Тесты по психосоматики. Практическое задание 5_Ирина Орлянкина. Тест Несуществующее животное. Цель методики Выявление скрытых эмоций Описание методики Применение методики (теста) Несуществующее животное
Скачать 305.67 Kb.
|
ФОН, ОКРУЖЕНИЕ. Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли – незащищённость. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Линия основы (земли) – незащищённость. Оружие – агрессивность. МНОГОПЛАНОВЫЕ КРИТЕРИИ Разрывы линий, стёртые детали, пропуски, акцентирование, штриховка – сфера конфликта. Пуговицы, пряжка ремня, подчёркнута вертикальная ось фигуры, карманы – зависимость. Контур, нажим, штриховка. Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация. Закруглённые линии – женственность. Контур неяркий – боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность. Тонкие продлённые линии – напряжение. Эскизный контур – тревога, робость. Разрыв контура – сфера конфликтов. Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность. Уверенные твёрдые линии – амбиции, рвение. Яркая линия – грубость. Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Большая напряжённость. Лёгкие линии – недостаток энергии. Неровный, неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность. Тревога, незащищённость. Длина штрихов – если человек возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет – удлиняются. Прямые штрихи – упрямство, настойчивость, упорство. Штрихи угловатые – напряжение, замкнутость. Горизонтальные штрихи – подчёркивание воображения, женственность, слабость. Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность. Стирания – тревожность, опасливость. Частые стирания – нерешительность, недовольство собой. Большой рисунок – склонность к тщеславию, высокомерию. Маленькие фигуры – тревога, эмоциональная зависимость. Рисунок у края листа – зависимость, неуверенность в себе. Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении. Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости. Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность. Сопротивление, отказ от рисования – скрывание проблем, нежелание раскрыть себя. «Дерево» Земля приподнимается к правому краю листа – задор, энтузиазм. Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений. Корни меньше ствола – желание видеть спрятанное, закрытое. Корни равны стволу – более сильное любопытство, уже представляющее проблему. Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу. Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться, и действовать свободно. Листва тонкими линиями – тонкая чувствительность, внушаемость. Ствол линями с нажимом – решительность, активность, продуктивность. Линии ствола прямые – ловкость, находчивость. Линии ствола кривые – активность заторможена мыслями о непреодолимости препятствий. Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка «убежать» от неё в мечты и игры. Ствол открыт и связан с листвой – хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир. Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром. Ствол расширяется к низу – поиск надёжного положения в своём кругу. Ствол сужается к низу – изоляция и стремление укрепить своё «я». Общая высота – нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя. Три четверти листа – хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться. Листва занимает почти всю страницу бегство в мечты. МАНЕРА ИЗОБРАЖЕНИЯ Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой. Трудности в контактах. Хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление власти. Множество деревьев – детское поведение. Два дерева – могут символизировать себя и другого близкого человека. Пейзаж – означает сентиментальность. Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, суетливость. Листва – сетка, более или мене густая – большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций. Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего. Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для 7 лет. Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей. Толстые ветви – хорошее различение действительности. Листья – петельки – предпочитает использовать своё обаяние. Листва — сетка – уход от неприятных ощущений. Листва похожая на узор – женственность, приветливость, обаяние. Пальма – стремление к перемене мест. Плакучая ива – недостаток энергии и задора, трудности в принятии решений. Зачернение. штриховка – напряжение, тревожность. Ствол зачернён – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность. Ствол в форме разломанного купала – острое ощущение внешнего принуждения и невозможность ему противостоять. Ствол из одной лини – отказ реально смотреть на вещи. Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели. Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Ван Гог под призмой теста А давайте-ка изучим работу Ван Гога с помощью теста ДДЧ. Биография и психологические особенности художника известны хорошо, вот и сравним результат с настоящим профилем Винсента. Дом Дом всегда связан с семьёй и социализацией. Тяготение дома к левой стороне говорит о тревожности за прошлое. Немудрено: картина написана за шесть недель до смерти художника. Дом, изображённый вблизи, означает гостеприимность. Детали дома – окна, трубы, открытый вход – всё это отражает открытость миру, желание быть откровенным и необходимость получения тепла. Правда, стена имеет выраженное горизонтальное измерение, что говорит о чувствительности к давлению среды. И мы знаем, что Ван Гог не прижился ни в одном человеческом сообществе. Торговля его не привлекла, из священства изгнали, картин при жизни почти никто не покупал. По окнам судят о социальном поведении тестируемого. Часть открытых окон и часть закрытых вроде бы знак уравновешенного, адекватного поведения. если бы не отсутствие окон на первом этаже – их почти полностью закрывают деревья. Это говорит об оторванности человека от реальности, о его мечтательности. Вспомним желание Ван Гога объединиться в творческий союз в другими художниками, а также провал этого замысла. Ярко выделенная крыша дополнительно свидетельствует о разрыве между желаемым и действительным. Дерево Рисунок дерева считается неосознанным автопортретом. Тут достаточно мало материала для толкования, не видно ни стволов, ни веток. Скажу лишь, что образовав естественное ограждение вокруг дома, деревья могут символизировать желание спрятаться от невзгод. Кроме того, акцент на кроне обозначает ограниченные способности к рассуждению. Человек Фигура женщины, что идёт мимо дома, навевает настроение отчуждённости. Нам видно, как в ворота дома входят люди, она же пошла какой-то другой дорогой. Налицо желание противопоставить что-то общественному вкусу. Тем не менее лицо женщины открыто, а руки движутся гармонично шагу. Это хороший знак. EMDR Исторический очерк возникновения метода EMDR: Создательница EMDR — Фрэнсин Шапиро. Изначально ее деятельность не была связана с психологией: Фрэнсин получила докторскую степень по английской литературе. Около 30 лет она узнала о том, что больна раком. Это был травмирующий трагичный опыт, который навсегда изменил ее жизнь. В результате долгого лечения болезнь отступила, но тревога никуда не делась. Тогда Фрэнсин захотела понять, насколько взаимосвязаны тело и психика. Сначала она стала посещать семинары по работе с телом и медитации, потом поступила на докторскую программу по психологии. Толчком к открытию техники EMDR стала обычная прогулка в парке. Фрэнсин гуляла и разглядывала пейзаж, как вдруг поняла, что обычная тревога больше ее не мучает. Проанализировав свое поведение, Фрэнсин заметила закономерность: стоит ей вернуться к мучительным мыслям и воспоминаниям, ее глаза начинали непроизвольно двигаться определенным образом. Постепенно мысли и ощущения менялись в лучшую сторону. Фрэнсин задалась вопросом, действуют ли движения глаз таким образом только на нее, или другим людям это тоже может помочь. Она стала проводить небольшие эксперименты в институте. Спрашивала добровольцев, волнует ли их что-то, а потом предлагала следить глазами за движениями ее руки. Гипотеза подтвердилась: уже после одного подобного «сеанса» состояние людей заметно улучшалось. Фрэнсин назвала метод сначала EMD (Eye Movement Desensibilization) и впервые официально упомянула о нем в 1989 году. Элемент R (Reprocessing, русск. — Переработка) был добавлен позже. Именно он указывает на то, что в процессе терапии не только снижаются негативные ощущения, но и меняются когнитивные установки клиента. Сейчас Фрэнсин Шапиро — старший научный сотрудник в научно-исследовательском институте в Пало-Альто и директор института EMDR. Также она основала EMDR программу гуманитарной помощи, где терапию могут пройти социально незащищенные группы во всем мире. В 2002 году Фрэнсин получила международную премию Зигмунда Фрейда — главную награду в области психотерапии. Общая характеристик метода EMDR: У каждого из нас есть врожденный физиологический механизм переработки информации, который удерживает наше душевное здоровье на оптимальном уровне. Наша естественная внутренняя система переработки информации организована таким образом, что это позволяет ей восстанавливать душевное здоровье так же, как тело естественно выздоравливает после травмы. Так, например, если вы порежете себе руку, то силы организма будут направлена на то, чтобы рана зажила. Если что-то препятствует такому исцелению — какой-либо внешний объект или повторная травма, — рана начинает гноиться и вызывает боль. Если устранить препятствие, исцеление будет завершено. Равновесие нашей естественной системы переработки информации на нейрофизиологическом уровне может нарушиться во время травмы или стресса, возникающих в процессе нашей жизни. Таким образом блокируется естественная тенденция информационно-перерабатывающей системы мозга обеспечивать состояние душевного здоровья. В результате возникают различные психологические проблемы, поскольку психологиче¬ские проблемы являются результатом накопленной в нервной системе негативной травматической информации. Ключом к психологическим изменениям является способность производить необходимую переработку информации. EMDR - это метод ускоренной переработки информации. В основу техники положен естественный процесс следящих движений глаз, активизирующих внутренний механизм переработки травматических воспоминаний в нервной системе. Определённые движений глаз приводят к непроизвольному подключению к врожденному физиологическому механизму переработки травматической информации, что и создает психотерапевтический эффект. По мере трансформирования травматической информации происходит сопутствующее изменение в мышлении, поведении, эмоциях, ощущениях, визуальных образах человека. Говоря метафорически, мы можем рассматривать механизм переработки как процесс своего рода “переваривания”, или “метаболизма” информации, чтобы она могла быть использована для исцеления и улучшения качества жизни человека. С помощью техники EMDR травматическая информация становится доступной, перерабатывается и адаптивным образом разрешается. Наши негативные эмоции перерабатываются до постепенного ослабления, при этом происходит своего рода обучение, помогающее интегрировать эти эмоции и использовать их в дальнейшем. Процесс переработки может происходить при использовании не только движений глаз, но и с помощью других внешних раздражителей, таких как постукивание по ладони клиента, вспышки света или слуховые раздражители. Цели и задачи метода EMDR: Это новая уникальная техника психотерапии, чрезвычайно эффективная при лечении эмоциональных травм. Психотерапевты всего мира сегодня в дополнение к классическим методам используют её в работе с теми, кто пережил эмоциональную травму, поскольку с помощью EMDR можно значительно быстрее решать психологические проблемы, чем при традиционных формах психотерапии. Особенности метода EMDR: Уже после одного сеанса EMDR человек может вспоминать травматическое событие более нейтрально, без возникновения интенсивных эмоций. Люди начинают более реалистично и конструктивно воспринимать произошедшее и более позитивно относиться к себе: “Я сделал все, что мог», «То, что случилось уже в прошлом. Сейчас я в безопасности», «Я сумел сохранить себе жизнь и это главное». В дополнение к таким позитивным изменениям в мыслях и убеждениях обычно прекращаются навязчивые образы травматического события. Спектр расстройств и проблем, при которых целесообразно использовать метода EMDR: EMDR успешно помогает при неуверенности в себе, повышенная тревожность, депрессиях, фобиях, панических атаках, сексуальных расстройствах, зависимостях, пищевых расстройствах - анорексии, булимии и компульсивное переедание. EMDR помогает нормализовать состояние жертвам нападений, катастроф и пожаров. Снижает переживания чрезмерного горя, связанного с утратой любимого и близкого человека, или смертью других людей. В EMDR-терапии в качестве цели могут избираться ранние негативные детские воспоминания, более поздние травматические события или существующие в настоящий момент болезненные ситуации. EMDR способствует эмоциональному равновесию, формированию адекватной самооценки, самоуважения и уверенности в себе. Тест Кейрси Описание теста: Опросник Кейрси - методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийскоrо университета Дэвидом Кейрси. Опросник содержит четыре биполярные шкалы, отображающие содержание восьми психологических факторов темперамента (в рамках теоретических представлений К.Г. Юнга и его последователей). К этим факторам (шкалам) относятся: экстраверсия-интроверсия (Е-I, от англ. Extravertion-Intmvertion); сенсорика-интуиция (S-N, от англ. Sensation-Intuition); логичность-чувствование (T-F, от англ. Thinking-Feeling); решение-восприятие (J-P, от англ. Judging-Perceiving) (планирование-имрульсивность). Опросник содержит 70 утверждений, 10 из которых относятся к шкале экстраверсии-интроверсии, остальные (тремя группами по 20) раскрывают содержание последующих трех шкал. Шкалы искренности и достоверности в опроснике отсутствуют. Утверждения следуют однородными группами по 7: первое относится к факторам Е-I, второе и третье - к факторам S-N, четвертое и пятое - к факторам T-F, шестое и седьмое - к факторам J-Р. Далее (с каждой новой строки регистрационного бланка) указанная последовательность возобновляется. Каждое утверждение имеет два варианта продолжения (обозначаемые а или b), один из которых предлагается выбрать испытуемому. Таким образом, выявляются индивидуальные предпочтения одного из сдвоенных факторов во всех четырех парах. Испытуемый (респондент) получает в результате характеристику экстраверта либо интроверта; сенсорика либо интуитива и т.д. Стимульный материал: В компании (на вечеринке) вы: а) общаетесь со многими, включая и незнакомцев б) общаетесь с немногими – вашими знакомыми Вы человек скорее: а) реалистичный, чем склонный теоретизировать б) склонный теоретизировать, чем реалистичный Как по-вашему, что хуже: а) «витать в обликах» б) придерживаться проторенной дорожки Вы более подвержены влиянию; а) принципов, законов б) эмоции, чувств Вы более склонны: а) убеждать б) затрагивать чувства Вы предпочитаете работать: а) выполняя все точно в срок 6) не связывая себя определенными сроками Вы склонны делать выбор: а) довольно осторожно 6) внезапно импульсивно В компании (на вечеринке) вы: a) остаетесь допоздна, не чувствуя усталости б) быстро утомляетесь и предпочитаете пораньше уйти Вас бoлee привлекают: а) здравомыслящие люди б) люди с богатым воображением Вам интереснее: а) то что происходит в действительности б) те события которые могут произойти Оценивая поступки людей, вы больше учитываете: а) требования закона, чем обстоятельства б) обстоятельства, чем требования закона |