Главная страница
Навигация по странице:

  • Архетип мудрец

  • Архетип Матери

  • Архетип Отца

  • Архетип «Анима»

  • Архетип «Анимус

  • Архетип ведьмы

  • Архетип Персона (от лат. слова «persona» — «маска»)

  • Архетип Тень

  • Архетип шута

  • Архетип Самость

  • Теория личности Карла Юнга. Теория личности Карла Юнга


    Скачать 2.52 Mb.
    НазваниеТеория личности Карла Юнга
    Дата31.01.2023
    Размер2.52 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаТеория личности Карла Юнга.pptx
    ТипДокументы
    #914618

    Теория личности Карла Юнга

    «Моя жизнь пронизана одной идеей и сосредоточена на одной цели, а именно: на проникновении в тайну личности. Все может быть объяснено из этой центральной точки, и вся моя работа связана с этой темой»,- К. Юнг.

    Карл Густав Юнг – швейцарский психолог (1875–1961) – создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии познания человека, заданной Фрейдом.

    Аналитическая психология Карла Юнга

    • Личность (душа) человека состоит из:
    • Сознание (ЭГО) – индивидуальная психологическая структура, включающая в себя те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым человек осознает себя, регулирует свою сознательную деятельность.
    • Личное, индивидуальное бессознательное – это совокупность инстинктов, способствующих выживанию, и «бессознательных комплексов» или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания.
    • Коллективное, расовое бессознательное – культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов

    Точка зрения К.Г.Юнга на предмет структуры личности может быть представлена в виде следующей схемы:

    Концепция психологических типов К. Юнга

    • Наиболее известным вкладом Юнга в психологию личности является его концепция психологических типов.
    • Для построения своей типологии Юнг постулировал две ориентации личности (эго-направленности):
    • экстраверсию и интроверсию и четыре фундаментальные психические функции: мышление, чувство, ощущение и интуицию.

    Экстраверсия –

    • Это ориентация человека на внешний мир.
    • Юнг пишет: “Экстраверсией называется обращение либидо наружу, вовне. Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться под влиянием событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода”.
    • Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой.

    Интроверсия –

    • Это ориентация человека а внутренний, субъективный мир. 
    • “Интроверсией называется обращение либидо вовнутрь. Этим выражается негативное отношение субъекта к объекту. Интерес не направляется на объект, но отходит от него назад к субъекту”.
    • Интроверт погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.

    Фундаментальные психические функции:

    • Мышление – это стремление понять сущность явлений путем обработки наличной информации.
    • Чувство – оценочная функция; оно определяет ценность вещей, позитивную или негативную, для субъекта. Чувство дает людям переживания удовольствия и боли, гнева, страха, горя, радости и любви.
    • Ощущение – реалистическая функция. Оно дает конкретные, безоценочные факты.
    • Интуиция – это бессознательный доступ к информации.

    Архетипы 

    • Пихические первообразы, с одной стороны, обусловливают предрасположенность к поведению определенного типа, с другой — коллективные идеи, образы, теории человечества в ту или иную эпоху, проявляются в мифах, сказках, искусстве, выражая дух эпохи.
    • В-третьих, архетипы являются связующим звеном между материей и психикой (К. Юнг назвал их психоидами) и способны каким-то образом влиять на наш физический мир.

    Архетип мудрец

    • Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота.
    • Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

    Архетип Матери 

    Архетип Отца

    • это обобщенный образ всех отцов прошлого, этот архетип определяет отношение человека к мужчине, закону, государству, разуму, Богу.

    Архетип ребенка

    • Этот архетип в психологии называют Божественным, в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного.
    • С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

    Архетип «Анима» –

    • Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины.
    • Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь.
    • Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

    Архетип «Анимус»—

    • Это чувственный образ желанного мужчины, который обусловливает сексуальные предпочтения женщины, а с другой стороны, представляет собой внутреннего психологического мужчину, живущего в душе женщины.
    • У женщин бессознательный архетип Анимуса помогает им проявлять стойкость в жизненных ситуациях, а также побуждает их спорить, используя нелогические аргументы, не признавать ни чьей правоты, оставляя за собой последнее слово, считая свое мнение самым верным.

    Архетип ведьмы –

    • Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. 

    Архетип Персона (от лат. слова «persona» — «маска»)

    • это публичное лицо человека, оно служит цели производить впечатление на других и утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима для того, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.

    Архетип Тень –

    • Представляет собой подавленную, теневую и животную сторону личности, содержит социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти, но выступает как источник жизненной силы, спонтанности, творческого начала в жизни человека.
    • К. Юнг считал, что функция сознания ЭГО состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию Тени, обуздывать пагубную сторону своей натуры до такой степени, чтобы жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

    Архетип шута

    • Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи.
    • Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие.
    • Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

    Архетип Самость 

    • Самый важный архетип в теории К.Юнга. Он представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Целостность личности достигается за счет действия архетипа Самость, который координирует все структуры психики человека и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека.

    Архетип бог

    • В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам.
    • Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.

    Заключение

    • Главное в юнгианской теории развития – положение о том, что человек имеет тенденцию к движению в направлении стабильного единства.
    • Развитие – это раскрытие изначальной врожденной недифференцированной целостности.
    • Главная цель раскрытия – самореализация.
    • Для достижения этой цели необходимо, чтобы различные системы личности дифференцировались и полностью развились.
    • Индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции противодействующих внутриличностных тенденций..
    • Таковы представления Юнга о личности. 
    • По современной оценке они имеют статус научных предположений, которые к тому же не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки.
    • Сам Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.


    написать администратору сайта