теория государства и права. Теория-государства-и-права-в-советском-марксизме.-В.И.-Ленин-И. Теория государства и права в советском марксизме. В. И. Ленин, И. В. Сталин
Скачать 407.05 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА» РЕФЕРАТ на тему: «Теория государства и права в советском марксизме. В.И. Ленин, И.В. Сталин» по дисциплине «История правовых и политических учений» Выполнил: магистрант 2 курса Евкин Виктор Иванович Проверил: _________________________ Москва, 2018 2 Марксистско-ленинское учение в том виде, в каком оно было официальной идеологией советской тоталитарной системы, представляло собой доктрину К. Маркса, дополненную результатами теоретических изысканий идеологов большевизма, прежде всего В.И. Ленина и И.В. Сталина. К основным чертам марксистско-ленинского учения о государстве и праве можно отнести следующие: 1. Обусловленность генезиса и природы государства и права как надстроечных явлений экономической сферы общества и прежде всего характером производственных отношений. И если не преувеличивать значение данной закономерности, оценивать ее лишь в «конечном счете», то в принципе историко-материалистический подход марксизма к государству и праву является верным. 2. Объяснение происхождения и сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. По Марксу, природа государства и права не может быть понята вне контекста борьбы классов. Теоретики большевизма придали этому тезису первостепенное значение. Для них государство это прежде всего машина классового подавления. Так, В.И. Ленин в своей статье «О «демократии» и диктатуре» (1918 г.) писал: «Маркс и Энгельс, когда они последний раз вдвоем подписывали предисловие к «Коммунистическому Манифесту» (это было в 1872 году), считали необходимым особо обратить внимание рабочих на то, что пролетариат не может просто овладеть готовой (т.е. буржуазной) государственной машиной и пустить ее в ход для своих целей, что он должен сломать, разбить ее. (…) Буржуазия вынуждена лицемерить и называть «общенародной властью» или демократией вообще, или чистой демократией (буржуазную) демократическую республику, на деле представляющую из себя диктатуру буржуазии, диктатуру эксплуататоров над трудящимися массами. Шейдеманы и Каутские, Аустерлицы и Реннеры (теперь, к сожалению, при помощи Фридриха Адлера) поддерживают эту ложь и это лицемерие. А марксисты, коммунисты, разоблачают его и говорят рабочим и трудящимся массам прямую и открытую правду: на деле демократическая республика, учредительное собрание, всенародные выборы и т. п. есть диктатура буржуазии, и для освобождения труда от ига капитала нет иного пути, как смена этой диктатуры диктатурой пролетариата». Таким образом, Ленин фактически отрицал все основные правовые институты демократического государства. 3. Идея о применении мер насилия в целях ликвидации «старой организации общества». Эта идея в теории и практике большевизма, как известно, была доведена до крайних форм. Действующая роль права уходила корнями в конституции Ленина. Право, по Ленину и Сталину, имеет две оборотных стороны. Ленин обосновывал принцип относимости права, подчиненного делу революции и меняющегося вместе с ее развитием. 3 Сталин подкорректировал Ленина и усовершенствовал эту систему. Относимость права у Сталина исчезла и приобрела абсолютный характер, террор и беззаконие обрели силу закона. Конституция в СССР дополнилась системой законов, различных уголовных кодексов, которые становились юридической основой террора. Таким образом, сталинскую концепцию права можно определить как кодификацию произвола и террора. Развитая Сталиным концепция модернизации страны, хотя и исходила из учения Ленина, имела собственные отличительные черты. Сталин полностью порвал с Марксом, который рассматривал революцию как средство преодоления отчуждения в обществе и освобождения личности. Сталин заимствовал у Маркса и Ленина только идею о том, что революция - отражение глубочайшей модернизации общества и предполагал абсолютную перестройку всех структур жизни. Главное действующее лицо - пролетариат. Для Сталина вдохновителем этих преобразований являлась партия. Она была названа авангардом пролетариата. Отождествление партии с общественным сознанием Сталин заимствовал у Ленина. 4. Отрицание принципа разделения властей. Идея соединения в одном органе как законодательной, так и исполнительной власти, - один из теоретических постулатов, положенных в основу создания Советского государства. Здесь уместно вспомнить тезис «о руководящей и направляющей роли партии». 5. Идея отмирания государства - одна из наиболее важных в марксизме-ленинизме: государство должно исчезнуть вместе с делением общества на классы. При этом праву предстоит отмереть вместе с государством. Здесь возникало вопиющее противоречие между существованием столь могущественного государства и общеизвестным тезисом марксизма и ленинизма о том, что с установлением социалистического общества государство должно начать «отмирать». Процесс шел в противоположном направлении. После опыта 1937— 1938 гг. никто не взялся бы утверждать, что у государства в Советском Союзе отмирают карательные функции или органы, специально существующие для их отправления. Мало того, начиная с 1933 г., когда Сталин выдвинул требование «максимального усиления» государства, он неоднократно возвращался к этой теме и полемизировал со сторонниками тезиса об отмирании или по крайней мере того, что он называл «неверным» толкованием этого тезиса. Настойчивость, с какой он обращался к нему, была настолько велика, что можно без преувеличения сказать, что именно в этом заключался один из ключевых моментов той подспудной полемики внутри руководства, которая развернулась в период непосредственно перед убийством Кирова и сразу же после него. Как бы то ни было, на XVIII съезде партии Сталин открыто заявил, что высказывания Энгельса и Ленина по этому поводу не могут относиться к 4 Советскому государству. Сохранение и упрочение этого государства он оправдывал международной изоляцией СССР, находящегося в кольце капиталистического окружения. На фоне общеизвестных марксистских положений его аргументация выглядела весьма запутанной. Но там, где сталинским тезисам не хватало логической стройности, недостаток убедительности возмещал как раз могущественный аппарат Советского государства, стоявший за его плечами. Его слова на XVIII съезде были подхвачены многочисленными ораторами и названы «гениальным» развитием марксистской теории. Л.П. Берия с величайшей развязностью позволил себе говорить даже об «антиленинской теории отмирания государства рабочего класса». С тех пор все издания знаменитой ленинской работы по этому вопросу — «Государство и революция» — выходили с обязательным добавлением-поправкой в виде сталинского текста. 6. В целом для марксизма характерны недооценка роли права, тезис об отсутствии у него исторических перспектив, скептическое отношение к идее правового государства. В этой связи многие западные авторы относят марксистское учение о праве даже к числу юридико-нигилистических. Вместе с тем в рамках теории марксизма было высказано и немало теоретически ценных положений о праве и его природе. В частности, оценка права как равного масштаба, применяемого к неравным отношениям. Таким образом, критически пересматривая марксистско-ленинское учение о праве и государстве, следует сохранить те теоретические положения, которые прошли проверку временем и представляют ценность для современной юридической науки и обществоведения в целом. В первую очередь, это касается общеметодологических принципов и подходов, таких как принцип историзма, принцип диалектики, подход к праву и государству как социальным явлениям, зависимым от материальной жизни общества и его дифференциации на большие социальные группы, и др. Благодаря этому направлению марксистской теории происхождения государства и права ее часто определяют как историко-материалистическую теорию. Происхождение права также последовательно объясняется марксистами с материалистических позиций. Они показывают, что корни права лежат в экономических общественных отношениях - базисе общества. В силу этого право не может быть выше экономики и без экономических гарантий становится иллюзорным. Право возникает вместе с государством, не может существовать без государства, без государственного принуждения. Кроме того, возникновение и развитие права так же жестко связывается с классовыми противоречиями и необходимостью их устранения или сглаживания, классовой борьбой. В результате право рассматривается как возведенная в закон воля экономически господствующего класса. Марксистская теория отличается своей ясностью, логичностью, стройностью, последовательностью и убедительностью, представляет собой 5 большое достижение научной мысли. Впервые были вскрыты закономерные связи между появлением частной собственности, экономическим развитием общества и возникновением государства и права. Вместе с тем, хотя действительно нельзя отрицать влияние классов и борьбы между ними на возникновение государства и права, нельзя и утверждать, что классы и борьба между ними - единственная первопричина происхождения государства и права, на зарождение и формирование которых, как показывает история, оказывали влияние многие самые разнообразные факторы. На основании изложенного можно сделать следующие выводы. Марксистская теория, имея под собой строго научные основы, убедительно показала реальные причины и условия происхождения первых европейских государств, но тем не менее она не может быть единственным универсальным научным объяснением появления такого сложного социально-политического института, каким является государство. А отмеченное некоторое преувеличение классовой сути государства и права закрыло их общесоциальную сущность. Поэтому без должного внимания осталась общесоциальная природа исследуемых социально-политических явлений. |