Тесты по психосоматики. Практическое задание 5_Ирина Орлянкина. Тест Несуществующее животное. Цель методики Выявление скрытых эмоций Описание методики Применение методики (теста) Несуществующее животное
Скачать 305.67 Kb.
|
Тест «Несуществующее животное». Цель методики: Выявление скрытых эмоций Описание методики: Применение методики (теста) «Несуществующее животное» в основном рассчитано на исследование психомоторной связи и состояния психики – главным образом выявление скрытых эмоций – у детей от пяти-шести лет и взрослых. Инструкция к методике: Для выполнения теста понадобится лист бумаги, карандаш, ластик. Попросите тестируемого нарисовать животное, которого никогда не было в природе. Когда рисунок будет готов, задайте следующие вопросы: где живет это животное, чем питается, что больше всего любит, чего больше всего боится? Обработка результатов: Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса) Нажим карандаша Слабый нажим – астения; пассивность; иногда депрессивное состояние. Сильный нажим – эмоциональная напряженность; ригидность[1]; импульсивность. Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу)– конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение. Особенности линий Штриховые линии – тревожность как черта личности. Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность. Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках. Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку,– импульсивность; органическое поражение мозга. Линии, не доведенные до конца,– астения, иногда импульсивность. Искажение формы линий – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание. Размер рисунка и его расположение Увеличенный размер – тревога, стрессовое состояние. Уменьшенный размер – депрессия, низкая самооценка. Рисунок смещен вверх или расположен в верхней половине листа, но не в углу – иногда завышенная самооценка; стремление к высоким достижениям. Рисунок смещен вниз – иногда сниженная самооценка. Рисунок смещен вбок – иногда органическое поражение мозга. Рисунок выходит за край листа – импульсивность; острая тревога. Рисунок помещен в углу – депрессия. Тип животного в методике «Несуществующее животное» По типологии изображений несуществующих животных можно отметить самые распространенные из них. 1.Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения. 2.Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например динозавр, мамонт и т.п. 3.Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например дракона, русалки и т.п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 8–9 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения. 4.Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей разных реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т.п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам. 5.Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам – 13-17-летним. 6.Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни. 7.Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим (существовавшим) животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением. Составные части животного Глаза Глаза отсутствуют – астения. Глаза пустые, без зрачков и радужки – астения, страхи. Глаза с зачерненной радужкой – страхи. Глаза с ресницами – демонстративная манера поведения, значимость мнения о себе. Глаза с прорисованными кровеносными сосудами – ипохондрия, невротическое состояние. Форма глаз искажена – невротическое состояние. Уши Большие уши – заинтересованность в информации, в некоторых случаях подозрительность, тревожность. Отсутствие ушей – замкнутость, нежелание вступать в контакт с другими, слышать чужое мнение. Рот Рот, приоткрытый в сочетании с языком: без прорисовки губ – большая речевая активность, с прорисовкой губ – чувственность. Рот открытый зачерненный – легкость возникновения опасений и страхов, в некоторых случаях недоверие, тревожность. Рот с зубами или клыками – вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная. Голова Голова, увеличенная в размере,– оценка эрудиции своей и окружающих. Голова отсутствует – импульсивность, в некоторых случаях психическое заболевание. Две или более головы – противоречивые желания, внутренний конфликт. Форма головы искажена – органическое поражение мозга, в некоторых случаях психическое заболевание. Дополнительные детали на голове Перья – тенденция к приукрашиванию и самооправданию. Рога – защита, агрессия. Грива, подобие прически – чувственность, в некоторых случаях подчеркивание своей половой принадлежности. Фигура Множество составных частей и элементов – мощная энергия. Малое количество составных частей и элементов – экономия энергии, астения. Фигура, состоящая из острых углов,– агрессивность. Кругообразная фигура – скрытность, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира. Дополнительные детали и части фигуры Чешуя, панцирь – потребность в защите. Шипы, иглы – защитная агрессия. Тело, покрытое густыми волосами,– значимость сексуальной сферы. Узор на шкуре – демонстративность. Раны, шрамы – невротическое состояние. Вмонтированные механические части – интровертированность, трудности в общении. Оружие режущее, колющее или рубящее – агрессивность. Крылья – романтичность, мечтательность, склонность к компенсаторному фантазированию. Внутренние органы, кровеносные сосуды – ипохондрия, невротическое состояние, в некоторых случаях психическое заболевание. Половые органы, женская грудь, вымя – высокая значимость сексуальной сферы. Хвост Хвост, повернутый вправо,– отношение к своим действиям и поведению. Хвост, повернутый влево,– отношение к своим мыслям, решениям. Хвост, поднятый вверх,– положительная, уверенная окраска к этим отношениям. Хвост, опущенный вниз,– отрицательная окраска к отношениям. Хвост толстый – значимость сексуальной сферы. Хвост толстый, покрытый шерстью,– очень высокая значимость сексуальной сферы. Красивый хвост, например, павлиний – демонстративность. Ноги Отсутствие ног, их недостаточное количество – пассивность или неумелость в социальных отношениях. Избыточное количество ног – потребность в опоре. Толстые, большие ноги – ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях, потребность в опоре. Характер соединения ног с фигурой (корпусом) Прорисовано тщательно – умение контролировать свои рассуждения, выводы, решения. Прорисовано небрежно, слабо или совсем нет соединения ног с фигурой – отсутствие контроля. Описание образа жизни Соответствует рисунку – развито логическое мышление. Не соответствует рисунку – в некоторых случаях нарушение логического мышления. С идеализацией и приукрашиванием – склонность к компенсаторному фантазированию. Место жизни животного За границей, острова, субтропики (остров Бали, Кипр)– демонстративность. Изолированное (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и т.п.)– чувство одиночества. Трудно достижимое место (непроходимый лес, густая чаща деревьев и т.п.)– потребность в защите, в некоторых случаях боязнь агрессии. Эмоционально неприятное (болото, тина, грязь и т.п.)– невротическое состояние. Питание Ничем не питается или питается воздухом, новостями, энергией – интровертность. Ест все подряд – импульсивность. Питается несъедобными вещами (гвоздями, палками, камнями и т.п.)– нарушения общения. Питается эмоционально неприятной пищей (слизью, трухой, тараканами и т.п.)– невротическое состояние. Питается кровью и органами живых существ (желудок, мозг и т.п.)– невротическая агрессия. Питается людьми – негативизм, агрессивность. Занятия, игры Ломает что-либо (забор, деревья и т.п.)– агрессивность, негативизм, в некоторых случаях психическое заболевание. Любит много спать – астеническое состояние, накопившаяся усталость. Играет, гуляет, развлекается – проекция своих желаний. Занято поисками пищи – ощущение трудностей в жизни. Не любит сидеть без дела – импульсивность. Ходит вверх ногами – символ нарушения заведенного порядка, выход за рамки обыденных стандартов или желание такового. Некоторые особенности описания Упоминание о размножении – значимость сексуальной сферы; о бесполых формах размножения (почкование и т.п.)– напряженность в сексуальной сфере. Указание на отсутствие друзей – ощущение своего одиночества; напротив, сообщение о наличии множества друзей – высокая ценность общения. Упоминание о врагах – боязнь агрессии; о защищенности от любых врагов или акцент на их отсутствии – боязнь агрессии, в некоторых случаях настороженное отношение к окружающим. Сообщение об обеспечении едой – ощущение бытового неблагополучия, в некоторых случаях значимость материальных ценностей. Анализ рисунка к методике «Несуществующее животное» Татьяна, 35 лет Татьяна симпатичная, обаятельная стройная женщина. Очень следит за собой, одевается модно, занимается бизнесом, часто ездит в командировки в Москву, Ростов и другие города; отпуск проводит за границей. Приходит на консультации в основном по вопросам бизнеса, но главной проблемой для нее является отсутствие любви к мужу, с которым она живет уже более 16 лет. Мечтает вырваться из замкнутого круга, но не получается. В рисунке Татьяны это хорошо видно. Свое животное она назвала Европейский гламурный Крылокот. Животное отдаленно напоминает автора рисунка и отображает ее основную проблему – сексуальную. Чрезмерно пушистый, толстый и поднятый вверх хвост, а также грудь, густо покрытая шерстью, говорят, а вернее, «кричат» о значимости сексуальной сферы в жизни женщины и одновременно указывают на неблагополучие в этой сфере. Полностью зачерненная радужка глаз является показателем внутреннего страха – женщина боится представить, как ее жизнь может сложиться без мужа, вообще боится перемен в жизни. Крылья Крылокота – не что иное, как защитная фантазия Татьяны: ее уход от личных проблем в созданный фантастический мир. Вот как Татьяна описывает образ жизни своего несуществующего животного: «Европейский гламурный Крылокот обитает в Европе, местах исключительно гламурных – Париже, Милане, Ницце, но отдельные особи встречаются в Краснодаре, Москве, Ростове. Предпочитает праздный и веселый образ жизни. По характеру общительный, веселый, доброжелательный, однако приручается с трудом и очень независим. Размножается редко, пару выбирает придирчиво, тщательно и неторопливо. Питается конфетами и новостями, любит путешествия и новые впечатления.» Это своего рода фантазийное желание – сбежать в края «гламурные» и обрести свободу, питаясь «конфетами и новостями», также выказывает внутреннюю потребность Татьяны уйти от действительности. -------------------------------------------------------------- Графический тест «Дерево». Цель методики: Определение наклонностей и особенностей характера человека. Описание методики: Тест предназначен для обследования как детей, так и взрослых. Рисунок дерева дает особо богатый материал о «содержании жизни», то есть открывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого. Дерево, по всей видимости, показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему Я, которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне. Инструкция к методике: Необходимо дать тестируемому лист бумаги для рисования, простой карандаш, ластик и попросить его нарисовать себя в образе дерева. После того как рисунок будет готов, предложите написать о жизни дерева: что оно чувствует, как ему живется в настоящий момент в лесу? При выполнении теста очень важно отслеживать последовательность изображения деталей, все комментарии, самопроизвольно сделанные тестируемым во время рисования, а также его эмоции. Обработка результатов: 1. Человек, нарисовавший пальму или дерево экзотической породы, склонен к экстравагантности в своих поступках, рассуждениях, в манере одеваться. Он любит приключения, при которых получает массу новых впечатлений. 2. Того, кто нарисовал ель, отличают хорошие организаторские способности. Но в то же время, по характеру такой человек может быть эмоционально неуравновешен и испытывать чувство отверженности. 3. Люди, рисующие дуб, честны и прямолинейны, относятся к независимым натурам. 4. Человек, изобразивший березу, – ранимый, эмоциональный и чувствительный. 5. Плакучая ива говорит о неудовлетворенности жизненной ситуацией рисующего, сниженном настроении, поиске позитивных контактов, стремлении обрести твердую опору. 6. Нарисованная яблоня может выражать у женщины желание иметь ребенка, в некоторых других случаях подчеркивает инфантильность личности рисующего. 7. Дерево с пышной кроной рисуют обычно люди с развитой интуицией. 8. Человек, изобразивший дерево с голыми ветками, обладает чертами детской непосредственности. 9. Если изображается дерево с птицами на ветвях, под солнцем или луной, то это говорит о склонности человека обдумывать любые жизненные ситуации. Расположение рисунка 1. Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет. 2. Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому. 3. Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека. 4. Расположение дерева в верхней части листа указывает на желание избавиться от депрессивного состояния. 5. Расположение дерева в нижней части листа говорит о чувстве самобичевания и депрессивном состоянии. 6. Если человек повернул лист бумаги по горизонтали и при таком расположении листа нарисовал дерево, то это указывает на его рассудительность и независимый характер. Некоторые особенности рисунка 1. Дополнительные объекты на рисунке говорят об эмоциональности и хорошем воображении человека. 2. Если вокруг дерева прорисован пейзаж, то это указывает на чувствительность и сентиментальность рисующего. 3. Нарисованные два дерева показывают на отношение рисующего к окружающему миру и его жизненную позицию. 4. Множество деревьев – нежелание подчиняться общепринятым нормам. Размеры рисунка 1. Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни. 2. Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека. Характерные детали рисунка 1. Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели. 2. Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере. 3. Сломанное дерево – пережитое потрясение. 4. Недорисованная вершина дерева указывает на большие незавершенные планы. 5. Дерево, раздвоенное от ствола, рисуется обычно теми, у кого очень сильны родственные связи с сестрами и братьями и которые чаще всего разорваны или утрачены. Также такие деревья часто рисуют близнецы. 6. Ветка вместо дерева говорит об инфантильности человека. 7. Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций. 8. Если ветви дерева направлены вверх, то это указывает на оптимистический настрой и энтузиазм, иногда на стремление автора рисунка к власти. 9. Ветви, идущие в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя. 10. Если ствол изображается без ветвей, это говорит о трудностях в установлении контактов. 11. Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, которые нуждаются в утверждении себя и укреплении своего места в жизни. Изображение листвы Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также говорят о психологической защищенности человека в этих контактах. 1. Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающими и о его контактности. 2. Если нарисованная листва скудная и чахлая – контакт с внешним миром очень слабый. 1. Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности. 2. Листва, изображенная схематично, похожая на пустой круг говорит о непроявленной агрессивности. 3. Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества. 4. Листва, направленная вверх, – стремление к лидерству и наличие цели. 5. Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека. 6. Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой. 7. Листва дерева, прорисованная кривыми линиями, означает открытое принятие окружающего мира и восприимчивость. 8. Листва в виде узора – обаяние, приветливость, женственность, доброжелательность. 9. Листва-сетка выказывает желание уйти от неприятностей и проблем. Ствол дерева 1. Ствол, оторванный от земли, – недостаток контакта с внешним миром. 2. Ствол, расширяющийся книзу, – поиск устойчивого и стабильного положения в окружающем мире. 3. Ствол, сужающийся книзу, – изоляция и стремление укрепить свое Я. 4. Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите. 5. Ствол, нарисованный из одной линии, означает нежелание реально смотреть на вещи. 6. Ствол, не связанный с ветвями, – попытка убежать от реальности в мечты. 7. Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и хорошем интеллекте. 8. Если дерево изображается таким образом, что высота ствола больше величины кроны, можно говорить о преобладании у человека интереса к конкретным вещам, его умении жить в настоящем моменте. 9. Если размер кроны доминирует по отношению к размеру ствола – у автора рисунка хороший самоконтроль. 10. Ствол с наклоном влево рисует человек, пасующий перед агрессией. 11. Ствол с наклоном вправо означает, что человек ищет поддержки. 12. Ствол, как бы вырастающий из круга, изображает человек, чувствующий себя защищенным только в своем окружении. 13. Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или операции, а также о сексуальных переживаниях и травмах. Если дупло с птицами, то это указывает на потребность в защите и уюте. Корни Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек, и свидетельствуют о его любознательности, импульсивности. 1. Нарисованные корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует, или спрятанное. 2. Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто увидеть интересующее. 3. Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве. Штриховка Штриховка дерева имеет большое значение при интерпретации рисунка. Она может быть ярче или бледнее, иметь различную форму. Исходя из этого и множества других признаков, можно делать определенные выводы о психологическом состоянии человека. 1. Затемнение листвы, ствола, корней является признаком тревожного состояния. 2. Однородная, не слишком интенсивная штриховка говорит о повышенной чувствительности. 3. Горизонтальные штрихи свидетельствуют о женственности, слабости, развитом воображении. 4. Вертикальные штрихи – признак настойчивости и решительности. |