Подготовка к ЕГЭ по литературе. Теста (задания 14 79) и двух заданий
Скачать 34.27 Kb.
|
Как устроен ЕГЭ по литературе Экзамен состоит из двух частей. Первая часть включает в себя два комплекта заданий, относящихся к фрагменту драматического, прозаического, лиро-эпического или лирического произведения. Каждый комплект состоит из теста (задания 1–4; 7–9) и двух заданий (5–6 и 10–11 соответственно), требующих развёрнутого ответа. Задания 5 и 10 состоят из двух вопросов, необходимо ответить на один из них. Задания 1–6 формулируются к фрагменту драматического, прозаического, лиро-эпического произведения, указанного в кодификаторе. Задания 7–11 формулируются к любому стихотворению отечественного или зарубежного поэта, указанного в кодификаторе. Вторая часть состоит из пяти тем — задание 12.1–12.5, на одну из которых нужно написать сочинение. Три темы формулируются по творчеству или отдельному произведению авторов, указанных в кодификаторе, одна носит обзорный характер и предполагает самостоятельный выбор произведений для аргументации, последняя тема ориентирована на связь литературы с другими видами искусства. Подготовка к ЕГЭ по литературе При ответе на вопросы 6, 11 или написании сочинения можно привлекать произведения зарубежных авторов, если это оговаривается в формулировке задания. На выполнение экзаменационной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется не более двух часов отвести на выполнение заданий первой части, а остальное время — на выполнение задания второй части. Основные типы заданий экзамена Вопросы теста проверяют знание теории литературы и художественного произведения, фрагмент которого предложен для анализа, умение использовать литературоведческие понятия и термины в речи. Задания 5, 10 проверяют умение анализировать в единстве формы и содержания фрагмент произведения или стихотворение. Задания 6, 11 проверяют умение сопоставить исходный текст с произведением отечественной (зарубежной) литературы. Задание 12 проверяет умение писать сочинение на литературную тему. Советы по написанию сочинения 1. Внимательно прочитайте тему сочинения, подчеркните ключевые слова и, если тема обзорная, обратите внимание на ограничения: эпоху, род, жанр, количество произведений. 2. Набросайте на черновике тезисы к выбранной теме. Их должно быть не меньше двух: это поможет вам раскрыть тему глубоко и многосторонне и убережёт от повторов мысли, которые являются логическими ошибками. 3. К каждому тезису приведите эпизод, художественные детали или характеристики героев. Подумайте, какие термины (два и более) вы могли бы использовать для анализа примеров из произведения. 4. Напишите вступление к сочинению, используя ключевые слова темы. Обязательно укажите автора и название произведения. 5. Перечитайте вступление, мысленно проговорите слово «значит» и напишите заключение. Начало формы Конец формы 6. Пересчитайте слова в сочинении — их должно быть не меньше 200. Проверьте написание слов и расстановку знаков препинания. Сомневаетесь — меняйте конструкцию предложения или подбирайте синонимы. Невозможно проверить то, что вы не написали! Баллы и критерии оценки заданий ЕГЭ по литературе Максимальный первичный балл на ЕГЭ по литературе — 55. За правильный ответ в тесте вы получаете 1 балл. Всего за тест можно получить 7 баллов. За задание 5 (10) можно получить до 6 баллов. Для этого необходимо точно ответить на выбранный вами вопрос, аргументировать свои мысли, обратившись к анализу фрагмента произведения или стихотворения, и не сделать ни одной логической и речевой ошибки. № задания Первичные баллы 1 1 2 1 3 1 4 1 5 6 6 8 7 1 8 1 9 1 10 6 11 8 12 18 (сочинение) Всего: 53 Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ, осуществляется с использованием специальных аппаратно-программных средств. Правильный ответ на каждое из заданий 1–4 и 7–9 оценивается 1 баллом. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе на задание 9 может быть любым. Оценка выполнения заданий, требующих написания развёрнутого ответа, осуществляется экспертами предметной комиссии. Выполнение заданий 5.1/5.2 и 10.1/10.2 оценивается по трём критериям: критерию 1 «Соответствие ответа заданию», критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм». Максимально за выполнение каждого из заданий (5.1/5.2 и 10.1/10.2) выставляется 6 баллов (по каждому критерию – максимум 2 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 за ответ не может быть поставлено более 1 балла. Если по критерию 2 за ответ ставится 0 баллов, то по критерию 1 не может быть поставлено более 1 балла, а по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов. Выполнение заданий 6 и 11 оценивается по трём критериям: критерию 1 «Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом», критерию 2 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации», критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм». Максимально за выполнение каждого из заданий (6, 11) выставляется 8 баллов (по критериям 1, 3 – максимум по 2 балла; по критерию 3 – 4 балла). Если по критерию 1 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по другим критериям данного задания выставляется 0 баллов). Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов. Выполнение задания части 2 (12.1–12.5) оценивается по восьми критериям: критерию 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие», критерию 2 «Привлечение текста произведения для аргументации», критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия», критерию 4 «Композиционная цельность и логичность», критерию 5 «Соблюдение речевых норм», критерию 6 «Соблюдение орфографических норм», критерию 7 «Соблюдение пунктуационных норм», критерию 8 «Соблюдение грамматических норм». Максимальный балл за сочинение ЕГЭ 2022 по литературе - 18 (максимум по 3 балла по каждому из критериев 1–5 и максимум по 1 баллу по каждому из критериев 6–8). Если при проверке работы эксперт по критерию 1 ставит 0 баллов, то задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов). При оценке выполнения задания части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 250–350 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то задание считается невыполненным и сочинение оценивается 0 баллов. Если в формулировке темы сочинения по поэзии есть указание раскрыть её на примере не менее трёх произведений (стихотворений, лирических поэм), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только двух произведений оценка не может быть выше 2 баллов, при привлечении одного произведения оценка не может быть выше 1 балла. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 53. Пошаговый план подготовки к ЕГЭ-2022 За задание 6 (11) можно получить до 8 баллов. Для этого необходимо выбрать одно произведение, указав название и автора, убедительно сопоставить с исходным текстом в заданном направлении, аргументировав свои мысли анализом примеров из сравниваемых произведений. Логических и речевых ошибок быть не должно. За задание 12 можно получить до 15 баллов. Для этого тема должна быть раскрыта глубоко и многосторонне, примеры из произведений проанализированы с использованием не менее двух терминов; сочинение написано логично и, желательно, без речевых ошибок: на максимальный балл допускается не более одной речевой ошибки. По критерию «Грамотность» можно получить до 5 баллов. Для этого необходимо: Написать все ответы на задания 5, 6, 10, 11 и сочинение. За один из ответов можно получить 0 баллов. Допустить не более двух ошибок каждого типа: орфографических (написание слов), пунктуационных (расстановка знаков препинания), грамматических (построение слова или фразы). Во время экзамена разрешается пользоваться орфографическим словарём. Распространённые ошибки и как с ними справиться Подмена вопроса при ответе — Используйте ключевые слова вопроса в начале и конце ответа: это поможет размышлять в заданном направлении. — Обращайте внимание на вопросительное слово: не стоит искать причины явления, если спрашивают «какой» или «как». Как преодолеть рассеянность и невнимательность Фактические ошибки — Если не помните инициалов автора, не пишите их, достаточно указать фамилию. — Готовясь к экзамену, запоминайте написание терминов и имён героев: Болконский, Мери, Бэла. — Избегайте объёмного цитирования: приводите детали, которые точно помните. Пересказ вместо анализа произведения — Приводите пример из произведения, который точно иллюстрирует ваши тезисы, и обращайте внимание не только на то, что сказал автор, то есть на содержание, но и как он это сказал, то есть на форму произведения. — При ответе на вопрос 6 (11) анализируйте только те примеры, которые помогают сопоставить последние в заданном вопросом направлении. Логические ошибки — Перед написанием ответа или сочинения сформулируйте тезисы на черновике. Проверьте, не говорите ли вы об одном и том же. — Приводите примеры из произведения точно под тезис — не пишите ничего лишнего. — В сочинении проверьте наличие основных частей — вступления, основной части, заключения — и логичных переходов между ними. Основные литературоведческие термины к заданию ЕГЭ с кратким ответом Художественная речь (язык художественной литературы) Тропы – слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности: Аллегория - иносказательное изображение предмета с целью наиболее наглядно показать его существенные черты: хитрость – лиса Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: А в комнате людей – за день не перечесть.. Литота - художественное преуменьшение: «мальчик с пальчик», « мужичок с ноготок» Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления с другими, скрытое сравнение: Деревья в зимнем серебре Метонимия-сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий: Все флаги в гости будут к нам (флаги - иностранные корабли) Оксюморон - сочетание слов с противоположным значением: Живой труп. Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления: «О чем ты воешь, ветр ночной?» Символ – образ, воплощающий какую - нибудь идею, основная эстетическая категория символизма. Аллегория и символ очень близки. Голубь мира. Синекдоха – название части(меньшего) вместо целого (большего) или наоборот (« пропала моя головушка» вместо « я пропал»). Сравнение - предметное или смысловое сходство явлений: Глаза как звезды. Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным: серебряная береза. Постоянный эпитет – красочное определение, образующее устойчивое образно- поэтическое выражение ( сине море, ясный сокол, сахарные уста) . Слово ( с точки зрения происхождения и сферы употребления) Архаизмы - устаревшие слова и выражения, придающие в речи торжественность: город-град Варваризмы - иностранные слова, используемые в массовой литературе: Фрак, жилет и .т.д.Диалектизмы - элементы народной речи, местный говор, используемый жителями какой-либо местности: черевики - туфельки, бирюк- одинокий и угрюмый человек, баз- двор. Жаргонизмы -эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика разговорной речи. Жаргон может быть: великосветский, студенческий, армейский, воровской и пр.(хаза- притон, бабки- деньги) Неологизм-новое слово, языковое новшество: «О, рассмейтесь, смехачи!» Просторечие – народно-разговорные выражения, находящиеся за пределами литературной нормы (говаривал, выпимши , крошили саблями) Литературные роды и жанры Роды литературы - способы образного воспроизведения действительности: эпос, лирика, драма. Жанр-вид худ-го произведения: в эпосе- рассказ, повесть, роман, в лирике- стих, ода, в драме- трагедия, комедия и др. Эпос – род литературы, отражающий жизнь подробно. Основные жанры эпоса: Эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени, где изображаются события , в которых решаются судьбы нации, народа. Роман – эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности и развернуто в пространстве и во времени. Повесть - один из видов эпического произведения. П. больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман. Рассказ - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека Притча - небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение. Новелла-жанр эпического рода литературы, отличающийся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки. Очерк - один из жанров эпической литературы, характеризуется быстротой отклика на события окружающей жизни, точностью ее воспроизведения. Сказка – занимательный рассказ о невероятной, но поучительной истории Триллер – разновидность детективно - приключенческого жанра . .Фельетон – художественно – публицистический жанр, газетная статья на злободневную тему, резко осуждающая явления окружающей среды. Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема в свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу. Драма - один из трех основных родов литературы, жанр литературного произведения, предназначенный для постановки на сцене. К драматическим произведениям относятся: Трагедия - разновидность драматического произведения, в основе которой – острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самой собою. Комедия – разновидность драматического произведения, в которой – осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Фарс - легкий комедийный жанр. Пародия-вид комического произведения, целью которого служит подражание (с целью осмеяния) Водевиль - легкая комедийная пьеса с куплетами Лирика - один из трех родов литературы, в котором отношение к жизни выражается через передачу индивидуальных чувств и переживаний. Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Белый стих - нерифмованный стих: « Борис Годунов» А.С.Пушкина. Верлибр - свободный стих- современная система стихосложения, представляющая собой своего рода границу между стихом и прозой ( в ней отсутствуют рифма, размер и. т.п.) «Милые спутники, делившие с нами ночлег! Версты, и версты, и версты, и черствый хлеб..» Дума - стихотворение философско – исторического содержания.( «Дума» М.Ю.Лермонтова) Ода - торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою. Мадригал – небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее. Сонет - стихотворение из 14 строк (А.С.Пушкин «Поэту») Послание – лирический жанр в форме обращения к кому-нибудь Элегия – жанр лирической поэзии, сохраняющий интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия (Е.Баратынский «Признание) Эпиграмма - краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо. Идиллия—жанр лирического произведения, в котором изображена вечно прекрасная, гармоничная природа, несущая покой и умиротворение, иногда в контрасте с мятущимся и порочным Лиро-эпические жанры Баллада – один из видов лиро-эпической поэзии с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. «Светлана» А.С.Пушкина. Басня – короткий нравоучительный рассказ в стихах или в прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл.( И.А Крылов) Былины – русские народные эпические песни-сказания, повествующие о подвиге богатырей. Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств. Роман в стихах – лиро-эпический жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью Стихотворение в прозе – один из видов лирических произведений в прозаической форме (стих-е в прозе И.С.Тургенева. Фантастика - разновидность худ.литературы, в основе которой несуществующее в действительности, созданное воображением. Структура литературного произведения Композиция - построение произведения, расположение и взаимосвязь частей, эпизодов. Сюжет – содержание, ряд событий, описанных в худ-м произведении, положенных в его основу. Мотив - часть сюжета худ-го произведения, явление повторяющееся. Из многочисленных М. складываются различные сюжеты (мотив дороги, мотив поиска, мотив обогащения.) Элементы сюжета : Пролог - своеобразное вступление, в котором повествуется прошлое. Экспозиция - введение в действие, обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия. Завязка - начальный момент в развитии событий, часто - начало конфликта, эпизод, определяющий все последующее развертывание действия. Развитие действия – система событий, которые вытекают из завязки, по ходу развития действия конфликт, как правило, обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее. Конфликт - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, какое-либо противоречие, лежащее в основе развития действия. Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта . Развязка - один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в произведении. Эпилог – заключительная часть произведения. Финал, отделенный от основной части текста. Контекст - законченная в смысловом отношении часть текста художественного произведения. Эпизод-отрывок , в котором говорится о законченном событии, происшествии. Фабула – последовательное изображение событий худ. произведения в хронологической последовательности. Содержание литературного произведения Тема - круг жизненных явлений, положенных писателем в основу художественного произведения. Тематика – совокупность тем художественного произведения или творчества писателя. Идея - основная мысль художественного произведения, характеризует отношение автора к изображаемым событиям и героям. Афоризм - обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной краткой форме: «Вишневый сад» ( «Вся Россия – наш сад») Лейтмотив - основная мысль, пронизывающая худ-ое произведение, неоднократно повторяется и подчеркивается автором. Пафос (авторское настроение)– воодушевление, подъем, состояние душевного переживания. Проблема - сложный вопрос, поставленный в произведении (может получить ответ или остаться неразрешенным ), та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Проблематика - перечень, совокупность проблем, затронутых в произведении. Приемы создания художественного образа человека Портрет – изображение внешности героя в произведении. Интерьер – изображение условий, в которых живет и действует персонаж Пейзаж - картина природы в худ. произведении, помогает лучше понять мысли и чувства персонажа. Деталь - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку. Психологизм - углубленное изображение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, ощущений, настроений. «Диалектика души»- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого. Коллизия- столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц. Диалог – разговор двух персонажей Реплика – лаконичное высказывание или речевой отклик ( ответная фраза) в диалоге. Форма речевого самораскрытия героя. «Р. в сторону» - замечание по тому или иному поводу, адресованное зрителю или произносимое «про себя». Монолог - речь одного человека в художественном произведении. Внутренний монолог – речь, обращенная к самому себе и не произносимая вслух Ремарка - краткое указание или пояснение автора, описывающее поступки героев драматического произведения. Приемы создания художественного образа человека Портрет – изображение внешности героя в произведении. Интерьер – изображение условий, в которых живет и действует персонаж Пейзаж - картина природы в худ. произведении, помогает лучше понять мысли и чувства персонажа. Деталь - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку. Психологизм - углубленное изображение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, ощущений, настроений. «Диалектика души»- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого. Коллизия- столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц. Диалог – разговор двух персонажей Реплика – лаконичное высказывание или речевой отклик ( ответная фраза) в диалоге. Форма речевого самораскрытия героя. «Р. в сторону» - замечание по тому или иному поводу, адресованное зрителю или произносимое «про себя». Монолог - речь одного человека в художественном произведении. Внутренний монолог – речь, обращенная к самому себе и не произносимая вслух Ремарка - краткое указание или пояснение автора, описывающее поступки героев драматического произведения. Комическое и сатирическое Юмор - изображение героев в смешном виде. Смех веселый и доброжелательный. Алогизм - стилистический прием , при котором намеренно нарушаются логические связи с целью создания комического эффекта. ( «Шинель» Гоголя) Ирония - насмешка, притворство, выражающее двойной смысл. (« Отколе, умная, бредешь ты, голова7 (спрашивают осла). И.А.Крылов) Подтекст – неявный смысл, не совпадающий с прямым текстом, средство умолчания или иронии. Сарказм – злая и язвительная насмешка – издевка , высшая степень иронии, средство сатиры Сатира - способ проявления комического, состоящий в уничтожающем осмеянии, явлений, которые представляются автору порочными. Памфлет - остросатирическое произведение на злободневную тему. Гротеск - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. (Салтыков- Щедрин «История одного город») Образ. Тип. Персонаж Вечные образы - образы героев литературных произведений мировой литературы, в которых писатели на основе жизненного материала своего времени воплощают общечеловеческое обобщение, применимое в жизни последующих поколений, художественные образы, приобретшие нарицательное значение. Внесценический персонаж – персонаж драматургического произведения, упоминаемый по ходу действия сценическими героями, не появляющийся на сцене, но дающий дополнительные сведения о главных героях. ( «Горе от ума» А.С.Грибоедова) Тип – худ. образ, наделенный характерными, обобщенными чертами какой-либо группы людей. Стихосложение Ритм - повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе) Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк : мужская(последний слог - ударный), женская (последний слог – безударный), дактилическая (ударный – третий от конца слог), гипердактилическая (ударный- четвертый от конца слог), смежная, парная (аа), тройная (ааа), перекрестная (абаб), кольцевая (абба), точная (занемог – не мог), ассонанс (докеры – оперы). Силлабическое стихосложение – слоговая система стихосложения, основанное на равенстве числа слогов в каждом стихе с обязательным ударением на предпоследнем слоге. Силлабо - тоническое стихосложение – слогоударная система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. Основано на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов Тоническое стихосложение - система стихосложения, в основе которой – равенство ударных слогов в строках. Длина строки определяется количеством ударных слогов. Число безударных слогов - произвольное. Широко распространено в народном стихосложении. Стопа - устойчивое соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которое повторяется в каждом стихе. С. может быть двухсложной (ямб, хорей), трехсложной (дактиль, амфибрахий , анапест) Хорей – с ударением на первом слоге.( «Буря мглою небо кроет…») Ямб – с ударением на втором слоге. («Открылась бездна, звезд полна»). Дактиль- с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» Амфибрахий- с ударением на втором слоге. «Однажды в студеную зимнюю пору…» Анапест- с ударением на третьем слоге «Укажи мне такую обитель…» Строфа - группа стихов, составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм. Онегинская строфа – принадлежащая А.С.Пушкину форма строфы, которой написан роман «Евгений Онегин», 14 – стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввдееджж» Поэтический синтаксис и интонационные фигуры: Фигура стилистическая – оборот речи, особое синтаксическое построение, к которым прибегает автор для усиления выразительности художественного слова. Антитеза - противопоставление образов, понятий, картин, слов: «Черный вечер, белый снег» Бессоюзие (асиндетон) - намеренный пропуск союзов: « Мелькают мимо будки,бабы» Многосоюзие (полисиндетон) – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее: «И волны теснятся, и мчатся назад, и снова..» Инверсия - необычный порядок слов, который придает фразе особую выразительность Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений, сближение явлений по сходству : «Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы…» Перифраз - описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово: Петр Первый-основатель Петербурга Повтор (рефрен)- неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений (в песнях - припев) : « Соловей мой, соловей, голосистый соловей!» Виды повторов: Анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф: «Люблю тебя, Петра творенье , Люблю твой строгий, стройный вид…» Эпифора – единство концовок: Струится нетихнущий дождь, томительный дождь… Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально – смысловой значимости: « Не жалею, не зову, не плачу…» Кольцо – повторение в конце произведения каких-либо элементов его начала (звуковых, лексических, синтаксических, смысловых. Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа. Поэтическая фонетика Аллитерация - повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую звуковую выразительность: «Пора, перо покоя просит» Ассонанс – повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков: « Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно ..» Анафора – единочатие: « Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен…» Паронимия – игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи: Леса – лысы. Леса обезлосели. Леса обезлисели. Литературные направления и течения. Литературное направление – обозначает единство основных творческих особенностей художников слова в определенный период. Это единство возникает на основе общности худ. метода, мировосприятия, эстетических взглядов. Классицизм - литературное направление 17-19 веков, выработавшее строгие стилистические и жанровые нормативы в драме три единства: единство действия, времени и места)(«Горе от ума») Сентиментализм –литературное направление второй половины 18 века, признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. («Бедная Лиза» Н.М.Карамзина) Романтизм - литературное направление конца 18 – начала 19 века, принцип восприятия мира, в основе которого лежит разлад идеала и действительности (двоемирие)(ранний Пушкин) Реализм - художественное направление, утверждающее изображение жизни в образах, соответствующих сути самой жизни, создаваемых посредством типизации фактов действительности и индивидуализации характеров.( Гоголь) Критический реализм - литературное направление, возникшее в середине 19 в., ориентированное на непосредственное отражение несовершенства повседневной жизни людей, несправедливости общественного порядка и микроустройства в целом. (Толстой) Натурализм -направление в искусстве последней трети 19 века, сущность которого- протокольно точное описание «в натуре» явлений живой жизни без их критического отбора.(Достоевский) Модернизм - направление в литературе первой половины 20 века, противостоит реализму, « другое искусство», в основе которого принцип «от противного» ( по отношению к традиционному искусству), основывается на эстетике символизма и неоромантизма и т.д. Серебряный век - термин, обозначающий самобытный и продуктивный период развития русской культуры от начала 20 века до 21 года, объединяет представителей модернистских течений (акмеизма, символизма, футуризма и т. д.), им был свойствен активный творческий поиск нового содержания и форм его отражения. Акмеизм - литературное течение модернизма, которое утверждало отражение мира в его зримой конкретности, с острым взглядом на подробности бытия, живым и непосредственным ощущением природы, мыслью о равноправии всего сущего.(Гумилев, Ахматова) Символизм - литературное течение конца 19- начало 20 века, утверждавшее символ как основное художественное средство для выражения непостижимой сущности жизни. ( Брюсов, Блок) Имажинизм - литературное течение в первой трети 20 века, утверждавшее самоценность слова-образа, культивировало свободный стих, игру ритмов. ( С.Есенин) Футуризм - литературное течение модернизма начала 20 века, ориентируется на преображение мира путем разрушения старого искусства и создания нового сверхискусства. (В.В.Маяковский ) Импрессионизм - модернистское художественное течение в последней трети 19 –начале 20 века, которое стремилось как можно точнее запечатлеть первое восприятие окружающего мира, показать его подвижность и изменчивость. Социалистический реализм –литературное направление, возникшее в годы советской власти, ведущий метод советской литературы.( М.Горький) |