курсовая работа теории воспитания. теория воспитания. Теоретический аспект исследования эстетического развития личности
Скачать 71.4 Kb.
|
Содержание Введение……………………………………………..……………………………3 Глава 1. Теоретический аспект исследования эстетического развития личности…………………………………………………………………………..5 1.1. Понятие и сущность эстетического воспитания……………………………5 1.2. Основные методы и формы эстетического воспитания личности…………8 1.3. Особенности развития эстетического вкуса школьников ………………..12 Глава 2. Эмпирическое исследование воспитательного процесса развития эстетического вкуса школьников процессе……………………..16 2.1. Диагностическое исследование уровня развития эстетического вкуса школьников………………………………………………………………………16 2.2. Роль семьи в эстетическом воспитании школьников………………...…..19 2.3. Деятельность общеобразовательного учреждения по воспитанию эстетического вкуса школьников……………………………………………….21 2.4. Рекомендации по воспитанию эстетических качеств личности в процессе взаимодействия с семьей………………………………………………………..26 Заключение……………………………………………………………………...29 Список использованной литературы………………………………………..32 Приложение……………………………………………………………………..34 Введение Данная курсовая работа посвящена теме «Воспитание эстетического вкуса школьников». Выбор темы обусловлен тем, что позволит рассмотреть такие институты социализации личности, как семья и общеобразовательное учреждение, изучить различные теоретические положения об основных формах и методах эстетического воспитания, а также проанализировать методику воспитания эстетического вкуса школьников и разработать необходимые рекомендации к воспитанию эстетических качеств. Актуальность темы заключается в том, что в условиях современного общества эстетическое воспитание, как средство формирования всесторонне развитой гармонической личности, обладающей широким кругозором, разносторонними знаниями и развитыми способностями, занимает все более значительное место. Проблема воспитания эстетического вкуса является одной из важнейших проблем формирования общей культуры общества. Эстетическое воспитание значимо тем, что обеспечивает личностно-ценностную ориентацию личности, развитие ее эстетического отношения к природной и предметной среде. Объект исследования - эстетический вкус школьников. Предмет – совокупность нравственно-эстетических механизмов в процессе воспитания школьников. Цель данной работы - изучить особенности воспитательного процесса эстетического вкуса школьников. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач: - раскрыть понятие и сущность эстетического воспитания; - определить формы и методы эстетического воспитания; - рассмотреть особенности развития эстетического вкуса школьников; -провести диагностическое исследование уровня эстетического вкуса школьников; - рассмотреть роль семьи в эстетическом воспитании школьников; - проанализировать деятельность общеобразовательного учреждения по воспитанию эстетического вкуса школьников; - разработать рекомендации по воспитанию эстетических качеств личности в процессе взаимодействия с семьей. Методами исследования являются: − описательный метод; − метод компонентного анализа; − дескриптивный метод; − анализ научного материала; - метод сравнительного анализа. Теоретическую базу исследования составили труды таких известных исследователей как: Силин А.Н., Хайруллина Н.Г., Пилипенко Л.М., Пивоварова И.В., Бурмистрова С.М., Иванова В.М., Арнаутова Е.П., Грибенникова И.В., Загик Л.В. и другие. Теоретическая значимость работы направлена на исследование теории эстетического воспитания школьников. Анализ исследуемого материала позволяет сделать выводы о возможности рассмотрения роли семьи и общеобразовательного учреждения в фокусе средств оценочной категоризации, что способствует дальнейшему развитию социологической теории в целом. Практическая значимость работы заключается в повышении профессионального уровня исследователя. Конечные результаты могут быть использованы на практических занятиях по психологии, социологии. Полученные исследования являются хорошей базой для дальнейшего изучения особенностей воспитательного процесса в аспекте эстетической составляющей личности. Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Глава 1. Теоретический аспект исследования эстетического развития личности Понятие и сущность эстетического воспитания Эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты», деятельность которой строится на основе внутренне принятой общественной морали и чувстве совести. Результат нравственно-эстетического воспитания материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении [2, с.81]. Эстетика-это раздел философии, занимающийся природой, творчеством и оценкой искусства и красоты. Слово “эстетическое” происходит от греческого, означающего “Я воспринимаю, чувствую, ощущаю”. В настоящее время духовное развитие и эстетическое воспитание стали процветающими элементами современного образования. Образовательные учреждения являются основными социальными службами, обеспечивающими образовательный процесс. Здесь эстетическое воспитание осуществляется через систему классного и внеучебного обучения. В общем, эстетическое воспитание-это обучение в искусстве, о нем и через него. Эстетическое воспитание позволяет учащимся выражать свои чувства и идеи, развивает воображение, творческие способности, выразительность и критический дух [10]. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом воспитания. Она включает в себя развитие эстетических чувств, интересов и вкуса путем восприятия красоты и гармонии. Эстетические чувства формируются через опыт эстетических впечатлений (наслаждение, возбуждение, наслаждение, восторг и т. д.). Эстетический вкус и способность судить о прекрасном и безобразном очень субъективны и соответствуют мировоззрению индивида. Сформировавшийся эстетический вкус определит оценку человека не только в искусстве, но и в любой другой творческой сфере, повседневной жизни и поведении. Более того, эстетический вкус проявляется не только в рассуждениях, но и в чувствах, которые трудно “перевоспитать” [4]. Природа искажения красоты заключается в отрыве от современного общества, плохих художественных принципах и просветительской практике. В православии “красота” неразрывно связана с “добром”. Однако митрополит Волоколамский Иларион отмечает, что сегодня мы живем в мире, где понятия “добро” и “красота” разделены. “Добро” стало категорией этики, “красота” превратилась в абстрактную эстетику. Образование должно отвечать не только требованиям и идеалам общества потребления, но и необходимости духовно-нравственного возрождения на основе традиционных православных ценностей. Эстетическое воспитание - это специфическое взаимодействие познания и эмоций, включение искусства в учебный план. Он развивается: - искусство и культурное сознание; - восприятие; - творчество; - эмоциональный интеллект; - способность к критической рефлексии; - способность принимать решения; - познание, ум и эмоции, анализ и интуиция; - партнерство учителя и ученика; - способность справляться с повседневными жизненными и социальными ситуациями [6, 7, 11]. Эстетическое воспитание направлено на формирование творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, ценить и создавать художественные ценности [5]. Она способствует нравственному и духовному развитию, повышает открытость личности к культурному наследию, развивает эстетическое чувство и потребность во взаимодействии с культурой [1, 9]. Она направлена на развитие личности обучающегося и предполагает определенную координацию его трудовой, учебной и исследовательской деятельности [2]. Основными элементами эстетического воспитания являются искусство, культура, мышление, общение и интегративные процессы [8]. Эстетическое воспитание есть результат чувственного, образного восприятия действительности. Она ориентирована на формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетической красоты и идеалов, способности к художественному творчеству и эстетическому восприятию окружающего мира. Она тесно связана со всеми направлениями воспитания: нравственным, политическим, правовым, трудовым, экономическим, экологическим, физическим и этическим. Однако формирование “чистого” аутентичного сознания не является долгосрочной целью эстетического воспитания. Эстетическое воспитание ориентировано на развитие внутреннего мира. Эстетическое воспитание помогает изменить нравственную установку на манеры и поведение [3]. Эстетическое воспитание должно быть частью учебной программы. Это может быть достигнуто при изучении различных предметов: - физика (развивает способности видеть, понимать и чувствовать внутреннюю красоту науки и процесса познания); - культурология (знакомит с великими произведениями искусства, развивает эстетические взгляды, вкус); - литература (формирует внутренний мир, мировоззрение, нравственные и эстетические идеалы); - история (развивает понимание мира, патриотизм); - право (формирует правовую культуру и поведение); - иностранный язык (позволяет учащимся понять другую культуру, повышает общую культуру, расширяет кругозор, развивает ум); - музыка (развивает способность воспринимать и понимать); - изобразительное искусство (развивает восприятие действительности, зрительное восприятие, воображение, пространственный вывод, память, чувства; раскрывает творческие способности); - физкультура (развивает пожизненную чувствительность к проблемам здоровья, приносит радость себе и другим). Таким образом, эстетическое воспитание развивает способность видеть и чувствовать красоту и гармонию. Она успешно сочетает в себе ум и эмоции, развивает навыки, которые приводят к правильному восприятию, наслаждению и оценке прекрасного в литературе, искусстве и жизни. Эстетическое воспитание-это целенаправленная система воспитания человека, способного жить и работать по законам красоты. Эстетическое воспитание развивает вкус и выразительные способности учащегося, способствует повышению эффективности образовательного процесса и творческой самореализации; развивает толерантность, креативность, воображение, талант, культурную оценку, межкультурную осведомленность и помогает учащимся стать более глобально мыслящими Основные методы и формы эстетического воспитания личности В процессе развития эстетической составляющей у ребенка огромную роль играет эстетика. Окружающая обстановка, одежда, убранство помещений – влияют на формирования эстетического вкуса ребенка. Известно, что эстетическое воспитание и воспитание предполагает широкий спектр методов и подходов. Например: - интерактивные методы обучения (взаимодействие между участниками образовательного процесса); - приобретение и обсуждение великих произведений искусства (посещение музеев, художественных галерей и выставок); - чтение литературы (знакомство с художественными шедеврами, памятниками истории и культуры, боями и др.); - диалоги, дискуссии (развивают навыки критического мышления и оценки, умение глубоко задуматься над темой); - семинары (очерчивают особенности зрительного мышления, художественного воображения, восприятия, эмоционально-эстетической оценки произведений искусства); - художественно-творческие конкурсы (развивают творческие способности и потребность в творческой деятельности, эстетический вкус); - прослушивание музыки (развивает музыкальное воображение); - занятия спортом и загородные прогулки (развивают эстетику движения) [12, с.90]. Несомненно, эстетическое воспитание-это мощное повышение ценностной ориентации и оценки красоты людей. Она доставляет людям художественное наслаждение и удовольствие, воспитывает чувства, делает мир более красочным, обогащает ум, расширяет кругозор и способствует лучшему развитию человеческой цивилизации [12]. В аспекте педагогики исследователи выделяют следующие методы эстетического развития личности: - метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение воспитателем текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение; - метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном соприкосновении с произведениями искусства; - метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых. Важно знать, что методы убеждения и приучения не существуют изолированно. Убеждая ребенка в значении добрых поступков, воспитатель неоднократно возвращается к этому, как бы приучая детей к ним. Закрепление приобретенных навыков практическими действиями позволяет преодолеть разрыв между словом и делом в поведении ребенка, который может произносить хорошие слова об окружающем, а действовать вразрез с ними. - метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод, воспитатель предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д., тем самым приучая к видению прекрасного [17, с.78]. Проблема классификации методов развития эстетической составляющей приковывала внимание многих исследователей, так в рамках педагогической науки было разработано достаточно большое количество классификаций относительно данной проблематики. Эстетическое воспитание может быть организовано по разным формам и классификациям: - по принципу управления деятельностью – под прямым и косвенным руководством воспитателя; - по количеству детей – фронтальная, подгруппами, индивидуальная; - по видам деятельности – занятия, театрализованные игры, экскурсии, проведение праздников. Одна из форм - самостоятельная, где дети по своей инициативе могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно- речевой, изобразительной, театрально игровой. Если на занятиях воспитатель целенаправленно осуществляет выполнение программы по тому или иному разделу художественной деятельности (пение, слушание музыки, рисование, лепка, рассказывание и т. д.), то вне занятий ребенок сам определяет цели, задачи, находит средства для передачи своего замысла [2, с.56]. В связи с этим самостоятельная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. При этом существенное значение приобретают разнообразные жизненные впечатления. Прогулка в лес, посещение театра, цирка, рассматривание иллюстраций, картин, игрушек оставляют след в памяти ребенка, вызывают у него, как правило, положительные эмоции. Образы из любимых сказок, рассказов, мультфильмов находят отражение в детских играх, художественной деятельности. Опираясь на эти впечатления, дети сами создают какую-либо похожую жизненную ситуацию [18, с.87]. Следующая форма деятельности – совместная (взрослый и ребенок). Это совместные: - игры; - экскурсии; - прогулки; - праздники и развлечения; - театрализованные игры и игры-драматизации. Все это занимает значительное место в процессе эстетического воспитания. В эстетическом воспитании также широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования [16, с.130]. Использование методов и приемов зависит от того, какие качества, способности взрослый хочет развить у ребенка. Проанализировав весь вышеизложенный материал, необходимо сделать вывод. В рамках психологии и педагогики существует достаточно большое количество классификаций методов развития эстетической составляющей, однако наиболее оптимальной и подходящей для данной исследовательской работы является классификация В.И.Логиновой и П. Г.Саморуковой, поскольку данная классификация включает в себя три группы методов, направленных на: формирование эстетического сознания; приобщение детей к эстетической и художественной деятельности; развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков. Данные методы позволят развивать целостное эстетическое восприятие действительности, воспитать эмоциональную отзывчивость и осуждение безобразного, а также побудить детей к творческому самовыражению. Что касается форм эстетического воспитания, то следует сказать, что выбор той или иной формы обуславливается целью и задачами, которые преследует воспитатель, какие качества личности находятся в центре достижения той или иной эстетической задачи. Особенности развития эстетического вкуса школьников На современном этапе развития образования особое внимание уделяется развитию у детей младшего школьного возраста эстетических качеств. Эстетическое воспитание является важнейшим средством формирования у ребенка отношения к действительности, гармонизирует и развивает духовные способности младших школьников, необходимые в различных областях творчества. Кроме формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует «формированию нравственности школьника, расширяет его познания о мире, обществе и природе» [1, с. 341]. Б.Т. Лихачев отмечал, что период младшего школьного возраста «является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» [7, с. 203]. Проведенный анализ педагогической и методической литературы показал, что одним из основных средств эстетического воспитания младших школьников является искусство [2-4]. С помощью искусства можно развивать эстетические знания, эстетическое отношение, эстетическую потребность, вкус ребенка, а также формировать направленность интересов, развивать способность творить. Необходимо отметить, что искусство учит не только слушать и смотреть, но и «слышать, и видеть, а значит чувствовать» [5, с. 38]. Сам научно-познавательный процесс предоставляет большие возможности для эстетического воспитания как младших, так и старших школьников. Мышление усиливает эстетические переживания. Процесс умственного и физического труда, его содержание, результаты труда также влияют на эстетическое воспитание. Правильно организованная работа вызывает чувство удовлетворения и удовольствия. Ребенок всегда доволен положительными результатами своей деятельности. Поэтому главной особенностью нравственно-эстетического воспитания младших школьников является познание через игру. Ведь все, что приносит положительные эмоции, легко запоминается и усваивается детьми. Атмосфера, ритуалы игры, костюмы - все это доставляет студентам массу удовольствия. Кроме того, во время игр дети очень много и неформально общаются. Ведь общение-это деятельность, имеющая для детей высокое духовное значение. Эстетическое воспитание через труд - один из важнейших аспектов успешного педагогического процесса [10, с.90]. Природа также является важным средством воспитания. Оно, в отличие от искусства, подвижно и естественно. Картина природы постоянно меняется в течение дня, за ней можно наблюдать бесконечно! Природа облагораживает человеческие чувства, влияя на духовный облик человека. Природа-это тоже музыка: пение птиц, шелест листьев, журчание воды. Ароматы лесов и полей, красота и гармония окружающего мира вызывают у школьников переживания, которые становятся дорогими человеку в постоянном контакте с природой и формируют основу патриотического чувства. Огромную роль в программе нравственного и художественно-эстетического воспитания играет разнообразная деятельность вне класса и вне школы. Это позволяет связать творчество школьников с эстетическим просвещением. Именно так школьники получают возможность раскрыть свои способности, проявить индивидуальность, обогатить свой жизненный опыт, занять свое место в коллективе [9, с.105]. Программа эстетического воспитания школьников во внеурочное время включает в себя три взаимосвязанных звена: - развитие эстетических чувств; - эстетическое просвещение; -пополнение опыта художественной деятельности. Проанализировав весь вышеизложенный материал, следует прийти к выводу. Школьный возраст – это особый возраст для формирования эстетического воспитания, где именно учитель будет играть главную роль. Учитель способен не только основать прочные знания эстетически развитой личности, но и через эстетическое воспитание заложить подлинное мировоззрение человека, т. к. именно в младшем школьном возрасте формируется отношение к окружающему миру, развитие эстетических качеств личности. |