курсовой проект юристам. Белов Проект. Тип работы курсовой проект Название дисциплины Право Тема Российская Федерация как светское государство Фамилия студента Белов Имя ученика
Скачать 0.69 Mb.
|
Основные данные о работе
СодержаниеВведение…………………………………………………………………………….3 1 Теоретические основы отношений государства и церкви……………………4 2 Законодательное регулирование положения конфессий в РФ……………..15 Заключение………………………………………………………………………26 Глоссарий…………………………………………………………….…………..28 Список использованных источников………………………………………..…30 Список сокращений……………………………………………….………………34 Приложения……………………………………………….………………………35 ВведениеАктуальность темы работы «Российская Федерация – светское государство» заключается в том, что взаимоотношения государства и Церкви на протяжении последних полутора-двух тысяч лет являются одним из важнейших аспектов внутренней государственной политики и, в ряде случаев, государственных функций. О функциях можно говорить в этом смысле, когда религия становится одним из институтов государства, как это сделал в свое время в России Петр Великий. Целью работы является изучение Российской Федерации как светского государства. Объектом работы является Российская Федерация как светское государство. Темой книги являются принципы свободы совести и свободы вероисповедания. Рабочие задачи: - рассматривать отношения между государством и церковью как основу типологии государств; - выявить статус конфессий в светском государстве; - изучать свободу совести и вероисповедания как основу светского государства; - исследовать правовое регулирование деятельности религиозных организаций. При написании работы использовались нормативные правовые акты, учебники и учебные пособия, а также материалы периодических изданий и сети Интернет, например Малько А.В. и другие. Основная часть1 Теоретические основы государственно-церковных отношенийТипология государств, т. е. их классификация по типам, способствует более глубокому выявлению характеристик, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурных изменений, а также прогнозировать их дальнейшее существование. В современной России большое значение имеют вопросы религиозной жизни. Россия – многоконфессиональная страна, и это накладывает отпечаток на государственное регулирование общественных отношений в сфере религии. Государство, с одной стороны, не может детально регулировать этот очень мощный пласт общественных отношений, регулировать во всех его аспектах. Но государство не может игнорировать возможное и реальное влияние религиозных организаций на своих граждан. Отношения между государством и церковью всегда были сложными. Во все времена и во всех государствах наблюдались самые разные, порой прямо противоположные подходы к регулированию государственно-церковных отношений. Наша страна в этом смысле не исключение - от стадии государственной религии до государственного атеизма Россия постепенно перешла к религиозной толерантности. Такое положение дел в своей основе соответствует общепринятым в настоящее время в большинстве стран мира представлениям о правах человека и нормам государственного регулирования религиозных отношений. Как известно, классификация может производиться по разным признакам (критериям). При этом под типом понимаются общие, существенные и существенные характеристики, присущие той или иной совокупности (группе) состояний и раскрывающие закономерности их организации и развития. Типология является одним из типов классификации и в то же время ее высшей формой, поскольку в основе типологии лежит группировка государств по одному из важнейших и высших классификационных признаков - типу 'государств. Типология государств не есть абстрактная умозрительная конструкция. Он основан на обобщении большого количества фактических данных исторического, социологического, правового и иного характера, на выявлении объективных процессов и отношений, существующих в конкретном обществе, на анализе особенностей функционирования общества. государственно-правовые явления и системы. Одной из основ государственных классификаций является отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято различать светские, клерикальные, теократические и атеистические государства. 1) Светское государство – это государство, в котором систематически достигается отделение церкви от государства, отсутствует государственная или обязательная религия, признаются свобода вероисповедания и атеизма, религиозные взгляды и антирелигиозность. Правовой режим религиозных организаций в светском государстве характеризуется следующими чертами: 1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии; 2) государство не вмешивается во внутреннюю деятельность церкви, за исключением случаев нарушения действующих законов; 3) государство не оказывает никакой материальной, финансовой или иной помощи какой-либо из конфессий; 4) религиозные организации не осуществляют законных функций от имени государства; 5) конфессии, со своей стороны, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются только деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения. Государство защищает законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу вероисповедания, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом. Принцип светского государства закреплен в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Конституция Российской Федерации 1993 года устанавливает, что Россия является светским государством. Никакая религия не может быть установлена в России в качестве государственной или обязательной религии. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав регулируется Законом Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Клерикальное государство – это государство, в котором Церковь имеет государственность, Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, охватывающее различные сферы общественных отношений. Статус государственной религии характеризуется следующими признаками: 1) в сфере экономических отношений - признание права собственности на широкий круг объектов - земли, зданий, сооружений, объектов религиозного назначения и т.п.; 2) церковь получает от государства различные дотации и материальную помощь, налоговые льготы; 3) церковь имеет право на участие в политической жизни страны и часто имеет свое представительство в государственных органах; 4) церковь наделена рядом юридических полномочий, например, правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно-семейные отношения; 5) церковь осуществляет контроль в сфере образования, образования, осуществляет религиозную цензуру печатных изданий, кино, телевидения и т. д. В клерикальном государстве, несмотря на сильную позицию государственной религии, тем не менее государство и церковь не сливаются. Объявление той или иной религии государственной религией, как правило, означает, что государство уважает религию, исповедуемую большинством населения, и придерживается религиозных традиций, составляющих духовную и культурную ценность народа. несмотря на сильную позицию государственной религии, тем не менее, государство и церковь не смешиваются. Объявление той или иной религии государственной религией, как правило, означает, что государство уважает религию, исповедуемую большинством населения, и придерживается религиозных традиций, составляющих духовную и культурную ценность народа. несмотря на сильную позицию государственной религии, тем не менее, государство и церковь не смешиваются. Объявление той или иной религии государственной религией, как правило, означает, что государство уважает религию, исповедуемую большинством населения, и придерживается религиозных традиций, составляющих духовную и культурную ценность народа. Евангелическо-лютеранская церковь является государственной церковью во многих странах: а) в Швеции, где высшим административным органом Церкви является правительство. Здесь все граждане облагаются церковным налогом, а сама церковь получает средства из государственного бюджета и является, кроме того, крупным лесным и помещиком; б) в Норвегии, где также взимается церковный налог, а главой церкви является король; в) в Финляндии, где церковные расходы покрываются за счет государственного бюджета и церковного налога; г) в Дании, где главой церкви является король, взимаются особые налоги и священники являются государственными служащими; д) в Исландии, где главой церкви является президент, а за экономическое положение церкви отвечает государство. Пресвитерианская церковь — государственная церковь Шотландии. В Испании католицизм был государственной религией до 1978 года, при этом церковные расходы полностью покрывались государством. В Германии значительным влиянием пользуется католицизм, в его пользу взимается до 10% подоходного налога. В Италии конституция 1947 г. провозглашала свободу совести, но при этом сохранялся государственный характер католицизма. В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашается свобода совести, но президентская власть освящается церковью, а религиозное образование входит в школьную программу с бесплатным посещением. Бразильская церковь формирует государственные программы по образовательным, экономическим, аграрным и законодательным вопросам. В Ирландии конституция гарантирует особый статус католической церкви. позволяя ему контролировать системы здравоохранения и образования. Там запрещены разводы, аборты и продажа противозачаточных средств. 3) Теократическое государство - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же и глава государства), признанному «живым богом», «наместником бога на земле», «первосвященником» и т. д. (фараон, царь, император, халиф). На практике государственная власть возложена на духовенство и священников. Закон признает «указы Божии» — Священное Писание, Шариат и т. д. и волю Главы Государства и Церкви. Впервые термин «теократия» встречается в трудах Иосифа Флавия. Примерами теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В средние века в Папской области устанавливается теократическая власть папы. Теократические государства характеризуются следующими характеристиками: 1) государственная власть принадлежит Церкви, имеющей статус государственной религии; 2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и общественной жизни; 3) глава государства является одновременно высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например, в городе-государстве Ватикан. Согласно Конституции Ирана, правительство страны находится под контролем факиха, стоящего выше президента Исламской Республики Иран. Он также назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает президента, объявляет амнистию и т. д. Послания факихов выше закона и должны направлять судебную власть. В настоящее время примером теократического государства является город-государство Ватикан, являющееся абсолютной теократической монархией. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит Папе, который избирается пожизненно коллегией кардиналов. В последнее время теократические формы сохранились как пережитки прошлого и в менее развитых странах. 4) Атеистическое государство – это государство, в котором атеистическая пропаганда исходит от органов государственной власти и осуществляется систематическое преследование духовенства и верующих. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что: 1) церковь лишается своей экономической основы - собственности; 2) религиозные организации либо запрещены, либо находятся под жестким контролем государства; 3) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимые действия; 4) духовенство и верующие подавляются; 5) запрещается проводить религиозные обряды, ритуалы в общественных местах, издавать и распространять религиозную литературу; 6) Свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма. Атеистическими государствами были СССР и другие страны социалистического лагеря. После Октябрьской социалистической революции и СССР она стала первой страной в мире массового атеизма, где право на атеистическую пропаганду закреплено в Конституции (статья 127). В СССР создан Союз боевиков-атеистов (1925). В разное время выходили атеистические издания: газета "Безбожник" (1922-41), журналы "Безбожник" (1925-41), "Безбожник" (1922-30), "Воинствующий безбожник" (1931) и др. Издаются атеистические журналы. (с 1959 г.) и «Людина и мир» (с 1965 г.). Курс «Основы научного атеизма» был введен в вузы, профильные педагогические, медицинские, культурно-просветительские высшие и средние учебные заведения. Пропагандистов-атеистов готовят на специальных атеистических факультетах вечерних вузов марксизма-ленинизма, в кружках и др. В 1964 в рамках Академии общественных наук при ЦК КПСС был создан специальный институт научного атеизма. Помимо пропаганды и атеистического воспитания применялись силовые методы, такие как репрессии против священников и верующих, закрытие и разрушение церквей. Таким образом, по отношению государства к религии все государства можно разделить на светские, клерикальные, теократические и атеистические: 1) Светское государство есть государство, в котором систематически осуществляется отделение церкви от государства, существует отсутствие государственной или обязательной религии, свобода вероисповедания и атеизма, религиозные и антирелигиозные взгляды не признаются; 2) Клерикальное государство есть такое, где Церковь имеет государственность, не только пользуется огромными привилегиями, но и является влиятельной политической силой; 3) теократическое государство - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии; Признание (лат. конфессионально — исповедание) или религия — признак религии в определенном религиозное учение, так же хорошо, как объединение верующих кто придерживается этой религии. Современная религия представляет собой поли конфессиональный комплекс, совокупность многих религиозных верований (некоторые ученые насчитывают до 5000 различных религий и культов). Конфессиональное разнообразие ставит перед учеными, богословами и политиками ряд теоретических и практических проблем: от объяснения такого разнообразия религий до планов его преодоления. Например, в христианство церкви, на исповеди используя разные Символы веры образуют разные номиналы. В общем смысле термин «конфессия» является синонимом определенной формы религии. Для того, чтобы застраховаться в России религиозная свобода все конфессии имеют равные права «перед законом». В то же время Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» отводил особую роль православию и ряду традиционных для России конфессий, что, по мнению критиков, фактически ставит эти конфессии в привилегированное положение. Тем же Федеральным законом установлено, что зарубежные религиозные организации может быть предоставлено право открытия представительства на территории Российской Федерации. Однако «представительство иностранной религиозной организации не вправе заниматься богослужением и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом». Иностранной религиозной организацией является организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства. При этом «российская религиозная организация вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации». В России религиозные объединения существуют независимо от государства, и исповедовать или не исповедовать религию — личное дело каждого гражданина. Также, согласно основополагающим принципам законодательства о свободе вероисповедания, все религии равны перед законом. Такая ситуация в современной России гарантирует свободу вероисповедания -краеугольный камень демократия, создающая предпосылки для формирования справедливого и свободного общества. Право на свободу вероисповедания также поддерживает стабильность российской политической системы, способствует поддержанию общественного порядка и сдерживает религиозный экстремизм, так как Российское государство изначально формировалось со многими религиями, и безопасность можно сохранить только совместными усилиями. В демократическом обществе, характеризующемся религиозным плюрализмом, такие ограничения могут быть установлены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Государство вправе устанавливать определенные барьеры для того, чтобы автоматически не предоставлять статус религиозной организации, препятствовать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих противоправные и преступные действия, если это несовместимо с уважением свободы мысли, совести и вероисповедания других и других конституционных прав, и свобод, особенно сопровождаемых предложением материальных или социальных благ с целью вербовки новых членов в Церковь, Коренное изменение государственной политики в отношении религии, произошедшее в последние годы, возрождает духовные силы России. Церкви вновь становятся храмами, восстанавливаются религиозные ценности, религиозные учебные заведения. Это создает материальные условия для реализации гражданами одной из важнейших гражданских свобод - свободы вероисповедания. В Указе Президента Российской Федерации «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, пострадавших от необоснованных репрессий» от 14 марта 1996 г. осуждался «многолетний террор, развязанный большевистской партийно-советской властью против духовенства и верующих». всех конфессий. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах человека и основных свободах (заключена в Минске 26 мая 1995 г.) в ст. 10 гласит, что «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу выбирать свою религию или убеждения, а также свободу единолично или совместно с другими исповедовать свою религию или убеждения, поклоняться, следовать, исполнять и действовать в соответствии с религиозными и ритуальными обрядами. На момент своего возникновения право на свободу совести и вероисповедания относится к первому поколению прав человека, сформировавшихся в ходе буржуазных революций и реализующих так называемую «негативную свободу». Это право относится к правам и свободам человека. В советской литературе большинство авторов относили свободу совести к числу политических конституционных прав. Некоторые современные авторы и сегодня считают, что к политическим свободам можно отнести свободу совести и вероисповедания. В начале ХХ века в трудах некоторых отечественных правоведов свобода совести и вероисповедания считалась одной из важнейших личных духовных свобод. Для характеристики свободы совести и вероисповедания как правового института необходимо рассмотреть его фактическое содержание и выявить тенденции развития этого института. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит только таким ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности либо для защиты прав и свобод других». Рассмотрим более подробно понятия свободы совести и вероисповедания. Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно избранной им религии, так и быть атеистом, т. е. скажем не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, где признана государственная религия, и поэтому на человека оказывается определенное давление с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах она используется как прикрытие официальной антирелигиозной пропаганды и гонений на Церковь. Современные ученые определяют совесть как способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные ценности и обязанности, требовать их выполнения, давать самооценку своим действиям, ориентируясь на индивидуально-личностные принципы человека. Рассматривая понятие «свобода», можно выделить разные подходы к его теоретическому осмыслению. Рене Декарт, например, понимал свободу как произвол и автономию воли. Свободу можно рассматривать в материальном и идеальном смысле. Материальная свобода есть свобода действий и она ограничена физическими возможностями человека и влиянием на него законов природы. Идеальная свобода больше зависит от свободного волеизъявления человека и ограничивается его нравственной позицией. Таким образом, свобода понимается как способность действовать по своей воле, своим целям, а не по внешнему принуждению или ограничению. Если рассматривать свободу совести с точки зрения социологических наук, то это уже определенная духовная ценность человека, общества, важное общественное благо, созданное обществом в результате его исторического развития. Но мы должны рассматривать свободу совести именно в ее юридическом аспекте. Прежде всего, статья 28 Конституции касается совести и ее свободы, которые часто отождествляются с религией, атеизмом или выбором между ними. Однако совесть и ее свобода, хотя и составляют ядро религиозной морали, не определяют свободы выбора между верой в Бога и отрицанием Бога как такового. Сознание есть особое духовное свойство каждого человека, присущее ему, признает он его или отрицает, и состоит из врожденного знания и различения добра и зла. Сознание закладывается в раннем детстве, когда родители объясняют ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Совесть определяется моральными нормами. Ими руководствуется человек во внешнем проявлении своих мыслей и чувств. Если человек поступает бесстыдно, то, как правило, он несет ответственность, сначала моральную, затем, возможно, и юридическую. Совесть как элемент нравственного сознания ориентирует человека в мире поступков. Способность оценивать свои поступки с точки зрения добра и зла — одна из основных характеристик человеческой натуры. Таким образом, в светском государстве признаются и функционируют все существующие конфессии. Здесь есть место любому религиозному учению, однако данное положение не распространяется на сектантские учения, которые могут подрывать устои государства, противоречить нормам морали и нравственности. |