Отечественная история С древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. Отечественная история С древнейших времен до наших дней. Учебное. Термины и даты по древнерусской, российской и зарубежной истории таблицы, схемы, статистический материал источники и документы
Скачать 4.69 Mb.
|
Часть крестьян, потерявших землю, продавала себя в рабство. Королевская власть способствовала завершению процесса закрепощения. В 847 году французский король Карл Лысый и в 930 году английский король Этельстайн своими указами потребовали от свободных еще людей выбрать себе хозяев. К X – XI векам в большинстве стран Западной Европы сложились феодальные отношения. Расселение восточных славян на средне – русской равнине
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ Прокопий Кесарийский О славянах и антах, VI века «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую–либо силу, и когда им вот–вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести Богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно–красные. Образ жизни у них как у массагетов, грубый без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами «рассеянными», думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому–то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки». Печатается по: Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. – М. 1999. – С. 5 – 6. Маврикий Стратег О славянах и антах, конец VI века «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе их из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой–либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей. У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую. Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде, лица же, знакомые (с этой уловкою) и распознающие камыш по его обрезу и (занимаемому им) положению, пронзают камышами глотки (лежащих) или вырывают камыши, тем самым заставляют (лежащих) вынырнуть из воды, так как они уже не в состоянии дальше оставаться в воде. Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим, если раненый не примет раньше противоядия, (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела. Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются в них, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают (как бы) под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника» Там же. – С. 7 – 8. ИСТОРИКИ О ПРОЦЕССАХ РАССМАТРИВАЕМОГО ПЕРИОДА О расселении славянских племен «Что касается до славян, то древнейшим местом их жительства в Европе были, по–видимому, северные склоны Карпатских гор, где славяне под именем венедов, антов и славен были известны еще в римские, готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки) и на восток (русские славяне). Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII веке и, постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. Из русских славян вблизи Карпат остались хорваты и волыняне (дулебы, бужане). Поляне, древляне и дреговичи основались на правом берегу Днепра и на его правых притоках. Северяне, радимичи и вятичи перевалили за Днепр и сели на его левых притоках, причем вятичи успели продвинуться даже на Оку. Кривичи тоже вышли из системы Днепра на север, на верховья Волги и Западной Двины, а их отрасль словене заняли речную систему озера Ильменя». Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. В 2 ч.– Ч. I. 1994. – С. 59. «Славянское племя не помнит о своем приходе из Азии, о вожде, который вывел его оттуда, но оно сохранило предание о своем первоначальном пребывании на берегах Дуная, о движении на север и потом вторичном движении на север и восток вследствие натиска какого–то сильного врага. Сильнейших врагов у славян на Дунае было много: с запада – кельты, с севера – германцы, с юга – римляне, с востока – азиатские орды; только на северо–востоке открыт был свободный путь, только на северо–востоке славянское племя могло найти себе убежище, где, хотя не без сильных препятствий, успело основать государство и укрепить его в уединении, вдалеке от сильных натисков и влияний Запада до тех пор, пока оно, собравши силы, могло уже без опасения за свою независимость выступить на поприще и обнаружить со своей стороны влияние на восток и на запад». Соловьев С.М. История России с Древнейших Времен. Т 1. – М.: Мысль, 1988. – С. 85. «Современные ученые полагают, что историческими и этническими предшественниками русских славян были упоминаемые древними писателями племена антов, жившие в Приазовье, Причерноморье и Поднепровье в первые века до Р.Х. Другие названия антов – асы и рухсасы («светлые асы») сближаются с названием роксаланов и с племенным названием «Русь» или «рос». … Исходным пунктом славянской колонизации Великой Русской равнины явился ее юго–западный угол, именно Прикарпатский край. Здесь в VI веке мы встречаем большой военный союз славян под предводительством князя дулебов, но это политическое объединение не было долговечным: в конце VI века авары («обры» русской летописи) победили и «примучиша» дулебов. В течение VII и VIII веков славянское население «растекается» постепенно по необъятной Русской равнине и прежде всего занимает обширную область, расположенную по линии Днепра – Волхова…. …к IX – X векам восточнославянские племена заняли западную часть Великой Русской равнины, от Черноморского побережья на юге до Финского залива и Ладожского озера (оз. «Нево») на севере». Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М., 1991. – С. 11 – 12. ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
а) была ли у славянских племен, живущих в VI веке на балканских границах Византии частная собственность, имущественная дифференциация, существовала ли у них обособившаяся властная элита? б) использовали ли они труд рабов? в) как бы вы определили систему земледелия, существовавшую у славян? г) определите базовую отрасль их хозяйственной специализации. д) к какому типу можно отнести религиозные верования славян? е) какова социальная форма организации жизни древних славян? ж) чем объяснить, что мощная Византийская империя испытывала затруднения в защите своих рубежей от нападений славян? з) что византийцы пишут о морально–этических взглядах славян? и) почему сведения византийских авторов о южных славянах можно использовать для изучения реальной истории восточных славян? ЛИТЕРАТУРА
КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX – XII века) ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА ВЛАСТИ – часть общества, на которую опирается государственная власть и интересы которой выражает в первую очередь. БОЯРЕ – высшее сословие феодалов в Киевской Руси и России в IX – XVII веках В Киевской Руси – потомки родоплеменной знати, старшие дружинники князя, которые, кроме военной службы, выполняли различные поручения великого князя по управлению страной и сбору дани. ВЕЧЕ – народное собрание в древней и средневековой Руси X – XIV веках. Решало вопросы войны, мира, принимало законы, избирало князей. ВОТЧИНА – родовое имение князей, бояр или земельная собственность монастырей, передаваемое по наследству. Возникла в Х – ХI веках, в XIII – XV веках являлась основной формой феодального землевладения. ВОЛОСТЬ – в Древней Руси – вся территория, подчиненная князю. ЗАКЛАДНИК – крестьянин, поступающий в зависимость от феодала. Он терял свободу, но освобождался от уплаты налога (XII – XIII века) ЗАКУПЫ – зависимые люди, взявшие в долг ссуду (купу) и обязанные отработать ее. ИЗГОЙ – в Древней Руси XI – XII веков лица, потерявшие связь со своей социальной группой, – крестьяне, вышедшие из общины, отпущенные или выкупившиеся холопы. КНЯЗЬ – вождь племени, а со складыванием раннефеодальной монархии в России – правитель государства. Существовали местные и удельные князья. МИТРОПОЛИТ – высший духовный сан в русской православной церкви до введения патриаршества на Руси в конце XVI века ОГНИЩАНИН – слуга князя, отвечающий за сохранность его домашнего хозяйства. ПОВОЗ – доставка дани на погосты, сборные пункты непосредственно населением, а также обязанность крестьян доставлять продукты и изделия на двор феодала. ПОЛЮДЬЕ – сбор дани с населения непосредственно князем с дружиной, в ходе которого князь занимался разрешением судебных дел. ПОСАД – место за городской стеной, где обычно проживали ремесленники и торговцы (посадские люди). ПОСАДНИК – 1) наместник князя в древнерусском государстве в Х– Х1 веках; 2) высшая выборная должность в Новгороде в X – XV веках, в Пскове в XIV – XVI веках Избирался из знатных горожан на вече, занимался всеми вопросами жизни общества, кроме военных. РЯДОВИЧ – зависимый человек, заключивший договор (ряд) на работу на определенных условиях. СМЕРДЫ – свободные крестьяне – общинники в Древней Руси. ТИУН – слуга князя или боярина, управляющий феодальным хозяйством в Древнерусском государстве. ТЫСЯЦКИЙ – военный предводитель городского ополчения – «тысячи» на Руси до середины XV века ХОЛОПЫ – категория феодально–зависимого населения (X – нач. XVIII вв.), по правовому положению близкая к рабам. Холопами становились в результате пленения, неуплаты долгов, вступления в брак с холопом или холопкой. ... из истории зарубежных стран АГРАРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – это процесс эволюционной трансформации феодально – крепостнических отношений в буржуазные, который начался после второго общественного разделения труда и проходил в Западной Европе примерно по такой схеме:
В результате аграрных революций на смену системе, в которой феодалы – землевладельцы вели натуральное хозяйство посредством труда поземельно и лично зависимых от них крепостных крестьян, пришла система, в которой землевладельцы получали доход, либо ведя товарное хозяйство, либо сдавая земли в аренду, а бывшие крепостные крестьяне, потеряв землю, превратились либо в наемных работников, либо в фермеров–арендаторов. ВТОРОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА – название процесса отделения ремесла от сельского хозяйства, происходившего в Западной Европе в Х – ХI веках и вызвавшего появление западных вольных городов, складывание товарно – денежных отношений, формирование третьего сословия, Т.е. торгово – предпринимательского населения городов, выступавшего консолидированно, как самостоятельная политическая сила в отношениях с королевской властью. НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ |