Главная страница
Навигация по странице:

  • Эдвард Брэдфорд Титченер

  • Теория элементов сознания Вильгельм Максимилиан Вундт


    Скачать 21.87 Kb.
    НазваниеТеория элементов сознания Вильгельм Максимилиан Вундт
    Дата17.12.2018
    Размер21.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTeoria_elementov_soznania1.docx
    ТипДокументы
    #60684

    Теория элементов сознания

    Вильге́льм Максимилиа́н Вундт (16 августа 1832 - 31 августа 1920). Родился в Некарау, ныне в составе Мангейма, Королевство Вюртемберг, умер в Гросботене, Саксония, Веймарская республика. Немецкий врач, физиолог и психолог. Об отце у него были не самые приятные детские воспоминания (его отец – пастор). Вундт даже провалил экзамены в первый класс, потому что большую часть времени проводил не за учебниками, а за мечтаниями. Хотел стать известным писателем. В конце пятидесятых годов 19 века в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания.
    Эдвард Брэдфорд Титченер (11 января 1867 — 3 августа 1927) Родился в Чичестере (Великобритания), умер в Итаке, Нью-Йорк, США. Англо-американский психолог-экспериментатор. Находясь в Оксфорде, Титченер увлекся теориями Вундта. В дальнейшем в Лейпциге стал заниматься под руководством Вундта и в 1892 г. получил степень доктора. Он принадлежал к древнему, но обедневшему роду и привык с детства рассчитывать только на свои незаурядные умственные способности, благодаря которым смог добиться получения стипендий для продолжения образования. 
    Сознание состоит из отдельных элементов, которые образуют представления, отражающие объективную действительность. Базовым понятием структурализма является структура, т.е. модель, существующая только в теории, которая функционирует без участия сознания, а также не может быть воспринята органами чувств или, иными словами, эмпирически. Он выделял следующие элементы сознания: ощущения и чувствования. К свойствам элементов относил качество (с помощью него один элемент отличается от другого) и интенсивность (характеризуется яркостью, громкостью, силой или слабостью изучаемых ощущений).

    Титченер добавляет к элементам сознания образы. К предложенным Вундтом свойствам качества и интенсивности Титченер добавил свойства длительности (описывает временную продолжительность элемента) и отчетливости (показывает, на чём фокусируется наблюдатель, что представляется ему более отчётливым, в отличие от другого элемента, на который наблюдатель не обращает внимания).

    Таким образом:

    • ощущения. Они чувствуются человеком в форме запахов, зрительных образов, вкусовых ощущений, звуков. Причиной возникновения ощущений являются объекты окружающего нас физического мира. Обладают качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью.

    • образы. Отображают переживания, которые не имеют никакой связи с настоящим моментом и происходят, например, в человеческой памяти. Титченер полагал, что именно образ, а не слово, - основная составляющая любой идеи. Обладают всеми тремя характеристиками.

    • чувствования. Согласно гипотезе Вундта, каждое чувствование имеет три измерения (трехмерная модель чувств): удовольствия-неудовольствия, напряженности-расслабленности, возбужденности-успокоения. Эмоциональные состояния проявляются во внешнем мире в форме душевных переживаний, например, гнев, страх, любовь или ненависть. Обладают качеством, интенсивностью, длительностью. По мнению Титченера, эмоции не могли обладать отчётливостью, потому что если на них сфокусировать внимание, они неизбежно исчезнут.


    Главной частью теории Вундта стало учение о связях между элементами. Связи и есть те универсальные механизмы, которые соединяют отдельные элементы в комплексы - представлений, идей и т.д. До Вундта такими универсальными механизмами считались ассоциации. Он же ввел еще одну связь - апперцептивную. В его концепции апперцепция считалась проявлением воли, он видел в ней единственный акт, благодаря которому становится возможным отчетливое осознание психических явлений. Апперцепция может быть активной в случае, когда мы получаем новое знание благодаря сознательному и целенаправленному устремлению своей воли на объект, и пассивной, когда то же знание воспринимается нами без всяких волевых усилий. Подчеркивая волевой характер апперцепции, Вундт полемизировал с представителями ассоциативной психологии, утверждавшими, что все проявления психической деятельности можно объяснить с помощью закона ассоциации. Согласно последнему, появление при определенных условиях одного психического элемента вызывается в сознании только благодаря появлению другого, связанного с ним ассоциативной связью (подобно тому, как это происходит при последовательном воспроизведении алфавита). Из признания апперцептивной связи также следовало, что эксперимент возможен только при изучении тех процессов, которые зависят от внешней стимуляции - времени реакции, ощущений, восприятия, памяти. В исследовании же мышления и других высших познавательных процессов эксперимент бесполезен, так как апперцепция не зависит от внешней ситуации и ее законы открыты только самонаблюдению.
    Титченер же наоборот не признавал научную ценность апперцепции. В своих работах по психологии Титченер часто писал, что в процессе работы с сознанием или психикой психолог должен найти ответы на следующие вопросы:

    1. "Что". С помощью этого вопроса исследователь получает возможность разложить внутренний душевный опыт человека на составные части;

    2. "Как". Задавая подобный вопрос, психолог обнаруживает законы и способы сочетания и соединения изучаемых элементов;

    3. "Почему". Это последний вопрос, который синтезирует ответы на два предыдущих и помогает найти первопричину процессов, протекающих в психике человека.


    написать администратору сайта