Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Психологические основы технологии ТРИЗ

  • 3. Воспитание познавательных и творческих способностей детей средствами ТРИЗ.

  • Заключение

  • Список использованной литературы

  • ткд кр. Теория решения изобретательских задач как универсальная методика развития творческого мышления


    Скачать 44.56 Kb.
    НазваниеТеория решения изобретательских задач как универсальная методика развития творческого мышления
    Дата04.11.2021
    Размер44.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаткд кр.docx
    ТипКонтрольная работа
    #263404

    БУ ВО

    Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

    «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    Институт гуманитарного образования и спорта

    Кафедра педагогики профессионального и дополнительного образования

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


    Дисциплина: «Основы творческо-конструкционной деятельности»

    Тема: «Теория решения изобретательских задач как универсальная методика развития творческого мышления»

    Выполнил: студент 209-71 гр. 4 курса

    ИГОиС Педагогическое образование

    Фамилия: Володин

    Имя: Дмитрий

    Отчество: Андреевич
    Проверил:

    Преподаватель

    Фамилия: Гаврилова

    Имя: Надежда

    Отчество: Валерьевна

    Сургут, 2020


    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………………………....

    3

    1. История становления и развития ТРИЗ …..………………………………..

    5

    2. Психологические основы технологии ТРИЗ……………………………….

    3. Воспитание познавательных и творческих способностей детей средствами ТРИЗ………………………………………………………..............

    8
    10

    Заключение……………………………………………………………………...

    16

    Список литературы………..……………………………………………………

    17

    Введение

    В последнее время в педагогике все реже встречается понятие «методика», зато чаще употребляется понятие «технология» педагогическая, инновационная, образовательная, учебная...

    Развитие системы образования требует от педагогической науки и практики изучения и внедрения новых методов обучения и воспитания детей. Отбором, теоретическим осмыслением, классификацией педагогических инноваций занимается новая отрасль педагогики — педагогическая инновация. Её прогнозы развития, анализ, оценки конкретных реалий имеют необыкновенную ценность и для педагогической практики, особенно для настроенных на творчество педагогов.

    Жизнь доказывает, что в условиях, которые все время меняются, лучше ориентируется, принимает решения, работает человек творческий, гибкий, способный к генерированию и использованию новых идей и замыслов, новых подходов, новых решений. Творчество не вырастает на пустом месте, творчество — свойство, как правило, профессионалов, которые эффективно работают в определенной области. Творчество базируется на мышлении и воображении, интеллекте. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

    Достижение творческого уровня развития личности можно считать наивысшим результатом в любой педагогической технологии. Но существуют технологии, в которых развитие творческих способностей является приоритетной целью. Среди них видное место занимает ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, которая эффективно способствует развитию технического творчества в целом и личности в частности. С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются выстроить систему, понятий и закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, закономерности его развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной диалектике.

    1. История становления и развития ТРИЗ

    Основатель, а скорее даже "отец" ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер в 1945 году взялся за разработку научной технологии творчества - теории решения изобретательских задач, как потом это стало называться. ТРИЗ возник в технике. Но Альтшуллер пошел дальше, от "железки" к личности, от ТРИЗ - до ТРТО (теории развития творческой личности) как новой области знаний. Так же логичным видится и сближение элементов ТРИЗ с творческой педагогикой, естественный выход на малышей - мудрецов, где творчество - сама жизнь. Технологию Альтшуллера в течение длительного времени с успехом использовали в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ — теория развития творческой личности.

    Американский детский врач и психолог Глен Доман в 1955 г. основал Институт развития человеческого потенциала (Филадельфия). Он является автором всемирно известной серии «Мягкая революция», охватывающий книги «Как дать ребенку энциклопедические знания», «Как научить ребенка математике», «Как научить ребенка читать», «Как развить умственные и физические способности ребенка» и др.

    В структуре интеллекта Г. Доман выделил следующие составляющие:

    — функциональный интеллект (способности, которые ребенок в зависимости от ситуации использует или не использует);

    — потенциальный интеллект (способности, которые ребенок может задействовать, если будет возможность).

    В 70-80-е годы XX века. ТРИЗ широко внедряли в школах и училищах, а с 1987 г. — и в детских садах.

    Организатором и руководителем работы с воспитателями и практическими занятиями с детьми стал Михаил Наумович Шустерман.

    Целый массив упражнений был сделан на приемах РТО. Для детей младшего возраста освоение Триз- инструментария как целостной системы оказалось сложным. Было произведено дробление на элементы ТРИЗ, которые отрабатывались по отдельности с помощью специальных тренингов. Отдельные задачи и упражнения постепенно составили основу для курсов РТО.

    Следующая проблема, которая возникла в процессе работы - недостаточность у детей предыдущих знаний и умений для работы с инструментами ТРИЗ. Например, неудовлетворительное владение признаками объектов. В курсах РТО появлялся дополнительный смысл, например, ознакомление с пятью органами чувств и их применением (Г.Гафитулин).

    И. Викентьев в свой курс занятий с детьми включал социальную подготовку ребят. Так формировалось содержание. На этом этапе речь шла о внедрении ТРИЗ- содержания для развития творческого потенциала детей.

    Одновременно приходилось решать и другие проблемы, в результате чего появлялись новые приемы, формы работы, методики. Проблема понимания и запоминания новых понятий нашла выход в стихах-запоминалках (С.Ефремов, Н.Гафитулин) и в разного рода волшебниках. Проблема мотивации в раннем возрасте успешно решалась с применением игровых форм (создано несколько модификаций игры "плохо", Сек.Иванов изобрел игру на кубиках "Маленькие человечки", получила развитие в различных учебных заведениях ТРИЗ). Другой вариант - сюжетные формы работы ("Письма магистра». Тимохова, серия рассказов Л.Марьяновськой и А.Кислова). Для обеспечения продуктивной деятельности были созданы отдельные методики ("Страна загадок" А.Нестеренко, задачи и упражнения по ИЗО А.Страунинг, работа с природным материалом, С.Кравцов). Комплексным решением проблемы воплощения содержания являются технологические карты методов РТВ Т.Сидорчук. Н.Хоменко разработал сетевую технологию обучения с использованием "да- ниток", что позволяет решать проблему эффективности обучения. Данные работы - это вклад в технологии и средства обучения, которые были необходимы для более успешного внедрения ТРИЗ- содержания.

    И так, в 1987 год - знаменательная дата: ТРИЗ впервые пришел в детский сад. Произошло это в дальневосточном городе Находка при довольно случайных обстоятельствах. Руководителей семинара по ТРИЗ для инженерно - технических работников попросили провести занятия с детьми (в Норильске подобная работа со школьниками ведется уже несколько лет). И вдруг "тризовцев" вместо школы привозят... в подготовительную группу детского сада!

    Система ТРИЗ было адаптирована для работы с детьми в детском саду. Труды Г. Альтшуллера «Алгоритм изобретения», «Творчество как точная наука», стали основой так называемой творческой педагогики. Впоследствии, в специальных исследованиях (В. Бухвалов, Б. Злотин, Г. Иванов, С. Ладошкина, А. Нестеренко, Т. Сидорчук, Л. Шрагина, М. Шустерман) были разработаны методы и приемы обучения школьников на базе ТРИЗ, а также адаптированы основные принципы ТРИЗ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (А. Страунинг, А. Никашин). Суть этой технологии заключается в формировании системного, диалектического мышления, развития творческого воображения, изобретательской смекалки. Использование её, должно не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, творчески, понимать единство и противоречие окружающего мира, видеть и решать проблемы. На это может быть способна только творческая личность.

    Это недоразумение, как выяснилось, подняло "тризовцев" до малышей, подсказало решение, пожалуй, одной из главных проблем ТРИЗ - когда, и с какого возраста можно начинать приобщение к системному мышлению. Встреча с дошкольниками омолодила ТРИЗ, если не сказать, поставила на ноги, обеспечила будущее. С детьми была проведена игра для развития творческого воображения "Маленькие человечки". Ребята быстро включились в разговор, сразу приняли правила игры и в процессе решения задач предложили немного исключительно оригинальных ответов, до сих пор не полученных на одном семинаре со взрослыми. Занятия продолжались почти полтора часа, и дети не выглядели уставшими. Вот, например, какие ответы дали пятилетние "слушатели" на вопрос, чем отличаются твердые, жидкие и газообразные тела:

    - Жидкое может вытекать через трубы, а твердое - нет!

    - Когда жидкое разольёшь, то оно польётся, а твердое положишь, оно так и останется лежать и т.д.

    - Газ - это когда машина газует! И дым из трубы.

    После знакомства со свойствами "маленьких человечков" - твердых, жидких и газообразных - завязывается разговор. На вопрос, чем же отличаются жидкие человечки от твердых, дети ответили, что жидкие человечки не держатся за руки. Из жидких человечков сделаны вода и суп, кефир и молоко, а еще слякоть. А человечки газа бегают в разные стороны. Их ничем нельзя удержать. И так далее.

    Сейчас ТРИЗ успешно развивается в учебных заведениях Киева, Полтавы, Харькова, Ровно, Луганска и других городов. В г. Одессе (под руководством Н. Мееровича и Л. Шрагиной) работает лаборатория «ТРИЗ — педагогика».
    2. Психологические основы технологии ТРИЗ

    Самый ответственный период для развития интеллекта детей - это возраст от рождения до 7 лет. Если по каким-либо причинам с ребенком не проводились занятия, направленные на развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения, то это более сложно наверстать в подростковом возрасте.

    Развитие памяти. Одним из основных свойств личности является память. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком. Каждого ребенка важно научить способу, запоминания и припоминания сохраненного в памяти материала. На это опирают фактически все игры и упражнения по ТРИЗ, которые помогут сделать память ребенка активной.

    Формирование мышления. Научить детей анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит, в немалой степени подготовить их к успешному обучению. В технологии ТРИЗ достаточное место занимают проблемные зарисовки, схемы, речевые игры, упражнения на эту тему.

    К примеру, "Какой фигурой заполнить пустой квадрат?", "Назовите лишнее слово", "Назовите отличия", "Назовите общее", "Передадите мысль другими словами", "Что произойдет, если...", "Подберите слова-синонимы (антонимы)", "Расставьте строчки стихотворения в нужном порядке", "второстепенные герои сказок вам нравятся (не нравятся)? Почему?", "Составьте новые слова".

    Как видно из названий игр, задач они направлены на развитие логики, выявления закономерностей, умение обобщать, умение рассуждать и делать простейшие умозаключения.

    Развитие воображения. А. Эйнштейн отмечал, что воображение важнее знаний. Представим на минутку, что у человека не было бы воображения. Общество, не развивалось бы ни в каком направлении. Не было бы ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов. Жизнь бы просто постепенно остановилась. Используя воображение, ребенок играет в маму, папу, изображает любимых героев сказок, конструирует и рисует. Его воображение, как правило, основано на синтезе уже имеющихся знаний и представлений. А нам, взрослым, нужно вести малыша к творческому воображению, то есть до такого уровня, при котором создаются совершенно новые образы, рисунки, конструкции. Это возможно сделать с помощью игр, упражнений.

    По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень - до 80%). Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, какое направление они получат.

    Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию. Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста - преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Одна из современных зарубежных концепций одаренности детей - модель Дж. Гилфорда "Структура интеллекта", где он тоже дает классификацию интеллектуальных способностей. В основе одной классификации - выделение основных видов интеллектуальных процессов и выполняемых операций: познание, память, конвергентное мышление, дивергентное мышление, оценка.
    3. Воспитание познавательных и творческих способностей детей средствами ТРИЗ.

    В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, Ф.Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, Н. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

    Методы и приемы развития творческой личности. Технология ТРИЗ для дошкольников с технологией коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями. Она имеет целью не заменить основную программу, по которой работает педагог, а максимально повысить ее эффективность. Основу технологии составляют игры-занятия, во время которых дети знакомятся с окружающим миром, учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и решать эти противоречия, и которые предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.

    Выявление и разрешение противоречий- ключ к творческому мышлению. Множество их происходит в окружающей жизни, потому что везде, где необходимо что-то усовершенствовать, улучшить, приходится иметь дело с противоречиями.

    Дети дошкольного возраста проявляют такие противоречия, работая над игровыми и сказочными задачами, которые превращаются в увлекательную поисковую, аналитическую деятельность.

    Методы, которые применяют в технологии ТРИЗ, развивают такие познавательные и творческие способности детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, интегрировать и синтезировать информацию, анализировать ситуации, предвидеть последствия, строить гипотезы, применять новые идеи и методы решения задач на практике; способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новое; творческое воображение, дивергентность мышления (способность предполагать существование нескольких правильных ответов на один вопрос и продуцировать оригинальные творческие идеи), понимание неоднозначности идей, развитая интуиция и др.

    Метод фокальных объектов (МФО). Суть его состоит в перенесении свойств одного предмета на другой. Фокальным называют объекты, находящиеся в фокусе, в центре внимания. Пользуясь этим методом, ставят следующие задачи:

    1. Придумать что-то новое, видоизменяя или совершенствуя реальный объект.

    2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить полученные ранее знания, рассматривая предмет в непривычном ракурсе.

    3. Составить рассказ или сказку об объекте, который рассматривается, используя найденные признаки (полностью или частично).

    4. Проанализировать художественное произведение или картину.

    5. Разработать новый вид занятия, прогулки, подвижной игры, выбрав словосочетание, которое больше всего нравится или соответствует цели. Словосочетание подбирают неожиданные. Разрабатывая новый вид деятельности, необходимо четко определить, что именно обсуждается —

    форма или содержание.

    Используя метод фокальных объектов, следует придерживаться такого алгоритма работы:

    1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, невольно выбрать другой предмет (несколько предметов), который не касается фокального слова.

    2. Для выбора другого предмета (нескольких предметов) детям предлагают картинки, игрушки, яркие предметы.

    3. Дать 5-10 определений выбранного предмета (Какой он (она, оно, они)?).

    4. Отобранные признаки прикладывают к слову в фокусе; полученные словосочетания рассматривают.

    5. Когда нужное или интересное словосочетание найдено, предоставить фокальному слову соответствующих качеств.

    Нестандартному мышлению, принятию нешаблонно решений больше всего мешает психологическая инерция, свойственная почти всем взрослым, которую они стараются привить и детям.

    Метод синектики. Его создателем является американский психолог Уильям Джеймс Гордон. Заключается этот метод в создании группы людей различных специальностей для поиска творческих решений путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов. Такие группы называют синектичними. Синектика была разработана в конце 50-х — начале 60-х годов XX века. на основе применения метода групповой генерации идей (мозгового штурма).

    В процессе творчества В.-Дж. Гордон выделял два его вида:

    1) внеоперационное (неуправляемый), основой которого является интуиция, вдохновение;

    2) операционный (управляемый), основывается на использовании различных аналогий.

    Для творческого процесса важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное — увидеть в новой, непривычной ситуации, проблеме нечто знакомое, то есть такое, что решается известными способами. А, как известно, целенаправленное применение аналогий существенно повышает эффективность творческого мышления. По своей сути аналогии могут быть прямыми, фантастическими

    1. Прямая аналогия. Она означает сходство объектов различных отраслей за определенными свойствами или отношениями. В основном ее определяют по следующим критериям:

    — аналогия по форме. Используется, когда аналог предмета, который рассматривается, содержит те же признаки, что и оригинал, или, когда вновь созданный объект внешне напоминает любой другой (книга — дверь, плитка шоколада, кирпич и тому подобное);

    — компонентная (структурная) аналогия. Устанавливается по сходству элементов (компонентов) объекта. Определив его примерную структуру, необходимо найти объект с аналогичной структурой (снег — мороженое; вата — облако; пена — сладкая вата);

    —функциональная аналогия. Определив функции объекта, отыскивают объект, которому присущи эти или аналогичные функции. Как правило, ищут в противоположных областях, например, в технике и природе (машина — лошадь, муравей, ослик, сороконожка, поезд; ветер — пылесос, вентилятор);

    — аналогия по цвету. Подбираются объекты одного цвета и оттенка. Например, солнце — одуванчик, банан, лимон;

    — аналогия с ситуацией и состоянием явлений и предметов. Например, тихий час — закат, свеча, догорает;

    аналогия по свойствам, которые требуют ответа на вопрос «Который (которая, которое, которые)?». Например, воздушный шарик?) — резиновая: галоши, купальная шапочка;

    — комплексная аналогия. Предусматривает одновременное использование различных видов прямой аналогии.

    На комбинировании различных видов прямой аналогии основывается метод гирлянд и ассоциаций. Гирлянды аналогий формируются как перечень слов (это могут быть отдельные части речи, а также сочетания слов), начиная с основного слова. Каждая новая ассоциация отыскивается не по первому, а по последнему слову. Например, дети — много — орут — бегают — ноябрь — прогулка — дождь — зонт — лужи — дети. Цепочка слов может закончиться произвольно или тем словом, которым началась гирлянда. Каждый находит аналогию, которая ближе ему по характеру, настроению. Этот метод дает возможность узнать, что больше всего понравилось или запомнилось детям на празднике, прогулке, экскурсии, в выходной день и прочее. Эффективен он во время индивидуальной игры с детьми или в небольшой группе, поскольку они склонны подражать высказывания товарищей, отвлекая внимание от своих ассоциаций.

    2. Фантастическая аналогия. К ней прибегают, когда при решении разного рода задач и закреплении знаний необходимо отказаться от стереотипов, преодолеть психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Эта аналогия способна любое действие перенести в сказку и использовать для решения определенной задачи волшебство, фантастических и сказочных героев, то есть представить, как бы решили эту проблему они.

    Используют фантастические (нереальные) аналогии при составлении творческих рассказов, сказок с новыми героями и необычными приключениями. Увлекшись ими, дети высказывают необычные идеи, описывая сказочный детсад или школу, фантастические прогулки, экскурсии, выходные, праздники и тому подобное. Они интуитивно передают свои потаенные мысли и желания. Обучение нового дела или закрепления определенных навыков происходит продуктивнее, если рабочую ситуацию перенести в сказку.

    3. Эмпатийная аналогия. В ее основу положен принцип отождествления себя с объектом, который рассматривается. Решая задачу, ребенок вживается в образ объекта, пытается по-своему пережить его ощущения. Например, ребенку предлагают: «А что, если ты превратился в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого ты боишься? С кем бы ты подружился? О чем шепчутся твои листочки?» или «Представь, что ты муравей. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь кушать?»

    Формированию умения ставить себя на место другого, чувствовать его настроение, чувства, заботы способствуют специальные упражнения, например, с использованием элементов костюма. Дети самостоятельно выбирают роли: домашних животных, игрушек, посуды, растений и тому подобное. Во время такого описания они выполняют характерные движения, а затем рассказывают, кто они (какую роль выполняют) и что при этом чувствуют.
    Заключение

    Оптимизировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, повысить интерес к занятиям и к самому процессу мышления, позволяют приемы и технологии ТРИЗ. Эти приемы и технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют активному усвоению материала, более активной позиции по отношению у учебы, а это и есть мотивация обучения.

    Совершенствование системного мышления, логического мышления с помощью различных упражнений и игр делает занятия для детей более привлекательными и увлекает их в мир творчества.  

    Список использованной литературы

    1. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Новосибирск: Наука. 1986

    2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск. 1986.

    3. Амонашвили Ш. А. В добрый путь, ребята! // Ш.А. Амонашвили. Единство цели. - М.: Просвещение, 1987.

    4. Ангеловски К. Учителя и инновации. — М., 1991. Антология гуманной педагогики: Селестен Френе. — М., 1997.

    5. Басова Т. ТРИЗ в детском саду // Дошкольное воспитание. -1995. -№ 6. -С. 12-13.

    6. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. -М.: Просвещение, 1991.


    написать администратору сайта