ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II. Тк 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела ii Основные проблемы философии. Инструкция по выполнению задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу ii (темы 913), материалам основной и дополнительной литературы.
Скачать 20.36 Kb.
|
ТК – 16. Итоговое контрольное задание по темам Раздела II «Основные проблемы философии». Инструкция по выполнению: задание выполняется, опираясь на лекции по Разделу II (темы 9-13), материалам основной и дополнительной литературы. Необходимо выполнить один из вариантов задания, дав развернутые и обоснованные ответы на все вопросы в выбранном варианте. Выбор варианта осуществляется обучающимся по желанию.. Вариант 1. Онтология: - Дайте определение понятия «бытие». - Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек». Гносеология: - Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий. - Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами. Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество: - Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность». - Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе. - Какие критерии личности выделяет современная философия? Онтология: - Дайте определение понятия «бытие». Бытие - Объективная реальность (материя, природа), существующая независимо от нашего сознания, а также материальные условия жизни общества. В философии слово «бытие» используется как один из возможных переводов греческого слова οντα (точнее: το ον и производных от него οντα и ειναι), корнеобразующего в слове «онтология» и рассмотренного выше. Т.е. бытие есть то же самое, что «подлинно сущее», «истинно сущее» и «основа сущего». Кроме того, словом «бытие», в частности, переводится греческое слово ουσια, которое во многих других случаях переводится как «субстанция». Таким образом, когда в философии используется термин «бытие» то подразумевается: • в узком смысле, основа сущего, или субстанция; • в широком смысле, существование мира как беспредельного и непреходящего целого. - Выделите основные формы бытия в системе «мир-человек». В целом, говоря о многообразных формах бытия существующих в системе «мир–человек», на основе логического обобщения их можно свести к четырем основным. – Во-первых, к бытию неочеловеченной («первой») и очеловеченной («второй») природы. Вещи, состояния, системы «первой» природы характеризуются тем, что существуют первично и независимо от человека, подчиняясь собственным закономерностям. Очеловеченная природа представляет комплексную природно-социальную реальность или мир культуры, состоящую из вещей, произведенных человеком с целью удовлетворения своих потребностей. – Во-вторых, к бытию человека. С одной стороны, человек как телесно-организованное существо включен в цепь объективных закономерностейнеорганической и органической природы, в общий процесс космической эволюции и полностью зависим от него. С другой стороны, как духовно-культурное существо человек способен реализовать себя всесторонним образом, быть свободным в своих проявлениях, а, следовательно, по своим сценариям активно изменять не только бытие окружающего мира, но и собственное бытие. – В-третьих, к бытию духовного, которое включает в себя единство всевозможных форм, состояний деятельности психики, сознания (чувств, мыслей, образов, идей, переживаний, верований, убеждений, оценок, стереотипов, норм, идеалов и т.д.) как отдельных людей, так и организованных в социальные группы, общество в целом. – И наконец, в-четвертых, к бытию социального, состоящего из бытия общества как исторически развивающейся системы, целостной совокупности социальных групп и форм совместной деятельности людей и бытия человека в структуре общественных отношений Гносеология: - Дайте определение понятий «знание», «познание» и «информация», обоснуйте разницу этих понятий. Знание – это индивидуальный и общественный опыт, предающийся посредством языка (знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания), структурированный и осмысленный в процессе познания. Познание – это есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира или иными словами процесс приобретения знаний. Информация – это сведения, совокупность каких-либо данных. В рамках системно-кибернетического подхода, рассматривающего растения, животных, человека, машины и пр. как сложные динамические или кибернетические системы, информация это набор сигналов, сообщений, способствующей саморегуляции и самоуправлению данной системы. - Выделите основные уровни познания и их формы, с примерами. Чувственное познание – непосредственное получение информации через органы чувств и деятельность нервной системы. Основными формам чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление. Ощущение представляет собой начальную форму чувственного познания и дает нам знание об единичных, отдельных свойствах предмета (например, цвет, форма, вес, величина, твердость, температура и т.д.). Но очевидно, что любой предмет обладает несколькими свойствами и признаками, а совокупность отдельных ощущений еще не дает знание предмета в его целостности. Ощущения соединяются (уже благодаря некоторой активности познающего субъекта – человека) в восприятия, благодаря которым мы получаем целостный образ предмета при взаимодействии с ним. Восприятие – это форма чувственного познания с помощью которой формируется целостное знание и понимание предмета. Как ощущение, так и восприятие – это формы знания связанные с непосредственным воздействием предмета на органы чувств. Приобретенное знание, в этом случае, теряется или нет? Очевидно, нет, ибо у человека сформировалась третья, высшая форма чувственно отражательной деятельности, получившая название – «представление». Представление – это форма чувственного познания, направленная на сохранение целостного образа в памяти и возможность его произвести. Например, Вы впервые держите в руках яблоко, первоначально Вы ощущаете его цвет, форму, вкус – это ощущения, вся совокупность ощущений составляет целостное восприятие предмета, а образ, который остается в памяти – представление. Ив следующий раз, когда Вам дадут, например банан, и скажут: «Возьми яблоко», Вы возразите, зная уже, что яблоко выглядит иначе. Необходимо отметить, что представление менее ярко, усреднено по сравнению с ощущением и восприятием, в нём меньше индивидуальных черт. Связь представления с объектами окружающего мира является опосредованной. Представления возникают без непосредственного контакта сознания с предметами и их свойствами. Для появления представления достаточно лишь слова, обозначающего предмет или какого–либо другого объекта, связанного с ним (принцип ассоциации). Однако представление ещё сохраняет образную предметную отнесённость к внешнему миру. Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью воображения. Воображение – это преобразующее отражение действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситуаций, не воспринимавшихся человеком. Но исходный материал воображения всё же берётся из реально прошедшего чувственного опыта. В ходе деятельности воображения могут быть построены представления о таких связях, существах, превращениях, ситуациях, которых нет в объективной действительности. И иногда им приписывается реальное бытие (процесс гипостазирования). Именно в ходе гипостазирования в сознании формируются образы сказочных фантастических персонажей, в том числе и образы богов. В целом, следует сказать, что чувственное познание – это ступень непосредственного отражения мира и получения знания о внешних, единичных, преходящих свойствах или признаках вещей. Оно может заметить многообразие и некоторую упорядоченность, сосуществование и последовательность вещей и событий, но чувства не могут перейти от явлений к сущности, от единичного к общему, от конечного к бесконечному, отличить событие, предшествующее наступившему, от его причины. Образы ощущений и восприятия не всегда адекватно отражают окружающую реальность. В этом случае мы имеем дело с иллюзиями, такими как плоская Земля, движение Солнца вокруг Земли, изломанная ложка в стакане с водой и т.д. Но ведь, с одной стороны, человек, помимо органов чувств, наделен еще способностью к мыслительной деятельности, отличающего его от животного мира, а с другой, в любом явлении всегда существуют как внешние, так и внутренние свойства; любой предмет есть единство результата и процесса, как случайных, так и необходимых характеристик. В этом плане, чувственная ступень познания не позволяет, по своей природе и сущности, проникнуть в глубинные, сущностные параметры бытия мира и познать законы его развития. А это оказывается возможным лишь с помощью рациональной или логической ступени познания. Рациональное познание – это опосредованное познание мира, с помощью мышления. Мышление может быть определено как активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанный с решением тех или иных задач. Мышление непосредственносвязано с языком, и носит как вербальный (речь), так и невербальный характер (письменный язык, язык информатики и пр.). Язык является одним из основных средств познания; например, когда мы размышляем о чём-то, мы пользуемся языком, проговаривая «про себя» внутренний монолог или записывая свои мысли. Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения, образования понятий. Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех свойств, связей, которые признаются в определённом отношении несущественными. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают в себе и известный отход от реальности, производят разрыв объективных связей; целостные предметы и отношения в мышлении предстают своими отдельными сторонами, фрагментами. Обобщающая способность мышления приводит к формированию понятий, являющейся первой формой рационального, логического познания. Понятие – это начальная форма рационального познания, в которой отражаются наиболее общие и существенные признаки предметов и явлений (например, понятия – «плод», «общество», «человек», «наука» и др.). Познавательная ценность понятий состоит в том, что с их помощью выделяются наиболее существенные, общие признаки в предмете, отвлекаясь от их частных, индивидуальных. Понятие характеризует не тот или иной предмет, а целый класс предметов, объединенных всеобщим признаком (например, человек как разумное существо, наделенное способностью к мыслительной деятельности). Если восприятие и представление имеют определенный аналог в действительности (можно указать на определенный, конкретный предмет, отображением которого они являются, например, понятие «яблоко»), то понятие такого аналога может и не иметь (например, в экономической науке, понятие «стоимость», в философии «бытие», «материя» и др.). Суждение – следующая форма рационального познания, в которой устанавливаются определенные отношения и связи между понятиями. В суждении всегда что либо отрицается, либо утверждается наличие того или иного отношения (например, сахар растворяется в воде, стол стоит на полу). Суждения могут быть оценены как истинные или ложные в соответствии с тем, насколько достоверно они отражают наличную ситуацию. На базе понятий и суждений формируются умозаключения. Умозаключение – это форма рационального познания, представляющие собой рассуждения, в ходе которых из одного и более суждений выводятся новые суждения. Характерными примерами умозаключений являются индуктивные и дедуктивные умозаключения, а также умозаключения по аналогии. Примером, дедуктивного умозаключения является следующий: Все студенты имеют зачетные книжки Иванов студент Значит, Иванов имеет зачетную книжку. В процессе познания, начиная от обыденно–практического до научного, мы оперирует всеми формами мышления. Именно они позволяютнам формировать целостное понимание мира и передаваться его посредством письменного и устного языка другим людям, в том числе от поколения в поколение. Однако в некоторых случаях оно может заменяться (помимо воли человека) интуитивным мышлением, характеризующимся быстрым решением задачи, при котором мышление пропускает промежуточные стадии рассуждения. Интуиция – это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуиция не опирается на логическое доказательство, которое подыскивается потом, post factum. Интуиция представляет собой некий инсайт, озарение, но ему должна предшествовать длительная подготовка, размышление над проблемой. При инсайте происходит внезапное и неожиданное для человека постижение связи между объектами, которая ранее не была заметна. В момент озарения совершается скачок в мышлении, с помощью которого субъект «пропускает» несколько этапов рационального рассуждения, приходя к конечному результату. Интуитивной способности человека свойственна неожиданность решения задачи и неосознанность путей и средств её решения. После интуитивного озарения человек убеждён, что обнаружил истину, однако некоторое время не может это рационально обосновать. Наиболее известными примерами научных открытий, сделанных интуитивно, являются открытие Архимедом закона о выталкивающей силе жидкости (вспомните знаменитое восклицание «Эврика!»), открытие Ньютоном закона всемирного тяготения при виде падающих яблок, открытие Ф. Кекуле циклической структуры формулы бензола в результате случайно возникшего в сознании исследователя образа змеи, кусающей собственный хвост. Социальная философия: учение об обществе. Человек и общество: - Дайте определение понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность». Индивид - отдельный организм, с присущей ему автономией, в частности человек как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность – это специфические природные и социальные качества и особенности человека (например, цвет глаз, способности и пр.). Личность – это человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. - Как связан процесс социализации и формирование личности? Выделите основные факторы социализации личности в современном обществе. Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. Основными факторами — механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно. В семье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. В школе, институте, СМИ формируются разнообразные знания. На работе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли.Роль перечисленных факторов в социализации человека опирается, по мнению Т. Парсонса, на несколько потребностно-когнитивно-оценочных механизмов. Подкрепление — процесс, связывающий потребность и ее удовлетворение, когда последнее усиливает стандарт поведения. Репрессия — умение отвлекаться от одной потребности ради другой. Замещение — процесс перемещения потребности с одного предмета на другой. Имитация — отвлечение знаний, умений, ценностей от процесса потребления и их самостоятельное рассмотрение. Идентификация — принятие ценностей и ролей данного общества как своих на основе взаимной привязанности воспитателя и воспитуемого. - Какие критерии личности выделяет современная философия? Философы Нового времени осмысливают исторический процесс уже в привычном для них линейном понимании развития истории, но пытаются выделять основные этапы не в зависимости от библейских сюжетов, а опираясь на критерии экономического, социально-политического и культурного уровня развития. Так в последней трети XVIII в. и на протяжении почти всего XIX в. наибольшей популярностью пользовалось периодизация, выделяющая периоды дикости, варварства и цивилизации(А.Фергюсон, Л. Морган, Ф. Энгельс), где под периодом цивилизацией понималось достижение определенного уровня, включая развитое земледелия и ремёсла, классовое общество, наличие государства, городов, торговли, частной собственности и денег, а также монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п. «Образцом» цивилизации для многих мыслителей являлся уровень и формы социального взаимодействия сложившиеся в европейской культуре, все же остальные народы причислялись либо к дикарям (например, индейцы), либо к варварам (например, русские). Подобная точка зрения получила наименования европоцентризма, и, не смотря на то, что в современном европейском сообществе декларируются иные принципы (включая идею равенства всех культур и народов) на практике мы зачастую наблюдаем абсолютно иную картину. Опираясь на выше рассмотренное понимание исторического развития, оформляется формационный подход или, уже неоднократно упоминаемая, теория общественно-экономических формаций К. Маркса, ставшая одной из наиболее влиятельных, как в исторической науке, так и в философии истории XX века (особенно в отечественной мысли). В рамках этой теории весь исторический процесс рассматривается как последовательная смена пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (включает две фазы – социализм и коммунизм). Маркс рассматривает общество как систему, взаимосвязь между элементами которой определяется экономическими отношениями, а основные этапы развития общества (формации) будут для любого народа обязательными. Сейчас большинством философов признано, что теория общественно-экономических формаций - западноевропейский феномен, в современных условиях не способный объяснить многие реалии и потому не выполняющий познавательной функции. Эта теория не только основана на теоретических выводах середины XIX в., но в силу этого не может объяснить многие возникшие противоречия в развитии современного общества. Справедливости ради, необходимо отметить, что К. Маркс не претендовал на то, чтобы его теорию сделали глобальной, которой подчиняется все развитие общества на всей планете. «Глобализация» его взглядов произошла позднее, благодаря интерпретаторам марксизма. В качестве альтернативы линейного и формационного пониманию развития истории, в конце XIX–начале ХХ века возникает культурологический подход к пониманию хода истории, который отчасти опирается на идею цикличности исторического процесса. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского (1822 –1885), О. Шпенглера (1880–1936), позднее А. Тойнби (1889–1975). По их представлениям основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга «культурно-исторические типы» (Данилевский), «культуры» (Шпенглер) или «цивилизации» (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение. |