Главная страница
Навигация по странице:

  • Символический интеракционизм

  • Исполнители

  • Гофман выделяет семь основных элементов исполнения

  • Существуют типы конфликтов: межролевые

  • Зона переднего плана или фронтовая зона действия

  • Зона заднего плана или закулисная зона

  • Гофман. Теория социальной драматургии И. Гофмана Подготовила Тамара бричук Группа фппсим6в2021воб


    Скачать 338.08 Kb.
    НазваниеТеория социальной драматургии И. Гофмана Подготовила Тамара бричук Группа фппсим6в2021воб
    Дата11.12.2021
    Размер338.08 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаГофман.pptx
    ТипДокументы
    #300363

    Теория социальной драматургии И. Гофмана

    Подготовила: Тамара бричук

    Группа:ФП-ПСИ-М-6-В-2021-ВОБ


    Ирвинг Гофман (англ. Erving Goffman, 11 июня 1922, Мэнвилл, Альберта, Канада — 19 ноября 1982, Филадельфия, США) — американский социолог канадского происхождения, представитель «второго поколения» Чикагской школы в социологии. 73-й президент Американской социологической ассоциации. Во многом Гофман работал на стыке различных научных дисциплин, и по этой причине о нём говорят не только как о социологе, но также о представителе психологии, философии, психиатрии и множества смежных областей, сблизившем разнообразные науки о человеке.

    Гофмана особенно интересовали «закрытые» сообщества в контексте больших современных обществ (глухая деревня, монастырь, тюрьма, больница), как и «закрытые» ситуации, отделённые от окружающей жизни символическим барьером (театр, спорт, игра ).

    В соответствии со взглядами Гофмана, общество не обладает однородной структурой. В различных условиях мы действуем различным образом. Условия, в которых мы вынуждены принимать решения, относятся не к обществу в целом, а обладают собственной спецификой.

    Наиболее значительным вкладом Гофмана в социологию является его исследование о символическом взаимодействии в игровой форме, которое он начал в 1959 году, когда вышла его книга «Представление себя другим в повседневной жизни», и не прекращал на протяжении всей жизни, расширяя сферу исследования.

    Одним из первых Гофман начал изучать межличностное взаимодействие, или микросоциологию, детально разрабатывать «драматургический подход» к взаимодействию людей и ввёл множество понятий, которые стали значительным его вкладом в социологию.

    Социальная драматургия — это социологическая парадигма, происходящая из символического интеракционизма, которая обычно используется в микросоциологических исследованиях для описания социальных взаимодействий в повседневной жизни.

    Символический интеракционизм (англ. symbolic interactionism) — направление в социологии, преимущественно в американской, а также культурологии и социальной психологии, изучающее «символические связи» как один из аспектов социального взаимодействия, то есть общение и взаимодействие, осуществляемое при помощи символов: языка, телодвижений, жестов, культурных символов.

    В драматургической перспективе утверждается, что элементы человеческого взаимодействия зависят от времени, места и аудитории. Другими словами, согласно И. Гофману, «я» есть осознание себя в конкретной ситуации. Гофман применяет театральную метафоричность в определении метода, основанного на культурных ценностях, нормах и убеждениях, который использует индивид для представления себя другому индивиду. В то время как подобные представления могут проходить неудачно (в чём участники отдают себе отчёт), большинство заканчивается успешно. Цель индивида — быть принятым аудиторией, разыграв аккуратно продуманное представление. Если актёр справляется с задачей, то аудитория будет видеть его таким, каким он пожелал быть увиденным.

    В работе «Представление себя другим в повседневной жизни»», Гофман изложил свою концепцию социальной драматургии. По его мнению, ситуации межличностного взаимодействия следует рассматривать как драматические спектакли: люди, общаясь, ведут себя подобно актёрам на сцене, используя «декорации» и «окружающую обстановку» для создания определённого впечатления о себе у других. Поэтому при описании процесса межличностного взаимодействия Э. Гофман использует театральную терминологию: «ролевая партия», «фасад» (внешность и манера поведения), «авансцена» (место, где происходит взаимодействие), «кулисы» (место, где осуществляется деятельность, имеющая отношение к исполнению роли, но не доступная для глаз аудитории) и т.д.

    Гофман выделяет три базовые роли, отличающиеся тем, кто и к какой информации имеет доступ. Исполнители наиболее информированы. Аудитория знает лишь то, что им раскрыли исполнители, и то, что они почерпнули из собственных наблюдений. Аутсайдеры обладают самой незначительной информацией, а порой вообще ничего не знают.

    Гофман выделяет семь основных элементов исполнения:

    1. Вера в исполняемую партию важна, хоть аудитория и не может с точностью сказать, искренен ли актёр или нет.

    2. Личина, или «маска», — это стандартный способ актёра контролировать то, каким его или её видит аудитория.

    3. Драматическая реализация — это изображение тех черт актёра, о которых он хочет, чтобы аудитория знала.

    4. Идеализация. Спектакль часто демонстрирует идеализированный взгляд на ситуацию для того, чтобы избежать путаницы (неправильного истолкования) и усилить другие элементы представления. Аудитория обычно имеет представление о конкретной ситуации (представлении), и актёры стараются разыгрывать спектакль в соответствии с этой идеей.

    5. Поддержание экспрессивного контроля подразумевает необходимость оставаться в «образе». Актёр должен быть уверен в том, что посылает правильные сигналы аудитории.

    6. Ложные представления чреваты тем, что будет передано неправильное сообщение. Аудитория воспринимает спектакль как искренний или фальшивый, и артист, соответственно, стремится уверить зрителей в искренности своего представления (независимо от того, является оно таковым на самом деле или нет).

    7. Мистификация подразумевает сокрытие определённой информации для увеличения интереса публики к актёру, или чтобы не навредить представлению.

    Успешность человека в межличностном взаимодействии зависит от качества исполнения им предписанной роли. Эффективное исполнение роли зависит от следующих условий:
    • знания роли;
    • умения выполнять роль;
    • интериоризации выполняемой роли.

    Репертуар ролей, которым необходимо овладеть человеку в течение жизни, многообразен. В него входят межличностные роли (друг, собеседник, помощник и др.); бытовые (муж, жена, сосед, попутчик и др.); организационно-служебные (начальник, подчинённый, коллега и др.); социально-профессиональные (врач, инженер, учёный и т.д.); внутригрупповые (лидер, антилидер, предпочитаемый, пренебрегаемый, критик, генератор идей и т.д.). Если человек не в состоянии выполнить предъявляемые ролью требования, возникают ролевые конфликты.

    Существуют типы конфликтов:
    • межролевые‑ ситуации, когда индивид вынужден выполнять несколько ролей, но не в состоянии отвечать их требованиям (например, женщина стремится совмещать роли успешного руководителя фирмы и прекрасной домохозяйки и матери);
    • внутриролевые– ситуации, когда требования, предъявляемые к носителям одной роли, вступают в противоречие в разных социальных группах (например, подросток стремится быть авторитетным в классе, где презирают «ботаников»-отличников ‑ и одновременно хорошим сыном, не огорчать родителей, которые ожидают от него отличных успехов в учёбе).

    Исполнение ролей сопровождается определёнными повторяющимися действиями и поведением. Обмен принятыми в обществе фразами и жестами, уместными в данной ситуации; стереотипные модели поведения, выполняющие функции стабилизации отношений, социального контроля, передачи опыта, называются ритуалами. Ритуалы были специальным предметом исследования Э. Гофмана. Ритуалы имеют большое значение в процессе управления впечатлениями других людей.

    Ритуалы избегания– это предписываемые ограничения поведения, предназначенные для того, чтобы люди не ущемили свободу и индивидуальность друг друга. Процесс избегания предполагает устранение от контактов с людьми, общение с которыми таит для нас скрытую или непосредственную опасность.

    Ритуалы презентации – предписывают способы вовлечения партнёра во взаимодействие путём высказывания знаков уважения. Такими знаками являются приветствия, приглашения, комплименты, небольшие услуги.

    Зона переднего плана или фронтовая зона действия

    Зона переднего плана — это та зона, находясь в которой актёр старается создать определённое впечатление и для этого придерживается норм, важных для аудитории. Актёр понимает, что за ним наблюдают, и потому ведёт себя в соответствии с социальными нормами и стандартами.

    Зона заднего плана или закулисная зона

    Зону заднего плана можно определить как связанное с данным исполнением место, в котором осознанные противоречия с насаждаемым впечатлением принимаются как должное. Это место, в котором нет аудитории, и актёры могут выйти из образа, не боясь при этом испортить представление. Здесь могут быть сняты маски, общение становится более неформальным. При этом актёры охраняют закулисье от какого-либо вторжения аудитории.

    Реакция социологического сообщества на идеи Гофмана поначалу была критической, так как его исследовательские результаты воспринимались как разоблачение повседневных хитростей, уловок, лживых откровений, которыми полна жизнь. Однако идеи Гофмана быстро вышли за пределы социологического сообщества и были восприняты общественностью. Гофман был одним из лучших американских социологов своего поколения. Его труды оказали значительное влияние на мировую социологию 1970—80-х годов, которое ощущается и поныне. Влияние идей Гофмана прослеживается также и в социолингвистике, когнитивистике, социальной психологии, культурологических исследованиях.

    Спасибо за внимание!



    написать администратору сайта