Главная страница
Навигация по странице:

  • Придумай вопросы к словам кроссворда

  • Урок 13. "Золотое правило этики" На доске выписаны слова

  • Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведет к счастью»;

  • Урок 14. "Храм" Храм

  • Изучение устройства храма.

  • Тест «Устройство храма». 1. Что такое иконостас

  • 2. Для чего нужен канун

  • 4. Почему врата в алтаре называют Царскими

  • Урок 15. "Икона" Икона

  • дидактические материалы. Дидактический материал. Тесты, кроссворды, тексты и т д. к учебнику А. В. Кураева "Основы религиозных культур и светской этики"


    Скачать 2.69 Mb.
    НазваниеТесты, кроссворды, тексты и т д. к учебнику А. В. Кураева "Основы религиозных культур и светской этики"
    Анкордидактические материалы
    Дата20.06.2022
    Размер2.69 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДидактический материал.docx
    ТипТесты
    #605775
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Притчи:

    « о Блудном сыне»

    « У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: «отче! Дай мне следующую часть имения» И отец разделил им имение. По прошествии многих дней, младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю страну, и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, и пристал к одному из жителей страны той; а тот послал его на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему, и скажу ему: «отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих» Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился: и, побежав пал ему на шею, и целовал его. Сын же сказал ему: «отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим» А отец сказал рабам своим: «принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв, и ожил; пропадал, и нашёлся» И начали веселиться.

    « о Добром самарянине»

    «Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе»

    Придумай вопросы к словам кроссворда:




    п

    о

    н

    и

    м

    а

    н

    и

    е




    с

    о

    ч

    у

    в

    с

    т

    в

    и

    е






















    м

    о

    р

    а

    л

    ь










    д

    о

    б

    р

    о

    т

    а

    щ

    е

    д

    р

    о

    с

    т

    ь







    у

    в

    а

    ж

    е

    н

    и

    е




    с

    о

    с

    т

    р

    а

    д

    а

    н

    и

    е




    с

    в

    о

    б

    о

    д

    а




    с

    о

    п

    е

    р

    е

    ж

    и

    в

    а

    н

    и

    е













    з

    а

    п

    о

    в

    е

    д

    и




    Закончи предложения:

    1) В сострадании и милосердии нуждаются____________________________.

    2) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что______________.

    3) Близкими нам являются _________________________________________.

    4) Милосердие не выбирает людей по__________________________________.





    Урок 13. "Золотое правило этики"

    На доске выписаны слова:

    ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ:

    Для того, чтобы другие люди нас

    любили, прощали, не осуждали, помогали нам ....

    нужно, чтобы мы сами любили, прощали, не осуждали, помогали им

    Обратимся к высказываниям древних мудрецов, живших в разные времена, в разных землях:

    • Гималайский Будда учит: «Не делай другим того, что сам считаешь злом»;

    • Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведет к счастью»;

    • Первопророк Индии Ману вывел закон: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

    - Что общего у этих высказываний?

    - Что чувствует человек, которому причинили боль? А как чувствует себя тот, кто причинил боль? Приходилось ли вам наблюдать со стороны, как один обижает другого человека? Что вы при этом чувствовали? Было ли у вас желание вмешаться?

    -Можно ли эти высказывания назвать правилами?

    - А как вы думаете, в православии есть похожие правила?





    Урок 14. "Храм"

    Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.

    О коло храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

    Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

    Изучение устройства храма.

    Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.

    Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

    В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.

    Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть — место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик – каннуник, здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные богослужения.

    Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

    Самое важное место в алтаре — престол — особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

    Тест «Устройство храма».

    1. Что такое иконостас?

    а) подставка для иконы

    б) стена из икон, за которой находится алтарь

    в) одна из боковых стен храма

    2. Для чего нужен канун?

    а) петь молитвословия, восхваляющие и славящие Бога

    б) зажигать свечи для поминания умерших людей

    в) в храме было ещё более красиво и весело от сияния многих свеч

    3. Что значит кадить?

    а) зажигать свечи

    б) ходить во время службы

    в) наполнять воздух благоуханным дымом

    4. Почему врата в алтаре называют Царскими?

    а) потому что в них в древности входили цари

    б) потому что через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-царе

    в) потому что они богато украшены





    Урок 15. "Икона"

    • Икона – изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания.

    Работа над притчей «Икона».

    Косились в музее картины на икону и ничего не понимали: 
    - И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат? 
    Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем. 
    Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами всвой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее. 
    А она ведь была создана не для того, чтобы…

    • - Закончите притчу.

    Cлово «икона» греческого происхождения. Греческое слово eikôn означает «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое вообще изображение Спасителя, Богоматери, святого, Ангела или события Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным, монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резной, мозаической и т.д. Именно в этом смысле оно употребляется в археологии и истории искусства. В Церкви мы также делаем известную разницу между стенной росписью и иконой, писанной на доске, в том смысле, что стенная роспись, фреска или мозаика, не является предметом сама по себе, но представляет одно целое со стеной, входи г в архитектуру храма, тогда как икона, писанная на доске, — предмет сама по себе. Но по существу их смысл и значение одни и те же. Разницу мы видим лишь в употреблении и назначении того и другого.

    (Л.А. Успенский. Богословие иконы Православной церкви).

    Символика цвета в иконе

    Цвет имеет богатую символику в иконе. Красный – это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в тоже время и цвет царский. Синий цвет – это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый цвет – цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Белый – это свет преображения и цвет былых одежд праведников. Черный цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак – божественный свет ярчайший, ослепляющий. Золотой – это цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город: стены его выложены из драгоценных камней, а улицы «чистое золото и прозрачное стекло». Красочная звучность, драгоценность, благородство цвета, разнообразие фактуры иконы – это отблеск красоты Царства Небесного.





    Литература:

    • «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» 4-5 кл., книга для учителя (Под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой ; М., 2012

    • Кураев В.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017

    • электронное пособие к учебнику «Основы мировых религиозных культур»

    • учебник «Основы мировых религиозных культур», 4-5 кл./ А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева и др.;М, 2012

    • Библия в рассказах для детей.- М.: Издательство московской Патриархии русской Православной Церкви, 2011.

    Интернет-ресурсы:

    • http://yandex.ru/images/search

    • http://new-icon.org.ru/text_OtcheNasch.html

    • http://wiki.iteach.ru/index.php/Православная_молитва

    • http://planeta911.ru/iq.php

    • http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/2

    • http://wiki.iteach.ru/index.phpПравославное_учение_о_человеке

    • http://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%

    • http://www.zavuch.info/methodlib/401/103760/

    • http://www.k-istine.ru/base_faith/opk/opk_tev-09.htm

    • http://www.svetoch-opk.ru/load/prezentacii_polzovatelej/poljakova_o_v/nagornaja_propoved_zapovedi_blazhenstv/107-1-0-1221

    • http://msshkola.ru/load/metodicheskie_materialy/nachalnaja_shkola/urok_po_teme_zolotoe_pravilo_ehtiki/21-1-0-336

    • http://www.zavuch.info/methodlib/401/103816/



    1   2   3   4


    написать администратору сайта