межкультурные коммуникации. Межкультурные ком.. Тишина как форма коммуникации (ук4, З1, З2, З3 ук5, З1, З2, З3)
Скачать 118 Kb.
|
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Реферат по дисциплине: Межкультурные коммуникации. на тему: Тишина как форма коммуникации (УК-4, З1, З2, З3; УК-5, З1, З2, З3). Выполнил (а): Романова Н. В. Группа: ЮС-1320(2) Адрес: г. Ялуторовск, ул. Полевая, 58/8. Проверил: _________________________ Оценка: ___________________________ Дата: _____________________________ Омск 2022 Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Молчание как форма коммуникации 4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 ЛИТЕРАТУРА 21 ВВЕДЕНИЕДанное исследование посвящено одному из актуальных и загадочных вопросов в лингвистике. Это вопрос о молчании как способе передачи информации и выражения чувств и мышления. Следует отметить, что к молчанию не относится бессознательное состояние человека, к примеру таких явлений, как сон и обморок. Молчание - это важная часть общения, в котором слова не произносятся, а коммуникационная связь состоялась. Ранее данным вопросом интересовались только психологи и психолингвисты. В последнее время проблема молчания заинтересовала и языковедов. Целью работы является определение, что такое молчание и какова его роль в коммуникации между людьми. Задачи: 1. Раскрыть сущность межкультурной коммуникации. 2. Рассмотреть особенности межкультурного общения в диалоге между собеседниками. 3. Определить факторы эффективности межкультурного общения. Тишина или молчание являются неотъемлемой частью коммуникации. Изучение данной темы очень интересно в лингвистическом аспекте, т.к. молчание всегда входит в успешный речевой акт. Кроме того, у молчания есть огромное количество функций, которое оно осуществляет и помогает общению состояться. Возможно, люди никогда не задумывались о причинах, по которым они молчат и какой-либо ситуации, что это значит. Сами того не предполагая, молчанием люди подают информацию своему адресату, и в некоторых случаях она гораздо “громче”, чем само вербальное общение Исследуя молчание как средство коммуникации, можно открыть для себя истины, о которых мы не задумывались. ГЛАВА 1. Молчание как форма коммуникацииМолчание - один из компонентов нашего общения. Молчание является неотъемлемой частью коммуникации. Общение представляет собой постоянное взаимодействие речевых актов молчания и других речевых действий в различных пропорциях. Молчание немыслимо без речи, а речь (вербальная или невербальная) немыслима без молчания [13, с. 183]. Иными словами, общение между людьми имеет разные формы и включает не только устную речь. Одной из форм общения между людьми считается молчание, которое играет важную роль в человеческих отношениях. Следует рассматривать молчание как определенный коммуникативный акт или как определенное коммуникативное действие, так как, хотя молчание не имеет языковых средств выражения, оно имеет высокую степень выразительности, определенную цель, намерение и мотив и достигает эффективного воздействия, имеет своего адресата [8]. Мы видим, что описание речевой деятельности не будет полным без рассмотрения и исследования характеристики молчания. Ученые-лингвисты обратили внимание на этот вопрос, чтобы выходить за рамки чисто лингвистического общения, которое складывается как из вербальных, так и из невербальных компонентов. Здесь перед нами возникает важный вопрос: считается ли молчание вербальным или невербальным языком? В своей статье "Речевой акт (Молчание) в структуре вербальной и невербальной коммуникации" Я.В. Шабанова утверждает, что "отсутствие речи в вербальном плане не означает её отсутствия в другой форме". Как утверждает С.В. Крестинский, «молчание - это форма внутренней речи: отказываясь по какой-либо причине от звуковой речи, человек не перестает мыслить. Этот отказ может быть намеренным или ненамеренным, вызван различными факторами психологического и социального характера, условиями и нормами соответствующего окружения и т.д.» [13, с. 183]. Мы видим, что молчание - это особая форма для осуществления коммуникации. Это состояние - промежуточный пункт между вербальным и невербальным языками. С одной стороны, молчание - это не словесный язык. Несмотря на это, оно обладает такой сложной силой выражения чувств, которую трудно было бы выразить словами. «Молчание многозначно и многофункционально. Оно включает всё то, многообразие значений и смыслов, которые только могут выражаться при помощи языка» [13, с. 185]. С другой стороны, по его сути молчание - это невербальный язык. Молчанием адресат или говорящий может передавать большую выразительно-значимую силу, чем, например, жест или мимика. Таким образом, молчание - это явление, которое надо рассматривать как особый вид коммуникативного акта. В данном исследовании мы попытаемся определить значение молчания в различных ситуациях, в которых оно употребляется, что, в свою очередь, будет способствовать изучению молчания как коммуникативного аспекта. Актуальность данного исследования заключается в том, что данный вопрос мало и недостаточно изучен. Как надо понимать слово «молчание»? Известно, что в понимании рядовых людей: молчание - это отсутствие речи, то есть когда не говорят. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово «молчать» имеет следующие значения: «1 - не произносить ничего, не издавать никаких звуков; 2 - ... не рассказывать о чём-н.» [6, с. 364]. В «Словаре русского языка» под редакцией Евгеньевой: «Молчать - 1. Ничего не говорить, не издавать звуков голосом; 2. Не нарушать тишины, не производить звуков; 3. Не рассказывать, не говорить о ком- , чем-либо, хранить в тайне что-либо; 4. Не проявляться, не давать о себе знать» [9]. В различных словарях слово "молчание" толкуют как отсутствие речи. В их понимании глагол "молчать" равен глаголу "не говорить". По нашему мнению, такое понимание и толкование не всегда правильное, так как "молчать" и "не говорить" не синонимы. В одном и том же контексте их невозможно употреблять один вместо другого. Такая форма, как слово "не говорить", не использует качественное наречие, выражающее оценку действия. Например, нельзя (тихо, нежно, упорно) не говорить, но можно (тихо, тяжело, нежно) молчать. С другой стороны, не всегда можно ставить знак равенства между глаголом (молчать) и формой (не говорить). Например, можно (Иван не говорит по-русски), но нельзя; (Иван молчит по-русски). Таким образом, можно сказать, что молчание (в отличие от неговорения) является определенным действием, которое несет определенную информацию. А чтобы определить, какую информацию несет молчание, нужно знать контекст его употребления [10]. Ученые-лингвисты считают, что молчание - это способ передачи информации несловесным способом. Следует различать два типа молчания: коммуникативно-значимое молчание и некоммуникативное молчание, так как молчание не всегда является способом коммуникации. В данном исследовании мы уделяем внимание коммуникативно-значимому молчанию. Определяя условия значимости молчания, Г.Г. Почепцов указал на три обязательных условия значимости молчания; - осознанное и намеренное использование молчания со стороны отправителя; - осведомленность получателя о намеренном характере молчания, - обладание отправителем и получателем общим знанием относительно значения молчания [7, с. 90]. То есть коммуникативно-значимое молчание - это молчание, с помощью которого можно передавать определенную информацию от отправителя к получателю и адекватно расшифрована последним. В отличие от речи, которая считается формой выражения мышления посредством фонации, молчание также считается формой выражения мышления без фонации. Таким образом, молчание стало объектом изучения лингвистики, поскольку это способ передачи информации и выражения мышления. Известно, что основная функция языка - это использование языка для передачи информации и выражения чувств и эмоций. М.Н. Володина утверждает, что язык - это не только средство для передачи и хранения информации, но и инструмент, с помощью которого формируются новые понятия. Выбор конкретных языковых средств оказывает влияние на структуру мышления и тем самым на процесс восприятия и воспроизведения действительности [2]. Таким образом, если будем рассматривать молчание как способ передачи информации несловесным способом, то тогда его нужно учить. К.Т. Рудольфовна видит, что молчание - феномен не только русской культуры, а скорее, мировой, общечеловеческой. В отличие от жестов, которые считаются национальным явлением, молчание - это универсальное явление, которое понимают люди из разных стран. В результате этого мы считаем, что сравнивать значение молчания в разных языках уже не важно, поскольку оно понятно каждому человеку [8]. Молчание в коммуникативном и психологическом аспекте Молчание является одним из компонентов коммуникативного поведения. Молчание и говорение дополняют друг друга. «Молчание немыслимо без речи, а речь (вербальная или невербальная) немыслима без молчания» [13]. Молчание - это речевой акт, в котором принимают участие два члена (говорящий - адресат). У них есть всего 2 состояния: молчать или не молчать (1 и 0) для достижения контакта. Модель диалога на основе (молчать — не молчать) говорящий адресат 1 v 1 = 0 Нет контакта. 1 v 0 = 1 Есть контакт. 0 v 1 = 1 Есть контакт. 0 v 0 = 0 Нет контакта. Видно, что не будет контакта, когда говорящий и собеседник говорят одновременно, или одновременного молчат. Это сравнение показывает правильность утверждения о том, что речь и молчание дополняют друг друга. Значение молчания различается в зависимости от ситуации, в которой оно употребляется, и в зависимости от понимания адресата и говорящего. Следует отметить, что когда говорящий молчит, иногда адресат не может определить цель его молчания. И.В. Дмитревская пишет, что в некоторых жизненных ситуациях человек выбирает стратегией поведения молчание. Например, между людьми долгие годы идет оживленная переписка. И вдруг один из них замолкает надолго, возможно, навсегда. Он знает, почему молчит, но его адресат теряется в догадках. Семантика молчания в этом случае многообразна и глубока: обида, непонимание, страх, стыд, гнев, озлобленность и т.п. [3]. Исходя из этого, мы можем предполагать, что человек, который молчит, обладает яркой информацией. Он знает причину и цель своего молчания. Другой человек, который слышит, не имеет точной информации, но он может иметь, пожалуй, правильное представление о причине молчания. Выше мы утвердили, что язык - это средство передачи информации, и надо правильно и точно передавать информацию. В данном случае перед нами возникает проблема, потому что иногда адресат не может понимать и определять цель молчания. В свою очередь, это может привести к нарушению понимания и нарушению передачи информации. Поэтому стало важно говорить о функциях, которые выполняет молчание. Молчание выполняет многие функции, с которыми связаны разные значения. С.В. Крестинский обобщил коммуникативные функции молчания: эмотивная функция; информативная функция; стратегическая функция; риторическая функция; оценочная функция; акциональная функция [4]. Можно выделить следующие функции молчания, которые зависят от взаимопонимания между говорящим и адресатом и в зависимости от самого говорящего. В зависимости от взаимопонимания между говорящим и адресатом можно выделить следующие функции молчания: полная контактная функция, неполная контактная функция и дисконтактная функция. Полная контактная функция. Она появляется, когда между говорящим и адресатом осуществляется полное понимание при молчании адресата. Это свидетельствует об идентификации коммуникантов. Может быть и так, но только в той ситуации, когда говорящий и собеседник - друзья или хорошие знакомые, и им всё понятно без слов. При этом молчание выполняет функцию связи и воздействия и может выражать согласие или несогласие, ненависть, нежелание сказать правду, скромность и т.д. Неполная контактная функция. Под этой функцией понимается то, что взаимопонимание между говорящим и адресатом осуществляется неполно. Тогда коммуникация может нарушаться. В данном случае говорящий может понимать цель молчания адресата. Но могут быть другие ситуации, когда он не понимает цель молчания адресата. Бывают случаи так называемого необъяснимого молчания, в которых говорящий не может точно определить причину молчания. Дисконтактная функция. Она появляется, когда между говорящим и адресатом нет общих интересов, когда людям не о чем говорить друг с другом. Молчание одного из коммуникантов свидетельствует о нежелании продолжать разговор. При этом можно сказать, что молчание выступает в коммуникации как негативное явление, потому что оно прерывает речевую цепочку и вынуждает партнера искать причину нарушения контакта. Рассмотрим детально причины и значения молчания адресата, то есть значение молчания, когда адресат молчит. Молчание может выражать согласие. Как утверждает известная русская пословица: «молчание - знак согласия». Возможный первоисточник этого выражения - трагедия "Трахинянки" древнегреческого поэта-драматурга Софокла (496 - 406 до н.э.): «Разве ты не понимаешь, что молчанием ты соглашаешься с обвинителем?» [14]. То есть когда человек не отвечает на вопрос, это дает возможность предполагать, что он согласен. Иными словами, когда человек молчит, то его молчание замещает слово «ДА». При этом можно сказать, что молчание в данном случае выполняет информативную функцию. Молчание может выражать несогласие (в зависимости от ситуации). Например: А: Ты знаешь, я не хочу идти в кино. Давай не пойдем? В: ... (молчит) А: Ну, там все равно сегодня фильм неинтересный, а на улице-то сегодня как холодно. В: ... (молчит) А: Ну ладно, ладно, пойдем [10]. В данном случае молчание адресата одновременно выполняет две функции: информативную и стратегическую. Другой пример: В русском общении часто бывает то, что в начале знакомства один из собеседников предлагает начать знакомство, но через некоторое время другой собеседник начинает молчать в знак нежелания и несогласия продолжать начатое знакомство. Это дисконтактная функция молчания. Иными словами - нежелание по каким-либо причинам поддерживать контакт с собеседником. Следует отметить, что молчание является знаком согласия или несогласия в зависимости от психологического состояния и от самой ситуации. В своей статье Н.Д. Арутюнова объяснила это тем, что молчание является «эквивалентом действия (антидействием)», и поэтому «приобретает собственные характеристики» [1, с. 107]. Некоторые ученые, в частности Н.И. Формановская утверждает, что молчание является эквивалентом действия и антидействия, что приводит к ряду затруднений при определении молчания как особого речевого акта, так как за этим действием (бездействием) скрыты разные интенциональные и эмоциональные значения [12]. Мы видим, что молчание является особой выразительной силой. Если бы мы хотели, чтобы слова замещали молчание, то они не могли бы отражать такую гамму чувств, которую передает молчание. В отличие от слова, молчание не воспринимается разумом, оно ощущается. Возможно, поэтому можно молчать и добиваться максимального эффекта в коммуникации [8]. Поэтому молчание как эквивалент действия и антидействия является собственным видом коммуникативного акта. Молчание может выражать понимание и знание адресата. Например: Преподаватель: Конечно вы знаете, что Земля - третья от Солнца планета Солнечной системы, крупнейшая по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы. Студенты: ... (молчат). Преподаватель: Научные данные указывают на то, что Земля образовалась из солнечной туманности около 4,54 миллиардов лет назад. Студенты: . (молчат). В данном примере оказывается то, что молчание выполняет информативную функцию. Молчание - знак непонимания и незнания. Пример из устной речи: преподаватель задает вопрос на лекции: Преподаватель: Назовите, что такое атом-донор и атом-акцептор? Студенты:….молчат. Преподаватель: Правильно, что молчите, потому что не знаете. Мы не можем представить разницу между ними, если еще не знаем, что такое атом? Из чего состоит атом? 5. Молчание выражает стыд адресата. Например: Когда мужчина говорит знакомой или новой девушке при знакомстве, что она красивая, она может отвечать и благодарить его за комплимент или она может молчать. Мужчина: Класс, у тебя такие красивые глаза! Девушка: Ты всем так говоришь? Мужчина: Нет, только тем, у кого красивые глаза! А ты с этим не согласна?! Девушка:... (молчит) [15] Данный пример показывает, что девушка стеснительная, но как мужчина понимает этот ответ? Думаю, что он может понимать ответ по-разному. Он может понимать, что она стесняется или, что она согласна или не согласна с ним, верит или не верит ему. В данном случае контакт получился, но не с полным пониманием со стороны мужчины. В некоторых случаях молчание - это важная часть общения, но возникают случаи, когда молчание может привести к нарушению понимания. При этом молчание выполняет неполную контактную функцию. Молчание указывает на волнение или боязнь адресата. Молчанием адресат дает говорящему или читателю мысль о том, что он не хочет выражать свое мнение из-за боязни или во избежание нежелательных для него последствий. Например: Но все в элегии ничтожно; Пустая цель ее жалка; Меж тем цель оды высока и благородна... Тут бы можно поспорить нам, но я молчу: Два века ссорить не хочу. [А.С. Пушкин. Евгений Онегин] Адресат молчит, когда хочет игнорировать говорящего. Например: " Князь Андрей вскоре после приезда своего как камергер явился ко двору и на выход. Государь, два раза встретив его, не удостоил его ни одним словом. Князю Андрею всегда еще прежде казалось, что он антипатичен государю, неприятно его лицо и все существо его" [Л. Н. Толстой. Война и мир] В некоторых случаях собеседник замолкает из-за боязни или обиды. Например: «Он хотел бы высказать самое нутро обиды, выкинуть из себя накипь, боль жгучую - и не находил слов» [И. С. Шмелев. Гражданин Уклейкин] Следует указать и на то, что молчание не всегда описывается глаголом молчать и производных от него глаголов. Это объясняется тем, что «в нем, как и в глаголе говорить, не эксплицирована иллокутивная сила. Поэтому во многих случаях предпочтение отдается отрицательной форме иллокутивного глагола: не возразил, не ответил, не спросил» [1, с. 110]. Другой пример: «Со дня похорон в маленьком домике наступило молчание. Это не была тишина, потому что тишина - лишь отсутствие звуков, а это было молчание, когда те, кто молчит, казалось, могли бы говорить, но не хотят. Так думал Игнатий, когда входил в комнату жены и встречал упорный взгляд, такой тяжелый, словно весь воздух обращался в свинец и давил на голову и спину». [Леонид Андреев. "Молчание"] 9. Иногда адресат замолкает из-за покорности или бессилия. Например: «Она била свою жертву по лицу, по голове; но Елена упорно молчала, и ни одного звука, ни одного крика, ни одной жалобы не проронила она» [Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные] Другой пример: «Она несла в руках свою шляпку и, войдя, положила ее на фортепиано; потом подошла ко мне и молча, протянула мне руку. Губы ее слегка пошевелились; она как будто хотела мне что-то сказать, какое-то приветствие, но ничего не сказала». [Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные] 10. Молчание как ощущение бесполезности. В своей статье Рудольфовна К.Т. отмечает, что мы смиренно молчим, замолкаем, когда вдруг в какой-то момент нашей пылкой речи понимаем ее бесполезность: " Зайдя в крендельную Семёнова, я узнал, что крендельщики собираются идти к университету избивать студентов: - Гирями будем бить! - говорили они с весёлой злобой. Я стал спорить, ругаться с ними, но вдруг почти с ужасом почувствовал, что у меня нет желания, нет слов защищать студентов" [М. Горький. Мои университеты] Понимает ли собеседник цель молчания в данном случае? Думаю, что в данном случае трудно понимать цель молчания со стороны собеседника. Наоборот, он может думать, что он уговорил собеседника и поэтому последний замолчал. В данном случае контакт не состоялся, что затрудняет понимание молчания как инструмент передачи информации. Таким образом, взаимопонимание между двумя сторонами, и не только со стороны адресата является обязательным условием для того, чтобы контакт состоялся, потому что если бы не было взаимопонимания между говорящим и адресатом, не было бы контакта. В этом случае молчание потеряло бы свою выразительную силу. Молчание как выражение самоустранения. Например: « До сих пор, худо ли, хорошо ли, всегда можно было уклониться от участия в истории. Тот, кто не одобрял, часто мог молчать или говорить о другом. Нынче все изменилось и само молчание приобрело страшный смысл» [А. Камю. Нобелевская лекция] 1. Молчание как неуважение к говорящему. Адресат не слушает говорящего, не обращает внимания на его просьбы. Например: « Вот уж, действительно, нет на свете реакции сквернее, чем необъяснимое молчание. Что такое? В чем дело? Я тебя обидела? Скажи колкость в ответ. Неудачно пошутила? Преподай урок юмора. Ты мне не веришь? Поставь в тупик доказательством моего вранья. Не хочешь отвечать на вопрос прямо? Так не отвечай. Но скажи хоть что-нибудь! Увиливай, выкручивайся, хитри и путай следы, но не молчи, прошу тебя.» [16] 13. Молчание как проявление мудрости. 14. Например: « Моя любимая реакция Особенно во время каких-нибудь руганей... чем говорит, говорит, я его слушаю очень внимательно, мысли по поводу есть, но в ответ всё равно молчу. Причём знаю, что это раздражает других, и молчу. Ненавижу выяснять отношения» . 14. Собеседник замолкает, чтобы избежать неудобные вопросы, на которые не хочет отвечать Вот пример из интернета, в котором собеседник объясняет, почему он молчит: « Ну а что мне делать, если задают неудобные или неуместные вопросы? Не хамить же? Если сказать, что вопрос тупой, обиды будет больше, чем если я промолчу. Если сказать, что я не хочу говорить на эту тему, вопросов будет ещё больше: "А почему ты не хочешь? У тебя какие-то комплексы? От комплексов надо избавляться." А с некоторыми людьми вообще спорить бесполезно». Человек молчит, когда он думает и намерен принять какое-нибудь решение. Например: Жена: что мне приготовить на обед? Ума не приложу. Муж: ... молчит. Жена: Тогда я куплю килограмма полтора мяса для первого и второго, а ты возьми что-нибудь на закуску. Муж: хорошо. Только давай решим, что купить из закуски. Человек молчит, когда он хочет упрекать собеседника. « Она молчала; наконец взглянула на меня как будто с упреком, и столько пронзительной боли, столько страдания было в ее взгляде, что я понял, какою кровью и без моих слов обливается теперь ее раненое сердце. Я понял, чего стоило ей ее решение, и как я мучил, резал ее моими бесполезными, поздними словами» [Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные] Кроме того, молчание может служить оружием для выражения разных чувств и значений. Собеседник молчит, чтобы волновать говорящего. Собеседник молчит, потому что у него плохое настроение. Молчание выражает сосредоточенность, усталость, радость, недоумение и др. Следует также указать на то, что иногда молчание бывает со стороны самого говорящего, а не только со стороны адресата. При этом молчание говорящего имеет другие формы и разные значения. В своей статье «О русском молчании в межкультурной коммуникации» К.Т. Рудольфовна определила основные функции молчания говорящего. Вслед за ней мы относим к основным функциям молчания говорящего следующие: Медитативная функция. Под этим понимается то, что говорящий молчит и берет паузу для размышления и нахождения аргументов. В данном случае, как думает С.В. Меликян, «Акт молчания необходим говорящему для совершения определенных умственных действий. Подтверждением этому является следующий пример: Треплев: (собирается писать; пробегает то, что уже написано) Я так много говорил о новых формах, а теперь чувствую, что сам мало-помалу сползаю к рутине... и далекие звуки рояля, замирающие в тихом прохладном воздухе... Это мучительно. Пауза. Да, я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах... (А.П. Чехов "Чайка")» [5, с. 48]. 1. Эмотивная функция. Здесь говорящий молчит из-за неспособности или нежелания говорить в силу эмоционального напряжения. Например: - «Юля, что с Тобой?" Юля молчит и ничего не говорит - "Ангел мой, Тебе плохо?" Ангел, сложив крылья, покачивает головой и продолжает молчать - "Солнышко, да что произошло?" Солнышко уставилась в одну точку и не обращает никакого внимания ни на кого... - "Юлечка, ну умоляю Тебя, скажи, что случилось?" "Ничего, просто эта песня "Я хочу быть с Тобой"... Грустная она...» [16] 2. Выжидательная функция. Это бывает со стороны говорящего в ожидании реакции или ответа собеседника. Например: Наташа (смущенно улыбаясь). Так... Вот, думаю, завтра... приедет кто-то... кто-нибудь... особенный... Или - случится что-нибудь... тоже - небывалое... Подолгу жду... всегда - жду... А так... на самом деле - чего можно ждать? Пауза. Барон (с усмешкой). Нечего ждать... Я -ничего не жду! Все уже... было! Прошло... Кончено!.. Дальше! [ М. Горький. На дне] 3. Аттрактивная функция. Для привлечения внимания адресата или аудитории говорящий замолкает, поэтому можно сказать, что это функция обычно распространяется в педагогической и ораторской сфере. Например: Начиная урок истории в 4-м классе, учительница обратилась к ребятам: « Сегодня мы отправимся в путешествие вместе с Афанасием Никитиным. Хотите путешествовать? (Пауза)». Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию, настраивает его внимание на слушание и позволяет говорящему собраться с мыслями. Она собирает внимание, концентрирует слушателей на вопросе и дает возможность осмыслить сказанное. Для того, чтобы подчеркивать важность информации, оратор делает паузу после важных или значительных фраз. И в этот момент у слушателей в голове звучат последние слова оратора. То есть пауза делается перед важной информацией, акцентируя на этом внимание. Например: «Сейчас я скажу основную причину низкого урожая зерновых - пауза». [17] И даже те, кто не слушал - обратят внимание на следующее высказывание. 4. Терминационная функция. Такую стратегию говорящий использует для того, чтобы показать, что разговор окончен или у него есть намерение перейти к другой теме. 5. Функция эмоциональной замены вербального общения. Такое молчание является маркером взаимодействия и понимания между говорящим и адресатом, когда слова оказываются лишними. Таким образом, мы видим, что молчание равно стратегии войны, которую использует говорящий для достижения определенной цели, для передачи определенной информации вместо слов. Говорящий использует эту стратегию, потому что он видит, что в данном случае молчание более выразительно, чем слова. ЗАКЛЮЧЕНИЕМолчание является одним из компонентов нашего общения. В отличие от не говорения, молчание следует связывать не с отсутствием речи, а с передачей информации определенным способом. А чтобы определить, какую информацию несет молчание, нужно знать контекст ее употребления. Молчание является особой выразительной силой. Если бы мы хотели, чтобы слова замещали молчание, то они не могли бы отражать такую гамму чувств, которую передает молчание. Поэтому молчание как эквивалент действия и антидействия является собственным видом коммуникативного акта. Молчание выполняет многие функции, с которыми связаны различные обстоятельства и значения. Могут быть разнообразные функции молчания, они зависят от взаимопонимания между говорящим и адресатом и ситуации, в которой находится говорящий. Функции молчания можно объединить в три макрофункции: полная контактная функция, неполная контактная функция, и дисконтактная функция. К основным функциям молчания говорящего можно выделить следующие: медитативная функция, эмотивная функция, выжидательная функция, аттрактивная функция, терминационная функция, функция эмоциональной замены вербального общения. Стратегия молчания используется для достижения определенной цели и передачи определенной информации. Говорящий использует эту стратегию, потому что он видит, что в данном случае молчание более выразительно, чем слова. ЛИТЕРАТУРАБарышников, Н.В. Основы профес. межкультурной коммуникации: Уч. / Н.В. Барышников. - М.: // Вузовский учебник, 2017. - 192 c. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации (для бакалавров) / О.Л. Гнатюк. - М.: КноРус, 2015. - 128 c. Гойхман, О.Я. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, В.И. Дубинский. - М.: Инфра-М, 2018. - 253 c. Ларина, Т.В. Основы межкультурной коммуникации: Учебник // Т.В. Ларина. - М.: Академия, 2018. - 160 c. Максимова, А.А. Основы педагогической коммуникации: Учебное пособие // А.А. Максимова. - М.: Флинта, 2015. - 168 c. Нахимова, Е.А. Основы теории коммуникации: Учебное пособие, стер // Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. - М.: Флинта, 2015. - 164 c. Нахимова, Е.А. Основы теории коммуникации: Учебное пособие / Е.А. Нахимова, А.П. Чудинов. - М.: Флинта, 2015. - 164 c. Чайковский, Р.Р. Художественный перевод как вид межкультурной коммуникации. Основы теории: монография // Р.Р. Чайковский, Н.В. Вороневская, Е.Л. Лысенкова и др. - М.: Флинта, 2016. - 224 c. Чамкин, А.С. Основы коммуникологии (теория коммуникации): Учебное пособие // А.С. Чамкин. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c. Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник для бакалавров // Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и К, 2016. - 488 c. Шунейко, А.А. Основы успешной коммуникации: Учебное пособие / А.А. Шунейко, И.А. Авдеенко. - М.: Флинта, 2016. - 192 c. "Чужие" среди "своих". Глобализация и межкультурная диффузия в современном кино; Алетейя - Москва, 2009. - 116 c. Абдрахманова Зухра Ришатовна Речевая Коммуникация; Литография - Москва, 2009. - 624 c. Бо Валерий Флирт-Sex-Коммуникация; Феникс - Москва, 2009. - 240 c. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен; СПбКО - Москва, 2009. - 416 c. Бхаджан Йоги Коммуникация. Обвинение или освобождение; Йога Экс-Пресс - Москва, 2009. - 224 c. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация; Инфра-М - , 2008. - 272 c. Дементьев В. Непрямая коммуникация; Гнозис - Москва, 2013. - 376 c. Зинченко В. Г., Зусман В. Г., Кирнозе З. И. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме; Флинта - Москва, 2008. - 224 c. Исаева Т. Е. Речевая коммуникация в туризме; Дашков и Ко, Наука-Спектр - Москва, 2009. - 240 c. Медведева Е. В. Рекламная коммуникация; ЛКИ - Москва, 2008. - 280 c. Мерманн Элизабет Коммуникация и коммуникабельность; Гуманитарный центр - Москва, 2012. - 296 c. Михеева Н. Ф. Испанский язык и межкультурная коммуникация; Либроком - Москва, 2009. - 272 c. Мошняга Е. В. Межкультурная коммуникация и диалог культур в сфере международного туризма; Логос - Москва, 2011. - 176 c. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество; Аванти плюс - Москва, 2012. - 432 c. Негус Кейт , Пикеринг Майкл Креативность. Коммуникация и культурные ценности; Гуманитарный центр - Москва, 2011. - 300 c. Пашенцев Е. Н. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация; Международный центр социально-политических исследований и консалтинга - Москва, 2012. - 396 c. Персикова Т. Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура; Логос - Москва, 2008. - 785 c. Подгурецки Юзеф Социальная коммуникация; Гелиос АРВ - Москва, 2008. - 160 c. Романов А. Ю. Межпоколенческая коммуникация; Либроком - Москва, 2009. - 256 c. Рязанцева Т. И. Гипертекст и электронная коммуникация; ЛКИ - Москва, 2010. - 256 c. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация; Инфра-М, Альфа-М - Москва, 2010. - 288 c. Сатир Вирджиния Коммуникация в психотерапии; Институт общегуманитарных исследований - Москва, 2011. - 474 c. Сомкова О. Н. Образовательная область "Коммуникация"; Детство-Пресс - Москва, 2012. - 830 c. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация; М.: Московский Университет - , 2012. - 352 c. Шик Зигфрид Коммуникация и пиар в организации; Гуманитарный центр - Москва, 2012. - 264 c. Шнейдер В. Б. Коммуникация, нормативность, логика; Издательство Уральского Университета - Москва, 2011. - 250 c. Щетинина А. Т. Английский язык. Перевод, межкультурная коммуникация и интерпретация языка СМИ; СПбКО - Москва, 2008. - 160 c. |