Эффект Люцифера (Зимбардо). Thelucifer effect
Скачать 8.6 Mb.
|
THE LUCIFER EFFECT Understanding How Good People Turn Evil PHILIP ZIMBARDO Random House Trade Paperbacks New York ЭФФЕКТ ЛЮЦИФЕРА Почему хорошие люди превращаются в злодеев ФИЛИП ЗИМБАРДО Москва 2013 Перевод с английского ISBN 978-5-91671-106-6 (рус.) ISBN 978-0-8129-7444-7 (англ.) © Philip G. Zimbardo, Inc., 2007 © Издание на русском языке, перевод, оформ- ление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2013 УДК 159.9.07 ББК 88.6 З-62 Переводчик Анна Стативка Редактор Андрей Бирюков Зимбардо Ф. Эффект Люцифера . Почему хорошие люди превращаются в злодеев / Филип Зимбардо ; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2013. — 740 с. ISBN 978-5-91671-106-6 Что побуждает хороших людей творить зло? Опираясь на исторические примеры и собственные исследования, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента пока- зывает, как ситуационные процессы и групповые взаимодей- ствия людей соединяются в одну страшную силу, способную превратить приличных мужчин и женщин в монстров. Про- ясняя причины, вызывающие эти опасные метаморфозы, и предлагая способы противостояния, Зимбардо рисует явле- ние во всем его многообразии, начиная от должностных пре- ступлений, жестокого обращения с заключенными и пыток в тюрьме Абу-Грейб и заканчивая организованным геноцидом. Эта провокационная книга безжалостно обнажает природу человеческого поведения и заставляет нас задуматься о том, на что мы на самом деле способны — каждый по отдельности и вместе с другими, и по-новому взглянуть на самих себя. УДК 159.9.07 ББК 88.6 Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и каки- ми бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, а также запись в память ЭВМ для частного или публичного использования, без письмен- ного разрешения владельца авторских прав. По вопросу орга- низации доступа к электронной библиотеке издательства обращайтесь по адресу lib@alpinabook.ru. З-62 Оглавление Предисловие 7 Благодарности 17 Дополнительные материалы 19 ГЛАВА ПЕРВАЯ Психология зла: ситуационные трансформации характера 23 ГЛАВА ВТОРАЯ Воскресенье: неожиданные аресты 54 ГЛАВА ТРЕТЬЯ Воскресенье: начинаются унизительные ритуалы 81 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Понедельник: бунт заключенных 107 ГЛАВА ПЯТАЯ Вторник: две неприятности — гости и мятежники 141 ГЛАВА ШЕСТАЯ Среда: ситуация выходит из-под контроля 171 ГЛАВА СЕДЬМАЯ Власть даровать свободу 215 ГЛАВА ВОСЬМАЯ Четверг: столкновение с реальностью 250 6 Эффект Люцифера ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Пятница: все исчезает в темноте 279 ГЛАВА ДЕСЯТАЯ Значение и выводы Стэнфордского тюремного эксперимента: алхимия трансформаций характера 310 ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ Стэнфордский тюремный эксперимент: этика и практические результаты 363 ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ Исследование социальных мотивов: власть, конформизм и подчинение 400 ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ Исследование социальных мотивов: деиндивидуация, дегуманизация и зло бездействия 449 ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Злоупотребления и пытки в Абу-Грейб: причины и действующие лица 482 ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ Суд над Системой: соучастие командования 549 ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ Сопротивление ситуационному влиянию и торжество героизма 629 Примечания 681 Об авторе 724 Алфавитный указатель 725 Предисловие Мне бы очень хотелось сказать, что эта книга — плод любви. Но это не так. Я работал над ней два года, и за все это время ни разу не испытал этого прекрасного чувства. С тяжелым сердцем я смотрел видеозаписи Стэнфордского тюремного экс- перимента (СТЭ ), снова и снова перечитывал их распечатки. Время стерло из моей памяти всю степень дьявольской изо- щренности охранников, масштабы страданий заключенных, степень моей пассивности, позволявшей злоупотреблениям продолжаться столько, сколько я хотел, — мое собственное зло бездействия . Еще я забыл, что первую часть этой книги начал писать еще тридцать лет назад, по контракту с другим издателем. Но тогда я быстро оставил эту затею, поскольку был не готов вновь переживать совсем свежие впечатления. Я рад, что тогда не стал упорствовать и отказался писать, потому что самое под- ходящее время наступило именно сейчас. Я стал мудрее и спо- собен более зрело отнестись к этой сложной задаче. Более того, параллели между злоупотреблениями в тюрьме Абу-Грейб и со- бытиями Стэнфордского тюремного эксперимента прибавили достоверности нашему опыту в Стэнфордской тюрьме, а это, в свою очередь, помогло прояснить психологические мотивы ужасающих злоупотреблений в другой, реальной тюрьме. Второй серьезной эмоциональной трудностью во время работы над этой книгой стало мое личное и весьма активное участие в расследовании злоупотреблений и пыток в Абу- 8 Эффект Люцифера Грейб . Как свидетель-эксперт со стороны одного из военных полицейских , охранников этой тюрьмы, я действовал скорее как журналист, чем как социальный психолог. Я стремился выяснить все, что только можно. Я вел с ним долгие беседы, разговаривал и переписывался с членами его семьи, собирал информацию о его работе в исправительных учреждениях США, о его службе в армии, я беседовал с другими военными, служившими в той же тюрьме. Мне хотелось поставить себя на его место, стать начальником ночной смены в блоке 1A, который нес службу с четырех часов дня до четырех часов утра сорок дней подряд, без выходных. Как свидетель-эксперт я должен был давать показания во время судебного процесса. Мои свидетельства касались си- туационных факторов , способствовавших злоупотреблениям, в которых участвовал мой подопечный. Поэтому мне предо- ставили доступ к нескольким сотням фотографий, запечат- левших издевательства над заключенными. Это была весьма малоприятная задача. Кроме того, мне предоставили все до- ступные в то время отчеты различных военных и гражданских следственных групп. Мне сказали, что в суде запрещено поль- зоваться записями, и мне пришлось учить наизусть столько вы- водов и заключений, сколько я смог запомнить. Эта умствен- ная работа усугубила огромное эмоциональное напряжение, возникшее после того, как сержанту Айвену «Чипу» Фредерику вынесли жесткий приговор, и я стал неофициальным психоло- гом-консультантом для него и его жены Марты . Со временем я стал для них «дядей Филом». Я был вдвойне расстроен и разозлен сначала нежеланием военных принять хоть одно из множества смягчающих обсто- ятельств, о которых я говорил на судебном процессе, объяс- нявших жестокое поведение Чипа и способных уменьшить срок его тюремного заключения. Прокурор и судья отказались рассматривать даже саму идею того, что ситуационные фак- торы могут оказывать влияние на поведение личности. Они придерживались стандартной концепции индивидуализма, которую разделяют большинство людей нашей культуры. Они считали, что поведение сержанта Чипа Фредерика было цели- ком и полностью обусловлено его порочными наклонностями 9 Предисловие («диспозициями») и стало следствием его добровольного и осознанного решения совершать зло. Мое возмущение усу- гублялось еще и тем, что отчеты нескольких «независимых» следственных групп недвусмысленно указывали, что за зло- употребления охранников несут ответственность и офицеры более высокого ранга, оказавшиеся неэффективными лиде- рами или халатно относившиеся к своим обязанностям. Эти отчеты, составленные под руководством генералов и бывших высокопоставленных государственных чиновников, ясно по- казали, что именно военное и административное руководство создало «бочку меда», в которой несколько хороших солдат стали «ложкой дегтя». Если бы я написал эту книгу вскоре после окончания Стэнфордского тюремного эксперимента, то ограничился бы выводами о том, что в том или ином контексте ситуационные факторы играют в формировании нашего поведения гораздо более важную роль , чем мы думаем или признаем. Но при этом я упустил бы из виду общую картину: более мощные силы, пре- вращающие добро в зло, — силы Системы , сложное переплете- ние могущественных влияний, которые и создают Ситуацию. Большое количество данных, накопленных социальной пси- хологией, подтверждает идею о том, что в определенном кон- тексте ситуационные факторы оказываются сильнее свойств личности. В нескольких главах мы рассмотрим аргументы, подтверждающие эту точку зрения. Однако обычно психологи не спешат принимать во внимание глубинные силы, действу- ющие в политической, экономической, религиозной, истори- ческой и культурной сферах, способствующие созданию тех или иных ситуаций и определяющие их как законные и до- пустимые либо как незаконные и недопустимые. Целостное понимание мотивов человеческого поведения требует призна- ния степени и границ влияния и личностных, и ситуационных, и системных факторов. Для коррекции или предотвращения нежелательного по- ведения отдельных людей или групп нужно понимать, какие силы, достоинства и слабые места вносят все эти факторы в ту или иную ситуацию. Затем нужно более полно представлять себе весь комплекс ситуационных сил , которые действуют 10 Эффект Люцифера в определенных условиях, где проявляется данное поведение. Умение их изменять или избегать помогает устранить неже- лательные реакции личности гораздо эффективнее, чем кор- рекционные меры, направленные исключительно на измене- ние поведения человека в определенной ситуации. Для этого нужно принять концепцию общественного здоровья, отказав- шись от стандартной медицинской модели, основанной на ле- чении отдельных симптомов и коррекции отдельных актов антисоциального поведения. И если при этом мы не станем лучше осознавать реальную мощь Системы, неизменно скры- тую завесой тайны, и не начнем понимать, по каким законам и правилам она живет, поведенческие изменения останутся нестабильными, ситуативными и иллюзорными. На страницах этой книги я много раз повторяю, что попытки понять ситуа- ционные и системные аспекты поведения человека не оправ- дывают этого человека и не освобождают его от ответствен- ности за безнравственные, незаконные или жестокие деяния. Значительную часть своей профессиональной карьеры я посвятил психологии зла — я изучал насилие , анонимность, агрессию , вандализм , пытки и терроризм. Поэтому не могу не отметить ситуационные силы , воздействующие на меня са- мого. Я вырос в бедной семье в Нью-Йорке , в южном Бронксе . Во многом именно это «гетто» сформировало мои взгляды на жизнь и мои приоритеты. Жизнь в городском гетто тре- бует постоянного приспособления к законам улицы. Всегда нужно знать, кто обладает властью, которую может исполь- зовать против вас или же вам на пользу, кого лучше избегать, а с кем нужно «дружить». Для этого надо уметь расшифровы- вать тонкие сигналы ситуации, указывающие на то, когда сле- дует делать ставки, а когда надо воздержаться, как создавать взаимные обязательства и каким образом можно превратиться из середнячка в лидера. В те времена, еще до того, как Бронкс пал жертвой геро- ина и кокаина, это гетто было пристанищем бедных, и самым ценным, что было у здешних детей, лишенных игрушек, были другие дети, товарищи по играм. Одни из них стали преступ- никами или жертвами преступлений; другие, казавшиеся мне вполне хорошими, очень плохо кончили. Иногда было совер- 11 Предисловие шенно ясно, почему. Например, отец Донни наказывал его за все, что считал «проступком»: при этом он раздевал Донни донага и заставлял становиться голыми коленками на рис в ванной. В других ситуациях этот «отец-мучитель» был весьма обаятельным, особенно общаясь с дамами, жившими в том же доме. Донни, травмированный таким «воспитанием», еще под- ростком оказался в тюрьме. Другой мой приятель вымещал свой гнев, свежуя живых кошек. Чтобы войти в банду, нужно было пройти «инициацию» — что-то украсть, подраться с другим мальчишкой, совершить какой-то смелый поступок, напугать девчонок и еврейских де- тишек, идущих в синагогу. Все эти поступки вовсе не считались злыми или даже плохими; это был просто знак повиновения лидеру группы и нормам банды. Для нас, детей, олицетворением власти Системы были большие и страшные дворники, прогонявшие нас со ступе- нек домов, и бессердечные домовладельцы, способные высе- лить семью, которая не могла вовремя заплатить арендную плату, — у всех на глазах они запросто выносили на улицу ее пожитки. Я до сих пор чувствую позор этих семей. Но нашими худшими врагами были полицейские, гонявшие нас, когда мы играли в «хоккей» посреди улицы (клюшкой была метла, а шайбой — резиновый мячик). Без всяких причин они отби- рали у нас метлы и запрещали играть. В нашем районе не было детской площадки, у нас были только улицы, а розовый резино- вый мячик не представлял никакой опасности для прохожих. Как-то раз мы спрятали метлы, увидев, что к нам приближа- ются полицейские. Они задержали меня и стали спрашивать, где метлы. Я отказался отвечать; один из полицейских сказал, что арестует меня, потащил к машине и сильно ударил головой о дверь. После этого я никогда уже особенно не доверял людям в форме. С таким воспитанием, в отсутствие какого бы то ни было родительского контроля — в те дни дети и родители не «тусо- вались» на улицах вместе — мой интерес к человеческой при- роде, и особенно к ее темной стороне вполне объясним. На са- мом деле «Эффект Люцифера » зрел во мне много лет, с детства в гетто и во время моего обучения психологии. Именно он по- 12 Эффект Люцифера буждал меня задавать серьезные вопросы и искать ответы с по- мощью доказательств, основанных на опытах. Структура этой книги несколько необычна. Она начина- ется с вводной главы, где в общих чертах обсуждается тема трансформаций человеческого характера , когда хорошие люди и ангелы начинают вдруг совершать плохие, злые и даже дья- вольские поступки. Это приведет нас к фундаментальному вопросу о том, как хорошо мы на самом деле знаем себя, на- сколько мы способны предсказать свое собственное поведение в таких ситуациях, с которыми прежде никогда не сталкива- лись . Способны ли мы, подобно Люциферу , любимому ангелу Господа, поддаться искушению и совершить то, что для других немыслимо? В главах, посвященных Стэнфордскому тюремному экс- перименту , подробно описывается обширное исследование трансформаций личности студентов колледжа, игравших слу- чайным образом присвоенные им роли заключенных или ох- ранников в «искусственной тюрьме», которая в итоге стала ужасающе похожа на реальную. Хронология событий в этих главах представлена в виде киносценария. Это рассказ от пер- вого лица в настоящем времени, с минимумом психологиче- ских интерпретаций. Только завершив описание эксперимента (а нам пришлось закончить его раньше, чем мы планировали), мы проанализируем его выводы, опишем и интерпретируем полученные данные и поразмышляем о психологических про- цессах, которые мы наблюдали в процессе эксперимента. Один из основных выводов Стэнфордского тюремного экс- перимента заключается в том, что глубокое, но скрытое вли- яние нескольких ситуационных переменных может оказаться сильнее воли человека и может подавить его сопротивление. Этот вывод мы рассмотрим более подробно в следующих гла- вах, где подкрепим его данными обширных психологических исследований. Мы увидим, как участники этих исследова- ний — и студенты колледжей, и «простые граждане» — при- спосабливаются, подчиняются, повинуются и охотно подда- ются искушениям, делая то, что не могли себе и представить, пока не оказались в силовом поле ситуационных факторов. В книге в общих чертах описан целый ряд психологических 13 Предисловие процессов, способных заставить хороших людей творить зло — деиндивидуализировать других , повиноваться власти, проявлять пассивность перед лицом угрозы, оправдывать себя и искать рациональные объяснения своему поведению. Дегуманизация — один из основных процессов, заставляющих обычных, нормальных людей спокойно или даже с энтузиаз- мом творить зло. Дегуманизация — нечто вроде «катаракты мозга», мешающей человеку ясно мыслить и заставляющей его считать, что другие люди — это не люди. Страдающие этой «катарактой» видят в других лишь врагов, которые несомненно заслуживают страданий, пыток и уничтожения. Вооружившись набором исследовательских инструмен- тов, мы перейдем к анализу причин ужасающих злоупотреб- лений и пыток в иракской тюрьме Абу-Грейб , совершенных американскими военными полицейскими — охранниками этой тюрьмы. Утверждения о том, что эти безнравственные действия были всего лишь проявлением садистских наклон- ностей нескольких «плохих солдат», так называемой «ложки дегтя» 1 , мы проанализируем, сравнивая ситуационные фак- торы и психологические процессы, действовавшие и в этой тюрьме, и в нашей Стэнфордской темнице. Мы подробно по- говорим о Месте, Человеке и Ситуации и проанализируем причины, которые привели к оскорбительному поведению, запечатленному в серии отвратительных «трофейных фотогра- фий », сделанных охранниками во время издевательств над за- ключенными. Затем мы двинемся от отдельного человека к ситуации, а от нее — к Системе. Мы изучим отчеты нескольких следствен- ных групп по делу об этих злоупотреблениях, свидетельства множества юридических источников и организаций по правам человека. А затем я займу место обвинителя, чтобы привлечь к суду Систему. Используя ограничения нашей правовой си- стемы, в соответствии с которой за преступления судят только 1 В 2004 г., когда в прессе появились скандальные фотографии пыток за- ключенных в тюрьме Абу-Грейб , представители администрации Буша прибегли к известной метафоре и объявили военных полицейских , замешанных в этой истории, единственной «ложкой дегтя» в «бочке меда» доблестной американской армии , а сам инцидент — единичным случаем, хотя это не соответствовало дей- ствительности. — Прим. пер. 14 Эффект Люцифера отдельных людей, а не ситуации или системы, я предъявлю обвинения четырем офицерам высшего ранга, а затем и всей структуре военного и административного командования, соз- данной администрацией Буша . Читатель в роли присяжного заседателя сможет сам решить, доказывают ли мои аргументы вину Системы, точно так же, как и вину отдельных обвиняемых. В последней главе наше довольно мрачное путешествие в сердце и разум тьмы снова приведет нас к свету. Мы погово- рим о самых лучших сторонах человеческой природы, о том, что может сделать каждый из нас, чтобы не поддаться тле- творному влиянию Ситуации и Системы. Во всех описанных исследованиях, как и в реальной жизни, всегда встречаются те, кто устоял и не поддался соблазну. От зла их уберегали не какие-то врожденные таинственные добродетели, а скорее понимание, хотя и интуитивное, того, какой может быть ин- теллектуальная и социальная тактика сопротивления . Я рас- скажу о ряде таких стратегий и тактик, которые могут помочь читателю противостоять нежелательному социальному влия- нию. Мои рекомендации основаны на моем собственном лич- ном опыте и на работах моих коллег, социальных психологов, экспертов в области влияния и убеждения. (Эти данные при- водятся и подробно обсуждаются на сайте этой книги: http:// lucifereffect.com.) Когда большинство в конце концов сдается и бунтуют лишь единицы, этих бунтовщиков можно считать героями, ведь им удается устоять перед влиянием могущественных сил, за- ставляющих других приспосабливаться, слушаться и повино- ваться . Мы привыкли считать, что герои — какие-то особен- ные люди . Они не похожи на нас, простых смертных, они спо- собны совершать храбрые поступки или жертвовать жизнью. Я согласен, что такие особенные люди и вправду существуют, но среди героев они, скорее, исключение. Далеко не все герои идут на такие жертвы, и это действительно люди особой по- роды, например те, кто посвящает всю свою жизнь служению человечеству. Гораздо чаще люди, которых мы считаем геро- ями, — это герои момента, герои ситуации, они действуют решительно, услышав призыв. Поэтому наше путешествие закончится на позитивной ноте. Мы поговорим об обычном 15 Предисловие герое, живущем в каждом из нас. В противоположность кон- цепции «банальности зла », утверждающей, что самые позор- ные акты жестокости по отношению к своим собратьям совер- шают не маньяки-убийцы, а самые простые люди, я предложу понятие «банальности героизма » и разверну знамя «обычного героя», который слышит призыв служить человечеству, когда наступает время действовать. И когда звучит этот призыв, наш герой знает, что он обращен к нему. Этот призыв пробуждает лучшие качества человеческой природы, открывает в нас спо- собность встать выше могущественного давления ситуации и Системы. И это — яркое свидетельство человеческого до- стоинства, противостоящего злу . Благодарности Эта книга никогда бы не увидела свет без всех тех, кто помогал мне на каждом этапе этого долгого путешествия — от теоре- тической концепции до ее практической реализации на этих страницах. ОПЫТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Все началось в августе 1971 г., в Стэнфордском университете , где мы спланировали и провели необычный эксперимент, а по- том проанализировали его результаты. Нас побудил к этому эксперименту семинар, посвященный психологии тюремного заключения , проведенный под руководством Дэвида Джаффе ; в дальнейшем он стал начальником нашей «Стэнфордской тюрьмы». Чтобы подготовиться к основному эксперименту, лучше понять менталитет заключенных и персонала испра- вительных учреждений, а также исследовать важнейшие аспекты психологической природы тюремного опыта, я про- вел в Стэнфордском университете летний курс, посвященный этим темам. Я вел его вместе с другим преподавателем, Эндрю Карло Прескоттом , недавно получившим условно-досрочное освобождение после нескольких длительных отсидок в кали- форнийских тюрьмах. Карло стал неоценимым консультантом и энергичным председателем нашей комиссии по условно- досрочному освобождению. На каждой стадии этого необыч- ного исследовательского проекта в нем принимали активное участие два аспиранта, Уильям Кертис Бэнкс и Крейг Хейни . 18 Эффект Люцифера Крейг использовал этот опыт как «трамплин» для невероятно успешной карьеры в сфере психологии и права. Он стал извест- ным защитником прав заключенных, написал вместе со мной множество статей и разделов книг — по разным темам, связан- ным с исправительными учреждениями. Я благодарю каждого из них за вклад в исследование, а также за участие в интел- лектуальном и практическом анализе его результатов. Кроме того, я выражаю благодарность всем студентам, которые до- бровольно вызвались участвовать в эксперименте. Даже сей- час, спустя несколько десятилетий, некоторые из них не могут его забыть. И здесь, и в следующих главах я снова хочу изви- ниться перед ними за все те страдания, которые они перенесли во время эксперимента и после него. Дополнительные материалы После окончания тюремного эксперимента мы перевели его архивные видеозаписи в DVD-формат и расшифровали сте- нограммы. Эта задача легла на плечи Шона Бруича и Скотта Томпсона , двух выдающихся студентов Стэнфорда. Шон и Скотт выделили самые важные эпизоды этих записей, а также собрали огромное количество справочных материалов, касаю- щихся различных аспектов исследования. Таня Зимбардо и Марисса Аллен помогали выполнять еще одну задачу. Они собрали и систематизировали обшир- ные справочные материалы: вырезки из газет и журналов, мои заметки и др. Другая команда студентов Стэнфорда, в первую очередь Къеран О’Коннор и Мэтт Эстрада , провели экспертную проверку справочных материалов. Мэтт также расшифровал аудиозапись моего интервью с сержантом Чипом Фредериком , превратив ее в читабельный текст. Я очень ценю обратную связь с коллегами и студентами — Адамом Брекенриджем , Стивеном Бенке , Томом Блассом , Роуз Макдермот и Джейсон Вивер — читавшими первый и второй черновики нескольких глав этой книги. Особую благодарность за помощь в создании раздела последней главы, посвященного сопротивлению нежелательному влиянию, я выражаю Энтони Пратканису и Синди Ван . Я также благодарю Зено Франко за со- трудничество в разработке новых представлений о психологии героизма. Я стал лучше понимать ситуацию в тюрьме Абу-Грейб и других очагах военных действий благодаря опыту и мудрости 20 Эффект Люцифера уорент-офицера 1 Марчи Дрюи и полковника Ларри Джеймса , военного психолога. Дуг Брейсуэлл непрерывно снабжал меня полезными источниками информации в Интернете, связан- ными с проблемами, о которых я пишу в двух главах книги, посвященных событиям в Абу-Грейб. Гэри Майерс , адвокат сержанта Фредерика , который без всякого вознаграждения выполнял свои обязанности в течение длительного времени, также предоставил мне все исходные материалы и данные, необходимые для понимания ситуации. Адам Зимбардо про- вел прекрасный анализ сексуального характера «трофейных фотографий », ставших результатом «забав» охранников ноч- ной смены блока 1A. Я выражаю искреннюю благодарность Бобу Джонсону , кол- леге-психологу, моему соавтору вводного учебника по психо- логии «Основные концепции» (Core Concepts). Боб прочитал всю рукопись и внес множество ценных предложений. То же сделал Саша Любомирски , помогавший координировать уси- лия Боба и Роуз Зимбардо . Роуз — профессор английской ли- тературы, благодаря ей каждое предложение этой книги наи- лучшим образом выражает мои идеи. Я искренне благодарю этих людей за то, что они выполняли этот тяжкий труд с таким изяществом и здравым смыслом. За дотошную и бережную правку я благодарю Уилла Мерфи , моего редактора из издательства Random House, — он продемонстрировал искусство, утраченное многими нынеш- ними редакторами, и постоянно предпринимал отважные попытки ограничить текст только самыми важными темами. Линн Андерсон , великолепный и проницательный литератур- ный редактор, в сотрудничестве с Винсеном Ла Скалой сделали мой текст более последовательным и ясным. А Джон Брокман был не просто моим агентом, но настоящим ангелом-храни- телем этой книги. Наконец, в те дни, когда я писал эту книгу по десять часов в сутки, днем и ночью, мое страждущее тело готовили к следу- ющему раунду творчества массажист Джерри Хубер из центра Healing Winds Massage в Сан-Франциско и Энн Холлингсуорт 1 Уорент-офицеры — в армии США категория военнослужащих между сержантским и офицерским составом. — Прим. ред. 21 Дополнительные материалы из центра Gualala Sea Spa, когда я работал в своем укрытии в Си-Ранч. Всем моим помощникам, членам семьи, друзьям, коллегам и студентам, благодаря которым я смог превратить свои мысли в слова, а слова — в рукопись и книгу, я выражаю свою самую искреннюю благодарность. С наилучшими пожеланиями, Фил Зимбардо M. Эшер , «Предел — круг 4 (ад и рай)» © 2013 The M. C. Escher Company The Netherlands. All rights rights reserved. www.mcescher.com. ГЛАВА ПЕРВАЯ Психология зла: ситуационные трансформации характера Он в себе Обрел свое пространство и создать В себе из Рая — Ад и Рай из Ада Он может. Джон Мильтон. Потерянный рай 1 В згляните на этот замечательный рисунок. А теперь закройте глаза и постарайтесь его вспомнить. Что вы видите в своем воображении? Белых ангелов, тан- цующих в темном небе? Или черных демонов, рогатых чертей, обитающих в ярко-белом пространстве ада ? В этой иллюзии художника Маурица Эшера можно увидеть и то, и другое. Однажды осознав, что добро и зло неразрывно связаны, уже невозможно видеть одно без другого. На следующих страницах я не позволю вам вернуться к удобному разделению между ва- шей доброй, невинной стороной и злой, грешной стороной дру- гих. «Способен ли я на зло?» Я хочу, чтобы в процессе нашего путешествия по незнакомым территориям вы снова и снова задавали себе этот вопрос. Рисунок Эшера демонстрирует три психологические ис- тины. Первое: мир наполнен и добром, и злом — так всегда было и всегда будет. Второе: границы между добром и злом проницаемы и расплывчаты. И, наконец, третье: ангелы могут стать демонами, а демоны, хотя это иногда трудно постичь, способны стать ангелами. Возможно, этот рисунок напомнил вам об окончатель- ной трансформации добра во зло , о превращении Люцифера 1 Цит. по: Мильтон Дж. Потерянный рай / Пер. А. Штейнберга. М., 1982. 24 Эффект Люцифера в Сатану . Люцифер, «светоносец», был любимым ангелом Господа, но потом поставил под сомнение Его авторитет и вме- сте с другими падшими ангелами был низвергнут в ад . «Лучше быть Владыкой Ада, чем слугою Неба!» — восклицает Сатана, «противник Господа», в «Потерянном рае» Мильтона 1 . В аду Люцифер-Сатана начинает лгать, давать пустые обещания, провозглашать громкие лозунги, потрясать копьями, трубить в трубы и размахивать флагами — примерно так, как это де- лают некоторые современные национальные лидеры. В аду, на конференции Демонических сил, где присутствуют все глав- ные демоны, Сатана окончательно понимает, что не сможет вернуться на небеса, победив Господа в открытом бою [1]. Но политический соратник Сатаны , Вельзевул , предла- гает поистине дьявольское решение: он призывает отомстить Господу, развратив Его величайшее творение, человечество. Сатана успешно соблазняет Адама и Еву ослушаться Господа и познать зло. Господь постановляет, что они будут спасены в свое время. Но с тех пор Сатане позволено манипулировать этим обещанием и вербовать ведьм , чтобы соблазнять людей творить зло. Позже посредники Сатаны стали жертвами рев- ностных инквизиторов, желавших избавить мир от порока. Но их ужасающие методы создали новую системную форму зла , которой раньше не видел мир. Грех Люцифера заключается в том, что мыслители Средневековья называли «cupiditas » 2 . Для Данте грехи, расту- щие из этого корня, — самые тяжкие, «грехи волка». Это такое духовное состояние, когда «черная дыра» в человеке столь глу- бока, что ее не могут заполнить ни власть, ни деньги. Для тех, 1 Цит. по: Мильтон Дж. Потерянный рай / Пер. А. Штейнберга. М., 1982. 2 Cupiditas — алчность, жадность, неуемное стремление к богатству или к власти над другими. Сupiditas — это желание уподобить себе или погло- тить все «другое», не похожее на нас. Например, похоть и сексуальное насилие — формы cupiditas : это попытки использовать другого человека как вещь ради удов- летворения собственных желаний; убийство ради выгоды — тоже cupiditas. Это противоположность концепции caritas , когда мы воспринимаем себя как часть круга любви, в котором каждый отдельный человек ценен сам по себе, а также в отношениях с другими. Максима «поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой», — довольно бледное выражение идеи caritas. Возможно, лучше всего отражает эту концепцию латинское Caritas et amor, Deus ibi est — «где caritas и любовь, там Бог». 25 Психология зла: ситуационные трансформации характера кто страдает смертельной болезнью под названием cupiditas, все, что существует за границами их личности, ценно лишь в том случае, если это можно как-то использовать или погло- тить. Виновные в этом грехе попадают в девятый круг Ада Данте и замерзают в ледяном озере. При жизни они заботи- лись лишь о самих себе, и теперь навечно заключены в ледяное и безучастное «Я». Заставляя людей подобным образом думать только о самих себе, Сатана и его слуги отвергают гармонию любви, объединяющую все живые существа. Грехи волка заставляют человека отвергать милосердие, благодать Господню, и делать единственным своим благом — и своей тюрьмой — самого себя. В девятом круге Геенны греш- ники, одержимые духом ненасытного волка, навеки заточены в ледяной тюрьме, которую создали для себя сами, где заклю- ченный и тюремщик слились воедино в реальности эгоцен- тризма. В научном исследовании происхождения Сатаны историк Элайн Пейглс предлагает провокационный взгляд на психоло- гическое значение Сатаны как зеркала человечества: «Сатана очаровывает нас тем, каким образом он вы- ражает качества, выходящие за рамки всего, что мы обычно считаем человеческим. Сатана пробуждает не только алчность, зависть, похоть и гнев, которые мы отождествляем с худшими нашими побуждениями; не только то, что мы называем зверством, и из-за чего людей иногда сравнивают с животными («скотами»)… Он заставляет нас верить, что зло, в его наихудшем проявлении, связано со сверхъестественным. С тем, в чем мы с содроганием видим дьявольскую противо- положность определения Господа как “великого Ты», о котором говорил Мартин Бубер 1 [2]». Зло пугает нас и в то же время завораживает. Мы создаем мифы о замыслах дьявола и начинаем так в них верить, что го- 1 Бубер, Мартин (Buber, Martin), еврейско-немецкий религиозный фило- соф, писатель, переводчик и комментатор Библии. Согласно его воззрениям, Бог, великое Ты, делает возможными «Я — Ты»-отношения между человеком и другими существами. — Прим. пер. 26 Эффект Люцифера товы мобилизовать на борьбу со злом все силы. Мы отвергаем «другое» как чуждое и опасное , потому что оно нам незнакомо, но при этом сексуальная разнузданность и аморальность тех, кто не похож на нас, будоражат наше воображение. Профессор религиоведения Дэвид Франкфуртер завершает свои поиски «дьявола во плоти» размышлениями о социальных представ- лениях об этом «дьявольском другом». Представления о социально другом как о дикаре-людо- еде, демоне, колдуне, вампире или обо всем этом вместе взятом составляют постоянный репертуар символики извращенности. Мы рассказываем истории о дикости, свободных нравах и всяческих пороках и уродствах лю- дей, находящихся на периферии или на задворках об- щества. Между тем то сочетание ужаса и удовольствия, с которым мы размышляем об этих других — и кото- рое стало одной из причин жестокости колонизаторов, миссионеров и армий, вступающих на земли этих дру- гих, — определенно влияет на нас также и на уровне индивидуальной фантазии [3]. ТРАНСФОРМАЦИИ: АНГЕЛЫ, ДЕМОНЫ И МЫ, ПРОСТЫЕ СМЕРТНЫЕ «Эффект Люцифера » — моя попытка понять процессы транс- формации, заставляющие хороших и обычных людей совер- шать плохие и дьявольские поступки. Мы попробуем ответить на фундаментальный вопрос: «Что заставляет людей творить зло?» Однако мы не станем обращаться к традиционному рели- гиозному дуализму добра и зла , благодетельной природы и раз- вращающего воспитания. Мы поговорим о реальных людях, за- нятых обычными делами, поглощенных работой, пытающихся остаться на плаву в зачастую бурных водах человеческой при- роды. Мы постараемся понять, какие трансформации проис- ходят в их характерах , когда они сталкиваются с мощными ситуационными факторами . Давайте начнем с определения зла. Я предлагаю очень про- стое, психологическое определение: зло — это осознанный, 27 Психология зла: ситуационные трансформации характера намеренный поступок, совершаемый с целью нанести вред, оскорбить, унизить, дегуманизировать или уничтожить дру- гих людей, которые ни в чем не виноваты; или использование личной власти и авторитета Системы для того, чтобы поощ- рять людей или позволять им совершать подобные поступки от ее имени. Коротко говоря, «зная, что такое хорошо, посту- пать плохо» [4]. От чего зависит эффективность человеческого поведения? Что определяет наши мысли и действия? Что заставляет не- которых вести моральную, добродетельную жизнь? Почему другие так легко скатываются к безнравственности и стано- вятся преступниками? На чем основаны наши представления о человеческой природе? На предположении о том, что вну- тренние детерминанты ведут нас вверх, к вершинам добра, или вниз, в пучину зла ? Достаточно ли внимания мы уделяем внешним факторам, определяющим наши мысли, чувства и действия? До какой степени человек является продуктом ситуации, момента, толпы? И есть ли поступок, совершенный кем-то из смертных, которого не смогли бы совершить мы с вами — никогда, ни при каких обстоятельствах? Обычно мы прячемся за эгоцентричными и иллюзор- ными представлениями о том, что мы не такие , как все. Этот психологический щит позволяет нам верить, что по любому тес ту, оценивающему добродетельность, наши показатели бу- дут выше средних. Слишком часто сквозь толстую оболочку личной неуязвимости мы глядим вверх, на звезды, забывая при этом смотреть вниз, на скользкую дорогу под ногами. Такие эгоцентричные предубеждения чаще можно обнару- жить в культурах, делающих акцент на личной независимо- сти, например в странах Европы и в США, и реже в культурах, ориентированных на коллективное, например в Азии, Африке и на Среднем Востоке [5]. Во время нашего путешествия по пространствам добра и зла я попрошу вас поразмышлять над тремя вопросами. Хорошо ли вы знаете себя, свои достоинства и недостатки? На чем основано ваше знание себя — на анализе своего по- ведения в знакомых ситуациях или на тех случаях, когда вы сталкивались с совершенно новыми ситуациями, где привыч- 28 Эффект Люцифера ные стратегии поведения теряли силу? И хорошо ли вы зна- ете тех, с кем чаще всего общаетесь — членов семьи, друзей, сотрудников и любимых? Одна из идей этой книги состоит в том, что наше знание себя обычно основано на весьма огра- ниченном опыте, полученном в знакомых ситуациях, где есть определенные правила, законы, политика и ограничивающие факторы. Мы ходим в школу, на работу, на вечеринки, ездим в отпуск; оплачиваем счета и платим налоги — изо дня в день, из года в год. Но что будет, если мы попадем в совершенно новую и незнакомую ситуацию, где наши привычки оказы- ваются бесполезными? Например, переходя на новую работу, идя на первое свидание с незнакомцем, о котором узнали на сайте знакомств, вступая в какую-то организацию, ока- зываясь под арестом, записываясь в армию, вступая в секту или добровольно участвуя в эксперименте. Когда правила игры меняются, старые привычки не приводят к ожидаемым резуль- татам. В нашем путешествии, по мере того как мы будем сталки- ваться с разными формами зла, я прошу вас постоянно спра- шивать себя: «А как бы я поступил в этой ситуации?» На этом пути мы увидим геноцид в Руанде , массовое самоубийство и убийства прихожан Храма народов в джунглях Гайаны , резню в деревне Милай (Сонгми) 1 во Вьетнаме , ужасы на- цистских концентрационных лагерей , пытки военной и граж- данской полиции во всем мире , сексуальное насилие над при- хожанами со стороны католических священников и изо- щренные методы мошенничества руководителей скандаль- ных корпораций Enron и WorldCom . В итоге мы обнаружим общие качества всех этих злодеяний и посмотрим, как они проявились в недавно открывшихся злоупотреблениях по от- ношению к мирным жителям Ирака, заключенным тюрьмы Абу-Грейб . Благодаря исследованиям в сфере социальной пси- хологии, в первую очередь благодаря эксперименту, получив- шему название «Стэнфордский тюремный эксперимент », мы найдем одну особенно важную нить, связывающую все эти злодеяния . 1 В русскоязычной традиции: резня в Сонгми. Далее в тексте дается двой- ной вариант перевода. — Прим. пер. 29 Психология зла: ситуационные трансформации характера Зло: неизменное и внутреннее или изменчивое и внешнее? Нам приятна мысль о том, что хороших людей от плохих от- деляет непреодолимая пропасть. Как минимум по двум при- чинам. Во-первых, эта мысль порождает бинарную логику, согласно которой Зло можно рассматривать как отдельную сущность. Обычно мы воспринимаем Зло как некое качество , с рождения свойственное одним людям и не свойственное другим. Из плохих семян в конце концов вырастают плохие деревья. Такова уж их судьба. Мы считаем примерами подоб- ных злодеев Гитлера , Сталина , Пол Пота, Иди Амина , Саддама Хусейна и других тиранов нашего времени, совершавших мас- совые убийства . Мы также считаем злодеями, хоть и не такими ужасными, наркоторговцев, насильников, торговцев людьми на рынке сексуальных услуг, мошенников, тех, кто обирает по- жилых людей и запугивает наших детей. Кроме того, дихотомия «добро — зло» снимает с «хороших людей» ответственность. Они могут позволить себе даже не за- думываться о том, что тоже могут способствовать созданию или существованию условий, которые приводят к правона- рушениям, преступлениям, вандализму , унижениям, запуги- ванию, изнасилованиям, пыткам , террору и насилию . «Так устроен мир, и его не изменить, по крайней мере, мне это не под силу». Альтернативная точка зрения рассматривает зло как про- цесс. Она утверждает, что на злодеяния способен каждый из нас, для этого нужны лишь подходящие обстоятельства. В любой момент человек может проявить те или иные качества (скажем, интеллект, гордость, честность или порочность). Наш характер может меняться, сдвигаться к «хорошему» или к «пло- хому» полюсу человеческой природы. Такая точка зрения пред- полагает, что мы приобретаем те или иные качества на основа- нии опыта, целенаправленного развития или внешнего вмеша- тельства, например, когда та или иная способность открывает нам новые возможности. Короче говоря, мы учимся быть хоро- шими или плохими независимо от нашей наследственности, личностных особенностей или семейной истории [6]. 30 Эффект Люцифера Альтернативные концепции: диспозиции личности , ситуационные и системные факторы Итак, есть две точки зрения на зло: «зло как отдельная сущ- ность» и «зло как процесс». Точно так же существует контраст между диспозициями личности 1 и ситуационными мотивами поведения. Как мы понимаем необычное поведение, неожи- данные ситуации, аномалии, в которых не видим смысла, когда сталкиваемся с такими явлениями? Традиционный под- ход призывает нас определить врожденные качества личности, которые приводят к тому или иному поведению: генетическую наследственность, личные качества, характер, свободную волю и другие аспекты диспозиции, т. е. предрасположенно- сти . Если мы столкнулись с жестоким поведением, нужно ис- кать садистские черты личности. Если мы видим героический поступок, нужно искать гены, отвечающие за предрасположен- ность к альтруизму . Недавно по Соединенным Штатам прокатилась целая серия перестрелок, в которых были убиты и ранены ученики и учи- теля средних школ [7]. В Англии два десятилетних мальчика похитили из торгового центра двухлетнего Джейми Балджера , а потом жестоко и хладнокровно его убили. В Палестине и Ираке молодые мужчины и женщины становятся терро- ристами-смертниками . Многие жители европейских стран во время Второй мировой войны прятали евреев от нацистов, хотя и знали, что если их разоблачат, они и их семьи будут рас- стреляны. «Разоблачители » во многих странах мира рискуют свободой и жизнью, открыто обличая несправедливость и без- нравственность лидеров своих стран. Почему? Традиционные представления (распространенные среди тех, кто принадлежит к культуре, придающей особое значе- ние индивидуализму) побуждают искать мотивы патологии 1 Диспозиция личности — предрасположенность к определенному вос- приятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. В социальной психологии существует так называемое диспозициональное направ- ление — подход к индивидууму, особо выделяющий устойчивые качества (черты личности), присущие человеку и обеспечивающие постоянство его поведения с течением времени и с изменением ситуаций. Первым выдвинул теорию черт личности американский психолог Гордон Олпорт . — Прим. пер. |