дидактические материалы. Дидактический материал. Тесты, кроссворды, тексты и т д. к учебнику А. В. Кураева "Основы религиозных культур и светской этики"
Скачать 2.69 Mb.
|
1. Человек культурный и человек православной культуры. Они чем-то отличаются друг от друга? Оба работают над собой. Отметь характерное свойство человека православной культуры. Закрась нужный квадрат (один). Зачеркните тот квадрат (он один), в котором описано свойство, которое не может быть в человеке православной культуры
2. Прочитай стихотворения. Определи и подпиши стиль обращения для каждого отрывка. 1. - Царь! - ответствует мудрец, - Разочтёмся наконец, Помнишь? за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить, как свою. Подари ж ты мне девицу. – Шамаханскую царицу... А.С. Пушкин 2. Майор к себе вызвал Леньку, Взглянул на него в упор. — По вашему приказанью Явился, товарищ майор. — Ну что ж, хорошо, что явился. Оставь документы мне. Пойдешь один, без радиста, Рация на спине. И через фронт, по скалам, Ночью в немецкий тыл Пройдешь по такой тропинке, Где никто не ходил. Будешь оттуда по радио Вести огонь батарей. Ясно?— Так точно, ясно. — Ну, так иди скорей. К. Симонов 3. Не смейте забывать учителей. Ведь лучшее всё в нас — От их усилий. Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей. Не смейте забывать учителей. А. Дементьев 4. Покосился повар: "Ничего себе едок - Парень этот новый". Ложку лишнюю кладет, Молвит не сердито: - Вам бы, знаете, во флот С вашим аппетитом. Тот: - Спасибо. Я как раз Не бывал во флоте. Мне бы лучше, вроде вас, Поваром в пехоте... А. Твардовский 5. Завтра бой… Шепчет юноша, скорбь затая, Шепчет молитву. Завтра утром в кровавую битву. «Спаси, Господи, люди Твоя». Завтра бой… Федор Сологуб Слова-подсказки: требование, просьба исполнить обещание, намек, молитва, приказ. Урок 5. "Библия и Евангелие" Эпиграф к уроку: О, Книга книг! Кто не изведал, В своей изменчивой судьбе, Как ты целишь того, кто предал Свой утомлённй дух - тебе! Ты - правда тайны сокровенной, Ты - откровенье, ты - завет, Всевышним данный всей вселенной Для прошлых и грядущих лет! Брюсов В.Я. Тест Как соотносятся между собой Библия и Евангелие? а) Библия входит в состав Евангелия б) Это две совершенно разные отдельные книги в) Евангелие входит в состав Библии г) Одна книга дополняет другую Ветхий завет – это обещание Бога человеку, что… а) В мир должен прийти спаситель б) Прощения человеческому роду не будет в) Близится конец света г) Начнется новая жизнь Евангелие в переводе означает «Благая весть». О чем эта «Благая весть». а) О том, что в мир пришел Спаситель Иисус Христос б) О рождении святых людей в) О том, что добро победило зло г) О хороших событиях Что наиболее важное для христианина описано в Новом Завете? а) Интересные истории и притчи б) То, что подвиг Христа открыл человеку Небесное Царство в) Обещания Богом Спасителя г) То, что Христос приблизит людей к Богу Разделите слова на 2 группы: Грехопадение, Воскресение Христово, Нагорная проповедь Христа, дарование людям закона Моисеева, Рождество Христово, крестная смерть Спасителя, крещение Христа в Иордане, великий поток, сотворение мира, искушение Христа в пустыне
Урок 6. "Проповедь Христа" Эпиграф к уроку: Он поучал – не избирать Путей широких, врат пространных, Вводящих в пагубу, - входить В сень узкими вратами И трудно – тесным и путями; Не осуждать, благотворить, Радеть о скорбных, неимущих, Благословлять врагов, клянущих И ненавидящих любить… Лев Мей Контрольные вопросы Отметьте, истинны или ложны следующие утверждения: 1. Нагорная проповедь прозвучала на берегу Галлилейского моря. 2. Духовный дом нашей веры может устоять только при условии послушания всему учению Христа. 3. Слово «блаженны» означает «счастливы». 4. Господь высоко ценит кротких людей и обещает им обновленную землю. 5. Только Бог может помочь человеку избавиться от греховных привычек. 6. Лучше терпеть несправедливые обвинения и гонения, чем отступать от принципов истины. 7. Христианство подобно свету в темноте. 8. Чтобы спасти грешников от их грехов, Христос отменил закон (10 Заповедей), которым они осуждены. 9. Иисус жил непорочной жизнью в человеческом теле и ожидает этого от нас. 10. Чтобы не оказаться несправедливым к другим, лучше предоставить Богу судить о делах и побуждениях людей. 11. Все, что сказал Иисус в этой проповеди, также верно и в наши дни. 12. Желаете ли вы быть «светом» и «солью» в этом мире? Тест Что заповедал делать Иисус Христос, чтобы зло не разрасталось в мире? а) Злом отвечать на зло б) С добрыми быть добрым, со злыми быть злым в) Любить врагов Что составляет истинное богатство христианина? а) То, что христианин лучше остальных б) Духовные богатства, которые собираются на Небе, когда мы делаем добрые дела в) Земные богатства Кого учил любить Иисус Христос? а) Любить всех людей, даже врагов б) Любить тех, кого нам хочется любить в)Любить те, кто нас любит Какое сокровище нельзя украсть? а) Которое никому не нужно б) Которое человек собирает на Небе в) Которое хорошо спрятано Урок 7. "Христос и Его крест" Р абота по теме урока. БОГОВОПЛОЩЕНИЕ Библия подчеркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу Его начала и Его конца. Но, как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с Собою обычное человеческое тело и человеческую душу. Он вочеловечился. Почему? Потому что Бог есть любовь. Он создал людей и любит их. А когда любят кого-то, то стараются быть поближе к любимому. Поэтому Бог, любящий людей, решил стать един с нами. И для этого Он стал человеком. Ведь Бог свободен. Он создал природу, и Он дал ей законы. Поэтому законы природы не властны над Ним. Он может все – в том числе стать не только Богом. Христиане говорят: «Бог воплотился в человеке». Все, что было свойственно Богу всегда, осталось с Ним. Но теперь Бог родился как человек: Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку. Христиане это чудо называют воплощение (от слова плоть). Так более 2000 лет назад произошло Рождество Христово. Бог стал Богочеловеком. Родившийся Богочеловек и стал именоваться Иисусом Христом. Как Бог Христос творил чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей. Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошел и в мир человеческой смерти. Вроде бы для Бога это невозможно. Ведь там, где Бог – там вечная жизнь и нет места для смерти. И все же Христос претерпел смерть. Он позволил Себя распять на Голгофе. -Что такое Голгофа? Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой распинали преступников. На ней не было деревьев, а ее вершина была округлой, напоминавшей верхнюю часть головы человека. Отсюда и название этой горы: слово Голгофа означает «лобное место». В переносном смысле под влиянием Евангелия слово Голгофа стало означать страдание, поношение, высшее и жертвенное служение правде. ЗАЧЕМ ХРИСТОС УМЕР? Как же Евангелие объясняет, что Бессмертный Бог, воплотившись во Христе, умер? Если бессмертный умер – значит, Он Сам отказался от Своей неуязвимости для смерти. Он Сам добровольно принял крест. Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Так же, как проходят через дверь, чтобы оказаться за нею, в новом пространстве. Люди умирали и до Христа и после Него. Но до Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод. Теперь же Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который переступит порог смерти, за этим порогом встретил бы не пустоту, а любовь Христа. Чтобы за смертью следовало радостное бессмертие («Царство Божие», «Царство Небесное»). Дар светлого бессмертия Христос хотел принести всем людям – даже тем, кто Его судил и казнил. ЖЕРТВА ХРИСТА Евангелие говорит, что Христос мог бы всю землю поразить Своими чудесами и всех убедить в том, что именно в Нём Бог стал человеком. Но Он этого не сделал. Когда Его арестовывали, Он ни ангелам, ни апостолам не позволил защитить Его. Он не спорил со Своими судьями. Если бы Он их переубедил, то встреча Жизни (а Бог есть Жизнь) и смерти не состоялась бы, и смерть не была бы сокрушена в самой своей глубине. Поэтому Он позволил Себя казнить, распять на кресте. Евангелие так передает ответы Христа Его судье – Понтию Пилату: «Пилат сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше… Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». Вот почему Крест Христов стал восприниматься христианами не только как орудие пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям. В напоминание об этом христиане носят на своей груди нательный крестик. РАСПЯТИЕ Распятие – это самая страшная из казней, придуманных людьми. Две деревянные перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались руки, к другой – ноги. Затем крест поднимали над землей, и человек часами висел на этих гвоздях. Каждое его движение причиняло ему боль. Даже если он хотел вздохнуть – он должен был пошевелиться, приподняться. И тогда его руки двигались вокруг пронзивших их гвоздей. Это все равно, как если бы палач вонзил в тело жертвы нож, а потом сказал бы: «хочешь дышать – ради каждого вздоха сам поворачивай нож в своей ране!». Эта пытка длилась несколько часов, а то и дней… На голову Христа надели якобы царскую корону. Но ее сплели из веток терновника. Поэтому иглы «тернового венца» рвали Его кожу. Уже когда Христос умер, римский воин пронзил Его грудь копьем. Затем тело Христа сняли с креста и похоронили в каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы. СИМВОЛИКА КРЕСТА Крест в качестве обозначения чего-либо известен людям давно, задолго до Рождества Христова. Древние люди использовали крест как символ космоса, одно время он заменял значения цифр, символизировал такие понятия, как земля - небо, пространство - время. Но только после пришествия на землю Спасителя, после Его крестной смерти крест возымел совершенно иное значение. Он стал символом христианства. Крест – орудие казни, связанное с тяжкими страданиями Спасителя, но в то же время это цена и знамение нашей свободы, за которую оплачено муками, позором, кровью, смертью. Вот какова цена свободы человека от греха и вечной смерти. Урок 8. "Пасха" П ритча к уроку. Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа. Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни. Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа: — Не Ты ли говорил мне: если последую путём Твоим, Ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь отвечал: — Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена Я нёс тебя на руках. Пасха – праздник религиозный. Он символизирует избавление человека от греха, победу над смертью. Это праздник в честь чудесного воскресения Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес. В день Пасхи, радостно играя, Высоко жаворонок взлетел, И в небе исчезая, Песнь воскресения запел. И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес. «Проснись земля, - они вещали, - проснись, твой царь, твой Бог воскрес» Проснитесь горы, долы, реки – Хвалите Господа с небес. Побеждена Им смерть вовеки Проснись и ты, зеленый лес, Подснежник, ландыш серебристый. Фиалка – зацветите вновь. И воссылайте гимн душистый Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ! (Е. Горчакова) |