Главная страница

Ответы на билеты. Проф этика билеты 2. Теоретического знания


Скачать 63.94 Kb.
НазваниеТеоретического знания
АнкорОтветы на билеты
Дата24.05.2023
Размер63.94 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПроф этика билеты 2.docx
ТипДокументы
#1157544
страница1 из 3
  1   2   3

Проф этика билеты

  1. Профессиональная этика юриста как система теоретического знания.

Профессиональная этика юриста — один из видов профессиональной

этики, которая в свою очередь является частью науки, носящая название «Этика». Понятие «этика» имеет греческое происхождение (ethika).

Оно, в свою очередь, образованно от слова ethos, что в переводе обозначает «нрав», «обычай», «правило».

Как система теоретических знаний этика включает в себя знания:

— о сущности (природе) морали;

— о функциях морали;

— о содержании (структуре) морали;

— о ее происхождении;

— о категориальном аппарате, отображающем содержание морали;

— о методах и формах нравственного воспитания;

— об истории становления и развития этики.

этика — это наука, предметом изучения которой является мораль.

2.Основные положения работы А.Ф. Кони «Нравственные начала в уголовном процессе. Общие черты судебной этики».

Очерк касается актуального вопроса нравственности в уголовном процессе. Кони устремляет внимание на нравственную сторону уголовного процесса, его стадий и участников, требует на этапе университетского образования воспитать достойных юристов, с этой целью призывает расширить курс академического преподавания уголовного правосудия. Так как именно за нравственным (естественным) законом будущее в уголовном процессе.

Кони проводит анализ стадий судебного процесса и истории эволюции уголовного судопроизводства, а именно ролей участников в процессе с точки зрения нравственного закона. Начиная с оценки эволюции роли судьи в уголовном процессе, принятия им судебного решения, в формальном и морально-этическом плане, и заканчивая возможностью развития суда присяжных заседателей как формы суда, заслуживающей особого внимания с точки зрения нравственных начал и воспитания общества.

3.Моральное сознание и его проявления в юридической сфере.

Моральное сознание – человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений.

Моральное сознание рассматривает явления и поступки людей не в плане их причинной обусловленности (почему человек сделал что-либо), а со стороны их достоинства, ценности. Моральное сознание оценивает действия и общественные явления, мораль дает возможность выбора между добром и злом, который человек делает в силу своего понятия о должном (о том, как должно быть). Совокупность определенных норм, запретов и требований, которые регулируют человеческую деятельность и поведение и составляют содержание морального сознания.

Моральное сознание формируется в процессе воспитания и самовоспитания человека и проявляется в его поведении и нравственной культуре.

Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствия действия) и совокупности поступков (линии поведения).

4.Моральное поведение и его проявление в юридической сфере.

Юридическая этика - это профессиональная этика, которая является практическим выражением и воплощением этики права у профессионала.

Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности юриста, особенностями его нравственного и социального положения. Для нее характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.

Субъектом юридической этики является специалист, непосредственно реализующий в профессиональной практике свое отношение к законотворческой и правоприменительной институциональной деятельности.

5.Моральные отношения и их проявления в юридической сфере.

Прежде всего, эта специфика состоит в самом назначении юридического корпуса обеспечивать выполнение решений Президента РФ и государственную и правовую защиту своего Отечества.

Нравственные отношения юристов находят свое конкретное выражение в стремлении при любых обстоятельствах выполнить свои обязанности, свой долг. И если мы все же встречаемся с негативным отношением к юридическим структурам определенных кругов, организаций, то это является следствием нравственного неблагополучия в нашем обществе. Такое положение обусловлено кризисом нравственности, существенной стороной которого является пересмотр старой системы ценностей, отказ от нее в пользу новой. На место безграничной веры в авторитеты, догматизированной морали приходит новая мораль, связанная с оправданием стремления людей к увеличению суммы удовольствий и наслаждений, личного комфорта и материальных благ, с развитием индивидуализма. Процесс этот, по-видимому, необходимый для общества в целом, оказался разрушительным для государства и его составляющих и отрицательно сказался на нравственном здоровье, особенно высокопоставленных юристы. Впрочем, положение меняется к лучшему. Создаются и совершенствуются структуры государственной и муниципальной власти. Рассматриваются и другие документы, определяющие положение в обществе и жизнедеятельность государственных структур.

6.Моральные конфликты и их классификация.

конфликт (от лат. conflictus -- столкновение) -- столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

Существуют четыре основных вида конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

7.Соотношение морали и права.

Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяет более глубоко познать оба эти явления.

Единство права и морали состоит в том, что:

1) они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;

2) право и мораль преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;

3) у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения (только в разном объеме), они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

4) право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

5) право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или в данной формации;

6) право и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.

Отличия права и морали заключаются в следующем:

1) право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством. Нормы морали возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы нравственная норма получила право на существование достаточно, чтобы она была признана самими участниками социального общения - классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит неофициальный (негосударственный) характер;

2) право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. Мораль опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты;

3) право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются (сводятся) для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей - участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателя;

4) право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д.;

5) право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом - он носит процессуальный характер. Его соблюдение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь в произвольной форме. Иной характер носит ответственность за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми;

6) право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции;

7) право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают.

8.Функции морали.

Мораль осуществляет определенные функции:

Примеры функций морали

К функциям морали относятся: регулятивная, оценочная (аксиологическая), ориентирующая, мотивационная, познавательная (информационная), воспитательная, коммуникативная, идеологическая, мировоззренческая функции.

регулирует поведение и оценивает действия людей в типичных и значимых социальных ситуациях

определяет жизненные ориентиры и вырабатывает определённую модель поведения человека

способствует формированию ценностей и мировоззрения человека без внешнего контроля

9.Религиозная точка зрения на происхождение морали.

С религиозной точки зрения возникновение морали не обусловлено обстоятельствами жизни, а служит некой данностью, исходящей от Бога, являющегося сосредоточением всей полноты абсолютного совершенства и источником тех качеств, которые в земной жизни называются высоко нравственными. Можно сказать, что мораль согласно религии есть проявление Бога в человеке.

Мораль приобретается человеком в результате его соединения с Богом посредством веры: человек приближается к Богу и в него входит стремление к добру, человек отдаляется от Бога добро его покидает и ему на смену в человека входит зло, источником которого является Сатана. Аморальность, таким образом, является результатом отдаления от Бога, и в религиозной сфере фиксируется посредствам категории «грех». Следует вывод о том, что если бы Бога не было, то жизнь человеческого общества превратилась бы в сплошной кошмар. Следует отметить, что истинно верующие люди действительно отличаются высокой нравственностью.

Значительный нравственный потенциал, содержащийся в религии, заключен в следующем:

1) Для того, чтобы нормы соблюдались, они должны иметь как можно более высокий авторитет. Моральные нормы, имеющие религиозное происхождение, обладают у верующих людей абсолютным авторитетом, поскольку эти нормы установлены не людьми, а самим Богом. Нормы морали, данные Богом, не подлежат обсуждению- они подлежат только безусловному выполнению;

2) Процесс соблюдения норм морали всеми верующими людьми находиться под постоянным контролем. Этот контроль осуществляет Бог, обладающий свойством всеведения.

3) По результатам соблюдения норм морали каждый из верующих людей получит обязательное посмертное воздаяние- обязательное поощрение в виде рая или обязательное наказание в виде ада.

10.Светские точки зрения на происхождение морали.

С атеистической (материалистической) точки зрения происхождение морали трактуется иначе. Её содержание предопределяется исходным принципом материализма, которого он придерживается при анализе явлений общественной жизни, а именно – общественное бытие определяет общественное сознание. Относительно морали – это значит, что мораль, как одна из форм общественного сознания возникла в ответ на потребности практики общественной жизни в установлении общих для всех членов общества правил поведения в определенных, часто повторяющихся ситуациях. Таким образом, происхождение морали, по мнению атеистов, являются те отношения, в которых люди состоят в процессе их производственной деятельности. Из атеистической позиции мораль, поскольку она отражает изменяющиеся со временем производственные отношения, также со временем изменяется. «Всякой общественной форме собственности – соответствует своя мораль» Карл Маркс. Существует, точка зрения, согласно которой мораль человеческого общества есть не что иное, как человеческое выражение тех инстинктов животного мира, которые обеспечивают выживание животных в борьбе за существование.

11. Категории этики и их классификация.

Категории этики складывались в ходе развития процесса познания сферы морали. Классифицируют категории этики в зависимости от того, какие стороны морали они отражают. Например, в отдельную группу можно выделить категории, отражающие структуру морали: «моральное сознание»; «моральное поведение», «моральные отношения». Отдельную группу могут составлять категории, отражающие те или иные этические теории: «гедонизм», «эвдемонизм», «эпикуреизм», «утилитаризм». Мы будем изучать группы категорий этики, которые служат для оценки нравственных качеств того или иного субъекта социального действия, в качестве которого может выступать как отдельная личность, так и социальная группа. К числу таких категорий относятся, например, «совесть», «нравственный долг», «справедливость», «добросовестность», «честь», «мужество», «добро», «зло». Данная группа категорий обладает некоторыми очень важными особенностями. Являются оценочными категориями, они весьма субъективны по своему содержанию. Это значит , что то , что одному представляется, например, добром, другому может представляться злом; то за что одного будет мучить чувство вины, другой совершит без всякого зазрения совести.

В отечественной этической науке доминируют три точки зрения на классификацию этических категорий. Одна из них предлагает все категории этики сгруппировать в две группы: структурные и субстанциональные. Такой позиции придерживаются, например, А. М. Архангельский, В. С. Гладенок и др. Сторонники другой точки зрения предлагают в основу классификации взять одну из категорий этики, придав ей значение основополагающей. Например, в качестве такой фундаментальной категории представляются «добро» (В. П. Тугаринов, Ф. А. Селиванов), «долг» (Л. В. Коновалова), «благо» (В. А. Ребрин), «счастье» (Г. Бандзеладзе) и др. Эта идея само по себе не нова. Еще Сократ предлагал брать за основную этическую категорию «благо», Платон выделял в качестве приоритетной «справедливость», а И. Кант основой этической категории считал «долг».

12.Особенность категорий этики, отражающих нравственную оценку человека и отношения между людьми.

Категории этики - это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. К ним относят:

Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Справедливость - представление о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми.

Долг - категория этики, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к обществу и другим людям ним в конкретных условиях.

Совесть - характеризующая способность человека осуществлять внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности.

Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований.

Достоинство - особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, основанное на признании ценности человека как личности.

Честь - моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Гуманизм - принцип мировоззрения, означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, в его способность к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, идея о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества.

13.Категория «добро» и проявления её содержания в юридической сфере.

В человеке добро может быть, например, классифицировано по степени его проявления в реальной практике человеческого общества. В этой связи характеризуя, слабую степень развитости добра, употребляют понятие «беспорочность», а для характеристики сильной степени развитости добра используют понятие « добродетель».

Добродетель – категория этики, отражающая искреннее, бескорыстное стремление одного субъекта социального действия создавать наиболее благоприятные материальные и духовные условия для существования других субъектов.

Наивысшей формой проявления добра со стороны отдельной личности является альтруизм.

Альтруизм – категория этики, фиксирующая активное стремление субъекта отдавать все свои силы прежде всего служению другим людям, пренебрегая своими собственными интересами.

В системе отношений отдельного человека к обществу и государству добро проявляется в его добросовестном отношении к исполнению служебных и гражданский обязанностей, в его участии в деятельности по совершенствованию политической, духовной, социальной и экономической сфер жизни общества, в готовности, в случае необходимости, принять участие в защите интересов государства и общества. В юридической сфере добро проявляется в качественной работе судебной системы и правоохранительных органов. Это качество, прежде всего, обеспечивается строгим соблюдением юристами всех требований, принципов, кодексов и законов, определяющих порядок их деятельности.

14.Категория «зло» и проявления её содержания в юридической сфере.

Зло – категория этики, отражающая в системе отношений все то, что не соответствует нормам нравственности, общепринятым в данном сообществе.

Зло может быть классифицировано по степени его развитости. В одном случае оно может проявляться в том, что человек просто не делает ничего хорошего для других и заботиться об удовлетворении только своих собственных интересов.

Эгоизм - категория этики, отражающая устремленность субъекта только на удовлетворение своих собственных интересов, не считаясь при этом с интересами других.

В другом случае зло может проявляться в совершении действий, прямо направленных против интересов других людей и даже против их жизни.

Злодейство – категория этики отражающая стремление одного субъекта социального действия умышленно разрушать благоприятные материальные и духовные условия существования других субъектов, предполагая в ряде случаев их уничтожение.

Если говорить о проявлениях зла в системе общественных отношений, то здесь следует указать на такие явления, как, например, бюрократизм, взяточничество, коррупция, деспотическая система власти, национализм, терроризм, война.

Зло имеет место в юридической сфере жизни общества. Здесь оно может проявляться, например, в том же взяточничестве, в недобросовестном отношении к исполнению своих служебных обязанностей. В судебной системе институтами борьбы со злом являются квалификационные коллегии судей, которые избираются на съездах судей Российской Федерации или соответствующих субъектах РФ.

15. Диалектика добра и зла.

Диалектика добра и зла заключается в том, что добро всегда связано с ненавистью ко злу и немыслимо без активной борьбы с ним за подлинное счастье человечества. Если религия рассматривает добро как христианское всепрощение зла, то научный атеизм рассматривает добро как беспощадную борьбу со злом.

Церковные и сектантские проповедники считают, что марксистское понимание критерия добра и нравственности в целом как участия человека в практической, революционно-преобразующей деятельности является по своему содержанию проявлением «утилитаризма», «корысти». Эта точка зрения не выдерживает критики потому, что, во-первых, марксистский критерий не ставит под сомнение добро как ценность, а лишь указывает на то, что степень полезности того или иного конкретного доброго действия может быть большей или меньшей, но от этого само добро не перестает быть социальным благом для общества, и, во- вторых, марксистская этика и научный атеизм считают полезным не всякий индивидуальный добрый поступок, а только такой, который соответствует общественным интересам, свободен от эгоизма и корысти. Добро — это то, что отражает в нравственном сознании и нравственной практике гармонию интересов общества и личности, то, что приносит им действительную пользу, т. е. способствует социально-нравственному прогрессу.

Основным источником социально-нравственного зла в человеческой истории являются частнособственнические отношения, порожденные классовыми противоречиями в антагонистических общественно-экономических формациях и связанные с нищетой, алчностью, эгоизмом, угнетением человека человеком, религией и т. п. Поэтому научный атеизм, как и марксизм в целом, первым и необходимым условием всестороннего и гармоничного развития человека считает уничтожение основного социального источника зла —- частной собственности. Люди, уничтожая этот источник зла, тем самым ликвидируют его разнообразные следствия.

Таким образом, научный атеизм рассматривает добро и зло не как природные, а как социальные явления.

Научный атеизм, опираясь на марксизм-ленинизм, отрицает саму возможность стирания грани между добром и злом. «…Если добро и зло валить в одну кучу, — отмечал Ф. Энгельс, — то исчезает всякая нравственность, и каждый может делать и поступать так, как ему угодно».

В условиях развитого социалистического общества преодоление зла ведет к активному утверждению добра во всех сферах человеческой жизнедеятельности. КПСС и Советское государство воспитывают всех трудящихся, как верующих, так и неверующих, в духе нравственного добра, в духе борьбы за коммунизм. Коммунизм, утверждая невиданную ранее в истории власть человека над природой, создавая изобилие материальных и духовных благ, создавая и постоянно развивая общественные отношения между всесторонне и гармонически развитыми людьми, явится новой общественно-экономической формацией, которая осуществит на практике всеобщее добро.

16.Категория «нравственный долг» и проявления её содержания в

юридической сфере.

Нравственный долг — категория этики, в которой фиксируется способность субъекта самому себе ставить общественно-значимые задачи и выполнять их без расчета на какое-либо вознаграждение.

Более широким по содержанию понятием по отношению к понятию «нравственный долг» является понятие «обязанность». Тот или иной субъект социального действия может быть обязан кому-либо в силу действия ряда факторов.

Во-первых, он может быть обязан делать что-либо для кого-либо в силу не правового принуждения, например, угрозы или фактического применения к нему средств физического насилия.

Во-вторых, он может быть обязан делать что-либо в интересах государства в силу того или иного его закона, а также в силу юридически оформленных договорных обязательств с организациями или лицами.

И, наконец, в-третьих, тот или иной субъект социального действия может сам обязать себя выполнить ту или иную социально-значимую для данного социума задачу. Именно обязанности такого рода и составляют содержание категории «нравственный долг». Если первые два вида обязанностей выполняются субъектом в силу внешних для него побудительных мотивов, то обязанности последнего вида — только по его собственному сугубо внутреннему желанию, продиктованному ему его личным нравственным сознанием.

Примером практического проявления нравственного долга служит добровольчество во всех его разновидностях: добровольное поступление на военную службу в условиях войны тех людей, которые по возрасту или по состоянию здоровья могли бы быть на нее не призванными; эксперименты врачей над собой с целью проверки методики лечения тех или иных заболеваний; оказание помощи кому-либо в условиях, когда эта помощь ухудшает положение того, кто эту помощь оказывает, а может быть даже и угрожает его собственной жизни и т. п.

Высшим проявлением нравственного долга является акт самопожертвования, в ситуациях, когда выполнить какую-то весьма социально-важную задачу иначе невозможно.

Масса примеров такого рода вписана в историю Великой Отечественной войны. Это, например, воздушные тараны, которые начались буквально в первые дни войны (младший лейтенант Виктор Талалихин и др.), тараны нашими горящими падающими самолетами военной техники фашистов (капитан Николай Гастелло и др.), закрытие своим телом огневых точек врага. За годы войны такой подвиг был совершен более 400 раз (один из них — подвиг девятнадцатилетнего рядового Александра Матросова).

Немало примеров осознанного жертвования своим здоровьем и жизнью ради достижения благородных социально-значимых целей содержит и наша повседневная жизнь.

Во многом на реальных событиях построен, например, сюжет одного из лучших советских художественных фильмов «Девять дней одного года» (1961 г., режиссер М. Ромм), рассказывающий о молодых уче- ных-ядерщиках, которые, не щадя своего здоровья, раскрывали тайны атомной энергии.

В советское время была хорошо известна песня «Огромное небо» (слова Р. Рождественского, музыка — О. Фельцмана, исполнительница — Э. Пьеха), сюжетом которой стал реальный поступок экипажа военного самолета в составе капитана Бориса Капустина и старшего лейтенанта Юрия Янова, которые 6 апреля 1966 г. увели падающий реактивный самолет от жилых районов, а сами погибли.

Примером осознанного жертвования своей жизнью ради спасения жизни других людей могут служить поступки офицеров современной российской армии, которые во время учений, спасая жизни своих подчиненных, закрывали их своим телом от взрывов боевых гранат. Так, 20 марта 2018 г. ценой своей жизни спас жизнь подчиненного майор Владимир Чупин. Ранее в последние годы так поступили: полковник внутренних войск Серик Султангабиев (25 сентября 2014 г.), майор Сергей Солнечников ( 28 марта 2012 г.)[25].

Место для проявления нравственного долга всегда есть и в работе юриста: судьи, прокурора, адвоката, сотрудников правоохранительных органов и т. д. У каждого из них есть свой строго ограниченный круг обязанностей и установленный их руководителем режим рабочего времени. Однако стремление как можно быстрее и лучше выполнить свою работу побуждает многих из них затрачивать гораздо больше времени, сил и энергии чем это официально от них требуется.

17.Категория «совесть» и проявления её содержания в юридической сфере.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

В ходе своей профессиональной деятельности каждый юрист сталкивается со многочисленными коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности

18.Категория «добросовестность» и проявление её содержания в юридической сфере.

Этимология эпитета "недобросовестный" указывает на негативную оценку либо образа действия человека - совершение им незаконного или недостойного поступка без угрызений совести, либо самого человека, не испытывающего угрызений совести при совершении им подобного - противоправного или постыдного - поступка (бессовестного человека). Недобросовестное поведение налогоплательщика можно именовать, следовательно, бессовестным поведением, а самого налогоплательщика - просто бессовестным, или, иначе, негодяем. Думается, что сказанного самого по себе уже вполне достаточно для того, чтобы если и не усомниться в основательности признания юридического значения за подобным поведением, то, по крайней мере, попытаться выяснить, как понятие права совмещается с понятием негодяя. Какое вообще юридическое значение можно было бы придать категории нравственной - т.е. субстанции, по сути своей не имеющей и не могущей иметь никакого юридического значения?

Для ответа на поставленный вопрос логично обратиться к первоисточнику - гражданскому праву. Известно, что понятие о недобросовестном налогоплательщике судьи почерпнули именно оттуда - из института защиты добросовестного приобретателя *(8). В самом деле: если в гражданском праве есть понятие недобросовестности, то почему бы ему не быть и в праве налоговом? Рыжее оно, что ли?

Подобный механистический подход страдает, среди множества прочих пороков (обстоятельное обсуждение каждого из которых могло бы составить главу в книге о методологии науки) и таким дефектом, который сразу и безоговорочно отвергает все его притязания на научность. Этот недостаток - ложность исходной посылки. Как это ни покажется странным, но в ГК РФ не содержится ни слова о недобросовестности как понятии, как правовом институте! Слово (термин, обозначение, наименование) "недобросовестность" - имеется, но одноименного понятия (категории) - нет.

Норм, упоминающих про добросовестность, в Гражданском кодексе РФ довольно много - см. п. 2 ст. 6, п. 3 ст. 10, п. 3 ст. 53, абз. 2 п. 1 ст. 220, абз. 2 п. 2 ст. 223, абз. 1 п. 1 ст. 234, ст. 302, 303, п. 3 ст. 602, ч. 2 ст. 662. Количество упоминаний о недобросовестности и недобросовестном поведении в ГК несоизмеримо меньше (см. п. 3 ст. 157, п. 3 ст. 220, ч. 1 и 2 ст. 303, п. 4 ст. 1103, п. 3 ст. 1109, ст. 1222). Ясно, что простое количественное сравнение само по себе еще мало о чем говорит *(9), поэтому, во имя уяснения правильности выставленного тезиса, обратимся к содержанию перечисленных норм.

19.Категория «справедливость» и проявления её содержания в юридической сфере.

Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.

Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг.

Справедливость считают синонимом правосудия. Правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.

Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Уже созданы суды присяжных, правомочных принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

20.Категории «честь» и «достоинство» и проявления их содержания в юридической сфере.

Достоинство – категория этики, в которой фиксируется необходимость признания каждого человека в качестве высокозначимой ценности и соответственно в качестве лица, требующего к себе уважения.

Уровень развития достоинства личности соответствует определенным условиям его общественной жизнедеятельности в ту или иную историческую эпоху. Является своеобразным показателем уровня той высшей меры исторического развития, которого конкретное общество на данный момент достигло. Оценка человеком себя, как некой ценности, формирование на этой основе степени самоуважения является существенным условием повышения требовательности человека к самому себе. Под воздействием факторов (материального положения, отношений к той или иной религии и т.д.) достоинство одних возвышается, а достоинство других принижается. Задача каждого человека состоит в том, чтобы не допускать оскорбления своего достоинства со стороны других людей и самому не совершать действий, дискредитирующих его как личность.

Честь – категория этики, требующая такого отношения к человеку, которое соответствует общественному статусу той социальной общности, к которой данный человек принадлежит.

Подобно категории «достоинство» категория «честь» фиксирует оценку человека как со стороны общества, так и со стороны самого себя. Поскольку желание обладать высоким общественным статусом – естественное желание каждого человека, постольку понятие честь побуждает человека не только поддерживать этот статус, но и защищать его в случаях, когда этот статус кем-то подвергается сомнению и тем более кем-то разрушается. Известно, что в прошлом одной из форм защиты чести был вызов на дуэль. В настоящее время защита чести через физическое воздействие на её оскорбителя в обществе не одобряется, более того, является уголовно наказуемым действием.

Защита чести и достоинства граждан предусмотрена законом: ст.152 ГКРФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации», гл.17 УКРФ «Преступления против свободы, чести и достоинства личности».

Право гражданина РФ на защиту его достоинства и чести закреплено в ч.1 ст.21 Конституции РФ, которая устанавливает: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». В части 1 ст. 23 Конституции РФ предусмотрено: «Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени».

Категория честь применима и к оценке тех или иных социальных общностей. Например, мы говорим: честь судьи, адвоката, прокурора, следователя, честь сотрудников правоохранительных органов, честь судебной власти, честь страны. В данном отношении категория честь означает соответствие той или иной социальной общности тому статусу, который данная социальная общность имеет в общественном мнении социальной общности более высокого уровня.

21.Категории «мужество» и «отвага» и проявления их содержания в юридической сфере.

Отвага

-и. ж. Смелость, бесстрашие, храбрость. Проявить отвагу. Медаль "3а отвагу" [толковый словарь Ожегова].

Под отвагой понимают способность на поступок. Храбрым и смелым может быть человек, отстаивающий личные интересы. Отвага же проявляется в достижении цели, осознаваемой как общее дело. У отважного человека страх преодолевается чувством долга, которое связано с мировоззрением, убеждениями человека.

Смелый человек, идя навстречу опасности, напряжен, храбрый - возбужден, а отважный - спокоен.

Мужество — обобщенное понятие, характеризующее совершение человеком раз личных подвигов (героизма, стойкости, самоотверженности в труде и т. п.) [8].

Мужество определяется как высшая, наиболее сложная форма бесстрашия.

Гете говорит: «Добро потеряешь - немного потеряешь! Честь потеряешь - много потеряешь! Мужество потеряешь - все потеряешь, лучше бы тогда совсем не родиться».

Мужество обобщает ряд сторон личности человека. В различных ситуациях преобладают те или иные из этих сторон. В мужестве проявляются отвага, смелость, храбрость, а также ответственность, терпение, находчивость, решительность, самообладание, сознательность, убежденность в своей правоте, мировоззрение, инициатива, твердость воли (определяется как сопротивляемость силе единичного удара) и стойкость воли (определяется как сопротивляемость ряду последующих ударов).

Существует указ президента о награждении орденом мужества:

УТВЕРЖДЕН

Указом Президента РФ

от 2 марта 1994 г. N 442

СТАТУТ ордена Мужества

Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.

Орден Мужества носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Российской Федерации располагается после ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени [14].

22.Идеи Л.Н. Толстого о недопустимости применения насилия в борьбе со злом.

Наиболее полное отношение Л.Н.Толстого к способам борьбы со злом выражено в его работах «Исповедь» и «В чём моя вера». Суть отношения Л.Н.Толстого к борьбе со злом такова: Злу нужно оказывать сопротивление, не смиряться ним, не потакать ему, но это сопротивление должно осуществляться без применения средств насилия. В борьбе со злом должны использоваться только ненасильственные средства, прежде всего такие, как убеждение и личный положительный пример. Это позиция отражена в целом ряде других его работ: «Религия и нравственность», «Закон насилия и закон любви», «Царствие Божие внутри нас», «Не убий никого», «Любите друг друга».

Исторической предпосылкой позиции Л.Н.Толстого является безуспешный, тысячелетний предыдущий опят борьбы общества со злом посредствам силы. На протяжении всей истории люди следовали ветхозаветному правилу отвечать на зло - злом, однако от этого зла в мире не только не стало меньше, но его количество, наоборот, все увеличивается. Отсюда следует вывод – поскольку применение силы в борьбе со злом неэффективно, то этот способ борьбы с ним не верен, бороться со злом надо по-другому – надо попробовать победить насилие ненасилием, победить зло добром.

«Как огонь не тушит огня, так зло не может потушить зла. Только добро, встречая зло и не заражаясь им, побеждает зло». Л.Н.Толстой. Таким образом, Толстой призывал к отказу от второго (ответного) зла. Только так, по его мнению, можно разорвать бесконечную цепь зла, где одно зло порождает другое и так до бесконечности.

Теологической предпосылкой вышеизложенной позиции являлось его убежденность в необходимости абсолютно полного выполнения всеми и без всяких исключений всех заповедей, среди которых, как известно центральной является, заповедь, требующая любить Бога и всех окружающих. Насилие, по мнению Л.Н.Толстого, недопустимое отступление от главного положения учения Иисуса Христа!

Если перевести эту идеологию на сферу деятельности правоохранительных органов и судов, то их деятельность, которая включает в себе принуждение, в том числе и в форме применения силы, с позиции вышеизложенного точки зрения не может считаться истинно нравственной и должна быть по этой причине отнесена к сфере без нравственности.

Если оценивать деятельность правоохранительных органов с абстрактно-формальной точки зрения, то они действительно в ряде случаев отступают от нравственного идеала: случается, что они лгут, скрывают правду о себе, крадут, убивают, защищая жизнь право-послушных граждан.

23.И.А. Ильин о допустимости применения насилия в борьбе со злом.

Обстоятельное доказательство нравственной оправданности применения силы в борьбе со злом дано русским философом И.А. Ильиным в его работе «О сопротивлении злу силою», содержание которого, по сути, направлено против мнения Л.Н.Толстого.

Понятие «Насилие», несущие в себе по определению негативный оттенок, отрицательно воспринимается общественным сознанием и поэтому как бы заранее предрешало ответ на вопрос, допустимо ли использование насилия со стороны передовой части общества. Относительно противодействия злу, под которым понимается незаконная агрессия, преступление, следует говорить не о насилии, а о «применении силы в целях пересечения зла. «Понуждение, направленное против злодея, и злобное насилие, не одно и тоже: смешение их непредметно, несправедливо, пристрастно и слепо», И.А.Ильин.

Разделив насилие на 2 противоположные с точки зрения нравственности составляющие, Ильин, однозначно осуждает первую – насилие во зло : «Противодуховно и противолюбовно не пресечение зла, а злобное насилие: совершая его человек всегда неправ», и оправдывает вторую – применение силы в борьбе со злом: «Анализ развития цивилизации дает основание сделать вывод о том ,что вся история человечества состоит в том, что разные эпохи и в разных общинах лучшие люди гибли, насилуемые худшими, причём это продолжалось до тех пор пока лучшие не решались дать худшим планомерный и организованный отпор. Так всегда было и так всегда будет: радикальное зло, живущее в человеке, торжествует до тех пор, пока не обуздывается».

По мнению Ильина если не давать отпор злу, не бороться с ним, полагаясь лишь на божественную волю, то это приведет к попранию прав и свобод законопослушных граждан. Силовые методы борьбы со злом принимаются по той причине, что зло агрессивно. В этих условиях, считал Ильин: «Защищать духовный рассвет человечества на земле невозможно вне принудительной общественной организации, вне закона, суда и меча».

В своей работе Ильин большое внимание уделил условиям, которые необходимо соблюдать:

1)Выбирая для борьбы со злом меры и средства, начинать необходимо с духовных средств, среди которых главное место занимает убеждение.

2)Переходить ко все более жестким мерам принуждения следует лишь постольку, поскольку духовные средства оказываются недостаточными.

3)Обратившись к силе в борьбе со злом, нужно всегда искать умственно и практически тот момент и те условия, при которых применение силы может быть прекращено, не повредив продолжению духовной борьбе со злом, подготовив ей путь и постепенно уступая ей своё место.

4)Применяющий силу при сопротивлении злу должен постоянно проверять подлинные, внутренние мотивы своей борьбы со злом: борется ли он за интерес общества или за какие-то свои интересы.

5)Применение силы в борьбе со злом должно иметь конечный целью, не уничтожение, а преобразование носителей зла в людей с добрым нравом.

Из ошибок, считал Ильин, надо извлекать уроки, изучать их, чтобы не повторить вновь, и по возможности исправлять, компенсируя причиненный вред. Допущение ошибки не должно привести к ослаблению борьбы с агрессией, насилием, преступностью, несправедливостью.

24.Этические аспекты в деятельности судьи.

Принимая присягу, российский судья торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществляя правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Судья должен быть честен. Честность - важнейшее требование нравственности. Она включает правдивость, принципиальность, субъективную убежденность в правоте своего дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения. Антиподы честности - ложь, лицемерие, вероломство. Нет нужды доказывать, что честное исполнение обязанностей судьи, предписанное присягой, предполагает честность судьи как человека. Нельзя быть честным "на службе" и бесчестным в остальном, в повседневной жизни, будучи не одетым в судейскую мантию.

Добросовестность в исполнении обязанностей судьи связана с его чувством долга. Непременное нравственное качество судьи - повышенное чувство долга в его нравственном аспекте. Социальный нравственный долг судьи - справедливое правосудие. Он трансформируется и в долг перед сторонами и другими участниками дела, которые вправе требовать от судьи защиты их прав, свобод и охраняемых законом интересов, чести и достоинства.

Справедливое правосудие возможно только тогда, когда судьи беспристрастны. Способность исследовать обстоятельства дела и принимать решение, равно относясь к сторонам, другим участвующим в деле лицам, не привнося каких-либо личных мотивов, - не только предписание закона, но и личностное качество судьи как человека.

Судья должен обладать развитым чувством совести. Это означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль в ходе производства по делу и, главное, при принятии решений. Его совесть должна быть спокойна как при осуждении, так и при оправдании; мотивы, которыми он руководствуется, должны быть чисты и нравственно безупречны.

Судья должен быть гуманен. Жестокий человек, видящий в подсудимом, потерпевшем, других участвующих в деле лицах лишь "средство", а не "цель", не подходит для судебной работы.

В Законе о статусе судей в Российской Федерации не упоминается о таком качестве судьи, как гуманность. Между тем в присяге, которая принималась в соответствии с Законом о статусе судей в СССР 1989 года, такое требование к судье содержалось. Судья торжественно клялся "быть всегда справедливым и гуманным".

Сказанное выше о нравственных качествах судьи опирается на нормы действующего законодательства, которое предъявляет к кандидатам в судьи и судьям нравственно-правовые требования, обязательные для исполнения. Что касается следователей, прокуроров и адвокатов, то таких развернутых характеристик их моральных качеств в законе не содержится. Закон о прокуратуре Российской Федерации устанавливает, что прокурорами и следователями могут быть назначены граждане, "обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами". Законодательство об адвокатуре также ограничивается общими требованиями. Так, Положение об адвокатуре РСФСР 1980 года (ст. 16) устанавливает, что адвокат "должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения".

Чтобы стать судьей, необходимо обладать определенным объемом знаний, навыков юридической деятельности и положительными нравственными и интеллектуально-волевыми качествами. Квалификационный экзамен и проверка сведений об отсутствии порочащих поступков создают определенные гарантии подбора на судебные должности достойных людей. Однако вся дальнейшая деятельность носителя судебной власти осуществляется в сложных нравственно-психологических условиях, в сфере конфликтов разного уровня и характера. Здесь возникает опасность так называемой профессиональной деформации, вследствие которой судья перестает видеть в тех, с кем он имеет дело при выполнении своих обязанностей, людей с их конкретными судьбами, горем и заботами, черствеет духовно и утрачивает чувство гуманности.

Высокие нравственные качества, необходимые судье, прокурору, следователю, адвокату, формируются и поддерживаются в процессе повседневной жизни с ее сложностями и противоречиями. Сама практическая деятельность, связанная с решением нравственных проблем, способствует в первую очередь нравственному становлению личности. Кроме того, личность формируется под влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает определенную сумму знаний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. Авторитет воспитателя, авторитет руководителя, профессионала высокой квалификации, образцы их поведения служат нравственному воспитанию.

Нравственное самовоспитание как осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких нравственных качеств и преодоление недостатков в собственной нравственной сфере, крайне необходимо судье, следователю, прокурору.

25.Понятие, задачи, структура и содержание Кодекса судейской этики.

Этика судьи – это важная составляющая, без которой не может быть реализована судебная деятельность. Структура этики судьи условно может быть подразделена на:

Нравственные качества, которыми должен обладать судья;

Этические нормы и принципы, регулирующие его поведение;

Особый механизм контроля над поведением судей и применение мер дисциплинарного воздействия.

Правила поведения судьи установлены в Кодексе судейской этики, утвержденном VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 года. Данный кодекс опирается на закон, поскольку конкретизирует и развивает требования к судье, закрепленные в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». Кроме того, он содержит положения чисто нравственного характера. Кодекс судейской этики исходит из признания высокого авторитета нравственных норм, их обязательности наряду с правовыми нормами.

Содержательная сторона судейской этики в вышеупомянутом Кодексе наиболее ярко выражена через призму исполнения обязанностей судьи при осуществлении правосудия. В гл. 2 и 3 названного Кодекса отмечается, в частности, что судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия: должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов; обязан быть беспристрастным, не допускать влияний на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было; должен быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства. Судье следует требовать аналогичного поведения от всех лиц, участвующих в судопроизводстве; не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей; должен требовать от работников аппарата суда и своих непосредственных подчиненных добросовестности и преданности своему делу; должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство. Кодекс судейской этики содержит также ряд других правил нравственного характера, относящихся к профессиональной деятельности судьи

26.Нравственный кодекс студентов Российского государственного

университета правосудия.

  1   2   3


написать администратору сайта