Курсовая работа. Типология государства
Скачать 51.14 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра теории и истории государства и права КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория государства и права» На тему: «Типология государства» Выполнил: Курочкин М.А Специальность – 40.02.02 «Правоохранительная деятельность», 2019 г.н., 319СУ. Руководитель: к.п.н., доцент кафедры подполковник полиции Горбатенко Г.В. Защищена____________________ Оценена____________________ ПЛАН Введение 3 Глава 1 Типология государств 5 1.1Проблема типологии государства 5 1.2 Подходы к типологии государств 7 Глава 2 Формационный подход 10 2.1 Рабовладельческий и феодальный тип государства 10 2.2 Буржуазный и социалистический тип государства 13 Заключение 17 Список литературы 19 ВВЕДЕНИЕ Тема курсовой работы - "Типология государств". Данный вопрос является актуальным в теории государства и права. Его актуальность заключается в том, что в истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, и развитие и становление государственности у каждого из них свои из-за географических, политических и религиозных условий. Основной проблемой типологии государств является их правильная классификация. Такая классификация, которая отражает логику исторического развития государств и позволяет объединить их в группы на основе определенных критериев и называется типологией. На протяжении истории было изобретено много подходов к типам государства. Основными являются формационный подход (авторы К. Маркс, и Ф. Энгельс) и цивилизационный подход (авторы А. Тойнби и У. Росту). В настоящее время проявляется тенденция, которая заключается в отказе от господствовавшей на протяжении десятилетий концепции общественно-экономических формаций, которая долгое время считалась базовой для характеристики отдельных исторических типов государства. Привычными стали обращение к иным теоретическим конструкциям. Большое значение имеет, например, цивилизационный подход. Актуальность данного вопроса определила цель работы - рассмотреть сущность, особенности и различные подходы к типологии государства. Исходя из этой цели, можно выделить несколько конкретных задач этой работы:. Изучить понятие "типология государства" и выявить ее особенности. Рассмотреть возможные критерии и основы для классификации государств. Описать выделяемые типы государств типология государство подход правовой работы состоит из четырех глав. В первой главе рассмотрено основные определения и назначение типологии государства. Во второй главе подробно описано содержание, признаки и типы государств согласно формационному подходу. В третьей рассмотрен цивилизационный подход к типологии государства, так же описаны признаки подхода и типы государств согласно этой теории. В четвертой главе кратко проанализировано другие современные подходы к типу государства. К ним относятся политико-правовая типология и трех этапная схема эволюции государств. Объект исследования: – типология государств с позиции естественно-исторического прогресса развития государственно-организованногообщества. Целью курсовой работы является исследование типологии государства. Задачи: 1. Рассмотреть основные подходы к типологии государства; 2. Исследовать формационный подход к типологии государства; 3. Проанализировать цивилизованные типы государства. Методологической основой исследования: является совокупность различных общетеоретических методов: обобщение, элементы исторического анализа, сравнительно-правовой метод, анализ литературных источников и документов, информационно-правовой и иные методы исследования. Структура работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Типология государств Проблема типологии государства Государство несет в себе большое количество противоречащих друг другу особенностей и нужд, не придерживаясь которых оно не сможет. Государство имеет в себе множество противоречивых свойств и особенностей, без которых оно не может существовать. Одно из таких противоречивых свойств - государство должно рассматривать интересы классовые, одновременно с обще социальными и общими проблемами всего социума. Такая противоречивость исходит из того, что подавление угнетаемых государством классов не является его основной задачей, так как, являясь официальным представителем всего социума оно обязано представлять интересы всех слоев общества, решать их проблемы и пытаться максимально повысить уровень жизни. Так можно сказать, что государство имеет некую «общую функцию», то есть не просто власти на определенной территории над людьми, а публичной властью в котором власть принадлежит всему обществу и осуществление власти проходит с целью поддержания этого общества. Изъясняясь иными словами, сущность государства, ее социальную структуру, можно определить только с учетом противоречивых задач государства, то, что оно является связующей силой цивилизованного общества, а не только машиной угнетенного класса. Такая несовместимость в функциях государства, которое одновременно выражает обще социальные и классовые интересы, реально существует в виде противоречия между государством и гражданским обществом, при этом не смотря на данное противоречие, государство обязано выражать интересы и тех, и других. Как политическая форма этого общества государство - есть выражение общности, тогда как гражданское общество, напротив, - выражение различия. Взаимоотношения между обществом и государством характеризуются конфликтом между общим интересом и частным, расколом между политическим государством и гражданским обществом. Однако, это не выводит их за рамки единства. Тесно связанные, обе стороны единства могут преобразоваться в политическую общность, которая подразумевает становление государственного неотличимым от общественного. Гражданское общество и государство состоят в положении непрекращающегося противодействия, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности последнего контролировать действия государственной власти. При условии слабого развития гражданского общества, государство может с легкостью поглотить его, несмотря на все права и свободы. Поэтому государство как форма должно отвечать потребностям гражданского общества. Кант писал: «гражданскую свободу нельзя сколько-нибудь значительно нарушить, не нанося ущерба всем отраслям хозяйства, особенно торговле, а тем самым не ослабляя сил государства во внешних делах...»1. Чтобы функция государства как выражения общности сочеталась с его ролью как инструмента классового господства, оно вынуждено брать на себя миссию известного компромисса между различными общественными силами и их интересами, т.е. каждый раз находить форму разрешения всех противоречий : «Таким образом, анализ одного из противоречий государства показывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице как общие интересы, так и интересы господствующего класса» 2. В различные исторические периоды различны соотношения и приоритетность тех или других. Подходы к типологии государств Рассмотрение природы государства ставит целью рассмотрение таких вопросов о социально-экономическом строе государства и о проблемах типологии государства, так же являющимися составными частями природы любого государства. В отечественном учении о теории государства и права обычно, традиционно принято основываться на марксистских учениях об общественно-экономических формациях, которые в свою очередь составляют формационный подход. Согласно марксистским положениям, классовая сущность государства основывается на экономической основе, базисе, видом производственных отношений, способом производства в целом, само же государство согласно марксистским взглядам является лишь надстройкой: « Говоря иначе, форма государства и его тип напрямую зависит от экономического основания3». Государство вторично, а экономика первична. Фридрих Энгельс, немецкий философ, основоположник марксизма, был единомышленником К. Маркса и и был одним из соавторов трудов о марксистской теории. Он считал, что, экономическая основа общества создает реальную основу, которая и включает надстройку из правовых и политических институтов. Из выше написанного можно выделить и характер происхождения государства от социально-экономического строя. В наше время выделяется и другой подход к типологии государств - цивилизационный. Термин «цивилизация» закрепилось в европейской науке в эпоху просвещения и с тех пор приобрело большое количество, как и понятие «культура»4. С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизационный подход учеными запада и востока. В изучении таких вопросов, ученые, изучающие данный вопрос, основывались на трудах известнейших философско-социологических деятелей, таких, как Н.О. Шпенглер, А.Р. Тойнби, В самом общем виде термин «цивилизация» можно определить как социокультурную структуру, в которой взаимосвязано множество различных механизмов. Так же, эта структура обеспечивает высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с нуждами сложного развитого организма, именуемого государством, и вместе с тем поддерживающего его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей. Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала:«из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него духовно - нравственных и культурных факторов5» общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает существование детерминации духовными факторами, которые могут блокировать, или поощрять развитие государства. Но было бы неверным в характеристике и понимании государства стоять на позициях признания равноправности двух подходов, или представлений, что цивилизационное влияние на развитие государства, осуществляется в рамках формационного, базисно-надстроечного и социально- экономического подхода. Сторонники этого аргумента объясняют это так: основа государства составлена основой государства в основе государства лежат экономические факторы, но влияние на них достигается выработкой таких стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду. А стереотипное поведение, трудовая мораль, менталитет человека формируются именно в той сфере человеческой деятельности, которая характеризуется как культура, или цивилизация. В итоге цивилизация влияет на социальную организацию общества. Культурно-идеологические принципы жизни вполне способны ослабить влияние способа производства, и тем самым, прервать поступательное формационное развитие, как производства, так и процесса формирования и функционирования государства. Пример - это циклическое развитие форм государственного строя в арабских странах, Китае или Америке двадцатого века. Так же и наоборот, социокультурные, духовные факторы могут усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы. В Европе, роль двигающей силы капиталистической эволюции всего региона сыграла протестантская церковь, которая несет в себе идею труда и трудовой этики. Так же протестантская церковь привнесла государственно-правовые начала в идею капиталистического государства Любое государство рано или поздно попадает под влияние двух видов воздействия: формационного и цивилизационного. Никогда нельзя сказать заранее, какое из них, в конце концов, возьмет верх. Именно с этой борьбой связанамного вариантность развития государства и различных сфер общественной деятельности. Поэтому правильное понимание соотношения государства с социально-экономическим строем предполагает использование обоих подходов. «Однако, суть в том, что исторический опыт образования и развития государственности показывает, что привязка структуры того или иного государства к социально экономической формации не дает полных знаний и ответов на многие вопросы6». В трудах А. Тойнби, С. Хантингтона выделены отдельные культурные критерии цивилизации А.Тойнби - «Цивилизация перед судом истории: Сборник» - 2002 г., которые позволяют классифицировать отдельные типы государств. Глава 2. Формационный подход 2.1 Рабовладельческий и феодальный тип государства Рабовладельческое государство - это "первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев7" Государства рабовладельческого типа возникли в результате появления частной собственности, имущественного расслоения и раскола общества на классы. Государство было необходимо рабовладельцам для удержания в повиновении огромных масс рабов. В качестве разновидностей рабовладельческого типа государства называют города-государства Древней Греции, получившие названия полисов, Римскую империю, возникшую в I веке до н.э., и Спарту. Но сейчас такой подход устарел. Не рабы являлись там производительной силой, а общинники-земледельцы. По настоящему рабовладельческий строй существовал только в Древней Греции (VIII - VI вв. до н.э.) и в Древнем Риме (VI в. до н.э.). К рабовладельческому типу государств помимо античных государств - Афинского и Римского - можно отнести многочисленные государства Древнего Востока: Египет, Вавилонское государство, Индию и Китай. Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников - рабов. Главные создатели материальных благ - рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением. Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений - восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н.э., восстание Спартака в I в, до н.э. и др.). Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Эта классовая сущность государства выражалась в его функциях. Важнейшей функцией этих государств являлась защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов. Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство Феодальный тип государства Феодальное государство - это второй исторический тип государства. Феодальное государство, опять же с позиций марксистского формационного подхода, есть орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, орган диктатуры феодалов, важнейшее средство охраны, укрепления и развития феодального экономического базиса. В диктатуре класса феодалов заключается сущность феодального государства. Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Следовательно, феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др. "К основным разновидностям феодального исторического типа государства, например в Европе, этот формационный подход относит раннефеодальные государства (княжества, герцогства, графства), пришедшие им на смену абсолютистские государства и, наконец, свободные торговые города, типа Венеции, Генуи, Новгорода и др 8". На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, неизвестных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки. Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества.2Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений. На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазных революций. В результате последних возник новый тип государства - буржуазный. 2.2 Буржуазный и социалистический тип государства Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности. Это третий исторический тип государства, предусматриваемый данной типологией. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Установление буржуазной государственности, по сравнению с феодальной, в свое время, стало огромным шагом вперед на пути исторического и социального прогресса. "Возникновение такого типа государства означает движение вперед по сравнению со средневековьем"9. Оно является частью политической надстройки над таким экономическим базисом, который предполагает личную свободу работника, его независимость как личности от капиталиста. При этом не применяются внеэкономические средства принуждения к труду, как это было в условиях предыдущих типов государств. На последующих этапах развития капитализма усиливается регулирующая роль государства во всех сферах общественной жизни" Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. В этом государстве сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество состоит из двух основных классов - буржуазии (капиталистов) и рабочих (пролетариев), отношения между которыми, вследствие экономических, а следовательно и политических классовых интересов, носят антагонистический характер Согласно марксисткой теории, рано или поздно, капиталистическое государство, раздираемое внутренними противоречиями, должно рухнуть и уступить дорогу новому обществу - коммунизму, переходным этапом, к которому является так называемое социалистическое государство. Социалистический тип государства Социалистический тип государства приходит на смену буржуазному государству. "Согласно формационной теории - это высший и последний исторический тип государства .Это такая организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа10". Таким образом можно сделать вывод, что социалистическое государство является орудием политической власти трудящихся масс (классов), выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство, государство демократии для большинства - пролетариев и диктатуры в отношении меньшинства - эксплуататорских классов, возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Политическая власть в таком государстве принадлежит пролетариату".Социалистическое государство имеет отличительные признаки в экономической сфере. "Средства производства уже вышли из частной собственности отдельных лиц. Средства производства принадлежат всему обществу. Каждый член общества, выполняя известную долю общественно-необходимой работ, получает удостоверение от общества, что он такое-то количество работы отработал. По этому удостоверению он получает из общественных складов предметов потребления соответственное количество продуктов. За вычетом того количества труда, которое идет на общественный фонд, каждый рабочих, следовательно, получает от общества столько же, сколько он ему дал".Пролетариат берет общественную власть и обращает с помощью нее ускользающие из рук буржуазии общественные средства производства в собственность всего общества.11 Этим актом он освобождает средства производства от всего того, что до сих пор было им свойственно в качестве капитала, и дает полную свободу развитию их общественной природы. Отныне становится возможным общественное производство по заранее обдуманному плану. Развитие производства делает анахронизмом дальнейшее существование различных общественных классов. В той же мере, в какой исчезает анархия общественного производства, отмирает политический авторитет государства. Согласно теории, в отличие от иных вышеперечисленных исторических типов государств, социалистическое государство отличается следующими чертами: "принудительная отмена частной собственности и обобществление средств производства; формальное юридическое равенство граждан; декларируемая цель государственно-правовой системы - всеобщее материальное и духовное благополучие людей".Исходя из данной теории, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле т.к. оно не является орудием власти. Фактически оно "полу государство12", выражающее волю и интересы большинства членов общества - рабочего класса. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы: Согласно одному из подходов к, формационному, общество находится в зависимой связи, ограничениях общественно-экономической формации и состоит их двух обязательных частей, компонентов. Один, из которых является экономической платформой, которая содержит в себе производственные отношения и отношения в сфере частной собственности. Вторая часть собрала в себе мораль, право, науку, государство и сознание. Роль экономической платформы определена главенствующей по отношению ко второй части, которая подчинена первой, только в таком виде формационный подход способен существовать. Размеренный прогресс развития производительной силы общества (орудий труда, трудовых навыков человека) закономерно приводит и к смене конфигурации производственных отношений. Владельцами основных средств производства становятся новые, все более продвинутые классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, и наконец, трудящиеся классы). С изменениями, произошедшими в производственных отношениями, изменяются и элементы надстройки, по мере того, как они начинают у соответствовать новой экономической основой, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации. Первый тип государства, с которым столкнулось общество в процессе своего развития - рабовладельческое государство, возникшее после разложения первобытного строя и представляет собой власть рабовладельцев. Второй тип государства - феодальное, как основное эксплуататорское государство. Третий - буржуазное, допускающее появление частной собственности для использования в производстве. Четвертый тип - социалистическое государство, где превалирует общественная собственность и власть трудового класса. Согласно Марксу, существует еще один тип государства - переходное, то есть государство, исторически сложившееся как и остальные, но в котором есть несколько главенствующих классов. В России долгое время основной была формационная теория. И даже больше, наше государство было социалистическим и его основным государственным строем долгое время был - коммунизм, который сам по себе подразумевал «светлое будущее». 2Но к «светлому будущему» мы так и не пришли, что говорит о необработанности теории и наличии в ней недочетов. Советское государство не было готово к переходу на следующий этап государства, а именно социалистическое государства. В цивилизационном же подходе определяющими факторами развития государства являются социокультурные, такие как, идеология, религия, нравственность и так далее. Собственно, именно социокультурные факторы устанавливают вид государственной власти, ее нацию и то, как она будет выглядеть, и, как она будет взаимодействовать с остальными государствами. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные правовые акты 1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.-М.;Теис,2019.-67 с. Литература 2.Кашкин С.Ю.Смена цивилизации и конституция формирования её глобального идеала.//Государство и право, № 11,199.2 -250с. 3.Коморов С.А Общая теория государства и права: курс лекции М.Ю.Манускрипт.1996-320с. 4.ГравскийВ.Г.Всеобщая история права и государства.-М.:Норма,2007-123с. 5.ПлетниковЮ.К.Цивилизация и формационная триады К. Маркса, -М: Свободная мысль,1999-115с. 6.Перевалов В.Д. -Теория государства и права .-М.:Издательство Юрат,2013-332с 7.Вехорев Ю.А. -Типология государств. Цивилизационные типы государства //Вестник Нижегородского Университета,2017-342с. 8.ГрафскийВ.Г.-Всеобщая история права и государства,учебник,М.:Норма-Инфра-М,2010- 221с. 9.Сырых В.М.Теория государства и права.М.:Былина,1998.-155с. 10.Алексеев С.С.Общая теория права.-1998.-212с. 11.Рожкова Л.П.Принципы и методы типологии государства и права.-Саратов.:1994- 461с. 12.Явич Л.С. Сущность права.- Л. :Издательство ЛГУ,2016.-338с. 13.Марченко В.М.Теория государства и права: учебник.М.,2007- 210с. 14.Теория государства и права: Учебно-методическое пособие/Марченко М.Н..-М.;Зерцало-М,2002- 352с. 15.Ленин В.И.Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции.//Ленанд-2015- 150с. 16.Пуздрич Ю.В.История российского конституциализма 1Х-ХХ веков/Ю.В. Пуздрич. - СПБ.; Юрид. центр Пресс,2004- 559с. 17.Алексеев Н.Н.Идея государства.СПБ.,2005- 55с. 18.Хропанюк В.Н. -Теория государства и права.Изд.;Омега-Л,2011 - 134с. 19.Мачин И.Ф. -История политических и правовых учений.Юрайт:2012- 127с. 20.Каск Л.И.Функции и структура государства.ЛГУ,1989- 47с. 21.Перевалов В.Д. - Теория государства и права. - М.: Издательство Юрайт, 2013.-332с. 1Плетников Ю.К.Цивилизация и формационная триады К. Маркса,- М:Свободная мысль,1999 -115 с. 2 Сырых В.М.Теория государства и права.М.:Былина,1998.-155с. 3 Явич Л.С.Сущность права.- Л.: Издательство ЛГУ,2016.-338с. 4Кашкин С.Ю.Смена цивилизации и конституция формирования её глобального идеала.//Государство и право, № 11,1992-250 с. 5 Алексеев С.С.Общая теория права.-1998.-212с. 6 .Мачин И.Ф -История политических и правовых учений.Юрайт:2012- 127с. 7 Перевалов В.Д. - Теория государства и права. - М.: Издательство Юрайт, 2013.-332с. 8 Хропанюк В.Н.- Теория государства и права.Изд.;Омега-Л,2011 - 134с. 9 Гравский В.Г. Всеобщая история права и государства.-М.:Норма,2007-123с. 10 Коморов С.А Общая теория государства и права: курс лекции М.Ю.Манускрипт.1996-320с. 11 Теория государства и права: Учебно-методическое пособие/Марченко М.Н..-М.;Зерцало-М,2002- 352с. 12 Алексеев Н.Н.Идея государства.СПБ.,2005- 55с. |