, овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы поведения, обучаются уважать и блюсти их. И. также содействует развитию символической функции: изображение одних явлений и предметов при поддержке остальных имеет особенное значение для развития мышления и воображения ребенка.
    1.3. Общая характеристика народных игр.

    Народные игры занимают особое место в жизни детей. Появляясь в самом раннем возрасте, они выражают чисто физические потребности. С течением времени, игра развивает в ребенке основные качества, способствует процессу социализации в обществе, получению знаний, необходимых в будущем.

    Для того, чтобы досуговая деятельность стала народной игрой, необходимо соблюдение нескольких принципов:

    - принцип отсутствия принуждения со стороны организатора или участников о вступлении в игру;

    - наличие игровой динамики;

    - принцип поддержки эмоциональной атмосферы в период игровой деятельности;

    - принцип взаимосвязи игровой и трудовой деятельности;

    - принцип многоуровневости игровых форм: от простых к сложным.

    Игровая деятельность выполняет целый ряд функций: образовательная, воспитательная, профориентационная, коррекционная, терапевтическая, развлекательная, досуговая и многие другие. Как и в процессе любой деятельности, в структуре игры возможно выделение нескольких этапов: целеполагание, планирование, реализация и анализ результатов.

    Народная игра направлена на усвоение детьми ценностей, принятых в обществе, средство самовоспитания.

    Народные игры по процессу реализации сопоставимы с театральными постановками, поскольку каждый участник берет на себя определенную задачу, роль, которую обязуется выполнять в течение всего процесса.

    Выступая в качестве организатора, воспитатель должен объяснить сюжет игры и функциональные обязанности каждого участника, обосновать необходимость соблюдения правил в понятной для детей форме. При выборе игры, прежде всего, необходимо делать упор на физическую подготовленность, возрастной и половой состав группы, наличие необходимого инвентаря и инструментария. Также необходимо помнить о принципе добровольности и получить одобрение в выборе игры от детей – ее непосредственных участников. После этого, необходимо распределить роли между дошкольниками и разбить их на команды. Формирование команд – это очень важный психологический вопрос, есть возможность решить проблемы коммуникации между детьми, убрать возможные конфликты в коллективе. Основная роль игра – это сплочение детей, появление командного духа и взаимовыручки. Итогом игры должно быть логичное завершение, оценка вклада каждого игрока в общее дело. Если кто-то из детей явно выделялся, можно отметить его заслуги, при этом необходимо похвалить всех остальных.

    В своих научных исследованиях многие авторы выделяли собственные классификации народных игр по различным основаниям. Например, О.И. Капица и Г.М. Науменко классифицировали игры на шесть типов направлению деятельности:

    1) игры, отражающие отношение человека и природы;

    2) игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков;

    3) игры по религиозно-культовым мотивам;

    4) игры на находчивость, быстроту и координацию;

    5) игры на силу и ловкость;

    6) военные игры [36].

    Рассмотрим подробнее каждый из предложенных видов.

    Игры, отражающие отношения человека и природы уходят корнями в глубокую древность, где природа ее сезонность, климат и плодородность земель имели основополагающее значение в жизни народа, проживающего на этой территории. От природных условий зависела вся жизнедеятельность людей: труд в поле, охота, рыболовство, промыслы подчинялись природным циклам. Природа определяла, как проживут этот или следующий год коренные народы территорий. Сезон дождей или полная засуха могли сгубить весь урожай и оставить людей голодать. Как следствие, этот процесс нашел свое отражение в культурных особенностях, обычаях, традициях, праздниках. Также дети перенимали особенности поведения зверей, которые становились персонажами для досуговой деятельности. Волк, медведь, лисица обычно становились главными действующими лицами.

    Игры по религиозно-культовым мотивам являются реализацией всех рассказов взрослых о существовании нечистой силы. Водяные, русалки, чародеи, домовые появлялись в сюжетах народных забав. Каждый ребенок по-своему воспринимает каждое действующее лицо, не имеющее естественного отражения в реальности. В связи с этим, такой тип игр всегда имеет простор для творчества и отличается красочностью и эмоциональностью участников.

    Игры, отражающие повседневные занятия наших предков показывают быт и трудовые обязанности родителей в определенный период истории. Эти игры – детское отражение процесса охоты, рыбалки, уборки, занятий с детьми и других обыденных процессов в жизни наших предков. Диалоги-приговорки обычно имели искаженный смысл и придумывались детьми в процессе игры, что вносило определенный процесс творчества в досуг дошкольников.

    Игры на находчивость, быстроту и координацию особенно любимы неусидчивыми детьми, которые любят двигательную активность. Бег, прыжки, сложные испытания с элементом соперничества и соревнований, использование различных предметов для усложнения уровня активности добавляли азарт в игру и формировали командный дух.

    Игры на силу и ловкость особо любимы мальчиками, которые могут проявить себя в этом типе активности. Военным играм также отдавали большее предпочтение мальчишки, но и некоторым девочкам нравился процесс борьбы с неприятелем.

    Для народных игр характерно использование различных предметов: мячи, шары, палки, веревочки, фанты, камни и камешки. По сезонности игры подразделяются на зимние, летние и всесезонные.

    Систематизация народных игр – это долгий и трудоемкий процесс. Множество авторов предлагали свои классификации, но единого унифицированного подхода по этому вопросу пока нет.

    Каптерев П.О. в своей научной работе «О детских играх и развлечениях» определил две основные группы:

    1) игры, совершаемые с поддержкой одних органов тела без всяких орудий

    2) игры, совершаемые с помощью различных орудий.

    Крупнейший русский дореволюционный исследователь и собиратель детских подвижных игр Покровский Е.А. выделил собственную теорию к разделению русских детских подвижных игр:

    - игры с беганием и другими простыми движениями (уголки, чур на дереве, стоячие столбики, ловишки, ляпки, прятки, казаки-разбойники, гуси-лебеди и др.);

    - игры с прыганием (прыгание вниз, вверх и вперед, через веревочку, через ноги, в кольцо, на одной ноге или со связанными ногами, скакание на доске и др.);

    - игры с мячом (выходцы, об стенку, в столб, пятнашки, чиком, мячик кверху, зайчик, немая лапта и т.д.);

    - игры с мячом и палками (лапта, один в лапту, даровки, воробей, соловей, ;

    - игры с шарами (Котел. Масло. Дух, киюшки, катовки, с бабы шаром, городок);

    - игры с палками и деревяшками (чиж, клин с бабой, муха, птичка, джюль, городки, в одну рюшку и др.);

    - игры с костями (об стену, умор, плоцки, с салкой, гнездами, в плиту, в тройки, в пятерки, на 5 шагов, штрафы);

    - игры с камешками (пятки, щелки, просфоры с исполнением различных фигур: грудка, крестик, мостик, двойчатки, немые кремушки, с подхватом, с прикладом, жары);

    - зимние игры (снежки, крепость, башни, колесо, катание с гор, бабы, великан, Баба-яга).

    Виноградов Г.С. отдавал предпочтение играм, связанным со словесными формами. Это такие виды, как песни, прибаутки, приговоры, чуранье. Активные игры сопровождаются громкими криками, которые регулируют поведение участников в процессе игры, меняют направление их движения. Песенное сопровождение игр придает им особую атмосферу, гармонию движениям, создает позитивный настрой участников.

    Алиса Берта Гомм построила двухуровневую систему, состоящую из двух основных видов: игры драматические и игры, построенные на ловкости и удаче. Первая группа включает в себя жмурки, вторая включает несколько типов: метание в мишень веревки и камня, игра в пуговицы, камешки, орешки, вишневые косточки, игры с пальцами и веревочкой.

    И.В. Терещенко при классификации народных игр положил в основу половозрастной признак. В связи с этим, к детским относятся игры с простым сюжетом и легкие для понимания ребенка. «Сорока», «Лошадка», «Серый волк», «Волк и гуси». Девичьи игры – «Скачки на доске», «Жмурки», «Тарелка». Играми для мальчиков считаются «Мяч», «Пыж», «Городки», «Кулачный бой».

    Основными группами народных игр по мнению В.Н. Всеволодского-Генгросса являются драматические, спортивные и производственные. Драматические игры характеризуются присутствием художественного образа и драматического сюжета. Спортивные – активностью, большим количеством физических упражнений. Производственный досуг включает в себя три группы: охотничьи, скотоводческие, земледельческие. Помимо них, возможно, появление промежуточных этапов (игра в войну, хороводы).

    Примером скотоводческой игры являются широко известная детская игра «Гуси-лебеди», изображающая пастьбу. Также игры этой группы могут изображать питание животных, уход за ними, исцеление, куплю-продажу или хищение.

    Земледельческие игры связаны с процессом обработки земель, играми в огороде, которые, чаще всего, сопровождаются песнями.

    Еще одним типом игр по версии Всеволодского- Генгросс является бытовые, которые, в свою очередь, подразделяются на публичные и семейные. Сфера публичных игр преимущественно воссоздает определенные исторические события, предполагает большое количество участников. Например, игра в войну, казаки-разбойники. Бытовые игры – это обычаи семейного досуга в повседневности. Как правило, это девичьи игры: любовь, свадьба, семья, часто применяются хороводы.

    Орнаментальные игры является проявление творческих качеств человека, развитие слуха, голоса, танцевальных навыков. Текст песни или напева обычно монотонный, не имеет отношения к игровым действиям и может быть легко изменен. Чаще всего, в качестве примера приводятся хороводы, которые признают своей аналогией живые картины и иллюстрации.

    Спортивные игры являются самыми полезными для здоровья ребенка, поскольку оказывают тренировочное воздействие практически на все группы мышц дошкольников. Среди них «Бой на корточках», «Поймай последнего», «Поднять соперника», «Перетягивание каната». Развитие умственных способностей ребенка возможно в процессе таких игр, как шахматы и шашки.

    В большинстве случаев игры призваны посодействовать воспитателю гармонизировать психический рост детей и предупредить возникновение отклонений, разрешить неминуемые конфликты детской души до их вероятного перерождения в установившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка, охраняет неокрепшую детскую психику от напора каждодневных переживаний. Дети подсознательно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовых ситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его веселит или волнует, какие воспоминания или трудности требуют скорого разрешения.

    Народные игры разработаны в силу особенной актуальности трудности патриотического обучения подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, верность собственному Отечеству и хранение культурной самобытности каждого народа.

    Многообразие, богатство, духовная мудрость в народных играх наших предков дают красивую возможность в воспитании нравственности. Поэтому главная идея досуговой деятельности базируется на создание любви и привязанности к собственной культуре, собственному народу через разумное использование общенародных праздников, основанных на музыкальном фольклоре, устном народном творчестве, традициях и обычаях. Исследователи народных игр пришли к выводу относительно значения народных игр в развитии личности. Они установили, что игра является очень полезным занятием – обеспечивает здоровье, долголетие, помогает устанавливать хорошие взаимоотношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки, учит отдыхать и веселиться. Кроме того, происходит воспроизводство детских традиций – это возвращение к некоторым играм на более поздних этапах жизненного пути в период воспитания собственных детей и внуков и передачи им игровых традиций по наследству.

    Таким образом, можно сделать вывод, что игра занимает исключительное место в жизни ребенка. Она наступает в ранний колыбельный период и сначала является выражением чисто физических потребностей и побуждений. Со временем игра получает социальные черты и становится работой, с поддержкой которой малыш развивается физически, получает познания и опыт, нужные для его будущей деятельности.

      1   2   3


    написать администратору сайта