культурология. КУЛЬТУРА БАЗА ОТВЕТЫ. Тесты по теме Культура номадов Казахстана итеме Культурное наследие прототюрков
Скачать 98.65 Kb.
|
Тесты по теме 3. «Культура номадов Казахстана» и теме 4. «Культурное наследие прототюрков». 1. В этот исторический период у древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела и ткачества, ему уже известна керамическая посуда: Эпоха бронзы. Эпоха неолита. Эпоха железа. Эпоха мезолита. Эпоха палеолита. 2. Устойчивые, «инерционные» моменты в культуре: Культурное наследие. Культурные универсалии. Культурные традиции. Культурные обычаи. Культурная ценности. 3. Миф – это: Форма культуры. Рассказ о богах и героях. Этап древней культуры. Эпическое повествование. Религиозное верование. 4. В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии, к которым относятся: Нормы, ценности, традиции. Возрастная градация. Календарь, законы, медицина. Мифология, число, личное имя. Всё перечисленное. 5. Период существования Бегазы-Дандыбаевской культуры на территории древней Сары-Арки: Эпоха железа. Эпоха бронзы. Эпоха неолита. Эпоха мезолита. Эпоха палеолита. 6. В каких веках у степных племён расцветает искусство «полихромного стиля»: III – II веках до н.э. III – V вв. VIII – VII вв. до н.э. VIII – VII вв. I – II вв. 7. Субкультура это: Народная культура. Специфическая часть общей культуры. Скрытая культура. Высокая культура. Культурные установки. 8.Виды кочевания номадов: Меридианное кочевание (с севера на юг). Широтное кочевание (с запада на восток). По вертикали (в горы, в долины). Полупустынное, или колодезное кочевание (Западный и Южный Казахстан). Все ответы верны. 9. Изобретение лука, стрел и микролитов - миниатюрных пластин в форме треугольников, произошло в эпоху: Палеолита. Неолита. Мезолита. Железа. Бронзы. 10.Древнейший этап развития первобытной культуры, когда, согласно данным археологов, появились основные виды изобразительных искусств: Эпоха железа. Эпоха палеолита. Эпоха неолита. Эпоха мезолита. Эпоха бронзы. 11.Типология и виды номадизма: Кочевое скотоводство. Полукочевое скотоводство. Полуоседлое скотоводство. Пастушеское или отгонно-пастбищное скотоводство. Все ответы верны. 12.Время существования кочевого народа - гуннов: III – II веках до н.э. III – V вв. н.э. VIII – VII вв. н.э. III в. до н.э. - III в. н.э. I – II вв. н.э. 13. В каких веках на территории Казахстана возникают, сменяя друг друга, государства тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, караханидов, какракитаев, кипчаков (всего 10 государств)? с VII по XII вв. с I - X вв. с V - XII вв. с XII - XV вв. с X - XV вв. 14. Преимущества кочевой культуры перед культурой оседлых народов: Индивидуализм, созерцательность. Интеллект, объективность. Полное слияние человека с природой, ощущение движения. Философичность. Демократичность. 15.Произведения искусства, в которых отображён образ Атиллы: Песнь о Нибелунгах. М.Султанбеков - пьеса «Аттила». П.Корнель - трагедия «Аттила». Ц.Вернера - драма «Аттила, царь гуннов». Все ответы верны. 16. Какая эпоха древней истории ознаменовалась двумя крупными событиями: изобретением лука, стрел и микролитов - миниатюрных пластин в форме треугольников. Эпоха железа. Эпоха палеолита. Эпоха неолита. Эпоха мезолита. Эпоха бронзы. 17. Этот период характеризуется переходом человечества от пассивного присвоения продуктов природы к производящей хозяйственной деятельности (скотоводство, земледелие, техника обработки каменных орудий, гончарное производство и строительное дело). Эпоха железа. Эпоха палеолита. Эпоха неолита. Эпоха мезолита. Эпоха бронзы. 18. В VI – III веках до н.э. саки создали своё государство, центр которого находился на территории: Северного Казахстана. Жетысу в Юго-Восточном Казахстане. На полуострове Мангышлак. Западного Казахстана. Восточной части Казахстана. 19. В каком веке сакский племенной союз распался, уступив место новому политическому объединению, во главе которого встал усилившиеся к этому времени усуни. В VI веке. В I веке. В X веке. В V веке. В III веке до н.э. 20. Какие племена Евразийских степей учёные относят к «классическим» кочевникам? Скифы, саки, масагеты. Исседоны, гунны, сарматы. Средневековые монголы и тюрки. Казахи. Калмыки, карлуки. Тесты по темам «Культурное наследие тюрков» и «Формирование казахской культуры (XV-XVII вв.)» 1.Какой язык к XII веку становится основным на всей территории Казахстана: Огузский. Булгарский. Кыпчакский. Уйгурский. Монгольский. 2.Автор книги «Диван Лугат ат-тюрк»: М.Кашгари А. Яссави. Ю. Баласагуни. Ч. Валиханов. А. Кунанбаев. 3.К какому жанру относятся народные произведения: «Кобланды – батыр», «Козы Корпеш — Баян сулу»: Миф. Сказка. Эпос. Легенда. Роман. 4. Основной отличительной чертой тенгризма от других учений являются: Всесилие человеческого разума. Единобожие. Стихийность. Отсутствие пророков, святых, священных книг, культовых сооружений. Цикличность развития. 5. По инициативе какого правителя был построен Мавзолей А. Яссауи: Темирлана. Тауке. Жанибека. Абулхаира. Барака. 6.Суфийский подвижник, распространитель ислама на территории Казахстана: Аль Фараби. Х.А.Яссави. М.Кашгари. А.Дулати. Рашид-ад-дин. 7. В каком веке на территории Казахстана образовалось государство Караханидов: IX-XIII. XII. XV. X. VII. 8. Создателей и распространителей эпических поэм называли: Акыны. Оленши. Жырау. Кюйши. Шаманы. 9. Суфизм это: Аскетизм. Мистическое течение в исламе. Ортодоксальное направление в исламе. Магическое учение. Философия ислама. 10. Самое раннее казахское эпическо-романтическое произведение: Кыз-Жибек. Айман-Шолпан. Козы-Корпеш и Баян-Сулу. Енлик-Кебек. Камар-Сулу. 11. Один из средневековых учёных писал о жителях каганата Караханидов: «Они надзирают за табунами лошадей. Для еды, питья, верховой езды используются лошади. …Кумыс, молоко, шерсть, жир, творог и сыр употребляют в пищу». Юсуф Баласагуни. Абу Али ибн Сина. Аль-Фараби. Аль-Бируни. Махмуде Кашгари. 12. Слово «жырау» происходит от слова «жыр», смысл которого: философское размышление; историческое повествование; публичное выступление; стихотворение, песнь; нет правильного ответа. 13. Крупнейшими представителями поэзии жырау XVI – XVIII в. были: Доспамбет жырау. Маргаска. Бухар жырау. Татикара. Все перечисленные. 14. Школа богословия, созданная им, стала центром притяжения для жаждущих знания, а благодаря его авторитету, Туркестан стал самым значительным средневековым просветительным центром Казахстана: Бухар жырау. Юсуф Баласагуни. Махмуде Кашгари. Ходжа Ахмед Ясави Абу Али ибн Сина. 15. Исламский учёный, воплотивший в себе синтез религии и разума, автор книги «Аль-канун и аль-тип», или «Канон медицины»: Юсуф Баласагуни. Абу Али ибн Сина. Аль-Фараби. Аль-Бируни. Махмуде Кашгари. 16. Сложность оценки культурной жизни Золотой Орды состоит не только в разных ее укладовых истоках, но и в: многоэтничности населения; моноэтничности населения; преобладании монгольского этноса; преобладании тюркского компонента в культуре; нет правильного ответа 17. Его творчество стало как бы заключительным звеном поэзии жырау и имело большое значение для дальнейшего развития казахской литературы в последующие эпохи: Доспамбет жырау. Татикара. Бухар-жырау. Маргаска. Жиембета-жырау. 18. Какой из казахских обрядов в XV – XVII вв. содержал целую серию ритуальных и обрядовых действий и растягивался во времени почти на год: погребальный обряд; свадебный обряд; обряд, связанный с повседневной хозяйственной деятельностью кочевников-скотоводов; обряды, связанные с празднованием Наурыза; все ответы верны. 19. Как называлось состязание - стрельба из лука или из ружей на полном скаку в мишень: Аударыспак. «Казахша курес». Кокпар тарту. Сайыс. Жамбы ату. 20. Кому из казахских учёных принадлежит следующее высказывание: «Надо полагать, что под ногаями первоначально разумелись в Средней Азии все кочевые племена тюркского и монгольского происхождения...». Ахмет Байтурсынов Абай Кунанбаев Чокан Валиханов Алихан Букейханов Мустафа Шокай
|