Типология Государства. Курсовая. Типология государства
Скачать 121.04 Kb.
|
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Теория государства и права» Тема: ТИПОЛогия государства
Екатеринбург 2022 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Типология государства: понятие и назначение……………………………4 1.1 Основные подходы к систематизации научных знаний о государства…4 1.2 Проблема разграничения типологии и классификации государства……8 1.3 Сущность государства как основание его типологии……………………10 2 Основные подходы к типологии государства…………………………….. 17 2.1 Формационный подход к типологии государства………………………...18 2.2 Цивилизационный подход к типологии государства……………………..19 Заключение………………………………………………………………………21 Список использованных источников…………………………………………..24 Введение В истории каждого государства можно выделить определенные периоды (этапы), возникающие и прекращающиеся в каждом из них в разное время и имеющие специфические особенности. Тем не менее, существует возможность выявить какие-то общие особенности, характерные для всех государств данного периода. Нельзя сказать, что каждое государство было когда-то, например, рабовладельческим, поскольку возникновение и смена этапов происходит в связи с целым комплексом причин, которые для каждого государства своеобразны и связаны с историческими событиями, традициями, расположением на планете и т.д. Еще Аристотель и Полибей пытались найти общее в развитии разных государств, определить критерии их классификации, причины смены типов государств. Типология представляет собой один из важнейших методов познания исторического развития государства и права. Развитие же государства и права – важнейшая составная часть всего процесса развития человеческого общежития, а, следовательно, и всего исторического процесса. В теории государства и права существует несколько подходов к типологии государства, среди которых основное место занимают цивилизационный и марксистко-ленинский. 3 3 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ 1.1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМАТЕЗАЦИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О ГОСУДАРСТВЕ История развития государственности насчитывает огромное количество государств, которые различные по своему происхождению, развитию и функционированию. В курсе теории государства и права придается особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государство со сходными признаками на основании тех или иных факторов. Типологией в общем смысле является "учение о классификации, т.е. распределении объектов какого-либо рода на взаимосвязанные типы, классы, виды, группы согласно наиболее общим и существенным признакам и свойствам объектов данного рода; это учение об упорядочении и систематизации сложных объектов. В данном случае таким сложным объектом выступает государство". Существует огромное количество различных определений типологий государств. Например, "с точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису". "Само понятие "Тип государства" включает основные сущностные признаки, раскрывающие особенности возникновения, развития и функционирования государства". 4 Таким образом, можно сделать вывод, что типологией государства является научная классификация государств по определенным группам на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. "Задача типологии государства - процесс познания государственной (и правовой) материи с позиции естественно исторического процесса развития государства, его юридических правил, исторически неизбежной смены одной государственности другой". Следовательно, типология государства предназначена для "разделения" всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность. В тысячелетней истории человеческого общества сменилось множество государств, которые возникали и исчезали как естественным путем, так и в результате завоеваний, разделений и объединений. В ходе развития человеческих воззрений на природу исторического прогресса, место и значение индивидуума в социальных процессах появились различные теории, в которых обосновываются классификации государства и их критерии. В современной юридической науке установилось два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный. Однако государственность есть явление многогранное, поэтому данные подходы не представляются исчерпывающими. Некоторые ученые, используя значимые, на их взгляд, критерии, разработали собственные концепции относительно данной проблематики. Первые попытки типологизации государств предпринимались уже в древности, когда юридическая наука только начинала свое развитие. 5 Античные мыслители (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) делили формы государства на правильные и неправильные. К группе правильных форм относились те формы государства, где власть осуществлялась на основе законов и в общих интересах, а к неправильным формам - те, где власть действовала вопреки законодательству и отстаивала при этом собственные интересы. Опираясь на такой подход, Платон выделял три правильные формы: царскую власть (законную монархию - правление одного лица на основе законов), аристократию (законную власть немногих) и законную демократию (власть народа на основании законов). В качестве неправильных форм мыслитель отмечал: тиранию (незаконную власть одного), олигархию (незаконную власть немногих) и незаконную демократию (противозаконную власть народа) . На основании тех же критериев Аристотель выделял царскую власть, аристократию, политию и противоположные им тиранию, олигархию, демократию . Такую классификацию с некоторыми видоизменениями использовали многие мыслители Средневековья и Нового времени. Так, например, Н. Макиавелли делил государства на две группы: - государства, где подданные привыкли повиноваться государям; - государства, где подданные жили исконно свободно. Начиная с Нового времени, более распространенным становится деление государств на монархии и республики. Такая классификация занимала доминирующее положение в юридической науке до XIX в. Она не утратила своего значения и в более поздний период, однако наряду с такой классификацией сформировались и иные подходы, также раскрывающие различные стороны государства. Анализируя историческое наследие, некоторые ученые подразделяют на виды сами типологии и классификации. 6 Они могут быть как структурными (синхроническими) так и генетическими (диахроническими) , выражать как типы развития, так и типы существования (динамические и статистические; структурные и исторические) . Такое разграничение обусловлено тем, что любое явление обладает статикой и динамикой, организаций и развитием. Генетическая типология основана на законах происхождения и развития государственности. Например, формационный подход к типологии государства описывает исторический процесс развития экономических отношений, который порождает изменения в государстве. B.C. Нерсесянц в рамках ли- бертарно-юридической концепции также выделяет последовательные исторические типы государства, в которых выражается прогрессивное развитие формальной свободы человека. Структурная типология базируется на статическом анализе, где рассматривается явление или система в определенный момент (период). При синхроническом методе объекты исследования рассматриваются в условно неподвижном, зафиксированном на некоторый момент времени виде. Структурная классификация присутствует в юридической науке в виде дифференциации государства в зависимости от его формы правления, территориальной формы. Некоторые ученые считают, что типология является исключительно генетической дифференциацией. «Типология (типизация) - это естественный, закономерный процесс познания характера естественно-исторического развития государства, неизбежностью для которого является смена одного типа другим» . Тип права и государства - это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы . На наш взгляд, такое суждение весьма неоправданно. Главный признак типологии как метода систематизации научного знания - это наличие критериев, отражающих сущность типологизируемого явления. 7 1.2ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ТИПОЛОГИИ И КЛАССИФИКАЦИИ ГОСУДАРСТВА Роль классификации и типологии высоко оценивается в научном познании, так как данные методы являются незаменимыми средствами для воспроизведения изучаемых объектов в теории. Назначение всякой классификации в науке заключается в том, чтобы быть средством лучшего познания действительности . Классификация и типология представляются в виде ряда последовательных этапов познавательных процедур и приёмов, отражающих ход мысли от неупорядоченного многообразия к созданию структурно-определённого целого. Это движение научного знания от уровня эмпирического накопления до уровня теоретического синтеза (обобщение и упорядочение знания). В классификационной и типологической системе объекты расположены в определённой закономерности, которая позволяет делать выводы об их характерных особенностях. С.И. Шапиро справедливо отмечает, что типология повышает содержательность научной информации, поскольку она позволяет судить о признаках и свойствах объекта в зависимости от того, какое место он занимает в этой системе. Включение предмета или явления в классификационный разряд предполагает распространение на них всех свойств соответствующего разряда. Классификация должна фиксировать закономерные связи между классами объектов с целью определения в системе места объекта, которое указывает на его свойство. Таким образом, изучая объект в классификационной (типологической) системе, исследователь получает более глубокие познания о нем. Значение логических приёмов деления содержания понятия достаточно высоко оценивается в науке. 8 Учёные отмечают, что в основании построения типологии находятся диалектико-материалистические законы, что отражает закономерные связи между видовыми объектами. Эта характерная особенность позволяет делать прогнозы относительно неизвестных фактов типологической системы. Классификация также стимулирует развитие теоретических аспектов науки. Деление объекта по классификационным единицам позволяет исследователю лучше ориентироваться в том множестве понятий, которое присуще любой отрасли науки. Типология и классификация фиксируют систему исследуемых явлений, имеющих место на определенный момент. Общественные науки, как и объекты их исследования, находятся в динамичном состоянии, то есть в состоянии развития. Поэтому учёные периодически проводят анализ социальных процессов и явлений в целях выявления неизвестных объектов, выяснения характерных связей между ними, а также определения их закономерностей. Результаты исследований отражаются не только в виде положений, теорий, которые находят место в уже имеющихся типологиях или классификациях, но и в виде построения новых типологических (классификационных) систем. Данные методы научного познания имеют существенное значение для совершенствования понятийного аппарата науки, так как классификационные и типологические понятия по своей сути есть абстрактные понятия, возникшие в процессе изучения и обобщения явлений действительности. Юридическая наука стремится не только систематизировать все многообразие исследуемых объектов, но и придать этой системе стройный, упорядоченный, логический вид. Общая теория государства и права, отмечая онтологический и гносеологический аспекты типологии и классификации, считает данные методы познания незаменимыми в своём арсенале. 9 Особенно высоко оценивается учёными прогностическая функция типологии. Типология как результат исследования представляет собой определённую систему, которая строится на основании общих родовых признаков и выявляет её закономерности, что позволяет предсказать существование неизвестных объектов. Например, созданная К.Марксом научная типология истории общества позволила предсказать социалистическую общетсвенно-экономическую формацию, ещё не существовавшую в действительности. 1.3 СУЩНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ЕГО ТИПОЛОГИИ Сущность государства как общественного явления представляет собой «многогранный стержень», который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы. Раскрыть сущность государства — значит выявить главное, определяющее, то, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Постижение сущности государства составляет одну из основных задач теории государства. Этим объясняется необходимость познать сущность государства, т.е. выявить основу его функционирования и развития, его социальной ценности и назначения, понять государство в единстве всех его многообразных и противоречивых свойств, сторон, форм бытия как самостоятельного института. Раскрытие сущности государства предполагает анализ государства как политической организации общества. 10 Сущность государства состоит в том, что его надо рассматривать как определенную ассоциацию, члены которой интегрируются в единое целое публично-властными структурами и отношениями. В государстве как политической организации особого рода воля всех членов общества объединяется и выступает как единая государственная воля. Политико-философской и юридической мыслью выработано множество походов к сущности государства. Их различие становится очевидным при разрешении следующих основополагающих вопросов: - соотношение государства и общества; - искусственное или органическое, естественное происхождение государства. Наибольшую известность получили следующие подходы к сущности государства: теория плюрализма, технократическая теория, теория элит юридический подход. Теория плюрализма разработана М. Дюверже, Р Дарендордем и другими исследователями. Согласно данной теории общество представляет собой совокупность страт - групп людей, объединенных по возрасту полу, профессии и другим социально значимым свойствам. Страты могут объединяться в политические союзы для решения какой-либо задачи или лоббирования определенного интереса. Такое объединение необходимо, т.к. индивид не в силах самостоятельно оказать влияние на государственную власть. Стратифицированные интересы могут воздействовать на государство. В силу разнообразия интересов организаций (плюрализм) осуществляется их цели в государственной политике. Такая форма взаимодействия общества и государства называется плюралистическая демократия. 11 Технократическая теория сформирована и развита в работах Т. Веблена, Д. Барихейма и других. Основу данной теории составили взгляды А. Сен-Симона о том, что без технических специалистов цивилизации угрожала гибель. Исчезновение политиков никак не отразилось бы на имеющемся социально-экономическом порядке. Согласно данной теории технократами являются лица, профессионально занимающиеся управлением. Источником их власти является опыт и компетенция, управленческие науки. Бюрократы в отличие от технократов имеют власть только в связи со своей принадлежностью к аппарату государства. Таким образом, технократическая управленческая деятельность необходима для общества с целью оптимального целенаправленного развития. Теория элит (В. Парето, Г Моски, Дж. Сартори) представляет функционирование государства через борьбу политических элит за власть. Элиту составляют: - преуспевающие люди; - лица, осуществляющие публичную власть. Элита представляет узкий слой лиц, имеющих власть, средства, социальный статус. Победившая элитарная группа получает возможность проводить свои интересы в политике государства. Юридический подход (Г. Еллинек, А. Эсмен, Г. Кельзен) рассматривает государство как социальное образование и юридическое учреждение. Юридическая природа государства проявляется в функционировании государственных учреждений, издании и применении правовых норм. При этом государство рассматривается как юридическое лицо, выражающее интересы народа. материальное воплощение в государственно-правовых институтах, становится властью государственной. 12 Вот почему эти два понятия, по существу, являются идентичными Существование государства в качестве политической организации связано, прежде всего, с тем, что оно является особой организацией политической власти. Политическая власть обладает концентрированной силой, превращающей ее в действенный фактор социального бытия. Такой силой выступают различные институты государства, организационно оформляющие власть и придающие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер. Этими институтами являются государственные органы власти с их специальными структурами в виде армии, карательных органов, тюрем, суда, а также правовые нормы. Другими словами, главная особенность политической власти коренится в ее нерасторжимой связи с государствам. Это отличает ее от иных видов власти. Политическая власть, по сути дела, получает. Политическую (государственную) власть отличает от социальной власти то, что первая выражает потребности, интересы, волю не просто различных групп общества, а таких социальных групп, которые занимают доминирующее положение. Выражение интересов господствующей социальной группы придает власти, а вместе с ней и государству, политический характер. Политика - это, прежде всего, сфера отношений между социальными группами. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя общественные отношения за пределами государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные и другие. Именно гражданское общество составляет реальную социальную основу государства. При этом государство и гражданское общество не сливаются, не отождествляются. Важная характеристика государства состоит в том, что оно представляет собой структурную организацию. 13 Это находит свое выражение в наличии у государства специального аппарата в лице людей, обладающих публично-властными полномочиями и профессионально занимающихся выполнением функций управления и руководства, охраной экономического, социального и политического строя общества, в том числе путем принуждения. Именно эта характеристика государства как организации публичной власти делает его особой политической организацией. Государство - не единственное орудие осуществления политической власти. Наряду с ним имеются и другие достаточно эффективные средства реализации этой власти, которые носят негосударственный характер. Среди них - политические движения и партии, профсоюзы, трудовые коллективы и т.д. От них государство отличается четко структурированной системой специальных государственных органов, осуществляющих его многочисленные внутренние и внешние функции. Сущность современного государства, как отмечал еще Б.А. Кистяковский, состоит в закреплении и отстаивании социальных интересов людей, что становится возможным посредством деятельности специального органа, управляющего обществом. Этим органом и является государство. Таким образом, сущность государства выражает его социальную природу и назначение. Сущность государства изменяется по мере развития общества, под влиянием политического режима, формы правления. Современные демократические государства видят свое предназначение в гарантированности прав своих граждан как части общего мирового порядка. В истории общественно-политической и правовой мысли существует несколько тенденций понимания социального назначения государства. Одна из них - теория индивидуальной свободы человека и обязанности государства гарантировать эту свободу от чьего-либо вмешательства (А. Смит, С. Милль, Б. Констант, Дж. Локк). 14 В этой теории главное - это наличие экономической и личной свободы. Негативным ее последствием является глубокое неравенство граждан. Согласно теории разработанной Ж.-Ж. Руссо, принципу равенства должно быть подчинено все, в том числе и власть, задача которой - обеспечение равенства. Эта тенденция развита в трудах П. Новгородцева, который полагал, что необходимо развить принцип равенства в сторону уравнивания социальных условий жизни. По мере развития общества преобладает подход, ориентированный на усиление социального назначения государства, которое выражается в сглаживании несправедливости, неравенства. Именно государство должно осуществлять свою деятельность в сфере защиты прав человека. Социальное назначение государства состоит в перераспределении доходов между слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы, необходимость государственного финансирования научных исследований и культурных проектов. Любое государство исторически постоянно меняется, эволюционирует, независимо от культуры и эпохи, но природа его неизменна. Природа государства как социального феномена определяется сущностью социальной организации вообще. Сущность государства может быть оценена с точки зрения содержания и с точки зрения формы. Нас интересует сущность государства как его особенность, т.е. то, что выделяет его из массы всех социальных организаций. Саму природу государства в его особенности можно рассмотреть в двух смыслах. Под природой мы можем понимать, во-первых, внутренний базовый механизм саморазвертывания какого-либо явления, во-вторых, источник его появления и генезиса. 15 С точки зрения своего происхождения государство имеет социальную природу, т.е. с формальной точки зрения государство представляет собой некую организацию общественной жизни. Как некий институт социальной жизни государство обеспечивает установление, сохранение и воспроизводство единого в обществе правопорядка, установления определенных статусов и т.д. Таким образом, первоначально оно является правовым по своей природе, и по целям, и по функциям. С точки зрения содержания сущностью государства является то, что воспроизводит его, является источником изменения и развития. По мнению А.В. Ельцова, этим источником является непримиримое классовое противоречие. Оно же есть и тот продукт общественного взаимодействия, который не только порождает государство, но и воспроизводит его. Способность государства с помощью института публичной власти как инструмента «хирургическим» способом разрешать возникающие в обществе противоречия характеризует его сущность в политическом смысле. Таким образом, государство представляет собой правовую форму организации власти. Вместе с тем государство есть политическая организация власти и используется для решения исключительно политически-властных задач группы людей (класса), представляя собой некий механизм действия (воздействия) на общество. Но нельзя понимать государство как какую-то абсолютную величину. Развиваясь, оно то теряет свои свойства и направления действия, то приобретает новые. Действительно, в первоначальном виде государство имеет правовую природу. Но по мере своего развития политическая составляющая государства начинает играть все большую роль, тем самым правовой характер совокупности первичных свойств государства постепенно сменяется политическим. 16 Иными словами, государство, появившись как некая обособленная организация в рамках общности, начинает жить «законам власти». По сути, это законы политического развития, поэтому история развития государства отражает увеличение его политической сущности. Таким образом, природа и сущность государства носят взаимно противоречивый характер, по своей природе оно является правовым, а по сущности - политическим. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОИИ ГОСУДАРСТВА Рисунок 1- подходы к типологии государства ФОРМАЦИОННЫЙЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА 17 Главным критерием данного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя: тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда. Феодальное государство - это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков. Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство 18 Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу. Первые три типа охватываются родовым понятием "эксплуататорское государство". Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим. Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие. В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. 19 Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов. Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов: локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.); особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств; современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. 20 Заключение Роль классификации и типологии высоко оценивается учеными прошлого и современности, так как данные методы систематизации научного знания признаются незаменимыми средствами познания объективной реальности на теоретическом уровне. В юридической науке государство является одним из самых сложных объектов для исследования в силу многосторонности его проявлений. Поэтому методология их исследования состоит, как правило, из различных способов, приемов, средств научного познания, среди которых присутствуют типология и классификация. В современной юридической науке существуют два основных подхода к типологии государства - формационный и цивилизационный. Результаты анализа их основных положений показали, что и в первом, и во втором присутствуют наряду с достоинствами и определенные недостатки. Так, критерии формационного подхода не достаточно отражают особенности влияния культурных факторов на развитие и состояние государства и права. Социокультурные аспекты жизнедеятельности общества способны объяснить ряд отличий между государствами одной и той же общественно-экономической формации (например, США и Япония). Данный недостаток является наиболее существенным. Ряд положений формационной теории критикуется современными учеными не совсем корректно, так как анализ первоисточников показывал, что эти положения в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса отсутствуют. Цивилизационный подход также не идеален. Основные его недостатки заключаются в следующем. Во-первых, это отсутствие единого понимания его базовой категории «цивилизация», что предопределяет поливариантность цивилизационных концепций. В связи с этим возникает проблема методологического характера, так как точно не определен объект типологизации. Вовторых, анализ критериев цивилизационного подхода показал, что они не отражают сущности типологизируемого явления - государства. В нем практически отсутствуют или мало используются основания, раскрывающие особенности государственной власти. Такая типология не соответствует требованиям, предъявляемым к ней как к методу систематизации научного знания. Указанные недостатки цивилизационного подхода к типологии государства существенно снижают его качественный уровень. 21 Наличие отмеченных негативных сторон определяет необходимость формирования интегративного подхода, который сконцентрировал бы положительные стороны формационного и цивилизационного подходов. Формационная концепция содержит ряд существенных достоинств, отсутствующих в цивилизационной концепции, которые необходимо отразить в интегративном подходе: 1. Критерии формационного подхода раскрывают особенности государственной власти (какому классу, сословию или социальной группе она принадлежит, чьи интересы представляет), что является сущностью государства. Учитывая требования, предъявляемые к критериям типологии, интегратив-ный подход также должен отражать сущностную сторону государства. 2. В формационном подходе представлено четкое определение основных признаков и составляющих элементов его базовой категории «общественно-экономическая формация». Она предполагает довольно жесткую конструкцию, в которой определяющую роль имеют производительные силы и производственные отношения, образующие способ производства, или материальный базис общества, над которым возвышается социально-политическая надстройка. Категория «общественно-экономическая формация» является существенной, логически определенной и системной. Основания формационного подхода отражают особенности экономического состояния государства и раскрывают закономерные взаимосвязи экономических отношений и типа государства. Безусловно, экономика практически на всех этапах общественного развития оказывала и оказывает значительное воздействие на государство и право. Однако это не является единственным детерминантом государственного развития. Государство представляет собой систему взаимосвязанных элементов, где политический, социокультурный, экономический элементы являются основными составляющими, и все они в большей или меньшей степени влияют на государственность. Цивилизационный подход исследует государство с позиций социокультурного фактора и дает больше возможностей для исследования характера влияния этих факторов на формирование и развитие государства и права. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие детерминации государства экономическими факторами, цивилизационная концепция доказывает и существование столь же общей детерминации духовными факторами. 22 Итак, интегративный подход должен строиться на основании совокупности указанных позитивных сторон формационного и цивилизационного подходов, где положения первого являются базовыми, структурирующими, а второго - дополнительными. Критерии интегративного подхода должны отражать следующие элементы государства: государственную власть, экономику и культуру. На указанных основаниях наиболее оптимально формирование следующих типов государства: восточное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. При этом внутри каждого типа должна производиться дифференциация на основании социокультурных факторов, что раскроет отличительные особенности однотипных государств. Поэтому в рамках формационного типа необходима типологизация на основании циви-лизационных аспектов. На наш взгляд, внутритиповые особенности могут быть раскрыты, в частности, посредством следующих социокультурных критериев: 1) особенности права (источники права, принадлежность к той или иной правовой системе); 2) религия, духовная культура, нравственность; 3) культурные факторы, отражающие особенности политической системы (традиции управления); 4) геополитическое положение государства. 23 Список использованных источников 1. Актуальные проблемы теории государства и права [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / [Л. А. Букалерова [и др.] ; отв. ред. Р. В. Шагиева. - 2-е изд., пересмотр. - Москва : Норма: ИНФРА-М, 2019. - 576 с. 2.Алексеев С.С. - Теория государства и права. - М.: НОРМА, 2005/электронный ресурс 3.Венгеров А.Б. - Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 2000/ электронный ресурс 4.Власенко Н.А. - Теория государства и права, 2011/ электронный ресурс 5.Графский В.Г. - Всеобщая история права и государства. - М.: Норма, 2007/ электронный ресурс 6.Гринин Л.Е. - Государство и исторический процесс. Эволюция государственности: от раннего государства к зрелому. - М.: Комкнига, 2007/электронный ресурс 7.Корельский В.М., Перевалов В.Д. - Теория государства и права, 2-е изд., изм. и доп. - М.: Инфра-М, 2002/электронный ресурс 8.Лазарев В.В. - Теория права и государства. - М.: Право и Закон, 2006/электронный ресурс 24 |