ФИЛОСОФИЯ. Тесты по философии
Скачать 0.59 Mb.
|
Заполните оставшуюся строчку в таблице. Ответ: демократия. 60. (П) Кто из античных философов является автором учения о единстве и борьбе противоположностей? Ему принадлежат следующие высказывания: - "Бессмертные смертны, смертные бессмертны; смертью друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают". - "Война есть отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других – людьми, одних творит рабами, других – свободными." - "Следует знать, что война всеобща, и правда – борьба, и что все происходит через борьбу и по необходимости". а) Фалес; б) Демокрит; в) Гераклит; г) Парменид; д) Сократ. Ответ: в. Тема 3. Средневековая христианская философия и философия эпохи Возрождения 61. (П) Определите понимание бытия, соответствующее принципам средневековой христианской философии: а) Бытие есть реальное существование объектов материального мира. б) Бытие - это непосредственное существование чего-либо. в) Бытие есть независимое от сознания существование объективного мира. г) Бытие всеобщих истин должно быть мыслимо как бытие идей в Боге. Ответ: г). 62. (С) установите соответствие средневековых мыслителей и философских течений, к которым они принадлежат: Установите соответствие: 1) И.Росцеллин, 2) Ф.Аквинский, 3) И.Дунс Скот, 4) У.Оккам а) реализм б) номинализм в) концептуализм. Ответ: (а-2); (б-4); (б-1); (в-3). 63. (П) Какое философское направление являлось господствующим в Средневековье? а) материалистическое; б) идеалистическое; в) диалектическое; г) агностическое. Ответ: б). 64. (ПС) Установите соответствие приведенных ниже суждений и философских течений, к которым они относятся: Философские суждения: 1) "... Наш интеллект через интеллектуальный образ человека познает некоторым образом бесконечное множество людей, но не в тех различиях, которые они имеют между собой, а лишь в объединяющем их родовом естестве". 2) "Философы, утверждая, что универсалии существуют в уме, а не в предметах внешнего мира, ... вовсе этим не хотят сказать, что универсалии вообще не существуют в предметах внешнего мира". 3) "Общее и всеобщее - это создания человеческого разума... Общее и всеобщее не относятся к действительному существованию вещей, а изобретены и созданы разумом для собственного употребления...". 4) "... Всеобщее имя не означает ни существующей в природе вещи, ни всплывающей в уме идеи или образа, оно является лишь именем имени". Философские течения: А - реализм ; Б - номинализм. Ответ: (1-А), (2-А); (3-Б), (4-Б). 65. (П) Что такое философский реализм? а) Философское направление, адекватно воспроизводящее реальность. б) Философское направление, утверждающее самостоятельное существование общего в вещах. в) Философское направление, утверждающее, что реальны только единичные вещи, а общее в них - лишь абстракции, понятия. Ответ: б). 66. (С) Поставьте в соответствие каждому тезису, выражающему то или иное решение проблемы соотношения веры и разума, имя конкретного мыслителя. Философские тезисы: а) Верую, ибо абсурдно. б) Познать в свете разума то, что уже принято верой. в) Гармония между верой и разумом при приоритете веры. Мыслители: 1) Ф.Аквинский, 2) Тертуллиан, 3) Августин Блаженный. Ответ: (а-2); (б-3); (в-1). 67. (С) Установите соответствие отличительных особенностей философии и этапов ее развития. Особенности философии: а)Теоцентризм; б) космоцентризм; в)монотеизм; г) скептицизм; д) эсхатологизм; е) противопоставление "града земного" и "града небесного"; ж) диалектичность; з) понимание природы как низшей по сравнению с человеком ступени в иерархии мира. Этапы развития философии: 1. античность; 2. Средневековье. Ответ: 1-б, 1-г, 1-ж; 2-а, 2-в, 2-д, 2-е, 2-з. 68. (С) Христианская средневековая философия является органическим продолжением античной. Какие из направлений античной философской мысли можно назвать идейными источниками христианской философии? Выберите три таких источника из следующих философских школ: а) пифагореизм; б) платонизм и неоплатонизм; в) стоицизм; г) атомизм; д) скептицизм; е) аристотелизм; ж) диалектика. Ответ: б), в), е). (П) Историю средневековой христианской философии принято делить на два этапа: с I по VIII в.в. и с IX по XIV в.в. Первый из них получил название “патристика”, второй - “...”. Вставьте пропущенное название. Ответ: схоластика. (П) Учение какого средневекового мыслителя в 1878г. Решением Папы Римского было объявлено официальной философией католицизма: а) Тертуллиана, б) Августина Блаженного, в) П.Абеляра, г) Ф.Аквинского, д) И.Росцеллина? Ответ: г. (П) Какая проблема лежит в основании спора номиналистов и реалистов: а) соотношение веры и разума; б) создания мира Богом; в) универсалий; г) двойственности природы человека (божественной и земной)? Ответ: в. 72. (П) Установите соответствие этапов развития средневековой христианской философии и мыслителей, которые к ним принадлежат: Философские мыслители: Тертуллиан, 2.Ф.Аквинский, 3. И.Росцеллин, 4. У.Оккам, 5. Августин Блаженный? Этапы развития средневековой философии А – патристика; Б – схоластика. Ответ: 1-А, 5-А; 2-Б, 3-Б, 4-Б. 73. (П) Установите соответствие особенностей средневековой христианской философии и философских положений: Философские положения: а) Учение о сотворении мира Богом; б) признание реальности, определяющей все сущее, Богом, а не природой; в) понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека? Особенности средневековой христианской философии: 1. Теоцентризм. 2. Креационизм. 3. Провиденциализм. Ответ: а- 2; б - 1; в - 3. 74. (П) Вставьте пропущенное понятие в следующее определение: “ ... - философское течение, согласно которому реальным, самостоятельным существованием обладают лишь единичные, конкретные вещи (этот дом, эта книга), общее же в вещах - это всего лишь имя, название, понятие.” Ответ: номинализм. 75. (С) Средневековая христианская философия предложила новое понимание сущности взаимоотношений человека и природы по сравнению с античной философией. Оно состояло в том, что средневековая философия: а) возвысила человека, как существо, приближенное к Богу (человек создан “по образу и подобию” Бога), тем самым относительно принизив статус природы (хоть и творение Бога, но более “низкое”, чем человек); б) принизила статус как человека, так и природы, сделав их безвольной игрушкой в руках Бога, без воли которого ничего в этом мире произойти не может; в) возвысила как человека (объявив привилегированным созданием Бога, заронившего в него свою “искру”), так и природу, поскольку любое творение Бога “выше критики”. Ответ: а. 76. (П) В чем смысл названия эпохи Возрождения? Что именно возрождается: а) античное искусство, философия, образ жизни; б) христианское вероучение; в) античная мифология и религия; г) раннесредневековая патристика? Ответ: а. 77. (С) Установите соответствие областей духовного сознания и тех мыслителей эпохи Возрождения, которые внесли в их развитие наибольший вклад: Области духовного сознания: а)философия, б)религиозная реформация, в)искусство, г)естествознание, д)социальные утопии. Мыслители: 1. Мартин Лютер, 2. Жан Кальвин, 3. Николай Коперник, 4. Франческо Петрарка, 5. Николай Кузанский, 6. Томас Мор, 7. Томмазо Кампанелла, 8. Никколо Макиавелли, 9. Иоганн Кеплер, 10. Микеланджело Буонаротти. Ответ: а-5,а-8; б-1,б-2; в-4,в-10; г-3,г-9; д-6,д-7.. 78. (П) К какой эпохе относится становление утопии как жанра социально-философского творчества: а) античность, б) средневековье, в) Возрождение? Ответ: в. 79. (П) Какие из нижеперечисленных идей характеризуют воззрения Джордано Бруно: а) идея бесконечности Вселенной; б) идея творения мира Богом; в) идея существования бесчисленного множества миров во Вселенной; г) идея атомарного строения материи? Ответ: а, в. 80. (П) Что такое пантеизм: а) учение о творении мира Богом; б) учение о том, что Бог создает мир, но после акта творения в мирские дела не вмешивается; в) учение о божественном предопределении всего сущего; г) учение, отождествляющее Бога и природу; д) учение, отрицающее существование Бога? Ответ: г). 81. (П) Установите соответствие эпох развития философского знания и их характеристик: Характеристики философского знания: а) космоцентризм, политеизм, демифологизация; б) антропоцентризм, пантеизм, секуляризация; в) теоцентризм, монотеизм, сакрализация? Эпохи развития философии: 1) - античность, 2) - Возрождение, 3) - Средневековье Ответ: (а-1); (б-2); (в-3).. 82. (С) Отличительной чертой философии эпохи Возрождения называют гуманизм. Означает ли это, что: а) предыдущий тип философии был антигуманным; б) философы эпохи Возрождения отвергают божественную природу человека и объявляют последнего совершенно самостоятельной величиной, полновластным хозяином своей судьбы; в) философы Возрождения, по сравнению со Средневековьем, больше сближают человека с Богом, акцентируя внимание на мощи и величии человека, а не на его беспомощности в сравнении с божеством? Ответ: в). 83. (П) Князь "... не может соблюдать все, что дает людям добрую славу, так как он часто вынужден ради сохранения государства поступать против верности, против любви к ближнему, против человечности, против религии. Наконец, он должен быть всегда готов обернуться в любую минуту, смотря по тому, как велят ветры и колебания счастья, и ... не отклоняться от добра, если это возможно, но уметь вступить на путь зла, если это необходимо". Каким термином, производным от имени известного мыслителя, обозначается такая позиция: а) неоплатонизм; б) эпикурейство; в) макиавеллизм; г) лютеранство? Ответ: в. 84. (П) Кто из мыслителей эпохи Возрождения нарисовал образ идеального государства без частной собственности, но с всеобщей трудовой повинностью, и поместил его на остров “Утопия”: а) Данте Алигьери, б) Ф.Петрарка, в) Н.Макиавелли, г) Т.Мор, д) Д.Бруно, е) Н.Кузанский? Ответ: г. 85. (П) Мыслители эпохи Возрождения не поддерживали диалектическую традицию философствования. Но все же один из них пришел в своей философии к диалектическому принципу совпадения противоположностей. Кто именно: а) Д.Бруно, б) Н.Кузанский, в) Н.Макиавелли, г) Л.Валла, д) Т.Мор? Ответ: б. 86. (С) Укажите в нижеприведенного перечне исторических условий те, которые послужили предпосылками возникновения философии Возрождения: а) кризис феодализма; б) развитие ремесел и торговли; в) промышленная революция; г) усиление городов; д) централизация европейских государств, усиление светской власти; е) кризис Церкви и схоластической философии; ж) повышение уровня образованности населения; з) наступление атеизма; и) великие географические открытия; к) научно-технические открытия и изобретения (порох, часы, книгопечатание, гелиоцентрическая система и др.); л) преобладание политической демократии. Ответ: а, б, г, д, е, ж, и, к.. 87. (С) Установите соответствие положений о взаимоотношении Бога в натурфилософи эпохи Возрождения и мыслителей, которые их утверждали: Суждения о взаимоотношении Бога и мира: а) Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе (мир в Боге); б) Бог не противостоит миру как творец, но находится в самой природе как внутреннее деятельное начало (Бог в мире). Мыслители: 1) Н.Кузанский, 2)Д.Бруно? Ответ: (а-1); (б-2). 88. (П) Каким понятием может быть охарактеризована онтология Н.Кузанского и Д.Бруно: а) теизм, б) атеизм, в) пантеизм, г) деизм? Ответ: в. 89. (С) Определите, почему отличительной чертой философии и культуры в целом эпохи Возрождения оказалась ориентация на искусство, доминирование эстетического понимания мира? а) Потому, что искусство в те времена оказалось более свободным от диктата религии и церкви, чем другие сферы деятельности. б) Потому, что реальная жизнь была настолько примитивной и неприглядной, что жизнь в мире фантазий и вымысла стала цениться гораздо выше. в) Потому, что именно в искусстве человек уподобляется Богу, т.е. творит, создает нечто новое, ранее небывалое. г) Потому, что именно искусство стало самым надежным вложением капитала и начало приносить неплохой доход. Ответ: в. 90. (С) Установите соответствие областей философского знания эпохи Возрождения и мыслителей, которые внесли в их развитие наиболее весомый вклад. Области философского знания: а) в натурфилософии, б) в политической философии, в) социально – философские утопии. Мыслители эпохи Возрождения: 1. Д.Бруно, 2. Н.Кузанский; 3. Н.Макиавелли, 4. Ж.Боден; 5. Т.Мор, 6. Т.Кампанелла. Ответ: а-1,а-2; б-3,б-4; в-5,в-6. Тема 4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения 91. (П) Ф.Бэкон выделил четыре вида идолов познания, создающих у человека ложные представления. К какому виду идолов по Бэкону относится слепая вера в авторитеты: а) рода; б) пещеры; в) рынка; г) театра? Ответ: г. 92. (П) Кто из философов XVII в. положил в основу своего учения суждение: "Мыслю, следовательно, существую": а) Ф.Бэкон, б) Р.Декарт, в) Б.Спиноза, г) Д.Локк? Ответ: Р.Декарт. 93. (П) Кто из философов Нового времени развил учение об индукции как основном и универсальном методе познания: а) Ф.Бэкон, б) Р.Декарт, в) Б.Спиноза, г) Д.Локк, д) Г.Лейбниц? Ответ: а. 94. (П) Демокриту принадлежит следующее высказывание: "Есть два рода познания: один истинный, другой темный. К темному относятся все следующие (виды познания): зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Что же касается истинного (познания), то оно совершенно отлично от первого оно выступает в мышлении и обладает более тонким познавательным органом". Определите, предшественником какого из направлений в гносеологии является Демокрит? а) Сенсуализм. б) Рационализм. в) Эмпиризм. г) Агностицизм. Ответ: б. 95. (П) Выделите из ряда нижеперечисленных философов представителей рационализма. а)Ф.Бэкон б)Т.Гоббс в)Р.Декарт г) Д.Локк д)Б.Спиноза е)Г.Лейбниц Ответ: в), д), е). 96. (С) Иллюстрируя ограниченность одного из методов научного познания, Б.Рассел проводит аналогию с курицей, которую, приучив выбегать на зов в надежде получить корм, в конце концов режут, "показывая, что для нее были бы полезны более утонченные взгляды о единообразии природы". О каком методе познания идет речь? а) Анализ. б) Синтез. в) Индукция. г) Дедукция. д) Абстрагирование. Ответ: в. 97. (П) Какую философскую позицию выражает суждение: "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах": а) сенсуализм, б) рационализм, в) диалектика, г) номинализм, д) агностицизм, е) реализм? Ответ: а. 98. (П) Какое из нижеприведенных определений свободы принадлежит Б.Спинозе? а) Свобода - возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. б) Свобода есть познание необходимости и согласие с необходимостью. Свобода есть господство разума над чувствами, преодоление чувственных аффектов страстью к познанию. в) Свобода - независимость человеческого поведения от законов природы и общества. Такая независимость возможна потому, что человек является мыслящим и активно действующим существом. Ответ: б. 99. (П) Выберите из группы философов XVII в. авторов концепций естественного права и общественного договора: а) Ф.Бэкон, б) Р.Декарт, в) Б.Спиноза, г) Г.Лейбниц, д) Т.Гоббс, е) Д.Локк. Ответ: д, е. 100. (С) .Установите соответствие наборов философских понятий с именами четырех великих мыслителей XVII века. Наборы философских понятий: а) объективный идеализм, плюрализм, деизм, рационализм; б) материализм, монизм, пантеизм, рационализм; в) материализм, монизм, эмпиризм; г) дуализм, рационализм. Мыслители XVII века: 1 - Г.Лейбниц; 2 - Б.Спиноза; 3 - Ф.Бэкон; 4 - Р.Декарт. Ответ: (а - 1), (б - 2), (в - 3), (г - 4). 101. (П) “ ... - направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривавшее разум как главный источник знания и высший критерий его истинности.” Вставьте пропущенное понятие. Ответ: рационализм. 102. (П) “ ... - направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считавшее источником знания и критерием его истинности опыт, и прежде всего научно-организованный опыт - эксперимент.” Вставьте пропущенное понятие. Ответ: эмпиризм. 103. (С) Какими характеристиками в учении Г.Лейбница обладают “истины разума” в отличие от “истин факта”: а) всеобщность; б) необходимость; в) получение дедуктивным путем; г) получение индуктивным путем; д) извлекаемость из опыта. Ответ: а, б, в. 104. (П) Установите соответствие ключевых понятий философских учений XVII века с именами философов: Ключевые понятия философских учений: а) идолы (призраки) познания, индукция; б) монада, предустановленная гармония; в) субстанция как “causa sui” (причина самой себя) и ее модусы; г) интеллектуальная интуиция, дедукция, сомнение. Философы: 1. Ф.Бэкон. 2. Р.Декарт. 3. Б.Спиноза. 4. Г.Лейбниц. Ответ: (а – 1);( б – 4);( в – 3);( г – 2). 105. (П) Философия трех великих мыслителей XVII века - Р.Декарта, Б.Спинозы и Г.Лейбница носит в онтологическом плане различный характер: а) монистический, б) дуалистический, в) плюралистический. Установите соответствие онтологического характера философских систем и указанных авторов. Ответ: а - Б.Спиноза; б - Р.Декарт; в - Г.Лейбниц. 106. (П) Кто является автором идеи разделения властей: а) Локк, б) Гольбах, в) Вольтер, г) Гоббс, д) Гельвеций? Ответ: а. 107. (П) Основоположником какой идеологии считается Д.Локк: а) либеральной, б) консервативной, в) социалистической, г) анархической? Ответ: а. 108. (П) Позиция какого философа отражена в следующем суждении: "Естественное состояние общества - это состояние войны всех против всех. Необходимым условием перехода от естественного состояния к гражданскому обществу является санкционированная общественным договором абсолютная власть"? а) Руссо. б) Локк. в) Гоббс. г) Вольтер. д) Монтескье. Ответ: в. 109. (С) Кто из французских просветителей наиболее детально обосновал идею общественного прогресса, основанного на совершенствовании человеческого разума? а) Вольтер. б) Дидро. в) Кондорсе. г) Монтескье. Ответ: в. 110. (П) Какую характерную черту философии эпохи Просвещения отражает следующее высказывание П.Гольбаха: "Народы будут счастливы лишь тогда, когда философы станут королями или когда короли будут философами": а) антиклерикализм, б) рационализм, в) гуманизм, г) материализм? Ответ: б. 111. (С) Определите соответствие нижеприведенных характеристик философского знания с историческими этапами развития философской мысли. Характеристика философского знания. а) Критика схоластики. б) Критика метафизики. в) Преимущественный интерес к гносеологическим проблемам. г) Преимущественный интерес к социальным проблемам. д) Попытки гармонизировать религиозную и научную картины мира. е) Попытки заменить религиозную картину мира научной. Этапы развития философской мысли. I – философия Нового времени (XVII век); II – философия эпохи Просвещения (XVIII в.) Ответ: (I – а,в,д); (II – б,г,е). 112. (С) Какой смысл имел провозглашенный философией Просвещения принцип равенства всех людей? а) Равенство экономических, социальных и прочих условий существования. б) Равенство возможностей разных людей, т.е. правовое равенство. в) Равенство всех перед Богом. г) Равенство способностей разумного выбора поведения. Ответ: б. 113. (П) Какой критерий общественного прогресса применялся в философии Просвещения? а) Уровень развития производительных сил общества. б) Степень совершенства человеческого разума. в) Степень демократичности политического устройства. г) Уровень религиозности общества. д) Уровень народонаселения. Ответ: б. 114. (С) Выберите из нижеприведенного списка характеристики, свойственные философии Просвещения: а) преобладание материализма; б) преобладание идеализма; в) антиклерикальный характер (вплоть до атеизма); г) религиозный характер; д) исторический оптимизм; е) исторический эсхатологизм; ж) преимущественный интерес к социальным вопросам; з) преобладание онтологической и гносеологической проблематики; и) социальный радикализм; к) социальный консерватизм. Ответ: а, в, д, ж, и. 115. (С) В нижеприведенном перечне философских положений французского Просвещения укажите те из них, которые являются новациями: а) объявление разума доминантой общественного развития: “мнения правят миром”; б) идея определяющей роли социальной среды в формировании и воспитании человека; в) открытие материалистического понимания истории; г) концепция разумного эгоизма; д) эгалитаристский вариант теории общественного договора; е) концепция общественного прогресса; ж) создание системы законов и категорий диалектики; з) принцип гармонии веры и разума. Ответ: а, б, г, д, е. 116. (ПС) В трактате Ж.-Ж.Руссо “О причинах неравенства” можно прочесть: “Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: “это мое”, и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья из земли и засыпав ров, крикнул бы своим близким: “Не слушайте лучше этого обманщика, Вы погибли, если способны забыть, что плоды земные принадлежат всем, а земля - никому!”. Что в итоге предлагал Ж.-Ж.Руссо: а) упразднить частную собственность; б) оставить ее в покое, раз уж она смогла возникнуть; в) ограничить небольшими размерами, распределив по возможности поровну между всеми? Ответ: в. 117. (П) За что многие французские просветители (Дидро, Даламбер, Гольбах, Кондильяк, Гельвеций и др.) получили прозвище “энциклопедистов”: а) за демонстрируемый энциклопедический объем знаний; б) за составление “Энциклопедии наук, искусств, ремесел”; в) за привычку сочинять пухлые тома по простым вопросам? Ответ: б. 118. (С) “ ... есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства.” (П.Гольбах) Какую основополагающую философскую категорию определял подобным образом П.Гольбах? Вставьте пропущенное понятие. Ответ: материя. 119. (ПС) Установите соответствие видов материализма в философии французского Просвещения XVIII века и философов: Виды материализма: а) умеренный материализм деистического толка (допускавший существование Бога как первопричины) и б) последовательный атеистический материализма. Философы: 1. Руссо, 2. Дидро, 3. Вольтера, 4. Гольбаха, 5. Ламетри, 6. Монтескье. Ответ: (а-1),(а-3),(а-6); (б-2),(б-4),(б-5). 120. (П) Гельвеций сравнивал процесс познания с судом: 5 органов чувств - это 5 свидетелей, только они могут прояснить истину. Его оппоненты, однако, возражали ему, что он забыл судью. Что они имели в виду: а) Бога, б) разум, в) интуицию, г) общественное мнение, д) опыт? Ответ: б. Тема 5. Немецкая классическая философия 121. (П) Кто из немецких философов проанализировал историческое движение человеческой мысли и выразил ее целостное, закономерное развитие в понятиях "мирового разума", "абсолютной идеи": а) Кант, б) Фихте, в) Гегель, г) Фейербах? Ответ: в. 122. (П) Какое из приведенных ниже положений соответствует нравственной позиции И.Канта? а) "Все люди злы и неизбежно будут поступать в соответствии со своими дурными намерениями всегда, когда представится удобный случай". б) "Всякий перед всеми за всех виноват". в) "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также силу принципа всеобщего законодательства". Ответ: в. 123. (П) Какое из приведенных ниже положений соответствует гегелевскому пониманию источника развития? а) Источником всякого развития выступает саморазвитие понятия, а значит, оно имеет логическую, духовную природу. б) Конечной причиной развития является внешний толчок, импульс, действие внешних сил на тело. в) Источником развития является борьба противоположных сторон, тенденций, свойственных материальным образованиям. г) Конечным источником всякого развития является Бог - "неподвижный перводвигатель". Ответ: а. 124. (С) Из всех представителей немецкой классической философии только Л.Фейербах: а) материалистом, б) идеалистом, в) метафизиком, г) диалектиком. Ответ:а,в. 125. (П) Что означает кантовское понятие "априори": а) неразрешимое противоречие; б) опытное знание; в) внеопытное знание; г) отрицание возможности познания мира? Ответ: в. 126. (П) Какое из приведенных ниже объяснений возникновения религии принадлежит Л.Фейербаху? а) Религия возникла там и тогда, где и когда первый обманщик встретил первого дурака. б) Религия - это опиум для народа. в) Религия есть результат отчуждения сущности человека. г) Религия есть коллективный невроз навязчивости. Ответ: в. 127. (П) Какую характерную черту философии Гегеля отражает следующее его высказывание: "Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречий - критерий заблуждения": а) скептицизм, б) рационализм, в) априоризм, г) диалектика? Ответ: г. 128. (П) Какие из указанных ниже терминов характеризуют учение И.Канта: а) абсолютная идея, б) антиномия, в) императив, г) апория, д) априори, е) наукоучение, ж) вещь в себе? Ответ: б, в, д, ж. 129. (П) Установите соответствие представителей немецкой классической философии и философских направлений: Философские направления: а) материализм; б) субъективный идеализм; в) объективный идеализм. Представители немецкой классической философии: 1. Л.Фейербах; 2. И.Фихте; 3. Ф.Шеллинг, 4. Г. Гегель. Ответ: (а-1), (б-2), (в-3), (в-4). 130. (П) Некоторые новации классиков немецкой философии (конец XVIII - начало XIX в.в.) можно представить следующим перечнем: а) идея познавательной активности субъекта; б) трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека; в) систематика законов и категорий диалектики. Определите авторство этих идей, поставив им в соответствие имена философов: И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха. Ответ: а - И.Кант; б - Л.Фейербах; в - Г.Гегель. 131. (С) Установите соответствие классиков немецкой философии и ключевых понятий их философской системы: Ключевые понятия философских систем: а) априори; б) “абсолютное Я”; в) наукоучение; г) категорический императив; д) абсолютная идея; е) антропологический материализм; ж) мировой дух (разум). Классики немецкой философии: 1. И. Кант, 2. И. Фихте, 3. Г. Гегель Ответ: (1-а),(1-г); (2-б),(2-в); (3-д),(3-е). 132. (П) Установите соответствие работ классиков немецкой философии и их авторов: Работы классиков немецкой философии: а) “Критика чистого разума”; б) “Феноменология духа”; в) “Наука логики”; г) “Сущность христианства”; д) “Критика практического разума”. Авторы работ: 1. И.Кант; 2. Г.Гегель; 3. Л.Фейербах. Ответ: (а-1); (б-2); (в-2); (г-3); (д-1). 133. (С) Как можно сформулировать суть главного гносеологического открытия И.Канта: а) обоснование принципа отражения в познании; б) введение категории “практика” в гносеологию; в) суть научного познания заключается не в пассивном созерцании его предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты, которые только и могут быть предметом науки; г) обоснование значения опыта, научного эксперимента в познании? Выберите правильное суждение. Ответ: в. 134. (П) Выберете среди перечисленных ниже способностей те, которые выделил И.Кант в своей теории познания: а) чувственность, б) рассудок, в) разум, г) память д) мышления. Ответ: а,б,в. 135. (С) Историческое значение гносеологии И.Канта заключалось в: а) демонстрации границ возможностей научного познания; б) обосновании безграничности возможностей человеческого разума; в) обосновании принципиальной невозможности существования всеобщего и необходимого, т.е. закономерного или научного знания; г) подчинении научного знания религии. Укажите верное суждение. Ответ: а. 136. (П) Из нижеприведенных суждений только два представляют собой формулировки И.Кантом категорического императива. Укажите, какие именно? а) “Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.” б) “Поступай по отношению к другим так же, как ты желал бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.” в) “Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.” г) Поступай по принципу: жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб.” Ответ: а, в. 137. (П) В какой из своих работ И.Кант разрабатывает учение о морали (этику)? а) “Всеобщая естественная история и теория неба” б) “Критика чистого разума” в) “Критика практического разума” г) “Критика способности суждения” Ответ: в. 138. (С) В “Критике чистого разума” И.Кант формулирует несколько антиномий, т.е. пар противоречащих друг другу суждений, которые либо оба доказуемы, либо оба недоказуемы (“Мир имел начало во времени - мир не имеет начала во времени”). Какова, по И.Канту, причина антиномичности разума: а) следствие логических ошибок; б) выход разума за пределы конечного опыта при рассуждении о всеобщем (мире в целом, Боге и пр.); в) неумение пользоваться диалектическим методом; г) недостаточность современного опыта, возможно, могущего быть восполненным в будущем по мере развития познания и практики? Ответ: б. 139. (П) Выделите трактовку пространства и времени, отстаивавшуюся И.Кантом: а) пространство и время являются всеобщими формами бытия материальных систем и процессов; б) пространство и время суть априорные формы чувственности познающего субъекта; в) пространство и время суть “упорядоченные системы рядов ощущений”; г) пространство и время суть особые, самостоятельные природные объекты. Ответ: б. 140. (С) Что означает в философии И.Г.Фихте категория “абсолютное Я”: а) сознание человека; б) общественное сознание; в) не просто сознание человека, но творящая сила, “вместилище” окружающего мира, некая высшая субстанция, синтез “Я” и “не-Я”; г) идеал развитого человека? Ответ: в. 141. (П) Философию И.Г.Фихте можно охарактеризовать как: а) материалистическую, б) объективно-идеалистическую, в) субъективно-идеалистическую, г) диалектическую, д) метафизическую, е) агностическую, ж) рационалистическую, з) иррационалистическую. Укажите верные характеристики философии И.Г.Фихте (3 пункта). Ответ: в, г, ж. 142. (П) Укажите в нижеприведенном перечне те характеристики (3 пункта), которые применимы к философской системе Ф.Шеллинга: а) материалистическая, б) объективно-идеалистическая, в) субъективно-идеалистическая, г) диалектическая, д) метафизическая, е) агностическая, ж) рационалистическая, з) иррационалистическая. Ответ: б, г, ж. 143. (С) В чем именно в философской системе Ф.Шеллинга обнаруживается абсолютное тождество субъекта и объекта, природы и духа, осознание “мировой душой” самой себя: а) в сознании человека; б) в науке; в) в искусстве и интеллектуальной интуиции; г) в религии; д) в морали? Ответ: в. 144. (С) Установите соответствие ступеней развития духа в философии Г. Гегеля и форм, в которых находят воплощение эти ступени развития духа: Ступени развития: I – объективный дух; II –субъективный дух; III – абсолютный дух. Формы воплощения духа: а) в сознании человека; б) в семье, гражданском обществе, государстве; в) в искусстве, религии, философии? Ответ: а - I; б - II; в - III. 145. (П) Диалектический механизм развития любого объекта по Г.Гегелю включает в себя непременно три ступени, кратко обозначаемые (терминология Гегеля): тезис - антитезис - ... . Вставьте завершающее понятие. Ответ: синтез. 146. (П) В чем Г.Гегель видел главный критерий исторического прогресса: а) в нарастании сознания свободы, объективирующемся в государстве, праве, искусстве, религии, философии и пр.; б) в уровне развития производительных сил; в) в степени гуманности общественных отношений, “смягчении нравов”; г) в степени демократичности политических порядков? Ответ: а. 147. (С) Установите соответствие работ Г. Гегеля и их содержания:
|