курсовая работа теории воспитания. теория воспитания. Теоретический аспект исследования эстетического развития личности
Скачать 71.4 Kb.
|
Глава 2. Эмпирическое исследование воспитательного процесса развития эстетического вкуса школьников процессе 2.1. Диагностическое исследование уровня развития эстетического вкуса школьников Целью исследования является выявить уровень развития эстетических качеств и восприятия у детей. Для достижения цели, поставлены следующие эмпирические задачи констатирующего этапа исследования: 1. Изучить особенности предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи в изобразительной деятельности, а также особенностей освоения определённых эстетических категорий (таких, как «прекрасно», «безобразно», «красота» и других); 2. Выявить особенности развития художественно-эстетического восприятия у школьников; 3. Выявить и сравнить уровень творческого воображения у детей; 4. Разработать проект с целью развития эстетических качеств у детей посредством изобразительной деятельности (в домашних условиях). Данное исследование проводилось с детьми в рамках МБОУ «СОШ» № 155., г. Новосибирск, 1 класс – 15 девочек, 7 мальчиков. Исследование проводилось во внеурочное время (в рамках классного часа) с помощью применения метода «Интервью с художником, которое состоит из двух заданий с различными направлениями. Исследование проводилось в три этапа: 1) беседа с учителем, 2) проведение методик, 3) анализ полученных результатов и оформление рекомендаций учителю. Диагностическая игровая ситуация «Интервью с художником» (на основе беседы). Содержание беседы определено с опорой на исследования и методические разработки (Н.М. Зубарева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина, Н.П. Сакулина, А.М. Чернышова) [14, с.78]. Цель – выявление особенностей предпочтений детей в видах и жанрах искусства живописи в изобразительной деятельности; особенностей освоения некоторых эстетических оценок и категорий («безобразно», «прекрасно» и др.) Условия диагностирования. Проводится индивидуально. На основании данных вопросов возможно проведение диагностического занятия с участием подгруппы детей (6-8 человек). Стимульные материалы: репродукции разных жанров изобразительного искусства (живописи) знакомых детям произведений. Мотив. Ребенку предлагается «превратиться в настоящего художника» и «дать интервью» художественному журналу. Можно использовать игровые атрибуты: диктофон, микрофон, блокнот для записи. Предъявляемые задания. Детям предлагаются группы вопросов. 1.Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых этических категориях: Как ты думаешь, что такое красота? Что можно назвать красивым, прекрасным? А безобразным? Вот этот цветок (демонстрация эстетически привлекательного объекта) – прекрасен? Почему ты так решил? Как ты думаешь, чем люди обычно украшают разные предметы (в доме, одежде)? А зачем они это делают? 2.Вопросы, направленные на выявление представлений детей о некоторых видах и жанрах искусства живописи: Если бы тебя спросили, что бы ты ответил: живопись – это … (что такое?) Как ты думаешь, кто создает картины? Как ты думаешь, зачем рисуют картины? Зачем люди ходят в музеи смотреть на картины? Подскажи, где здесь пейзаж? Натюрморт? Портрет? Как ты догадался? А что такое пейзаж (что там обычно нарисовано)? Способы обработки и анализа материалов. Фиксируются ответы на вопросы, интерес детей, эмоциональные проявления. Затем все ответы анализируются и оставляется протокол полученных данных с расстановкой баллов (от 0 до 5): 0 баллов - не ответил 1 балл - очень мало 2 балла - мало 3 балла - средняя оценка 4 балла – достаточно 5 баллов – полные ответы, много. Затем, высчитывается средний балл и присваиваются категории. Интерпретация среднего балла: 0-1,5 б.– низкий уровень 1,5- 3,5 б. – средний уровень 3,5 - 5 б. - высокий уровень Результаты диагностического интервью. Ниже представлен протокол по двум направлениям игровой ситуации «Интервью с художником». Каждому ребёнку присвоен свой номер: Игорь Т. – 1 Маша К. – 2 Рома Л. - 3 Оксана Т. – 4 Ира Р.- 5 Иван Ф. – 6 Оля Ф. – 7 Ангелина Т. – 8 Виолетта М. – 9 Кирилл М. - 10 И т.д. Только 4 ребёнка смогли дать развернутые ответы на поставленные вопросы, дать пояснение к определениям «красота», «прекрасно» и «безобразно», что говорит о высоком уровне их эстетического воспитания. У 30% детей был выявлен низкий уровень эстетического воспитания. Наглядно результаты первой части методики представлены на рисунке 1 (См. Приложение 1). Однако по результатам второй части методики мы видим, что детей, разбирающихся в жанрах живописи и имеющих первичные представления об искусстве гораздо больше. Представим графически результаты анализа представлений детей младшего школьного возраста о некоторых видах и жанрах искусства: Проанализировав результаты эмпирического исследования, следует сделать вывод. Большинство детей имеют средний и высокий уровень развития представлений о видах и жанрах искусства и живописи. В целом мы выявили средний уровень развития художественно-эстетического воспитания у детей исследуемой группы. По методике Н.И. Шевандрина из 22 учеников высокий уровень эстетических интересов показали 32% учащихся. У 5 детей отмечен средний уровень эстетических интересов - 20%. Остальные учащихся показали начальный уровень - 48%. По методике И.Е. Домогацкой высокий уровень эстетических знаний показали 3 школьника, что составляет 12% от общего числа учащихся. Средний уровень эстетических знаний выявлен у 7 детей - 28%. Эти школьники знакомы с основными цветами спектра, смогли назвать несколько фамилий художников, назвали некоторые жанры искусства (портрет, пейзаж, натюрморт). Остальные же 15 учащихся данной группы показали начальный уровень знаний. По методике О.А. Шаграевой высокий уровень эстетической потребности отмечается только у 7 учеников – 28%. На среднем уровне 5 детей испытывают потребность в искусстве – 20%, начальный уровень отмечен у остальных ребят - 52%. Эти ученики не испытывают потребности к тем видам деятельности, которые имеют отношение к искусству, творчеству. Исходя из полученных результатов, мы пришли к выводу о необходимости разработки и апробации в экспериментальной группе занятий, включающих в себя метод арт-терапии (традиционные и нетрадиционные техники изотерапии, элементы музыкотерапии), направленных на развитие у второклассников экспериментальной группы эстетических качеств и знаний, воспитание у детей бережного отношения к окружающей действительности и стремление вносить элементы прекрасного во все стороны своей жизни. Основой построения занятий служили принципы, выделенные И.Я. Лернером [9, с. 55]: 1) принцип ориентировки в зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида изобразительного искусства; 2) принцип приобщения детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; 3) принцип целостного и аналитического подхода к художественным явлениям; 4) принцип ориентировки в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве. 2.2. Роль семьи в эстетическом воспитании школьников Процесс воспитания эстетического вкуса школьников протекает в двух важных институтах социализации личности: семья и школа. Эффективность эстетико-воспитательной работы с школьниками зависит во многом от единства действий педагога и родителей. Это позволяет приумножить усилия двух сторон для создания условий, которые способствуют эстетическому воспитанию младших школьников. И всё же ведущую роль в эстетическом воспитании школьников играет семья. Именно под влиянием родителей формируется эстетические вкусы, развивается интерес к разным видам искусства. Успех будет зависеть от заинтересованности родителей в культурно-эстетическом развитии своих детей. Эстетическое воспитание осуществляется по таким направлениям: Развитие наблюдательности; Привитие ребенку культуры общения, внешнего вида и эстетики личного пространства; Формирование культуры проведения свободного времени; Совместное творчество. И используют те же методы и средства, что и учителя. Родители создают благоприятные условия для эстетического развития. К ним относятся: Художественная обстановка в доме и вокруг него; Подобранные со вкусом предметы искусства (библиотека, телевизор, проигрыватель или другой музыкальный инструмент). Но важным и главным условием остается отношения в семье, которые должны отвечать требованиям эстетики и морали. Данные условия успешно формируют эстетическую культуру школьников. При правильно организованной работе по эстетическому воспитанию у школьников пробуждается самовоспитание. Оно призвано руководить процессом эстетического саморазвития учащихся. Эстетическое самовоспитание является составной частью общего педагогического процесса. По степени развития самовоспитания можно судить об эффективности и качестве воспитательного процесса. К сожалению, немногие из родителей проводят свободное время с детьми, не устраивают семейных праздников, не приобщат детей к искусству. Всё это может говорить о низком уровне эстетического воспитания семьи. Таким образом, говоря о проблеме эстетического воспитания школьников можно сделать вывод, что решить данную проблему можно только при совместном усилии семьи и педагога. Для этого необходимо использовать известные методы и находить новые, которые будут эффективно осуществлять эстетическое воспитание школьников. 2.3. Деятельность общеобразовательного учреждения по воспитанию эстетического вкуса школьников Деятельность общеобразовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников осуществляется по таким направлениям: -учебная эстетическая деятельность; - внеучебная; - внутришкольная; - внешкольная; -сотрудничество с родителями. Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы. Основными методами эстетического воспитания являются: - разъяснение; - анализ произведений искусства; - решение эстетических задач; - упражнение в искусстве; - положительный пример. Основными формами эстетического воспитания являются: -беседы и лекции; -вечера поэзии; -встречи за круглым столом и другие. Но формы и методы не используются по отдельности, педагоги применяют комплекс художественно – эстетических средств. Основными из них являются: Познание; Труд; Игра; Общение; Природа; Искусство; Литература; Бытовая обстановка. Эти средства входят в систему эстетического воспитания. Рассмотрим их особенности и значение для эстетического развития младших школьников. Познавательный процесс является важным для формирования эстетического воспитания младших школьников. Школьник, проникая в сущность предметов, процессов он воспринимает те эстетические свойства, которые присущи им. Поиск истины всегда окрашен эмоциональными переживаниями. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник» (15,99). Размышление углубляет эстетические переживания. Константин Георгиевич Паустовский говорил, что знающий увидит красоту земли там, где ее никогда не увидит человек необразованный. Красота выступает одним из критериев истинности знаний. Мы убедились в том, что познавательный процесс влияет на развитие эстетического воспитания младших школьников. Педагоги утверждают, что труд тоже влияет на эстетическое воспитание. Рассмотрим каким образом труд влияет на эстетическое воспитание. Труд, какой бы он не был, умственный или физический так же как и познавательный процесс активно влияет на эстетическое воспитание учащихся. Основными путями влияния являются: Сам процесс труда. Содержание работы Результат труда. Отношение в труде. Правильно организованный труд всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы, используемые в труде. Человека радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеют слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде. Антон Семенович Макаренко утверждал, что в деле воспитания эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньше значение, чем эстетика поведения. Эстетическое воспитание проявляется и в играх. В играх проявляется гармония движений, обстановка, ритуалы допускают привлечение средств искусства. Общение школьников в коллективе – это хорошая школа эстетического воспитания младших школьников. Но при этом необходимо, чтобы средства общения отвечали требованиям эстетики. Основным средством общения является речь учащихся. Главные условия красоты речи – это содержательность и чистота. Необходимо, чтобы речь была образная, лаконичная, четко продуманная. Украшает речь образность. Оживляет речь и применение поговорок, пословиц, но при этом необходимо, чтобы все это применялось уместно. Правильное использование мимики, жестов, позы – все это показывает эстетическую воспитанность. Природа – это один из важнейших источников эстетических переживаний младших школьников. Природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года. Природа влияет на духовный облик человека. Искусство является важнейшим средством эстетического воспитания младших школьников. Владимир Ильич Ленин утверждал, что искусство должно пробуждать в людях художников. При этом мы не говорим о профессии художника, а о том чувстве, которое развивается при соприкосновении с искусством. Каждый вид искусства по-своему влияет на развитие эстетических качеств. Прикладное искусство формирует художественный вкус в выборе вещей и предметов повседневной жизни. Этот вкус учащиеся отражают в своих поделках. Каждый учебный предмет в образовательном учреждении имеет большие возможности для эстетического воспитания младших школьников. Эстетическое воспитание осуществляется прежде всего при изучении предметов искусствоведческого цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы. Данные учебные предметы обеспечивают знание основ эстетики, художественное образование учащихся. На уроках музыке стоит задача объединить в сознании учащихся три вида искусства: музыку, литературу и живопись, раскрыть их внутренние связи. Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к музыке. Понимание приходит в результате вдумчивого слушания. Главной идеей изобразительного искусства является связь искусства с жизнью. Связь искусства с жизнью осуществляется посредством трех элементов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного. Большое влияние на эстетическое воспитание оказывает литература. Именно литература занимает ведущее положение в системе искусств. Слово как средство творчества способно и создавать образы, и анализировать явления жизни. При чтении художественного произведения важно непосредственное эмоциональное его восприятие. Это первая стадия восприятия читаемого. На второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. И третья стадия – обдумывание прочитанного. Не только предметы искусствоведческого цикла формируют эстетическое воспитание, но и совместная творческая деятельность учителя и учащихся. Чистота и порядок на рабочих местах, исправные наглядные и технические средства, спокойные и деловые отношения – всё это является необходимым условием успешного эстетического воспитания младших школьников. Важное значение при формировании эстетического воспитания имеет труд школьника. Во всяком труде есть возможность использовать техническую эстетику, красоту оформления кабинета, участка. Завершая трудовой процесс, важно побудить учащихся почувствовать радость от полученных результатов труда: чистый класс, красивое изделие. Подведение итогов труда сопровождается выпуском стенгазеты, оформление выставки, проведением вечера. Художественные средства связываются учащимися с впечатлениями от выполненного труда и создают положительную установку на дальнейшее участие в труде. Важнейшим условием эстетического воспитания является красота отношений между учащимися в процессе труда. Учитель создает атмосферу взаимопомощи, здорового соревнования, хорошего настроения. Большое значение к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Ценность состоит в проигрывании определенных ролей, основывается на фантазии учащихся. Образовательное учреждение не ставит перед собой цели подготовить артиста или музыканта, но через школьную самодеятельность учащиеся приобщаются к активной общественной деятельности. Участники творческого объединения имеют возможность вовлекать своих товарищей в художественную самодеятельность, активно бороться с мещанством и безвкусицей, нести культуру в массы. 2.4. Рекомендации по воспитанию эстетических качеств личности в процессе взаимодействия с семьей Комплекс рекомендаций по воспитанию эстетических качеств личности включает в себя следующие задачи: Создать условия для развития художественного и эстетического восприятия у младших школьников; Повысить уровень профессионального мастерства учителей; Проследить динамику формирования эстетических отношений, предпочтений детей в семье, развития художественно-эстетического восприятия. Повышения уровня вовлеченности родителей в развитии эстетического воспитания школьника. Исходя из задач, поставленных перед коллективом школьного образовательного учреждения, были созданы условия для развития художественного и эстетического восприятия у ребят. |