Главная страница

Глава 1 + список литературы+на редакцию[1]. Теоретикометодологическое обоснование исследования субъективного переживания одиночества


Скачать 71.73 Kb.
НазваниеТеоретикометодологическое обоснование исследования субъективного переживания одиночества
Дата09.05.2023
Размер71.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГлава 1 + список литературы+на редакцию[1].docx
ТипДокументы
#1117007
страница1 из 3
  1   2   3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА

1.1 Феноменология одиночества в отечественной и зарубежной психологии


В ходе проведения исследования установлено, что само по себе, непосредственно, состояние одиночества известно человечеству давно, но отношение к одиночеству претерпевало эволюционные изменения: от воспитательно-карательных мер, через одиночество, к одиночеству доброй воли. В настоящее время сложность феномена одиночества связана с размыванием границ этого понятия.

Одним из основоположников этого направления является Карл Густав Юнг, сумевший внести значительный вклад в создание учения о природе человека и его индивидуального бытия [59, 60].

Он является автором концепции человеческого «Я», которая повлияла на все последующие психологические теории о сущности человека и его существования. Юнг определяет «Я», как психологическое понятие, выражающее неразличимую человеческую сущность, квинтэссенцию человеческого существования. В некотором смысле позиция Юнга в психологическом подходе к пониманию человеческой природы близка позиции Э. Фромма: он также пытается найти смысл и установить целесообразность отдельной человеческой жизни. При этом у человека должна быть определенная самостоятельность, каким-то образом постоянно выражаемая и закрепляемая, которую Юнг называет самостоятельностью [59, 60]. И хотя Юнг ни в одной из своих работ прямо не говорит об одиночестве, его концепция «Я» стала в большей или меньшей степени методологической основой для дальнейших психологических исследований проблемы одиночества. Одной из наиболее удачных попыток превратить концепцию «Я» в исследование проблемы одиночества можно считать работы Б. Миюсковича, который на основе работ Юнга и Фромма утверждает, что человек, однажды достигший уровне индивидуального самосознания, установив свое неповторимое личное «Я», автоматически возникает чувство абсолютного одиночества. Согласно этой концепции, одиночество коренится во внутренней природе человека, в самой его психологической конституции: «Мы никогда не излечим одиночество, но, поняв его, мы сможем лучше понять человека, потому что истина состоит в том, что человек по своей природе — метафизически и психологически — одинокий [26].

Дело в том, что не каждый из нас и не всегда осознает одиночество. Б. Миюскович объясняет это так: «Человек, видимо, может надолго сосредоточиться на увлечениях, заботах, семье, карьере и отдыхе. Но в эти моменты он интенсивно сосредотачивает свое внимание на внешних объектах или целях. Если бы он вдумчиво сосредоточился на своем разуме, то обнаружил бы, что все его внешние интересы есть не что иное, как попытка избежать конфронтации с его неизбежным одиночеством, которое пронизывает всех и составляет основу каждого отдельного «Тогда каждый из нас поймет, что в слабых формах одиночество волнует нас, как скука; а в крайнем своем проявлении становится крайне болезненным состоянием. Мы рождаемся одинокими и живем одинокими. И мы умираем в одиночестве» [26].

Изучая одиночество, психологи разных школ предлагали различные теории о человеческом одиночестве и его переживании, о том, что оно значит для человека, о его причинах, является ли оно личностным или коренится в его среде. Так, в своем анализе одиночества приверженцы психодинамических теорий (Г. Салливан, Д. Зилбург, Ф. Фромм-Рейхман), основываясь главным образом на клинической практике, склонны рассматривать одиночество как патологию, крайне болезненную, всепроникающую. Состояние одиночества психики человека, связанное с недостаточной реализацией стремлений в межличностном общении. Проблема одиночества в психодинамической психологии рассматривалась с точки зрения возникновения у человека специфических черт характера, в основе которых, как правило, лежит нарушение детских отношений. По Г. Зилбургу, одиночество становится отражением черт личности: нарциссизма, мании величия и враждебности. «Одинокий сохраняет инфантильное чувство собственного всемогущества, эгоцентричен и стирает пыль с глаз публики, чтобы смутить других [14].

«Одиночество... наиболее заметно и мучительно у тех индивидуумов, которые по той или иной причине чувствуют себя — лишенными своей обычной защиты — уязвимыми, напуганными, одинокими, но имеющими настоящее «я» и уверенными, что они будут отвергнуты всеми остальными. в мире». [39] По словам Роджерса, вера в то, что истинное «я» человека отвергается другими, «держит людей взаперти в одиночестве». Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек цепляется за свои социальные «фасады» и поэтому продолжает испытывать пустоту. В более позднем творчестве К. Роджерса для решения проблемы одиночества он сужает границы межличностных взаимодействий до отношений с другими людьми (другим человеком) [39]. Он описывает типы одиночества у человека следующим образом. Первая — отчуждение человека от самого себя, от своего опыта, от функционирования своего тела. В норме человек всегда стремится только к тем стимулам и поведенческим актам, которые обеспечивают развитие возможностей организма, способствуют его усложнению и самосохранению. При первом типе одиночества имеет место своего рода сбой в восприятии или ассимиляции таких раздражителей на разных уровнях самости человека. Второй тип предполагает отсутствие каких-либо отношений, необходимых человеку для понимания и обобщения собственного реального опыта. Акцент в проблеме одиночества смещается либо на оценку качества межличностных отношений, либо на принятие или непринятие человеком самого себя на различных уровнях (физиологическом и психологическом). Последнее напрямую влияет на качество взаимодействия с партнером и степень удовлетворения от общения с ним. Итак, несмотря на различия во взглядах ученых динамического направления, возможно объединение их одной идеей - одиночество - проявление плохой адаптации личности к себе или к обществу.

Личностный рост, или развитие человека, определяется ими как непрерывный процесс, необходимый для его полноценного функционирования. Нарушения в нем приводят к личностным искажениям и, как возможное следствие, а иногда одновременно с ним, к снижению адаптации в обществе. Экзистенциально-гуманистическое направление включает в себя представления об уникальности человека как отдельного существа, таких особенностях его внутренней природы, как стремление к позитивному росту и самосовершенствованию, творчество как форма самовыражения, а также представление о психическое здоровье, связанное с реализацией потенциала человека [58].

Проблема одиночества возникает, когда человек начинает осознавать свою уникальность по отношению к другим людям. Этот же процесс может протекать бессознательно, на уровне переживаний. Экзистенциалисты признают, происхождение одиночества как «факт, что люди изначально одиноки. Никто другой не может разделить с нами наши чувства и мысли: разъединенность есть сущностное состояние наших переживаний [61]. Мустакас, видный представитель этого направления, различает «суету одиночества» (тревожность одиночества) и истинное одиночество. Суета одиночества – это система защит, которая удерживает человека от решения насущных жизненных вопросов и постоянно побуждает его стремиться к совместной деятельности с другими людьми. Истинное одиночество возникает из конкретной реальности уединенного существования от столкновения человека с одиноко переживаемыми пограничными ситуациями (рождение, смерть, трансформация жизни, трагедия). Истинное уединение может быть и созидательной силой, способствующей положительным внутренним изменениям в человеке. В соответствии с формулировкой Мустакаса: «Момент уединения — это ощущение спонтанного пробуждения, это своего рода возрождение, путь к реализации и обновлению своей природы»[39].

Другой, не менее яркий представитель экзистенциального подхода, И. Ялом, считает причиной одиночества то, что человек сталкивается с «данностями существования» или «конечными данностями», которые являются неотъемлемым, неизбежным компонентом бытия человека в мир. Это: смерть, свобода, экзистенциальная изоляция и бессмысленность. Экзистенциальная изоляция — это не изоляция от людей с порождаемым ею одиночеством, не внутренняя изоляция (от частей собственной личности). Это фундаментальная изоляция — от других существ и от мира. Как бы мы ни были близки кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть: каждый из нас приходит в этот мир один и должен уйти из него один. Индивид разделен не только от других людей, но, по мере того, как он создает свой собственный мир, он отделяется также от этого мира. Ялом пишет, что «клиницист имеет дело с тремя различными типами изоляции: межличностной, внутриличностной и экзистенциальной. Межличностная изоляция, обычно переживаемая как одиночество, — это изоляция от других людей. Внутриличностная изоляция — это процесс, посредством которого человек отделяет части себя друг от друга. Этот тип изоляции возникает, когда человек подавляет собственные чувства или стремления, принимает «потребности» и «следует» за своими желаниями, не доверяет собственным суждениям или блокирует от себя собственный потенциал.

Экзистенциальная изоляция — это глубокая изоляция, связанная с самим существованием, которая поддерживается наиболее удовлетворительным общением с другими индивидами, отличным самопознанием и интеграцией. Экзистенциальная изоляция связана с пропастью между собой и другими, через которую нет мостов. Это также означает еще более фундаментальную изоляцию-разделение между индивидуумом и миром. «Такие теоретики, как К. Хорни, Э. Фромм. С. Салливан, А. Маслоу, К. Роджерс и Р. Мэй, утверждают, что одиночество есть результат блокировок, возникающих в раннем возрасте и ведущих к нарушению естественного развития личности.

Экзистенциалисты не прослеживают причинные корни одиночества в обычном смысле этого слова. Для них это неотъемлемо имманентно человеческому существованию. Одним из ярких представителей «антиодиночества» был философ и социальный психолог Э. Фромм. Подчеркивая, что сама природа человека не может согласиться с замкнутостью и одиночеством, Фромм подробно рассмотрел причины, приводящие к ужасу одиночества человека. Оказавшись в открытом море после кораблекрушения, человек умирает задолго до того, как истощатся его физические силы. Причиной преждевременной смерти является страх умереть в одиночестве. Фромм перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, отсутствие которых и составляет одиночество личности. Это потребность в общении, связи с людьми, потребность в самоутверждении, привязанности и потребность иметь объект поклонения. Чувство переживания одиночества разделяет личность на обособленные части и, по мнению Фромма, иногда приводит к агрессии, насилию, терроризму, анархии. Э. Фромм считал, что изоляция является основным источником беспокойства. Он особо подчеркивал чувство беспомощности, сопровождающее принципиальную замкнутость человека: «Осознание своего одиночества и замкнутости, своей беспомощности перед силами природы и общества превращает его обособленное и разделенное существование в невыносимую тюрьму. Переживание изоляции вызывает тревогу, более того, оно является источником всех тревог. Быть отрезанным — значит быть отрезанным, без всякой возможности использования человеческих сил» [50].

Представители социологического подхода к одиночеству такие, как Боумен, Рисмен и Слейтер связывают свой анализ одиночества со способностью общества удовлетворять потребности его членов. Они не столько оценивают одиночество как нормальное или ненормальное состояние, сколько рассматривают одиночество как нормативный показатель, характеризующий общество. Они помещают причину одиночества вне личности.

Многие социологи подчеркивают значение событий, происходящих в жизни человека в зрелом возрасте (например, развод). Вэйс — один из представителей интеракционистского подхода к проблеме одиночества. Во-первых, он подчеркивает, что одиночество — это не только функция личностного или ситуативного фактора. Одиночество — продукт их совместного влияния. Во-вторых, Вэйс описал одиночество с точки зрения социальных отношений, таких как привязанность, руководство и признательность. Эта точка зрения предполагает, что причиной одиночества является результат недостаточности социального взаимодействия личности, взаимодействия, удовлетворяющего основные социальные потребности личности [2,3].

Вейс убежден, что на самом деле есть два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны рассматривать как «одиночество». Он называет эти состояния эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией соответственно. Эти два типа одиночества имеют разное происхождение. Эмоциональное одиночество представляется результатом отсутствия тесной интимной привязанности, такой как любовь или брак, отсутствия привязанности к конкретному человеку. Социальное одиночество становится реакцией на отсутствие значимой дружбы или чувства общности, реакцией на отсутствие доступного круга общения. Вэйс выделяет текущие события в жизни человека как ключевой фактор формирования одиночества [2,3].

Наиболее продуктивным направлением по количеству эмпирических работ и разнообразию теоретических разработок проблемы одиночества в психологии является когнитивно-бихевиоральный подход. По сравнению с другими понятиями к нему чаще обращаются исследователи, поэтому он является наиболее разработанным и разнообразным. Основными сторонниками когнитивного подхода являются Энн Пепло и ее коллеги. Когнитивный подход исходит из того, что одиночество возникает, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие двух факторов желаемому и достигаемому уровню своих социальных контактов. В поисках причин одиночества Э.Пепло рассматривает как характерные, так и ситуативные факторы, способствующие его развитию, а также влияние прошлого и настоящего на формирование личности [15].

В когнитивном подходе рассматриваются процессы, происходящие внутри личности, и описывают, что одиночество наступает в том случае, когда индивид воспринимает (осознает) несоответствие между двумя факторами желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. В обозначении основных причин одиночества Пепло исследует как характерологические, так и ситуативные факторы, способствующие его возникновению, а также влияние, как прошлого, так настоящего на формирование личности. По определению психологов-исследователей когнитивной направленности, одиночество есть сугубо субъективное переживание. Трудность заключается в том, чтобы отличить состояние одиночества от других психологических состояний. Определение собственного одиночества является результатом длительного познавательного процесса. Создание когниций (представлений, умозаключений и т. д.) позволяет человеку создать свою уникальную систему ценностей, в основе которой лежат субъективные переживания (т. е. эмоции). При когнитивном подходе рассматривается одиночество по трем его элементам: аффективному (эмоциональному), поведенческому (бихевиоральному) и когнитивному [15].

В рамках этого подхода приоритет отдается анализу возможных когниций и поведенческих моделей поведения, а эмоциональные проявления отдельного человека рассматриваются в контексте его поведенческих проявлений. При этом нужно отметить, что сами эмоциональные переживания, связанные с чувством одиночества, выпадают из поля зрения исследователей. Классические когнитивные модели переносятся на разработку проблемы одиночества. Например, модель когнитивного диссонанса подчеркивает важность мыслительных процессов в переживании одиночества, определяя одиночество как несоответствие между реальными социальными связями человека и его внутренним стандартом.66] На одиночество влияют не только фактические социальные связи человека, но и модель или стандарт социальных отношений, к которым он стремится. Чувство одиночества усиливается или ослабевает в зависимости от изменения субъективных стандартов индивида при его взаимоотношении с другими людьми.

Еще одним направлением изучения одиночества в рамках когнитивного подхода является анализ объяснения причин его возникновения или наличия состояния. В данном подходе к признакам одиночества относятся: - обращение к постоянным причинам своего одиночества, -представление о характере изменения в социальных взаимосвязях, облегчающих одиночество и ведущих к предвидимым решениям. Наличие таких признаков одиночества приводит к решению проблемы через осознание собственных переживаний этого чувства, его причин и нахождение других способов взаимодействия с другими людьми. Согласно теориям, объясняющим одиночество, постоянное обращение к собственным неудачам приводит к сужению опыта, средств реагирования на него и, как следствие, утрате перспектив на будущий опыт. Атрибуция человека путем приписывания определенных причин его поведения, связанных с одиночеством, способствует состоянию одиночества и даже усиливает его.

Дерлега и Маргулис, относящиеся к представителям интимного подхода [66], используют для интерпретации одиночества понятия «интимность» и «самораскрытие». Они считают, что социальные отношения способствуют достижению индивидом различных реальных целей. Причина одиночества в том, что оно связано с отсутствием соответствующего социального партнера, который мог бы способствовать достижению этих целей. Одиночество чаще всего возникает, когда в межличностных отношениях индивидуума отсутствует близость, необходимая для доверительного общения. Интимный подход основан на предположении, что индивидуум стремится к поддерживать баланс между желаемым и достигнутым уровнем социальных контактов. Дерлега и Маргулис считают, что к одиночеству могут привести именно внутрииндивидуальные факторы, факторы окружающей среды [66].

Хелен Фландерс сформулировала общесистемный подход к проблеме одиночества. Основное положение этой теории состоит в том, что поведение живых организмов отражает переплетение влияний многих уровней, одновременно выступая как система. Уровни варьируются от клеточного до межнационального. С этой точки зрения одиночество является механизмом обратной связи, помогающим индивидууму или обществу поддерживать стабильный оптимальный уровень человеческого контакта. Размышления Фландерс об одиночестве не имеют эмпирического источника. Фландерс рассматривает одиночество как потенциально патологическое состояние, но также видит в нем полезный механизм обратной связи, который в конечном итоге может способствовать индивидуальному или общественному благополучию. Другой традиционный психологический подход к проблеме одиночества, выявляющий влияние мыслей человека на его эмоции и поведение, заключается в выявлении связи между одиночеством и самооценкой человека. Например, одинокие люди чувствуют себя никчемными, некомпетентными и нелюбимыми. Аналогичные чувства испытывают люди с низкой самооценкой [73].Однако доказательства связи между глубоким одиночеством и низкой самооценкой не раскрывают его причины. Низкая самооценка может быть, как причиной, так и следствием одиночества.

Другие теории, касающиеся одиночества, такие как теория психической недостаточности и теория когнитивной дивергенции, мало чем отличаются от традиционных когнитивных моделей одиночества [63].

Эти теории объединяет предположение о наличии у человека определенных личных и социальных стандартов. Их отклонение или несоответствие реальным отношениям может предсказать возникновение чувства одиночества. Отличие этих теорий от теории когнитивного диссонанса состоит лишь в выделении собственных когнитивных переменных, подтверждающих такое несоответствие. Одной из работ, содержащих эмпирические исследования феномена одиночества в 90-х годах, является работа Р. Джонсона, основное направление в изучении одиночества, в котором заключается изучение переживания одиночества в разных возрастных группах, ведущая роль подчеркивается межличностными отношениями, успех которых зависит от того, чувствует ли кто-то себя одиноким или нет. Так, когнитивные теории одиночества выявляют мысли, сопровождающие состояние одиночества. Кроме того, различные познания всегда сопровождаются определенными переживаниями человека, что отражается на его поведении - прежде всего, на его отношении к самому себе.

Иными словами, когнитивные, поведенческие и эмоциональные показатели одиночества создают определенное единство, формируя феномен одиночества как неразрывное целое.

Отдельной от других является интегративная модель одиночества Садлера, в которой одиночество определяется через внутренний мир индивида, или мир «Я», как динамический процесс, обусловленный переживаниями индивида в контексте жизненных отношений и человеческих отношений, и связи индивида. Модель отличается от других своей междисциплинарной направленностью, сочетающей в себе познавательную и экзистенциально-гуманистическую направленности. Человек, как отдельное существо, наделен от природы определенными способностями. Ваша цель в жизни – их выполнение. Для того чтобы решить главный вопрос своей жизни, человек должен взаимодействовать с миром (отсюда понятие «связь»). По Садлеру, эти связи могут быть разного уровня, и для их успешного установления человек должен осознавать свою способность их осуществлять. Соответственно, для обретения гармонии своего внутреннего мира человек должен осознать себя и свое место в мире (на межличностном, социальном, глобальном уровнях - как его единицу). Утрата фундаментальных, личностно значимых для человека связей в его внутреннем мире приводит к переживанию чувства одиночества [85]. Таким образом, нужно отметить, что Садлер даёт определение одиночеству как субъективному переживанию, которое вызывает комплексное и острое чувство, отражающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Иными словами, с одной стороны, одиночество - это особая форма самовосприятия, характеризующая внутренний мир человека, с другой стороны, такое самовосприятие невозможно без определенного отношения к окружающему миру, т.е. одиночества неотделимо от контекста жизненных отношений и связей. Кроме того, у человека есть различные экзистенциальные возможности, реализация которых зависит от самого человека. Экзистенциальные возможности создают и аргументируют глубочайшие переживания человека. Они составляют основу, на которой покоятся сугубо личные ожидания, надежды и основные ценности. Основная задача феноменологии Садлера состоит в том, чтобы объяснить природу таких возможностей. Исходя из того, что мир жизни человека ориентирован на реализацию 4-х экзистенциальных возможностей:

1) неповторимость судьбы;

2) традиция, культура,

3) социальная среда;

4) восприятие других людей.

Американские психологи Садлер и Джонсон предлагают модель четырехмерного измерения одиночества, описывающую 4 типа одиночества в соответствии с этими формами самореализации человека: космическое, культурное, социальное и межличностное. Так, согласно исследованию, возникновение чувства одиночества возможно на разных уровнях, характеризующих отношения человека с окружающим миром. Одиночество может повлиять на несколько из этих уровней. И чем больше разрыв связи с внешним миром, тем сильнее чувство одиночества [42 85].

Реализация способностей на всех четырех уровнях приводит к наиболее полному раскрытию интегральных качеств личности. В свою очередь, ощущение угрозы такого раскрытия порождает страдание от одиночества. Разрыв человека самим собой как частью природы, характерный для первого уровня, порождает, по Садлеру, космическое одиночество. На этом уровне предельные потребности человека не могут найти своего удовлетворения через простое человеческое общение, возникает ощущение потери связи с бытием, отраженное в философской и религиозной литературе. Этот тип одиночества близок к переживаниям самоотчуждения, когда человек осознает, что отсутствует одна существенная сторона его личности или развитие одной стороны его «Я» сводит на нет другие его стороны. Переживания одиночества этого типа порождают страх одиночества, стремление его подавить, что приводит человека к обоснованию своей веры в то, что изоляция является истинным состоянием человеческого существования.

Культурное одиночество характеризуется отчуждением от культуры как системы ценностей. Культурное одиночество дает о себе знать, когда человек чувствует неприемлемость общепринятой культуры для внутреннего мира человека. Даже внутри своих этнических групп люди могут испытывать отчуждение, если они отделены от культурного наследия, которое изначально было частью их жизни, поэтому культурные различия могут способствовать явлению разрыва между поколениями. Этот тип одиночества особенно характерен для выдающихся людей своего времени в какой-либо области, чьи передовые идеи далеко опережают свое время.

Социальное одиночество, по Садлеру и Джонсону, чаще всего проявляется тогда, когда человек чувствует свое отторжение группой, происходит его социальная изоляция, вплоть до полной изоляции от тех групп, участие в которых человек считает очень важным. Человек осознает себя изгнанником, аутсайдером, лишним человеком, а последствия такого переживания своего одиночества проявляются в виде постоянной тревоги, раздражения, депрессии. Люди не просто хотят быть включенными в общество, а хотят такого участия в нем, когда признается и поддерживается уникальность личности, ее многогранность. Если другие люди оценивают человека однобоко, например, только с точки зрения его социальной роли, то одиночество проявляется очень остро. С увеличением объема и сложности социальных институтов повышается уровень ожиданий индивида относительно своего социального участия в обществах (группах), однако роли индивидов в них становятся все более размытыми и неясными, что затрудняет реализацию таких ожиданий.

Так, по мнению Саллера и Джонсона, этот тип одиночества является преобладающим в современном обществе, так как многие люди постоянно осознают, что они потерпели неудачу и мало чего добились в жизни.

Необходимо отметить также тип межличностного одиночества, завершающий иерархию уровней экзистенциальных возможностей человека, с потерей глубинной связи с другим человеком. Неумение общаться, устанавливать доверительные отношения с окружающими приводит к этому типу одиночества, примером которого является переживание отсутствия любовной привязанности, отсутствия друзей, родственников, детей.

Таким образом, любой вид переживания одиночества свидетельствует об отсутствии определенных возможностей, связей и отношений, в которых нуждается человек. Человек, подверженный только одному типу одиночества, обычно способен жить со страданием, которое оно приносит. Однако, когда одиночество переживается в нескольких формах одновременно, оно становится невыносимым, стресс иногда принимает масштабы серьезного расстройства личности. Как следствие, возникают чувства безысходности и бессилия, а также ощущение ослабления или разрыва всех жизненных связей в виде межличностных отношений. Ценность модели одиночества, предложенной Садлером и Джонсоном, заключается в том, что она дает возможность помочь человеку в его конкретном случае [42].

Еще одна теория, дающая понимание проблемы одиночества и его переживания, исходит от А. Маслоу. Согласно А. Маслоу, людей следует делить на тех, кто действительно одинок, и тех, кто только кажется таким со стороны, на самом деле они не одиноки. К последним относятся самоактуализирующиеся люди. По Маслоу, самореализующийся человек стремится к уединению, потому что оно имеет для него положительное значение. Вероятно, это результат способности этих людей полагаться на собственное понимание ситуации, а не на то, что другие люди думают или чувствуют по этому поводу. Они приходят к собственным оценкам, мнениям и решениям. Их способность принимать самостоятельные решения, самоуправление делает их активными, ответственными субъектами своих действий. Такие одиночки более проблемны, чем эгоцентричны, они не реагируют на личную беду с той силой, с которой это делает обычный человек. Их способность концентрироваться на внешней проблеме превышает средний уровень, но в то же время такое повышение концентрации имеет побочным эффектом такие явления, как рассеянность, забывчивость, игнорирование ближайшего окружения [25, 23, 24].

Самоактуализирующиеся люди не нуждаются в других в обычном смысле этого слова, и это делает их трудными для общения и трудными для принятия другими людьми. Однако, по Маслоу, одиночество не является проблемой для людей, которые «выросли» в направлении самореализации, потому что они одиноки только в глазах других. В отечественной психологии исследования проблемы одиночества имеют специфические акценты. Эта особенность связана с тем, что феномен одиночества рассматривается в контексте общения. Некоторые исследователи прямо указывают на то, что неумение общаться является одной из причин одиночества. [12] Итак, вхождение в одиночество может быть связано со страхом контакта. Одиночество может возникнуть и в ситуациях, когда ролевые ожидания не оправдываются. Состояние одиночества может зависеть и от формы общения, диалогической или монологической. Культура общения предполагает направленность человека на диалог, на активный обмен действиями, информацией, переживаниями, потребностями, интересами. Именно этот обмен делает возможным взаимное принятие другого, что само по себе не может переживаться как болезненное одиночество. Для этого необходим живой интерес к другому человеку, переход с позиции «я» на позицию «ты». Монологическое общение замыкает человека в себе, делает его одиноким. Поэтому одинокий человек не может удовлетворить свою главную потребность - потребность в общении в ситуации социальной изоляции.

Тему диалогического и монологического общения развивает А.У. Хараш. В статье «Наедине с собой», посвященной психогигиене одиночества, проблемы общения и одиночества пересекаются[53].

Одиночество – это естественное состояние человека, которое дает ему возможность общаться с самим собой. По мнению автора, в одиночестве люди, хотят они того или нет, вынуждены общаться сами с собой. Человек приобретает способность общаться с самим собой через общение с другими людьми. Научиться общаться с собой — это подготовка к одиночеству. В ней заключен истинный смысл общения в любом возрасте: «Как происходит общение с самим собой, закрыто или открыто мое сознание, мое «я» к себе, как легко или трудно мне обратиться к себе, я должен преодолеть психологические барьеры и что это такое, - во всем этом заключается тайна личности... А личность есть "обобщенная форма бытия наедине с сознанием" [53]. «Если личное общение человека с самим собой обходится без чинов, ролей, без неловкости, фальши, ритуалов и обмана, его ведущий мотив - любовь, свободный выбор. При внутреннем же разладе его дела, решения и поступки неизменно подчинены другому импульсу, имя которого - страх одиночества... [53].

Подводя промежуточный итог, по мнению автора, одиночество - это субъективное переживание осознанного и принятого монолога знакомства с собой, преимущество над собой, а не над другими людьми. Если человек не понимает, не принимает себя, лукавит сам себе об истинных целях и желаниях, избегает общения с собой, то ситуация, в которой он остается один на один с собой, вызывает у него чувство страха одиночества, страха безысходности. Мысли Хараша о сущностной природе одиночества не являются новыми. Так, например, П.Д.Успенский разделяет понятия «сущности и "личности" человека [46]. Он пишет: «...человек состоит из двух частей: сущности и личности. Сущность - это то, что является для человека собственным. Личность - то, что является для человека чужим. Чужое означает то, что пришло извне, чему он научился, что в нем отражается, т. е. следы внешних влияний, оставшихся памяти ощущениях, выученные слова и движения, чувства, созданные подражанием, - все это «чужое» все это – «личность» [46]. Соответственно, утеря понимания сущности ведет к ощущению пустоты (т.е. возникает чувство одиночества).

С одной стороны, «истинное «я» человека, его индивидуальность, возникает из его сущности, индивидуальность человека есть его сущность, выросшая и созревшая». С другой стороны, «личность есть продукт культуры», без развития личности невозможно развитие человека. "Слабое развитие личности означает недостаток знания, информации, материала, на котором должна основываться работа над собой. Без некоторого запаса знания, без определенного количества "чужого" материала человек не в состоянии начать работать над собой, не может изучать себя, не может бороться со своими механическими привычками - просто потому, что у него не будет причины, не будет понимания такой работы" [46].

В своей монографии, посвященной одиночеству, С. Г. Корчагина [13] предлагает классификацию типов состояния одиночества в зависимости от соотношения механизмов обособления идентификации в психологической структуре личности. Таким образом, первый тип состояния одиночества, по мнению автора, связан с преимущественным действием механизмов изоляции в структуре личности, крайней формой которого является отчуждение: от других людей, норм, ценностей, определенной группы, мира в целом.

В этом случае человек осознает свое состояние и часто понимает, чем оно вызвано. Это «отчуждающее одиночество». Второй тип одиночества обусловлен доминирующим действием механизмов идентификации, благодаря чему человек, привыкший к идентификации с другими людьми или группой, постепенно утрачивает свое «Я». Этот тип одиночества «самоотчуждение» возникает в результате утраты своего «Я», саморастворения, безличного общения, отчуждения от себя. Третий тип, единственный вариант, по мнению С.Г. Корчагиной субъективного позитивного проявления одиночества в жизни человека является уединенность. [13]

Каждый из видов одиночества в жизни человека имеет свои особенности и закономерности в плане проявлений в поведении и жизни человека. Возвращаясь к теоретической трактовке проблемы одиночества и его переживания, остановимся более подробно на критическом анализе разных типов одиночества, характерных для западного общества, представленном в статье Б.С. Рюриков. [41]

В результате рассмотрения различных стилей жизни, мировоззрений и способов выражения, опираясь преимущественно на литературные источники, автор приходит к выводу, что «проблема одиночества есть проблема разорванных, оборванных связей между человеком и обществом». В то же время, по его мнению, развитие идей свободы ведет к «Индивидуализм, себялюбие, развитию позиции индивидуализма, разгул субъективизма — это силы, деформирующие человеческое сознание. Общество не рассыпной строй одиноких личностей. Субъективная гипертрофия личности, отделяющая ее от общества и разрывающая ее общественные связи, лишает личность здорового развития, роста. Она угрожает и развитию общества..."».[41] Б.С. Рюриков также занимает однозначную позицию относительно идеи «заброшенности» в экзистенциализме: «Человек остался в непонятном мире на произвол непонятной судьбы, он одинок и должен решать только сам, только для себя» [41].

По мнению автора, представление о силе своего «одиночества», о независимости, о свободе человека от общества, когда оно мешает личности реализовать свои возможности, по своей сути несостоятельно.

Обобщая основные психологические теории, рассмотренные в этом разделе, можно сказать, что большинство теоретических дискуссий об одиночестве и его субъективном переживании были связаны с клинической практикой или вытекали из уже существующей теории. Так экзистенциалисты видят истоки одиночества в самой природе человека. Человек уникален и неповторим, он не может быть полностью понят другим человеком, а потому с рождения «обречен» на одиночество.

Сторонники психодинамического подхода подчеркивают исключительно детские предпосылки возникновения одиночества. По мнению неофрейдистов, состояние одиночества определяется внешними условиями, которые формируют у человека патологические черты характера или мешают ему реализовать свои глубинные потребности [71].

В гуманистической психологии феномен одиночества и его переживания понимается как конфликт между «истинным Я» и «социально желательным Я», а также наличие препятствий к самореализации.

Когнитивные модели одиночества в основном выявляют несоответствие социального и индивидуального опыта индивидуума [66]. Когнитивные переменные являются промежуточным звеном между тем, как человек воспринимает свой текущий Опыт и тем, как он потом на него реагирует. Любой из рассмотренных подходов акцентирует внимание на некоторых особенностях психического феномена одиночества, выстраивая тем самым уникальную перспективу целостности его восприятия. Однако, описывая эти подходы, можно предположить, что в силу очень короткой истории изучения данной проблемы или в силу неопределенности основных понятий ни одна из этих теорий не может претендовать на системность, какую-либо полноту, оставаясь исключительно в рамках гипотетических построений.

Осуществляя сравнение работ, посвященных проблемам одиночества в отечественной психологии, с работами западных исследователей, можно выделить несколько особенностей: - акцент изучения одиночества в отечественных работах сместился в сторону изучения межличностных отношений; - в работах отечественных психологов понятие «общение» используется для выявления связи между ним и одиночеством; - подчеркивается роль сущностной природы человека в контексте его общения, процессов взаимодействия с другими людьми; - выделена направленность этого общения на развитие общественных отношений (развитие индивидуального «Я» для развития социального «Я»).

Сложность построения научной теории одиночества заключается еще и в том, что, с одной стороны, это глобальное, сущностное, социально обусловленное явление с недостаточно четкими критериальными признаками, с другой - это факт сложного психического состояния и опыт, затрагивающий самые глубины человеческого сознания.

Подводя итог изучению теоретических взглядов на проблему одиночества, остановимся на важных, с нашей точки зрения, моментах.

Одиночество «имеет множество граней» и все его грани индивидуальны, поэтому описание одиночества кажется очень трудным. С одной стороны, одиночество есть объективная реальность человеческой жизни, связанная с самим существованием, которая сохраняется при наиболее удовлетворительном общении с другими людьми, при прекрасном самопознании и интеграции. Это пропасть между собой и другими, через которую нет мостов.

С другой стороны, субъективный опыт, который обусловлен контекстом жизненных отношений и межличностных связей и имеет место на разных уровнях взаимодействия человека с окружающим миром: с окружающей природой (космическое уединение), с культурой как системой ценностей (культурное одиночество), с социальной группой и социальными институтами (социальное одиночество), в межличностном взаимодействии (межличностное одиночество). И чем больше разрыв связи с внешним миром, тем сильнее чувство одиночества. Таким образом, любой вид одиночества свидетельствует об отсутствии определенных возможностей, связей и отношений, необходимых человеку.

В настоящем исследовании основной аспект анализа был направлен на определение одиночества, разработанное экзистенциально-гуманистическим направлением. Экзистенциальное одиночество переживается, когда человек задумывается о смысле своей жизни, когда он пытается понять, каково его место в мире, каков его жизненный путь, когда он сталкивается с неумолимой истиной «данных» существования (смерть, свобода, одиночество). В гуманистической психологии феномен одиночества и его субъективное переживание понимается как конфликт между «истинным Я» и «социально желательным Я», а также наличие препятствий к самореализации (желаемый социальный статус - установление брачных отношений, создание семьи, рождение детей).

Переживание одиночества ставит человека перед серьезной проблемой: проблемой подлинности своего существования, честности с самим собой. Для ответа на вопрос, живет ли человек своей жизнью, он вынужден занять рефлексивно-осмысленную позицию по отношению к себе и жизни. Испытывая состояние одиночества, человек сталкивается с необходимостью выбора приемлемой стратегии дальнейшего развития. Согласно экзистенциальной традиции понимания человека жизнь можно представить, как обширное поле выбора, в пространстве которого одиночество является смысловой точкой, в которой рассматриваются различные альтернативы. «Семантическая проблематика человеческого существования заключается в том, что мы всегда находимся «в диапазоне альтернатив, главная из которых — быть или не быть человеком» [1717]. Так, человек, совершая какой-либо поступок, либо совершая какое – либо действие, который самостоятельно принимает решение об этом, конструирует свою жизнь, творит себя.

  1   2   3


написать администратору сайта