Главная страница
Навигация по странице:

  • Объективная диалектика

  • Эмпиризм

  • Иррационализм

  • Уровни познания

  • Уровни научного познания

  • Наблюдение

  • Эксперимен

  • Синтез

  • Теоретический уровень

  • Формализация

  • Синте

  • Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество

  • МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КОСМОС, ПЛАНЕТА, МИР

  • МАКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

  • МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

  • юдинаа 2. Тк 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела ii


    Скачать 25.1 Kb.
    НазваниеТк 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела ii
    Дата25.03.2023
    Размер25.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаюдинаа 2.docx
    ТипИнструкция
    #1013960

    ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II

    «Основные проблемы философии».

    Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13), материалам основной и дополнительной литературы. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию, задание необходимо выполнять САМОСТОЯТЕЛЬНО, за идентичные ответы снижаются баллы.
    Вариант 1.


    1. Онтология:

    - Дайте определение понятия «бытие».

    - Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек».
    Бытие – одна из основных категорий философии. Проблема бытия возникла, когда философия попыталась ответить на вопросы, что такое мир и что такое человек.

    Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом.

    Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей.

    Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Гераклит утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие. Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик

    Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. 

    Причем, согласно материализму, бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия. Диалектика — это философское учение о развитии всех форм бытия и одновременно — его познания и преобразования.

    Учение диалектики прошло три этапа развития: стихийная диалектика древних, диалектика немецкой классической философии, материалистическая диалектика. Диалектика разделяется на объективную и субъективную диалектику.

    Объективная диалектика — это порядок, логика объективных процессов движения, изменения, развития, взаимодействия.

    Субъективная диалектика — это диалектика мышления как отражение этих объективных процессов в формах знания.

    И в объективной, и в субъективной формах диалектика есть целостная система законов, принципов и категорий.

    1. наука о наиболее общих законах развития природы, человека и общества и познания

    2. общение с собеседником с целью обретения им истины.

    3.диалектический материализм; 
    Основные формы бытия:
    1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

    2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

    3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

    4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.


    1. Гносеология:

    - Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий.

    - Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами.
    Теория познания– раздел философского знания, в котором исследуются вопросы о природе, источниках, границах, достоверности и истинности человеческого познания.

    Наряду с термином «теория познания» используют обозначения гносеология. Центральными для гносеологии являются понятия знания и познания, которые соотносятся как результат и процесс.

    Термин «теория познания» был введен в философию относительно недавно – в середине ХIХ века. Первая систематически и синтетически продуманная философская теория познания была создана И. Кантом в конце 18 столетия. Но более распространенная теория познания оформляется в Европе в 16-17 веках в трудах двух крупнейших европейских мыслителей Нового времени - Ф. Бэкона и Р. Декарта. 

    Именно наука, основанная на строгих экспериментальных и теоретических методах получения и обоснования знания, приобретает особую общественную ценность. Основные философские теории познания:

    Эмпиризм - единственный источник знания – опыт 

    Сенсуализм – единственный источник знания – ощущения человека 

    Рационализм - единственный источник знания – разум человека 

    Иррационализм – отрицает возможность рационального познания мира, источник знания – откровение, вера, инстинкт.

    Познание - процесс целенаправленного активного отображения деятельности в сознании человека.

    Уровни познания: чувственное (формы: ощущение, восприятие, представления) и рациональное (формы: понятие, суждение, умозаключение).

    Научное познание-возникает на определенном этапе развития общества и имеет свою специфику.

    Уровни научного познания (формы: факт, проблема, идея, гипотеза, теория): эмпирическое и теоретическое.

    Эмпирический уровень (отражение внешних признаков, сторон, связей, предметов и явлений; получение научных фактов, их описание и систематизация), методы:

    Наблюдение-целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них

    Измерения-определение отношения измеряемой величины к эталону

    Описание-является продолжением наблюдения, оно является формой фиксации информации наблюдения

    Эксперимент-изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях

    Анализ-процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части

    Синтез'>Синтез-соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое

    Дедукция-движение от общего к частному

    Индукция-движение от частного к общему утверждению

    Теоретический уровень (объяснение фактов, отражение существенных связей, открытие законов; систематизация знаний, формирование теорий), методы:

    Идеализация-создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней. Абстрагирование-отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны

    Формализация-отображение знания в знаковом, символическом виде

    Моделирование-создание и изучение заместителя объекта

    Анализ-процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части

    Синтез-соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое

    Дедукция-движение от общего к частному

    Индукция-движение от частного к общему утверждению


    1. Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество:

    - Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность».

    - Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе.

    - Какие критерии личности выделяет современная философия?
    Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

    Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако, не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними, чтобы определить понятие «личность».

    Определение. Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

    Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

    Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

    Основные характеристики человека:

    особое строение организма;

    способность к трудовой деятельности;

    наличие сознания.

    Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

    Определение. Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

    Общие характеристики индивида:

    целостность психофизической организации организма;

    устойчивость по отношению к окружающей действительности;

    активность.

    Иначе, можно сказать, что индивид - это ``конкретный человек'' от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

    Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это социальная сущность человека.

    Определение. Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

    Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

    Сложнее определить понятие ``индивидуальность'', потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

    Определение. Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

    С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.

    МЕГАФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: КОСМОС, ПЛАНЕТА, МИР

    Космос Представляется вполне вероятным, что накопление новых знаний позволит содержательно охарактеризовать космос как мегафактор социализации возможно, что в отдаленной перспективе выявятся зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических влияний, что может стать одной из естественных основ индивидуального подхода в воспитании человека. Планета - понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое к ша­ру, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет - Земле в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

    Мир - понятие в данном случае социолого-политологическое, обо­значающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.

    МАКРОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    Страна- феномен географически-культурный. Это террито­рия выделяемая по географическому положению, природным услови­ям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (т. е. быть колонией или подопечной территорией). Природно-климатические условия тех или иных стран различ­ны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические условия и климат страны влияют на рождае­мость и плотность населения. Геоклиматические условия влияют на состояние здоровье жителей страны, распространение ряда болезней, наконец - на ста­новление этнических особенностей ее жителей.Таким образом, природно-климатические условия первоначаль­но определяют историческое развитие страны, но нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между геогра­фической средой и социально-экономическими процессами, куль­турным развитием страны, а тем более социализацией человека.

    Этнос - нация - явление историко-социально-культурное. Роль этноса как фактора социализации человека на протяже­нии его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой - не следует и абсолютизировать.

    Социализация в том или ином этносе имеет особенности, ко­торые можно объединить в две группы - витальные (буквально -жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства). Под витальными особенностями социализации в данном случае имеются в виду способы вскармливания детей, особенности их физиче­ского развития и т.д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя у есть и собственно межнациональные, но менее явно выраженные различия.

    Общество - представляет собой целостный организм со своими половозрастной и социальной структурами, экономикой, идеоло­гией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

    Качественные характеристики полоролевой структуры общества влияют на стихийную социализацию детей, подростков, юношей, в первую очередь, определяя усвоение ими соответствующих представ­лений о статусном положении того или другого пола, полоролевые ожидания и нормы, формирование набора стереотипов полоролевого поведения. Качественные особенности полоролевой структуры общества и их восприятие человеком могут оказать влияние на различные аспекты его самоопределения, на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения, на самоизменение в целом.

    Государство - можно рассматривать как фактор стихийной со­циализации постольку, поскольку характерные для него политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан, их развития и самореализации.Государство определяет возрасты: начала обязательного обучения (и его продолжительность), совершеннолетия, вступле­ния в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Государство осуществляет более или менее эффективную социально контролируемую социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных групп, так и создавая условия, кото­рые вынуждают организации, в чьи непосредственные функции это не входит, в той или иной мере заниматься воспитанием.

    МЕЗОФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    Регион - часть страны, представляющая собой целостную со­циально-экономическую систему, обладающая общностью экономической, политической и духовной жизни, общим историческим прошлым, культурным и социальным своеобразием.

    Регион - это пространство, в котором происходит социализация человека, формирование, сохранение и трансляция норм образа жизни, сохранение и развитие (или наоборот) природных и куль­турных богатств.

    Средства массовой коммуникации (СМК) - Рассматривая СМК как фактор социализации надо иметь в виду что непосредствен­ным объектом воздействия потока их сооб­щений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой комму­никации - читателей одной газеты, слушателей определенной ра­диостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. СМК выполняют в первую очередь рекреа­тивную роль, поскольку во многом определяют досуговое время­препровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, по­скольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

    Субкультура - автономное относительно целостное обра­зование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен­ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носите-

    лей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источ­ников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

    Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на­селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек­ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль­ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж­ники, филателисты, компьютерщики и т. д.).


    написать администратору сайта