Главная страница

Глава 1 + список литературы+на редакцию[1]. Теоретикометодологическое обоснование исследования субъективного переживания одиночества


Скачать 71.73 Kb.
НазваниеТеоретикометодологическое обоснование исследования субъективного переживания одиночества
Дата09.05.2023
Размер71.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГлава 1 + список литературы+на редакцию[1].docx
ТипДокументы
#1117007
страница2 из 3
1   2   3

1.2 Специфика субъективного переживания одиночества


В ходе исследования было установлено, что феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как сугубо субъективное, сугубо индивидуальное и часто неповторимое переживание. Одной из наиболее отличительных черт одиночества является специфическое ощущение полного погружения в себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, охватывает абсолютно все. [2]. Каждый человек имеет особый опыт переживания одиночества, в связи с этим мы говорим о многомерности одиночества, о его субъективных переживаниях. Многие люди, находясь в своей семье, в окружении близких родственников, друзей, большого коллектива, испытывают чувство одиночества, без явных внешних причин для этого. В то же время исследования в этой области часто затрагивают проблемы вдовцов, разведенных, холостых, т.е. людей, утративших значимые отношения или испытывающих трудности с их установлением.

Другие авторы подчеркивают экзистенциальность, позитивность переживания одиночества.[39 27 15] Это состояние изучается как состояние, присущее человеческому существованию, позволяющее размышлять, рефлексировать и получать удовлетворение от одиночества. Таким образом, феноменология одиночества должна включать разнообразный опыт переживания одиноких субъектов, но при необходимости упорядочивать и конституировать его. В этой главе феноменология одиночества будет представлена ​​через транскрипты, содержащие интернациональные акты сознания одинокого человека. Это тип переживания одиночества, его определяющие факторы.

В данном параграфе настоящей главы представлены взгляды отдельных исследователей и научные подходы, предопределившие эмпирические этапы настоящего исследования феномена одиночества как субъективного переживания.

Дж. Янг и его сотрудники расширяют понимание феноменологии одиночества как его переживания. Критерием различения представляемых ими видов переживания одиночества является время переживания. Исследователи выделяют три типа одиночества: первый - хронический тип одиночества развивается, когда человек длительное время не может установить удовлетворительные социальные отношения, второй - ситуативный тип возникает в результате значительных стрессовых событий в жизни, и третий, тип переживания является кратковременным приступом и отмечает короткие периоды одиночества. Хроническая форма переживается более болезненно, вызывает раздражение, чувство безысходности, снижает жизненный тонус и изменяет структуру поведения [95].

Яркие представители экзистенциального подхода в психологи Ф.Вицлебен, К.Мустакас, Б.Миювскович описывают новый взгляд на природу переживания одиночества. Каждый из нижеследующих авторов вводит в типологию понимание одиночества как духовного состояния, имманентного человеческому состоянию. Результаты настоящего исследования отражены в таблице 1.

Таблица 1. Типы переживаний.

Автор

1 тип переживания одиночества

2 тип переживания одиночества

Ф.Вицлебен

1958

Первичный тип переживания возникает как результат осознания человека в мире

Вторичный тип переживания обусловлен потерей социальных отношений

К.Мустакас

1961

Основной факт человеческого существования

Психическая реакция на дефицит отношений

Б.Миюскович

1981

Метафизическое

Психологическое

По результатам исследования установлено, что в представленных типологиях экзистенциальный аспект одиночества является распространенным первичным типом одиночества. Также было достигнуто согласие по поводу определения вторичного типа переживания одиночества. Авторы описывают его как результат нарушенного и неудовлетворенного социального взаимодействия.

Подобные идеи могли предопределить исследования современных ученых. В частности, в работах некоторых отечественных социологов, созвучных между собой, обозначаются два типа переживания одиночества: субъективное и объективное. Первый тип опыта представлен как рефлексивное состояние человека, специфическая склонность человеческого сознания к поиску самоценности, самотождественности. Второй тип переживаний реален и возникает в ситуации отчуждения от социальных институтов, от различных групп, под влиянием социальных условий, требующих маскировки своих желаний [4].

Дальнейшие шаги в направлении изучения одиночества как субъективного переживания касаются выяснения различий между переживанием одиночества и родственными ему понятиями. Этому обзору посвящено достаточно большое количество концептуальных и исследовательских работ P.C. Вейса, Х.Пеплау. Одиночество было тесно связано с такими понятиями, как замкнутость, пустота, утрата, депрессия, печаль, безысходность, отчуждение, но чаще разводилось. В работах К. Мусстакаса мы находим упоминания об эмоциях, тождественных состоянию одиночества, - страхе, вине, депрессии, раздражении, отчуждении как реакциях, от которых необходимо абстрагироваться, так как они вторичны. Целый класс эмоций отождествляется с одиночеством. Рубинштейн обобщил и выделили четыре группы: отчаяние, депрессия, скука, вызывающие раздражение и тревогу, а нередко и гнев, и самоуничижение. Следует отметить, из 12 синдромов одиночества, отмеченных Янгом [95] были выделены эмоциональные признаки, сопутствующие одиночеству:

- неспособность к уединению вызывает ощущение скуки и пустоты;

- из-за низкого самоуважения, неудачного прошлого опыта появляется хроническая печаль и чувство безнадежности, боязнь новых разочарований, чувство вины;

- «коммуникативная неуклюжесть» в сочетании с низкой эмпатией ведет к разочарованиям, обманутым ожиданиям;

- недоверие к другим людям- к озлоблению и горечи;

- неспособность завязать глубокие личностные отношения переживается в виде бессилия и обреченности;

- боязнь эмоциональной близости;

- неопределенность в оценке собственных чувств.

Вышеуказанные эмоциональные реакции сопровождают переживание одиночества, но не тождественны ему. Такая множественность синдромов свидетельствует о разнообразии переживания одиночества и, следовательно, о сложности его точного определения. Несмотря на то, что его аффективные знаки часто туманны и расплывчаты.

Депрессия – явление, которое чаще всего отождествляют с переживанием одиночества. Депрессия – подавленное настроение с мрачной оценкой прошлого и настоящего и пессимистичными представлениями о будущем. Такое отчаяние носит эмоциональный характер. Чувство усталости возникает от всего, что требует затрат энергии. Человек отрывается от активной жизни, теряет интерес к ранее важным вещам, избегает контактов с друзьями и родными. К депрессии приводят различные жизненные трудности (неблагополучное детство, отсутствие удовлетворительных межличностных отношений, потеря близких, потеря работы, социальное неприятие, выход на пенсию, тяжелая болезнь, крушение жизненных планов, утрата идеалов или разрушение веры), неудовлетворенность жизнью, невозможность самореализации, стресс.

Описываемое состояние может быть результатом каких-либо жизненных установок, усвоенных к этому моменту времени. По мнению Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г депрессия имеет динамику: сначала человек перестает радоваться приятным пустякам, затем теряет интерес ко всему, что раньше беспокоило и вызывало активность, появляется депрессия, обостряются негативные переживания: печаль, вина, тревога, страх, гнев, тоска.

Депрессия связана с негативным отношением к жизни, возникают мысли о смерти, возможен суицид. Характерными суицидальными переживаниями являются переживания безысходности, бесцельности, пустоты. У молодых людей особенно часто возникают чувства собственной ничтожности, одиночества. Наблюдается непоследовательность, двойственность намерений, быстрая смена чувств, малоорганизованность деятельности и поведения, отсутствует устойчивый интерес к чему-либо. Затем наблюдается ухудшение настроения и изменение физического состояния и поведения (например, нарастание неудач в какой-либо деятельности, боязнь привычных форм поведения, отклонения в познавательных процессах, нарушения сна, нарастание и снижение пессимизма, в самооценке) [96]. Кроме того, сниженная устойчивость настроения сужает мир восприятия других людей, обстоятельств, условий жизни. Было замечено, что люди, страдающие депрессией, склонны преувеличивать негативность существующих отношений (разрыв важных, значимых отношений определяется как причина депрессии) и поэтому чувствуют себя одинокими.

Однако некоторые признаки депрессии, временного уныния, неудовлетворенности собой являются ценными переживаниями, поскольку могут вызвать важные изменения и ввести новый этап в развитии личности. По мнению К. Г. Юнга, депрессия может принимать форму «пустого отдыха», предшествующего творческой работе.

Л. Хоровитц и его коллеги установили, что восемнадцать признаков одиночной личности почти полностью повторяются у прототипа депрессивной личности. Это означает, что прототип одинокого человека уже заложен в прототипе депрессивного человека. Однако обратное неверно. Есть и другие пути к депрессии, не только чувство одиночества. При этом Вэйс не выступает против одиночества и депрессии, утверждая, что первые ищут компанию и избавляются от стресса, а вторые впадают в депрессию [2]. Несмотря на то, что депрессия не является типичным проявлением одиночества, это переживание имеет негативную эмоциональную окраску и выражается в апатии, отчаянии, скуке и озабоченности, отчужденности, фрустрации и даже агрессии. Апатия, например, означает полную потерю интереса к какой-либо деятельности, равнодушие к себе, к своей внешности, холодное, отстраненное и равнодушное отношение к близким. Специфическая реакция на неудовлетворение какой-либо важной, четко сформулированной потребности, крах планов, намерений, целей, способов их достижения - возникает реакция «фрустрации» (лат. «разочарование», «напрасное ожидание», «расстройство», «разрушение планов»). Частые фрустрации приводят к формированию и закреплению устойчивых негативных черт поведения, агрессивности и повышенной возбудимости.

Значение связи между одиночеством и депрессией помогает определить модель для объяснения одиночества. Человек, который выбирает внутренние, устойчивые атрибуты или объяснения одиночества, с большей вероятностью откажется от попыток установить удовлетворяющие отношения и испытает депрессию.

Еще одним важным фактором по мнению Д. Таунсенд является взаимосвязь одиночества и изоляции. В английских, французских и немецких словарях мы находим определения, сопровождающие понятие одиночества, такие как «быть одиноким», «заброшенность», «отчуждение», «изоляция», «отстранение от кого-либо» и др. На самом деле все они указывают на отсутствие друзей, феномен замкнутости. Социальная изоляция вызывает ощущение бессмысленности, ничтожности существования, напряжения, скуки или рассматривается изолированным человеком как... приятное. Таким образом, нет необходимой связи между изоляцией и одиночеством. Таунсенд выделяет четыре типа изоляции от общества, определяя ее как объективное явление и одиночество как неприятную эмоциональную реакцию на обстоятельства социальной изоляции:

1. Изоляция по сравнению со сверстниками, то есть изолированность от общества по сравнению со сверстниками

2. Изоляция по сравнению с разными поколениями, затем сетевая изоляция от общества по сравнению с более молодыми людьми.

3. Опустошенность (одиночество в старости), то есть изоляция от общества по отношению к деятельности и общественным отношениям, имевшим место ранее.

4. Изоляция от предыдущего возрастного контингента, то есть изоляция от общества по сравнению с предыдущим поколением пожилых людей .

Т. Джонсон и В. Садлер в исследованиях представляют одиночество и замкнутость как два разных и специфических состояния. Одиночество нельзя отождествлять с физической изоляцией, так как изоляция — это состояние, которое можно наблюдать, оно регулируется и контролируется человеком. Человек вкладывает в изоляцию разный смысл: она может выступать и как наказание, и как состояние, предполагающее саморазвитие. На это могут влиять как детские переживания, так и жизненная ситуация взрослого человека. При этом изоляция есть объективное, внешне обусловленное состояние, в отличие от одиночества - индивидуальное, субъективное, целостное состояние с полной погруженностью в себя. Однако эти состояния односторонние и могут быть взаимосвязаны.

По Р. Рубинштейну, связь явлений объясняется тем, что в большинстве случаев одиночество переживается в относительной изоляции (иногда с приступом одиночества приходит желание побыть одному); что одиночество можно преодолеть, и большинство людей испытывают и преодолевают одиночество в какой-то момент своей жизни, особенно в подростковом возрасте); и что чем чаще вы видите других, тем больше вероятность того, что вы найдете человека или ситуацию, которые смягчат или ослабят ваше чувство, или, скорее, чувство одиночества [40].

В понимании тяжести одиночества существенным является фактор времени. Это подтверждают результаты исследования Дж.. Боулби. Во-первых, тот, кто длительное время переживал одиночество, переживал его особенно остро, болезненно, а тот, кто переживал одиночество ситуативно, переживал его с умеренной силой; во-вторых, если одиночество связано с потерей близкого человека, со временем тяжесть переживания ослабевает, так как частично утрачивается смысл близости утраты, либо переживание одиночества сменяется чувством привязанности к другому человеку.

Признание понятий «одиночество» и «изоляция» родственными способствовало более глубокому анализу переживания одиночества. Сначала выявляются и описываются конструкты опыта (тип, острота и предел). Во-вторых, определяются некоторые особенности поведения одинокого субъекта в группе, обществе [7].

Таким образом, понятия «депрессия», «изоляция», а также «отчуждение», «одиночество» мы считаем родственными понятию «одиночество», но не тождественными ему.

Следует отметить, что когнитивный подход представленный в исследованиях Л.Пепло, Д.Перлмана отличается от экзистенциального К.Мустакас Ф.Вишлебен, социологического Д.Рисман и, психодинамического Ф.Фромм-Рейхмани, Г.Салливан, интеракционного Р.Вейсс. В когнитивном подходе акцент смещается с противопоставления эмоционального и социального одиночества на против сопоставление действительного и желаемого взаимодействия. По мнению исследователей, это направление имеет преимущества: он учитывает когнитивные процессы и осознанный контроль, которые служат связующим звеном между дефицитом общения и ответной реакцией.

Одиночество возникает тогда, когда человек начинает замечать несоответствие между двумя факторами: желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов, и в этот момент начинается субъективное переживание одиночества. Перлман и Лепло называют несколько предпосылок для переживания одиночества, таких как изменения реальных (например, вдовство) или желаемых (например, изменения в личной жизни или их отсутствие) социальных отношений. Качество и количество отношений, личные факторы, культурные и ситуационные элементы могут способствовать усилению или уменьшению чувства одиночества. Авторы различают события, ускоряющие наступление одиночества, и события, предрасполагающие людей к переживанию одиночества. Острое чувство одиночества, а значит, и преодоление его, можно рассматривать лишь в непосредственной связи с личностью человека, однако этот аспект недостаточно учитывался исследователями, разбиваясь на такие переменные, как «застенчивость», «самостоятельность», уважение», «коммуникативные навыки» [44].

Необходимо вернуться к исследованию проблемы одиночества через экзистенциальный подход. Люди изначально одиноки, ни один другой человек не может разделить чувства человека - такова основная идея исследователей этого направления. Мустакас считает, что каждому необходимо испытать боль одиночества, чтобы заново открыть себя, установить честную систему личных ценностей. В рамках этого направления сложилось несколько типологий переживания одиночества, по сути идентичных друг другу. Мустакас выделяет два типа переживаний: одиночество как фундаментальный факт человеческого существования и одиночество как психологическую реакцию на отсутствие значимых отношений. Точно так же Миюскович описывает метафизическое и психологическое одиночество. Однако одиночество также может быть созидательной силой, поэтому вы должны научиться ее использовать 26].

В соответствии со словами Мустакаса: «Момент одиночества является ощущением спонтанного пробуждения, это своеобразное рождение заново, дорога к познанию и обновлению собственной натуры» [15].

Несколько подходов к одиночеству также можно найти в отечественной психологической литературе Алферов Ю.А., Гримак А.П., Кузнецов О.А., Лебедев В.И., Ломов Б.Ф., Хрящева Н.Ю. Во-первых, одиночество, изоляция представляются как состояние, угрожающее здоровью человека, сочетающееся с вынужденной индивидуальной или групповой изоляцией, своеобразной реакцией на недостаток межличностного контакта. Подобный опыт одиночества возникает в экстремальных условиях. Проблему одиночества можно представить, как проблему разведенных и людей, потерявших близкого человека, как реакцию на отсутствие эмоционального отклика и как результат субъективного переживания одиночества. (Абульханова-Славская К.А., Гозман Л.В., Кон И.С., Коростылева Л.А. Старшенбаум Г.)

Ю.М Швальба и О.В. Данчева представляют собой социально-психологический подход к проблеме одиночества. Они считают, что в любом переживании одиночества субъективная потребность сочетается с объективной невозможностью понять человека человеком. В целом понимание и признание целостности личности и противоречивости одиночества ожидается на уровне межличностного взаимодействия с близкими. Такое ожидание может выражаться в постоянном поиске друга, стремлении сохранить дружбу, ценности друга. Ощущение незначительности бытия может обостряться некоторыми особенностями существования человека в социальных структурах и группах. Для человека важно признание его профессиональных, коммуникативных, организаторских и других качеств. Это возможно благодаря оценке их ролей. По мнению авторов, положительная оценка и факт признания в коллективе могут компенсировать непонимание или отсутствие близких отношений. Если человек испытывает трудности как на межличностном уровне, так и на уровне социальной группы, то сложившаяся ситуация переживается сугубо негативно [46].

Ряд авторов отмечают, что осознание факта одиночества может вызвать у человека чувство смущения и стыда, так как одиночество часто стигматизируется обществом, поэтому одинокие люди могут выглядеть слабыми, неудачниками. Таким образом, само осознание факта своего одиночества может вызвать у человека страх, который К. Мустакас назвал «тоской одиночества». Страх одиночества может привести человека к вытеснению переживаний одиночества, к отрицанию одиночества как факта или, наоборот, к постоянному поиску товарищеских отношений и множеству поверхностных социальных контактов в попытке предотвратить неминуемую угрозу одиночества. В любом случае страх одиночества является серьезным препятствием для личностного роста, в ходе которого перед человеком стоит задача осознания своего разделения. Ответом на этот вызов может быть преодоление одиночества, осознание человеком собственной связи с другими, с трансцендентным началом или с самим собой [6,10,14].

В академической психологии существует ряд теоретических моделей, рассматривающих одиночество как переживание неудовлетворенных потребностей в привязанности, результат отсутствия социальных навыков или определенных сочетаний личностных черт, результат несоответствия ожидаемой удовлетворенности отношениями реальности, стимул к новым отношениям. В некоторых исследованиях проводится также эмпирическое разграничение ситуативного одиночества и одиночества как постоянной черты личности, одиночества в различных типах отношений.

В подавляющем большинстве существующих психологических исследований одиночество рассматривается исключительно как проблема. Имеются данные о том, что одиночество связано с депрессией, тревогой и межличностной враждебностью, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, суицидальными мыслями. Необходимо отметить, что лонгитюдные исследования в области поведенческой медицины показывают, что одиночество является предиктором быстрого старения, риска сердечно-сосудистых заболеваний и смертности (с корректировкой на такие факторы, как пол, возраст, хронические заболевания, курение, злоупотребление алкоголем, самооценка здоровья и функциональные ограничения) [50].

Важность дифференцированной психологической диагностики становится ясной при кратком рассмотрении не только самого переживания одиночества, но и отношения личности к одиночеству как факту жизни и возникающих в результате ситуаций одиночества. Принятие одиночества как экзистенциального факта открывает для нас возможность ценить одиночество, находить в нем положительный ресурс для развития собственной личности и формировать новые, более глубокие и значимые связи с людьми. Отказ от одиночества или боязнь одиночества в свою очередь приводят к постоянному избеганию одиночества и поиску социальных контактов.

Бесчисленные связи (сегодня это касается прежде всего социальных сетей) не говорят об аутентичности общения и прочности отношений между людьми. Наоборот, это только внешняя сторона общения, без наличия внутренней наполненности. Многие авторы акцентируют внимание именно на таком общении, лишенном «общения», перегруженности и поверхностности связей, ведущих к одиночеству.

Согласно исследованию С.Г. Корчагина установлено, что рассматривается одиночество как психологический феномен и указывает на такие категории, как чувство, процесс, отношение, потребность [38].

Одиночество, как чувство, обусловлено переживаниями человека своей непохожести на других и способствует созданию психологического барьера в общении, что сопровождается чувством непонимания и принятия себя окружающим. В результате человек чувствует, что ни с кем невозможно установить близкие отношения.

Одиночество как процесс обусловлено постепенной утратой человеком способности воспринимать и реализовывать существующие в обществе нормы, принципы и ценности. В результате человек теряет статус субъекта общественной жизни.

Одиночество как установка возникает из-за неспособности воспринимать мир как самоцель и ценность как таковую. В результате не происходит интеграции человека в социальное пространство.

Одиночество как жизненная позиция вызвано осознанным нежеланием иметь интимные межличностные отношения с ближайшим окружением. В результате человек отчуждается от других и всего мира с его ценностями, идеалами, нормами.

По мнению П. Г. Гасановой, в состоянии одиночества происходит не только потеря внутренней целостности личности, но и внешней гармонии с миром. При этом желаемое и достигаемое социальное общение разбалансировано.

При изучении темы субъективного переживания одиночества необходимо обратиться к работам Ф. Василюка, в частности, к теме самого переживания. В его работах объектом анализа являются процессы, которые в обыденном языке удачно выражаются словом «переживание» (в том смысле, что «пережить» означает пережить какие-то события, обычно болезненные, преодолеть какое-то тяжелое чувство или состояние, перетерпеть, выдержать). Важно отметить, что деятельность вызывает опыт.

Таким образом, определение субъективного одиночества можно охарактеризовать как процесс переживания вследствие деятельности, поскольку оно сопровождается оценкой соответствия требованиям социальных норм, потребности в близких эмоциональных отношениях и привязанности.

Процессы этого типа составляют желаемое измерение психологической реальности в теории. Чтобы предложить понятие переживания в этом месте и тем самым перейти к «позитивной» фазе его введения, необходимо отвести любые претензии на роль этой категории, основанной на понятии смыслообразования. Последнее в том виде, в каком оно используется в теории деятельности, часто используется в связи с процессом возникновения каких-либо личностных смыслов, закономерностей смыслообразования. Но прежде всего, говоря о смыслообразовании, мы имеем в виду особую деятельность субъекта. Конкретная деятельность, представляющая ценность для субъекта, например, создание семьи.

Специфика этой деятельности определяется прежде всего особенностями жизненных ситуаций, ставящих субъекта перед потребностью в переживании в тот момент, когда осмысление констатирует факт существующего в настоящем времени и картину желаемого. Такие ситуации по определению Ф. Василюк может назвать критическими. Если бы нужно было определить природу критической ситуации одним словом, то пришлось бы сказать, что это ситуация невозможности. В контексте данной работы исследование «невозможности» построения супружеских отношений. Неумение жить, осознавать внутренние потребности своей жизни. В рамках данного исследования к опыту можно отнести невозможность реализации создания семьи, когда есть внутренний запрос и ощущение важности этого события в жизни.

Испытывается борьба с этой невозможностью создать ситуацию возможности реализации жизненных потребностей. Опыт – это преодоление определенного «промежутка» жизни, это своего рода восстановительная работа, как бы перпендикулярная линии реализации жизни. Тот факт, что процессы переживания противоположны осуществлению жизни, т. е. деятельности, не означает, что мы имеем дело с какими-то мистическими процессами вне жизни: они по своему психофизиологическому составу являются одними и теми же процессами жизни и создания деятельности, а по своему психологическому смыслу и назначению являются процессами, направленными на саму жизнь, на обеспечение психологической возможности ее реализации.

То, что выступает на уровне бытия как возможность реализации жизненных потребностей, как возможность утверждения жизни, выступает на уровне сознания как осмысленность жизни. Смысл жизни — это общее название (полученное на уровне феноменологического описания) ряда конкретных психологических состояний, непосредственно выявляемых в сознании в соответствующем ряду переживаний от удовольствия до чувства «оправдания существования», которое, по мнению А. Н. Леонтьева «смысл и счастье жизни». «Невозможность» тоже имеет свою положительную феноменологию, имя которой — бессмысленность, а конкретные состояния — отчаяние, безысходность, нереализованность, неизбежность.

Так как жизнь может иметь разного рода внутренние необходимости, то естественно предположить, что реализуемость каждой из них соответствует своего рода состояниям возможности, а нереализуемость соответствует своего рода состояниям возможности, невозможности. Можно сказать, что в ситуации невозможности (отсутствия смысла) перед человеком в той или иной форме стоит "задача смысла" - а не задача воплощения в значениях того, что объективно присутствует в индивидуальном бытии, но не ясного сознанию смысла, о котором только и шла речь в деятельностной теории А. Н. Леонтьева, и задача обретения смысла, поиска источников смысла, «развития» этих источников, активного извлечения из них смысла - одним словом, производство смысла.

Если на уровне бытия переживание — это восстановление возможности реализации внутренних потребностей жизни, а на уровне сознания — обретение осмысленности, то в рамках отношения сознания к бытию работа переживания состоит в достижении смыслового соответствия сознания и бытия, что по отношению к бытию состоит в наделении его смыслом, а по отношению к сознанию - в смысловом принятии им бытия.

Что касается соотношения понятия переживания с понятием деятельности, то утверждение о том, что потребность в переживании возникает в ситуациях, которые не могут быть разрешены непосредственно предметно-практической деятельностью, сколь бы совершенным отражением она ни была обеспечена, как уже говорилось, не может быть понято таким образом, что оно вообще неприменимо к переживанию. Категории деятельности и что, следовательно, она либо является вспомогательным функциональным механизмом в деятельности и рефлексии, либо по своей «природе» выпадает из деятельностно-теоретической картины психологической действительности.

Опыт есть именно деятельность, т. е. самостоятельный процесс, связывающий субъекта с миром и решающий его реальные жизненные задачи, а не особая психическая «функция», стоящая наравне с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоцией. Эти «функции» вместе с внешними предметными действиями входят в реализацию опыта так же, как и в реализацию любой деятельности человека, но смысл как интрапсихических, так и поведенческих процессов, участвующих в реализации опыта.

Ценностное сознание связано с выбором сложно и неоднозначно. Однако в качестве отправной точки для обсуждения этого вопроса можно взять простейшую рационалистическую идею: сознание, имеющее определенную систему ценностей, в ситуации выбора подводит альтернативы под единую ценностную основу, в результате чего каждая альтернатива получает свою оценку, а тот, что ценится выше, выбирается, по совести. Именно так и должно быть в реальности.

Необходимость реальных выборов очень часто отличается от этой картины. Одной из причин такого несоответствия является отсутствие ясного осознанного осознания своих конкурирующих мотивов. Однако опыт показывает, что даже если имеется такой факт, что оценочное преимущество одного из мотивов было признано субъектом в ситуации выбора, из этого не обязательно следует, что он действительно будет выбран. Как объяснить это рационально абсурдное отсутствие четкой связи между оценкой и выбором?

Прежде всего тем, что ценности сами по себе не обладают побудительной энергией и силой, а потому не способны непосредственно заставить мотивы подчиниться себе. Однако, с другой стороны, ценность обладает способностью порождать эмоции, например, когда тот или иной выбор явно ей противоречит. А это значит, что должна быть включена в категорию мотива, поскольку эмоции релевантны отдельному действию, они отражают прогресс в его реализации того или иного мотива.

Складывается двоякий смысл, что, с одной стороны, ценности не обладают побудительностью, а с другой — должны быть признаны мотивами. Этот момент объясняется тем, что в теории деятельности выделяют различные виды мотивов. Можно предположить, что в ходе развития личности ценности претерпевают определенную эволюцию, меняясь не только по содержанию, но и по своему мотивационному статусу, месту и роли в структуре жизни. Сначала ценности существуют только как эмоциональные последствия их поведенческого нарушения или, наоборот, как утверждения (первые чувства вины и гордости). Затем ценности принимают форму «известных» паттернов, затем смыслообразующих паттернов.

При этом ценность на каждом этапе обогащается новым мотивационным качеством, не утрачивая прежних. Это не следует понимать в том смысле, что значения — это, строго говоря, паттерны, или какой-то паттерн, и не более того. Полное выявление ценностей и мотивов значило бы заведомо отказаться от возможного обогащения схемы теории деятельности еще одной категорией.

Характеристика эволюции ценностей с точки зрения мотивов — это просто средство показать, как может измениться их (ценностное) отношение к поведению. Иными словами, содержание сознания (и жизни), составляющее ценность, может выполнять функции мотива, смыслообразовать, направлять и побуждать воображаемое или реальное поведение, но из этого, конечно, не следует, что внутри в рамках психологии ценность должна быть сведена к мотиву. В отличие от мотива, который всегда, будучи моим, вашим или его мотивом, разделяет индивидуальный жизненный мир, ценность есть то, что, наоборот, приобщает индивида к какой-то надындивидуальной общности и целостности.

Хотя ценность, как вид содержания сознания, изначально не обладает энергией, по мере внутреннего развития личности она может заимствовать ее из реально действующих мотивов, так что в конце концов из содержания сознания она становится содержанием жизни, а само получает силу реального мотива. Ценность есть не всякое известное содержание, которое может стать мотивом, а только такое, которое, став реальным мотивом, ведет к росту и совершенствованию личности.

Определяя значимость наличия супружеских отношения, необходимо учитывать ценность этих отношений, что и стоит за словосочетанием в данном исследовании.

В первую очередь это официально оформленные отношения между мужчиной и женщиной, которые олицетворяют семью и семейные ценности. Вопросы семьи всегда были очень популярны в научной сфере. Отечественные и зарубежные ученые из разных областей обращались в своих исследованиях к знакомым проблемам. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что вопросам семьи уделяется большое внимание со стороны российских и зарубежных ученых, а также существует потребность в современных исследованиях в связи с быстро меняющимся миром и тенденциями развития современной семьи.

Восстановление целостного образа семьи, семейных устоев, традиций и формирование ценностного отношения к семье у подрастающего поколения является одной из приоритетных задач, поставленных сегодня государством и обществом.

В научной литературе существует большое количество определений термина «семья», но сам термин не имеет четкого научного описания. Рассмотрим подробнее определение этого термина с точки зрения различных наук. Семья как многоаспектное понятие рассматривалась через призму различных наук: философии, социологии, педагогики и психологии.

С философской точки зрения Аристотель и Платон имели дело с семьей уже в древности и понимали ее как необходимость для образования государства и организации общественной жизни [3]. В средневековой философии блаженный Августин рассматривал семью с религиозной точки зрения и как ее единственную функцию — рождение детей и продолжение семьи [4]. Ф. Бэкон видел в семье «школу гуманности» и подчеркивал воспитательную функцию семьи — «воспитание в стремлении к добродетельным поступкам» [5].

С точки зрения социологии семья рассматривается как социальный институт и общественное объединение, «членов которого связывает общий быт, взаимная нравственная ответственность и взаимопомощь» [6]. А. Г. Харчев определяет семью как объединение людей, связанных узами брака или кровного родства, «общей жизнью и круговой порукой» [7]. Следует отметить, что в социологии при определении семьи особое внимание уделяется ответственности внутри семьи и отношению семьи к обществу. С точки зрения педагогики семья считается основным социальным институтом ребенка, основной функцией которого является рождение и воспитание детей. Рассмотрим подробнее современную, научную концепцию семейных ценностей. В научной литературе не существует единого определения семейных ценностей, давайте сравним некоторые определения и выделим сущностные составляющие этого понятия.

Философ и социолог Н. И. Лапин определяет семейные ценности как «положительные или отрицательные показатели значения предметов» для семьи. В этом контексте он определяет семью как союз лиц, основанный на браке или родстве, имеющих общие занятия, интересы, потребности и общественные отношения [15]. В. В. Николина рассматривает семейные ценности как «совокупность культивируемых в обществе представлений о семье, влияющих на выбор семейных целей, способов организации жизни и взаимодействия» [17].

Л. М. Панкова трактует семейные ценности с духовно-этической точки зрения как этико-религиозные убеждения, идеальные для конкретной семьи. Ученый убежден, что сохранение семейных ценностей ведет к семейному благополучию. Также выделяются следующие основные семейные ценности: «любовь, дети, здоровье каждого и совместное проведение свободного времени».

Таким образом, обобщая научные определения, можно сделать вывод, что с точки зрения науки семейные ценности в основном рассматриваются как часть духовно-нравственных и религиозных ценностей. Сформулируем широкое понятие семейных ценностей - это совокупность представлений о семье, ценностей и нравственных ориентиров, влияющих на отношения между членами семьи, правила и нормы поведения в семье, семейные цели и способы организации семейной жизни. Это многогранное понятие, включающее множество идей, индивидуальных для каждой семьи.

Наличие и создание семейных отношения является важным жизненным этапом в жизни личности и ценным опытом в процессе, которого развивается индивид. При отсутствии такого этапа жизни как создание семьи, при этом ощущения внутренней потребности в этом, и готовности к этому событию, происходит ощущение одиночества и его субъективное переживание.

Таким образом, можно сделать вывод, что феномен одиночества всесторонне изучается в современных научных публикациях посредством представленного исторического анализа этого феномена, его интерпретации и систематизации. Понятие одиночества, казалось бы, всем понятно, но это ошибочное мнение, оно содержит в себе сложный, неоднозначный, а порой и противоречивый смысл.

Так, исходя из результатов исследования установлено, что одиночество — это переживание, вызывающее сложное и острое чувство, выражающее ту или иную форму самосознания, свидетельствующее о расщеплении основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Расстройство, которое вызывает это переживание одиночества, такое как несоответствие ожиданий и надежд человека, воспринимаемое как крайне нежелательное.
1   2   3


написать администратору сайта