Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 2. Эмпирическое исследование воспитательного процесса развития эстетического вкуса школьников процессе

  • Приложение

  • Актуальность

  • Объект

  • Теоретическую базу

  • Теоретическая значимость

  • Практическая значимость

  • Глава 1. Теоретический аспект исследования эстетического развития личности

  • курсовая работа. Воспитание эстетического вкуса школьников. Теоретический аспект исследования эстетического развития личности


    Скачать 74.71 Kb.
    НазваниеТеоретический аспект исследования эстетического развития личности
    Анкоркурсовая работа
    Дата20.04.2022
    Размер74.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВоспитание эстетического вкуса школьников.docx
    ТипИсследование
    #486634
    страница1 из 3
      1   2   3



    Содержание

    Введение……………………………………………..……………………………3

    Глава 1. Теоретический аспект исследования эстетического развития личности…………………………………………………………………………..5

    1.1. Понятие и сущность эстетического воспитания……………………………5

    1.2. Основные методы и формы эстетического воспитания личности…………7

    1.3. Особенности развития эстетического вкуса школьников ………………..12

    Глава 2. Эмпирическое исследование воспитательного процесса развития эстетического вкуса школьников процессе……………………..16

    2.1. Диагностическое исследование уровня развития эстетического вкуса школьников………………………………………………………………………16

    2.2. Роль семьи в эстетическом воспитании школьников………………...…..19

    2.3. Деятельность общеобразовательного учреждения по воспитанию эстетического вкуса школьников……………………………………………….21

    2.4. Рекомендации по воспитанию эстетических качеств личности в процессе взаимодействия с семьей………………………………………………………..26

    Заключение……………………………………………………………………...29

    Список использованной литературы………………………………………..32

    Приложение……………………………………………………………………..34


    Введение
    Данная курсовая работа посвящена теме «Воспитание эстетического вкуса школьников».

    Выбор темы обусловлен тем, что позволит рассмотреть такие институты социализации личности, как семья и общеобразовательное учреждение, изучить различные теоретические положения об основных формах и методах эстетического воспитания, а также проанализировать методику воспитания эстетического вкуса школьников и разработать необходимые рекомендации к воспитанию эстетических качеств.

    Актуальность темы заключается в том, что в условиях современного общества эстетическое воспитание, как средство формирования всесторонне развитой гармонической личности, обладающей широким кругозором, разносторонними знаниями и развитыми способностями, занимает все более значительное место. Проблема воспитания эстетического вкуса является одной из важнейших проблем формирования общей культуры общества. Эстетическое воспитание значимо тем, что обеспечивает личностно-ценностную ориентацию личности, развитие ее эстетического отношения к природной и предметной среде.

    Объект исследования - эстетический вкус школьников.

    Предмет – совокупность нравственно-эстетических механизмов в процессе воспитания школьников.

    Цель данной работы - изучить особенности воспитательного процесса эстетического вкуса школьников.

    Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

    - раскрыть понятие и сущность эстетического воспитания;

    - определить формы и методы эстетического воспитания;

    - рассмотреть особенности развития эстетического вкуса школьников;

    -провести диагностическое исследование уровня эстетического вкуса школьников;

    - рассмотреть роль семьи в эстетическом воспитании школьников;

    - проанализировать деятельность общеобразовательного учреждения по воспитанию эстетического вкуса школьников;

    - разработать рекомендации по воспитанию эстетических качеств личности в процессе взаимодействия с семьей.

    Методами исследования являются:

    − описательный метод;

    − метод компонентного анализа;

    − дескриптивный метод;

    − анализ научного материала;

    - метод сравнительного анализа.

    Теоретическую базу исследования составили труды таких известных исследователей как: Силин А.Н., Хайруллина Н.Г., Пилипенко Л.М., Пивоварова И.В., Бурмистрова С.М., Иванова В.М., Арнаутова Е.П., Грибенникова И.В., Загик Л.В. и другие.

    Теоретическая значимость работы направлена на исследование теории эстетического воспитания школьников. Анализ исследуемого материала позволяет сделать выводы о возможности рассмотрения роли семьи и общеобразовательного учреждения в фокусе средств оценочной категоризации, что способствует дальнейшему развитию социологической теории в целом.

    Практическая значимость работы заключается в повышении профессионального уровня исследователя. Конечные результаты могут быть использованы на практических занятиях по психологии, социологии. Полученные исследования являются хорошей базой для дальнейшего изучения особенностей воспитательного процесса в аспекте эстетической составляющей личности.

    Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
    Глава 1. Теоретический аспект исследования эстетического развития личности


      1. Понятие и сущность эстетического воспитания

    Эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты», деятельность которой строится на основе внутренне принятой общественной морали и чувстве совести. Результат нравственно-эстетического воспитания материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении [2, с.81].       

    Неоценимый вклад в развитие теории и практики эстетического развития внесла Куревина О.А. В центре её исследования находился феномен двойственности в эстетическом воспитании. По мнению Куревиной О.А. - методы должны быть направлены на развитие творческой активности и культурных потребностей подрастающего поколения. Исключительно важную роль Куревина О.А. отводила искусству. В то же время она связывала эстетическое воспитание с трудовым и физическим воспитанием, с научным и техническим образованием. Она была убеждена, что эстетическое воспитание помогает развивать универсальные способности человека, необходимые ему для того, чтобы и окружающую жизнь и самого себя сделать красивыми [11, с.71]

    В настоящее время процесс эстетического воспитания ориентирован на эстетическое и художественное просветительство. Школьная система эстетического воспитания традиционно оставляет для учебного изучения лишь три основных искусства – музыку, литературу и изобразительное искусство [2, с.51]

    Следует отметить, что эстетическое воспитание личности подразумевает под собой следующие составляющие:

    -          чувственно-эмоциональную отзывчивость на различные аспекты человеческого бытия: комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и низменное и так далее;

    -          знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире;

    -          умение и потребность строить жизнь по законам нравственной чистоты и порядочности [20, с.49].

    В современных условиях ввиду очень быстрых научно-технологических, культурных, бытовых изменений эффективность воспитательной системы должна оцениваться не только по объёму транслируемых подрастающему поколению знаний, умений, навыков, но и по тому, как подрастающее поколение подготовлено самостоятельно действовать и принимать решения в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

    Поэтому процесс эстетического воспитания школьников должен носить деятельный характер – необходимо формировать личность, не только способную воспринимать, чувствовать, переживать в жизни и искусстве прекрасное и обладающую эстетическими знаниями, но и способную реализовывать их в самостоятельной практической деятельности. В связи с этим, сегодня наблюдается процесс коренного переосмысления традиционных взглядов на проблему художественно-эстетического воспитания личности, пересматривается теория становления и развития эстетической культуры детей.

    Следует сказать, что эстетический вкус школьников является отражением сенсорной культуры, который лежит в её основе. В процессе творческой деятельности проявляются: сенсорная культуры и её вкусы и оценки.

    Проанализировав весь вышеизложенный материал, следует сделать вывод. Эстетические развитие личности представляет собой процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве, а также осуществлять деятельность на основе внутренне принятой общественной морали и чувстве совести. В настоящее время под сущностью эстетического развития понимается разностороннее развитие личности, ориентированное на формирование универсальных способностей человека в аспекте эстетической составляющей.


      1. Основные методы и формы эстетического воспитания личности

    В процессе развития эстетической составляющей у ребенка огромную роль играет эстетика. Окружающая обстановка, одежда, убранство помещений – влияют на формирования эстетического вкуса ребенка.

    В аспекте педагогики исследователи выделяют следующие методы эстетического развития личности:

    - метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение;

    - метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства;

    - метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых. Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними.

    - метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод, воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д., тем самым приучая к видению прекрасного [17, с.78].

    Проблема классификации методов развития эстетической составляющей приковывала внимание многих исследователей, так в рамках педагогической науки было разработано достаточно большое количество классификаций относительно данной проблематики.

    В.И.Логинова и П. Г.Саморукова придерживается такой классификации методов эстетического воспитания:

    - методы и приемы формирования элементов эстетического сознания: эстетического восприятия, оценок, вкуса, чувств, интересов и т. д. При использовании этой группы методов воспитатель воздействует на эмоции и чувства детей при помощи наглядных, словесных, практических и игровых методов и приемов обучения в зависимости от того, с каким эстетическим явлением знакомят детей;

    - методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности. К этой группе методов и приемов можно отнести показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова;

    - методы и приемы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предполагают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей.

    Для целенаправленного получения эстетической информации также очень важен метод целостного восприятия. Этот метод подходит для восприятия сюжета сказки, картины, образного построения музыкальной пьесы. Воспитатель обращает внимание детей на более конкретное, детальное восприятие, целевое наблюдение [16, с.122-129].

    Другой исследователь – Н.А. Ветлугина, представляет иную классификацию методов эстетического развития личности – методы делятся на:

    - в зависимости от источника знаний (наглядные, словесные, практические, игровые);

    -в зависимости от вида художественно-творческой деятельности и учебных задач;

    -в зависимости от задач развития художественно-творческих способностей;

    -в зависимости от возрастных особенностей детей;

    -в зависимости от индивидуальных особенностей детей;

    -в зависимости от этапов художественных занятий [5, с.178].

    Н.А. Ветлугина подходит к классификации методов эстетического развития с другой стороны, выделяя такие методы как [5, с.138]:

    - наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.;

    - беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение;

    - развитие самостоятельных действий - воспитатель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла;

    - включение в трудовое воспитание - учить детей познавать красоту труда.

    Эстетическое воспитание может быть организовано по разным формам и классификациям:

    - по принципу управления деятельностью – под прямым и косвенным руководством воспитателя;

    - по количеству детей – фронтальная, подгруппами, индивидуальная;

    - по видам деятельности – занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников.

    Одна из форм - самостоятельная, где дети по своей инициативе могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно- речевой, изобразительной, театрально игровой.

    Если на занятиях воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественной деятельности (пение, слушание музыки, рисование, лепка, рассказывание и т. д.), то вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла [2, с.56]. В связи с этим самостоятельная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления. Прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек оставляют след в памяти ребенка, вызывают у него, как правило, положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию [18, с.87].

    Следующая форма деятельности – совместная (взрослый и ребенок). Это совместные:

    - игры;

    - экскурсии;

    - прогулки;

    - праздники и развлечения;

    - театрализованные игры и игры-драматизации.

    Все это занимает значительное место в процессе эстетического воспитания.

    В эстетическом воспитании также широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования [16, с.130].

    Использование методов и приемов зависит от того, какие качества, способности взрослый хочет развить у ребенка.

    Проанализировав весь вышеизложенный материал, необходимо сделать вывод. В рамках психологии и педагогики существует достаточно большое количество классификаций методов развития эстетической составляющей, однако наиболее оптимальной и подходящей для данной исследовательской работы является классификация В.И.Логиновой и П. Г.Саморуковой, поскольку данная классификация включает в себя три группы методов, направленных на: формирование эстетического сознания; приобщение детей к эстетической и художественной деятельности; развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков. Данные методы позволят развивать целостное эстетическое восприятие действительности, воспитать эмоциональную отзывчивость и осуждение безобразного, а также побудить детей к творческому самовыражению. Что касается форм эстетического воспитания, то следует сказать, что выбор той или иной формы обуславливается целью и задачами, которые преследует воспитатель, какие качества личности находятся в центре достижения той или иной эстетической задачи.

    1.3. Особенности развития эстетического вкуса школьников
    Для определения особенностей развития эстетического вкуса школьников, необходимо рассмотреть возрастные особенности младших и старших школьников, которые непосредственно учитываются при формировании эстетического воспитания.

    Развитие эстетических качеств начинается в раннем детстве. Борис Тимофеевич Лихачев писал «Период дошкольного и младшего школьного возраста является едва ли не решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно – эстетического отношения к жизни» [8, 89]. Для того, чтобы взрослые люди стали духовно богатыми, необходимо обратить внимание на эстетическое воспитание еще в детском возрасте. Именно в детстве осуществляется интенсивное формирование отношений к миру, которые превращаются в свойства личности. Те качества личности, которые закладывались в детстве, именно они и сохранятся в неизменном виде на протяжении всей жизни. На протяжении жизни что-то меняется, дополняется, но то, что было заложено в дошкольном и младшем школьном возрасте является основой всей дальнейшей воспитательной работы.

    В младшем школьном возрасте изменяется ведущий вид деятельности – учеба. Важным человеком в жизни ребенка становится учитель. Через него учащиеся познают окружающий мир, нормы поведения. Антон Семенович Макаренко в своей деятельности нам показывает, что при неумелой постановки общественно значимой цели, дети остаются равнодушными. А если показан яркий пример собственной работы, то дети легко поднимаются на дело [8, с.93].

    Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника.

    Формирование эстетических идеалов у младших школьников сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные идеалы изменяются. Под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, идеалы могут претерпевать изменения. В своей работе Б. Т. Лихачев отмечает «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме» [8, с.196].

    Для формирования эстетических идеалов у младших школьников используется детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

    Персонажи наделяются человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, которые борются за добро и справедливость.

           В своей работе автор пишет: "Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в  той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти  в  мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные  представления ребенка не оставались на уровне  лишь  вербально-образного  выражения.  Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы  они  в  своем поведении  и  деятельности  приучались  следовать  любимым  героям,  реально проявляли и доброту, и справедливость, и  способность  изображать,  выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках" [8, с. 86].

            Так же происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения учащегося к произведениям искусства осознаются и изменяются. Б. Т. Лихачев в своей работе отмечает, что в младшем школьном возрасте прибавляется еще один мотив – это осознанный мотив. Это проявляется в том, что "…одни ребята  относятся  к  искусству  и действительности именно эстетически. Они  получают  удовольствие  от  чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще  не  знают,  что это и есть эстетическое отношение.  Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству  и  жизни.  Тяга к духовному  общению  с  искусством постепенно превращается для них в потребность.

          Другие дети знакомятся с  искусством  вне  собственно   эстетического

    отношения.  Они   подходят   к   произведению   рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и  смотрят  их без глубокого постижения сути, лишь  для  того,  чтобы  иметь  о  нем  общее представление" (8, 96).

            Чувство прекрасного в окружающем мире создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес, обостряет психические процессы. Специалист в области эстетике Киященко Николай Иванович отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действительности эстетического воспитания.

            Проанализировав весь вышеизложенный материал, следует прийти к выводу. Школьный возраст – это особый возраст для формирования эстетического воспитания, где именно учитель будет играть главную роль. Учитель способен не только основать прочные знания эстетически развитой личности, но и через эстетическое воспитание заложить подлинное мировоззрение человека, т. к. именно в младшем школьном возрасте формируется отношение к окружающему миру, развитие эстетических качеств личности.
      1   2   3


    написать администратору сайта