Главная страница

технология правовых систем. Курсовая Типология правовых систем 06.12.14. Типология правовых систем


Скачать 84.22 Kb.
НазваниеТипология правовых систем
Анкортехнология правовых систем
Дата14.11.2022
Размер84.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая Типология правовых систем 06.12.14.docx
ТипКурсовая
#788587
страница4 из 6
1   2   3   4   5   6

Глава 2 Типология правовых систем и их взаимодействие




2.1 Типология правовых систем



Виды правовых систем находятся в зависимости от ряда обстоятельств, в числе которых ведущее место занимает строение системы права, генезис права и государства, система источников права и иные критерии.

Существуют разные подходы, разные основания объединения правовых систем15.

Традиционной является классификация по следующим основаниям: идеология (факторы, религии, философии, экономической и социальной структуры) и юридическая техника. Данная классификация позволяет выделить следующие виды правовых систем: романо-германская, англосаксонская, социалистическая, религиозная и традиционная.

Основанием классификации может выступать правовой стиль, учитывающий такие факторы, как: происхождение и эволюция правовой системы; своеобразие юридического мышления; специфические правовые институты; природа источников права и способы их толкования; идеологические факторы. В результате применения такого комплексного основания получены следующие виды семей: романская, германская, скандинавская, англо-американская, социалистическая, право ислама, индусское право.

Для выделения основных правовых систем современности в качестве существенных могут быть использованы такие критерии:

  • исторический генезис;

  • система источников права;

  • структура системы права (ведущие отрасли и институты права).

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности16.

Данные основания позволяют классифицировать правовые системы следующим образом: романо-германская; правовая семья общего права; скандинавская правовая семья; латино-американская правовая семья; мусульманская; индусская; семья, обычного права; дальневосточная правовая семья.

Имеется также типологизация с выделением четырех основных семей национальных систем права: романо-германская; англосаксонская система общего права; религиозно-общинные юридические системы ряда стран Азии и Африки; заидеологизированные правовые системы при авторитарных политических режимах. Традиционной является следующая классификация: англо-американская правовая система общего права; континентальная правовая семья; правовая система с господствующей мусульманской религиозной идеологией.

Для создания наиболее взвешенного и целостного представления о правовой карте мира можно соединить традиционную марксистско-ленинскую типология, опирающуюся на теорию общественно-экономический формаций, и классификацию внутри этих типов. Исходя из этого можно выделить романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, дальневосточную правовые семьи и семью общего права, социалистическое право. Далее рассмотрим некоторые правовые семьи, чаще всего выделяемые специалистами в области сравнительного правоведения17.

Краткая характеристика основных правовых семей представлена в Приложении А, а их сравнительная характеристика в Приложении Б.

2.1.1 Романо-германская правовая семья



К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций.

Романо-германская правовая семья – это правовые системы, созданные с использованием римского правового наследия и объединенные общностью структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата18.

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейский университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

Романо-германская правовая семья является результатом рецепции римского права и в первой доктринальной стадии была исключительно продуктом культуры, имела независимый от политики характер19.

К романо-германской правовой системе относятся правовые системы таких государств, как Франция, Германия, Италия и другие. Эта разновидность правовых систем характеризуется высоким уровнем нормативных обобщений, который достигается при помощи кодифицированных законодательных актов и выражен в абстрактно формулируемых нормах, в формировании логически завершенной структурно замкнутой нормативной системы. В соответствии с этим правовые системы данной группы имеют облик нормативно-законодательных и в массовом правосознании воспринимаются в качестве таких, где право выступает преимущественно в виде «закона».

Своеобразие экономических условий оказало влияние на формирование данной системы. Так, в континентальной Европе преодоление феодальной раздробленности, создание централизованных государств осуществлялось через центральные органы государственной власти, которые взяли на вооружение такие эффективные средства социального регулирования, как законы, кодексы, содержащиеся в них абстрактные нормы20.

В романо-германской семье, начиная с XIX века, господствующая роль отведена закону.

Международные договоры вносят весомый вклад в данную правовую семью. В некоторых странах законодательно закреплено превосходство международных договоров по юридической силе над внутренним законодательством21.

Толкование законов играет важную роль в процессе практического применения законодательства, поскольку законы – лишь основы и рамки юридических конструкций и в силу этого требуют многочисленных дополнений законодательством.

Важная роль среди источников романо-германского права принадлежит многочисленным подзаконным актам, причем их роль и вес возрастают.

Обычай в разных странах данной правовой семьи занимает неодинаковое положение, при этом роль самостоятельного источника права им практически утрачена.

В качестве источников права достаточно широко используются общие принципы права, как вытекающие из самого закона или прямо в нем зафиксированные, так и существующие вне него. Эти принципы отражают подчинение права требованиям справедливости и морали, которые могут меняться в зависимости от эпохи и момента времени. Общие принципы права играют существенную роль при отсутствии правосудия. При определенных условиях он могут быть основанием для решения дел (аналогия права).

Обобщая сказанное, сделаем вывод, что романо-германская правовая система характеризуется высоким уровнем нормативных обобщений, который достигается при помощи кодифицированных законодательных актов и выражен в абстрактно формулируемых нормах, в формировании логически завершенной, структурно замкнутой нормативной системы.

Благодаря правилам юридической техники система права приобретает согласованный и непротиворечивый характер и эффективно осуществляется в практике.

2.1.2 Англосаксонская правовая семья



Становление и развитие англосаксонского права, как и других правовых систем, связано со множеством исторических, географических, национальных, политических, экономических и других факторов.

Англосаксонская правовая система является наиболее распространенной в современном мире. Ее также называют семьей общего права. В состав семьи входят правовые системы таких стран, как Англия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многие другие. Около трети населения земного шара проживает в англосаксонских странах. Такое широкое распространение в определенной степени объясняется колониальным прошлым Великобритании22.

Принципиальное отличие англосаксонской правовой системы в том, что главным источником права в ней является норма, сформулированная судьями, а правовое регулирование строится на юридической практике, прецедентах. Такой подход делает нормы права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской системы, а также придает праву большую казуистичность и меньшую определенность. Деление права на частное и публичное отсутствует, нет кодексов европейского типа. Отрасли права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах.

В англосаксонской семье судьи приобретали свою классификацию, работая адвокатами и изучая практику судопроизводства.

Еще одним отличительным признаком этой семьи служит ориентация норм англосаксонского права на разрешение одной, отдельно взятой проблемы вместо общего правила поведения, призванного урегулировать будущие подобные ситуации.

В отличие от романо-германского в английском праве не используются классическое деление на публичное и частное. Вместо этого исторически сложилось, как отмечалось, его подразделение на общее право и право справедливости. Дело в том, что прецеденты - это казусы, которым присуща своя структура и свое особое содержание. Связь этих первоначальных элементов англосаксонского права в отличие от романо-германского часто имеет характер не логический, рациональный, а, в силу некоторых обстоятельств, традиционно-исторический23.

2.1.3 Неотдифференцированная (религиозно-общинная) семья



Особенностью религиозно-общинной правовой системы является то, что в ней юридические элементы не получили обособленного функционирования. Они связаны религиозными и обычно-общинными нормами. В соответствии с этим правовые системы данной общности имеют облик догматизированных, традиционных. В массовом правосознании они воспринимаются в качестве систем, основная регулирующая сила которых – догма веры, религиозное учение, традиция.

Религиозно-общинная правовая система, как правило, характерна для застойных федеральных общественных структур. По своей сути она представляет собой перенесение в сегодняшний день предыстории права.

Данные правовые системы имеют место в мусульманских государствах Азии и Африки. Свое начало это право берет в Коране и считается плодом божественных установлений. Право дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться им, а не создавать свое новое право под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Развитие права осуществляется посредством толкований мусульманских юристов. Закон в современном понимании как акт, изданный компетентной властью, в мусульманском праве не существует.

Мусульманское право – это единая исламская система социально-культурного регулирвоания, которая включает в себя как собственного юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулпаты, а также обычаи24.

Мусульманское право отличается глубой оригинальностью по сравнению с другими правовыми системами. Ввиду того, что оно сформировалось в глубой древности, ему присущи архаизм ряда институтов, казуистичность, отсутствие четко выраженного системного строения. Мусульманское право, основанное на Коране, представляет собой систему, совершенно не зависимую от других правовых систем, не имеющих того же источника.

Существуют четыре наиболее важных источника мусульманского права: Коран – священная книга ислам; Сунна – собрание традиций, связанных с посланцем Бога; иджма – единое соглашение мусульманского общества; кияс –суждение по аналогии. Система этих источников неоднозначно понимается и объясняется в разных регионах, каждый из которых вносит в нее свои оригинальные элементы обычаев и культуры. Несмотря на наличие многих школ, различия касаются лишь деталей, а не общих принципов.

Обычай и судебная практика в мусульманской правовой семье источниками права не признаются.

Доктрина мусульманского права, складывавшаяся веками, очень трудно поддается изменениям. Характерной чертой данной семьи является ее статичность. Попытки нововведений встречаются с подозрением, любые оригинальные толкования запрещены.

Мусульманское право представляет собой одну из крупнейших систем и регулирует общественные отношения с участием более 800 миллионов человек в различных государствах. Многие страны мира заявляют в законодательстве о своей врености принципам ислама. Подобные положения включены в законы Марокко, Туниса, Алжира, Ирана, Пакистана и других стран25.

Несмотря на бесспорность авторитета мусульманского права, оно во всех странах дополняется их собственным законодательством и обычаями, что позволяет сделать заключение, что мусульманское право не является единственным источником права страны. Мусульманское право особое внимание уделяет семейному праву, регулирует ритуальное и религиозное поведение. В отличии от указанных традиционных отраслей права, конституционное, уголовное и фискальное право сильно подвержены новым веяниям и поэтому постепенно отходят от ортодоксального мусульманства.

В современном мире мусульманское право сосуществует и тесно взаимодействует с другими правовыми семьями. Мусульманское право, неоднократно испытавшее зарубежное юридическое влияние, остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионные массы людей26.

2.1.4 Система обычного права



Под системой обычного права понимаются правила поведения, существующие в странах экваториальной и южной Африки и на Мадагаскаре. Эти правила представляют собой обычаи, которые являются главным регулятором общественных отношений.

Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.

Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской27.

Существование обычного права объясняется тем, что население данных стран состоят из большого количества различных народностей и этнических групп, которые имеют свои собственные обычаи и традиции. Множественность этих обычаев и их значительное отличие друг от друга не дают возможности создать единую систему нормативного правового регулирования. Реализация этих обычаев, особенно в случае их нарушения, осуществляется нередко с помощью государства. Поддерживая эти нормы и признавая их законными, государство как бы санкционирует, то есть утверждает их и тем самым делает их правовыми. Поэтому термин «обычное право» означает, что этот вид права или правовая система состоит не просто из обычаев, а из обычаев поддерживаемых государством и являющихся по своей сущности правом28.

2.1.5 Славянская правовая семья



Для славянской правовой семьи характерна тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства с ее акцентами не на мирском жизнепонимании бога и человека и не на благословлении бога и человека, а на духовной жизни человека с соответствующими этическими выводами (нестяжание, благочестие и т.д.).

Славянская правовая общность основывается на значительной культурно-исторической специфике правовых ценностей славянских стран.

Категория славянской правовой семьи отражает целостный правовой феномен, имеющий глубокие национальные, духовные, исторические и специальные юридические основания в правовой культуре России и ряда восточноевропейских стран.

Правовые источники славянской правовой семьи (Россия, Белоруссия, Украина, Польша, Сербия и др.) через Византию унаследовали законодательные традиции римского права, и они примыкают к романо-германской правовой семье29.

Ведущий элемент славянской правовой семьи – российская правовая система. Ее историческими, региональными и юридическими источниками выступают три таких различных на первый взгляд законодательных массива, как право Российской империи, советское право и современное российское право, чья противоположность, однако, во многом была связана лишь со специфическими особенностями права СССР, обусловленными социалистической идеологией. Вне рамок этой идеологии можно говорить о преемственном процессе развития одной и той же правовой системы России.

Историческая и этнокультурная специфика России, других восточноевропейских стран требует учета в компаративистских исследованиях в качестве фактора дифференциации правовых семей в большей степени, чем это было ранее, этноправовых и культурно-исторических особенностей правового регулирования.

Самобытность славянской правовой семьи, и прежде всего российской правовой системы, обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов.

Российская правовая система имеет и ту особенность, что она может рассматриваться в качестве целостной правовой семьи или по крайней мере группового подразделения славянской правовой семьи, поскольку в ее зону входят национальные правовые системы республик в составе Российской Федерации, законодательство которых инкорпорировано в систему законодательства РФ30.

Российская правовая система в перспективе будет идентифицироваться в качестве основы правовой семьи восточнославянских и части тюркских народов бывшего Союза ССР. Право России по самой ее правокультурной сущности – это сердцевина своеобразной юридической экосистемы, которая нуждается в регенерации всех своих государственных, политических, социально-духовных элементов31.


1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта