Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3 Воплощение мотива двойничества в творчестве Ф.М.Достоевского

  • асадбек 2. Титульный лист Оглавление


    Скачать 428.64 Kb.
    НазваниеТитульный лист Оглавление
    Дата24.05.2022
    Размер428.64 Kb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаасадбек 2.rtf
    ТипДокументы
    #547920
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    2.2 Отражение феномена двойничества в произведениях Сергея Есенина
    В контексте изучаемого феномена двойничества, с наибольшей остротой обнаружившегося на рубеже 19-20 веков, я обращаюсь к творчеству Сергея Александровича Есенина, в художественном сознании которого данный феномен проявляется особенно ярко. Я попробую проследить эволюцию двойничества на примере его заключительного произведения «Черный человек».

    Основной чертой, неким стержнем всего творчества Есенина была его трагедия – трагедия человека, оказавшегося в промежутке между двумя эпохами в период великой исторической ломки. Его сознание особенно живо, болезненно воспринимало все происходящее вокруг и это отражалось в его творчестве, в котором воплощалось его трагическое мироощущения.

    Личность Есенина и его творчество можно назвать наиболее ярким примером проявления двойничества. Трагедия Есенина, погубившая его, заключалась именно в двоении его сознания на резко полярные полюса, олицетворяющиеся по его же словам, в образе «ангелов» и «чертей», которые постоянно противостояли друг другу в его душе, вели непрестанную борьбу. Это душевное раздвоение отразилось во всем творчестве поэта, которое, по сути, является автобиографией его души, не находящей себе покоя в этом бушующем мире. Другими словами можно сказать, что в своем творчестве Есенин откровенно описал причины, пути раздвоения своего сознания.

    Прежде чем я перейду к подробному анализу творчества С. Есенина, необходимо указать на то, что, обращаясь к мотиву двойничества, он опирался на созвучные в этом плане произведения других авторов.

    Можно утверждать, что влияние на творчество С. Есенина литературных традиций было велико. Основываясь на документальных фактах, мы можем говорить о большом влиянии, которое оказали как на сознании поэта, так и на его творчество такие гении русской литературы, как, например, Пушкин и Лермонтов, Гоголь.

    Творчество Сергея Есенина охарактеризуется как неоднозначное, сложное, загадочное явление в русской поэзии.

    Личность поэта в оценках современников представляется крайне противоречивой. Одни говорили о его обаянии, привлекавшем к нему самых различных людей, о его добром, необыкновенно отзывчивом отношении к людям. Другие называли его буйствующим скандалистом, живущим «в красном тумане особого, русского пьянства», говорили о его подозрительности и мнительности в отношении с людьми.

    Таким образом, можно говорить о раздвоении личностного сознания поэта. Также и на всем его творчестве лежит отпечаток его душевной раздвоенности, порожденной мучительной потребностью понять себя, мир, который его окружает, найти свое место в нем.

    В раннем творчестве поэта прослеживается раздвоенность его внутреннего мира: с одной стороны, лирический герой Есенина предстает тихим и кротким, как и горячо любимая им родина, исполненным грусти, благоговения. С другой стороны, неоднозначность поэта проявляется в жизнеутверждающем, светлом начале, в спокойном умиротворении. Лирический герой поэта безмятежно и радостно взирает на жизнь.

    Также в ранней лирике Есенина уже намечаются те мотивы тоски, безысходного отчаяния, которые будут характерны для его дальнейшего творчества.

    Проблематика в творчестве Есенина связана с отражением кризисного сознания современного человека, с феноменом «отчуждения» и «самоотчуждения» личности, переживающей драму потери своих корней, связи с миром. Кризисное состояние духа обуславливается обострением внутренней дисгармонии личностного сознания, что может привести к раздвоению личности.

    Яркий пример такого самоотчуждения мы наблюдаем в есенинской поэме «Черный человек», в образе его демонического двойника.

    Но предвестники этого «черного» двойника появляются в поэзии Есенина и гораздо раньше, начинают прослеживаться в его ранних произведениях.

    Впервые трагический феномен «самоотчуждения» запечатлен в стихотворении «День ушел, убавилась черта…» (1916 год). Также показательно в этом плане еще одно стихотворение Есенина – «Слушай, поганое сердце» (1916), где мы встречаемся с системой двойников, с взглядом на себя со стороны, из «зазеркалья».

    Итак, можно сказать, что феномен двойничества был присущ художественному сознанию Есенина изначально, проявляясь уже в его ранних произведениях. В дальнейшем, раздвоенность его внутреннего мира будет обостряться еще сильнее под влиянием внешних обстоятельств. В его творчестве все более явственно будет ощущаться присутствие его «черного» двойника, порожденного сумятицей в душе поэта.

    На раздвоение сознания Есенина большое влияние оказывает революция 1917 года, оценки которой в его творчестве были крайне противоречивыми.

    Произошедший переворот всколыхнул сознание народа. Не мог остаться к нему безучастным и Есенин. Все коренные изменения, происходящие в стране, еще больше расшатали его душевную неустойчивость, породили в его душе новые сомнения.

    Это время всеобщего хаоса оказалось очень удачным для того, чтобы наружу беспрепятственно смог выйти его «двойник» – «Черный человек», который будет преследовать поэта до конца его жизни, то, подавляя своим напором, то, немного отходя в сторону. «Двойник» этот выступает в образе «хулигана», дебошира, поражающего окружающих своей грубостью и дерзостью. Этому «черному двойнику» противостоит светлый образ измученной, страдающей души поэта.

    Итак, причина душевного кризиса Есенина в большой мере была обусловлена его растерянностью перед «Бурей революцией», перед «роком событий». Он очень болезненно ощущал затерянность отдельного человека в этой «буре», полную оторванность от мира, от своих корней, от всего того, на что раньше он мог опереться.

    Кульминацией трагического накала душевных страстей поэта, наибольшего проявления его раздвоенности, отчуждения от самого себя является его поэма «Черный человек», окончательно завершенная им в ноябре 1925 года, незадолго до гибели. Здесь уже очень отчетливо проявляется его «черный двойник», который не давал ему покоя на протяжении многих лет. Есенинский Черный человек – это часть самого поэта, его двойник, которому он отдает самое дурное, уродливое, что есть в нем. Поэма является собой поэтический вариант духовной автобиографии поэта, опыт его трагически глубокого самопознания.

    В центре поэмы оказывается трагический феномен «самоотчуждения», принимающий характер раздвоения личностного сознания. Есенин строит свое произведение, как исповедальный диалог, олицетворяя темные, болезненные стихии души лирического героя в образе его демонического двойника – «Черного человека», который терзает свою жертву, обвиняя ее во всех смертных грехах: лицемерии, расчетливости, распущенности.

    Разрыв между сущностью и существованием начинается для героя с болезненного, отчужденного восприятия своего внешнего «я»:

    « …Голова моя машет ушами

    Как крыльями птица.

    Ей на шее ноги

    Маячить больше невмочь …».
    И заканчивается смертельной дуэлью со своим внутреннем alter ego, явившемся к нему из темных глубин зазеркалья:
    « … Я взбешен, разъярен,

    И летит моя трость

    Прямо к морде его,

    В переносицу …».
    В поэме «Черный человек» Есенину, благодаря своему двойнику, приходиться заглянуть за грани реального, ощутить себя отпеваемым заживо, увидеть «мерзкую книгу» своих проступков и прегрешений:
    « … Черный человек

    Водит пальцем по мерзкой книге

    И, гнусавя надо мной,

    Как над усопшим монах,

    Читает мне жизнь

    Какого – то прохвоста и забулдыги,

    Нагоняя на душу тоску и страх …».
    Именно в эти минуты демонизм внешних сил бытия сталкивается со своим внутренним проявлением – двойничеством, вызывая в человеке поистине мистический ужас перед натиском стихии.

    Есенинский «Черный человек» представляет собой фонтом «не подлинного» существования, которому лирический герой отчаянно пытается противостоять, вступая в бескомпромиссный поединок с «черным» призраком.

    «Черный человек» – двойник самого поэта, обвиняет его в двоедушии, лицедействе, самообольщении, иронизирует по поводу его жизненных принципов:
    « … Счастье – говорил он, -

    Есть ловкость ума и рук.

    Все неловкие души

    За несчастных всегда известны.

    Это ничего,

    Что много мук

    Приносят изломанные

    Лживые жесты…».
    Также двойник Есенина с пренебрежением отзывается о даровании поэта, оценивая его поэзию, как «дохлую, томную лирику». Для Есенина, который готов был «всю душу выплеснуть в слова» – это горькое признание.

    Ночной гость в своих обвинениях беспощаден:
    «…Словно хочет сказать мне,

    Что я жулик и вор,

    Так бесстыдно и нагло

    Обокравший кого – то…».
    Важно подчеркнуть: «черный человек» не произносит подробных слов, их договаривает за него сам лирический герой, «вычитывая в его обличающих монологах некий недосказанный, лишь им двоим ведомый смысл». И это неслучайно, потому что переживание Двойника тесно и остро связано с сомопереживанием, отношением человека к самому себе, к тому в себе, что он знает, но не любит и не может признать.

    Феномен двойничества, проявляющийся в олицетворении тёмных сторон сознания Есенина, в поэме «Черный человек» выражен наиболее ярко, отчетливо.Ночной гость является лирическому герою не как бесплотный призрак его больного, раздвоенного сознания, а как вполне самостоятельный субъект. Лишь постепенно, финалу поэмы выясняется что это «двойник – самозванец», оптический подлог зеркального отражения.

    Важно заметить, что выявлению природы духовного конфликта героя произведения со своим двойником способствует эффект «двойного узнавания». Лирический герой вначале с чувством внутреннего протеста узнаёт себя в неком третьем – «прохвосте и забулдыге», в «авантюристе», о котором ведёт речь ночной визитёр. В финале, когда в разбившемся зеркале исчезнет дьявольское наваждение, произойдет еще одно – на этот раз действительно трагическое узнавание своего второго «Я» в облике исчезнувшего в зазеркалье недавнего оппонента. При свете утра станет очевидным, что навязчивый ночной гость не противник, пришедший из внешнего мира, а посланник неких демонических стихий из глубин его собственной души:
    «…Я в цилиндре стою.

    Никого со мной нет.

    Я один…

    И разбитое зеркало…».
    Драматическая философия поэмы Сергея Есенина имеет ярко выраженную этическую окраску. «Чёрный человек» раскрывает перед взором своего собеседника изнанку его собственной души, поднимая со дна памяти то, что казалось давно забытым. Тем самым, вопреки своей злой демонической природе, он выполняет своеобразную этическую миссию, заставляя героя вступить в нравственный диалог со своим истинным, незримым оппонентом – совестью.

    Нужно сказать, что поэма Сергея Есенина «Черный человек» предельно остро выражает всё то, что мучило его на протяжении многих лет – душевное противоречие, невозможность примириться с самим собой, понять себя. Его поэма является результатом всего его творчества, она создавалась автором на протяжении долгого времени.

    Таким образом, в поэме «Черный человек» предельно и наиболее чётко обозначен феномен двойничества. Эта поэма как бы подводит итог всему творческому пути Есенина. Двойник, мучивший Есенина всю его жизнь, и так или иначе проявляющийся во многих его произведениях, в поэме «Черный человек» материализуется, предстаёт перед поэтом во плоти. Есенин открыто признаётся самому себе и всему миру в своём раздвоении, ибо его двойник настолько тяготит его, что он уже не может с ним справиться.

    Таким образом, рассмотрев творчество С. Есенина, я проследила эволюцию мотива двойничества, являющего для него основным.

    Итак, во второй части данной главы моей работы я остановилась непосредственно на рассмотрении феномена двойничества в культурном сознании Серебряного века.

    Я выяснила, что феномен двойничества связан с общей неустойчивостью, нестабильностью данного периода культурно – исторического развития, что в свою очередь порождает утрату внутренней целостности личности.

    Итак, проследив эволюцию мотива двойничества в творчестве Сергея Есенина, я на конкретном примере подтвердила тот факт, что этот феномен в культуре Серебряного века является основополагающим для мировоззрения данной эпохи.

    Творчество С. Есенина, полное трагизма, характеризуется раздвоением его личностного сознания, отчуждением от своей сущности, и это связано, прежде всего, с кризисным сознанием самой эпохи.
    2.3 Воплощение мотива двойничества в творчестве Ф.М.Достоевского
    Одной из основных проблем творчества Федора Михайловича Достоевского является раскрытие им трагизма существования человека его эпохи. «Человек есть тайна, - писал Достоевский,- я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

    Творческое сознание писателя чутко реагировало на открывающееся ему в той или иной форме разительное несходство между его идеальными представлениями, мечтаниями о предназначении человека на земле и реальным существованием людей в мире. Это несоответствие трагически воспринималось Достоевским.

    Говоря об особенностях эстетики Достоевского, можно утверждать, что ее неотъемлемый элемент – признание писателем своей эпохи эпохой глубочайшей общественной, нравственной и эстетической дисгармонии, всю напряженность и трагический характер которой должны выразить современные искусство и литература.

    Именно поэтому Достоевский основой своей художественной концепции избрал отдельную личность с ее непримиримым разладом. Дисгармоническая современная действительность с ее напряженностью и беспокойством, ее безднами и порывами к идеалу стала для Достоевского источником творческого вдохновения.

    Жизнь современной эпохи изменяет личность человека, отравляет его, извращает его чувства и страсти – таков вывод, к которому приходит Достоевский. Писатель в своем творчестве показывает, как современная действительность влияет на человека, обуславливая разлад его сознания, его внутреннего мира, отчуждения от самого себя.

    Бездушие общества, по мнению Достоевского, ставит человека, теряющего чувство уверенности в себе в положение, где он, как выход, часто избирает скрытый в себе сумрачный мир подавленных желаний, нездоровых фантазий и грез. Там он тешится бесплодными мечтаниями, живя бесплотными образами призрачных надежд. Таким образом, мы видим реализующееся в творчестве Достоевского опять то же знакомое нам раздвоение мира, которое было актуальным мотивом для творчества зарубежных романтиков, Лермонтова, Есенина. Но своеобразие двоения мира у Достоевского заключается в том, что он двоится лишь в сознании его героев. Если у Есенина срывается с привычных точек вещественная обстановка, окружающая человека, то у Достоевского она остается на своем месте, срываясь в сознании человека.

    Феномен двойничества в творчестве Достоевского связан с обращением писателя к внутреннему миру своего героя, к глубокому познанию его психики. Достоевский в своих произведениях со всеми подробностями показывает, как под влиянием бездушного общества, дисгармонической действительности сознание человека не выдерживает, и вследствие этого раздваивается, порождая на свет своего двойника, собственную противоположность себе самому.

    Мотив двойничества в творчестве Достоевского преломляется во многих его произведениях в той или иной степени. В центре художественного мира Достоевского, как и в философии – человек, замкнутый в собственном существовании, что обусловлено конфликтом личности и общества. В связи с религиозным кризисом еще больше обостряется общая неуверенность, неустойчивость человеческого сознания.

    Наиболее ярко характерные черты феномена двойничества воплотились в романе Достоевского «Преступление и наказание». Это психологический и социальный роман. Причём психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф.М. Достоевский показывает внутренний мир человека и среду, в которой тот находится, исследуя их взаимодействие. Мысль о преступлении зародилась у Раскольникова в тот момент, когда Родион задумался о значении человека в жизни, о своём положении среди людей. Причина убийства - это теория, родившаяся в уме и душе Раскольникова. Это мысль о том, что есть люди, «право имеющие», и «материал», и что он, возможно, принадлежит к высшей категории. Герой пытается доказать себе, что это так, но тщетно. Всем ходом романа Ф.М.Достоевский развенчивает теорию Раскольникова. Один из приемов разоблачения антигуманной сущности теории – это использование системы двойников.

    Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его «двойниками»: в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности шестидесятых годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, «заблуждения».

    К двойникам Раскольникова можно отнести П.П.Лужина, Свидригайлова, следователя Порфирия Петровича, Соню Мармеладову, студента, встреченного в распивочной. Попробуем определить, почему каждый из этих людей является двойником героя, и понять, как они повлияли на Раскольникова.

    Зайдя однажды в распивочную, куда Родион заходил крайне редко, он услышал спор. Один из оппонентов говорил, что если бы была его воля, то он избавился бы от одной старухи-процентщицы, которая чрезвычайно скупа и бесцельно проживает жизнь, мучая окружающих и близких. Студент говорил, что убить процентщицу - благое дело, поскольку через ее смерть получат средства к существованию множество обездоленных семей. Грех окупится сполна.

    Раскольников внимательно слушал оратора. Позже он часто вспоминал этот вечер. Те мысли, которые он вынашивал и которых, возможно, боялся, были услышаны им из уст незнакомого человека. Эта встреча с "двойником" только подтолкнула Раскольникова к убийству. Он до того момента лишь думал о своей теории, не решаясь доверить её кому-либо открыто. И вот перед ним единомышленник. Конечно, будь этот случай раньше, до создания теории, вряд ли он обратил бы внимание на хмельные речи студента. Но сейчас случайно услышанное подтверждение собственных мыслей действует на Раскольникова иначе: он воспринимает этот случай как провиденье, как некий знак его правоты.

    Как это ни удивительно, своеобразным двойником Раскольникова является самый сильный его «противник» - Порфирий Петрович. Несмотря на то, что это разные люди, между ними много общего. Сходство в мышлении героев, в их психологии. Порфирий Петрович старше Раскольникова. Но в молодости он тоже создал подобную теорию. Поэтому, собрав факты преступления, он без труда вычислил убийцу. Порфирий Петрович видел перед собой такого же, как и он сам в молодости, а поэтому прекрасно понимал психологию Раскольникова. Он не сомневался в виновности Родиона. Насколько точно Порфирий рассказывает убийце о преступлении! Все описывает просто с ужасающей точностью, до мельчайших подробностей. Это не только результат логических размышлений, но и воспоминаний. Однако, на мой взгляд, есть ещё сходство у этих героев. Оба они очень человечны. У этих людей есть совесть и сострадание. Но ведь Раскольников мучается, он старается искупить грех, душевные страдания заставляют его сделать массу ошибок, косвенно подтверждающих его вину. А Порфирий Петрович, зная, что испытывает Родион, пытается не только доказать вину Раскольникова, но и помочь ему. В конечном счете, Порфирий Петрович сделал очень много, чтобы герой признал свою вину и раскаялся.

    Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин и Свидригайлов. Роль первого – интеллектуальное снижение идеи Раскольникова, такое снижение, которое окажется морально невыносимым для героя. Роль второго – убедить читателя в том, что идея Раскольникова ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности.

    Лужин – самый ненавистный Достоевскому персонаж. . Живя в провинции он начинает копить деньги, надеясь на место в высшем обществе. О Петре Петровиче читатель впервые узнаёт из письма матери Раскольникову. А встречаются они сразу после болезни Родиона - Лужин приходит знакомиться с будущими родственниками. С начала беседы Раскольников ожесточается против Лужина, а причиной тому является теория "целого кафтана". Лужин - двойник Раскольникова, а его теория - аналог теории героя, чего не мог не заметить и не ужаснуться этому герой. Теория "целого кафтана" заключается в том, что любой человек должен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные средства. Раскольников с ужасом слушает Лужина. В словах Петра Петровича он узнаёт свою теорию, только опошлённую и сниженную до бытового уровня понимания. Исчезла пафосность, а смысл остался. Те же категории людей - слабые и сильные, то же право сильных вершить судьбы слабых. Деловой человек Лужин с его «экономическими теориями», оправдывающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, оттеняет бескорыстие помыслов Раскольникова. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно «проливать кровь по совести», мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, и движет не просто расчет, а заблуждение, «помрачение ума».

    По сути, Раскольников мало чем отличается от лживого и лицемерного подлеца Лужина. Он и сам интуитивно чувствует в Лужине родственную душу, хотя на словах готов презирать его, обличать низость и подлость. Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения, которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин – погубить Соню, поскольку они обаисходят из неверной посылки, что они лучше других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами.

    Таким образом, на примере Лужина Достоевский показывает, что теория Раскольникова, изначально появившаяся как протест против общества, унижающего и уничтожающего слабых и бедных, оборачивается пренебрежением жизнями именно этих "униженных и оскорбленных".

    Другим двойником Раскольникова является Аркадий Иванович Свидригайлов. Восприятие этого человека неоднозначно. С одной стороны, это подлый, мерзкий, грязный человек, погубивший Марфу Петровну и пытавшийся загубить жизнь Дуни. Таким он представляется Раскольникову. Но ведь он помогает детям Катерины Ивановны и Сонечке. Это человек, который в жизни все повидал, узнал, испробовал, которому все надоело. Он нравственный нигилист, безыдейный и бессмысленный злодей.

    Свидригайлов – идейный двойник Раскольникова. Его теория состоит в том, что «единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша». Но это чрезвычайно безнравственный человек, поэтому для него хороша любая цель, которую бы он перед собой ни поставил. Свидригайлов – человек без совести и чести – как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов - самый мучительный для Раскольникова «двойник», потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов – это своеобразный «черный человек», который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они «одного поля ягоды», и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой. Раскольников все время стремится разорвать ту нить, которая внутренне связывает его, совершившего преступление, со Свидригайловым. Во сне Раскольникова после появления Свидригайлова проходит мучительный образ убитой старухи. Черты человека, одержимого идеей обогащения и самоутверждения, добровольно отказавшегося от любви и счастья, частично воплощаются в Раскольникове.

    Мир Раскольникова и Свидригайлова изображается Достоевским с помощью целого ряда сходных мотивов. Самый важный из них - то, что оба разрешают себе «переступить». Ведь Свидригайлов нисколько не удивлен тем, что Раскольников совершил преступление. Для него преступление – нечто, вошедшее в жизнь, уже являющееся нормальным. Его и самого обвиняют во многих преступлениях, и он прямо их не отрицает. Как и все двойники у Достоевского, Свидригайлов и Раскольников много думают друг о друге, за счет чего создается эффект общего сознания двух героев. По сути, Свидригайлов является воплощением темных сторон души Раскольникова. Он, как и Раскольников, отвергает общественную мораль и растрачивает свою жизнь на развлечения. Свидригайлов виновен в смерти нескольких людей, его совесть лежит где-то на глубине его души, она спрятана далеко, чтобы муки не могли растревожить ее. И только встреча с Дуней пробуждает в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, приходит к нему слишком поздно.

    И Раскольников, и Свидригайлов испытывают сильнейшие муки совести, они раскаиваются в содеянном и пытаются исправить положение. И, казалось бы, встают на путь истинный. Но душевные терзания вскоре становятся невыносимыми. У Свидригайлова не выдерживают нервы, и он заканчивает жизнь самоубийством. Раскольников с ужасом понимает, что с ним может произойти то же самое, и, в конце концов, признается в содеянном.

    Тот общий знаменатель, к которому приравниваются эти три ненавидящие, презирающие друг друга человека – это их чудовищный эгоизм, самолюбие, гордыня. Все они живут лишь для самих себя, душа каждого из них находится в состоянии раскола, распада. Лужин прячет, маскирует свои низкие поступки; Свидригайлов находится уже по ту сторону добра и зла, он – сознательный злодей, а Раскольников, «переступив черту», все еще сомневается в правильности того, что совершил, его мучает совесть, а значит, в его душе еще теплится искра надежды на Воскресение. Раскольников совершает долгий и мучительный путь, в конце которого ждет покаяние и новая жизнь.

    Важную роль в воскрешенье души Родиона сыграла также Соня Мармеладова, которая тоже является двойником Раскольникова. О Соне герой узнает из рассказа Мармеладова, который поведал ему историю своей семьи, о жертве, которую принесла Соня ради близких. Она "переступила" через себя ради других.

    Поступки Сони и Раскольникова противоречили их сущности, но в определенный момент они оба совершают преступление против себя ради достижения более важных, как им казалось, целей. Оба лишь внешне переходят границу, но внутренне не могут ее переступить, поэтому страдают.

    Соня начинает играть активную роль в момент раскаяния Раскольникова, видя и переживая чужие страдания. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она помогает ему превозмочь самого себя и сделать шаг к воскрешению. Идеи автора в романе воплощаются в реальность как раз с помощью образа Сонечки Мармеладовой. Именно Соня является воплощением хороших сторон души Раскольникова. И именно Соня несет в себе ту истину, к которой через мучительные искания приходит Родион Раскольников. Так освещается личность главного героя на фоне его взаимоотношений с Мармеладовыми.

    С помощью героев-двойников Раскольникова Ф.М. Достоевский подводит своего героя к переосмыслению прежних взглядов. Только один закон может быть мерилом поступков человека – закон нравственности, основанный на христианской религии, на стремлении к поиску в себе Бога. Ставить себя вместо Бога – это ли не величайшее из преступлений, ведь следствие этого – полная безнаказанность, вседозволенность и потеря человеком всех моральных ориентиров.

    «Преступление и наказание» - это трагедия не только характера, но и времени. Герои стремятся начать новую, чистую жизнь, однако не останавливаются перед преступлением. Но каждое преступление влечет возмездие. Достоевский развивает идею искупления преступления страданием. В романе эта идея выражена через образы Сони, Порфирия Петровича, Миколки, взявшего на себя преступление Раскольникова и решившего пострадать. Мысль об очищении страданием как о пути нравственного совершенствования, избавления от зла - одна из самых заветных и любимых мыслей писателя.

    Таким образом, сопоставление Раскольникова с другими героями глубоко связано с философским смыслом романа, что помогает еще больше раскрыть смысл феномена двойничества.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта