Главная страница

Лекция Мелани Кляйн. Теория объектных отношений Мелани Кляйн Введение


Скачать 50.28 Kb.
НазваниеТеория объектных отношений Мелани Кляйн Введение
Дата05.04.2022
Размер50.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛекция Мелани Кляйн.docx
ТипДокументы
#445906
страница1 из 3
  1   2   3

Теория объектных отношений Мелани Кляйн

Введение

Ме́лани Кляйн урожд. Райцес, родилась 30 марта 1882 г. в Вене, скончалась 22 сентября 1960 г. в Лондоне, влиятельный британский психоаналитик австрийского происхождения, стоявшая у истоков

- детского психоанализа,

- игровой психоаналитической терапии и

- теории объектных отношений, которые,  являются краеугольным камнем для понимания того, что происходит с пациентом, независимо от того, с какой проблемой или вопросом он обращается.

- А также, она явилась основательницей отдельной школы психоанализа - кляйнианского психоанализа.  

На сегодняшний день ее идеи широко распространены во многих психоаналитических кругах. 

Мелани Кляйн родилась в 1882 г. в Вене. В 1914 г. (32 года), находясь в Будапеште, она впервые сталкивается  с работами Фрейда и вскоре вступает в кружок, возглавляемый Ференци, начинает аналитическую работу с детьми, проходит у него свой первый анализ.

В 1920 году (38 лет) на конгрессе в Гааге Кляйн впервые встретилась с Карлом Абрахамом. Он заинтересовался ее работой и пригласил в Берлин, куда она и переехала через некоторое время.  В Берлине она начала работать как психоаналитик не только с детьми, но и со взрослыми. Не будучи удовлетворенной результатами работы с Ференци, она приступила к своему второму анализу у Абрахама, который прервался через 14 месяцев из-за его внезапной смерти. В 1925 году Кляйн встретилась с Эрнстом Джонсом на конференции в Зальцбурге, где она представляла свою первую работу по технике детского анализа.

Под впечатлением этого доклада Джонс пригласил ее прочитать несколько лекций по детскому анализу, а в  1927 году (45 лет) она переехала в Англию и прожила там до самой смерти (1960г).

Здесь были написаны основные работы, в которых отразились этапы формирования ее теории: «Значение формирования символа в развитии эго», «Психоанализ детей», «Скорбь и маниакально-депрессивные состояния», «Некоторые заметки о шизоидных механизмах», «Зависть и благодарность» и многие другие.

Она была первым аналитиком с Континента, ставшим членом Британского психоаналитического общества.

Кляйнианским психоаналитикам мы обязаны фундаментальной работой по анализу переноса и контрпереноса.

Благодаря работам Мелани Кляйн и ее учеников спектр клинического применения психоанализа существеннот расширился: стало возможным проводить аналитическую работу с тяжело нарушенными психотическими или околопсихотическими пациентами. 
Т2Л2Ч1

ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ

Так обозначила Мелани Кляйн внутреннее состояние ребенка в течение первых

3-4 месяцев жизни, характеризующееся высоким уровнем тревоги преследования и преобладанием процессов психической дезинтеграции.

Внешним источником тревоги является сам акт рождения. Потеря внутриутробного состояния и те страдания, которые испытывает ребенок во время рождения, воспринимаются им как нападение на него враждебных сил, то есть как преследование. В результате внешний мир, включая первый внешний объект – материнскую грудь, - оказывается враждебным.

Другим источником первичной тревоги является действие внутри инстинкта смерти. Деструктивный импульс, будучи производным инстинкта смерти, изначально повернут на себя, в результате чего существует опасность быть разрушенным собственной агрессией. Это создает чрезмерное напряжение и страх уничтожения. Этот страх также связывается с внешним объектом (грудью) и принимает форму тревоги преследования со стороны этого объекта.

Видно, что в обоих случаях, то есть независимо от источника, тревога младенца сразу связывается с объектом как единственным представителем внешнего мира, и с самого начала эта тревога определяет отношения с ним.

Материнская грудь является источником жизни и пока единственным представителем всего окружающего мира. Поэтому все свои состояния, обусловленные действием внешнего мира, младенец связывает с грудью. Она – источник удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, источник всех его приятных и неприятных переживаний. Младенец испытывает удовлетворение, когда сосет грудь, когда он сыт и когда ощущает телесный комфорт. И, напротив, не удовлетворен, когда испытывает фрустрацию, лежа в мокрых пеленках или голодный. Все эти состояния младенец приписывает материнской груди, она – источник удовлетворения и фрустраций. В младенческой психике грудь (мать) и существует-то только для того, удовлетворять его потребности. Зачаточное Эго младенца не способно воспринимать мать как целое существо, живущее своей жизнью и имеющее свои потребности.

Такой объект, а точнее, часть объекта, необходимого исключительно для удовлетворения потребностей, носит название частичного объекта. И первые отношения младенца с объектами – это отношения с частичными объектами.

Первый жизненный опыт младенца состоит из приятных и неприятных переживаний, постоянно сменяющих друг друга. В соответствии с тем, как меняется состояние младенца, меняется и его отношение к груди. Когда он удовлетворен, он ощущает, что грудь «хорошая», что любит её и любим ею. В состоянии фрустрации он ненавидит грудь, ощущает, что она «плохая», что она ненавидит и преследует его. И, таким образом, в его психике создается представление, что существуют две груди, абсолютно противоположные по своим качествам. Возникает вопрос – почему младенцу необходимо разделить грудь???

Дело в том, что Эго младенца ещё очень слабо интегрировано и неспособно интегрировать столь контрастный опыт, неспособно к амбивалентным чувствам в отношении одного и того же объекта, неспособно принять, что одна и та же грудь может быть «хорошей» и «плохой». Расщепление груди, таким образом, облегчает младенцу отношения с объектом, делает их более простыми, конкретными, лишенными противоречий.

Как уже говорилось, младенец переживает раннюю тревожную ситуацию, источником которой является инстинкт смерти, проявляющий себя в виде деструктивного импульса, направленного на себя. В целях самосохранения этот деструктивный импульс должен быть выведен вовне. С помощью механизма проекции Эго младенца переправляет деструктивный импульс на объект, то есть наделяет объект деструктивными свойствами. Тем самым, объект (грудь) становится внешним представителем инстинкта смерти. При этом внутренняя опасность саморазрушения ослабевает. Проекция является одним из самых ранних психических процессов. Она используется в качестве защиты от саморазрушения и пот Ому является представителем инстинкта жизни. Механизм проекции используется не только в отношении инстинкта смерти. Инстинкт жизни, проявляющийся в виде либидных импульсов, также направлен на внешний объект – хорошую, удовлетворяющую грудь, дающую жизнь и любовь.

То есть, грудь становится внешним представителем инстинкта жизни. И тревога преследования до определенной степени нейтрализуется отношением младенца к хорошей груди.
Т2Л2Ч2

…Но все же ослабление внутренней опасности не гарантирует младенцу спокойную жизнь. Проекция младенца на грудь- оральных деструктивных импульсов делает ее еще более опасной. Наделив грудь, своими разрушительными свойствами, младенец во время фрустраций ощущает, что грудь преследует его и хочет уничтожить.

Страх преследования у младенца необычайно силен. По мнению М. Клайн, наличие именно этого страха может объяснить трудности в кормлении. Когда, например, младенец не хочет брать грудь, возникающие даже тогда, когда у матери много молока и внешняя ситуация вполне благоприятна. Очень важное значение в психике младенца, М. Клайн уделяла фантазийной жизни младенца, она писала, что у младенца очень много бессознательных фантазий.

В работе «Бессознательное» Фрейд писал: «Инстинкт никогда не может стать объектом сознания. Объектом сознания может быть лишь идея, которая репрезентирует инстинкт. Но даже и в бессознательном инстинкт не может быть представлен не иначе чем идеей». Фрейд говорил о наличии бессознательных фантазий. Эта мысль Фрейда получила развитие в работах М. Клайн и ее последователей, где говориться, что теми идеями, которые репрезентируют инстинкт в психики, являются первичные, примитивные фантазии.

Работа с детьми и анализ их психической деятельности, позволили М. Клайн расширить фрейдовское понятие о бессознательной фантазии. Она обнаружила насколько важна фантазийная жизнь с самого рождения. Она (фантазийная жизнь) неразрывно связана с инстинктами, т.е. влечениями. Сама деятельность которых, согласно фрейдовскому пониманию, протекает на границе между сомой (телом) и психикой. Эта деятельность выражена и представлена в психической жизни фантазией об удовлетворения влечения, подходящим для этого объектом. По мнению Клайн, влечения действую с самого рождения, то и фантазийная жизнь, еще примитивная и незрелая возникает так же с рождения. Работа инстинкта жизни, представлена в психики младенца фантазией об идеальной груди, дающей любовь, жизнь, пищу. Подобные фантазии сопровождают любое удовлетворение, например, удовлетворение от сосания, сопровождается фантазией, что грудь - щедрая, дающая, любящая. В отсутствии материнской груди, ребенок страстно ее желающий может вообразить, что она здесь с ним, вообразить удовлетворение, получаемое от нее и тем самым поддержать состояние внутреннего комфорта, при этом он может блаженно сосать свой палец или причмокивать губами.

Действие инстинкта смерти, желание разрушать проявляется в том, что младенец в своих фантазиях нападает на объект (на материнскую грудь) разрушает и уничтожает его и наоборот, объект плохой и разрушительный преследует младенца и тогда он полный этими фантазиями просыпается в крике, брыкается и порой даже отворачивается от груди. Первичные фантазии ранней жизни не является, как явление чисто психологическим, то, что мы наблюдаем у взрослых, поскольку они происходят непосредственно от инстинктов, на границе сомы и психики, то ощущаются младенцем, как психическое, так и физическое явление.

Телесное и психическое пока не раздельно, между ними нет четких границ, основной характеристикой младенческих фантазий является их всемогущество- ребенок уверен, что то, о чем он фантазирует реально происходят. Что его фантазии имеют реальное воплощение, тем более что сама реальность подкрепляет эту иллюзию. В норме, желания младенца, сразу же удовлетворяются матерью. Для младенца не существует различия между фантазией и реальностью. Он воспринимает реальность в свете своих всемогущественных фантазий. Приятные переживания, связанные с реальным объектом, сливаются с фантазиями об идеальном объекте. А фрустрация или депривация ощущаются, как преследования со стороны плохих объектов. Другими словами, отношения с объектом строятся не только на реальном опыте общения с ним, но и под влияниями фантазий, рожденных действием первичных влечений. Внешний и внутренний опыт, перекликаясь и сливаясь создают некий образ объекта, в котором отражены и истинные его свойства и свойства, искаженные фантазией. И взрослые люди так же воспринимают объекты на половину реально, на половину фантазийно, поскольку восприятие реального объекта базируется на ранних детских фантазиях, поэтому у нас никогда нет реального представления не о близких, не о родителях, не о детях, не о партнерах всегда реальные качества всегда смешаны с определенными фантазиями. Отношения с объектом полны драматизма и насыщенны высшей степени полярными переживаниями, разделяя в своих фантазиях грудь на хорошую и плохую, младенец с каждой из них выстраивает отдельные отношения, на хорошую грудь он проецирует свою любовь, наделяет ее самыми замечательными свойствами и ждет в ответ столь же щедрого и любовного отношения к себе. На плохую грудь он проецирует свою агрессивность и кроме того, активно нападает на нее всеми способами, которые доступны ему в данный момент развития.

На самом раннем этапе, на оральной фазе развития, во время расцвета орального садизма младенец яростно кусает грудь, рвет ее на части и с жадностью поглощает. Чуть позже, переходя на раннюю анальную фазу, сюда добавляются уретральные и анальные фантазии. Моча и фекалии превращаются в опасное оружие, в состоянии ярости, в своих фантазиях атакует грудь своей ядовитой мочой и смертоносными фекалиями пытаясь разрушить ненавистный плохой объект. Но все эти агрессивные фантазии усиливают тревогу преследования, поскольку младенец ожидает в ответ, что грудь отомстит ему тем же способом, проглотит его, отравит или разорвет на части. подобная картина, по мнению Кляйн, дает нам представления о том, что происходит у истоков психической жизни. В психики младенца. Примитивные фантазии являются основой психической деятельности, по мнению М. Клайн, они играют огромную роль в построении и структурировании внутреннего мира. В формировании психических процессов. Так процессы проекции и интроекции основаны на примитивных фантазиях (инкорпорации- поглощения, и проекции- изгнания). По мимо прочего, примитивные фантазии являют собой первый шаг мыслительной деятельности. Именно они осуществляют в ранней психической жизни некоторые функции, которые позднее возьмет на себя мышление. Говоря о роли фантазий, важно отметить одну из важнейших функций которую они выполняют это защитная функция, фантазия спасает от реальности- смягчает боль фрустрации. Когда инстинктивная потребность не удовлетворяется, реальным объектом, и происходит фантазийное удовлетворение, то его является защитой от неблагоприятного момента реальности. По мере развития и усложнения психической жизни меняется форма и содержание фантазий, но они всегда будут выполнять защитную функцию как у детей, так и у взрослых. (Мы говорили о проекции).

Интроекция, как и проекция действует с самого начала жизни. С помощью интроекции оба объекта, хороший и плохой, вводятся в Эго или Я и становятся внутренними объектами.

(для словарика) Интроекция — это процесс, при котором для субъекта доступны частные свойства и функции объекта, но не полностью интегрируются в целостное и эффективное чувство себя, интроецированные компоненты становиться лишь частью репрезентации себя, когда оба объекта (хороший и плохой) вводятся в Я, то они становятся частью Эго или частью Я и таком образом они становятся внутренними объектами. Т.е. материнский объект есть во внешней реальности, а когда он интроецируется во внутрь и делается частью нашего Я, то тогда он становиться внутренним объектом.

Здесь речь идет о том, что процесс интроекции начинается у младенца, для него мать это грудь, частичный объект, и он наделяет этот объект разными характеристиками и свойствами, хорошим и плохими и расщепляет его. Хорошая грудь — это отдельная грудь, плохая грудь — это другая грудь. И хорошую и плохую грудь он интроецирует во внутрь и делает частью своего Я. Таким образом, как часть его Я, появляется хорошая (либидинозная) грудь и плохая грудь (нападающая, преследующая хочет его разорвать, отравить). Т.е. во внутренней жизни появляются угрожающие, преследующие интроекты, они сохраняются всю жизнь. И у взрослых людей они также работают, как и у детей. Именно интроекты, которые появляются с младенчества, они могут определять то, как взрослые воспринимают друг друга, своих близких, по мимо реальных качеств существуют еще качества, которые они воспринимают под влиянием своих интроектов, например, угрожающие, преследующие.

Так создается внутри психическая реальность — это наше Я населенное интроектами.

Создав внутренние объекты, младенец теперь выстраивает отношения и с ними, а не только с внешними объектами (младенец, как и взрослый человек, выстраивает отношения во внутренней жизни). Интроекция плохого объекта, позволяет младенцу считать, он лишает плохую грудь неограниченной власти, спасает младенца от опасности быть разрушенным, всесильным неуправляемым объектом, т.е. грудью. Когда плохой объект взят под контроль, появляется чувство всемогущество по отношению к нему, это дает ощущение защищенности от преследователя, но в тоже время интроекция плохой груди усиливает внутреннюю опасную ситуацию, при интернатизации плохой груди определенная порция инстинкта смерти, которая была выведена во вне, возвращается во внутрь и возвращается все сопутствующие опасности.

(Здесь я употребил термин интернализации, запишите в словарик.)

Интернализация- в широком смысле, в биологическом смысле, процесс по средством которого, аспекты внешнего мира и взаимодействии с ним входят в организм и репрезентируются в его структурах, т.е находят представительства в его структурах. Для младенца аспекты внешнего мира это его родители, прежде всего его мать, а для совсем маленького младенца, это ее грудь. И какие аспекты несет материнская грудь, либидинозная или агрессивная, нападающая. Они входят в организм, в его психику, и находит там представительство. Т.е. взаимоотношения с хорошим и плохим объектом репрезентируется в психики младенца.

И процесс интернализации имеет два уровня- процесс интроекции (поглощения) и индификации (об этом будем говорить потом).

В тоже самое время интроекции плохой груди усиливает внутреннюю опасную ситуацию, при интернализации плохой груди. Определенная порция инстинкта смерти, которая была выведена во вне, возвращается во внутрь, поскольку при интернализации идет процесс интроекции. И свойства плохой груди предлеющей делаются своими свойствами. Страх перед собственными деструктивными импульсами теперь связывается с внутренним плохим объектом, поскольку он сделался частью Я. Это усиливает потребность Эго или Я вновь и вновь выводить во внешний мир, т.е. проецировать внутренние опасности и наделять объект деструктивными свойствами, таким образом источником страха становятся попеременно, то внешний то внутренний объект, то инстинкт смерти, то отведенный во вне. Главными действующими силами в этом беспрерывном процессе являются проекция и интроекция, и их непременное взаимодействие. Внешняя опасность переживается в свете внутренней опасности и поэтому усиливается, и точно так же внутренняя опасная ситуация становиться еще тревожнее под влиянием внешней. Тут имеется ввиду, когда младенец интроецирует агрессивные злые интроекты и делает частью своего Я, то это вызывает внутреннюю тревогу и когда появляется внешне опасная ситуация, в реальной жизни, на нее естественно реагируют внутренние агрессивные интроекты. И они становятся еще более тревожными, еще более страшными. И другой вариант, что внешняя опасность переживается в свете внутренней и когда активизируется внутренняя тревога, с помощью внутренний интроектов, внешняя реальность может стать угрожающей или еще более угрожающей. Т.е. внешняя реальность влияет на внутреннюю, а внутренняя реальность влияет на внешнюю, т.е. все эти негативы взаимно усиливаются.

При интроекции хорошей груди, спроецированной на нее, до этого, инстинкт жизни, возвращается во внутрь, интроецированная хорошая грудь дающая жизнь, пищу, любовь, становиться жизненно важной частью Эго или Я, его стержнем. Внутренняя хорошая грудь усиливает способность младенца любить способность доверять хорошему объекту и это приводит к ослаблению тревоги преследования, поэтому сохранение хорошей груди, становиться задачей первостепенной важности. Для этого, необходимо защитить фантазии младенца, хорошую внутреннюю грудь от нападения и преследования плохой.

Разберем теперь отношение младенца с внутренними объектами. В целях сохранения хорошей внутренней груди, Эго или Я младенца старается удерживать ее на безлопастном расстоянии от плохой, чем дальше тем лучше и тем самым усиливает процессы расщепления. Следует отметить, что особенности эмоций младенца, является их крайний полярный характер, никаких полутонов. Фрустрирующий объект ощущается ужасным, немилосердным и разрушителем, плохая грудь абсолютно виновна и отношение к ней исполнено ненависти и сильного страха. Этот образ абсолютно плохой ненавистной, преследующей груди и матери, становиться прототипом всех пугающих и преследующих объектов в дальнейшей жизни. Хорошая грудь, наоборот, идеализируется, наделяется самыми замечательными свойствами и в дальнейшем является основой для интроекции всех других хороших объектов.

Вот это свойство очень активно используется в символдраме. Символрама во многом построена на том, что происходит интроекция хороших, либидинозных объектов Я и тем самым идет укрепление Я.

Теперь немножечко хотелось бы поговорить о том, что главная задачи Я при интроецировании плохих и хороших объектов держать их как можно дальше друг от друга. Чтобы плохое не разрушило хорошее, т.е. усиливается процесс расщепления. Вы можете спросить, что этот процесс идет у младенцев и как это получилось узнать, что плохое надо держать подальше от хорошего? Что эта за фантазия? И реальна ли он?

Клинический пример, который иллюстрирует вышесказанное: очень сложная клиентка (пограничное расстройство личности).

В свойствах ее личности была агрессия, направленная на себя, в свойствах ее личности она обесценивала все свои достижения и таланты, свою внешность, всю свою жизнь. (Зачем я такая родилась? Такие люди не должны жить, потому что я абсолютно плохая.) Когда она приносила сновидения, она всегда видела, что ее сновидения иллюстрируют ее плохость, в той или иной форме. Когда я с ней работал с ней в символдраме, она также интерпретировала все свои фантазии в духе негативизма. Спустя определенное время в процессе терапии стали появляться сны, которые недвусмысленно стали показывать недвусмысленное отношение к себе, т.е. проявились другие тенденции, которые можно было обозначить как позитивные. Когда в сновидениях это стало проявляться выражено, я обратил внимание пациентки на это, когда она в очередной раз, критиковала свои сны. Когда я это сделал, и обратил внимание, что это ее собственные сновидения в них прослеживаются достаточно, позитивные тенденции, она подскочила с кресла и стала кричать: «Прекратите, Николай Николаевич! Я больше не могу этого слышать! Я сейчас убегу! Потому что своими словами вы все испортите, и теперь все хорошее, что появилось, оно исчезнет! Об это нельзя говорить!» Что она сказала мне, что плохое узнает про это хорошее и все испортит, вы взяли и раскрыли эту тайну, показали плохому, где находиться хорошее. Нет ничего хорошего- и тогда плохое не будет нападать на это хорошее и это уничтожать. Нельзя сказать, что- то хорошее в народе существует, можно сглазить и тем самым испортить. Те люди, у которых работает защита расщепление, они в большей степени боятся сглаза, и если говорить о хорошем, то плохое об этом узнает и испортит его. Эти механизмы совершенно реальны и формируются они в раннем младенчестве.

Необходимость идеализировать хорошую грудь вызвана сильнейшим страхом преследования, у младенца есть сильная потребность быть защищенным от преследователя. Идеализация груди исходит из этой потребности и является способом защиты от тревог. Но раньше или позже чувство голода и другие неприятные переживания, вновь поворачивают младенца к внешнему миру, он вновь переживает фрустрацию и вновь вступают в действие защитные психические механизмы. Одни из них, как уже говорилось, всемогущественный контроль надо внутренним и внешним объектом, Эго или Я считает себя единственным обладателем, как внешней, так и внутренней груди. Что дает ощущение полной власти и снижает тревогу. Более того, фантазия преследующая грудь удерживается, как можно дальше от идеальной гуди, а переживание фрустрации как можно дальше от переживания удовлетворения. Подобное разъединение объектов и чувств напрямую связано с механизмом отрицания в своей крайней форме, отрицание равнозначно уничтожению. Младенец, удерживая плохой объект далеко от хорошего, как бы отрицает его наличие, не признает реальность его существования. Т.к. как бы уничтожает плохой объект. Таким образом и сама ситуация фрустрации, и объект, который ее вызвал, и неприятные переживания, связанные с фрустрацией, все это, по ощущениям младенца перестает существовать. И за счет этого обретается удовлетворение и освобождение от тревоги. Отрицание или в крайней форме уничтожение, преследующего объекта и всей ситуации преследования неразрывно связано со всемогущем контролем в его самой крайней форме.
  1   2   3


написать администратору сайта