Главная страница
Навигация по странице:

  • ЭПОХА ИВАНА ГРОЗНОГО (1547 –1584 годы) ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ...из истории России

  • ..из истории европейских стран XVI века

  • НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ ...из истории России

  • ... из истории европейских стран XVI века

  • ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ Регламентация Иваном Грозным дворянской службы в зависимости от количества земли

  • Система государственного управления при Иване Грозном после отмены кормлений в 1556 г.

  • Численность населения города Москвы в первой половине XVI веке

  • Расширение территории страны и рост населения

  • Хозяйственный подъем Северо–Западной Руси. Рост городов

  • Российские города в XVI веке

  • Доля государственного тягла и изъятий в пользу землевладельца от валового дохода владельческих крестьян

  • Книгопечатание в XVI веке

  • Татарские нападения на Россию в период Ливонской войны

  • Поход русских войск в 1552 г. на Казань

  • Расходы на содержание опричнины, наложенные Иваном IV на земщину

  • Результаты опричнины в отношении родовитого боярства

  • Масштабы разорения Новгорода войсками Ивана Грозного в период опричнины

  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским Из первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому

  • Отечественная история С древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. Отечественная история С древнейших времен до наших дней. Учебное. Термины и даты по древнерусской, российской и зарубежной истории таблицы, схемы, статистический материал источники и документы


    Скачать 4.69 Mb.
    НазваниеТермины и даты по древнерусской, российской и зарубежной истории таблицы, схемы, статистический материал источники и документы
    АнкорОтечественная история С древнейших времен до наших дней. Учебное пособие.doc
    Дата05.02.2017
    Размер4.69 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтечественная история С древнейших времен до наших дней. Учебное.doc
    ТипЛитература
    #2307
    страница10 из 50
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   50

    ЛИТЕРАТУРА


    1. С.Б. Веселовский Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии / С.Б. Веселовский. – М., 1974.

    2. А.А. Горский Политическая борьба на Руси в конце 13 века и отношения с Ордой / А.А. Горский // Отечественная История. – 1996. – №3.

    3. А.А. Горский. К вопросу о причинах возвышения Москвы / А.А. Горский // Отечественная история. – 1997. – №1.

    4. И.Б Греков., Ф.Ф. Шахмагонов Мир истории: Русские земли в XIII–XV веках. / И.Б Греков., Ф.Ф. Шахмагонов – М., – 1986.

    5. Л.Н. Гумилев Русь и Великая Степь. / Л.Н. Гумилев – М., – 1989.

    6. В.А. Егоров Александр Невский и Чингизиды / В.А. Егоров // Отечественная история. – 1997. – №2.

    7. А.А. Зимин Россия на рубеже XV–XVI столетий. / А.А. Зимин – М., – 1982.

    8. А.А. Зимин Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой четверти XVI в. / А.А. Зимин – М., – 1988.

    9. В.В. Карганов Конец ордынского ига. / В.В. Карганов – М., – 1984.

    10. В.Б. Кобрин Власть и собственность в средневековой России (XV–XVI вв.). / В.Б. Кобрин – М., 1985.

    11. В. Котинов «Монгольская эпоха» в истории Руси и истинный смысл, и значение Куликовской битвы / В. Котинов // Наш современник. – 1997. – №3.

    12. В.Б. Кощеев Еще раз о численности монгольского войска в 1237г.// Вопросы истории. – 1993. – №10–12.

    13. В.А. Кучкин Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси / В.А. Кучкин // Отечественная история. – 1996. – №5.

    14. В.А. Кучкин Дмитрий Донской / В.А. Кучкин // Вопросы истории. – 1995. – №5, 6.

    15. В.А. Кучкин Русь под игом: как это было? / В.А. Кучкин – М., 1991.

    16. В.А. Кучкин Как возникли городов на Руси. XII–XV века / В.А. Кучкин // История СССР. – 1991. – №2.

    17. Е.В. Пчелов Один проигранный бой – и почти три века рабства / Е.В. Пчелов // Военно–исторический журнал. – 1997. – №2.

    18. Россия XV–XVII веков глазами иностранцев. – Л., 1986.

    19. Русское православие: вехи истории. – М., 1989.

    20. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и древнерусские княжества. / Рыбаков Б.А. – М., 1982.

    21. П.С. Сефанович Боярство и церковь в домонгольской Руси / П.С. Сефанович // Вопросы истори. – 2002. – №7.

    22. Дж. Феннел Кризис средневековой Руси. 1200–1304. / Дж. Феннел – М., 1979.

    23. А. Филюшкин Куда шел Тамерлан? / А. Филюшкин // Родина. – 1996. – №9.

    24. Владислав Цынин, протоиерей. От крещения Руси до нашествия Батыя / Владислав Цынин // Вопросы истории. – 1991. – №4, 5.

    ЭПОХА ИВАНА ГРОЗНОГО (1547 –1584 годы)
    ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
    ...из истории России
    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО – получение атрибутов власти из рук высших иерархов церкви с совершением особого обряда помазания. Первым в 751 году был помазан на престол франкский король Пипин III Короткий.

    ЗЕМСКАЯ ИЗБА – выборный орган местного самоуправления, созданный в результате земской реформы Ивана Грозного. Земская изба состояла из возглавлявшего ее старосты, земского дьячка и целовальников, которые выбирались городскими и волостными тяглыми людьми на 1–2 г., содержались на средства местного населения.

    ОПРИЧНИНА (опричь – кроме) – новый порядок управления государством, введенный Иваном IV в конце 1564 г. после его отъезда в Александровскую слободу, когда он разделил страну на опричнину и земщину. В опричнину вошли наиболее экономически развитые регионы страны, здесь была создана параллельная система органов государственной власти. Не исключено, что Иван IV смотрел на нее как на внутренний плацдарм, который после ослабления здесь оппозиции, можно было бы использовать для реформирования всей страны в соответствии с представлениями царя.

    ПРИКАЗЫ – органы центрального управления в России в XVI – XVIII веках, отвечавшие за отдельные направления государственной политики.

    СОСЛОВНО–ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ – форма правления, при которой царская власть в решении государственных проблем опирается на поддержку различных сословий и учитывает в своей политике их интересы. В России ее складывание связано с началом созыва с 1549 г. Иваном IV Земских соборов, в которых были представлены почти все сословия. Иван IV использовал их для ограничения притязаний родовитого боярства на власть.

    СТОЛБОВЫЕ ДВОРЯНЕ – потомственные дворяне знатных родов, занесенные в XVI–XVII веках в столбцы или родословные книги, в отличие от дворян более позднего происхождения.

    ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – категория сельского населения России в XVI – XVII веках, зависимого непосредственно от государства, а не от частных владельцев.

    ..из истории европейских стран XVI века
    АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ – форма правления, при которой высшая власть принадлежит самодержавному монарху с неограниченной властью. В Англии, Франции, Испании сложилась в конце XV – XVI вв.

    ИЕЗУИТЫ – члены ордена иезуитов (общества Иисуса), созданного при поддержке Папы Римского для борьбы с противниками католической церкви. Построен на жесточайшей дисциплине, девиз – «Цель оправдывает средства».

    МАНУФАКТУРА – одна из ранних форм докапиталистической организации промышленности, основанная на ручном труде, его разделении на операции и кооперацию рабочих в производстве продукции. В Европе зародилась в XIV в., но расцвет мануфактурного производства здесь пришелся на XVI –XVII веков.

    МЕРКАНТИЛИЗМ – государственная экономическая политика, первоначально проводимая абсолютными монархами и направленная на развитие различных отраслей национальной промышленности, преобладание экспорта над импортом и накопление в стране драгоценных металлов.

    РЕФОРМАЦИЯ – движение против папской католической церкви, охватившее в XVI в. многие европейские страны. Связано с именами Ульриха Цвингли и Жана Кальвина в Швейцарии, Мартина Лютера в Германии и др.

    ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ – период европейской культуры XIV –XVII вв., характерными чертами которого является связь с античностью, гуманизм, вера в возможности человека, развитие наук.
    НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ
    ...из истории России
    1533 – 1584 гг. – Великое княжение (с 1547 г. царствование) Ивана IV Васильевича Грозного.

    1533 – 1538 гг. – Регентство матери Ивана IV, великой княгини Елены Глинской, до ее внезапной смерти.

    1538–1547 гг. – Борьба боярских группировок Шуйских, Вельских, Глинских за власть в период малолетства Ивана IV.

    1547 г., 16 января – Торжественное венчание Ивана IV на царство. 12 апреля – 26 июня – Грандиозный московский пожар и восстание посадских людей в Москве против князей Глинских, которых обвинили в поджоге.

    1547 – 1560гг. – Деятельность «Избранной Рады», ближайших соратников Ивана Грозного по реформаторской деятельности, в состав которой входили: А.Ф. Адашев, князья A.M. Курбский, Курлятев, Одоевский, Воротынский, Горбатый–Шуйский, бояре Висковатый, Шереметевы, священник Сильвестр, митрополит Макарий.

    1549 г. 27 февраля – Созыв первого Земского «Собора примирения».

    1550 г., июнь – Завершение работы над новым сводом российских законов «Царским Судебником» Ивана IV, который ограничил часть привилегий боярства.

    3 октября – Указ об испомещении «избранной тысячи» – 1070 дворян, детей боярских, в уездах около Москвы. Начало проведения военной реформы.

    1. г. – Стоглавый Собор русской церкви.

    1. г.– Взятие Казани и присоединение к России Казанского ханства после неудачных походов на Казань в 1547–1548 и 1549–1550 г.х.

    2. г., март – Болезнь Ивана IV и составление им завещания в пользу сына Дмитрия. Уклонение части бояр от принятия присяги младенцу из–за приверженности кандидатуре князя Владимира Андреевича Старицкого.

    1. г. – Принятие «Уложения о службе с вотчин и поместий»,
      определявшего порядок прохождения воинской службы дворянами и
      детьми боярскими с 15 лет с передачей ее по наследству.

    2. г. – Указ об отмене кормлений. Изменение системы местного управления в ходе губной и земской реформ с передачей власти выборным из дворян.

    1. г. – Присоединение Астраханского ханства к России.

    2. г. – Добровольное присоединение Башкирии к России.

    1558 – 1583 гг. – Неудачная для России Ливонская война за земли Ливонии и выход к Балтийскому морю.

    1563 г. – Опала и ссылка соратников царя А.Ф. Адашева и Сильвестра.

    1565 г., 3 февраля – 1572 г. – Опричнина.

    1569 г., осень – Убийство Иваном IV потенциального претендента на царский престол князя Владимира Андреевича Старицкого.

    1565 г., декабрь – Карательный поход опричников на Новгород.

    1575–1576 гг. – Демонстративное «отречение» Ивана IV от власти, провозглашение «Великим князем всея Руси» касимовского царевича Симеона Бекбулатовича.

    1581–1592 гг. – Проведение переписи земель и населения, временное запрещение перехода крестьян в Юрьев день на время переписи.

    1. г. – Разгром дружиной Ермака войск Сибирского ханства.
      Начало присоединения Сибири.

    2. г., 5 января – Перемирие России с Речью Посполитой в Запальском Яме на 10 леТ. Отказ России от Полоцка и Ливонии в обмен на возвращение занятых польскими войсками городов.

    1582 г. – Отправка российского посольства в Лондон для переговоров о браке Ивана IV с племянницей английской королевы.

    1583 г.– Пщосское перемирие со Швецией на 10 леТ. Россия сохранила устье Невы, но утратила города Ям, Копорье, Ивангород, Корелу с уездами.

    1584 г., март – Составление Иваном Грозным завещания. Объявление наследником царевича Федора с созданием при нем регентского совета в составе князей И.П. Шуйского, И.Ф.Мстиславского, бояр T.P. Юрьева, Б.Ф. Годунова, Б.Я. Вельского. Пожалование младшему сыну Дмитрию и его матери Марии Нагой в удел г. Углича.

    1584 г., 18 марта – смерть Ивана Грозного.

    ... из истории европейских стран XVI века
    1497–1499 гг. –Открытие морского пути в Индию экспедицией Васко да Гама.

    1519–1521 гг. – Завоевание Мексики испанцами во главе с Кортесом.

    1519–1522 гг. – Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана.

    1531–1536 гг. – Завоевание Перу испанцами.

    1524–1525 гг. – Крестьянская война в Германии.

    1549 г. – Восстание Роберта Кета в Англии.

    1595 – 1597 гг. – Крестьянская война в Австрии.

    1532 г. – Завершение объединения Франции после присоединения герцогства Бретани.

    1536 г. – Реформация в Дании, Норвегии, Исландии.

    1546 – 1548 гг. – Религиозные войны в Германии между протестантскими и католическими князьями.

    1560 – 1598 гг. – Гражданские (религиозные) войны во Франции.

    1572 г., 24 августа – Варфоломеевская ночь в Париже.

    1540 г. – Утверждение папой Ордена иезуитов.

    1566 г. – Нидерландская буржуазная революция.

    1581 г. – Присоединение Португалии к Испании.

    1588 г. – Поход и гибель «Непобедимой армады» из 130 кораблей, направленной испанским королем Филиппом II против Англии.
    ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
    Регламентация Иваном Грозным дворянской службы в зависимости от количества земли
    «В половине XVI в. была точно определена самая мера службы с земли, Т.е. тяжесть ратной повинности, падавшей на служилого человека по его земле. По закону 20 сентября 1555 г. с каждых 100 четей доброй, угожей пашни в поле, Т.е. со 150 десятин доброй пахотной земли, должен был являться в поход один ратник «на коне и в доспехе полном», а в дальний поход – с двумя конями. Землевладельцы, у которых было больше 100 четвертей пашни в поместьях и вотчинах, выводили с собой в поход или выставляли, если не шли сами, соразмерное пашне количество вооруженных дворовых земель».
    Ключевский В.О. Указ. соч. – С. 209–210.
    Система государственного управления при Иване Грозном
    после отмены кормлений в 1556 г.

    ЦАРЬ



    Земский собор




    Боярская дума


    Центральное управление




    Местное управление



    Приказы:

    Большой приход, Челобитный

    Земский, Оружейная палата

    Посольский, Холопий

    Пушкарский, Разрядный и др.



    Дворцы

    Сибирский

    Казанский и др.




    Уезды – старосты

    Губные старосты – раскладка налогов

    Земские старосты – осуществление сыска и следствия по особо важным делам


    Численность населения города Москвы в первой половине XVI веке
    «...в то время Москва была одним из крупнейших городов в Европе, городом, насчитывающим более 100000 жителей. Не случайно англичанину Ченслеру, побывавшему в Москве в 1533 – 1554гг., она покачалась больше Лондона с предместьями, а в Лондоне тогда было более 50000 жителей».
    Копанев А.И. Очерки истории СССР. – С. 12 – 13.
    Расширение территории страны и рост населения
    «В ходе успешной борьбы с остатками Золотой Орды границы России перемещались все дальше на восток и юг. Если Иван IV наследовал от своего отца власть над территорией в 2800 тыс. км, то к концу столетия в границах России находилось уже 5400 тыс. км.. Но если территория государства увеличилась почти вдвое, то население росло заметно медленнее. Всего 6 млн человек составляло население Российского государства в середине XVI столетия; лишь на 2 млн увеличилась эта цифра к концу столетия».
    Сахаров A.M. О Русской истории. – М.: Высш. шк., 1993., – С.76.
    Хозяйственный подъем Северо–Западной Руси. Рост городов
    «С конца XIV в. наблюдается подъем городов ... В составленном в конце IV в. «Списке русских городов» названо 55 городов залесских (Т.е. Владимиро–Суздальской Руси), 30 рязанских, 10 смоленских, 35 новгородских и литовских».

    История СССР с древнейших времен. Т.2. Кн.1. – С.75.
    Российские города в XVI веке
    «… в течение XVI в. возникло 60 новых городов, причем многие из них создаются в 50–х г.х XVI в.».

    Копанев А.И. и др. Указ. соч. С.109
    XVI век – статистика развития ремесленных специальностей
    «По данным историка русского города XVI в. Чечулина, в писцовых книгах XVI в. Упомянуты ремесленники 220 специальностей. По подсчетам же А.В. Серциховского, только в писцовых книгах и в одной лавочной книге г. Новгорода начала 80–х годов XVI в. указываются ремесленники 237 профессий».

    Там же. – С. 107
    Доля государственного тягла и изъятий в пользу землевладельца от валового дохода владельческих крестьян
    «Как показывает специальное исследование сельского хозяйства XVI в., … в середине XVI в. государство и землевладельцы в общей сложности брали с крестьянина от 15 до 30% его валового дохода».
    Там же. – С.30
    Книгопечатание в XVI веке
    «1 апреля 1564 г., через 11 лет после создания царской типографии Иван Федоров (дьякон одной из кремлевской церквей) выпустил свою первую книгу «Апостол», затем «Часослов»…. Всего за вторую половину XVI в. было напечатано около 20 книг».

    История СССР. – Т.2. – С.357
    Татарские нападения на Россию в период Ливонской войны
    «… из 24 лет войны 21 год был отмечен вторжениями крымских татар – опасность вторжений и в XVI в. по–прежнему грозила России и отвлекала ее силы».
    Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV–XV вв.– М., 1969. – С.112.
    Поход русских войск в 1552 г. на Казань
    «В 1552 г. огромное русское войско – до 150 тыс. со 150 пушкарями, во главе с самим царем двинулось к Казани, после продолжительной бомбардировки, взрыва подкопов и страшного кровопролитного штурма татарская столица была взята».
    Пушкарев С.Г. Указ. соч. – С.110
    Расходы на содержание опричнины, наложенные Иваном IV на земщину
    «На расходы по созданию опричнины («за подъем же свой»), Т.е. за выезд из Москвы в Александрову слободу, царь запросил из земской казны 100000 рублей – огромную сумму, равную стоимости 2000000 четвертей ржи».
    Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Указ. соч. – С.308.
    Результаты опричнины в отношении родовитого боярства
    «За период опричнины было казнено свыше 3 тысяч человек, среди которых можно насчитать представителей более 40 княжеских родов. Исчезли в годы опричнины бесследно и многие боярские роды».
    Копанев А.И. и др. Очерки истории СССР. – С.135.
    «Большинство членов Боярской Думы за годы опричнины были казнены или насильственно пострижены в монахи».
    Бушуев С.В., Миронов Г.Е. Указ. соч. – С. 263.
    Масштабы разорения Новгорода войсками Ивана Грозного в период опричнины
    «В 1570 г. по какому–то подозрению Грозный устроил целый поход на Новгород, по дороге разорил Тверской уезд, а в самом Новгороде из 6000 дворов круглым счетом запустошил около 5000 и навсегда ослабил Новгород».
    Платонов С.Ф. Указ. соч. – Ч.1. – С.198.
    ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ
    Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским
    Из первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому

    «...Это истинного православного самодержавия, многою властию обладающего, повеление и наш христианский смиренный ответ бывшему прежде истинного православного христианства, нашего самодержавия боярину, советнику и воеводе — ныне же отступнику от честного и животворящего креста господня, христианскому губителю и слуге врагов христиан, отступившему от поклонения божественным иконам, поправшему все священные законы, разорившему и осквернившему святые храмы, поправшему священные сосуды и иконы, как Исавр, Гностезный и Армянин, всех их в себе соединившему, — князю Андрею Михайловичу Курбскому, восхотевшему своей изменой стать Ярославским правителем, — да будет ведомо.

    Зачем же, князь, коль мнишь себя благочестивым, отверг свою единородную душу? Что ты предложишь ей взамен в день Страшного суда? Хоть и весь мир приобретешь, смерть все равно настигнет тебя; зачем же ради тела душой пожертвовал, если устрашился смерти, поверив лживым словам своих друзей и советчиков, наученных бесами? Повсюду, как бесы во всем мире, так и изволившие стать вашими друзьями и слугами, отрекшись от нас, нарушив крестное целование, подражая бесам, раскинули против нас различные сети и, по бесовскому обычаю, всюду следят за нами, за каждым словом и шагом, думая, что мы бесплотные, а посему возводя на нас многочисленные поклепы и оскорбления. Вы же воздаете за все эти злодеяния им многие награды нашей же землей и казной, лживо называя их слугами и, наполнившись этих бесовских слухов, вы, подобно смертоносной ехидне, разъярились на меня и, душу свою погубив, подняли руку и на церковное разорение. Не думай, что это справедливо: разъярившись на человека, выступить против бога; одно дело человек, даже если он царскую порфиру носит, а другое дело — бог. Или думаешь, окаянный, что убережешься? Нет уж! Коль пойдешь вместе с ними воевать, придется тебе тогда и церкви разорять, и иконы попирать, и христиан убивать; если где и руками не дерзнешь, то много зла сотворишь смертоносным ядом своего умысла.

    Представь же, как во время военного нашествия конские копыта давят и терзают нежные тела младенцев! Когда же зима наступает, еще большее зло совершается. И этот твой злобесный собачий умысел изменить разве не подобен злому неистовству Ирода, убившего младенцев? [...]

    Ты же ради тела погубил душу, ради быстротекущей славы презрел славу нетленную и, на человека разъярившись, на бога восстал. Пойми же, несчастный, с какой высоты и в какую пропасть ты низвергся душой и телом!

    ...В том ли твое благочестие, что погубил себя из–за самолюбия, а не ради бога? Могут понять способные к размышлению и так твойзлобный яд: ты сотворил это не смерти избегая, а ради славы в этой кратковременной и быстротекущей жизни и ради богатства. Если же, по твоим словам, ты праведен и благочестив, то почему испугался неповинной смерти, ибо это не смерть, а воздаяние? [...]

    Писание же твое принято и прочитано внимательно. А поскольку змеиный яд ты спрятал под языком своим, то хотя письмо по замыслу твоему и наполнено медом и сотами, но на вкус горше полыни.

    ...Так ли привык ты, будучи христианином, христианскому государю служить? И так ли подобает честь воздавать владыке, от бога данному, как это делаешь ты, изрыгая яд, подобно бесу? Начало послания ты написал, размышляя о наватской ереси, думая не о покаянии, а, подобно Навату, о том, что выше человеческого естества. А то, что ты про нас написал: «Среди православных и пресветлых явившемуся», — то это так и есть: как тогда, так и сейчас веруем верой истинной в истинного и живого бога. Что же касается слов «сопротивным, разумеющий совесть прокаженную», то здесь ты по–наватски рассуждаешь и не думаешь о евангельском слове... Ослеп ты совершенно в злобе своей и не можешь видеть истину: как мнишь достойным стоять у престола всевышнего и всегда служить с ангелами, и руками своими заклать жертвенного агнца для спасения мира, когда все попрано нами со своими злобесными советниками и нам своим злолукавым коварством вы много страдания принесли? Вы ведь еще со времен моей юности благочестие, подобно бесам, нарушали и державу, данную мне от бога и прародителей, под свою власть отторгли. Это ли называешь «совесть прокаженная» — в своих руках держать царство, а своим рабам не давать господствовать? Это ли «против разума» – не желать быть под властью своих рабов? Это ли «православие пресветлое» – быть во власти и повиновении у рабов? [...]

    Что же ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься! Чему же совет твой подобен, смердящий гнуснее кала? Или думаешь, что праведно поступили твои злобесные единомышленники, сбросившие монашескую одежду и воюющие против христиан? Или возразите, что это было насильственное пострижение? Но не так это, не так! [...]

    В том ли ваше благочестие, что творите по своему злобесному нраву нечестивые дела? Или думаешь, что ты — Авенир, сын Нира, храбрейший во Израиле, если позволяешь себе по злобесному обыкновению, распираемый гордостью подобное писать? Но что с ним было? Когда убил его Иоав, сын Саруя, тогда оскудел Израиль. Не славные ли победы с божьей помощью одержал он над врагами? Ты же, распираемый гордостью, напрасно хвалишься! Вспомни же о том, кто подобное тебе сотворил, — если любишь Ветхий завет, – с ним и сравним тебя: помогла ли Авениру воинская храбрость, когда он нечестиво поступил со своим господином, соблазнил наложницу Саула Риццу и, обвиненный в этом сыном Саула Иевосфеем, разгневался, изменил Саулу и так погиб. Ему же и ты уподобился своим злобесным нравом, возжелав отгордости незаслуженной чести и богатства. Как Авенир посягнул на наложницу господина своего, так и ты посягаешь на богом данные нам города и села, подобно тому бесчестие, беснуясь, творишь.

    А сильных во Израиле мы не убивали, и не ведаю я, кто это сильнейший во Израиле, потому что Русская земля держится божьим милосердием и милостью пречистой богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами, не ипатами и стратигами. Не предавали мы воевод своих различным смертям, а с божьей помощью имеем у себя много воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы были вольны всегда, вольны были и казнить.

    Крови же во церквах божьих мы никакой не проливали. Победоносной же и святой крови в нашей земле в нынешнее время не видно. Пороги же церковные – насколько наших сил и разума и верной службы наших подданных хватает – всячески украшены и светятся всяческими благостынями: как только избавились от вашей бесовской власти, то украшаем и пороги, и помост, и преддверие – это могут видеть и иноплеменники. Кровью же никакой мы церковные пороги не обагряли, мучеников же за веру в сие время у нас нет; доброжелателей же своих, искренне, а не лживо полагающих за нас душу свою, не тех, кто языком говорит хорошее, а на сердце затевает дурное, на глазах одаряет и хвалит, а за глаза расточает и укоряет, и когда мы находим людей, свободных от этих недостатков, которые служат честно и не забывают, подобно зеркалу, порученной им службы, то таких мы награждаем великим жалованьем; тот же, который, как я сказал уже, противится, за свою вину заслуживает казни. А в других странах сам увидишь, как поступают со злодеями — не по–здешнему! Это вы по своему злобесному нраву порешили любить изменников, а в других странах изменников не любят и казнят и тем укрепляют свою власть. Мук, гонений и смертей многообразных мы ни для кого не умышляли; ежели ты имел в виду изменников и чародеев, то таковых собак везде казняТ.

    А то, что мы оболгали православных, — то ты сам уподобился аспиду глухому... если уж я оболгал, то от кого же ждать истины? Чего же ради нам на них лгать? Власти ли от своих подданных или их худого рубища, или пожирать их? Не смеха ли достойна твоя выдумка? Для заячьей охоты нужно много псов, на борьбу с врагами — много воинов: кто же, имея разум, будет бездумно казнить своих подданных! [...]

    О Кроновых жрецах ты написал нелепости, лая, подобно псу, или изрыгая яд, подобно ехидне: родители не станут подобное творить своим детям, тем более нам, царям, имеющим разум, как можно подобное творити? Все это ты написал по своему злобесному собачьему умыслу.

    А если свое послание хочешь с собой в гроб положить, значит, ты уже окончательно отпал от христианства. Господь повелел не противиться злу, ты же и перед смертью не желаешь простить врагам, как обычно поступают невежды; посему не должно над тобой совершать и последнего отпевания.

    Город Владимир, находящийся в Ливонской земле, тык называешь вотчиной нашего недруга, короля Сигизмунда, чем до конца обнаруживаешь свою собачью измену. А если ты надеешься от него многое получить, то так и должно быть, ибо не захотели жить под властью бога и данных богом государей, а захотели самовластья. Ради этого ты и нашел себе такого государя, по своему злобесному собачьему хотению, который ничем сам не управляет, но хуже последнего раба понукаем всеми, а сам же никем не повелеваеТ. Но ты не найдешь там себе утешения, ибо там каждый о своем попечении думаеТ. Кто избавит тебя от насилий и оградит от обидчиков, ибо даже сиротам и вдовицам не внемлет суд, который собираете вы, враги христианства!

    Об антихристе мы знаем: подобное ему творите вы, зло замышляя против церкви божьей. О «сильных во Израиле» и о пролитии крови я писал выше, а что мы якобы потакаем кому–либо — ложь, это вы не терпите возражений, а любите, чтобы вам потакали. Никакого советника, рожденного от блуда, не знаю, наверное, это кто–либо из вас. Моавитянин и аммонитянин — ты сам. Так же, как они, ведя родословную от Лота, племянника Авраама, всегда воевали с Израилем, так и ты, выходец из знатного рода, постоянно стремишься нас погубить...».
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   50


    написать администратору сайта